Учебно-методический комплекс дисциплины фтд история педагогической мысли и сми



страница1/3
Дата30.04.2016
Размер0.6 Mb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


ФТД.4. История педагогической мысли и СМИ
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

030601 Журналистика

Утверждено на заседании кафедры

культурологии и

межкультурной коммуникации, теории языка

и журналистики

факультета филологии, журналистики и

межкультурных коммуникаций

(протокол № 2 от 12.09.2012г.)


Зав. кафедрой

______________________________ (Иванищева О.Н.)

СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
1.1. Автор программы:

Бакула В.Б., старший преподаватель кафедры культурологии и межкультурных коммуникаций, теории языка и журналистики


1.2. Рецензенты:

Вагинова Л.С., доктор культурологии, профессор Мурманского государственного гуманитарного университета

Сапрыкин В.П., директор Мурманского областного краеведческого музея, к.п.н., доцент

1.3. Пояснительная записка
Целью курса является: изучение истории педагогической мысли и процесса развития русской печати как культурного наследия, их роли в идейно-политической и литературной борьбе разных эпох.

Задачи курса:

- ознакомить студентов с историей возникновения и развития основных научно-педагогических направлений и концепций,

- вооружить их знаниями о лучших (мировых и отечественных) достижениях выдающихся мыслителей различных эпох и народов в области теории и практики обучения и воспитания;

- изучить закономерности развития отечественной печати, радио, телевидения и основных направлений и достижений;

- познакомить с деятельностью выдающихся российских публицистов, радиожурналистов и тележурналистов.
Требования к знаниям и умениям студентов. В результате изучения курса «История педагогической мысли и СМИ» студент должен

знать:


  • Истоки развития педагогических идей

  • Предмет, функции, источники истории педагогики и образования, взаимосвязь истории педагогики с другими областями научных знаний; учёных – историков педагогики и образования;

  • основные историко-педагогические факты, даты из истории педагогики и образования, особенности воспитания и образования в странах Западной Европы, США, России в различные периоды истории культуры Средневековья, Возрождения, Нового, Новейшего времени;

  • истоки гуманистических идей педагогики;

  • авторские педагогические идеи и концепции различных представителей педагогической мысли прошлого;

  • основные тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

  • типологические черты журналистики различных эпох;

  • - положительный и отрицательный опыт развития журналистики;

  • - видовое разнообразие газетно-журнальных изданий;



уметь:

  • анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать и систематизировать простейшие историко-педагогические факты, делать обоснованные выводы об их причинах, взаимосвязях, последствиях, выявлять главное; осуществлять исторический подход в изучении педагогических явлений

  • -устанавливать связь исторических событий и развития журналистики;

  • - определять перспективы развития печати;

  • - хранить традиции отечественной журналистики;

  • - аргументировать выводы;

  • - хранить чистоту русского языка.

  • - устанавливать связь исторических событий и развития журналистики;

  • - определять перспективы развития печати;

  • - хранить традиции отечественной журналистики;

  • - аргументировать выводы;

  • - хранить чистоту русского языка.

Учебный курс «История педагогической мысли и СМИ» тесно связан с учебными дисциплинами «Введение в теорию журналистики», «Теория литературы», «История литературы» и другими.

Программа к курсу составлена на основе государственного образовательного стандарта по специальности 030601 «Журналистика».

При подготовке программы использовались следующие учебные материалы: Константинов Н.А. История педагогики: Учебное пособие для студен­тов педагогических институтов.   М., 1982; Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 603 с.; Поздняков А. Н. История педагогики и образования за рубежом и в России: Учебное пособие. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 143 с.; История педагогики : учеб. пособие / В.А. Капранова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Новое знание, 2005. — 240 с.; Гагаев А.А., Гагаев П.А. Русские философско-педагогические учения XVIII-XX веков, 2002; Иванов Е.В. История образования и педагогической мысли: Учебно-методические рекомендации к семинарским занятиям.- Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 52 с.

Есин, Б. И. История русской журналистики (1703−1917) : учебно-методический комплект / Б. И. Есин. − 2-е изд., испр. − М. : Флинта : Наука, 2001. − 464 с.; Кузнецов, И. В. История отечественной журналистики (1917−2000) : учебный комплект / И. В Кузнецов. − 2-е изд. − М. : Флинта : Наука, 2003. − 640 с.; Овсепян, Р. П. История новейшей отечественной журналистики: февраль 1917 − начало XXI в. : учеб. пособие / Р. П. Овсепян ; под ред. Я. Н. Засурского . − 3-е изд., доп. − М. : Изд−во Моск.ун−та : Наука, 2005. – 352 с. и другие.
1.4. Извлечение из ГОС ВПО специальности

Не предусмотрено


1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы

п/п


Шифр и наименование специальности


Курс

Сем.

Виды учебной работы в часах



Вид

итогового

контроля

(форма отчетности)



Трудо-

емкость


Всего

ауд.


ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

раб.





1

030601 «Журналистика»

3

5

90

30

20

10




60

зачёт



1.6. Содержание дисциплины.

1.6.1.Разделы дисциплин и виды занятий. Примерное распределение учебного времени.


№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛАБ.

Сам.раб.

1

Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире, в период Средневековья и Возрождения

8

2







6

2

Развитие образования и педагогической мысли в Западной Европе XVII – начала XXI вв.

10

2

2




6

3

Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XX в.

10

2

2




6

4

Основные направления развития российской педагогической мысли в XX в.

12

4







8

5

Педагогическая мысль конца XX – начала XXI вв.

10

2

2




6

6

Возникновение и развитие русской журналистики в XVIIIв.

8

2







6

7

Журналистика, публицистика и литературная критика XIX в.

10

2

2




6

8

Отечественная журналистика XX в.

10

2







8

9

Отечественные СМИ на современном этапе: проблемы и перспективы.

12

2

2




8




Итого

90

20

10




60



1.6.2. Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире, в период Средневековья и Возрождения

История педагогики и образования как область научного знания.



Воспитание, образование и зарождение педагогической мысли в Древнем Мире

Основные факторы, обусловившие происхождение воспитания. Основные формы воспитания в условиях первобытнообщинного строя. Отделение умственного образования от трудового и физического и возникновение организованных форм воспитания и обучения.

Становление педагогических традиций в цивилизациях Древнего Востока. Педагогика Конфуцианства. Ведическая воспитательная система древней Индии. Развитие педагогической мысли в Ближневосточных цивилизациях. Возникновение первых школ и педагогической мысли.

Роль Византии в развитии педагогической мысли и образовательной практики христианских цивилизаций. Основные этапы развития культуры и просвещения в Византии. Становление и сущность христианской педагогической традиции. Традиции религиозного и светского образования. Педагогическая мысль Западной Европы (Августин Аврелий, Фома Аквинский, Пьер Абеляр). Схоластика. Рыцарское воспитание. Возникновение первых университетов.

Истоки гуманистических идей педагогики. Гуманистическая философско-педагогическая мысль и образовательные модели в эпоху Возрождения. Человек в системе ценностей возрожденческого гуманизма. Педагогические воззрения М. Монтеня, Ф. Рабле, Э. Роттердамского, Т. Мора и др. Образовательные модели в эпохи. Возрождение античных традиций.
Тема 2. Развитие педагогической мысли в Западной Европе XVII – начала XXI вв.

Развитие педагогической мысли в Европе в период Нового времени.

Общая направленность педагогических поисков в Западной Европе XVII в. Выделение педагогики в самостоятельную отрасль знаний. Я. А. Коменский и становление педагогической науки. Педагогическая концепция Д. Локка. Со­держание и методы воспитания и образования джентльмена. Проект орга­низации школ для детей трудящихся. Д. Локк и дальнейшее развитие педа­гогической теории и практики.

Нарастание кризиса образования в странах Западной Европе в XVIII в. Французские просветители о проблеме места и роли воспитания в становлении человека (К. А. Гельвеций, Д. Дидро).

Концепция естественного об­щечеловеческого воспитания Ж.-Ж. Руссо.



Развитие образования и педагогической мысли в Западной Европе конца XVIII – до 90-х гг. XIX в.

Становление массовой школы в странах Запада в конце ХVIII – середины XIX вв. Педагогические идеи и деятельность И.Г.Песталоцци. Идея развивающего обучения. Теория элементарного образования. Вклад Песталоцци в разработку дидактики и методики начального обучения детей. Влияние демократических идей Песталоцци на развитие педагогической теории и школьной практики.

Педагогическая теория И.Ф. Гербарта. Влияние И.Ф. Гербарта на дальнейшее развитие педагогической теории и практики.

Реформаторская педагогика в Западной Европе конца XIX   начала XX вв.

Основные течения реформаторской педагогики конца XIX   начала ХХ вв. в Западной Ев­ропе и США: трудовая школа и гражданское воспи­тание (Г. Кершенштейнер), экспериментальная педагогика (В.А. Лай, Э. Мейман), прагматическая педагогика в США (Д. Дьюи) и их последова­тели. Теория свободного воспитания (М. Монтессори). Вальдорфская педагогика. Влияние реформа­торской педагогики на практику массовой школы (Дальтон-план, метод проектов, комплексное обучение и др.).



Основные тенденции развития образования и педагогической мысли в странах Западной Европы и США в ХХ – начале ХХI вв.

Демократизация, гуманизация, дифференциация образования. Поиски новых подходов к обуче­нию: программированное обучение, технологизация процесса обучения, использование новейших технических средств, личностно-ориентированный подход к обучению и т.д. Развитие школы и просвещения в крупнейших странах Восточной Азии (Индия, Китай, Япония). Общие тенденции развития мировой педагогической науки и практики воспитания к началу XXI в.


Тема 3. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XX в.

Воспитание у восточных славян. Просвещение и воспитание в Киевской Руси. Влияние христианства на развитие образования в педагогической мысли. Возникновение первых школ.

Система семейно-сословного воспитания и развитие образования в Русском государстве. Развитие образования в XVII в. Возникновение греко-латинских и разноязычных школ. Славяно-греко-латинская академия и ее роль в развитии отечественного образования и педагогической мысли.

Просветительные реформы начала ХVШ в. Организация государственных светских школ (школа математических и навигацких наук, цифирные школы, горнозаводские школы и т.д.). Зарождение и развитие профессионального образования в России. Создание Академии наук и учебных заведений. Частное обучение. Возникновение сословных учебных заведений. Создание Московского университета.

Политика просвещенного абсолютизма в области воспитания и образования. Устав народных училищ 1786г. Деятельность Ф.И.Янковича. «Руководство для учителей на­родных училищ». Учительская семинария.

Образование и педагогическая мысль России в XIX в.

Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования, ее противоречивость. Устав учебных заведений, подведомственных университетам (1804 г.).

Устав гимназий и училищ (1828 г.). Наступление периода реакции в области народного образования.

Назревание кризиса системы школьного образования в России. Общественно-пeдагогическое движение 60-х годов XIX в., его содержание, основные формы и течения.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский.

Школьные реформы 60-70 гг. Развитие начальной школы. Классические и реальные гимназии. Новый университетский устав (1863г.).

Ведущие тенденции в образовательном процессе к концу XIX в. Земские начальные школы. Женское образование. Подготовка учителей.

Демократическая педагогика и ее главные представители (В.П.Вах­теров, П.Ф.Лесгафт, П.Ф.Каптеров).


Тема 4. Основные направления развития российской педагогической мысли в XX в.

Воспитание, школа и педагогическая мысль России в первой половине XX вв.

Школьная политика в России в начале XX в. «Дом свободного ребенка» К.Н. Вентцеля. Педагогическая деятельность С.Т. Шац­кого, П.П. Блонского.

Октябрьская революция 1917г. и преобразования в области образования. Концепция единой трудовой школы. Изменения в содержании, организации и методах учебно-воспитательной работы школ.

Советская педагогика 20-х – начала 30-х годов. Комплексные программы и лабораторно-бригадный метод обучения. Практическая и теоретическая педагогическая деятельность А.С. Макаренко. Детский коллектив как инструмент воспитания и развития личности. А.С.Макаренко о воспитании в труде. Влияние А.С.Макаренко на развитие отечественной и зарубежной педагогической теории и практики.

Введение всеобщего обязательного начального обучения. Советская школа 20-30-х годов и в годы Великой Отечественной войны. Послевоенные реформы в области образования. Введение всеобщего среднего образования.

Развитие российской школы и педагогической мысли во второй половине XX – начале XXI в.

Образование в СССР во второй половине XX в. Отечественная педагогическая наука после второй мировой войны. Разработка теоретических проблем школьного воспитания и развития (Л.С.Выготский, М.А.Данилов, Л.В.Занков); путей совершенствования методов обучения (М.А.Данилов, М.Н.Скаткин, И.Т.Огородников, Ш.И.Ганелин и др.); проблем содержания образования (В.В.Краевский, И.Я.Лернер); взаимосвязи репродуктивной и творческой познавательной деятельности (М.А.Данилов, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин); проблемы программированного обучения (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Л.Н.Ланда, Н.Ф.Талызина); теории и практики проблемного обучения (М.И.Махмутов, В.И.Загвязинский и др.); разработка психологических вопросов повышения эффективности обучения (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, Н.Ф.Талызина).

Проблема воспитания гармоничной гуманной личности в педагогике В.А. Сухомлинского.
Тема 5. Педагогическая мысль конца XX – начала XXI вв.

Кризис советской школы в 70-х – начале 80-х годов. Школьная реформа 1984 г.

Реформы в общеобразовательной школе России в 1990-х гг. Закон РФ «Об образовании». Создание школ нового типа. Создание негосударст­венного образования.

Современная российская школа и основные направления ее развития. Основ­ные задачи отечественного образования.



Отечественная педагогика в конце XX – начале XXI вв. Современная школа и основные направления ее развития.

Зарождение и развитие педагогики сотрудничества. Педагоги-новаторы (В.Ф.Шаталов, Е.Н.Ильин, С.Н.Лысенкова, Ш.А.Амо­нашвили и др.).

Современная российская школа и основные направления ее развития: гуманизация, гуманитаризация, демократизация, информатизация. Процесс интеграции национальных систем образования. Основные задачи, проблемы и перспективы развития образования в Российской Федерации.
Тема 6. Возникновение и развитие русской журналистики в XVIIIв.

XVIII в. – период становления журналистики и развития просветительской мысли.

Петровские преобразования и издательское дело. «Куранты» или «Вестовые письма» − рукописные предшественники первой русской газеты. Издание русской газеты «Ведомости» как важнейшее событие культурной жизни и начало периодической печати. Издание газеты «Санкт-Петербургские ведомости».

Деятельность М.В. Ломоносова как журналиста. «Московские ведомости» − первая московская газета.

Журнальная периодика. Первые сатирические издания второй половины XVIII в.

Журналы: «Всякая всячина», «Адская почта», «Смесь» и другие.

Журналистская и издательская деятельность Н.И. Новикова как явление в истории русской журналистики. Значение сатирических журналов «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек». Журналистика последнего десятилетия XVIII в. Журналы: «Беседующий гражданин», «Санкт-Петербургский журнал».

Журналистская деятельность И.А. Крылова. Журналы: «Почта духов», «Зритель», «Санкт-Петербургский Меркурий».

Н.М. Карамзин − журналист.
Тема 7. Журналистика, публицистика и литературная критика XIX в.

Русская журналистика начала века: консервативно-монархическое и либерально-просветительское направления. «Вестник Европы» как оригинальный и значительный журнал. «Сын Отечества»: отличительные черты издания.

Журналистика декабристов. Литературная и политическая программы альманаха «Полярная звезда».

Журналы «Московский телеграф», «Телескоп», литературно-критическая деятельность В.Г. Белинского в журнале.

А.С. Пушкин и его роль в журналистике 30-х г. Пушкинский «Современник».

Журнал «Отечественные записки» (под ред. А.А. Краевского) и его роль в борьбе с пошлой журналистикой. В.Г. Белинский как публицист и литературный критик журнала «Отечественные записки», идейный руководитель журнала «Современник».

«Московитянин», «Московский наблюдатель» − славянофильские журналы.

Русская пресса за границей: «Полярная звезда» и «Колокол» А.И. Герцена. Программа изданий, стиль, организация материалов. Значение Вольной русской типографии в Лондоне для русской журналистики.

Особенности развития русской журналистики эпохи реформ 60-х гг.

Редакционно-издательская деятельность М.Н. Каткова, аренда газеты «Московские новости», организация журнала «Русский вестник».

Журнал «Современник» Н.А. Некрасова в конце 50-х − начале 60-х гг. Деятельность Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского в журнале «Современник».

Журнал «Русское слово» Г.Е. Благосветлова. Д.И. Писарев – ведущий критик журнала «Русское слово», особенности его публицистики.

Значение журнала братьев Достоевских «Время» в журналистике 60-х гг. Идеи «почвенничества» и полемика Ф.М. Достоевского с Н.А. Добролюбовым по вопросам искусства и литературы на страницах журнала.

«Искра» − выразительный по форме и содержанию сатирический журнал, роль и традиции «Искры» как сатирического журнала.

Журналистика 1870−80-х гг.; народничество и другие течения в прессе; либеральная пресса; развитие газетного дела.

Отмена крепостного права и другие реформы. Реформа печати. Закон о печати, основные положения. Влияние закона на развитие русской печати. «Отечественные записки» Н.А. Некрасова − лучший журнал пореформенной эпохи.

Журнал «Дело» и газета «Неделя» как демократические издания. Бесцензурные периодические издания: история, программы, тактики. «Вестник Европы», «Русские ведомости» как представители либеральной журналистики.

Развитие газетного дела.

Литературная и журналистская деятельность А.П. Чехова в 80-90-е гг.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница