Учебно-методический комплекс дисциплины фтд 3 Использование нетрадиционных методик и технологий в обучении детей с проблемами в развитии



страница1/4
Дата26.06.2016
Размер0.56 Mb.
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО МГГУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ФТД 3 Использование нетрадиционных методик и технологий в обучении детей с проблемами в развитии

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

050715.65 Логопедия

050716.65 Специальная психология

050717.65 Специальная дошкольная педагогика и психология

Утверждено на заседании кафедры

СПиСП ППИ

(протокол № 1 от 09.09.13 г.)

Зав. кафедрой СПиСП

______________Ю.А. Афонькина




1.1. Автор программы:

к.п.н., доцент кафедры СПиП (МГПУ) Кузьмичева Т.В.


1.2. Рецензенты:

Старший преподаватель кафедры СПиСП Яшина Е.В., зав.отделением реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями ГОУСОССЗН «Мурманский ЦСПСиД» Онопа О.А.




    1. Пояснительная записка:

Факультативная дисциплина «Использование нетрадиционных технологий в специальном образовании» введена в процесс обучения для студентов специальностей олигофренопедагогика, специальная дошкольная педагогика и психология и других специальностей, в связи с веяниями времени, для того, чтобы студенты могли лучше понять роль новых технологий в практике обучения, роль школы и образовательных учреждений в подготовке человека к полноценной жизни и труду.

Программа предназначена для студентов 3-го курса (5 семестр) специальностей: олигофренопедагогика, специальная дошкольная педагогика и психология и других.

Программа курса определяет объем теоретического материала и практических умений, необходимых специалистам в области коррекционной педагогики для работы в дошкольных образовательных учреждениях, начальных классах и среднем звене специальной (коррекционной) школы VIII вида. Курс рассчитан на 36 часов: 16 часов лекционных и 20 часов практических занятий, отдельные вопросы курса выносятся для самостоятельной работы.



  • Цель: формирование профессионального мышления студентов, систематизация, расширение и углубление имеющихся знаний о новых педагогических технологиях: о методе проектов, технологии обучения в сотрудничестве и о применении компьютерных, информационных технологий в системе специального образования. Подготовка специалиста, умеющего инициативно, самостоятельно решать профессиональные и жизненные задачи, владеющего современными достижениями науки и техники, умеющего на практике применять и приумножать полученные знания, умения, навыки, обладающего гибкостью мышления, творческим подходом и находчивостью в быстро меняющихся ситуациях, несущего ответственность за результаты собственной деятельности и ориентированного на эффективное самообразование вообще и в данном вопросе в частности.




  • Задачи курса:

- определить образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие возможности данной учебной дисциплины в структуре общих задач социального развития и адаптации детей с особыми образовательными проблемами к окружающей среде;

- создать условия для овладения понятиями разделов курса, необходимых специалистам в области коррекционной педагогики для успешной будущей работы по выбранной специальности;

- сформировать общие методические подходы и конкретные педагогические умения, необходимые учителю, коррекционному педагогу для осуществления учебной, воспитательной и коррекционно-развивающей работы в соответствующих формах организации деятельности учащихся (урок, внеклассные мероприятия, индивидуальные, коррекционные занятия и т.д.).


  • Место курса в общей системе подготовки специалиста:

в системе подготовки кадров по специальности «031700 - Олигофренопедагогика» и «032000 - Специальная дошкольная педагогика и психология» курс «Использование нетрадиционных методик и технологий в специальном образовании» занимает весьма важное место в связи с возросшими требованиями современного общества к уровню подготовки специалистов вообще и к уровню их культуры в области новых педагогических и информационных технологий в частности.

  • Требования к уровню освоения содержания дисциплины (должны знать, должны уметь):

В результате освоения программы курса «Использование нетрадиционных методик и технологий в специальном образовании» студент

должен знать:

- основные понятия и термины;

- основные тенденции развития системы образования в педагогической практике;

- основные теоретические положения, идеи, методики, технологии;

- иметь полные и четкие представления о роли различных технологий в системе современного образования.

должен уметь:

- пользоваться научными знаниями для понимания теоретических положений;

- доказывать актуальность и необходимость использования нетрадиционных методик и технологий в специальном образовании;

- подкреплять теоретические положения разнообразными примерами;

- применять различные технологии в практической деятельности;

- оперировать основными понятиями;

- приобретать навыки использования различных технологий;

- освоить важнейшие понятия нетрадиционных методик и информационных технологий в специальном образовании.



  • ссылки на авторов и программы, которые использовались в подготовке.

При составлении программы использовались материалы научно-методических разработок:

Полат Е.С. – д.п.н., профессор

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования

1.4. Извлечение из ГОС ВПО (региональный компонент)

Не предусмотрено



1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина:


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности: к/р, зачёт, экзамен)

Трудоёмкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

работа


1

050717.00 «Специальная дошкольная педагогика и психология с доп. спец. «Логопедия»

3

6

75

36

18

18




39

зачёт

2

050716.00 «Специальная психология с доп. спец. «Логопедия»

3

6

75

36

18

18




39

зачёт


1.6. Содержание дисциплины.
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

Сам.раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.



Основные тенденции развития системы образования в педагогической практике.




2

-
























Личностно-ориентированные технологии обучения




2

2
























Обучение в сотрудничестве





2

2
























Метод проектов




2

8
























Разноуровневое обучение




2

2
























«Портфель ученика» (портфолио)




2

2
























Нетрадиционные формы обучения




2

2
























Технические средства, приспособления, пособия, компьютер в помощь дефектологу




2

2






















ИТОГО:




16

20





















Примечание: Вариант 1 для специальности 031700 Олигофренопедагогика



032000 Специальная дошкольная педагогика и психология.

Вариант 2 для специальности (шифр, название специальности).


1.6.2. Содержание разделов дисциплины.
Тема 1. Основные тенденции развития системы образования в педагогической практике.

Одна из задач науки – это получение наибольшей информации из наименьшего количества фактов, дабы сделать возможным выделение точных закономерностей, позволяющих с единой точки зрения понять самые разные явления, а в дальнейшем научиться ориентироваться в них (Лев Гумилев).

Развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально – экономических условиях жизни?

Изменение акцентов в учебной деятельности, нацеленных на интеллектуальное развитие учащихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; использование заданий, проверяющих различные виды деятельности, увеличение веса заданий на применение знаний для объяснения окружающих явлений; учет знаний, которые учащиеся получают вне школы из различных источников.

Может ли выпускник школы использовать знания, полученные в школе при решении повседневных задач, в контексте реальных жизненных ситуаций?

Сформированы ли интеллектуальные умения, позволяющие проводить логические мыслительные операции и устанавливать причинно-следственные связи при решении повседневных задач?


Тема 2. Личностно-ориентированные технологии обучения
Проблема личностно-ориентированного обучения. Принципы, на которых базируется личностно-ориентированное обучение. Технологии, которые относятся к личностно-ориентированному обучению. Центральная фигура, главная деятельность познания при личностно-ориентированном обучении. Попытки реализации личностно-ориентированного обучения в мировой практике. Стороны и свойства личности, на которые следует ориентироваться при личностно-ориентированном обучении.

Тема 3. Обучение в сотрудничестве.
Общие идеи обучения в сотрудничестве. Принципиальное отличие обучения в сотрудничестве от традиционного подхода к обучению. Основные варианты организации обучения в сотрудничестве. Их принципиальные сходства и отличия. Основные положения технологии обучения в сотрудничестве. Некоторые советы начинающим.
Тема 4. Метод проектов (8 часов).
История возникновения метода проектов. Осмысление и применение метода проектов в новой учебной, культурно-социальной ситуации. Сущность современной трактовки метода проектов. Возможная тематика проектов. Типы проектов. Структура различных типов проектов. Параметры внешней оценки проекта. Обсуждение методов исследования в группах, выдвижение гипотез, формулирование аргументированных выводов, оформление результатов проекта.
Тема 5. Разноуровневое обучение.

Личностно-ориентированный подход к обучению – дифференциация обучения в разных ее проявлениях. Понятие разноуровневого обучения и его связь с дифференциацией обучения. Условия организации разноуровнего обучения. Основные принципы разноуровнего обучения. Условия подготовки разноуровнего обучения.


Тема 6. «Портфель ученика» (портфолио)

Понятие рефлексии в педагогической психологии и ее значимость для формирования интеллектуальных и нравственных качеств личности. Понятие «Портфель ученика» (портфолио) как одна из педагогических технологий. Содержание «Портфолио» и технология его наполнения.


Тема 7. Нетрадиционные формы обучения.

Нетрадиционные формы организации обучения в школе: урок- игра, урок - путешествие, урок – экскурсия, урок – диспут, экскурсия. Игровые методы: обучающие игры, ролевые игры, деловые игры, познавательно-дидактические.


Тема 8. Технические средства, приспособления, пособия, компьютер в помощь дефектологу.
Журнал «Дефектология» и выпускаемые НИИ коррекционной педагогики специализированные мультимедийные программно-методические комплексы нового поколения, поддерживающие обновленное содержание и качественную индивидуализацию коррекционного обучения разных категорий детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Для удобства Институтом и издательством «Дефектология» выпущен компакт-диск с комплектом журналов за 2004-2005 гг. Устройства, приспособления, необходимые для людей с ограниченными возможностями здоровья, с помощью которых они могли бы получать образование, компенсировать свои дефекты, найти «обходные пути» для решения своих проблем, осуществить профессиональный выбор, социализацию в общество.

5.3. Темы для самостоятельного изучения (часы для самостоятельного изучения не предусмотрены). Задания могут выполняться по желанию студентов


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Метод проектов

Мультимедийная

презентация







Защита

мультимедийной

презентации



1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) по предлагаемой схеме:
Тема 2. Личностно-ориентированные технологии обучения


  • План:

  1. Личностно- ориентированное обучение.

  2. Принципы на которых базируется личностно- ориентированное обучение.

  3. Ценности, которые развиваются благодаря личностно- ориентированному обучению.

  4. Разница между традиционной педагогикой, бихейвиористской педагогикой, гуманистической, холистической.

  • Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. В чем заключается разница между традиционной педагогикой, бихейвиористской педагогикой, гуманистической, холистической?

  2. Кто является центральной фигурой в педагогическом процессе при личностно- ориентированном обучении?

  3. Какая деятельность является главной в педагогическом процессе при личностно- ориентированном обучении?

  4. Что становится приоритетным в педагогическом процессе при личностно- ориентированном обучении?

  5. Ученые и исследователи, которые занимались проблемой личностно- ориентированного обучения.




  • Задания для самостоятельной работы:

  1. Выяснить, на какие стороны и свойства личности следует ориентироваться при разработке адекватной этой личности системы обучения, чтобы обучение можно было считать личностно-ориентированным.

  2. Какими показателями можно охарактеризовать умственное развитие ребенка согласно работам Д.Н. Богоявленского, Л.В. Занкова, В.А. Крутецкого, Н.Д. Левитова, Н.А. Менчинской, Д.Б. Эльконина и др.

Литература



Основная:

  1. Дьяконов В., Новиков Ю., Рычков В. Компьютер для студентов. – СПб., 2000.

  2. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. - М., 2001.

  3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.

  4. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А.Н. Ковшова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – 2-е изд.. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 272 с.

  6. Полат. Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. - М., 2001.


Дополнительная:

  1. Трайнев В.А., Трайнев И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 280 с.

  2. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография / Под ред. П.И. Третьякова. – М.: Новая школа, 2001. – 352 с.

  3. Федоров А.И. Информационные технологии в образовании: теоретико-методологические и социокультурные аспекты: Монография. – Челябинск УралГАФК, ЧГНОЦ УрО РАО, 2004. – 224 С., ИЛ.

  4. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. - СПб., 2002.

  5. Хуторский А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения. - М., 2000.

  6. Ширшов Е.В. Организация учебной деятельности в вузе на основе электронных информационно-образовательных технологий: монография. – Архангельск: Арханг. гос. техн. ун-та, 2006. – 208 с.


Тема 3: Обучение в сотрудничестве.

  • План:

    1. Общие идеи обучения в сотрудничестве;

    2. Принципиальное отличие обучения в сотрудничестве от традиционного подхода к обучению;

    3. Знакомство с основными вариантами организации обучения в сотрудничестве;

    4. Принципиальные сходства и отличия (общие и частные);

    5. Основные положения технологии обучения в сотрудничестве;

    6. Привести примеры применения данной технологии в вашей практике;

    7. Сформулировать собственное отношение к рассматриваемым технологиям.

  • Вопросы для коллективного обсуждения:




  1. Что такое обучение в сотрудничестве?

  2. В чем основная идея обучения в сотрудничестве?

  3. В чем принципиальная разница между традиционным подходом к обучению и так называемым гуманистическим?

  4. Где и кем были разработаны впервые данные технологии?

  5. Какие основные варианты обучения в сотрудничестве вы можете назвать?

  6. В чем состоят основные идеи, принципы обучения в малых группах, командах?

  7. Какие варианты этого подхода вам запомнились и в чем их особенности?

  8. Каковы особенности варианта «Учимся вместе»?

  9. Чем отличаются друг от друга американский и израильский варианты метода обучения в сотрудничестве?



  • Задания для самостоятельной работы:

- Попробуйте смоделировать обучение по принципам открытого образования, индивидуального стиля обучения. Образуйте группу в 4-5 человек. Пусть 2-3 студента будут «учениками», 1-2 студента исполнят роль «учителя». Организуйте деятельность «учащихся» в соответствии с принципами той или иной технологии

- Попробуйте придумать пример варианта обучения в сотрудничестве. Обсудите со своими партнерами. Помните, что при обучении в сотрудничестве, задание дается одно на всю группу, поэтому и результат может быть один.



- «Мой первый урок (занятие) по технологии обучения в сотрудничестве» (Проработать: Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – 2-е изд.. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 272 с.; С. 59-64). Обсудите его с вашими партнерами на практическом занятии.
Литература

Основная:

  1. Дьяконов В., Новиков Ю., Рычков В. Компьютер для студентов. – СПб., 2000.

  2. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. - М., 2001.

  3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.

  4. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А.Н. Ковшова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – 2-е изд.. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 272 с.

  6. Полат. Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. - М., 2001.


Дополнительная:

  1. Трайнев В.А., Трайнев И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 280 с.

  2. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография / Под ред. П.И. Третьякова. – М.: Новая школа, 2001. – 352 с.

  3. Федоров А.И. Информационные технологии в образовании: теоретико-методологические и социокультурные аспекты: Монография. – Челябинск УралГАФК, ЧГНОЦ УрО РАО, 2004. – 224 С., ИЛ.

  4. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. - СПб., 2002.

  5. Хуторский А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения. - М., 2000.

  6. Ширшов Е.В. Организация учебной деятельности в вузе на основе электронных информационно-образовательных технологий: монография. – Архангельск: Арханг. гос. техн. ун-та, 2006. – 208 с.



  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница