Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 7 Хоровое пение специальность 071401 Социально-культурная деятельность



Скачать 174.41 Kb.
Дата30.04.2016
Размер174.41 Kb.


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО МГГУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ФТД. 7 Хоровое пение

специальность 071401 – Социально-культурная деятельность




Утверждено на заседании кафедры

социально-культурной деятельности

и народного художественного творчества

факультета культуры и искусств

(протокол № 1 от 01.09. 2010 г.)

Зав.кафедрой_____________Телицына С.В.








РАЗДЕЛ I. Программа учебной дисциплины
1.1 Автор-составитель:

Н.Н. Елисова, канд. пед. наук, доцент


1.2 Рецензенты:

Сидорова М.И., канд. пед. наук

Павлова О.А., канд. пед. наук, доцент
1.3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Хоровая подготовка студентов, обучающихся по специальности «Культурология» предусматривается в связи с освоением второй специальности «Социально-культурная деятельность» и овладевающих технологиями в обозначенной сфере. Технолог массовых представлений и праздников должен иметь сведения о музыкальной культуре и быть готовым к музыкальной постановочной работе. Учебно-воспитательная и художественно-творческая работа в коллективе — процесс многообразный и целенаправленный.

В рамках обозначенного факультатива предполагается работа с использованием практических методов обучения.

Цель факультатива: практическая подготовка студентов к хоровому пению.

На занятиях практикума по хоровому пению решаются следующие задачи:



  • овладение студентами вокально-хоровой культурой;

  • развитие певческого голоса;

  • формирование интереса к различным формам работы в хоровом коллективе.

В процессе освоения курса студент должен владеть:

  • вокально-хоровыми навыками.



1.5 ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


№ п/п

Шифр

и наименование специальности



Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма

отчетности)



трудоемкость

Всего ауд.


ПР


СР

1

071401 –

Социально-культурная деятельность



4

8

56

30


30

26

зачет

1.6 Содержание дисциплины

1.6.1 РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ.

пРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ


№ п/п
Название тем
Количество часов

Всего ауд.

ПР

СР

1.

Вокальные навыки

10

20

12

2.

Овладение практическими навыками и умениями ансамблевого пения в хоре

20

10

8

3.

Концертно-исполнительская деятельность хора

10

10

6




Итого

30

30

26

1.6.2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ


Тема 1. Вокальные навыки

Методы вокального воспитания. Формирование певческих навыков под контролем руководителя.

Воспитание вокальной культуры исполнения: естественный звук; незначительная вибрация; дикция, естественное головное резонирование. Техника дыхания: бесшумный короткий вдох; опора дыхания и спокойное расходование.

Развитие головного регистра у высоких голосов. Техника звукообразования. Проблема перехода от грудного регистра к головному. Упражнения на ровность звучания. Соединение регистров в пении. Работа с высоким регистром сопрановой партии. Индивидуальные и групповые методы тренировки.


Тема 2. Овладение практическими навыками и умениями ансамблевого пения в хоре

Развитие ансамблево-слуховых навыков. Хоровой распев — воспитание слушать себя и других. Сознательный подход к ансамблевому пению, мелодии.

Ансамблевое пение. Специальные задания на варьирование мелодии в период распевания.
Тема 3. Концертно-исполнительская деятельность хора

Концерт как коллективное художественно-эстетическое переживание, показатель и результат учебно-творческой деятельности хора. Разновидности концертных выступлений: академические, отчетные, концерты-экзамены, шефские, благотворительные, праздничные, конкурсные. Приобретение организационных и сценических навыков в процессе участия в концертных выступлениях учебного хора.

Подготовка к концертному выступлению: генеральная и акустическая репетиции, "прогон" концерта, приведение в порядок концертных костюмов, организация транспорта для коллективного выезда.

Специфика концертного выступления: творческое волнение, вдохновение, художественные эмоции. Необходимость самоконтроля певцов за точностью исполнения, проявления сценического самообладания, эмоциональности в соответствии с исполняемой музыкой. Овладение навыками сценического перевоплощения, преодоления застенчивости, неуверенности. Приобретение исполнительского опыта концертных выступлений с учебным хором в качестве певца.


1.6.3 ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ


№ п/п

Наименование темы дисциплины

Кол-во часов

Форма СР

Форма

контроля выполнения СР



1.

Вокальные навыки

12

Разучить вокальные партии музыкальных произведений

Проверка на занятиях

2.

Овладение практическими навыками и умениями ансамблевого пения в хоре

8

Выучить наизусть хоровые партии произведений репертуара учебного хора, выполняя их технические и художественно-выразительные особенности

Проверка на занятиях

3.

Концертно-исполнительская деятельность хора

6

Овладеть навыками концертного выступления

Концерт


1.7 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1.7.1 ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ АУДИТРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕННОМУ МАТЕРИАЛУ


Практические занятия «Вокальные навыки»

Время, отведенное на занятия – 20 час.

Содержание занятий

На занятиях осваиваются и отрабатываются следующие умения:

- выработка правильной певческой установки при пении в хоре стоя или сидя;

- осмысление влияния певческой установки на голосообразование, общий тонус и эстетический вид как отдельного певца, так и всего хора в целом;

- выработка определенного типа дыхания в зависимости от характера произведения;

- развитие навыков цепного дыхания в хоре;

- певческая опора как результат правильной организации дыхания, способствующая интонационно-устойчивому, собранному, яркому звучанию хора;

- певческая позиция, ее виды: высокая и низкая;

- достижение качественного звука в хоре: объемности, полетности, гибкости при использовании высокой певческой позиции каждым из певцов хора;

- выработка навыков координации слуха и голоса;

- овладение различными приемами атаки звука (мягкой, твердой) в зависимости от характера произведения;

- преимущественное применение мягкой атаки звука в хоровом пении;

- овладение навыками формирования округлого, прикрытого, выровненного на протяжении всего диапазона звука;

- формирование подвижного артикуляционного аппарата;

- выработка и усовершенствование вибрато с помощью упражнений при распевании хора;

- развитие навыков осознанного применения вибрато в голосе в зависимости от жанровых особенностей произведения;

- формирование силы и подвижности голоса;

- расширение его диапазона, тембровых качеств звучания.


Практические занятия «Овладение практическими навыками

и умениями ансамблевого пения в хоре»



Время, отведенное на занятия – 10 час.

Содержание занятий

На занятиях осваиваются и отрабатываются следующие умения:

- разделение хора на отдельные хоровые партии;

- технические и художественно-выразительные свойства певческих голосов и хоровых партий;

- уравновешенное звучание хора;

- одновременное начало и окончание пения по жесту дирижера;

- навыки ансамблевого пения;

- динамическое равновесие;

- точная ритмическая пульсация;

- тембровое единство;

- четкая артикуляция;

- выработка единых вокально-слуховых ощущений и художественно-исполнительских навыков в процессе пения;

- выработка навыков чистой интонации на основе ладового чувства, осознанного интонирования при пении.
Практические занятия «Концертно-исполнительская деятельность хора»

Время, отведенное на занятия – 10 час.

Содержание занятий

На занятиях осваиваются и отрабатываются следующие умения:

- приобретение организационных и сценических навыков в процессе участия в концертных выступлениях учебного хора;

- подготовка к концертному выступлению: генеральная и акустическая репетиции, "прогон" концерта, приведение в порядок концертных костюмов, организация транспорта для коллективного выезда;

- самоконтроль певцов за точностью исполнения, проявления сценического самообладания, эмоциональности в соответствии с исполняемой музыкой;

- овладение навыками сценического перевоплощения, преодоления застенчивости, неуверенности;

- приобретение исполнительского опыта концертных выступлений с учебным хором в качестве певца.
Примерный репертуар хорового класса
Русская хоровая музыка
Бортнянский Д. "Се ныне благословите Господа".

Даргомыжский А. Хор волшебных дев из оперы "Рогдана".

Бородин А. Сцена Ярославны с девушками из оперы "Князь Игорь".

"Спящая княжна". Переложение для женского хора

А. Бородина.

Чайковский П. "Без поры, да без времени".

"Я завью, завью венок мой душистый" - хор из оперы

"Мазепа".

Римский-Корсаков Н. Хор девушек из оперы "Млада".

Аренский А. "У меня ль во садочке" - хор из оперы "Сон на Волге".

Рахманинов С. Шесть женских хоров в сопровождении фортепиано.

Гречанинов А. "Совушкина свадьба".

"Катание с гор".

Чесноков П. "Детская литургия".

Женские хоры: "Горними тихо летела душа небесами",

"Листья", "Солнце, солнце встает", "Ночь", "Русалка",

"Зеленый шум", "Катит весна".

Свиридов Г. Кантаты: "Курские песни" (N 4, 6), "Снег идет".

Слонимский С. Песня Виринеи с хором из оперы "Виринея".

Хоры "Зимняя дорога", "Тучка золотая".

Гаврилин В. Вокальный цикл "Вечерок" (N 1 - 9)

Буцко Ю. "Свадебные песни".

Ходош В. Кантата "Весна".

Юргенштейн О. "Испанские серенады".


Обработки народных песен
Русская народная песня "Земелюшка-чернозем". Обработка Вл. Соколова.

Русская народная песня "Ты рябинушка". Обработка А. Юрлова.

Русская народная песня "Распойду я, выйду я". Обработка А. Чернецова.

Русская народная песня "Над полями, да над чистыми". Обработка

Г. Муратова.

Пять русских народных свадебных песен для женского хора. Обработка В. Калистратова.

Украинская народная песня "Ой, чий то кiнь стоiть?" Свободная обработка

В. Кикты.

Литовская народная песня "Ой ты, мой дубочек". Обработка В. Венцкуса.
Зарубежная хоровая музыка
Лассо О. Канцона.

Маренцио Л. "Сумерки".

Морли Т. Мадригал.

Гастольди М. "Волны ладью качают".

Монтеверди К. Канцонетта.

Шютц Г. Концерт для трех голосов "Ratate coeli".

Пёрселл Г. Кантата "Приидите, о сыны искусства".

Бах И.С. Терцет N 51 из "Рождественской оратории".

Перголези Д. Stabat Mater.

Моцарт В. "Вы, птички каждый год".

Брамс И. “Песни любви”

Барток Б. Женские хоры: "Парень насмешник", "Ты меня оставишь",

"Смотрины девушек", "Игровая", "Эй, скрипач, играй".

Кодай З. Четыре итальянских мадригала.

Стравинский И. Подблюдные (Четыре русские крестьянские песни).

Пуленк Ф. Литания. Пять хоров для трех голосов "Маленькие голоса".


Произведения для смешанного хора
Русская хоровая музыка
Бортнянский Д. Хоровые концерты N 6, 15, 33.

Глинка М. Полонез "Слава русскому народу".

Даргомыжский А. Заздравный хор из оперы "Русалка".

Бородин А. "Море". Переложение Вик.Калинникова.

Мусоргский М. "Ангел вопияше".

Гопак из оперы "Сорочинская ярмарка".

Чайковский П. Литургия св.Иоанна Златоуста.

Хоры: "Соловушко", "Что смолкнул веселия час".

Хор народа из оперы "Опричник".

Балакирев М. "Вечерняя песня".

Римский-Корсаков Н. Проводы масленицы из оперы "Снегурочка".

"Татарский полон" (вариации на русскую тему).

Танеев С. "Восход солнца".

"Посмотри, какая мгла".

"Вечер".

Ипполитов-Иванов М. "О лебеди белой".

Калинников Вик. Элегия.

"Жаворонок".

"Лес".

Рахманинов С. Литургия св. Иоанна Златоуста.



Всенощное бдение.

Три русские песни.

Гречанинов А. "После грозы", "Осень".

Чесноков П. Литургия св. Иоанна Златоуста.

"Теплится зорька".

"Эльфы".


Прокофьев С. "Вставайте, люди русские" из кантаты

"Александр Невский".


Шебалин В. "Битва" из кантаты "Москва".

Шостакович Д. "Казненным", "Смелей, друзья, идем вперед!",

"Майская песнь" из Десяти поэм на слова русских

революционных поэтов.

Салманов В. Шесть поэм на стихи Н. Хикмета "Но бьется сердце".

Свиридов Г. Пять хоров на стихи русских поэтов.

Три миниатюры: "Хоровод", "Веснянка", "Коляда".

Гимны Родине: "Наш север", "Русское сердце",

"Грусть просторов".

Слонимский С. "Упрямый ветер".

"Печальное сердце мое".

"Люби жену, да не бей".

Щедрин Р. Строфы “Евгения Онегина".

Концертино для смешанного хора a'cappella.

Гаврилин В. Припевки.

Фалик Ю. "Молитвы" для смешанного хора a'cappella.

"Элегии" для хора a'cappella и соло сопрано.

Смирнов Д. "Мой тихий сон".

Климов А. Хоровой цикл на стихи С. Есенина "Воспоминание".
Обработки русских народных песен
"Венули ветры",

"Как меня младу-младешеньку". Обработка Д.Шостаковича.

"Вниз по матушке по Волге". Обработка А.Свешникова.

"Степь, да степь кругом". Обработка А.Юрлова.

"Возле речки, возле мосту". Обработка Е.Голубева.

"Пахал Захар огород". Обработка Л.Сивухина.


Зарубежная хоровая музыка
Палестрина Дж. Месса папы Марчелло (Et incarnatus, Сrucifixus).

Лассо О. Stabat Mater.

Монтеверди К. Мадригалы: "Кто душу изливает",

"В тени стволов дубравы".

Шуберт Ф. "Sanctus" из мессы G dur.

Равель М. "Николетта".

"Три птицы".

Шимановский К. "Эй вы, музыканты" из цикла "Курпевские песни".

Стравинский И. "Отче наш".

"Богородице, Дево, радуйся".

Хиндемит П. "Зимой".

"Лебедь".

Пуленк Ф. "Опустевшая деревня" из кантаты "Засуха".
1.8 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.8.1 Рекомендуемая литература

Основная


  1. Краснощеков В. Н. Технические и художественные приемы работы с самодеятельными хорами. — М., 1980

  2. Кузнецова Ж. Вокальные произведения. — М., 1978.

  3. Лобачев Г. Русские народные песни в обработке Г. Лобачева: Сб. — Ч.2. — М., 1931.

  4. Огороднов Д. Воспитание певца в самодеятельном ансамбле. — Киев, 1980.

  5. Осеннева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором. – М., 2003.

  6. Хрестоматия для хорового класса /Сост. В. Минин, З. Казак. –

  7. Вып.1. – М., 1974.

  8. Хрестоматия для хорового класса /Сост. В. Минин. – Вып.2. – М.,

  9. 1978.

  10. Чесноков П. Хор и управление им: Пособие для хоровых

  11. дирижеров / П. Г. Чесноков. – 3 изд. – М., 1961

  12. Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. — М., 1983.


Дополнительная

  1. Бернштейн Н. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. — М., 1966.

  2. Жирнова Л. Северный русский народный хор. — М., 1975.

  3. Калугина Н. Методика работы с русским народным хором. — М., 1977.

  4. Левидов Н. Певческий голос в здоровом и больном состоянии. — М., 1999.

  5. Мартыков И. Государственный русский народный хор им. Пятницкого. — М., 1953.

  6. Медынь Я. Г. Методика преподавания дирижерско-хоровых дисциплин. — М., 1978.


1.9 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.9.1 Перечень используемых технических средств

  1. фортепиано

  2. рояль

  3. магнитофон

  4. музыкальный центр

1.9.2 Перечень используемых пособий



  1. нотные сборники


РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий)
А капелла — многоголосное хоровое пение без инструментального сопровождения, распространенное в народном творчестве. Высший вид хорового исполнительства.

Аккомпанемент — музыкальный фон к основной мелодии, имеющий в произведении второстепенное значение, музыкальное сопровождение сольной партии или партий.

Ансамбль – совместное исполнение музыкального произведения.

Ансамбль хоровой партии – динамическое и тембровое соотношение в звучности между отдельными голосами.

Аранжировка — переложение музыкального произведения для состава исполнителей, отличного от оригинала.

Ария — композиция для солирующего голоса, развитый вокальный эпизод, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра, в опере, кантате, оратории и обладающий широкораспевной мелодией и завершенностью музыкальной формы.

Артикуляцияспособ исполнения звуков при пении или игре на музыкальном инструменте с той или иной степенью связанности и расчлененности.

Атака — начало звука в вокальной методике. Момент возникновения звука той или иной высоты.

Атака твердая – твердое, как бы внезапное образование звука.

Атака мягкая – едва заметное начало звукообразования.

Белый звук — название открытого певческого звука в вокальной музыке.

Верхний (голосовой) регистр – высокие звуки диапазона голоса.

Вокализ — музыкальная пьеса, предназначенная для пения без слов.

Вокальная музыка — музыка, созданная специально для пения, с аккомпанементом или без него.

Глиссандо – скользящий переход от звука к звуку.

Декламация — художественное пение стихов или прозы в эмоционально-приподнятой манере.

Диапазон – общее количество звуков, которые может извлечь тот или иной музыкальный инструмент или голос, от самого низкого до самого высокого.

Динамика — одна из сторон организации музыки как процесса, тесно связанная с силой и движением.

Звукообразование – совокупность действий дыхательного и голосового аппаратов под влиянием волевых импульсов, поступающих из центральной нервной системы.

Интонация — звуковое воплощение музыкальной мысли.

Камерный ансамбль — коллектив исполнителей камерной музыки.

Кантилена — певучая мелодия широкого дыхания и длительного развертывания.

Колоратура — название мелодических украшений, применяемых в вокальных мелодиях.

Мелодия — основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, одно из наиболее важных средств музыкальной выразительности.

Нижний (грудной) регистр – нижние звуки голосового диапазона.

Нюансы – средства художественной выразительности.

Облигато — партия голоса или инструмента, которая должна быть исполнена в обязательном порядке.

Основные приемы звуковедения:

Legato (легато) — связно, плавно

Staccato (стаккато) — отрывисто, коротко

Non legato (нон легато) – не плавно, не связно.
Партитураспособ записи музыкального произведения в виде нескольких нотоносцев.

Постановка голоса — процесс индивидуального обучения пению при помощи специальных вокальных упражнений.

Регистр – часть диапазона голоса, находящаяся в определенных тесситурных условиях и отличающаяся своеобразной звуковой окраской.

Редукция – ослабление артикуляции звука.

Резонаторы – часть голосового аппарата, которая придает звуку определенную оераску, характерный тембр, присущий тому или иному голосу.

Репертуар — определенное количество произведений, выученных артистом или музыкальным коллективом в процессе репетиций, предназначенных для исполнения.

Тесситура – степень напряжения голоса, связанная с относительно продолжительным пребыванием той или иной партии в соответствующей части диапазона.

Фразировка – художественное, музыкально осмысленное исполнение отдельных построений (мотива, фразы, предложения и т. д.), а также разграничение их цезурой или дыханием.

Художественный образ — способ освоения жизни и действительности в любом виде искусства.

Цепное дыхание – прием хорового пения, обеспечивающий непрерывное звучание хора в течение продолжительного времени.

Цезура – умение отделить фразы, музыкальные построения друг от друга.
Раздел 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:


ФИО, ученое звание и степень

преподавателя



Учебный год

Факультет

Специальность

Елисова Н.Н., канд. пед. наук, доц.

2012-2013

ХОТиД

071401 – Социально-культурная деятельность


Елисова Н.Н., канд. пед. наук, доц.

2013-2014

ХОТиД

071401 – Социально-культурная деятельность

















База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница