Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 3 Школьный музыкальный театр



страница1/4
Дата26.06.2016
Размер0.76 Mb.
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ФТД. 3 ШКОЛЬНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

050403 «КУЛЬТУРОЛОГИЯ» С ДОПОЛНИТЕЛЬНЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЬЮ «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»



Утверждено на заседании кафедры

Искусств и дизайна

факультета ХОТиД

(протокол № __ от______ 200__ г.)

Зав.кафедрой____________Ашутова Т.В.







РАЗДЕЛ I. Программа учебной дисциплины
1.1 Автор: Н.Н. Елисова, канд. пед. наук, доцент
1.2 Рецензенты: Л.С. Беляева, канд пед. наук, профессор
Е.И. Байбак, зав. литературной частью МОДТ
1.3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение студентами обучающимися по специальности «Культурология», основ школьной театральной педагогики, необходимо и целесообразно с целью обучения как погрузить школьников в сценическую жизнь, подчинить их воображаемому миру и через выразительность донести этот театральный мир до зрителя. Данная дисциплина связана с такими курсами, как «История театра», «История музыки», «Педагогика народного художественного творчества» и др.

Задачами курса являются следующее:

- раскрыть психологию актерского мастерства и специфику его формирования у учащихся;

- показать содержание, формы и методы работы школьного театра и театральной студии, принципы организации студийного творческого процесса;

- воспитывать навыки режиссуры и педагогического мастерства.

В ходе изучения курса студенты должны знать: музыкальный репертуар для школьного театра, содержание театральных постановок для детей, подростков и юношества; специфические особенности режиссуры в школьном театре; возрастную и педагогическую психологию.

Руководитель школьного театра должен уметь: создать оригинальный режиссерский замысел будущей постановки; владеть технологиями, применяемыми в актерской деятельности; обладать методами режиссерского анализа произведений драматургии, музыки, изобразительного искусства; обладать развитым чувством темпо- ритма и музыкальным слухом, законами композиции; обладать педагогическими и организаторскими способностями.


1.4. Извлечение из ГОС ВПО

Не предусмотрено.




1.5 ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


№ п/п

Шифр

и наименование

специальности


Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид

итогового контроля (форма отчетности)



трудоемкость

Все-го ауд.

ЛК

ПР/

СМ


СР

1.

050403 – «Культурология» с дополнительной специальностью «Музыкальное образование»

2

3

72

36




36

36

зачет


1.6 Содержание дисциплины

1.6.1 разделы дисциплины и виды занятий.


ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ


№ п/п
Наименование раздела, темы
Количество часов







Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

СР

1.

Школьный театр в системе образования

2




6

6

2.

История становления и развития школьного театра

2




6

6

3.

Музыкальный театр для детей Н. Сац

2




8

8

4.

Школьный театр в художественно-эстетическом образовании

2




8

8

5.

Методика организации учебно-воспитательной работы в школьном музыкальном театре

2




8

8




Всего:

36




36

36



1.6.2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Практическое занятие 1 Школьный театр в системе образования

План

1.Курс «Школьный музыкальный театр» в системе подготовки специалиста в области любительского театрального творчества.

2. Связь курса с другими дисциплинами, предмет и задачи курса.
Вопросы для обсуждения


  1. Школьный театр, его значение на разных вехах становления и развития

  2. Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Н.Н. Бахтин о значении театрального искусства, творческой деятельности и школьных театров.

  3. Воспитательная роль театрального искусства.

  4. Школьный музыкальный театр как форма культурно-досуговой деятельности школьников, его место в системе дополнительного образования школьников.

  5. Организация и деятельность школьных музыкальных театров.


Задание для самостоятельной работы

Составить тематический план для детского музыкального театра на 1 год


Рекомендуемая литература

Основная


  1. Барженев М., Михайлова А. Современные дети в мире театра // Искусство и образование, 1998. - №4. - С.74-80.

  2. Берковский Н.Я. Литература и театр. — М.: Искусство, 1969.

  3. Беспалов В.И. Школьный драматический кружок. - М, 1955.

  4. Кудина Т. Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.П. Как развить художественное восприятие у школьников. - М., 1988.

Дополнительная



  1. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. – М, 1999.

  2. Новицкая Л.П. Уроки вдохновения. - М., 1984.

  3. Пеня Т.Г. Театральная деятельность и развитие личности // Искусство и образование, 2001. - №1. - С23-27.


Практическое занятие 2. История становления и развития школьного театра

План

  1. История становления и развития школьного театра 19 в.

  2. История становления и развития школьного театра 20 в.

  3. Современное развитие школьного театра


Вопросы для обсуждения

  1. Гимназические театры XIX века.

  2. Возникновение любительских театров при гражданских и военных средних учебных заведениях. Драматические кружки в военных гимназиях. Спектакли гражданских гимназий. Любительские театры как школа будущих актеров. Репертуар гимназических театров, спектакли и гастроли.

  3. Детский театр в России начала ХХ века. Опыт свободного воспитания Себастьяна Фора. Ритмопластика и театральные постановки как основа детского театра.

  4. Детские просветительские общества и трудовые колонии. Общество «Сеглемент» и колония «Бодрая жизнь». Роль С.Т. Шацкого в организации общества и колонии, импровизационный театр как одно из направления воспитания детей.

  5. Театры московских гимназий. Исторические спектакли, вертепные драмы, комедии, русские пьесы на сцене гимназий.

  6. Развитие художественной и театральной в первые годы советской власти. Программа широкого использования театрального искусства в системе эстетического воспитания детей.

  7. Школьный театр 20-х годов.

  8. Практика школьного театра в 50-60-е годы

  9. Формирование этапов начального театрального образования в школе в 80-90-е годы. Театр как общеобразовательная система, фактор развития «базовых качеств личности». Ориентация на детское театральное творчество.

  10. Перспективы и проблемы современного школьного театра.


Задание для самостоятельной работы

Подготовить сообщение об истории развития детских музыкальных театров



Рекомендуемая литература

Основная


  1. Алпатов Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа.- М, 1958.

  2. Зотов Р.М., Зоркая Н.М. На рубеже столетий: У истоков массового искусства в России 1900-1910 годов. - М., 1976.

Дополнительная



  1. Лурье А. Детский рай. Воспоминания о серебряном веке. - М., 1993.

  2. Любинский И.Л. Театр и дети. - М., 1962.


Практическое занятие 3. Музыкальный театр для детей Н. Сац

План

  1. Создание детского музыкального театра Н.Сац.

  2. Репертуар, постановки музыкального театра в 40-е годы


Вопросы для обсуждения

  1. Первые музыкальные постановки Н.Сац.

  2. Театр в годы Великой Отечественной войны.

  3. Открытие музыкальных театров для детей в республиках и регионах.

  4. Музыкальный театр для детей Н. Сац как уникальное явление в театральном искусстве России.


Задание для самостоятельной работы

Прочитать одну из книг - воспоминаний Н. Сац,

написать аннотацию
Рекомендуемая литература

Основная


  1. Викторов В.И. Наталия Сац и Детский музыкальный театр. - М., 1993.

  2. Сац Н.И. На путях к прекрасному.- М., 1986.

  3. Сац Н.И. Жизнь - явление полосатое. - М., 1991.

Дополнительная



  1. Сац Н.И. Дети приходят в театр. - М., 1969.

  2. Сац Н.И. Музыка-театр-дети. - М., 1977.

  3. Станиславский К. С. Собр. соч. - М., 1982.



Практическое занятие 4. Школьный театр в художественно-эстетическом образовании

План

  1. Концепции и теории эстетического развития и воспитания.

  2. Сценические, художественные, психолого-педагогические аспекты театрального воспитания и обучения


Вопросы для обсуждения

  1. Понятие художественное образование, эстетическое воспитание, эстетическая воспитанность. Критерии эстетической воспитанности. Художественно-эстетические проявления как основы художественного воспитания детей.

  2. Концепции и теории эстетического развития и воспитания.

  3. Использование эстетической информации в художественно-воспитательном процессе. Эстетическая деятельность как основа театрального обучения.

  4. Содержание художественно-эстетического образования. Программы по театру для общеобразовательной школы. Обучение театральному искусству.

  5. Сценические, художественные, психолого-педагогические аспекты театрального воспитания и обучения.


Задание для самостоятельной работы

Сделать сравнительный анализ программ по театру для школы


Рекомендуемая литература

Основная


  1. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1968.

  2. Генералова И. А. Мастерская чувств. Методическое пособие. - М., 2000.

  3. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 1952.

  4. Кудина Т. Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.П. Как развить художественное восприятие у школьников. - М., 1988.

Дополнительная



  1. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. – М, 1999.

  2. Розанова. И «Театр в школе». - М, Изд-во АПН РСФСР, 1958.

  3. Рубина Ю.И,, Завадская Т.Ф., Шевелев И.Н. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью. - М.,1974.


Практическое занятие 5. Методика организации учебно-воспитательной работы в школьном музыкальном театре.1

План

  1. Организация школьной театральной деятельности

  2. Школьный театр как социальное явление.


Вопросы для обсуждения

  1. Работа руководителя музыкального театра по овладению элементами актерского мастерства.

  2. Творческое освоение и применение принципов современного театрального искусства в школьном музыкальном театре.

  3. Постановка музыкальных спектаклей.

  4. Виды учебной деятельности в любительском театральном коллективе. Театральные уроки в школе.

  5. Игровая педагогика.

  6. Детская театральная самодеятельность.

  7. Использование возможностей театрального искусства для развития личности школьника.

  8. Проблемы и перспективы школьных театров современности.

  9. Подготовка специалистов в области театрального творчества в вузах, специальных учреждениях.


Задание для самостоятельной работы

Подготовить музыкально-театральную постановку


Рекомендуемая литература

Основная


  1. Генералова И. А. Мастерская чувств. Методическое пособие. - М., 2000.

  2. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 1952.

  3. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. – Л.-М., 1987.

  4. Кудина Т. Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.П. Как развить художественное восприятие у школьников. - М., 1988.

Дополнительная



  1. Новицкая Л.П. Уроки вдохновения. - М., 1984.

  2. Пеня Т.Г. Театральная деятельность и развитие личности // Искусство и образование, 2001. - №1. - С23-27.

  3. Розанова. И «Театр в школе». - М, Изд-во АПН РСФСР, 1958.

  4. Рубина Ю.И,, Завадская Т.Ф., Шевелев И.Н. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью. - М.,1974.


1.6.3 ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ


№ п/п

Тема

Кол-во часов

Форма

самостоятельной работы



Форма контроля

выполнения

самостоятельной работы


1.

Школьный театр в системе образования

6

Работа с литературой

Обсуждение материала на семинарском занятии

2.

История становления и развития школьного

театра


6

Работа с литературой

Обсуждение материала на семинарском занятии

3.

Музыкальный театр для детей Н.Сац

8

Прочитать одну из книг - воспоминаний Н. Сац,

написать аннотацию



Обсуждение книг

4.

Школьный театр в художественно-эстетическом образовании

8

Сделать сравнительный анализ программ по театру для школы

Защита программы

5.

Методика организации учебно-воспитательной работы в школьном музыкальном театре

8

Подготовить музыкально-театральную постановку

Просмотр постановок




Итого

10








1.7 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕННДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Школьный музыкальный театр» предлагается студентам для изучения в рамках факультативного курса в небольшом объеме. Предусмотрены лекции и самостоятельная работа студентов. В ходе лекционного обучения студенты осваивают теоретические основы дисциплины, самостоятельная деятельность направлена на анализ первоисточников и подготовку студентов к итоговой работе – показу небольшого спектакля.
1.7.1 ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Не предусмотрено учебным планом.


1.8 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.8.1 Рекомендуемая литература

Основная


  1. Алпатов Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа.- М, 1958.

  2. Барженев М., Михайлова А. Современные дети в мире театра // Искусство и образование, 1998. - №4. - С.74-80.

  3. Берковский Н.Я. Литература и театр. — М.: Искусство, 1969.

  4. Беспалов В.И. Школьный драматический кружок. - М, 1955.

  5. Богемская К. Историческое прошлое и сегодняшний день примитива: Примитив в искусстве. Грани проблемы. - М.; 1992.

  6. Викторов В.И. Наталия Сац и Детский музыкальный театр. - М., 1993.

  7. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1968.

  8. Генералова И. А. Мастерская чувств. Методическое пособие. - М., 2000.

  9. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 1952.

  10. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. – Л.-М., 1987.

  11. Зотов Р.М., Зоркая Н.М. На рубеже столетий: У истоков массового искусства в России 1900-1910 годов. - М., 1976.

  12. Кудина Т. Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.П. Как развить художественное восприятие у школьников. - М., 1988.

  13. Сац Н.И. На путях к прекрасному.- М., 1986.

  14. Сац Н.И. Жизнь - явление полосатое. - М., 1991.

Дополнительная



  1. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. – М, 1999.

  2. Лурье А. Детский рай. Воспоминания о серебряном веке. - М., 1993.

  3. Любинский И.Л. Театр и дети. - М., 1962.

  4. Новицкая Л.П. Уроки вдохновения. - М., 1984.

  5. Пеня Т.Г. Театральная деятельность и развитие личности // Искусство и образование, 2001. - №1. - С23-27.

  6. Розанова. И «Театр в школе». - М, Изд-во АПН РСФСР, 1958.

  7. Рубина Ю.И,, Завадская Т.Ф., Шевелев И.Н. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью. - М.,1974.

  8. Сац Н.И. Дети приходят в театр. - М., 1969.

  9. Сац Н.И. Музыка-театр-дети. - М., 1977.

  10. Станиславский К. С. Собр. соч. - М., 1982.


1.9 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ
1.9.1 Перечень используемых технических средств

  1. музыкальный центр, CD

  2. теле-, видеосредства

  3. ноутбук, DVD

1.9.2 Перечень используемых пособий

Интернет-сайты

http://www.krugosvet.ru/articles/65/1006590/1006590a1.htm

http://www.vor.ru/culture/cultarch197_koi.html

http://www.volgachoir.ru/gastrolrus

http://www.forumklassika.ru/forumdisplay.php?f=77

http://ru.narod.ru/
1.11 ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Школьный театр, его значение в воспитании и развитии учащихся.

2. Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Н.Н. Бахтин и др. о значении театрального искусства, творческой деятельности и школьных театров.

3. Школьный музыкальный театр как форма культурно-досуговой деятельности школьников, его место в системе дополнительного образования школьников.

4. Организация школьных музыкальных театров.

5. История становления и развития школьного театра. Гимназические театры XIX века.

6. Детский театр в России начала ХХ века.

7. Детские просветительские общества и трудовые колонии.

8. Театры московских гимназий.

9. Развитие художественной и театральной в первые годы советской власти.

10.Школьный театр 20-х годов.

11. Идейно-художественный рост школьного театра 30-40 –х годов.

12.Школьный театр послевоенного времени.

13. Практика школьного театра в 50-60-е годы.

14. Формирование этапов начального театрального образования в школе в 80-90-е годы.

15. Театр как общеобразовательная система, фактор развития «базовых качеств личности».

16. Музыкальный театр для детей Н.Сац.

17. Школьный театр в художественно-эстетическом образовании.

18. Концепции и теории эстетического развития и воспитания школьников.

19. Эстетическая деятельность как основа театрального обучения.

20. Содержание художественно-эстетического образования.

21. Обучение театральному искусству в школе.

22. Методика организации учебно-воспитательной работы в школьном музыкальном театре.

23.Работа руководителя музыкального театра по овладению элементами актерского мастерства.

24. Театральные уроки в школе.

25. Постановка музыкальных спектаклей в школе.

26.Перспективы и проблемы современного школьного театра.


ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ


  1. Выполнение контрольных работ по курсу.

  2. Выполнение всех видов самостоятельной работы.

  3. Показ музыкальной постановки для школьного театра.


1.12 КОМПЛЕКТ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ БИЛЕТОВ

Не предусмотрен


1.13 ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


  1. Воспитательная роль театрального искусства.

  2. Школьный музыкальный театр как форма культурно-досуговой деятельности школьников.

  3. Организация и деятельность школьных музыкальных театров.

  4. Любительские театры как школа будущих актеров.

  5. Гимназические театры XIX века.

  6. Детский театр в России начала ХХ века.

  7. Театры московских гимназий.

  8. Развитие художественной и театральной школы в первые годы советской власти.

  9. Школьный театр послевоенного времени.

  10. Музыкальный театр для детей Н. Сац как уникальное явление в театральном искусстве России.

  11. Программы по театру для общеобразовательной школы.

  12. Сценические, художественные, психолого-педагогические аспекты театрального воспитания и обучения.

  13. Обучение театральному искусству в школьном музыкальном театре.

  14. Работа руководителя музыкального театра по овладению элементами актерского мастерства.

  15. Постановка музыкальных спектаклей в школе.



РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины и контрольные задания для студентов заочной формы обучения

не предусмотрен
РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница