Учебно-методический комплекс дисциплины ен. В 2



страница1/4
Дата19.05.2016
Размер0.64 Mb.
  1   2   3   4
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.В.1.2 «Бионика»

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)

______________________________________________________________

050501 «Профессиональное обучение (дизайн)»

Утверждено на заседании кафедры

Технологии и дизайна

(протокол № 1от 01.09.2008 г.)

Зав. кафедрой

____________Е.Р.Стаценко



РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Автор программы: Спиренкова М.В.ст. преподаватель, Сидорович Е.А. ст. преподаватель кафедры ТиД.
1.2 Рецензенты:

Доцент, кандидат физико-математических наук Локоть Наталья Васильевна.

Директор МОУДОД «Художественная школа» Шагалина Е.А.
1.3 Пояснительная записка:

Целью курса является успешное овладение техническими знаниями и практическими навыками.

Задачей курса «Бионика» является подготовка квалифицированных специалистов, имеющих глубокие теоретические знания и твердые практические навыки.

Бионика относится к области человеческой деятельности, направленной на создание материальной среды жизни и деятельности человека, технического умения и художественного мастерства. Основной практической задачей Бионики является нахождение связи между живой природой и деятельностью человека—нахождение принципов формообразования, технолонии функционирования живой природы. Принципы живой природы рациональны и гармоничны, подчинение им требований производственных, социальных и бытовых процессов, эстетических свойств предметов—помогает разработке принципиально новых конструкций по технологическим и внешним признакам.



требования к уровню освоения содержания дисциплины (должны знать, должны уметь);

В результате изучения курса «Бионика» студенты должны знать историю науки, между предметные связи, способы реализации знаний о живой природе в проектной деятельности.

В результате изучения «Бионика» студенты должны уметь применять полученные знания на практике. Уметь моделировать внутреннее пространство, предметную среду жизни и деятельности человека пользуясь законами живой природы.

«Бионики» -- новое явление в науке и практике. Возможность поиска новых, функционально оправданных форм, отличающихся красотой и гармонией при помощи живой природы –важна. Поэтому решение современных проблем дизайна возможно только при полном овладении дизайнером всего комплекса технических и художественных знаний.

Место курса в общей системе подготовки специалиста: место курса в общей системе подготовки специалиста: Умение понимать языке природы, перерабатывать, синтезировать полученные сведения и применять на практике обязательны для любого квалифицированного специалиста, связанного с разработкой дизайнерских проектов. Правильное и глубокое понимание сведений, взятых у природы, является непременным условием создания дизайнерского проекта.
1.5 Объем дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение рабочего времени.


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс



Семестр



Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля


Трудоем

кость



Всего

аудит.



ЛК


ПР


ЛБ


Сам. Работа


1


050501 Профессиональное обучение (дизайн)

1


1


35


8


4


4




27


зачёт




1.6 Содержание дисциплины

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:



№ п/п


Наименование раздела, темы


Количество часов


Вариант 1


Вариант 2


Всего

ауд.



лк


ПР/СМ


ЛБ


Сам. раб.


Всего ауд.


ЛК


ПР/СМ


ЛБ


Сам. раб.


1

Введение
















3

1

2




9

2

Бионика в архитектуре
















3

2

1




9

3

Бионика в искусстве
















2

1

1




9



ИТОГО:

















8


4


4




27


Примечание:

Вариант 2 для специальности 030500.04 Профессиональное обучение (дизайн)


1.6.2 Содержание разделов дисциплины.

Раздел 1. Введение

1 экологические принципы. Постулат существования. Принципы экспансии.

2 «Бионика» как наука. Связь с науками (биология, кибернетика, химия, физика, судостроение, физиология, зоопсихология, приборостроение и т.д.)

3 история «Бионики». Копирование живой природы с древнейших времен.

4 копирование форм и конструкций. Опирание на добытые знания, преобразование, подражание.

Раздел 2. Бионика в архитектуре

1 Развитие теоретических взглядов. 3 хронологических этапа подражания живой природе.

2 Формирование теории органической архитектуры. Развитие теоретических взглядов.

3 Биоархитектура. Связь архитектуры и живой природы—принципы формообразования, технологии функционирования живой природы.

4 Строительное мастерство. Применение принципов живой природы в строительстве.

5 Биоматериаловедение. Изучение свойств биоматериалов и их «производных»-- тканей животных и растительных организмов.

6 Архитектурно-бионическая цитология охватывает специальные исследования и эксперименты для выявления всевозможных клеточных структур в живой природе.

7 Бионическая урбанистика выделяется как самостоятельная область архитектурной бионики , поскольку оперирует проблемами использования закономерностей живой природы в сфере градостроительства и более широких областях территориально-пространственного и инженерно-технического освоения мира.

8 Бионическая инфраструктура – область организации функциональных путей и систем связи в архитектуре настоящего и будущего по образцам живых организмов.

9 Архитектурно-бионическая экология ориентированна на широкий круг проблем связанных с установлением экологического равновесия архитектуры и природы на основе единства принципов жизни и развития живой природы.

10 Архитектурный трансплантизм – новый подход к «ценностной квалификации архитектуры», который позволит более свободно , творчески исрользовать то, что ценно и отстранить от организма здания негодные, атрофированные органы, «неживую» его часть.

11 Биотектоника является широкой областью изучения и освоения закономерностей, форм и строения живой материи и их применения в область конструирования.



Раздел 3. Бионика в искусстве

1 Подражание природным формам. Орнамент, стили, одежда.

2 Пропорции, форма, конструкция. Анализ Пропорции, формы, конструкции в живой природе.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.


п/п


Наименование раздела дисциплины.


Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1


Бионика

Биомеханика


- рефераты,

5

- защита рефератов,

2



Бионика

Бионика в хореографии



- рефераты,




5

- защита рефератов,


3

Бионика в искусстве

Подражание природным формам. Орнамент

Практическая работа

5

Проверка графических работ


4

Бионика в искусстве

Стили

Составление краткого конспекта лекции

5

Защита конспекта лекции


5

Бионика в искусстве

Одежда

Составление краткого конспекта лекции

7

Защита конспекта лекции




    1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.

Практическая работа 1—8 часов

Тема: Подражание природным формам

План: 1. вопросы для обсуждения

2. задание для практической работы.

3. выполнение практической работы

4. оценка выполненных работ

Вопросы для коллективного обсуждения:

1 Что такое гармоничный ряд?

2 Правила «золотого сечения»

3 Привести примеры бионики в архитектуре, искусстве.

Задание №1 –4 часа: создание абстрактной формы на основе форм живой природы (ассоциация). Формат А4

Задание №2 –4 часа: создание стилизованной формы на основе форм живой природы. Формат А4

Литература: Гизе М.Э. «Очерки истории художественного конструирования в России 18-19 в.»

Вальков Н,П. «Введение в теорию модернизма»

Валькова К. «Дизайн» М-1983
Практическая работа 2—8 часов

Тема: Пропорции, форма, конструкция.

План: 1. вопросы для обсуждения

2. задание для практической работы.

3. выполнение практической работы

4. оценка выполненных работ

Вопросы для коллективного обсуждения:

1 Что такое гармоничный ряд?

2 Правила «золотого сечения»

3 Привести примеры использования правил «золотого сечения» в архитектуре, искусстве.

Задание №1 –4 часа: Подчинить правилу «Золотого сечения» стилизованные формы. Формат А4

Задание №2 –4 часа: создание стилизованной формы с выявлением конструкции и тектоники на основе форм живой природы, Формат А4


Литература: Гизе М.Э. «Очерки истории художественного конструирования в России 18-19 в.»

Вальков Н,П. «Введение в теорию модернизма»

Валькова К. «Дизайн» М-1983

1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература:


  • основная:

Г. Вейль «Биомоделирование» М-1980

Г. Вейль «Симметрия» М-1960

Густав Колонетти «Тонкостенные конструкции» Стройиздат-1971

Литинецкий И.Б, «Изобретатель—природа» М-1986

Д.Пидоу «Геометрия и искусство» М-1979


  • дополнительная:

Ольшанский В.М. «Бионическое моделирование электросистем» М-1990

В.В. Парин «Применение кибернетики в биологии и медицине» Стройиздат-1986

Мейзон Рой «Биологическая архитектура – партнерство между природой и человеком» М-1977

1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины.

1.9.1. Перечень используемых технических средств.



  • проектор


1.10 Примерные зачетные тестовые задания.

Вариант 1
1.В конструкции здания Хрустальный дворец в Лондоне (1837г) использован принцип

а. листа растения

б. ствола дерева

в. ракушки


2.Какая форма максимально способна противодействовать растяжению и сжатию?

а. цилиндрическая

б. призматическая

в коническая


3.Форма – это результат …

а. вращения

б. движения

в. положения в пространстве


4 Примером поворотной симметрии в живой природе может служить

а. жук


б. ветка дерева

в. цветок ириса


5.В конструкции здания Останкинской телебашни использован принцип

а. ствола пшеницы

б. ствола дерева

в. ракушки


6.В ордере древнего Египта и Греции канелюры – это стилизация

а. струящейся воды

б. связки стволов деревьев или тростника

7.В Древнем Египте ножки мебели выполнялись в виде

а. пирамиды

б. ног животных

в. различных геометрических тел
8.Объектом изучения биоматериаловедения является--

а. эксперименты для выявления всевозможных клеточных структур в живой природе

б. закономерности формы и строения живой материи

в. свойства биоматериалов и их производных


9. Объектом изучения бионической урбанистики авляется--

а. эксперименты для выявления всевозможных клеточных структур в живой природе

б. закономерности формы и строения живой материи

в. градостроительство , территориально-пространственное освоение мира.


10. Вставить необходимое :

….является областью архитектурного творчества , в которой бионический материал находит всестороннее воплощение.

а. Бионическая архитектура

б. Архитектурно-бионическая цитология

в. Бионическая урбанистика
11. Вставить необходимое :

….является областью организации функциональных путей и систем связи в архитектуре настоящего и будущего.

а. Бионическая архитектура

б. Бионическая инфраструктура

в. Бионическая урбанистика
12. Вставить необходимое :

….новый подход к «ценностной квалификации архитектуры» , который позволит более свободно , полно и творчески использовать то, что ценно и отстранить от организма здания негодные , атрофированные органы.

а. Бионическая архитектура

б. Архитектурный трансплантизм

в. Бионическая урбанистика

13. Вставить необходимое :

….имеет своим объектом общие закономерности, условия, принципы, способы и формы всех широкоохватывающих областей новой архитектурно-бионической теоретической и практической работы.

а. Бионическая архитектура

б. Бионическая урбанистика

в. Общая теория и методология архитектурной бионики.

14. Числом Золотого сечения является число

а. 2,618


б. 1,618

в. 3,14
15.Проявление свойства материала, его внутреннее строение--

а. текстура

б. фактура

в. структура

16.Определенный порядок, математическая закономерность, с которой располагаются повторяющиеся предметы относительно друг друга на плоскости или в пространстве.

а. симметрия

б. орнамент

в. инсталяция
17.Соразмерность целого и частей --

а. соразмерность

б. пропорциональность

в. масштабность


18. Вантовым системам архитектурных конструкций, в природе по принципу работы соответствует

а. паутина

б. ствол дерева

в. лист растения


19. Ребрам жесткости в архитектурных конструкциях, по принципу работы в живой природе соответствует

а. паутина

б. ствол дерева

в. лист растения


20. Органическая архитектурная форма развивается

а. «изнутри наружу»

б. исходя из внешних форм здания

в. исходя из окружающего пространства


21. Одним из изобретателей железобетона был

а. Ф.О. Шехтель

б. Ж.Монье

в. Ле Корбюзье


22. Разработчиком идеи трансформирующихся перегородок в планировке квартир на основе каркаса был

а. Ф.О. Шехтель

б. Ж.Монье

в. Ле Корбюзье


23. Способ постепенного сложения ансамблей, характерный для России до Петровской эпохи

а. инверсия

б. апроксимация

в. стигметрия


24. Трансформируемым системам архитектурных конструкций, в природе по принципу работы соответствует

а. крылья бабочек

б. растущий ствол дерева

в. структура клеточных стенок


25. Равномерное распределения напряжения по всему сечению характерно для конструкций

а. оболочек-скорлуп

б. вантовых систем

в. каркасный систем


26. Фахверк—переводится как

а. каркас

б. ребро

в. колонна


27.Проект «падающие дома» арх. Г.Б.Борисовского основан на принципе

а. пневматических конструкций

б. стержне-вантовых конструкций

в. мембранных конструкций


28.В армированных конструкциях использован принцип

а. стебля злаковых

б. склеерихимных тяж стеблей растений

в. листа плавающего растения Виктория регия


29.Принцип переключения работы конструкции на растяжение применяется в

а. пневматических конструкций

б. стержне-вантовых конструкций

в. мембранных конструкций


30.Принцип сот в архитектуре применяется как

а. принцип взаимодействия частей целого

б. конструкция сооружения

в. стандартизация и унификация



1.11 Примерный перечень вопросов к зачету

1 экологические принципы

2 «Бионика» как наука

3 история «Бионики»

4 копирование форм и конструкций

5Бионика в архитектуре

6 Развитие теоретических взглядов

7 Формирование теории органической архитектуры

8 Биоархитектура

9 Строительное мастерство

10Бионика в искусстве

11 Подражание природным формам

12 Пропорции, форма, конструкция.

13Биоматериаловедение

14Архитектурно-бионическая цитология

15Бионическая урбанистика

16Бионическая инфраструктура

17Архитектурно-бионическая экология

18Архитектурный трансплантизм

19 Биотектоника


РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.
Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) по предлагаемой схеме:

Практическая работа 1-4часа

Тема: Подражание природным формам

План: 1. вопросы для обсуждения

2. задание для практической работы.

3. выполнение практической работы

4. оценка выполненных работ

Вопросы для коллективного обсуждения:

1 Что такое гармоничный ряд?

2 Правила «золотого сечения»

3 Привести примеры бионики в архитектуре, искусстве.

Задание: создание формы на основе форм живой природы. Формат А4

Литература: Гизе М.Э. «Очерки истории художественного конструирования в России 18-19 в.»

Вальков Н,П. «Введение в теорию модернизма»

Валькова К. «Дизайн» М-1983
Практическая работа 2-4часа

Тема: Пропорции, форма, конструкция.

План: 1. вопросы для обсуждения

2. задание для практической работы.

3. выполнение практической работы

4. оценка выполненных работ

Вопросы для коллективного обсуждения:

1 Что такое гармоничный ряд?

2 Правила «золотого сечения»

3 Привести примеры использования правил «золотого сечения» в архитектуре, искусстве.

Задание: Подчинить правилу «Золотого сечения» стилизованные формы. Формат А4

Литература: Гизе М.Э. «Очерки истории художественного конструирования в России 18-19 в.»

Вальков Н,П. «Введение в теорию модернизма»

Валькова К. «Дизайн» М-1983



РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.

Раздел 1. Введение
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница