Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 5 Культура Кольского Заполярья



страница1/9
Дата01.05.2016
Размер1.39 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ФТД.5 Культура Кольского Заполярья

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

050403.65 Культурология с дополнительной специальостью «Музыкальное образование»

Утверждено на заседании кафедры

КиМКТЯиЖ

факультета филологии и журналистики

(протокол № 1 от 03.09.2010 г.)

Зав. кафедрой

________________________________ О.Н. Иванищева
СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Программа учебной дисциплины
Структура программы учебной дисциплины
1.1. Автор программы: Вагинова Л.С., доктор культурологии, профессор

1.2. Рецензенты: Желнина З.Ю., канд. филисофских наук, доцент;

Терещенко Е.Ю., канд. культурологии, доцент МГГУ
1.3. Пояснительная записка

В данном учебном курсе Кольское Заполярье рассматривается как субрегион более крупного северо-западного региона России. Эта историко - культурная зона обладает собственной культурно-цивилизационной спецификой, которая выражается в устойчивых признаках жизнедеятельности людей, наличии определенной "региональной картины мира", ментальности, своеобразной этнической и религиозной комбинаторики, ценностных ориентациях, доминантных типах деятельности, своеобразных организационных структурах, особом "культурном ядре"… Это исторически сложившееся и изменяющееся культурное пространство, где будет разворачиваться деятельность молодого человека после окончания вуза.

В отличие от других учебных предметов этот курс лекций является интегративным. В нем в итоговом виде используются данные разных наук (истории и экономики, географии и экологии, литературоведения и искусствоведения, археологии и этнографии, педагогики и философии). Курс представляет собой способ сопоставления и синтеза различного знания в едином смысловом поле региональной культурологии. Он конкретизируется и дополняется педагогически целесообразной и целостной учебно-методической системой.

Общая цель курса - обеспечение целостной ключевой культурной компетентностью студента по отношению к жизни регионального сообщества; обучение его осмыслению собственного "месторазвития" в масштабах своего субрегиона как органической части северо-западного округа и российской цивилизации в целом; формирование возможности учащегося представить себя как активную личность, способную продуктивно участвовать в новом цикле регионального культуротворчества.

Задачи обучения:

- помочь изучить историю культуры региона, постичь многообразный опыт жизни его народов, обрести историко-культурное сознание (региональную культурную память) и культурную идентичность;

- ввести формирующуюся личность в историко-культурное пространство своего региона и живую атмосферу его современного культуротворчества;

- привить интерес, уважение и любовь к земле и людям своего края, научить осваивать и сохранять природное и культурное наследие;

- дать системное представление о своем регионе и характере развития его различных социокультурных сфер;

- способствовать формированию личности выпускника университета с высоким уровнем культурного самосознания, толерантным ценностным ядром;

- обратиться к тем личностям, которые оставили весомый след в истории региона, память о которых живет в мифологии, эпосе, преданиях, монументах, архитектурных ансамблях, в промышленных комплексах, в морском деле, в экономике, в политике, в этнических символах, топонимике, в образовании, в науке, в искусстве, в профессиональном и народном сознании.

Курс лекций «Культура Кольского Заполярья» включает теоретический и историко-культурологические разделы.



1.4. Извлечение из ГОС ВПО: нет
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы





Шифр и название специальности

Курс

Семестр

Труд

Всего ауд.

ЛК

ПР

СРС

Вид итогового

контроля


1.

050403.65 Культурология с дополнительной специальностью «Музыкальное образование»

4

9

72

36

26

10

36

Зачет




1.6. Содержание дисциплины.
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).

Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование раздела, тема

Всего ауд

ЛК

ПР

СРС

1.

Введение

Цель, задачи, содержание курса

Теоретические основания

изучения истории культуры края



5

4

1

5

2

Природные особенности

края и историография его

культуры. Древнейший мир культуры

на территории края



7

6

1

7

3.

Культура Древнего мира.

Кольского полуострова



3

2

1

6

4.

Средневековая культура народов края

3

2

1

6

5.

Культура Мурманского региона

в Новое время



6

4

2

6

6.

Культура Мурманского региона

в 20 веке



6

4

2

3

7.

Современная культура

Мурманского края. Заключение



6

4

2

3




Всего часов

36

26

10

36




Зачет












1.6. 2. Содержание разделов дисциплины.

1.6.3 Темы для самостоятельного изучения
Тема. Введение. Цель, задачи и содержание курса. Теоретические основания изучения истории культуры Кольского Заполярья

В данном учебном курсе Кольское Заполярье рассматривается как субрегион более крупного северо-западного региона России. Эта историко - культурная зона обладает собственной культурно-цивилизационной спецификой, которая выражается в устойчивых признаках жизнедеятельности людей, наличии определенной "региональной картины мира", ментальности, "мы - сознании", своеобразной этнической и религиозной комбинаторики, ценностных ориентациях, доминантных типах деятельности, своеобразных организационных структурах, особом "культурном ядре". Цель, задачи и содержание курса.

Понятия «культура» и «общество». Понятия «регион» и «региональная культура». Культурогенез как специфический тип культурной изменчивости и его факторы. Понятия «общий» и «локальный» типы культуры. Проблемы типологии и периодизации культуры Кольского Заполярья. История культуры региона как саморазвитие сложноорганизованной системы в динамичной природной и социальной среде.
Тема. Природные особенности края и историография его культуры. Древнейший мир культуры на территории края

Ознакомление с географической картой Кольского полуострова и сопредельными ему территориями. Общая характеристика природных условий региона и их исторических трансформаций. Кольское Заполярье как дом бытия человека.

Кольское Заполярье в истории науки. История изучения культуры региона.

Понятие "древнейший" мир. Дискуссионные проблемы этнокультурогенеза индоевропейских и финно-угорских народов. Очаги традиционных культур первобытных обществ на Кольском полуострове и сопредельных ему территориях. Макродинамический анализ истории культуры региона. Основные циклы развития культуры. Типология древнейшей и древней культуры

Мифологические представления древних народов Кольского полуострова о мироздании.
Тема. Культура Древнего мира Кольского полуострова

Понятие "древний" мир. Представление древних народов Кольского полуострова о мироздании. Материальная культура древних северян. Образы древнего искусства. Культурный итог древности и его актуализация.


Тема. Средневековая культура народов Кольского Заполярья

Культурное наследие средневековья. Письменные источники об особенностях средневековой культуры Кольского Заполярья. Характеристика средневекового этногенеза в регионе и сопредельных территориях. Основные циклы развития средневековой культуры региона.

Сложение саамской этнической культуры.

Поморская культура Кольского Заполярья как особый тип северорусской культуры.

Искусство в традиционной культуре Кольского Севера. Характеристика общего регионального типа культуры.
Тема. Культура Мурманского региона в Новое время

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница