Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 2, Гсэ. В , фтд. 1 Антропология



Скачать 373.88 Kb.
страница1/2
Дата03.05.2016
Размер373.88 Kb.
  1   2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


ФТД.2, ГСЭ.В.3.2., ФТД.1 АНТРОПОЛОГИЯ


Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности


050102 Биология

050102.00 Биология с дополнительной специальностью География

050103.00 География с дополнительной специальностью Биология

(код и наименование специальности/тей)


Утверждено на заседании

кафедры биологии и химии

естественно-экологического факультета

(протокол № 13 от 02 апреля 2008 г.)

Зав. кафедрой


__________________ Харламова М.Н.
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.


    1. Автор программы: Луппова Е.Н., к.б.н., доцент кафедры биологи и химии.




    1. Рецензенты: Митина Е.Г., к.б.н., доцент, декан ЕГФ МГПУ;

Зензеров В.С., д.б.н., ведущий научный сотрудник лаборатории зообентоса ММБИ КНЦ РАН.



    1. Пояснительная записка:

В последние годы заметно усилился интерес к антропологии, как науке о человеке. Это явление вполне закономерно: антропологические знания составляют необходимый фундамент для современного специалиста в любой сфере деятельности, будь то педагогика, экономика, социология и т.д. Растущая потребность в антропологических знаниях вызвала появление данного курса.

Программа факультативного курса «Антропология» разработана для студентов, обучающихся по специальностям «050102 - Биология», «050102 - Биология с дополнительной специальностью».

Изучение дисциплины целесообразно проводить не ранее 3 курса, когда студенты уже знакомы с зоологией, анатомией и частично с физиологией человека.

Часы, отведенные на овладение дисциплиной, предусматривают следующие виды аудиторной и самостоятельной работы студентов: лекции, практические работы и семинары, подготовку рефератов, решение практических и теоретических задач.

Программа состоит из нескольких разделов, соответствующих изучению эволюции человека, его биологических и социальных особенностей. Материал излагается с учетом современных данных об эволюции, конституции, этнических особенностях человека. Основными задачами курса являются:



  • формирование представлений о происхождении человека;

  • понимание закономерностей эволюции человека;

  • выработка представлений об особенностях онтогенеза человека и влиянии на него различных факторов;

  • знакомство с этническими особенностями человека.

Сведения, полученные в процессе изучения факультативной дисциплины, несомненно, окажутся полезными как будущим биологам, независимо от их специализации, так и учителям биологии средней школы, так как развивают общую культуру понимания закономерностей происхождения, развития человека и его особенностей как биологического вида.

В результате изучения курса студенты должны знать:

- положение человека в системе органического мира


  • основные теории происхождения и эволюции человека

  • отличительные черты древнейших, древних и современных людей

  • этапы онтогенеза человека, иметь представление о гетерохронности развития основных систем

  • особенности различных рас

Студенты должны уметь

  • объяснять механизмы осуществления основных эволюционных преобразований человека

  • обосновывать положение человека в системе животного мира

  • проводить простейшие антропометрические исследования;

  • обосновывать принадлежность людей разных рас к одному виду

При разработке программы использованы материалы Института антропологии МГУ и Московского государственного педагогического университета.



    1. Дисциплина «Антропология» относится к блоку факультативных дисциплин предметной подготовки, поэтому требований ГОС ВПО к ее содержанию нет. Однако, основные дидактические единицы, которые должны быть освоены студентами, определены:

Конституция человека, основные конституционные типы, индивидуальное развитие, основные этапы эмбриогенеза, наследственные заболевания и основные патологии развития человека, происхождение и эволюция человека, современный этап развития человека, понятие о расах и расообразовании, современные антропологические проблемы.


    1. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина:




№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоем-кость

Всего аудит

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

работа


1

050102 Биология

5

10

90

40

20

10

10

50

зачет

2

050102.00 Биология с доп. спец. географией

4

1

80

40

20

20




40

зачет

3

050103.00 География с доп. спец. биология

2

4

90

40

20

20




50

зачет




    1. Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.

раб


1

Введение

2

2










2

2










2

Эволюционная антропология

12

8

2

2

14

12

8

4




10

3

Ауксология

10

2

4

4

12

10

2

8




10

4

Конституционология

8

4

2

2

12

8

4

4




10

5

Этническая антропология

8

4

2

2

12

8

4

4




10

6

всего

40

20

10

10

50

40

20

20




40

Примечание: Вариант 1 для специальности 050102 Биология.

Вариант 2 для специальности 050102.00 Биология с дополнительной специальностью «Географией»




№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 3

Вариант 4

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.

раб


1

Введение

2

2

























2

Эволюционная антропология

12

8

4




14
















3

Ауксология

10

2

8




12
















4

Конституционология

8

4

4




12
















5

Этническая антропология

8

4

4




12
















6

всего

40

20

20




50
















Вариант 3 для специальности 050103.00 География с дополнительной специальностью Биология

1.6.2. Содержание разделов дисциплины.


Введение. Предмет, задачи и методы антропологии. Место антропологии в системе наук о человеке. Разделы современной антропологии.

Тема 1. Эволюционная антропология. Положение человека в природе. Общая характеристика и эволюция приматов. Предпосылки возникновения прямохождения. Отличительные черты человека. Теории происхождения и эволюции человека. Предшественники людей. Древнейшие люди. Древние люди. Люди современного типа. Специфика антропогенеза как эволюционного процесса. Специфика эмбрионального развития человека в связи с его биосоциальной сущностью.

Тема 2. Ауксология. Основные определения и понятия. Постнатальный онтогенез человека. Влияние различных факторов на процессы роста и развития человека.

Тема 3. Конституционология. Общие представления о конституции человека. Морфологическая и функциональная конституция. Психологические аспекты конституции. Медицинские и экологические аспекты конституции.

Тема 4. Этническая антропология. Общее понятие о расах. Классификация рас. Большие и малые расы. Контактные расы. Видовое единство человечества. Адаптивность расовых признаков. Факторы расообразования. Время и территории возникновения человеческих рас

1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.




№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Введение










2

Эволюционная антропология

- вопросы для самостоятельного изучения: Особенности биологии современного человека

Классификация гоминид

Экологические проблемы в истории становления человека


10

Рефераты

Контрольные задания

Доклады на семинарах

Выполнение творческих заданий



3

Ауксология

вопросы для самостоятельного изучения:

Возрастная периодизация онтогенеза человека

Сравнительный онтогенез человека и животных

Методы определения биологического возраста человека



10

Заполнение таблиц

Обсуждение на семинарах

Выполнение проекта


4

Конституционология

вопросы для самостоятельного изучения:

Конституция и половой диморфизм человека

Аномалии индивидуального развития человека

Межполушарная асимметрия мозга



10

Рефераты

Обсуждение на семинарах



5

Этническая антропология

вопросы для самостоятельного изучения:

Вопросы происхождения рас

Критика расизма


10

Творческие задания

Рефераты


Контрольные работы


1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.

Тематическое планирование лекций
Лекция 1. Введение в антропологию.

Лекция 2. Положение человека в природе. Общая характеристика приматов.

Лекция 3. Теории происхождения и эволюции человека.

Лекция 4. Основные стадии развития человека.

Лекция 5. Специфика эмбрионального развития человека.

Лекция 6. Онтогенез человека. Влияние различных факторов на процессы роста и

развития.



Лекция 7. Морфологическая и функциональная конституция человека.

Лекция 8. Различные аспекты конституции человека.

Лекция 9. Общее понятие о расах. Классификация рас.

Лекция 10. Адаптивные признаки рас.
Разработки практических занятий
Занятие 1. Особенности биологии современного человека

Вопросы для обсуждения.



  1. Место человека в системе органического мира.

  2. Доказательство принадлежности человека к царству животных, типу хордовых, классу млекопитающих

  3. Атавизмы и рудименты человека. Их значение для понимания происхождения человека.

Задание. Выполнить опыт Ч.Дарвина. Используя знания об атавизмах и рудиментах,

воспроизвести облик возможного предка человека.

Рекомендуемая литература


  1. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. Полный курс. т.1. Анатомия, М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2002.

  2. Ноздрачев А.Д., Баженов Ю.И. Начала физиологии: Учебник для вузов, СПб.: Изд. «Лань», 2001.

  3. Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х томах. Под ред. Ноздрачева А.Д., М.: Высшая школа, 1991.

  4. Основы физиологии человека. В 2-х томах. Под ред. Ткаченко Б.И., СПб., 1994.



Занятие 2. Классификация гоминид

Вопросы для обсуждения.



  1. Отряд приматы. Современная классификация приматов.

  2. Семейство гоминиды. Основные представители человекообразных обезьян. Особенности их строения и жизнедеятельности.

  3. Основные этапы антропогенеза

Задание. Составить схему антропогенеза, с указанием основных этапов развития

человека и времени возникновения различных форм.

Рекомендуемая литература


  1. Жизнь животных. Т.6. Млекопитающие, М.: Просвещение. 1971.

  2. Константинов В.М., Наумов С.П., Шаталова С.П. Зоология позвоночных. М.: Издательский центр «Академия». 2000.

  3. Ярыгин В.Н. и др. Биология. Т. 2.,М.: Высшая школа, 2003.

  4. Харитонов В.М. и др. Антропология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

  5. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М.: Изд. отдел УНЦ ДО МГУ, 1999.



Занятие 3. Особенности эмбрионального развития человека

Вопросы для обсуждения

1). Органогенез в эмбриональном развитии человека

2). Эволюция основных систем органов человека.

3). Эволюция головного мозга человека.

Задание. Составить хронологическую шкалу развития эмбриона.

Рекомендуемая литература



  1. Жеденов В.Н. Сравнительная анатомия приматов (включая человека). М.: Просвещение, 1962.

  2. Гилберт С. Биология развития. М, 1993.

  3. Карлсон Б. основы эмбриологии. М., 1983.

  4. Харитонов В.М. и др. Антропология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.


Занятие 4. Возрастная периодизация онтогенеза человека

Вопросы для обсуждения



  1. Методы изучения онтогенеза человека.

  2. Основные характеристики роста человека.

  3. Биологический возраст и методы его определения.

  4. Физиологический возраст.

Рекомендуемая литература

  1. Васильев С.В. основы возрастной и конституционной антропологии. М., 1996.

  2. Павловский О.М. биологический возраст у человека. М. 1987.

  3. Харитонов В.М. и др. Антропология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

  4. Методы исследования физиологического развития детей и подростков в популяционном мониторинге (Руководство для врачей). М. 1999.


Занятие 5. Экологические аспекты ауксологии.

Вопросы для обсуждения



  1. Влияние биогеографических факторов на рост и развитие человека.

  2. Социально-экономические факторы.

  3. Урбанизация и загрязнение среды.

  4. Питание и физическая нагрузка.

Рекомендуемая литература

  1. Рост и развитие ребенка. Под ред. Миклашевский Н.Н., М. 1973.

  2. Харрисон Д., Уайнер Д., Таннер Д. Биология человека. М. 1979.

  3. Харитонов В.М. и др. Антропология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.



Занятие 6. Конституция и половой диморфизм человека.

Вопросы для обсуждения



  1. Морфологическая конституция

  2. Функциональная конституция

  3. Психологические аспекты конституции

  4. Половой диморфизм и конституция

  5. Медицинские аспекты конституции

Рекомендуемая литература

  1. Алексеев Т.И. Адаптация человека в различных экологических нишах Земли. М. 1998.

  2. Гримм Г. Основы конституциональной биологии и антропометрии. М. 1967.

  3. Методика морфофизиологических исследований в антропологии. М. 1981.


Занятие 7. Аномалии индивидуального развития человека

Вопросы для обсуждения



  1. Врожденные пороки развития

  2. Наследование аномалий

  3. Синдром Дауна

  4. Раковые заболевания как проявление мутаций

  5. Глухонемота

Рекомендуемая литература

  1. Харитонов В.М. и др. Антропология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

  2. Патологическая анатомия болезней плода и ребенка. Под ред. Ивановой Т.Е. и Леоновой Л.В. М. 1989.



Занятие 8. Межполушарная асимметрия мозга

Вопросы для обсуждения



  1. Общее представление о функциональной асимметрии полушарий

  2. Строение мозга левшей и правшей

  3. Психологическое тестирование

Задание. Провести определение функциональной асимметрии мозга.

Рекомендуемая литература



  1. Ноздрачев А.Д., Баженов Ю.И. Начала физиологии: Учебник для вузов, СПб.: Изд. «Лань», 2001.

  2. Основы физиологии человека. В 2-х томах. Под ред. Ткаченко Б.И., СПб., 1994

  3. Харитонов В.М. и др. Антропология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

  4. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М.: Изд. отдел УНЦ ДО МГУ, 1999.


Занятие 9. Вопросы происхождения рас

Вопросы для обсуждения



  1. Гипотезы происхождения человеческих рас.

  2. Время и территории возникновения рас.

  3. Факторы расообразования.

Рекомендуемая литература

  1. Ярыгин В.Н. и др. Биология. Т. 2.,М.: Высшая школа, 2003.

  2. Харитонов В.М. и др. Антропология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

  3. Алексеева Т.И. Географическая среда и биология человека. М. 1977.

  4. Дерябин В.Е. Антропология. М. 1995.

  5. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Расы, народы, культура. М. 1985.


Занятие 10. Критика расизма

Вопросы для обсуждения



  1. Расизм – антинаучная концепция

  2. Монофилетическое происхождение человека

  3. Антропологический состав народов мира.

Задание. Провести исследование этнической составляющей студентов ЕГФ в 1, 2 и 3

поколениях.

Рекомендуемая литература

1.Харитонов В.М. и др. Антропология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

2. Алексеева Т.И. географическая среда и биология человека. М. 1977.

3.Дерябин В.Е. Антропология. М. 1995.



4.Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Расы, народы, культура. М. 1985.
  1   2


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница