Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 2 Факультатив «тренинг уверенного поведения»



страница1/11
Дата30.04.2016
Размер2.2 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования «Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ФТД.2

ФАКУЛЬТАТИВ «ТРЕНИНГ УВЕРЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ»

(ШИФР ДИСЦИПЛИНЫ И НАЗВАНИЕ В СООТВЕТСВИИ СО СТАНДАРТОМ И УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ)


Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

050104.65 Безопасность жизнедеятельности со специализацией

Информационная безопасность

(код и наименование специальностей)


Утверждено на заседании кафедры

психологии факультета

педагогики и психологии

(протокол № 7 от 06 марта 2008 г.)

Зав. кафедрой

________________И.А. Синкевич

2008г.


РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.


    1. Автор программы: Недосека О.Н., к.пс.н., доцент




    1. Рецензенты:

А.А. Сергеева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии (МГГУ)

А.В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии Российского государственного социального университета (РГСУ)


    1. Пояснительная записка

Назначение дисциплины: факультатив «Тренинг уверенного поведения» предназначен для студентов педагогических и гуманитарных специальностей.

Актуальность дисциплины: Современные системы образовательной и социальной деятельности все чаще используют активные формы групповой работы, которые уже надежно и убедительно проявили свой обучающий потенциал. В ситуации повышенной социальной потребности в различных формах социального сотрудничества коммуникативная культура и личностная зрелость человека имеют особое значение, для которых коммуникативная компетентность, уверенное поведение и личностная зрелость являются обязательными и необходимыми условиями их профессиональной деятельности.

Факультатив «Тренинг уверенного поведения» имеет двоякую направленность: с одной стороны он направлен на формирование уверенного поведения, повышение уровня личностной зрелости, на формирование и совершенствование социально-психологической культуры студентов посредством групповых методов психологического воздействия, а с другой стороны – на повышение уровня их профессиональной компетентности, на формирование профессионально- необходимых знаний, навыков и умений, связанных с самостоятельным применением этих методов.


Цель курса – формирование уверенного поведения и повышение уровня личностной зрелости студентов, а так же их профессиональной компетентности.

Задачи курса:

  1. Проанализировать основные методы психологического воздействия (МПВ) – их цели, формы, содержание, механизмы, эффекты;

  2. Обеспечить закрепление полученных представлений о МПВ путем самостоятельной проработки студентами научной литературы и обсуждения прочитанного материала и собственного опыта взаимодействия в форме групповых дискуссий;

  3. Обеспечить условия психологической безопасности для приобретения студентами нового опыта переживаний в процессе группового взаимодействия и достижения на этой основе личностного и профессионального роста.


Структура курса:

Курс включает лекционные и практические занятия.

Практические занятия осуществляются в форме социально-психологических тренингов с целевой программой.

Организационная специфика практических занятий. Практические занятия имеют свою организационную специфику, которую необходимо учитывать при организации учебного процесса в целом. Такая специфика проявляется в особенностях структуры, динамики, времени проведения и продолжительности занятий.

Структура каждого практического занятия включает:



  1. Упражнения на групповое сплочение

Цель: создание у участников эмоционального настроя на работу в группе.

  1. Дискуссия на тему занятия или обсуждение домашнего задания

Цель: дать участникам группы возможность понять, каким образом психологические идеи могут быть реализованы в их профессиональной практике (дискуссия), или дать возможность участникам поделиться опытом применения в жизни изучаемых навыков, поддержать друг друга и увидеть пути дальнейшего психологического роста (обсуждение домашнего задания).

  1. Упражнения на овладение навыком

Цель: дать участникам возможность испытать специфические переживания, связанные с применением изучаемого навыка.

  1. Разыгрывание и анализ проблемных ситуаций

Цель: дать участникам возможность включить изучаемый навык в контекст поведения в конкретной ситуации, научиться выбирать соответствующий стиль поведения в проблемной ситуации.

  1. Анализ аудио- (видео-) материалов

Цель: закрепить полученные в ходе занятия ощущения, выступив «экспертом» по поведению другого человека.

  1. Обсуждение итогов работы по теме

Цель: получить обратную связь от участников группы, дать им возможность выразить чувства, возникшие в ходе занятия и создать у них ощущение, что их мнения и впечатления важны для каждого.

  1. Домашнее задание

Цель: продолжение психологической работы участников группы в течение перерыва между занятиями.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Знания о закономерностях функционирования и развития психики и сознания в объеме дисциплины «Общая психология». Знания о закономерностях поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы и закономерностях развития и функционирования социальных групп в объеме дисциплины «Социальная психология». Знания о формах и методах обучения, а также принципах построения учебных процедур в объеме курса «Педагогическая психология».

В результате прохождения 3-годичного курса «Методы активного социально-психологического обучения»
студенты должны знать:


  • теоретические и прикладные основы социально – психологического тренинга;

  • теоретические и прикладные основы психологии личности и личностного роста;

  • методические основы организации и осуществления социально – психологического тренинга уверенного поведения;

  • принципы построения тренинговых программ на базе изучаемых методов психологического воздействия.


Студенты должны уметь:

  • осуществлять непрерывные процессы самопознания и саморазвития; расширять, углублять и совершенствовать свой личностный и профессиональный потенциал;

  • эффективно взаимодействовать в группе при решении различных задач совместной деятельности;

  • эффективно влиять (управлять, организовывать) на процессы межличностного и группового взаимодействия;

  • вырабатывать доверительные отношения на основе взаимопонимания и сотрудничества;

  • ориентироваться в любой социальной ситуации, принимать верные решения и достигать поставленных целей в процессе взаимодействия с другими людьми;

  • свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения;

  • адекватно применять в профессиональной практике различные приёмы и способы психологического воздействия с целью преднамеренных изменений психологических характеристик людей, групп, общения и отношений, совместной деятельности.




    1. Извлечение из ГОС ВПО — не предусмотрено




    1. Объем дисциплины и виды учебной работы




№п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр


Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчётности)

Трудоёмкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа




050104.65 Безопасность жизнедеятельности со специализацией Информационная безопасность

3

5

100

40

4

36

-

60

зачет


    1. .Содержание дисциплины.

      1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).

Примерное распределение учебного времени

№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

050104.65




Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам. раб.

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам. раб.

1

СПТ как метод практической психологии

6

2

4




10
















2

«Понятие о личности и личностном росте и уверенном поведении»

10

2

8




10
















3

«Уверенное поведение и общение»

8




8




10
















4

«Уверенное поведение и творчество»

8




8




15
















5

«Уверенное поведение и профессия»

8




8




15



















ВСЕГО:

40

4

36




60



















      1. Содержание разделов дисциплины.

Тема 1. «Социально – психологический тренинг

как метод практической психологии»

1.1. Психологический тренинг как метод практической психологии.

Соотношение понятий «групповая психотерапия», «групповая психокоррекция» и «групповой тренинг».

Общее представление о психологическом тренинге.

Специфические черты и основные парадигмы тренинга.



1.2. Особенности тренинговых групп

Цели тренинговой группы: (помощь в исследовании и решении психологических проблем, улучшение психологического здоровья участников тренинга, изучение психологических основ общения, развитие самосознания с целью самоизменения и коррекции поведения, содействие личностному росту и саморазвитию) .



Преимущества групповой формы психологической работы. Групповые нормы (искренность и открытость, «здесь и теперь», активность, конфиденциальность и т.д.). Ролевые позиции в группе. Понятие о групповой сплоченности, факторы ее определяющие. Причины ухудшения групповой сплоченности. Гомогенность и гетерогенность тренинговых групп. Качественный состав тренинговых групп. Количественный состав тренинговых групп.

1.3. Виды тренинговых групп Критерии классификации тренинговых групп. Классификация тренинговых групп по К.Рудестаму, по Ж.Годфруа: Гештальт-подход. Групп-аналитический подход. Трансактный анализ в группе. Психодраматический подход. Телесно-ориентированный подход. Методы групповой работы в НЛП.

Развитие тренинговых групп Стадии развития группы в тренинге. Кризис в развитии тренинговой группы. Стадии развития группы со спонтанной динамикой. Стадии развития группы с управляемой динамикой.

Руководство тренинговой группой Основные роли ведущего тренинга. Стили руководства группой.Характеристика личности группового тренера. Подготовка ведущих тренинговых групп. Страхи тренера.

1.4. Методы психологического воздействия в тренинге

Классификация методов психологического воздействия.Групповая дискуссия (по уровню организации: структурированные и неструктурированные; по содержанию: тематические, биографические, интеракционные). Игровые методы (ситуационно-ролевые игры, дидактические игры, творческие игры, организационно-деятельностные игры, деловые игры, имитационные игры). Методы, направленные на развитие социальной перцепции (вербальные и невербальные техники). Методы телесно-ориентированной психотерапии. Медитативные техники.

Механизмы психологического воздействия: внушение, принуждение, убеждение.

Внушение. Виды внушения: открытое и закрытое (прямое – косвенное); контактное – дистантное; кратковременное – длительное; непосредственное – отсроченное; специфическое - неспецифическое.Факторы эффективности внушения: целенаправленность и плановость воздействия; некритическое восприятие информации объектом воздействия; определенность инициируемого поведения. Принципы применения внушения: использование таких способов и приемов внушения, которые а) возбуждают специфический интерес конкретного объекта воздействия; б) аннулируют нежелательные мотивации и состояния объекта; в) не вызывают опровержения до достижения цели воздействия. Способы и приемы внушающего воздействия. Приемы специфического внушения: «приклеивание ярлыков», «сияющее обобщение», «перенос» (трансфер), «свидетельство», «игра в простонародность», «перетасовка фактов», «общая платформа». Способы неспецифического внушения: устрашение, эмоциональное подавление, инициирование агрессивных эмоциональных состояний.

Принуждение. Условия и факторы эффективного принуждения: аргументированное разъяснение требований, строгий контроль за их выполнением, принятие мер к уклоняющимся от выполнения (безнаказанность и неисполнительность – источники безответственности). Приоритет средств личного воздействия над репрессивными мерами: усиление контроля, установление сроков исполнения конкретных заданий, беседа в присутствии других членов группы, организация общего осуждения, создание перспектив исправления, своевременное отмечание успехов, старания, стремления к самореабилитации.

Убеждение. Структура убеждающего воздействия: субъект убеждения, ситуация убеждения. Влияние особенностей структурных компонентов убеждающего воздействия на его эффективность. Организация и осуществление убеждающего воздействия. Использование приемов привлечения внимания объекта. Снятие психологических барьеров (стереотипов, предрассудков, негативных установок) путем создания обстановки доверия, доброжелательности. Обращение к чувствам, потребностям, интересам объекта. Создание условий с преобладанием отношений равенства, взаимного уважения, доступности к другим источникам информации, возможности самовыражения объекта. Требования к убеждающему воздействию: целенаправленность и плановость воздействия; направленность на конкретный объект; ориентированность на интеллектуально-познавательную сферу объекта; нацеленность на инициирование определенного поведения. Принципы организации и осуществления убеждающего воздействия: повторения, достижения первичности, обеспечения доверия к источнику информации, активизации динамики психических процессов.

Способы психологического воздействия.Поощрение и наказание, информирование, пример как способы психологического воздействия: их особенности, преимущества и недостатки, приемы применения.

1.5. Дискуссионные методы СПТ.

Понятие о групповой дискуссии. Курт Левин и школа «групповой динамики». Классификации видов групповой дискуссии: групповое интервью, брейнсторминг, групповое принятие решений, групповое обсуждение отдельного случая, выступление-дискуссия; структурированные и неструктурированные дискуссии; тематическая, биографическая, интеракционная дискуссии. Методы организации групповой дискуссии: «мозговой штурм», «синектика», метод «инцидента», метод «контрольных ситуаций» и др

Особенности применения групповой дискуссии в управленческой, обучающей, творческой, психотерапевтической, диагностической и других видах деятельности.

Эффекты групповой дискуссии:



  1. иррациональные («сдвиг к риску», групповая поляризация, снятие «индекса торможения», доминирование высокостатусных индивидов, групповое давление, временные потери, «огруппление мышления» и др.);

  2. рациональные (повышение количества и качества идей, оценка новизны и оригинальности, повышение мотивации, личной ответственности, приемлемости групповых решений и др.);

  3. диагностические и коррекционные эффекты;

Факторы эффективности групповой дискуссии: характер взаимоотношений внутри и вне группы; авторитетность и стиль руководства, социально-психологический климат; уровень сплоченности (совместимость и сработанность) и др.

Диагностика видов взаимодействия в процессе групповой дискуссии (Р. Бейлс): интеракции в зоне выполнения задачи и в положительной и отрицательной аффективных зонах.

Особенности технологий группового интервью, брейнсторминга, группового принятия решений, анализа отдельного случая, выступления-дискуссии: цели, фазы, организация, проведение, приемы, критерии эффективности.

1.6. Игровые методы СПТ

Классификация и общая характеристика игровых методов активного обучения: ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельностные, имитационные, деловые игры. Игра как психотерапевтический метод (гештальт-терапия, психодрама); игра как деструктивный элемент в общении (трансактный анализ); игра как обучающий метод (семейное и организационное консультирование, тренинги партнерского и делового общения и т.д.).

Игра как способ преодоления скованности и напряженности участников тренинга на первой стадии групповой работы, как условие безболезненного снятия «психологической защиты». Игра как инструмент диагностики и самодиагностики. Игра как средство интенсификации процесса обучения, закрепления новых навыков, тренировки вербальных и невербальных коммуникативных умений. Игра как условие для самораскрытия творческих потенциалов.

Основные элементы игровых методов: инструкция ведущего, правила игры, соревновательный характер, непредсказуемости итогов, приоритет процесса над результатом и т.д. Глубинный смысл игровых методов – творческое проживание, порождающее новый опыт.

Классификация деловых игр: производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные, комплексные. Структура, механизмы и процедурные компоненты ролевой игры. Особенности организации оргдеятельностных игр.

Методические основы организации и проведения деловых, ролевых, оргдеятельностных игр. Оценка эффективности игровых методов.


Тема 2. «Понятие о личности, личностном росте и уверенном поведении»

2.1. Понятие о личности, личностном росте и уверенном поведении. Проблема личностного роста, уверенного поведения в тренингах различной психологической ориентации. Понятие личностного роста, уверенного поведения. Механизмы и психологические структуры личностного роста: самопознание, самопобуждение, программирование профессионального и личностного роста, уверенного поведения, самореализация.

Подходы к определению целей тренинга уверенного поведения в группах различной психологической ориентации (динамическая, гуманистическая, когнитивная). Психологический портрет психически здоровой и социально зрелой (самоактуализирующейся) личности. Психодиагностика уровня развития личности. Основы самоанализа и самодиагностики.


Тема 3. «Уверенное поведение и общение»

Принципы СПТ уверенного поведения: принцип активности, принцип физической и психологической безопасности, принцип обратной связи, принцип круга как символ равенства партнеров, принцип конфиденциальности, принцип «здесь и сейчас», принцип исследовательской позиции (творчества), принцип искренности и др.

Основные понятия: уверенное поведение (ассертивность), самораскрытие, осознание самого себя, ответственность, внимание к чувствам, «здесь и теперь». Основные процедуры: установление контакта, построение доверительных отношений, изучение конфликтов, изучение сопротивления, сочувствие и поддержка.

Основные задачи СПТ уверенного поведения: формирование коммуникативных навыков активного и эмпатического слушания, формирование эффективных способов влияния и установления (поддержания) контакта с учетом интересов, намерений и состояний партнера, формирование навыков убеждающего воздействия (аргументации, конструктивной критики и др.).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница