Учебно-методический комплекс дисциплины фтд информационные технологии в специальном образовании



страница1/5
Дата27.04.2016
Размер1.42 Mb.
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУВПО МГГУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


ФТД Информационные технологии в специальном образовании


050717.65 Специальная дошкольная педагогика и психология

 

 



Утверждено на заседании кафедры

СПиСП ППИ

(протокол № 1 от 09.09.13 г.)

Зав. кафедрой СПиСП

______________Ю.А. Афонькина




Структура учебно-методического комплекса дисциплины
1.1. Автор программы: к.п.н., доцент кафедры СПиСП Голишникова Елена Ильинична
1.2. Рецензенты:
Старший преподаватель кафедры СПиСП Демяшина В.В., директор ГОБОУ СКОШИ № 3 Садовская Е.Н.
1.3. Пояснительная записка:
К одному из актуальных направлений совершенствования системы подготовки педагогических кадров в настоящее время относится подготовка учителя к использованию информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности: грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы). В педагогике и частных методиках информационно-коммуникационные технологии рассматривают как средство учебно-воспитательной и учебно-методической работы педагога, как средство повышения эффективности научно-педагогических исследований, как компонент системы педагогического управления.

Предлагаемая дисциплина направлена на подготовку будущего педагога к использованию информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности и призвана интегрировать знания и умения студентов, уже полученные в области информационно-коммуникационные технологии в нескольких дисциплинах: педагогика, информатика, методика преподавания предметов.




  • Цель дисциплины - сформировать у будущих учителей систему знаний, умений и навыков в области использования информационных и коммуникационных техно­логий в обучении и образовании, составляющие основу формирования компетентности специалиста по применению информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе.




  • Задачи дисциплины:

  1. Раскрыть взаимосвязи дидактических, психолого-педагогических и методических основ применения компьютерных технологий для решения задач обучения и образования;

  2. Сформировать компетентности в области использования возможностей современных средств информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности;

  3. Сформировать навыки разработки электронных средств обучения и контроля знаний при помощи программных инструментальных средств.

  4. Обучить студентов использованию и применению средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности специалиста, работающего в системе образования;

  5. Ознакомить с современными приемами и методами использования средств информационно-коммуникационных технологий при проведении разных видов учебных занятий, реализуемых в учебной и внеучебной деятельности.



  • Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • знать приемы и методы использования средств информационно-коммуникационных технологий в различных видах и формах учебной деятельности;

  • уметь использовать средства информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности;

  • владеть методикой использования информационно-коммуникационных технологий в предметной области;

  • обладать навыками разработки педагогических технологий, основанных на применении информационно-коммуникационных технологий;

  • иметь представление о возможностях практической реализации личностно-ориентированного обучения в условиях использования мультимедиа технологий, систем искусственного интеллекта, информационных систем, функционирующих на базе компьютерных технологий, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления, обработки, передачи, оперативного управления информацией;

  • уметь использовать телекоммуникационные технологии в образовательных целях.




  • За основу взята примерная программа дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» (авторы: Жданов С.А., кандидат педагогических наук, профессор, МПГУ; Лапчик М.П., доктор педагогических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет; Шари В.П., доцент, МПГУ.

Базой для усвоения дисциплины являются знания в объеме вузовских программ курсов: педагогика, информатика, методика преподавания предметов.


1.4. Извлечение из ГОС ВПО специальности (направления), содержащее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов (выписка).

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

работа


1.

050716.65 Специальная психология

5

9

36




18

18







___


1.6. Содержание дисциплины.
1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. раб.

1.

Информатизация образования как фактор развития общества

1

1







2
















2.

Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании

1

1







4
















3.

Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении

12

2

2

8

8
















4.

Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся

10

2

2

6

6
















5.

Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся

2







2

6
















6.

Экспертные и аналитические методы в оценке электронных средств учебного назначения













4
















7.

Информационные и коммуникационные технологии в учебных предметах

10

2

4

4

6
















ИТОГО

36

8

8

20

36















Примечание: Вариант 1 для специальности (шифр, название специальности).

Вариант 2 для специальности (шифр, название специальности).
1.6.2. Содержание разделов дисциплины.
Тема 1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.

Информатизация общества как социальный процесс и его основные характеристики. Гуманитарные и технологические аспекты информатизации. Влияние информатизации на сферу образования. Изменение механизмов функционирования и реализации системы общего среднего образования в условиях информатизации.


Тема 2.  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ.

Понятие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Эволюция информационных и коммуникационных технологий. Дидактические свойства и функции информационных и коммуникационных технологий. Формирование информационной культуры как цель обучения, воспитания и развития учащихся. Образовательные задачи внедрения ИКТ в учебный процесс. Развивающие задачи внедрения ИКТ в учебный процесс. Воспитательные задачи внедрения ИКТ в учебный процесс. Психологические аспекты информатизации образовательной системы.


Тема 3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ  В РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ.

Влияние ИКТ на педагогические технологии. Методы построения информационно-деятельностных моделей в обучении. Компьютерные технологии, реализующие способы доступа, поиска, отбора и структурирования информации из электронных баз данных информационно-справочного и энциклопедического значения. Компьютерные технологии, использующие различные уровни интерактивного доступа к учебной информации и управления траекторией обучения. Цифровые образовательные ресурсы. Электронные средства учебного назначения. Методические цели использования электронных средств учебного назначения. Решение дидактических и методических задач с помощью электронных средств учебного назначения. Электронные материалы учебного назначения и инструментальные средства их разработки. Методика использования электронных учебных материалов.


Тема 4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Использования мультимедиа и коммуникационных технологий как средства для реализации активных методов обучения. Телеконференции и проекты образовательного и учебного назначения, их типология, структура, содержание, основные этапы проведения.

 

Тема 5. ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ, ОЦЕНКИ И МОНИТОРИНГА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Теория и практика создания тестов для системы образования. Компьютерные технологии, реализующие диагностические процедуры. Педагогическая информационная система мониторинга качества образования. Методы сортировки и классификации данных опроса и мониторинга.


Тема 6. ЭКСПЕРТНЫЕ И АНАЛИТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ОЦЕНКЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Оценка и сертификация электронных дидактических средств. Критерии оценки дидактических, эргономических, психолого-педагогических, технологических качеств электронных средств учебного назначения. Экспертные и аналитические методы оценки электронных средств учебного назначения.


Тема 7. ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТАХ

Методы оценки дидактической целесообразности и эффективности применения ИКТ в обучении. Принципы сочетания традиционных и компьютерно-ориентированных методических подходов к изучению учебного предмета. Педагогические программные средства как способ решения дидактических и методических задач обучения.


1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во

часов


Форма контроля выполнения самостоятельной работы



Информационные и коммуникационные технологии.


1). Аннотировать состав информационно-методического обеспечения учебного заведения (информатизированное рабочее место директора школы, организатора методической работы в области преподавания определенного учебного предмета, руководителя регионального органа образования и т.д.).

2). Подготовить ответы на вопросы:



  • Цели и задачи внедрения информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс.

  • Основные направления внедрения средств информационных и коммуникационных технологий в образование.

  • Дидактические свойства и функции информационных и коммуникационных технологий.

  • Факторы интенсификации обучения, реализуемые при использовании средств информационных и коммуникационных технологий.

  • Зарубежный опыт применения информационных и коммуникационных технологий в образовании.




12

-Проверка аннотаций;

-защита рефератов;

-сообщение на ПР




Информационные и коммуникационные технологии в образовательном процессе.


1). Разработать требования к методическим материалам, обеспечивающим личностно ориентированное обучение с использованием средств ИКТ.

2). Самостоятельно изучить вопросы:



  • Цели и задачи внедрения информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс.

  • Основные направления внедрения средств информационных и коммуникационных технологий в образование.

  • Дидактические свойства и функции информационных и коммуникационных технологий.

  • Факторы интенсификации обучения, реализуемые при использовании средств информационных и коммуникационных технологий.



12

-Проверка методических материалов;

-защита рефератов;

-сообщение на ПР;

-защита мультимедийных проектов





Педагогические программные средства.


  1. Электронные средства учебного назначения. Программно-методическое обеспечение. Педагогическая целесообразность использования электронных средств учебного назначения.

  2. Типология электронных средств учебного назначения по функциональному назначению.

  3. Типология электронных средств учебного назначения по методическому назначению.

Задания для самостоятельной работы:

1). Аннотировать инструментальные программные средства для разработки электронных материалов учебного назначения.

2). Разработать требования к оборудованию и оснащению кабинета информатики с заданным количеством персональных компьютеров в образовательном учебном заведении.

3). Составить методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинета информатики в образовательном учебном заведении.





4

-Проверка аннотаций;

-проверка методических материалов;

-защита рефератов;

-сообщение на ПР





Информационные и коммуникационные технологии в учебных предметах.



  1. Влияние ИКТ на педагогические технологии.

  2. Основные требования к использованию ЭВМ на уроке.

  3. Учебно-материальная база обеспечения процесса информатизации образования.

  4. Средства автоматизации информационно-методического обеспечения учебного заведения.


Задания для самостоятельной работы:

1). На основе анализа образовательных ресурсов Интернет составить перечень реализуемых в текущем учебном году учебных телекоммуникационных проектов по заданному направлению (школьному предмету).

2). На основе информации, представленной в сети Интернет, составить перечень и дать характеристику системе программных средств, используемых в процессе обучения информатике и информационным технологиям в заданном регионе (стране).

3). Изучить вопросы:



  • Система средств обучения на базе информационных и коммуникационных технологий.

  • Информационно-предметная среда со встроенными элементами технологии обучения.

  • Перспективные направления разработки и использования средств информационных и коммуникационных технологий в образовании.

  • Принципы сочетания традиционных и компьютерно-ориентированных методических подходов к изучению учебного предмета.

  • Изменения в организации и методах обучения при введении информационных и коммуникационных технологий.



4

-Проверка аннотаций;

-проверка методических материалов;

-защита рефератов;

-сообщение на ПР





Проектирование компьютерных средств обучения.



Рекомендуемые вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Дидактические основы разработки КСО.

  2. Классификация инструментальных средств для разработки КСО.

  3. Этапы проектирования КСО.

  4. Модель электронного учебного курса (ЭУК).

  5. Требования к содержанию ЭУК

  6. Требования к структуре ЭУК

  7. Требования к техническому исполнению ЭУК




4

-Проверка аннотаций;

-проверка методических материалов;

-защита рефератов;

-сообщение на ПР





1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) по предлагаемой схеме:



  • тема;

  • план;

  • вопросы для коллективного обсуждения;

  • задания для самостоятельной работы;

  • литература (основная, дополнительная).


Тема 1.  Информационные и коммуникационные технологии.
Рекомендуемые вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Понятие «информационные технологии».

  2. Отличия в содержании терминов: «Информационные технологии», «Компьютерные технологии», «Сетевые технологии», «Современные информационные технологии». 

  3. Этапы развития информационных технологий и их использование в процессе обучения.

  4. Этапы вхождения РФ в мировую информационно–образовательную систему. 

  5. Подготовка в области современных и информационных технологий школьника и будущего учителя.

  6. Понятие «информационная культура».


Задания для самостоятельной работы:

1) Аннотировать состав информационно-методического обеспечения учебного заведения (информатизированное рабочее место директора школы, организатора методической работы в области преподавания определенного учебного предмета, руководителя регионального органа образования и т.д.).

2) Подготовить ответы на вопросы:


  • Цели и задачи внедрения информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс.

  • Основные направления внедрения средств информационных и коммуникационных технологий в образование.

  • Дидактические свойства и функции информационных и коммуникационных технологий.

  • Факторы интенсификации обучения, реализуемые при использовании средств информационных и коммуникационных технологий.

  • Зарубежный опыт применения информационных и коммуникационных технологий в образовании.


Литература основная:

  1. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. - М.: Наука, 1999. - 191 с., ил. - (Кибернетика: неограниченные возможности и возможные ограничения).

  2. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М: МПСИ, 2002.

  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. М., 1999.


Литература дополнительная:

  1. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994.

  2. Роберт И.В. О понятийном аппарате информатизации образования  // Информатика и образование. 2002. №12; 2003. №1, 2.

  3. Караковский В. А., Матусевич О. Л.. Программы для составления школьного расписания   // Информатика и образование. -  2002. №1.

  4. Кателл Дж. П. Виртуальное обучение // Информатика и образование. -  2002. №11.

  5. Красильникова В. А. Информатизация образования: понятийный аппарат    // Информатика и образование. -  2003. №4.

 

Тема 2.  Информационные и коммуникационные технологии в образовательном процессе.
Рекомендуемые вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Направления внедрения средств информационных и коммуникационных технологий в образование.

  2. Основные дидактические свойства и функции информационных и коммуникационных технологий.  

  3. Факторы интенсификации обучения, реализуемые при использовании средств информационных и коммуникационных технологий.


Задания для самостоятельной работы:

1) Разработать требования к методическим материалам, обеспечивающим личностно ориентированное обучение с использованием средств ИКТ.

2) Самостоятельно изучить вопросы:


  • Цели и задачи внедрения информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс.

  • Основные направления внедрения средств информационных и коммуникационных технологий в образование.

  • Дидактические свойства и функции информационных и коммуникационных технологий.

  • Факторы интенсификации обучения, реализуемые при использовании средств информационных и коммуникационных технологий.


Литература основная:

  1. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. - М.: Наука, 1999. - 191 с., ил. - (Кибернетика: неограниченные возможности и возможные ограничения).

  2. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М: МПСИ, 2002.

  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. М., 1999.


Литература дополнительная:

  1. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994.

  2. Босова Л.Л.. Компьютерные уроки в начальной школе// Информатика и образование. – 2002. - №1.

  3. Кречетников К. Г. Гуманизация информационных технологий в обучении.    // Информатика и образование. – 2002. - №7.

  4. Коцик Б. Я. Основные индикаторы использования ИКТ в европейском образовании// Информатика и образование. – 2002. - №8.

  5. Латышев В. Л. Психолого-педагогические проблемы развития мышления и личности учащихся в условиях информатизации образования // Информатика и образование. – 2003. - №6.

  6. Грехов А. В. Компьютерное тестирование в структуре социально-гуманитарного познания // Информатика и образование. – 2003. - №6.

  7. Долинер Л. И. Информационные и коммуникационные технологии обучения: проблемы и перспективы // Информатика и образование. – 2003. - №6.

  8. Селеменев С. Информационные технологии в школе: проблемы и поиски решения // Информатика и образование. – 2005. - №5.

 

Тема 3.  Педагогические программные средства.
Рекомендуемые вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Электронные средства учебного назначения. Программно-методическое обеспечение. Педагогическая целесообразность использования электронных средств учебного назначения.

  2. Типология электронных средств учебного назначения по функциональному назначению.

  3. Типология электронных средств учебного назначения по методическому назначению.


Задания для самостоятельной работы:

1) Аннотировать инструментальные программные средства для разработки электронных материалов учебного назначения.

2) Разработать требования к оборудованию и оснащению кабинета информатики с заданным количеством персональных компьютеров в образовательном учебном заведении.

3) Составить методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинета информатики в образовательном учебном заведении.


Литература основная:

  1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М: МПСИ, 2002.

  2. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллект-центр. 2002.

  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. М., 1999.

  4. Педагогико - эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования. / Разработано в Институте информатизации образования РАО под науч. рук. Роберт И.В. // Информатика и образование, №№ 4, 5, 7, 2000 г., 1, 2001.

  5. Зубрилин А. А. Решение кроссвордов как способ проверки знаний// Информатика и образование. - 2002. - №8.

  6. Тарасов В. А. Проектирование компьютерных тестов с открытыми ответами// Информатика и образование. - 2003. - №1.


Литература дополнительная:

  1. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994.

  2. Роберт И.В. Экспертно-аналитическая оценка качества программных средств учебного назначения // Педагогическая информатика,1993.  № 1. – С.54-62.

  3. Иванов В.Л. Электронный учебник: системы контроля знаний  // Информатика и образование. - 2002. - №1.

  4. Соболева Н. Н., Гомулина Н. Н., Брагин В. Е., Мамонтов Д. И., Касьчнов О. А. Электронный учебник нового поколения  // Информатика и образование. - 2002. - №6

  5. Бочкин А. И. О надежности оценки доли знаний методом тестов с выбором варианта ответа  // Информатика и образование. - 2002. - №12.

 

Тема 4.  Информационные и коммуникационные технологии в учебных предметах.
Рекомендуемые вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Влияние ИКТ на педагогические технологии.

  2. Основные требования к использованию ЭВМ на уроке.

  3. Учебно-материальная база обеспечения процесса информатизации образования.

  4. Средства автоматизации информационно-методического обеспечения учебного заведения.


Задания для самостоятельной работы:

1) На основе анализа образовательных ресурсов Интернет составить перечень реализуемых в текущем учебном году учебных телекоммуникационных проектов по заданному направлению (школьному предмету).

2) На основе информации, представленной в сети Интернет, составить перечень и дать характеристику системе программных средств, используемых в процессе обучения информатике и информационным технологиям в заданном регионе (стране).

3) Изучить вопросы:



  • Система средств обучения на базе информационных и коммуникационных технологий.

  • Информационно-предметная среда со встроенными элементами технологии обучения.

  • Перспективные направления разработки и использования средств информационных и коммуникационных технологий в образовании.

  • Принципы сочетания традиционных и компьютерно-ориентированных методических подходов к изучению учебного предмета.

  • Изменения в организации и методах обучения при введении информационных и коммуникационных технологий.


Литература основная:

  1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М: МПСИ, 2002.

  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. М., 1999.

  3. Педагогико - эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования. / Разработано в Институте информатизации образования РАО под науч. рук. Роберт И.В. // Информатика и образование, №№ 4, 5, 7, 2000 г., 1, 2001.

  4. Аверьянов Л. Я., Рунов А. В. Современные проблемы Интернет-обучения  // Информатика и образование. – 2003. -  №5.    


Литература дополнительная:

  1. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994.

  2. Брыксина О. Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов // Информатика и образование. – 2004 - №5.

  3. Баранов В. Ю. Формы ответов при автоматизированном контроле знаний // Информатика и образование. – 2004 - №8.    

  4. Белкин П. Ю. Обучение поиску информации в Интернете// Информатика и образование. – 2002 - №5.    

  5. Усенков Д. Ю. Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе // Информатика и образование. – 2003 - №6,7,8,9.    

  6. Антипов С. В. "Киберпространство": фантастика и реальность // Информатика и образование. – 2003 - №11.  

  7. Киселева М. М. Использование компьютерных технологий в межпредметных проектах // Информатика и образование. – 2005 - №8.  

  8. Андреев А. А. Применение сети Интернет в учебном процессе // Информатика и образование. – 2005 - №9.  

 

Тема 5 . Проектирование компьютерных средств обучения.
Рекомендуемые вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Дидактические основы разработки КСО.

  2. Классификация инструментальных средств для разработки КСО.

  3. Этапы проектирования КСО.

  4. Модель электронного учебного курса (ЭУК).

  5. Требования к содержанию ЭУК

  6. Требования к структуре ЭУК

  7. Требования к техническому исполнению ЭУК

 Литература основная:



  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. М., 1999.


Литература дополнительная:

  1. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994.

  2. Виштак О. В. Дидактические основы разработки педагогического сценария мультимедийного учебного пособия по информатике. – 2004 - №7.

  3. Рыбанов А. А., Шевчук В. П., Приходько Е. А., Кожевникова И. Е. Создание многомерного электронного учебника. – 2004 - №5.

  4. Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. Иерархические структуры как основа создания электронных средств обучения. – 2004 - №7.  3 стр.

  5. Мануйлов В. Г.. Разработка тестирующих интерактивных презентаций // Информатика и образование. – 2002 - №4,5.    

  6. Кречетников К. Г. Особенности проектирования интерфейса средств обучения // Информатика и образование. – 2002 - №4.    

  7. Фридланд А. Я. Автоматизированная инструментальная система тестирования // Информатика и образование. – 2003 - №6.    

  8. Попов С. В., Трифонова Е. Е. О проблеме создания интеллектуальных обучающих систем // Информатика и образование. – 2003 - №8.    

  9. Урнов В. А. "Цифровая школа" XXI века // Информатика и образование. – 2003 - №10.    

  10. Кюршунов А. С. Дидактические особенности разработки интерактивных компьютерных моделей // Информатика и образование. – 2005 - №2.    

  11. Коваленко И. Н. Создание электронной библиотеки учебных и методических материалов // Информатика и образование. – 2005 - №12.    

  12. Винницкий Ю.А., Нурмухамедов Г.М. принципы разработки электронных мультимедийных учебников для средней школы // Информатика и образование. – 2006 - № 10.



Наименование лабораторных работ
Лабораторная работа 1

Тема: Оценка различных электронных дидактических материалов и инструментальных программных средств в области разработки электронных средств учебного назначения.

Принципы оценки электронных дидактических материалов и инструментальных программных средств в области разработки электронных средств учебного назначения. Знакомство с примерами, оценка и методика работы с выбранными электронными дидактическими материалами и инструментальными программными средствами в области разработки электронных средств учебного назначения.


Лабораторная работа 2

Тема: Разработка электронного дидактического материала учебного назначения. 

Знакомство с примерами электронных дидактических материалов. Обзор и выбор программного пакета, основные методы работы. Разработка макета в соответствии с предъявляемыми требованиями. Корректировка структуры. Наполнение. Выбор шаблона оформления. Использование активных элементов и гиперссылок.


Лабораторная работа 3

Тема: Разработка фрагмента электронного учебника по заданной теме школьного курса.

Требования к электронным учебникам. Знакомство с примерами электронных учебников. Обзор и методика оценки качества электронных учебников. Проектирование модели и разработка макета фрагмента электронного учебника в соответствии с предъявляемыми требованиями. Коррекция модели и наполнение содержанием электронного учебника.


Лабораторная работа 4

Тема: Поиск информации образовательного назначения на заданную тему в распределенном ресурсе сети Интернет.

Методы поиска информации учебного назначения. Разработка библиотеки ссылок в соответствии с целями учебного процесса. На основе информации, представленной в сети Интернет, составить перечень и дать характеристику системе программных средств, используемых в процессе обучения информатике и информационным технологиям в заданном регионе (стране). На основе анализа образовательных ресурсов Интернет составить перечень реализуемых в текущем учебном году учебных телекоммуникационных проектов по заданному направлению (школьному предмету).


Лабораторная работа 5

Тема: Разработка теста по заданной теме школьного курса с использованием инструментальных программных средств. 

Тестовые технологии в образовании. Знакомство с примерами готовых тестов и программными средствами подготовки и создания тестов. Выбор наиболее эффективной тестовой оболочки и разработка теста в соответствии с предъявляемыми требованиями. Корректировка структуры. Наполнение и апробация.


Лабораторная работа 6

Тема: Оценка качества программного средства учебного назначения (в том числе реализованного на CD - ROM). 

Знакомство с примерами программных средств учебного назначения. Обзор и методика оценки программных средств учебного назначения.


Лабораторная работа 7

Тема: Разработка модели и создание тематического мультимедийного урока.

Знакомство с примером — разработанным уроком. Модели и структура урока, в соответствии с выбранной ранее темой. Подготовка мультимедийных материалов на базе уже созданного сайта и дополнительно найденных материалов в литературе и сети Интернет. Создание макета. Наполнение. Разработка вопросов/вариантов ответов для теста. Компоновка теста. Корректировка.


1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1. Рекомендуемая литература:


ОСНОВНАЯ:

1. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. - М.: Наука, 1999. - 191 с., ил. - (Кибернетика: неограниченные возможности и возможные ограничения).

2. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М: МПСИ, 2002.

3. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллект-центр. 2002.

4. Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Учебное пособие. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. М., 1999.

6. Педагогико - эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования. / Разработано в Институте информатизации образования РАО под науч. рук. Роберт И.В. // Информатика и образование, №№ 4, 5, 7, 2000 г., 1, 2001.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994.

2. Периодические журналы:


  • "Информатика и образование";

  • "Педагогическая информатика";

  • "Компьютер в школе".


1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины.

1.9.1. Перечень используемых технических средств.



  • компьютерный класс;

  • персональные компьютеры;

  • локальное сетевое оборудование;

  • выход в сеть Интернет;

  • мультимедиапроектор.

1.9.2. Перечень используемых пособий.


1.9.3. Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения.
1.9.4. Перечень программного обеспечения:

  • Microsoft Officce (Word, Exel, Access, PowerPoint, Publisher)

  • Internet Explorer

  • Группа программ «Стандартные»

  • PhotoShop

  • Macromedia Dreamweaver MX

  • Инструментальное средство для создания кроссвордов CROSSWRD (CROSS, CWDSGN)

  • Инструментальное средство для создания тестов ADSoft Tester

  • Инструментальное средство для создания электронных учебников Teach Book Lite

  • электронная образовательная среда «КМ-Школа»

  • электронные учебники, справочники, энциклопедии, обучающие программы


1.10 Примерные зачетные тестовые задания.

Не предусмотрено.


1.11 Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену).

1. Информатизация общества как социальный процесс и его основные характеристики.

2. Влияние информатизации на сферу образования.

3. Цели и задачи внедрения информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс.

4. Основные направления внедрения средств информационных и коммуникационных технологий в образование.

5. Дидактические свойства и функции информационных и коммуникационных технологий.

6. Факторы интенсификации обучения, реализуемые при использовании средств информационных и коммуникационных технологий.

7. Влияние ИКТ на педагогические технологии.

8. Электронные средства учебного назначения. Программно-методическое обеспечение. Педагогическая целесообразность использования электронных средств учебного назначения.

9. Типология электронных средств учебного назначения по функциональному назначению.

10. Типология электронных средств учебного назначения по методическому назначению.

11. Инструментальные программные средства для разработки электронных материалов учебного назначения.

12. Требования к электронным средствам учебного назначения.

13. Система средств обучения на базе информационных и коммуникационных технологий.

14. Информационно-предметная среда со встроенными элементами технологии обучения.

15. Учебно-материальная база обеспечения процесса информатизации образования.

16. Средства автоматизации информационно-методического обеспечения учебного заведения.

17. Перспективные направления разработки и использования средств информационных и коммуникационных технологий в образовании.

18. Виды информационно-учебного взаимодействия при работе в компьютерных сетях.

19. Телеконференции образовательного и учебного назначения.

20. Использование Интернет-ресурсов для организации учебно-образовательной деятельности.

21. Учебные телекоммуникационные проекты.

22. Организация выполнения учебных телекоммуникационных проектов. Координация проектной деятельности при работе в компьютерной сети.

23. Возможности реализации личностно ориентированного обучения с помощью средств информационных и коммуникационных технологий.

24. Психолого-педагогическая диагностика на основе информационных и коммуникационных технологий.

25. Педагогическая информационная система мониторинга качества образования.

26. Экспертные и аналитические методы оценки электронных средств учебного назначения.

27. Принципы сочетания традиционных и компьютерно-ориентированных методических подходов к изучению учебного предмета.

28. Изменения в организации и методах обучения при введении информационных и коммуникационных технологий.

1.12 Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. rафедрой до начала сессии)

Программой не предусмотрено.


1.13 Примерная тематика рефератов.

1. Исторический обзор процесса внедрения информационных и коммуникационных технологий в образование.

2. Влияние процесса информатизации общества на развитие информатизации образования.

3. Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование.

4. Педагогико-эргономические требования к созданию и использованию программных средств учебного назначения, в том числе реализованных на базе технологии Мультимедиа.

5. Основные положения теории информационно-предметной среды со встроенными элементами технологии обучения, примеры реализации в образовании.

6. Педагогико-эргономические условия эффективного и безопасного использования средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий в кабинете информатики общеобразовательной школы.

7. Учебно-методический комплекс на базе средств информационных технологий.

8. Перспективы использования систем учебного назначения, реализованных на базе мультимедиа технологии.

9. Реализация возможностей систем искусственного интеллекта при разработке обучающих программных средств и систем.

10. Реализация возможностей экспертных систем в образовательных целях.

11. Зарубежный опыт применения информационных и коммуникационных технологий в образовании.


1.14 Примерная тематика курсовых работ.

Программой не предусмотрено.


1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ.

Программой не предусмотрено.


1.16 Методика(и) исследования (если сеть).

Программой не предусмотрено.


1.17 Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине.

Программой не предусмотрено.


РАЗДЕЛ 2.

Методические указания по изучению дисциплины и контрольные задания для студентов заочной формы обучения

Целями выполнения контрольной работы студентами заочной формы обучения являются углубление теоретических знаний по дисциплине, развитие навыков самостоятельной работы, логического мышления и умения анализировать материал.

При выполнении работы перед студентом стоят следующие задачи:

1.Изучить основные положения по теме контрольной работы, изложить их сущность, обобщить материалы различных источников и связать их с практикой.

2.Выявить и изложить аргументы «за» и «против» в отношении спорных вопросов.

3.Изложить и аргументировать собственную точку зрения по рассматриваемым в работе вопросам.

Перед написанием контрольной работы постарайтесь просмотреть как можно больше литературы по теме, но отобрать для работы только несколько источников. Пусть это будут те книги и статьи, которые Вам наиболее понятны и интересны. Список рекомендуемой литературы можно расширить или изменить по своему усмотрению.

Успешность выполнения работы определяется полным раскрытием темы. Текст контрольной работы должен быть авторским, это Ваша задача.

Студент имеет право самостоятельно выбрать тему контрольной работы, если ни одна из предложенных тем ему не интересна.

Начальным разделом контрольной работы является введение, где студент должен отразить актуальность рассматриваемой темы.

Основное содержание контрольной работы должно раскрывать ее тему в логической последовательности рассмотрением ряда вопросов, которые студент определяет самостоятельно.

Каждый вопрос должен отражать его актуальность, сущность рассматриваемых понятий и категорий, существующей точки зрения специалистов и изложение собственного взгляда автора.

В заключении контрольной работы необходимо сформулировать основные выводы и предложения автора по рассматриваемому кругу вопросов.

Контрольная работа должна быть напечатана на одной стороне стандартного листа односортной бумаги формата А4 через два интервала или написана от руки четким и разборчивым почерком, брошюруется любым способом.

Страницы контрольной работы следует нумеровать. Титульный лист считается первым, он не нумеруется.

На титульном листе необходимо указать: название вуза и факультета, учебную дисциплину, тему работы, специальность и номер группы, Ф.И.О. студента и преподавателя (образец титульного листа находится на кафедре).

После титульного листа должна следовать структура содержания работы с указанием страниц начала ее отдельных разделов и вопросов.

В конце контрольной работы следует привести список использованной литературы.

Объем контрольной работы не более 15 машинописных страниц.

Примерную тематику контрольных работ см. 1.11.


РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала.
Тема 1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.
В конце XX в. Человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество, а тезис известного исследователя массовых коммуникаций Г.М. Маклюэна «Смена исторических эпох определяется сменой коммуникационных технологий…», получил новое подтверждение. Информационные и коммуникационные технологии, по сути, расширяют границы таких фундаментальных понятий, как знание и язык.

Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.
Основными характеристиками информационного общества являются следующие:

  • информация и информационные технологии становятся одним из факторов развития личности, общества, государства;

  • информация становится одним из значимых стратегических ресурсов;

  • основу инфраструктуры государства формирует информационная инфраструктура;

  • существует высокоразвитая информационная сфера (инфосфера, информационное пространство, информационная среда);

  • формирование единого информационного пространства;

  • усиление стран с высоким уровнем развития информационных технологий;

  • создание рынка информации и знаний как факторов производства;

  • расширение интеграции, стирание национальных границ;

  • информационная составляющая деятельности людей преобладает над другими формами.

Основными тенденциями в развитии общества сегодня являются:



  • увеличение роли человеческого фактора в экономике;

  • формирование новых, более высоких технологий;

  • структурное изменение экономической и социальной структуры общества;

  • возрастание роли организации и управления в общественной жизни.

Тенденции развития современного образования:



  • интенсивное обновление технологий, ускорение темпов развития экономики и общества, вызывающее необходимость такой организации системы образования и образовательного процесса, которая могла бы готовить людей к жизни в быстро меняющихся условиях, давать им возможность обучаться на протяжении всей жизни;

  • переход к информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, обусловливающие особую важность коммуникативной и информационной компетентности личности;

  • демократизация жизни, становление и развитие гражданского общества, определяющие необходимость повышения уровня готовности граждан к ответственному и осознанному выбору;

  • динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, динамичные структурные изменения в сфере занятости, актуализирующие потребность в постоянном повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

  • изменение роли образования в информационном обществе, расширение пространства образования; отказ от классической модели образования, формирование новой концепции образования, ориентированной на реалии информационного общества;

  • трансформация ценностей образования вследствие антропологического поворота в современной культуре;

  • необходимость гуманитаризации современного образования и, соответственно, гуманизации современного общества;

  • возрастание значимости человеческого капитала. Не случайно многие экономически развитые и бурно развивающиеся страны, разрабатывая национальные доктрины, концепции и программы устойчивого и безопасного развития, включают в их состав как одно из стратегических направлений инновационное развитие национальных систем образования.


Информатизация образования – это процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационно – коммуникационных технологий, ориентированных на реализацию психолого–педагогических целей обучения и воспитания и используемых в комфортных и здоровье сберегающих условиях.  

Этот процесс определяет:



  1. совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

  2. совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;

  3. создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации.
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница