Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф информационные технологии в социальной сфере



страница1/4
Дата26.06.2016
Размер0.58 Mb.
  1   2   3   4
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования «Мурманский государственный педагогический университет»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.Ф.4.ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности
040101 «Социальная работа»

Утверждено на заседании кафедры

социальной педагогики и социальной

работы социально-гуманитарного факультета

(протокол № 9 от 21 апреля 2008 г.)

Зав. кафедрой _______________Рыбкин В.Р.


СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО

КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ

«Информационные технологии в социальной сфере»

РАЗДЕЛ I. Программа учебной дисциплины

Структура программы учебной дисциплины
1.1.Автор-составитель программы:

Грашевская О.В., канд. ист.наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы.


1.2.Рецензенты программы:

Ефимова В.В., доцент, канд. эконом.наук, зав.кафедрой экономики Мурманского филиала Столичной финансово-гуманитарной академии.


Беспалая О.П., канд.философ. наук, доцент кафедры философии и социологии МГПУ


1.3. Пояснительная записка

Курс «Информационные технологии в социальной сфере» предназначен для студентов IV курса социально-гуманитарного факультета, обучающихся по специальности «040101 - социальная работа» (очная форма).

Социальная работа в России – одно из новых и активно развиваемых направлений профессиональной деятельности, для которой необходимо создание широкого спектра технологий, обеспечивающих эффективное решение профессиональных целей и задач. Одной из сложностей социальной работы, как отмечает Е.И.Холостова, является необходимость оперативного управления большими массивами информации, что связано с интегративностью социальной работы, широким полем профессиональных задач и постоянно совершенствующейся законодательно-нормативной базой профессии.
Главной целью курса «Информационные технологии в социальной сфере» является формирование у студентов системного представления о современных процессах развития глобального информационного общества, знакомство с информационными технологиями, используемыми в социальной работе.

Задачи курса:

- раскрыть сущность информатизации общества как социотехнического процесса;

- сформировать представление об основных этапах формирования информационного общества (в мире и в России) и проблемах общества и личности в условиях информатизации;

- изучить основные понятия теоретической информатики;

- сформировать представление о возможностях и особенностях использования информационных технологий в социальной сфере, при формировании социальной политики, прогнозировании социальных процессов и др.;

- познакомить со структурой и содержанием информации в базах социальных данных;

-исследовать возможности использования сетевых технологий в социальной сфере.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Учебный курс «Информационные технологии в социальной сфере» связан с такими дисциплинами, как философия, экономика, социология, технологии социальной работы, информатика и вычислительная техника. Данный курс направлен на освоение методологии и методики применения информационных технологий в социальной сфере и позволяет сформировать профессиональные качества специалиста, необходимые для эффективной работы в современной информационной среде.



Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

Знания и умения студентов, завершивших изучение курса «Информационные технологии в социальной сфере», должны соответствовать требованиям минимума знаний и умений Государственного образовательного стандарта.

Студенты должны знать:

- сущность, проблемы и противоречия информационных процессов в обществе на современном этапе;

- основные понятия теоретической информатики;

-возможности и особенности использования информационных технологий в социальной сфере;

- принципы построения электронных баз социальных данных, структуру и содержание информации в этих базах и технологии их использования в социальной сфере;

- возможности использования информационных технологий при организации дистанционно-заочной подготовки специалистов отрасли.


Студент должны уметь:

- ориентироваться в структуре основных социально-экономических, научно-технических и культурологических проблем современного общества, обусловленных его глобальной информатизацией;

- объяснить принципы использования информационных технологий в процессе принятия решений при управлении социальной сферой и входящими в нее структурами;

- самостоятельно использовать современные информационные технологии для своей деятельности в системе социальной работе.

В качестве основы программы курса «Информационные технологии в социальной сфере» использовалась примерная программа дисциплины, рекомендованная Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области социальной работы и утвержденная руководителем Департамента образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Л.С. Гребневым 27 июля 2001 г..

Также при составлении программы использовались:

1.Амелина Т.Л. Оноприенко В.А. Информационные технологии в социальной сфере: Учеб.-метод.материалы.– М., 2003.

2. Чернов Д.В. Информационные технологии в социальной сфере. Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения Института молодежной политики и социальной работы НГПУ по специальности «Социальная работа». – Новосибирск, 2004.


1.4. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины «Информационные технологии в социальной сфере» и общее количество часов в соответствии с ГОС ВПО специальности 040101 «Социальная работа»:

Индекс

Дидактические единицы

Всего часов

ЕН.Ф.04

Информационные технологии в социальной сфере. *

Использование информационных технологий для разработки стратегии и приоритетных направлений социальной политики.

Интегрированные информационные системы. Использование для решения задач отрасли.

Корпоративная отраслевая информационная вычислительная система. Автоматизация процессов принятия решений, повышение качества управления на основе оперативного анализа информации.

Распределенные базы данных. Пример использования при решении задачи государственного пенсионного обеспечения.

Компьютерные технологии разработки долгосрочных прогнозов социальных процессов.

Автоматизация управленческой деятельности учреждений сферы труда, занятости и социальной защиты населения.

Компьютерные технологии дистанционно-заочной подготовки персонала отрасли.





108




* Примечание: рекомендация УМО вузов России по образованию в области социальной работы.





1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы



Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Виды итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

СР

1.

040101 – социальная работа

4

8

108

50

20




30

58

экзамен



1.6.Содержание дисциплины

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).

Примерное распределение учебного времени




Наименование раздела, темы

Количество часов




Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.

раб.


1.

Тема 1. Информатизация общества как социотехнический процесс

10

4




6

8

2.

Тема 2. Основные понятия теоретической информатики

2

2







6

3.

Тема 3. Общество и личность в условиях информатизации

2

2







6

4.

Тема 4. Использование информационных технологий при формировании социальной политики, прогнозировании социальных процессов, управлении социальной сферой.

2

2







8

5.

Тема 5. Формирование единого информационного пространства социальной сферы с использованием современных информационных технологий.

6

2




4

4

6.

Тема 6. Информационные технологии при дистанционно-заочной подготовке специалистов отрасли.


6

2




4

8

7.

Тема 7. Программные средства обработки данных в социальной сфере.


6

2




4

6

8.

Тема 8. Технология работы с базами социальных данных.

6

2




4

6

9.

Тема 9. Использование сетевых технологий в социальной сфере.


10

2




8

6




Итого:

50

20




30

58

1.6.2.Содержание разделов дисциплины


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница