Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4 Основы безопасности жизнедеятельности



страница1/4
Дата30.04.2016
Размер0.91 Mb.
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО МГГУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ФТД.4 Основы безопасности жизнедеятельности

Основная образовательная программа подготовки специалиста по

специальности

 040201.65 Социология со специализацией «Социология организаций»

Утверждено на заседании кафедры

физической культуры, спорта и

безопасности жизнедеятельности

факультета ЕФКиБЖД

(протокол № 1 от 26.09. 2012 г.)


Зав. кафедрой ФКСиБЖД

_________________ (О.Г. Киевская)



Раздел 1.

Программа учебной дисциплины

    1. Автор программы: Рябых Л.Н., старший преподаватель кафедры ФКСиБЖД

    2. Рецензенты: Е.П. Сивков, доцент кафедры ГМУ (МОИПКРОиК)

Ф.А. Щербина, д.б. наук, профессор кафедры ФКСиБЖД (МГГУ)

1.3 Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» играет важную роль в подготовке специалистов. Содержание программы позволит студентам получить необходимый объем знаний, навыков и представлений в области безопасности жизнедеятельности. В программе рассматриваются теоретические вопросы безопасности жизнедеятельности, опасности различного происхождения, правила, принципы и средства безопасного поведения.

Материалы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» разработаны в соответствии c требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и требованиями к обязательному минимуму и уровню подготовки выпускников.

Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» соединяет тематику безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и проблемы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.

Цель изучения дисциплины – сформировать у будущих специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека.

Программой предусмотрены лекции, практические занятия и самостоятельная работа студентов. На лекциях студенты знакомятся с основными положениями теории, на практических занятиях отрабатываются знания теоретических вопросов, отдельные вопросы выносятся для самостоятельной работы. Изучение курса завершается зачетом.



К концу изучения курса студенты должны:

  1. знать:

  • принципы действий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

  • виды опасностей, возникающих в повседневной жизни;

  • государственную политику в области подготовки и защиты населения от опасных, чрезвычайных ситуаций, терроризма;

  • права и обязанности граждан по обеспечению безопасности жизнедеятельности;

  • единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, её структуру и задачи;

  • характеристики опасностей природного, техногенного и социального происхождения;

  • принципы, правила и требования безопасного поведения и защиты в различных условиях и чрезвычайных ситуациях;

  1. уметь:

  • применять полученные теоретические знания на практике, в повседневной жизни;

  • применять практические навыки обеспечения безопасности в опасных ситуациях;

  • сохранять психологическую устойчивость поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.

1.4 Извлечение из ГОС ВПО

1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы

Шифр и

наименование

специальности


Курс


Се-местр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудо-

емкость


Всего

ауд.


ЛК

ПР


ЛБ

Сам. раб.

 040201.65 социология, специализация «Социология организаций»


4

7

90

32

12

20




58

зачет


1.6 Содержание дисциплины

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий

(примерное распределение учебного времени)


№№
п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

Лекции

Практ. занятия

Самост. работа

1

Теоретические основы безопасности

8

4

4

10

2

ЧС природного характера

6

2

4

12

3

ЧС техногенного характера

6

2

4

12

4

ЧС социального характера

6

2

4

12

5

Государственная система защиты населения в ЧС

6

2

4

12




всего

32

12

20

58


1.6.2 Содержание разделов дисциплины
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Тема

Кол-во часов

Форма самостоятельной работы

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Теоретические основы безопасности

Модель безопасности жизни и деятельности человека.

Информационная безопасность.

Формирование личности безопасного типа поведения.


10

Изучение литературы, написание конспектов и рефератов

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита рефератов

2



ЧС природного характера

Вероятные опасности природного характера в Мурманской области.

Прогноз природных опасностей на территории России в 21-м веке



12

Изучение литературы, написание конспектов и рефератов

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита рефератов

3

ЧС техногенного характера

Охрана окружающей среды от негативных факторов техносферы.

Классификация, виды, поражающие факторы и предупреждение взрывов.

Возможные ЧС техногенного характера в Мурманской области.

Чернобыльская катастрофа и ее последствия.

Системы безопасности атомных электростанций.

Радиационная обстановка в Мурманской области – мифы и реальность.

Рекомендации по спасению оказавшихся в завале после взрыва.


12

Изучение литературы, написание конспектов и рефератов

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита рефератов

4

ЧС социального характера

Рекомендации по спасению оказавшихся в завале после взрыва.

Правовые аспекты и правила самообороны.

Средства самозащиты и их использование.

Информационная безопасность.

Информационный терроризм.

Биотерроризм.

Ядерный терроризм.

Терроризм и религиозный экстремизм.

Особенности психологической помощи детям в ЧС.

Стресс и дистресс. Профилактика дистресса.



12

Изучение литературы, написание конспектов и рефератов

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита рефератов,

решение ситуационных задач



5

Государственная система защиты населения в ЧС

Международно-правовая регламентация деятельности граж­данской обороны.

Мероприятия по повышению устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.

Порядок обеспечения населения средствами индивидуальной защиты.

Порядок подготовки убежищ и приема населения в убежища.



12

Изучение литературы, написание конспектов и рефератов

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита рефератов






































1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Тема 1. Принципы обеспечения безопасности

План

  1. Ориентирующие принципы обеспечения безопасности.

  2. Технические принципы обеспечения безопасности.

  3. Управленческие принципы обеспечения безопасности.

  4. Организационные принципы обеспечения безопасности.

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. На примере конкретной ЧС проанализировать, какие из принципов обеспечения безопасности были соблюдены или нарушены.

Задания для самостоятельной работы

1.Опираясь на материалы лекций и указанную в списке литературу,

составьте словарь понятий: «опасность», «безопасность», «риск»,

«система», «принцип», «метод», «эргономичность».

2. Из сообщений СМИ выберите для рассмотрения по одной ЧС

различного характера, кратко законспектируйте основные моменты (где,

когда, что случилось, по какой причине, при каких обстоятельствах,

с какими последствиями). Проанализируйте каждую ситуацию, затем:



  • классифицируйте описанную ситуацию по происхождению и масштабам;

  • рассмотрите выбранную ситуацию с точки зрения соблюдения или нарушения каждого из принципов обеспечения безопасности;

  • отметьте, какие методы обеспечения безопасности были или могли быть применены;

  • отметьте, какие средства обеспечения безопасности были или могли быть применены.

Форма контроля самостоятельной работы

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита рефератов.



Литература основная

  1. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. [Текст] 3-е изд., испр. и доп. /Под ред. О.Н. Русака.- СПб.: Издательство «Лан», 2000.- 448с.

  2. Глоссарий по курсу «Безопасность жизнедеятельности»: [Текст] метод.пособие /Федер. агентство по образованию, Мурм.гос.пед.ун-т; [сост. Л.Н. Рябых]. - Мурманск: МГПУ, 2009.- 39 с.

Литература дополнительная

      1. Безопасность жизнедеятельности. Версия 1.0. [Электронный ресурс]: Словарь-справочник: Около 7500 слов; К. Д. Никитин, Л. Н. Горбунова, О. Н. Русак; под общ. ред. К. Д. Никитина, О. Н. Русака. / Электрон. дан (75 Мб). - Красноярск, ИПЦ КГТУ. 2005. 1 электрон. опт.диск (CD-ROM).


Тема 2. Чрезвычайные ситуации природного характера

План

  1. Общая характеристика ЧС природного характера.

  2. Землетрясение.

  3. Наводнение.

  4. Ураган.

  5. Природный пожар.

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Определение понятия «ЧС природного характера».

2. Классификация ЧС природного характера.

3. Общие закономерности ЧС природного характера.

4. Факторы, влияющие на последствия ЧС природного характера.

5. Землетрясение – характеристика, рекомендации для населения.

6. Меры по ликвидации разрушительных последствий землетрясения.

7. Наводнение - характеристика, рекомендации для населения.

8. Ураган - характеристика, рекомендации для населения.

9. Природные пожары – причины, характеристика, рекомендации для

населения.

Задания для самостоятельной работы:

1. Опираясь на указанную в списке литературу, составьте словарь понятий:

«буря», «землетрясение», «наводнение», «обвал», «оползень», «сель»,

«смерч», «снежная лавина», «тайфун», «ураган».

2. Пользуясь литературой, разработайте алгоритм действий населения в

условиях возникновения:

- лесного пожара;

- наводнения;

- урагана;

- землетрясения;

- снежной лавины.

3. Составьте алгоритм действий водителя и пассажиров в условиях

снежного заноса.

Форма контроля самостоятельной работы

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита рефератов.



Литература основная

  1. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] /Я.Д. Вишняков и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.-304 с.

  2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов [Текст] / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, А.Л. Михайлов, А.В. Старостенко и др. – СПб.: Питер, 2005.- 302 с.

  3. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. [Текст] 3-е изд., испр. и доп. /Под ред. О.Н. Русака.- СПб.: Издательство «Лан», 2000.- 448с., ил. (Учебники для вузов, специальная литература).

  4. О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера [Текст] : федеральный закон : [принят Гос. Думой 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ].

  5. Занько, Н. Г.Безопасность жизнедеятельности : [Текст] [учебник для студ. вузов по дисц. "Безопасность жизнедеятельности" для всех направл. подгот. и спец.] / Занько Н. Г., Малаян К. Р., Русак О. Н. ; под ред. О. Н. Русака. - Изд.13-е, испр. - СПб. : Лань, 2010. – 671с.

  6. Безопасность жизнедеятельности : : [Текст] учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / под ред. П. Э. Шлендера. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Вузовский учебник, 2011 ; 2008.

  7. Безопасность жизнедеятельности : : [Текст] учебник для вузов / под ред. Л. А. Михайлова. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 461 с.

Литература дополнительная

  1. Безопасность жизнедеятельности. Версия 1.0. [Электронный ресурс]: Словарь-справочник: Около 7500 слов; К. Д. Никитин, Л. Н. Горбунова, О. Н. Русак; под общ. ред. К. Д. Никитина, О. Н. Русака. / Электрон. дан (75 Мб). - Красноярск, ИПЦ КГТУ. 2005. 1 электрон. опт.диск (CD-ROM).

  2. Емельянов, В.М. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях [Текст]: Учебное пособие для высшей школы /Под ред. В.В. Тарасова.-2-е изд. - М.: Академический проект: Трикста, 2004.- 480 с. – («Gaudeaus»).


Тема 3. ЧС техногенного характера

План

1. ЧС техногенного характера.

2. Аварийно-опасные химические вещества.

3. Действия населения при отравлении АОХВ.



Вопросы для коллективного обсуждения

1. Определение понятия «чрезвычайная ситуация техногенного характера».

2. Причины ЧС техногенного характера.

3. Классификация ЧС техногенного характера.

4. Определение понятий «авария» и «катастрофа».

5. Причины аварий и катастроф.

6. Определение понятия «аварийно-опасные химические вещества».

7. Характеристика химически опасных объектов.

8. Классификация аварийно-опасных химических веществ.

9. Характеристика хлора как АОХВ, признаки отравления хлором, действия

населения при отравлении хлором.

10. Характеристика аммиака как АОХВ, признаки отравления аммиаком,

действия населения при отравлении аммиаком.

11. Угарный газ как АОХВ, действия населения при отравлении угарным

газом.

Задания для самостоятельной работы

1. Опираясь на указанную в списке литературу, составьте словарь понятий:

«авария», «катастрофа», «химически опасные объекты», «аварийно-

опасные химические вещества».

2. Составьте классификацию техногенных ЧС.

3. Заполните таблицу:



Аварийно-опасное химическое вещество

Физико-химические свойства

Признаки отравления

Алгоритм действий населения при отравлении

Хлор










Аммиак










Угарный газ










Ртуть











Форма контроля самостоятельной работы

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита рефератов.



Литература основная

  1. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] /Я.Д. Вишняков и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.-304 с.

  2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов [Текст] / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, А.Л. Михайлов, А.В. Старостенко и др. – СПб.: Питер, 2005.- 302 с.

  3. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. [Текст] 3-е изд., испр. и доп. /Под ред. О.Н. Русака.- СПб.: Издательство «Лан», 2000.- 448с., ил. (Учебники для вузов, специальная литература).

  4. Безопасность жизнедеятельности : [Текст] учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / под ред. П. Э. Шлендера. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Вузовский учебник, 2011 ; 2008.

  5. Каракеян, В. И.Безопасность жизнедеятельности : [Текст] учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по техн. спец. / Каракеян В. И., Никулина И. М. - М. : Юрайт, 2009 ; Высшее образование. – 368с.

  6. Лобачев, А. И. Безопасность жизнедеятельности: [Текст] учебник для студ. вузов / Лобачев А. И. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2009 ; Высшее образование. - 367 с.

  7. О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера [Текст] : федеральный закон : [принят Гос. Думой 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ].

  8. Правила поведения при отравлении химическими веществами. [Электронный ресурс] Официальный сайт Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. Режим доступа http://www.igps.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=72&Itemid=69

  9. Правила поведения при ЧС техногенного характера . [Электронный ресурс] Официальный сайт Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. Режим доступа http://www.igps.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=72&Itemid=69

  10. Правила поведения при ЧС техногенного характера. [Электронный ресурс] Официальный сайт МЧС России /Культура безопасности жизнедеятельности. Режим доступа http://www.kbzhd.ru/abc_safety/?SECTION_ID=469

Литература дополнительная

  1. Емельянов, В.М., Коханов, В.Н., Некрасов, П.А. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях [Текст]: Учебное пособие для высшей школы /Под ред. В.В. Тарасова.-2-е изд. - М.: Академический проект: Трикста, 2004.- 480 с. – («Gaudeaus»).

  2. Николаев, Л.А. Доврачебная помощь при заболеваниях и отравлениях и уход за больными [Текст]: Учеб. пособие.– Мн.:Высш.шк., 1997. – 504 с.:ил.


Тема 4. Пожары, предупреждение пожаров

План

  1. Пожары. Причины, поражающие факторы.

  2. Действия населения в условиях пожара.

  3. Предупреждение пожаров.

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Определение понятия «пожар», классификация пожаров.

2. Параметры, характеризующие пожар.

3.. Причины пожаров в населенных пунктах.

4. Поражающие факторы пожара.

5. Принципы прекращения горения.

6. Средства огнетушения.

7. Действия населения в условиях пожара.

8. Предупреждение пожаров (по этому вопросу подготовить каждому по

несколько предложений).



Задания для самостоятельной работы

1. Опираясь на указанную в списке литературу, составьте словарь понятий: «взрыв», «горение», «огнетушащее вещество», «пожар», «параметры пожара».

2. Пользуясь основной литературой, составьте классификацию пожаров.

3. По указанным источникам сделайте выписки о причинах пожаров в населенных пунктах.

4. Составьте алгоритм действий учителя и учеников при пожаре.

5. Подготовьте таблицу, характеризующую преимущества и недостатки различных средств пожаротушения.



Форма контроля самостоятельной работы

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита рефератов.



Литература основная

  1. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] /Я.Д. Вишняков и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.-304 с.

  2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов [Текст] / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, А.Л. Михайлов, А.В. Старостенко и др. – СПб.: Питер, 2005.- 302 с.

  3. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. [Текст] 3-е изд., испр. и доп. /Под ред. О.Н. Русака.- СПб.: Издательство «Лан», 2000.- 448с., ил. (Учебники для вузов, специальная литература).

  4. Безопасность жизнедеятельности : [Текст] учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / под ред. П. Э. Шлендера. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Вузовский учебник, 2011 ; 2008.

  5. Каракеян, В. И.Безопасность жизнедеятельности : [Текст] учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по техн. спец. / Каракеян В. И., Никулина И. М. - М. : Юрайт, 2009 ; Высшее образование. – 368с.

  6. Лобачев, А. И. Безопасность жизнедеятельности: [Текст] учебник для студ. вузов / Лобачев А. И. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2009 ; Высшее образование. - 367 с.

  7. О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера [Текст] : федеральный закон : [принят Гос. Думой 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ].

  8. Правила поведения при отравлении химическими веществами. [Электронный ресурс] Официальный сайт Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. Режим доступа http://www.igps.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=72&Itemid=69

  9. Правила поведения при ЧС техногенного характера . [Электронный ресурс] Официальный сайт Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. Режим доступа http://www.igps.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=72&Itemid=69Правила поведения при ЧС техногенного характера. [Электронный ресурс] Официальный сайт МЧС России /Культура безопасности жизнедеятельности. Режим доступа http://www.kbzhd.ru/abc_safety/?SECTION_ID=469

Литература дополнительная

  1. Емельянов, В.М. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях [Текст]: Учебное пособие для высшей школы /Под ред. В.В. Тарасова.-2-е изд. - М.: Академический проект: Трикста, 2004.- 480 с. – («Gaudeaus»).

  2. Николаев, Л.А. Доврачебная помощь при заболеваниях и отравлениях и уход за больными [Текст]: Учеб. пособие.– Мн.:Высш.шк., 1997. – 504 с.:ил.


Тема 5. Действия в условиях радиационной опасности

План

  1. Радиационно-опасные объекты.

  2. Действия населения в случае радиационной аварии.

  3. Приборы, системы и средства радиационного контроля.

  4. Мероприятия по защите населения и территорий от аварий на РОО.

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Определение понятия «радиоактивность». История изучения радиоактивности.

  2. Особенности радиоактивных веществ.

  3. Естественные и техногенные источники радиации.

  4. Радиационно-опасные объекты.

  5. Чернобыльская катастрофа.

  6. Действия населения в случае радиационной аварии.

Задания для самостоятельной работы

1. Опираясь на указанную в списке литературу, составьте словарь понятий:

«дозиметр», «естественный радиационный фон», «ионизирующее

излучение», «радиационная авария», «радиационно-опасный объект»,

«техногенно измененный радиационный фон».

2. Заполните таблицу, отражающую противорадиационные возможности

средств индивидуальной защиты при радиационной аварии:


Средство защиты

Коэффициент защиты

Противогаз промышленный




Респиратор противоаэрозольный




Респиратор противопыльный




Влажный мужской носовой платок

в 16 слоев






Влажное махровое полотенце




Влажный мужской носовой платок в 1 слой



3. Составьте памятку по поведению населения в условиях радиационной

аварии:

- в помещении;



- вне помещения.

Форма контроля самостоятельной работы

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита рефератов.



Литература основная

  1. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях : учеб. пособие для студ. вузов : [Текст] / Вишняков Я. Д., Вагин В. И., Овчинников В. В., Стародубец А. Н. - 3-е изд., испр. - М. : Академия, 2008. – 297с.

  2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов [Текст] / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, А.Л. Михайлов, А.В. Старостенко и др. – СПб.: Питер, 2005.- 302 с.ил.

  3. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. [Текст] 3-е изд., испр. и доп. /Под ред. О.Н. Русака.- СПб.: Издательство «Лан», 2000.- 448с., ил. (Учебники для вузов, специальная литература).

  4. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс] : учеб. мультимедийный компьютерный курс - Саратов : Диполь, 2008. - 1 электрон. опт. диск : цв., зв. - (Вузовская серия).

  5. Безопасность жизнедеятельности : : [Текст] учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / под ред. П. Э. Шлендера. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Вузовский учебник, 2011 ; 2008.

  6. Занько, Н. Г.Безопасность жизнедеятельности : [Текст] [учебник для студ. вузов по дисц. "Безопасность жизнедеятельности" для всех направл. подгот. и спец.] / Занько Н. Г., Малаян К. Р., Русак О. Н. ; под ред. О. Н. Русака. - Изд.13-е, испр. - СПб. : Лань, 2010. – 671 с.

  7. Каракеян, В. И.Безопасность жизнедеятельности : : [Текст] учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по техн. спец. / Каракеян В. И., Никулина И. М. - М. : Юрайт, 2009 ; Высшее образование. – 368 с.

  8. Лобачев, А. И. Безопасность жизнедеятельности : [Текст] учебник для студ. вузов / Лобачев А. И. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2009 ; Высшее образование. - 367 с.

  9. Микрюков, В. Ю. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс] : [электрон. учебник для студ. сред. спец. учеб. заведений] / Микрюков В. Ю. - М. : КноРус, 2011. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. - (Электронный учебник).

  10. О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера [Текст] : федеральный закон : [принят Гос. Думой 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ].

  11. Правила поведения при ЧС техногенного характера . [Электронный ресурс] Официальный сайт Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. Режим доступа http://www.igps.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=72&Itemid=69

  12. Правила поведения при ЧС техногенного характера. [Электронный ресурс] Официальный сайт МЧС России /Культура безопасности жизнедеятельности. Режим доступа http://www.kbzhd.ru/abc_safety/?SECTION_ID=469

Литература дополнительная

  1. Емельянов, В.М., Коханов, В.Н., Некрасов, П.А. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях [Текст]: Учебное пособие для высшей школы /Под ред. В.В. Тарасова.-2-е изд. - М.: Академический проект: Трикста, 2004.- 480 с. – («Gaudeaus»).

  2. Николаев, Л.А. Доврачебная помощь при заболеваниях и отравлениях и уход за больными [Текст]: Учеб. пособие.– Мн.:Высш.шк., 1997. – 504 с.:ил.


Тема 6. ЧС социального характера

План

  1. Общая характеристика ЧС социального характера.

  2. Терроризм.

  3. Толпа.

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Определение понятия «ЧС социального характера»

2. Причины ЧС социального характера. Факторы, влияющие на уровень

социальной напряженности.

3. Классификация ЧС социального характера.

4. Определение понятий «террор» и «терроризм».

5. История терроризма.

6. Основные особенности современного терроризма.

7. Правила поведения для заложников.

8. Власть толпы. Правила поведения в толпе.



Задания для самостоятельной работы:

1.Составьте памятку для родителей по обучению ребенка 7 лет безопасному поведению.

2. Продумайте и сформулируйте 10-15 рекомендаций для оказавшихся в заложниках.

3. Продумайте и сформулируйте 10-15 рекомендаций для людей, оказавшихся в толпе.

4. Продумайте и сформулируйте 10-15 рекомендаций по безопасному поведению для

людей, собирающихся на мероприятие, где ожидается большое скопление народа.



Форма контроля самостоятельной работы

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита рефератов.



Литература основная

  1. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] /Я.Д. Вишняков и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.-304 с.

  2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов [Текст] / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, А.Л. Михайлов, А.В. Старостенко и др. – СПб.: Питер, 2005.- 302 с.ил.

  3. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. [Текст] 3-е изд., испр. и доп. /Под ред. О.Н. Русака.- СПб.: Издательство «Лан», 2000.- 448с.

Литература дополнительная

  1. Емельянов, В.М., Коханов, В.Н., Некрасов, П.А. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях [Текст]: Учебное пособие для высшей школы /Под ред. В.В. Тарасова.-2-е изд. - М.: Академический проект: Трикста, 2004.- 480 с. – («Gaudeaus»).


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница