Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Музыкально-ритмическое воспитание



страница1/5
Дата30.04.2016
Размер1.14 Mb.
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ


ФТД.1 Музыкально-ритмическое воспитание

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

050720.65 «Физическая культура»

со специализацией «Спортивно-оздоровительный туризм»

Утверждено на заседании кафедры

физической культуры, спорта и

безопасности жизнедеятельности

факультета ЕФКиБЖД

(протокол № 4 от 27 декабря 2012 г.)

Зав. кафедрой ФКСиБЖД
__________________О.Г. Киевская

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины


    1. Автор-составитель программы: к.п.н., доцент Киевская О.Г.




    1. Рецензенты: к.п.н., доцент Ерохова Н.В.

директор ДЮСШ № 11 Попенко Г.В.

    1. Пояснительная записка

Цель дисциплины – формирование системы знаний, умений и навыков в проведении различных видов упражнений с музыкальным сопровождением, повышению общей и специальной физической подготовленности, развитию ритмичности, координации, культуры движений, необходимых будущему специалисту по физической культуре и спорту.

Задачи дисциплины:

  1. Всестороннее, гармоническое развитие форм тела и функций организма, направленное на совершенствование физических способностей, укрепление здоровья;

  2. Воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, развитие памяти, внимания, умственного кругозора, общей культуры поведения;

  3. Обучение студентов основам музыкальной грамоты, включающие в себя понятия о средствах музыкальной выразительности (ритм, темп, динамика и т.п.);

  4. Формирование умений и навыков согласования движений с музыкой, владения техникой основных танцевальных упражнений, элементов хореографии, национальных, народных, бальных и современных танцев;

  5. Овладение навыками самостоятельной работы при подборе и проведении различных танцевальных упражнений, элементов хореографии, национальных, народных, бальных и современных танцев, с учётом возраста, пола, физического развития и т.д.,

  6. Формирование профессионально-педагогических навыков в проведении занятий с музыкальным сопровождением, составление комбинаций;

  7. Приближение содержания обучения к запросам будущей практической деятельности выпускников вуза.


Место курса в общей системе подготовки специалиста

Музыкально-ритмическая подготовка будущего специалиста по физической культуре имеет большое значение. От его умения проводить различные виды упражнений с музыкальным сопровождением, обогащать занятия эстетическим содержанием, привлекать внимание занимающихся к выразительным, точным и красивым движениям зависит достижение цели по их физическому совершенствованию.

Отличительной особенностью данного курса является то, что в ходе учебного процесса оказывается комплексное воздействие на студентов: повышение общей и специальной физической подготовленности; обогащение профессиональными знаниями, умениями и навыками; воспитание личности специалиста по физической культуре. Вместе с тем специфичным и особенно ценным в музыкально-ритмическом воспитании является положительное воздействие единства музыки и движения на эмоции и чувства занимающихся.

Для того чтобы успешно преподавать данную дисциплину, необходимо не только хорошо знать ее содержание, владеть средствами методами, но и добротно изучить смежные науки, входящие в курс обучения: механику и биомеханику гимнастических упражнений, биохимию мышечного сокращения, анатомию, физиологию, психологию, педагогику, уметь использовать их в учебно-тренировочном и воспитательном процессе.


Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения курса студент должен овладеть основами музыкальной грамоты. Эти знания необходимы для сознательного восприятия музыкальных произведений и квалифицированного проведения под музыку различных видов упражнений. В процессе систематического прослушивания и анализа музыкальных произведений у слушателей развиваются музыкальные способности, художественный вкус.



Студент должен знать:

- общие вопросы теории и методики музыкально-ритмического воспитания;

- основы обучения выполнения музыкально-ритмических упражнений;

- характеристику и взаимосвязь упражнений и музыки;

- методику применения упражнений под музыку на занятиях по физическому воспитанию в школе;
- о факторах риска и основных методах профилактики травматизма в процессе занятий.

Студент должен уметь:

- применять практические формы, методы и средства ритмической гимнастики;

- составлять комбинации различной направленности и сложности;

- оценивать качество выполнения отдельных упражнений и эффективность занятий в целом;

- осуществлять медико-биологический и психолого-педагогический контроль состояния организма в процессе проведения занятий;

- планировать и проводить мероприятия по профилактике травматизма и оказывать первую медицинскую помощь;

- формировать физическую активность, здоровый стиль жизни занимающихся на основе потребности заниматься физическими упражнениями под музыку;

- пользоваться специальной терминологией (профессиональным языком) в процессе занятий, владеть навыками общения, воспитательной и консультационной работы, корректно выражать, и аргументировано обосновать выдвинутые положения;

- применять средства и методы формирования здорового стиля жизни на основе потребности в физической активности и регулярном применении оздоровительных занятий, гигиенических и природных факторов с целью оздоровления и физического совершенствования обучаемых;

- определять причины ошибок в процессе освоения оздоровительных упражнений и развития двигательных способностей и находить методику их устранения.


Ссылки на авторов и программы, используемые в подготовке

Основная литература:

  1. Антистрессовая пластическая гимнастика / авт.-сост. А. В. Попков. - М. : Сов. спорт, 2005. - 164 с. : ил.

  2. Аэробика. Теория и методика проведения занятий [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов и ссузов физ. культуры / под общ. ред. Е. Б. Мякинченко, М. П. Шестакова. - М. : ТВТ Дивизион, 2006. - 303 с. : ил.

3. Гимнастика [Текст] : Учебник для студ.вузов,обуч.по спец.033100-Физическая культура / М. Л. Журавин, О. В. Загрядская, Н. В. Казакевич и др. ; под ред. М. Л. Журавина, Н. К. Меньшикова. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2002. - 448 с.

4. Горцев, Г. Ничего лишнего: аэробика, фитнес, шейпинг [Текст] / Г. Горцев. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 256 с. : ил. - (Научись себя любить).

5. Зайцева, Г.А. Оздоровительная аэробика в высших учебных заведениях [Текст] : методическое пособие / Г.А. Зайцева, О.А. Медведева. – М. : Физкультура и спорт, 2007. – 104 с., ил.

6. Петров, П. К. Методика преподавания гимнастики в школе [Текст] : учебник для вузов / П. К. Петров. – М. : ВЛАДОС, 2003. - 448 с. : ил. - (Учебник для вузов).

7. Урок физкультуры в современной школе. - М. : Советский спорт, 2003 - .   Вып. 4 : Спортивная гимнастика. - 2005. - 72 с. : ил.

8. Щуркова, Н. Е. За гранью урока (о внеклассной работе со школьниками) [Текст] / Н. Е. Щуркова. - М. : ЦГЛ, 2004. - 192 с. : ил.


Дополнительная литература:

  1. Игошина, Н. В. Методика обучения танцевальным упражнениям [Текст] : Учебное пособие / Н. В. Игошина. - Чебоксары, 2004. – 103 с.

  2. Игошина, Н. В. Музыкально-ритмическое воспитание [Текст] : Учебное пособие / Н. В. Игошина. – Чебоксары : Чувашгоспедуниверситет им. И. Я. Яковлева, 2006. – 31 с.

  3. Лисицкая, Т.С. Добро пожаловать в фитнес-клуб! [Текст] / Т.С. Лисицкая. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 102 с.

  4. Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей [Текст] : Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений / Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сацкина. – СПб. : «Детство-пресс», 352 с., ил.

  5. Хоули Э.Т., Френкс Б.Д. Оздоровительный фитнес [Текст] / Э.Т. Хоули, Б.Д. Френкс. – Киев: Олимпийская литература, 2000. – 367 с.

  6. Шипилина, И. А. Хореография в спорте [Текст] / И. А. Шипилина (Серия «Образовательные технологии в массовом и олимпийском спорте») - Ростов н/Д : «Феникс», 2004. – 224 с.




    1. Извлечение из ГОС ВПО




    1. Объем дисциплины и виды учебной работы






Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид

итогового

контроля

(форма

отчета)

Трудо-емкость

Всего

ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

СРС

1.

050720 «Физическая культура»

III

6

200

20

-

20

-

18

-




ВСЕГО:







200

20

-

20

-

18

-

2.

050720 «Физическая культура»

IV

8

72

36

8

8

20

36

-




ВСЕГО:







72

36

8

8

20

36

-


    1. Содержание дисциплины


1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).

Примерное распределение учебного времени (III курс, 6 семестр)




Наименование раздела,

темы

Всего

ауд.

ЛК

ПР

СРС

1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
2.2.


Раздел 1. Основы теории и методики музыкально-ритмического воспитания.

Тема 1. Музыкально-ритмическое воспитание в системе физического воспитания.

Тема 2. Характеристика упражнений без предмета и методика их преподавания.

Раздел 2. Ритмическая гимнастика, как вид оздоровительной физической культуры.

Тема 3. Исторические аспекты и характеристика ритмической гимнастики.

Тема 4. Основы профессиональной подготовки.


4
6

6
4



4
6

6
4


4
6

4
4





Всего:

20




20

18


Примерное распределение учебного времени (IV курс, 8 семестр)




Наименование раздела,

темы

Всего

ауд.

ЛК

ПР/

ЛБ

СРС

1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
2.2.

Раздел 1. Основы теории и методики музыкально-ритмического воспитания.

Тема 1. Музыкально-ритмическое воспитание в системе физического воспитания.

Тема 2. Характеристика упражнений без предмета и методика их преподавания.

Раздел 2. Ритмическая гимнастика, как вид оздоровительной физической культуры.

Тема 3. Исторические аспекты и характеристика ритмической гимнастики.

Тема 4. Основы профессиональной подготовки.


4
6

6
4


2
2

2
2


2
10


10
6



8
10


10
8






Всего:

36

8

28

36


1.6.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Основы теории и методики музыкально-ритмического воспитания
Тема 1. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Цели и задачи музыкально-ритмического воспитания. Место музыкально-ритмического воспитания среди других наук о физическом воспитании и спорте. Музыкально-ритмическое воспитание как учебная дисциплина в области физического воспитания и спорта. Значение музыкального сопровождения. Понятие о содержании музыкальных произведений. Основные элементы музыкальной грамоты: звук, ритм, размер, темп, схема построения музыкального произведения, мелодия, мелодический рисунок, ударения, такт, динамические оттенки музыкальная форма, мотив, музыкальная фраза, предложение, период. Совершенствование навыков в подаче команд для начала и остановки движения под музыку.

Дидактически принципы музыкально-ритмического воспитания. Основные средства музыкально-ритмического воспитания. Этапы обучения музыкально-ритмическим упражнениям. Общепедагогические методы обучения: слова, наглядного восприятия. Практические методы: целостный, расчленено-конструктивный, игровой метод.



Тема 2. ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАЖНЕНЙ БЕЗ ПРЕДМЕТА И МЕТОДИКА ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ
Хореографические упражнения. Позиции рук и ног, основные движения по позициям для формирования школы движений, совершенствования координации движений, развития ритмичности движений, укрепления мышц ног и туловища, хореографические прыжки, равновесия. Разновидности ходьбы и бега: мягкий, вальсовый, высокий, пружинный, острый, широкий и др. шаги и разновидности бега. Упражнения художественной гимнастики: волны, взмахи, махи повороты, равновесия. Основные танцевальные упражнения: приставной шаг, шаг галопа, переменный шаг, шаг польки и вальса и др. Танцы, танцевальные связки и комбинации.

Техника и методика обучения народных, национальных, бальных и современных танцев.


Раздел 2. Ритмическая гимнастика, как вид оздоровительной физической культуры
Тема 3. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
Характеристика ритмической гимнастики. История развития ритмической гимнастики. Гимнастические системы и школы. Особенности ритмической гимнастики. Цели и задачи ритмической гимнастики. Классификация ритмической гимнастики. Средства ритмической гимнастики. Содержание упражнений. Строевые упражнения. Упражнения для согласования движений с музыкой. Общеразвивающие упражнения (ОРУ). Танцевальные упражнения. Упражнения художественной гимнастики. Упражнения нетрадиционных видов гимнастики. Основные шаги аэробики и их разновидности. Музыкальное обеспечение занятий. Структура и построение урока. Подготовительная часть урока. Основная часть урока. Заключительная часть урока.

Тема 4. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Требования к профессиональной подготовке преподавателя по ритмической гимнастике и пути ее реализации. Функциональные компоненты ритмической гимнастики. Задачи курса ритмической гимнастики. Этапы формирования и развития ритмической гимнастики. Профессионально-педагогические умения, определяющие квалификацию специалиста по ритмической гимнастике. Особенности проведения занятий с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста. Методические рекомендации по проведению уроков физической культуры с музыкальным сопровождением. Коррекционная ритмика.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения

III курс, 6 семестр (IV курс, 8 семестр)





Наименование раздела

дисциплины.

Тема

Форма самостоятельной

работы

Кол-во

часов

Форма контроля

выполнения самостоятельной

работы

1.
1.1.

1.2.
2.

2.1.
2.2.


Раздел 1. Основы теории и методики музыкально-ритмического воспитания.

Тема 1. Музыкально-ритмическое воспитание в системе физического воспитания.

Тема 2. Характеристика упражнений без предмета и методика их преподавания.

Раздел 2. Ритмическая гимнастика, как вид оздоровительной физической культуры.

Тема 3. Исторические аспекты и характеристика ритмической гимнастики.

Тема 4. Основы профессиональной подготовки.


Вопросы для самостоятельного изучения

4 (8)
4 (8)


6 (12)
4 (8)

Подготовить комплексы ритмической гимнастики для разных возрастных групп


ВСЕГО:

18 (36)




    1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины



Раздел 1. Основы теории и методики музыкально-ритмического воспитания
Тема 1. Музыкально-ритмическое воспитание в системе физического воспитания
План:

  1. Теоретические основы музыкальной грамоты.

  2. Принципы, методы, средства и этапы обучения танцевальным упражнениям.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Какое значение имеет музыкальное сопровождение в спортивно-педагогических дисциплинах?

  2. Раскрыть основные элементы музыкальной грамоты: звук, ритм, размер, темп, схема построения музыкального произведения, мелодия, мелодический рисунок, ударения, такт, динамические оттенки, музыкальная форма, мотив, музыкальная фраза, предложение, период.

  3. Каковы этапы обучения музыкально-ритмическим упражнениям?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Раскройте принципы музыкально-ритмического воспитания.

  2. Раскройте основные средства музыкально-ритмического воспитания.

  3. Раскройте общепедагогические методы обучения: слова, наглядного восприятия.

  4. Перечислите и раскройте и практические методы обучения.


Литература:

Основная:

1. Антистрессовая пластическая гимнастика / авт.-сост. А. В. Попков. - М. : Сов. спорт, 2005. - 164 с. : ил.

2. Аэробика. Теория и методика проведения занятий [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов и ссузов физ. культуры / под общ. ред. Е. Б. Мякинченко, М. П. Шестакова. - М. : ТВТ Дивизион, 2006. - 303 с. : ил.

3. Гимнастика [Текст] : Учебник для студ.вузов,обуч.по спец.033100-Физическая культура / М. Л. Журавин, О. В. Загрядская, Н. В. Казакевич и др. ; под ред. М. Л. Журавина, Н. К. Меньшикова. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2002. - 448 с.

4. Горцев, Г. Ничего лишнего: аэробика, фитнес, шейпинг [Текст] / Г. Горцев. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 256 с. : ил. - (Научись себя любить).

5. Зайцева, Г.А. Оздоровительная аэробика в высших учебных заведениях [Текст] : методическое пособие / Г.А. Зайцева, О.А. Медведева. – М. : Физкультура и спорт, 2007. – 104 с., ил.

6. Петров, П. К. Методика преподавания гимнастики в школе [Текст] : учебник для вузов / П. К. Петров. – М. : ВЛАДОС, 2003. - 448 с. : ил. - (Учебник для вузов).

7. Урок физкультуры в современной школе. - М. : Советский спорт, 2003 - .   Вып. 4 : Спортивная гимнастика. - 2005. - 72 с. : ил.

8. Щуркова, Н. Е. За гранью урока (о внеклассной работе со школьниками) [Текст] / Н. Е. Щуркова. - М. : ЦГЛ, 2004. - 192 с. : ил.

Дополнительная:

1. Игошина, Н. В. Методика обучения танцевальным упражнениям [Текст] : Учебное пособие / Н. В. Игошина. - Чебоксары, 2004. – 103 с.

2. Игошина, Н. В. Музыкально-ритмическое воспитание [Текст] : Учебное пособие / Н. В. Игошина. – Чебоксары : Чувашгоспедуниверситет им. И. Я. Яковлева, 2006. – 31 с.

3. Лисицкая, Т.С. Добро пожаловать в фитнес-клуб! [Текст] / Т.С. Лисицкая. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 102 с.

4. Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей [Текст] : Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений / Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сацкина. – СПб. : «Детство-пресс», 352 с., ил.

5. Хоули Э.Т., Френкс Б.Д. Оздоровительный фитнес [Текст] / Э.Т. Хоули, Б.Д. Френкс. – Киев: Олимпийская литература, 2000. – 367 с.

6. Шипилина, И. А. Хореография в спорте [Текст] / И. А. Шипилина (Серия «Образовательные технологии в массовом и олимпийском спорте») - Ростов н/Д : «Феникс», 2004. – 224 с.

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница