Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 2 Гражданское и патриотическое воспитание молодежи



страница1/4
Дата29.04.2016
Размер0.9 Mb.
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ФТД.2 Гражданское и патриотическое воспитание молодежи



Основная образовательная программа подготовки специалиста
по специальности


040104.65 Организация работы с молодежью


Утверждено на заседании кафедры

социальных наук

факультета истории и социальных наук

(протокол № 1 от 05 2012 г.)

Зав. кафедрой

________________Геращенко Л.И







Структура учебно-методического комплекса дисциплины
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
1.1. Автор программы:

Матюхина Л.А., ассистент кафедры социальной работы и организации работы с молодежью МГГУ;

Тегалёва Т.Д., старший преподаватель кафедры социальных наук
1.2. Рецензенты:

Рыбкин В.Р., к.ф.н., доцент, зав. кафедрой социальной работы и организации работы с молодежью МГГУ;

Милиев В.А., к.ф.н., директор ГООУ СПО «Мурманский строительный колледж им. Н.Е. Момота»

1.3. Пояснительная записка
Цель – подготовить студентов к профессиональному участию в совершенствовании системы гражданского и патриотического воспитания молодежи.
Задачи:

1) ознакомить студентов с нормативно-правовой и организационно-методической базой патриотического воспитания;

2) формировать у студентов компетентностно-деятельностный подход по использованию знаний из области теории и практики гражданского и патриотического воспитания;

3) привлечь студентов к участию в гражданском и патриотическом воспитании молодежи;

4) развивать готовность представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей.
Место курса в общей системе подготовки специалиста:
Курс «Гражданское и патриотическое воспитание молодежи» является одной из важных дисциплин для профессиональной подготовки специалистов, работающих в социальных учреждениях с детьми, подростками и молодёжью, специалистов для образовательных учреждений, обучающихся по специальности – «История со специализацией - «Скандинавские страны: язык, история, культура».

Актуальность курса обусловлена тем, что в современном мире возрастает роль патриотизма как фактора становления гражданского общества и Российского государства. Патриотизм представляет собой особо значимую ценность, так как является духовной основой единения, гармонизации современного российского общества, сохранения его самобытности и своеобразия в сложных, противоречивых процессах, вызванных изменением системы общественных отношений в нашей стране. Отсюда успешный ход реформ и реализация национальных проектов вряд ли возможны, если система формирования и развития подрастающего поколения будет лишена духовно-нравственных основ. Поэтому изучение теоретических основ патриотизма и гражданственности, их воспитание у подрастающего поколения способствует формированию адекватных ценностных ориентиров, что особенно необходимо в современном нестабильном российском обществе.

Содержание курса «Гражданское и патриотическое воспитание молодежи» является логическим продолжением и углублением знаний, полученных в результате овладения дисциплинами «Философия», «Отечественная история », «Политология», «Педагогика» и др.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения материалов курса студенты должны знать:



  • основные понятия и категории, формы, методы и педагогические технологии гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи;

  • истоки и сущность российского патриотизма;

  • основные направления политики государства применительно к гражданско-патриотическому воспитанию;

  • нормативно-правовые и законодательные основы гражданского и патриотического воспитания молодежи.

Студент должен уметь:

  • использовать знания, полученные в ходе изучения курса при осуществлении воспитательно-образовательного процесса;

  • планировать и организовывать работу с детьми и молодыми людьми в молодёжных сообществах, объединениях, организациях.

Студент должен владеть:

  • навыками организации молодёжных мероприятий;

  • навыками ясно и аргументировано формулировать мысли в устной и письменной формах;

  • навыками взаимодействия с молодёжными средствами массовой информации.

Ссылки на авторов и программы, которые использовались в подготовке

При разработке учебно-методического комплекса дисциплины были использованы теоретические концепции и практический опыт школьных специалистов, материалы учебных и учебно-методических пособий, рекомендаций, программ Ивановой С.Ю., Гладилиной И.П., Наумова С.Ю., Чернышкиной Н.Я. и др.


1.4. Извлечение из ГОС ВПО специальности, включающее

требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов (выписка):

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы:





Шифр и наименование специальности

курс

семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

трудоемкость

всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ


Сам. работа

1.

040104.65 Организация работы с молодежью

4

7

225

40

10

20

-

195

зачет

1.6. Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).

Примерное распределение учебного времени

(вариант 1. - 040101.65 - Социальная работа):




п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. Раб.




Раздел 1. Гражданское и патриотическое воспитание молодёжи: исторический опыт и перспективы
















1.

Понятие гражданского и патриотического воспитания, его актуальность на современном этапе развития российского общества

3

1

2




15

2.

Исторические и современные системы гражданского и патриотического воспитания в России

3

1

2




20

3.

Социальные институты гражданского и патриотического воспитания молодежи

3

1

2




20

4.

Нормативно-правовая база гражданско-патриотического воспитания

3

1

2




20




Раздел 2. Современные технологии гражданского и патриотического воспитания молодёжи
















5.

Тематические занятия, экскурсии, беседы и дискуссии как технологии гражданско-патриотического воспитания молодежи

3

1

2




20

6.

Технология проведения массовых акций

3

1

2




20

7.

Проектная деятельность как технология гражданского и патриотического воспитания молодежи

3

1

2




20

8.

Проведение государственных праздников Российской Федерации и Дней воинской славы

3

1

2




20

9.

Организация музеев боевой славы в учебных заведениях как основа гражданского и патриотического воспитания молодежи

3

1

2




20

10.

Использование информационно-коммуникационных технологий в гражданском и патриотическом воспитании молодежи

3

1

2




20




Итого:

30

10

20

-

195



1.6.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Гражданское и патриотическое воспитание молодёжи: исторический опыт и перспективы
Тема 1. Понятие гражданского и патриотического воспитания, его актуальность на современном этапе развития российского общества.

Понятие патриотизма и гражданственности. Актуальность гражданского и патриотического воспитания на современном этапе развития российского общества. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи: исторический аспект. Особенности гражданского и патриотического воспитания в современных условиях. Принципы гражданско-патриотического воспитания.


Тема 2. Исторические и современные системы гражданского и патриотического воспитания в России

Система патриотического воспитания в дореволюционной России: кадетское образование и императорские лицеи.

Советская система гражданского и патриотического воспитания молодежи: воспитание в рамках октябрятского – пионерского – комсомольского движений; ДОСААФ СССР (история, структура, основные задачи); Суворовские и Нахимовские военные училища; молодежные военно-патриотические объединения и клубы. Военно-патриотический клуб как общественное явление. Юнармейское движение.

Современная система гражданского и патриотического воспитания молодежи. Государственное учреждение Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации («Росвоенцентр»). Суворовские и Нахимовские военные училища и кадетские корпуса, ДОСААФ как общественно-государственная организация, различные военно-патриотические, поисковые, военно-спортивные ассоциации и клубы, военно-патриотические клубы при РПЦ и различные скаутские организации. Актуальные проблемы патриотического воспитания в России и пути их решения


Тема 3. Социальные институты гражданского и патриотического воспитания молодежи

Понятие «социальный институт». Типы социальных институтов. Их значение в гражданском и патриотическом воспитании молодежи. Роль государства в гражданском и патриотическом воспитании молодежи. Политическая активность молодежи. Участие молодежи в выборных кампаниях. Социальный институт семьи. Его значение в гражданском и патриотическом воспитании молодежи. Основные направления патриотического воспитания в образовательном учреждении. Армия, Вооруженные Силы РФ как институт патриотического воспитания. Особенности работы с допризывной молодежью. Детские и молодежные организации как важнейший социальный институт воспитания гражданственности и патриотизма подрастающего поколения.


Тема 4. Нормативно-правовая база гражданско-патриотического воспитания

Нормативно-правовая база гражданского и патриотического воспитания молодежи.

Постановление «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР», Закон РФ «О днях воинской славы (победных днях) России», Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи», Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе», постановление Правительства РФ «О подготовке граждан Российской Федерации к военной службе». Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

Федеральная целевая программа «Молодежь России».


Раздел 2. Современные технологии гражданского и патриотического воспитания молодёжи
Тема 5. Тематические занятия, беседы, дискуссии и диспуты как технологии гражданско-патриотического воспитания молодежи

Тематические занятия и беседы как технологии гражданско-патриотического воспитания молодежи.

Понятие дискуссии. Требования к отбираемому учебному материалу для представления проблемной ситуации. Правила ведения дискуссии. Техника постановки вопросов.

Понятие экскурсии. Принципы и методы экскурсионного процесса. Этапы проведения экскурсии.


Тема 6. Технология проведения массовых акций

Цель массовых акций. Формы публичных мероприятий: собрание, митинг, шествие, демонстрация, пикетирование. Нормативно-правовая база, которой регулируется порядок организации и проведения массовых акций. Этапы подготовки массовых акций. Требования к организации массовых акций. Права и обязанности организаторов и участников мероприятия. Приостановление и прекращение публичного мероприятия. Основания для административного задержания, связанного с проведением массового мероприятия. Информационное сопровождение акции.


Тема 7. Проектная деятельность как технология гражданского и патриотического воспитания молодежи
Понятие проекта. Различные подходы к классификации проектов: по доминирующей деятельности участников; по комплексности и характеру контактов; по продолжительности проектов. Требования к оформлению и презентации проектов. Система оценки проектных работ. Этапы подготовки проекта.
Тема 8. Проведение государственных праздников Российской Федерации и Дней воинской славы

Государственные праздники Российской Федерации: День России; День памяти и скорби; День Государственного флага Российской Федерации; День солидарности в борьбе с терроризмом; День народного единства; День Конституции Российской Федерации

Организация дней воинской славы.

Проведение Уроков мужества как форма историко-патриотического просвещения.

Организация и проведение исторических вечеров.
Тема 9. Организация музеев боевой славы в учебных заведениях как основа гражданского и патриотического воспитания молодежи

Организация музеев в учебных заведениях как основа патриотического воспитания молодежи.

Профили музеев: исторический, военно-исторический, художественный, литературный, этнографический, естественнонаучный, геологический и т. Д. Типы музеев: мемориальный, историко-биографический, монографический, комплексный.

Подходы к организации музеев. Формы и методы аудиторной и внеаудиторной работы музеев.


Тема 10. Использование информационно-коммуникационных технологий в гражданском и патриотическом воспитании молодежи

Понятие информационно-коммуникационных технологий. Интернет средства, используемые в гражданском и патриотическом воспитании молодежи. Тактика поиска необходимой информации



1.6.3. Темы для самостоятельного изучения

Примерное распределение учебного времени

040104.65 Организация работы с молодежью


п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

Раздел 1. Гражданское и патриотическое воспитание молодёжи: исторический опыт и перспективы










1.

Понятие гражданского и патриотического воспитания, его актуальность на современном этапе развития российского общества

- подготовка эссе

15

- обсуждение эссе

2.

Исторические и современные системы гражданского и патриотического воспитания в России

- подготовка реферата

20

- защита рефератов

3.

Социальные институты гражданского и патриотического воспитания молодежи

- подготовка реферата

20

- защита рефератов

4.

Нормативно-правовая база гражданско-патриотического воспитания

- подготовка реферата

20

- защита рефератов

Раздел 2. Современные технологии гражданского и патриотического воспитания молодёжи










5.

Тематические занятия, экскурсии, беседы и дискуссии как технологии гражданско-патриотического воспитания молодежи

- подготовка тематического плана

20

- защита ре планов

(в ходе практики в общеобразовательном учреждении)



6.

Технология проведения массовых акций

- просмотр видеофильма

20

- обсуждение видеофильма

7.

Проектная деятельность как технология гражданского и патриотического воспитания молодежи

- планирование проекта по патриотическому

воспитанию школьников



20

- защита проектов

(в ходе практики в общеобразовательном учреждении)



8.

Проведение государственных праздников Российской Федерации и Дней воинской славы

подготовка к участию в мероприятиях

20

участие в мероприятиях, посвященных государственным праздникам

9.

Организация музеев боевой славы в учебных заведениях как основа гражданского и патриотического воспитания молодежи

посещение школьного музея Боевой Славы

20

обсуждение деятельности школьного музея Боевой Славы

10.

Использование информационно-коммуникационных технологий в гражданском и патриотическом воспитании молодежи

- подготовка реферата

20

- защита рефератов




Итого:








1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
Практическая работа № 1
Тема: Понятие гражданского и патриотического воспитания, его актуальность на современном этапе развития российского общества
План

  1. Понятие патриотизма и гражданственности.

  2. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи: исторический аспект

  3. Особенности гражданского и патриотического воспитания молодежи в современных условиях.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Что включает в себя понятие гражданско-патриотического воспитания?

  2. В чем заключается актуальность гражданского и патриотического воспитания молодежи на современном этапе развития российского общества?

  3. Какова наиболее общая цель гражданского и патриотического воспитания молодежи?


Задания для самостоятельной работы:

  • Подготовьте ответы на вопросы плана, используя предложенную литературу.

  • Дайте определения основным понятиям темы: патриотизм, гражданственность, патриот, гражданин, гражданское воспитание, патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание.


Основная литература

  1. Гаврилюк В. В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи // СОЦИС. - 2007. №4. С. 44 – 50.

  2. Наумов С.Ю., Чернышкина Н.Я. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи: Учебное пособие. – Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2008. – 172 с.

  3. Пронина Е.И. Особенности воспитания гражданственности и патриотизма школьников старших классов // Социологические исследования. 2011. № 5. С. 97-103.

  4. Самсонова Т. Н. Проблемы гражданского образования в России / Самсонова Т. Н. // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2007. № 4. С. 47-56.


Дополнительная литература
1. Дубинина Н. Н. Патриотизм как системное качество личности // Семья в России. - 2008. № 1. С. 44-54.

2. Лутовинов Т. И. Проблемы воспитания патриотизма // Педагогика. - 2008. № 7. С. 50-53.

3. Селиванова Н. Л. Современные проблемы воспитания: поиски и решения // Семья в России. - 2008. № 1. С. 25-29.

4. Синягина Н. Ю. О патриотизме и воспитании патриота // Воспитание школьников. - 2011. № 1. С. 23-26.


Практическая работа № 2
Тема: Исторические и современные системы гражданского и патриотического воспитания в России
План:

  1. Военно-патриотический клуб как общественное явление

  2. Юнармейское движение

  3. Воспитание в рамках октябрятского – пионерского – комсомольского движений

  4. Суворовские и Нахимовские военные училища

  5. Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ): история, структура, основные задачи.

  6. Скаутское движение.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Какие факторы послужили причинами создания военно-патриотических клубов?

  2. Какова роль военно-патриотических клубов в современной России?

  3. Почему, на Ваш взгляд, советская система патриотического воспитания являлась образцом для подражания многих зарубежных государств

  4. В чем, на Ваш взгляд, заключаются основные проблемы системы патриотического воспитания в современной России?


Задания для самостоятельной работы:

  • Подготовьте ответы на вопросы плана, используя предложенную литературу.

  • Составьте список организаций, занимающихся гражданским и патриотическим воспитанием в Мурманской области.


Основная литература


  1. Баранов А. В. Особенности системы клубного военно-патриотического воспитания молодёжи // Среднее профессиональное образование. - 2011. № 1.

  2. Баранов А. В. Роль военно-патриотических клубов в духовно-нравственном воспитании молодежи // Среднее профессиональное образование: Журнал. - 2011. № 2. С. 28.

  3. Беляев А. В. Кадетские корпуса в современной России / Беляев А. В. // Педагогика. – 2009. - № 7. – С. 48-57.

  4. Лутовинов В. И. Военно-патриотическое воспитание в России: проблема, ее понимание и подход к решению: концептуально-аналитическая записка // Молодежь и общество: Журнал. - 2008. № 3. С. 104–113.

  5. Система патриотического воспитания в Советской России // Национальный институт развития современной идеологии Российский патриотизм и патриотическое воспитание молодёжи: Материал к заседанию государственного патриотического клуба ВПП «Единая Россия». — М.: Единая Россия, 2010.


Интернет-ресурсы

  1. www.dosaaf.ru – Официальный сайт ДОСААФ РОССИИ

  2. www.stjag.ru – учебно-методический, информационный и организационный портал военно-патриотического воспитания


Практическая работа № 3
Тема: Социальные институты гражданского и патриотического воспитания молодежи
План

  1. Роль государства в гражданском и патриотическом воспитании молодежи.

  2. Политическая активность молодежи. Участие молодежи в выборных кампаниях.

  3. Социальный институт семьи. Его значение в гражданском и патриотическом воспитании молодежи.

  4. Основные направления патриотического воспитания в образовательном учреждении.

  5. Армия, Вооруженные Силы РФ как институт патриотического воспитания. Особенности работы с допризывной молодежью.

  6. Детские и молодежные организации как важнейший социальный институт воспитания гражданственности и патриотизма подрастающего поколения


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Какие социальные институты участвуют в гражданском и патриотическом воспитании молодежи?

  2. Какие, с Вашей точки зрения, социальные институты наиболее ответственны за формирование за формирование гражданственности и патриотизма в современном российском обществе?

  3. Какова, с Вашей точки зрения, роль СМИ в гражданском и патриотическом воспитании молодежи на современном этапе?

  4. В чем, по вашему мнению, состоит значение детских и молодежных организаций (объединений) в воспитании гражданственности и патриотизма подрастающего поколения?

  5. Определите причины создания и особенности неформальных детских и молодежных организаций

Задания для самостоятельной работы

    • Подготовьте ответы на вопросы плана.

    • Расскажите об опыте формальных детских и молодежных организаций в вашем городе

    • Расскажите о неформальных детских и молодежных организациях в вашем городе, о причинах их появления и работе с ними.


Основная литература

  1. Баранов А.В. Особенности системы клубного военно-патриотического воспитания молодежи // Среднее профессиональное образование. - 2011. № 1. С. 21-22.

  2. Вежевич Т. Е. Патриотизм и религия: взаимодействие социальных институтов по патриотическому воспитанию граждан / Вежевич Т. Е. // Среднее профессиональное образование. - 2009. № 7. С. 23-25.

  3. Возьмитель А.А. Социология религии в России: проблемы и перспективы // Социс. 2007. № 2. С. 110–117.

  4. Выжутович В. Трудно быть с Богом: Угрожает ли России усиление религиозного влияния? // Российская газета. 2007. 31 июля.

  5. Наумов С.Ю., Чернышкина Н.Я. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи: Учебное пособие. – Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2007. – 172 с.


Дополнительная литература


  1. Ачкасов В. А. Политология – М.: Высшее образование, 2007. – 692с.

  2. Безрядина С. М. Религия и патриотическое воспитание // Социальная политика и социология. - 2010. № 5. С. 344-351.

  3. Быков А. К. Взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании учащихся // Воспитание школьников. - 2011. № 4. С. 13-18.

  4. Гладилина И. Технологии гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательной школе // Воспитание школьников. 2007. № 9. С. 2 – 6.

  5. Голоднова С. В. Физическое и патриотическое воспитание в колледже // Физическая культура в школе. 2010. № 3. С. 54-56.

  6. Микрюков В. Ю. Педагогическое взаимодействие в военно-патриотическом образовании учащихся // Инновации в образовании. 2007. №1. С. 99 – 106.

  7. Нужна ли подготовка учащихся к военной службе? // Основы Безопасности Жизни. 2007. №8. С. 25 – 27.

  8. Рыманова Е. Детское движение как фактор гражданско-патриотического воспитания школьников // Воспитание школьников. 2007. №6. С. 45 – 49.

  9. Сысоев Ю. В. Актуальные проблемы патриотического воспитания молодежи в сфере физической культуры и спорта // Инновации в образовании. 2007. № 9. С. 26-42.

  10. Сысоев Ю. В. Задачи и направления патриотического воспитания в сфере физической культуры и спорта // Инновации в образовании. 2007. № 12. С. 22-29.

  11. Циулина М. В. Модель патриотического воспитания молодежи в современной школе //Личность. Культура. Общество. - 2010. Т.XII, Вып.3 (57-58). С.339-343.

  12. Яшкова Т. В. Патриотическое воспитание молодежи в условиях поисковой деятельности // Педагогика. - 2009. № 10. С. 50-54.


Интернет-ресурсы

  1. www.nashi.su/ideology/manifest – молодежное демократическое антифашистское движение «Наши»

  2. http://www.rikmosgu.ru/publications/3559/4492/ - Электронный информационный портал «Русский интеллектуальный клуб»


Практическая работа № 4
Тема: Нормативно-правовая база гражданско-патриотического воспитания
План

  1. Нормативно-правовое обеспечение гражданского и патриотического воспитания молодежи в России.

  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Какие меры предпринимает правительство по формированию гражданской идентичности и насколько успешными оказываются эти усилия?

  2. Проанализируйте основные цели и задачи государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

  3. Каковы основные направления реализации программы?

  4. Какова роль государственных символов в гражданском и патриотическом воспитании?


Задания для самостоятельной работы


Основная литература

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

  2. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе»

  3. Закон РФ «О днях воинской славы (победных днях) России»

  4. Федеральная целевая программа «Молодежь России» на 2011-2015 годы

  5. Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи»

  6. Федеральная целевая программа «Молодежь России»

Интернет-ресурсы

  1. http://base.garant.ru – информационно-правовой портал «Гарант»

  2. www.consultant.ru – официальный сайт компании «Консультант Плюс»


Практическая работа № 5
Тема: Тематические занятия, экскурсии, беседы и дискуссии как технологии гражданско-патриотического воспитания молодежи
План

  1. Тематические занятия и беседы как одни из наиболее часто используемых форм работы по патриотическому просвещению молодежи.

  2. Специфика ведения дискуссии и диспутов.

  3. Реализация программы гражданского и патриотического воспитания через экскурсионную работу


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. В чем заключается отличие и сходство беседы и дискуссии в патриотическом воспитании молодежи?

  2. В чем заключаются достоинства и недостатки метода беседы?

  3. В чем заключаются достоинства и недостатки дискуссии?

  4. Назовите основные требования, предъявляемые к экскурсоводу.


Задания для самостоятельной работы

      • Подготовьте ответы на вопросы плана практического занятия.

      • Дайте определения основным понятиям темы: беседа, дискуссия, проблемная ситуация, экскурсия.


Основная литература

  1. Мананикова Е. Н. Деловое общение – М.: Дашков и К, 2010.

  2. Тяжельникова Е. Ю. «Граждановедение» как средство социализации школьников // Воспитание школьников. 2010. № 8. С. 25-27.


Практическая работа № 6
Тема: Технология проведения массовых акций
План

  1. Формы публичных мероприятий.

  2. Этапы подготовки массовых акций.

  3. Требования к организации массовых акций.

  4. Права и обязанности организаторов и участников мероприятия.

  5. Информационное сопровождение акции.


Вопросы для коллективного обсуждения

1. Назовите причины, из-за которых запрещено проводить массовые акции?

2. Как выбрать место и время проведения массовых акций?

3. Как подготовить информационные материалы?

4. Назовите основания для административного задержания, связанного с проведением массового мероприятия.
Задания для самостоятельной работы


      • Подготовьте ответы на вопросы плана практического занятия.

      • Дайте определения основным понятиям темы: собрание, митинг, шествие, пикетирование, демонстрация.


Интернет-ресурсы

  1. http://base.garant.ru – информационно-правовой портал «Гарант»

  2. www.consultant.ru – официальный сайт компании «Консультант Плюс»


Практическая работа № 7
Тема: Проектная деятельность как технология гражданского и патриотического воспитания молодежи
План

1. Понятие проекта.

2. Различные подходы к классификации проектов

3. Требования к оформлению и презентации проектов. Система оценки проектных работ.

4. Этапы подготовки проекта.
Вопросы для коллективного обсуждения


  1. В чем, на Ваш взгляд, заключаются достоинства и недостатки метода проекта в гражданском и патриотическом воспитании молодежи?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовьте ответы на вопросы плана практического занятия.

  2. Проанализируйте один (на Ваш выбор) проект, направленный на патриотическое воспитание молодежи.


Основная литература

  1. Чекмарева Н. А. Воспитание учащихся в проектной деятельности: [технология в школе] // Школа и производство. - 2008. № 3. С. 34-36.

  2. Логинова А. А. Интернет-проект как эффективное средство формирования гражданских и патриотических качеств личности учащихся // Методист. - 2009. № 9. С. 34-37.

  3. Марченко М. О. Проектный метод в патриотическом воспитании // ОБЖ. Основы Безопасности Жизни. - 2010. № 6. С.19-22.

Дополнительная литература

  1. Антонюк С.В. «Как разработать социальный проект», WEB-справочник для педагогов и старшеклассников / http://edu.zelenogorsk.ru

  2. Виды проектов и их классификация / http:// www.translationcenter.ru/projektklassifikation.


Практическая работа № 8
Тема: Проведение государственных праздников Российской Федерации и Дней воинской славы
План

1. Проведение государственных праздников Российской Федерации

2. Организация дней воинской славы.

3. Проведение Уроков мужества как форма историко-патриотического просвещения.

4. Организация и проведение исторических вечеров.
Вопросы для коллективного обсуждения

1. Назовите основные государственные праздники Российской Федерации.

2. Каким Законом установлен перечень дней воинской славы?
Задания для самостоятельной работы


      • Подготовьте ответы на вопросы плана практического занятия.

      • Расскажите об истории возникновения одного из государственных праздников (на выбор студента).

      • Разработайте сценарий исторического вечера.


Основная литература

  1. Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г., 15 апреля 2006 г., 28 февраля, 24 октября 2007 г., 10 апреля 2009 г., 31 мая, 23 июля, 29 ноября 2010 г.)


Интернет-ресурсы

  1. http://base.garant.ru – информационно-правовой портал «Гарант»

  2. www.consultant.ru – официальный сайт компании «Консультант Плюс»


Практическая работа № 9
Тема: Организация музеев боевой славы в учебных заведениях как основа гражданского и патриотического воспитания молодежи
План:

  1. Организация музеев как основа гражданского и патриотического воспитания молодежи.

  2. Профили музеев: исторический, военно-исторический, художественный, литературный, этнографический, естественнонаучный, геологический.

  3. Типы музеев: мемориальный, историко-биографический, краеведческий, комплексный.

  4. Формы и методы аудиторной и внеаудиторной работы музеев.


Вопросы для коллективного обсуждения

1. В чем заключается специфика организации музеев в учебных заведениях?

2. Какие формы и методы музейной работы являются, на Ваш взгляд, наиболее эффективными?
Задания для самостоятельной работы:


      • Подготовьте ответы на вопросы плана практического занятия.

      • Проанализируйте деятельность музеев в Вашем городе.


Основная литература

  1. Власов Ю. А. Музей боевой славы – центр патриотического воспитания // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2008. № 5. С. 40-42.

  2. Власов Ю. А. Музей боевой славы – центр патриотического воспитания //Образование в современной школе. - 2008. № 6. С. 55-58.

  3. Горбунов В. Школьный музей и воспитание патриотизма /Горбунов В. //Воспитание школьников. - 2007. №5. С. 17 – 21.

  4. Гуров В. Н. Школьный музей в контексте формирования патриотизма учащихся // Инновации в образовании. - 2010. № 6. С. 110-125.

  5. Зяблова В. Поисковое движение как фактор гражданско-патриотического воспитания // Воспитание школьников. 2008. № 8. С. 3-5.

  6. Столяров В. П. Роль музеев в патриотическом воспитании школьников /Столяров В. П. // Физическая культура в школе. - 2007. №3. С. 64 – 69.

  7. Ялышева Л. В. Организация деятельности школьного музея // Преподавание истории в школе. - 2009. № 10. С. 49-51.

Дополнительная литература

  1. Базанчук Г.А. Музей в системе военно-патриотического воспитания студентов: (к 65-летию Великой Победы) // Высшее образование в России. - 2010. № 4. С.125-129.

  2. Денисова М.В. О системе краеведческой и патриотической работы ДДТ в рамках программы «Возрождение народных традиций и промыслов // Эффективная педагогика. - 2007. № 3. С. 17-21.

  3. Мичеева Н.М. Воспитание гражданственности и патриотизма средствами музейной педагогики // Начальная школа. - 2008. № 7. С. 22-23.

  4. Не оборвется нить времен: о школьном музее и не только о нем // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. № 2. С. 58-62.

  5. Прокопец О.Н. Музейная педагогика в школе: патриотическое воспитание средствами краеведения (к 50-летию школьного музея) // Крапивенский краеведческий сборник. Вып. 2. Крапивна – Тула, 2008 . С. 154-172.

  6. Столяров В.Л. Роль музеев в патриотическом воспитании школьников // Физическая культура в школе. - 2007. № 3. С. 64-69.

  7. Череповец Л.А. Использование краеведческого компонента в образовательном процессе МОУ ДОД Центр детского творчества // Эффективная педагогика. - 2007. № 3. С. 14-16.


Практическая работа № 10
Тема: Использование информационно-коммуникационных технологий в гражданском и патриотическом воспитании молодежи
План

1. Понятие информационно-коммуникационных технологий.

2. Интернет средства, используемые в гражданском и патриотическом воспитании молодежи.
Вопросы для коллективного обсуждения

1. Назовите основные Интернет средства, используемые в гражданском и патриотическом воспитании молодежи



2. В чем, на Ваш взгляд, заключаются преимущества использования ИКТ в гражданском и патриотическом воспитании молодежи?
Задания для самостоятельной работы

      • Подготовьте ответы на вопросы плана практического занятия.

      • Составьте тематическую подборку материалов, направленных на патриотическое воспитание молодежи, используя различные Интернет источники.

Основная литература

  1. Доронина Г.Н. Использование ИКТ в патриотическом воспитании молодёжи //Методический портал http://www.smolpedagog.ru/box%2012.html


Интернет-ресурсы

  1. www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании – портал входит в систему федеральных образовательных порталов и нацелен на обеспечение комплексной информационной поддержки образования в области современных информационных и телекоммуникационных технологий, а также деятельности по применению ИКТ в сфере образования.


1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
1.8.1. Рекомендуемая литература, учебные издания
Основная литература


  1. Федеральный Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе»

  2. Федеральный Закон Российской Федерации «О днях воинской славы (победных днях) России»

  3. Федеральная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»

  4. Федеральная целевая программа «Молодежь России» на 2011-2015 годы

  5. Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г., 15 апреля 2006 г., 28 февраля, 24 октября 2007 г., 10 апреля 2009 г., 31 мая, 23 июля, 29 ноября 2010 г.)

  6. Аверкин К.М., Павлова Т.И. Быть или не быть русским.- Ростов-на-Дону: ООО «Терра», 2007. – 136 с.

  7. История России 1917—2009. Барсенков А.С., Вдовин А.И. /3-е изд., расшир. и перераб. — М.: Аспект Пресс, 2010. – 846 с.

  8. Гражданско-патриотическое воспитание детей, подростков и молодёжи. Нормативные документы Правительства Российской Федерации, Правительства города Москвы. Материалы публикаций из опыта работы учреждений сферы образования. – М.,ГУ НМЦ СВР ДСМП. – 2010. - 92 с.

  9. Доронина Г.Н. Использование ИКТ в патриотическом воспитании молодёжи //Методический портал http://www.smolpedagog.ru/box%2012.html

  10. Иванова С.Ю., Лутовинов В.И. Современный российский патриотизм.- Ростов-на-Дону: Издательство ЮНЦ РАН, 2008. – 320 с.

  11. Кузнецова Л. П. Программа по патриотическому воспитанию "Стань гражданином" / Кузнецова Л. П., Цыкина С. Н., Фоминых Т. А.
    // Классный руководитель. - 2012. - № 7. - С. 7-14. [Гражданское воспитание, патриотизм,; патриотическое воспитание] Тип записи: Текстовые материалы - Статья (сер.).

  12. Мананикова Е. Н. Деловое общение – М.: Дашков и К., 2010. – 208 с.

  13. Наумов С.Ю., Чернышкина Н.Я. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи: Учебное пособие. – Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2007. – 172 с.

  14. Патриотическое воспитание молодёжи. Комиссия по патриотическому воспитанию при президиуме Михайловской общественной организации ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. – с. Михайловское. 2010 - 2011 г.

  15. Система патриотического воспитания в Советской России // Национальный институт развития современной идеологии Российский патриотизм и патриотическое воспитание молодёжи: Материал к заседанию государственного патриотического клуба ВПП «Единая Россия». — М.: Единая Россия, 2010.

  16. Ховрин А. Ю. Молодежь как фактор национальной безопасности России / Ховрин А. Ю., Зацепина М. И. //Социально-гуманитарные знания. - 2009. - № 6. - С. 154-163. [Молодёжь; национальная безопасность; безработица; трудовая занятость молодёжи; экстремизм; патриотизм] Тип записи: Текстовые материалы - Статья (сер.).

  17. Шайденко Н. А. Идеи патриотизма в истории отечественной педагогики / Шайденко Н. А. // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2012. - № 1. - С. 49-53. [Патриотизм, патриотическое воспитание; история русской педагогики] Тип записи: Текстовые материалы - Статья (сер.).

  18. Шаповалов В. Ф. Российский патриотизм и российский антипатриотизм /Шаповалов В. Ф. // Общественные науки и современность. - 2008. - № 1. - С. 124-132. [Антипатриотизм, патриотизм; русский патриотизм]. : Текстовые материалы - Статья (сер.).

Дополнительная литература

  1. Агапова И. А. Патриотическое воспитание в школе / Агапова И. А., Давыдова М. А. - М.: Айрис-пресс, 2002. - 224 с.: ил. - (Внимание: дети!). - ISBN 5-8112-0033-1 : 28-20. [Воспитание патриотизма, патриотическое воспитание, педагогика школы]

  2. Баранов А. В. Роль военно-патриотических клубов в духовно-нравственном воспитании молодежи // Среднее профессиональное образование: Журнал. - 2011. - № 2. С. 28.

  3. Баранов А.В. Особенности системы клубного военно-патриотического воспитания молодежи // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 1. С. 21-22.

  4. Безрядина С. М. Религия и патриотическое воспитание // Социальная политика и социология. 2010. № 5. С. 344-351.

  5. Беляев А. В. Кадетские корпуса в современной России / Беляев А. В. //Педагогика. – 2009. - № 7. – С. 48-57.

  6. Болотина Т. В. Ключевые стратегии развития гражданско-патриотического образования в России / Болотина Т. В., Новикова Т. Г. //Народное образование. - 2012. - № 8. - С. 100-108. [Воспитание гражданина; гражданская идентичность; гражданско-патриотическое образование, патриотизм] Тип записи: Текстовые материалы - Статья (сер.).

  7. Быков А. К. Взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании учащихся // Воспитание школьников. - 2011. № 4. С. 13-18.

  8. Вежевич Т. Е. Патриотизм и религия: взаимодействие социальных институтов по патриотическому воспитанию граждан / Вежевич Т. Е. //Среднее профессиональное образование. - 2009. № 7. С. 23-25.

  9. Вишневский Ю.Р., Трынов Д.В., Шапко В.Т. Гражданская культура студентов. Тенденции и проблемы формирования // Социологические исследования. – 2009. – № 4. – С. 108-117.

  10. Власов Ю. А. Музей боевой славы – центр патриотического воспитания //Преподавание истории и обществознания в школе. - 2008. № 5. С. 40-42.

  11. Власов Ю. А. Музей боевой славы – центр патриотического воспитания // Образование в современной школе. - 2008. № 6. С. 55-58.

  12. Возьмитель А.А. Социология религии в России: проблемы и перспективы // Социологические исследования. - 2007. № 2. С. 110–117.

  13. Выжутович В. Трудно быть с Богом: Угрожает ли России усиление религиозного влияния? // Российская газета. - 2007. 31 июля.

  14. Гаврилюк В. В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи // Социологические исследования. - 2007. - №4. С. 44 – 50.

  15. Голоднова С. В. Физическое и патриотическое воспитание в колледже // Физическая культура в школе. - 2010. № 3. С. 54-56.

  16. Горбунов В. Школьный музей и воспитание патриотизма / Горбунов В. //Воспитание школьников. - 2007. №5. С. 17 – 21.

  17. Гугнина О. В. Патриотизм в молодежной среде : из опыта работы / Гугнина О. В. // Преподавание истории в школе. - 2010. - № 7. - С. 3-6. [Внеклассная работа; молодёжная среда; молодёжь; патриотизм; патриотическое воспитание; школьники; учащиеся] (подробности) Тип записи: Текстовые материалы - Статья (сер.).

  18. Гуров В. Н. Школьный музей в контексте формирования патриотизма учащихся // Инновации в образовании. - 2010. № 6. С. 110-125.

  19. Добреньков В. Слабая семья – слабое государство // Российская Федерация сегодня. - 2005. № 17.

  20. Дубинина Н. Н. Патриотизм как системное качество личности // Семья в России. - 2008. № 1. С. 44-54.

  21. Елистратова Н. С. Патриотическое воспитание учащихся / Елистратова Н. С. // Начальная школа. - 2012. - № 12. - С. 7-8. [Начальная школа; патриотизм; патриотическое воспитание] Тип записи: Текстовые материалы - Статья (сер.).

  22. Зяблова В. Поисковое движение как фактор гражданско-патриотического воспитания // Воспитание школьников. - 2008. № 8. С. 3-5.

  23. Костюкевич В. Ф. Исторические аспекты и современное содержание патриотического воспитания молодежи / Костюкевич В. Ф. // Социальная политика и социология. - 2011. - № 7. - С. 32-40. [Патриотическое воспитание; патриотизм; патриотические чувства] Тип записи: Текстовые материалы - Статья (сер.).

  24. Логинова А. А. Интернет-проект как эффективное средство формирования гражданских и патриотических качеств личности учащихся // Методист. - 2009. № 9. С. 34-37.

  25. Лутовинов В. И. Военно-патриотическое воспитание в России: проблема, ее понимание и подход к решению: концептуально-аналитическая записка // Молодежь и общество: - Журнал. - 2008. № 3. С. 104–113.

  26. Марченко М. О. Проектный метод в патриотическом воспитании // ОБЖ. Основы Безопасности Жизни. - 2010. № 6. С.19-22.

  27. Милюкова И. А. Патриотизм в системе ценностных ориентаций старшеклассников Карелии: результаты первого этапа социол. мониторинга, проведенного по заказу М-ва образования Респ. Карелия (2007 г.) / Милюкова И. А., Винокурова Н. М.; Федер. агентство по образованию, ГОУВПО "Карельский гос. пед. ун-т". - Петрозаводск : КГПУ, 2007. - 84 с.: табл., диагр. - (Мастер-класс). - ISBN 978-5-98774-068-2: 57-00. [Духовно-нравственные ценности, молодёжь, патриотизм, старшеклассники, ценностные ориентации]. Тип записи: Текстовые материалы - Монография.

  28. Мичеева Н.М. Воспитание гражданственности и патриотизма средствами музейной педагогики // Начальная школа. 2008. № 7. С. 22-23.

  29. Не оборвется нить времен: о школьном музее и не только о нем // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. № 2. С. 58-62.

  30. Овчинникова Н. П. Воспитание учащихся в духе патриотизма - одна из важнейших задач современной школы / Овчинникова Н. П., Ульянова Н. С. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2009. - № 6. - С. 52-56. [Героико-патриотическое воспитание; история в школе; патриотизм; патриотическое воспитание; школьники; учащиеся] Тип записи: Текстовые материалы - Статья (сер.).

  31. Павлов Б. Ф. Воспитание патриота : учеб. пособие для высш. и сред. гуманит. учеб. заведений / Павлов Б. Ф., Хузиахметов А. Н. ; Под ред.А.Н.Хузиахметова. - Казань : ТаРИХ, 2004. - 319 с. - ISBN 5-94113-047-3 : 40-00. [Воспитание патриотиза, патриотизм, педагогика школы, учебники и пособия для вузов](подробности) Тип записи: Текстовые материалы - Монография.

  32. Прокопец О.Н. Музейная педагогика в школе: патриотическое воспитание средствами краеведения (к 50-летию школьного музея) // Крапивенский краеведческий сборник. Вып. 2. Крапивна – Тула, 2008. С. 154-172.

  33. Пронина Е.И. Особенности воспитания гражданственности и патриотизма школьников старших классов //Социологические исследования. - 2011. № 5. С. 97-103.

  34. Русанов В. Ю. Формирование патриотизма на образах героев Отечества: Русь X-XV веков /Русанов В. Ю. // Социальная политика и социология. - 2009. - № 5. - С. 230-249. [Патриотизм; патриотическое воспитание; героизм; отечество; вузы; высшие учебные заведения; памятные даты; история России] Тип записи: Текстовые материалы - Статья (сер.).

  35. Рыманова Е. Детское движение как фактор гражданско-патриотического воспитания школьников //Воспитание школьников. 2007. №6. С. 45 – 49.

  36. Селиванова Н. Л. Современные проблемы воспитания: поиски и решения // Семья в России. - 2008. № 1. С. 25-29.

  37. Синягина Н. Ю. О патриотизме и воспитании патриота // Воспитание школьников. - 2011. № 1. С. 23-26.

  38. Столяров В.Л. Роль музеев в патриотическом воспитании школьников // Физическая культура в школе. - 2007. № 3. С. 64-69.

  39. Тяжельникова Е. Ю. «Граждановедение» как средство социализации школьников // Воспитание школьников. - 2010. № 8. С. 25-27.

  40. Циулина М. В. Модель патриотического воспитания молодежи в современной школе // Личность. Культура. Общество. - 2010. Т.XII, Вып.3 (57-58). С.339-343.

  41. Цылев В. Р. Многообразие феномена патриотизма молодых мурманчан / Цылев В. Р., Мулина Т. В. // СОЦИС. - 2009. - № 6. - С. 100-106. [Гражданская позиция; МГПУ; молодёжь; Мурманск; патриотизм; социология молодёжи; труды преподавателей; МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ; МГГУ]
    Тип записи: Текстовые материалы - Статья (сер.).

  42. Чекмарева Н. А. Воспитание учащихся в проектной деятельности: [технология в школе] // Школа и производство. - 2008. № 3. С. 34-36.

  43. Щербакова А. А. Растить патриотов / Щербакова А. А. // Воспитание школьников. - 2011. - № 7. - С. 47-49. [Воспитание школьников; патриотизм; патриотическое воспитание] Тип записи: Текстовые материалы - Статья (сер.).

  44. Ялышева Л. В. Организация деятельности школьного музея //Преподавание истории в школе. - 2009. № 10. С. 49-51.

  45. Яшкова Т. В. Патриотическое воспитание молодежи в условиях поисковой деятельности //Педагогика. 2009. № 10. С. 50-54.

Интернет-ресурсы

  1. www.nashi.su/ideology/manifest – молодежное демократическое антифашистское движение «Наши»

  2. http://www.rikmosgu.ru/publications/3559/4492/ - Электронный информационный портал «Русский интеллектуальный клуб»

  3. http://base.garant.ru – информационно-правовой портал «Гарант»

  4. www.consultant.ru – официальный сайт компании «Консультант Плюс»

  5. http://www.yabloko.ru/ «Круглый стол «Патриотическое воспитание подрастающего поколения» на радиостанции «Эхо Москвы», 26 января 2002 г. в программе “Глас народа” (ТВ-6)»

  6. http://www.zpu-journal.ru/ «Демидова Е. И., Криворученко В. К. Патриотизм в своей идее неизменен. Электронный журнал “Знание. Понима-ние. Умение”. – 2008. – №6. – История».

  7. www.dosaaf.ru – Официальный сайт ДОСААФ РОССИИ

  8. www.stjag.ru – учебно-методический, информационный и аведующееонный портал военно-патриотического воспитания

  9. www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании – портал входит в систему федеральных образовательных порталов и нацелен на обеспечение комплексной информационной поддержки образования в области современных информационных и телекоммуникационных технологий, а также деятельности по применению ИКТ в сфере образования.

1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

1.9.1. Перечень используемых технических средств:

  1. персональный компьютер (или ноутбук);

  2. цифровой проектор;

  3. экран;

  4. аудиоколонки;

  5. интернет-доступ.

1.9.2. Перечень видео - и аудио-материлов:

  1. Отец солдата. Режисер: Резо Давидович Чхеидзе. Страна: СССР, 1964 год.

  2. Один шанс из тысячи. Режисер: Леон Суренович Кочарян

Страна: СССР, 1968 год.

  1. Экипаж машины боевой. Режисер: Виталий Фотиевич Василевский

Страна: СССР, 1983 год.

  1. Они сражались за Родину. Режисер: Сергей Федорович Бондарчук

Страна: СССР, 1975 год.


    1. Примерные зачетные тестовые задания

  1. Чувство неразрывной связи с народом, сознание ответственности за безопасность, процветание Родины, ее продвижение по пути исторического прогресса:

а) патриотизм;

б) гражданственность;

в) интернационализм;

г) инфантилизм



  1. Основной целью государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» является:

а) охват патриотическим воспитанием всех категорий граждан;

б) повышение качества патриотического воспитания в образовательных учреждениях;

в) совершенствование нормативно-правовой базы патриотического воспитания граждан РФ;

г) развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.



  1. Социальный институт, который удовлетворяет потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров:

а) экономика;

б) государство;

в) образование;

г) семья.



  1. Общероссийская общественная организация содействия армии, авиации и флоту, цель которой – содействие укреплению обороноспособности страны и подготовке трудящихся к защите Отечества:

а) Российский союз скаутов

б) Союз поисковых отрядов

в) ДОСААФ

г) Доброволец



  1. Совершенствование информационного обеспечения патриотического воспитания граждан предполагает:

а) подготовку теле- и радиопрограмм;

б) развитие банка информационных материалов по обеспечению патриотического воспитания граждан

в) проведение межрегиональных и всероссийских журналистских конкурсов и фестивалей патриотической направленности;

г) создание сайта информационного сопровождения реализации государственной, ведомственных и региональных программ патриотического воспитания граждан в сети Интернет;

д) все вышеперечисленное.


  1. Направление в системе патриотического воспитания образовательного учреждения, цель которого – активизация духовно-нравственного и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста:

а) историко-краеведческое;

б) социально-патриотическое;

в) военно-патриотическое;

г) спортивно-патриотическое.



  1. Всемирное юношеское движение, занимающееся физическим, духовным и умственным развитием молодых людей, называется:

а) скаутское движение;

б) Союз поисковых отрядов России;

в) Молодая гвардия;

г) ДОСААФ



  1. Документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания:

а) Закон РФ «О днях воинской славы (победных днях) России»;

б) Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи»;

в) Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе»;

г) Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»



  1. Патриотизм – это:

а) терпимость, снисходительность к кому- или чему-либо;

б) любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу;

в) выработка гуманных, высоконравственных, справедливых отношений между людьми, независимо от цвета их кожи, языка, обычаев, проживания на той или иной территории;

г) внутренние качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе.



Ключ к тесту:

вопрос

ответ

1

б

2

г

3

в

4

в

5

д

6

б

7

а

8

г

9

б




    1. Примерный перечень вопросов к зачету




  1. Содержание понятий патриотизм и гражданственность.

  2. Нормативно-правовое обеспечение патриотического воспитания в России.

  3. Система гражданского и патриотического воспитания в России.

  4. Система мер по совершенствованию процесса патриотического воспитания.

  5. Информационное обеспечение в области патриотического воспитания.

  6. Использование государственной символики России в патриотическом воспитании.

  7. Проведение государственных праздников Российской Федерации и Дней воинской славы

  8. Семья в патриотическом воспитании молодежи.

  9. Основные направления патриотического воспитания в образовательном учреждении.

  10. Тематические занятия, беседы и дискуссии как технологии гражданско-патриотического воспитания молодежи

  11. Реализация программы гражданского и патриотического воспитания молодежи через экскурсионную работу.

  12. Технология проведения массовых мероприятий.

  13. Проектная деятельность как технология гражданского и патриотического воспитания молодежи.

  14. Организация музеев боевой славы в учебных заведениях как основа гражданского и патриотического воспитания молодежи.

  15. Использование информационно-коммуникационных технологий в гражданском и патриотическом воспитании молодежи.


1.12. Комплект экзаменационных билетов (утвержденных заведующим кафедрой до начала сессии): экзамен по данной дисциплине не предусмотрен.
1.13. Примерная тематика рефератов:

  1. Патриотическое воспитание – основа ценностных ориентаций современной молодежи.

  2. Военно-патриотическое воспитание в процессе краеведческой работы.

  3. Система патриотического воспитания в дореволюционной России.

  4. Особенности патриотического воспитания молодежи в Советской России.

  5. Гражданское и патриотическое воспитание в современной системе образования.

  6. Основные подходы к патриотическому воспитанию в образовательных учреждениях.

  7. Современные формы и методы гражданского и патриотического воспитания молодежи.

  8. Основные подходы к оценке эффективности патриотического воспитания.

  9. Семейное воспитание в процессе формирования патриотизма.

  10. Патриотическое воспитание в деятельности специалиста по социальной работе.

  11. Деятельность военно-патриотических клубов в процессе гражданского и патриотического воспитания молодежи.

  12. Организация музеев боевой славы в учебных заведениях как основа гражданского и патриотического воспитания молодежи.

  13. Гражданское и патриотическое воспитание в деятельности учреждений дополнительного образования.

  14. Использование информационно-коммуникационных технологий в гражданском и патриотическом воспитании молодежи.

  15. Роль СМИ в гражданском и патриотическом воспитании молодежи на современном этапе.


1.14. Примерная тематика курсовых работ: курсовые работы не предусмотрены
1.15. Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ: дипломные работы не предусмотрены
1.16. Методика исследования. – не предусмотрено.
1.17. Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине: нет.

РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница