Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 10 Социология



страница1/8
Дата01.05.2016
Размер1.47 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ГСЭ. Ф. 10 СОЦИОЛОГИЯ

Основная образовательная программа

подготовки специалиста

по специальности 071401.65 – социально-культурная деятельность



Утверждено на заседании кафедры

социальных наук

факультета истории и социальных наук

(протокол № 1 от 5 сентября 2012г.)

Зав. кафедрой ________ Л.И.Геращенко



РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
Структура программы учебной дисциплины
1.1 Составители: В.П.Рачков-Апраксин, д-р философских наук, профессор;

Голигузов Д.В., старший преподаватель МГГУ
1.2 Рецензенты: В.О. Гошевский, д-р философских наук, профессор (МГТУ);

Л.И.Федорова, к.историч.н., доцент МГГУ




1.3 Пояснительная записка:

Понять человеческое общество и человека, уяснить особенности об­щественного устройства, его структуры и тенденции развития люди пыта­лись с незапамятных времен, с тех пор, когда стали осознавать свою вклю­ченность в некую группу, свою зависимость от отношения и поведения других людей. Но многие до сих пор путаются в лабиринте общественных связей, поскольку тенденции социальной организации известны далеко не каждому.

На протяжении веков только посвященные передавали друг другу тайны обретения и использования власти с помощью специальных прие­мов и методов. Большинство людей при этом оставалось в плену иллюзий относительно подлинного устройства человеческих сообществ и легко поддавалось манипуляции со стороны просвещенных элит. Лишь совре­менная эпоха сделала научные знания о социальной системе более-менее доступными, по крайней мере, для тех, кто получает высшее образование и готовит себя к профессиональному участию в социальном управлении.

Человек не может знать все обо всем. Но он может знать достаточно. Социология, даже в ее усеченном дидактическом воплощении, помогает человеку обрести актуальные знания. Представляя собой обширную, по­стоянно развивающуюся область исследований социальных систем и про­цессов, наука социология совершенствует искусство познания коллектив­ной человеческой природы, строения различных совокупностей и конст­руирования новой общественной реальности.

Социология достигла многого в изучении и объяснении разнообра­зия социального бытия. Но для того чтобы постичь азы, нужны любозна­тельность, критическое мышление, наличие собственного социального опыта и желание “стать достаточно умным, чтобы дураки тобою не коман­довали”.

Чтобы изучать социологию как целостную науку, необходимо сразу же начать с определенного плана ее изучения и таким общим планом, ко­торый затем должен все более детализироваться. В данном пособии пред­лагается структура из трех разделов: “Основные сведения о социологии”, “Предметная область общей социологии”, “Прикладная социология”. Ре­комендованные разделы легко позволяют варьировать примерную струк­туру различных лекционных курсов и их содержательного наполнения. Количество лекционных и семинарских часов определяется в зависимости от специфики и потребностей в социологических знаниях. Избранная структура пособия позволяет продемонстрировать, что социология является, по сути, аналитической и эмпирической наукой, хотя и не чуждой чисто теоретическим проблемам. И, конечно, при изучении социологии следует опираться не только на рекомендованную в пособии литературу, но и ис­пользовать информацию из периодической печати, передач радио и теле­видения, привлекать данные социологических исследований. На такой ин­формационной базе могут стать понятными самые сложные социологиче­ские проблемы социального мира.




  • Цель курса. Целью настоящего курса является рассмотрение обще социологического аспекта развития цивилизации. Очевидно, что неотъемлемой его частью станет ознакомление слушателей с основными теориями, направлениями и научными школами социологии. Реализация поставленной цели приводит к необходимости решения ряда частных задач.




  • Задачи курса.

  1. Сформировать у студентов представления об основных категориях, понятиях и терминах социологии, а также знание общих социальных законов.

  2. Ознакомить студентов с наиболее существенными проблемами цивилизации.

  3. Обсудить ключевые трудности социологии, испытываемые ею при исследовании общества.

  4. Сформировать у студентов навыки самостоятельной оценки и обработки теоретических и эмпирических данных по социологии.

  5. Показать значимость социальных прогнозов для существования цивилизации.




  • Место курса в общей системе подготовки специалиста

Социология представляет собой самостоятельную обществоведческую дисциплину. Предмет и проблемы социологии, связаны с другими изучаемыми студентами социальными науками – историей, философией, политологией, экономикой, психологией и другими. По своему методологическому аппарату социология близка ряду философских наук, которые также изучаются студентами. В тоже время в состав социологии входит ряд дисциплин рассматривающих отдельные предметы в её проблемном поле. Это социология организации, социология семьи и другие. Отрасли социологии формируются на стыках с другими, рекомендованными к изучению студентов, науками и выражают связь предмета социологии с предметами смежных наук.


  • Требования к уровню освоения курса.

  1. Студенты должны иметь представления об основных категориях, понятиях и терминах социологии, а также знать общие социальные законы.

  2. Студенты должны знать наиболее существенные проблемы цивилизации в различных областях.

  3. Студенты должны ориентироваться в ключевых трудностях социологии, испытываемых ею при исследовании общества.

  4. Слушатели должны уметь самостоятельно оценивать и обрабатывать теоретические и эмпирические данные по социологии.

  5. Показать значимость социальных прогнозов для существования цивилизации.


1.4. Извлечение из ГОСВПО
 ГСЭ.Ф.09. СОЦИОЛОГИЯ
История становления и развития социологии. Общество как социокультурная система. Социальные общности как источник самодвижения, социальных изменений. Культура как система ценностей, смыслов, образцов действий индивидов. Влияние культуры на социальные и экономические отношения. Обратное влияние экономики и социально-политической

жизни на культуру. Личность как активный субъект. Взаимосвязь личности и общества. Ролевые теории личности. Социальный статус личности. Социальные связи, действия, взаимодействия между индивидами и группами. Групповая динамика, социальное поведение, социальный обмен и сравнение как механизм социальных связей. Социальная структура, социальная стратификация. Социальные институты и социальная организация. Гражданское общество и государство. Социальный контроль. Массовое сознание и массовые действия. Социальные движения. Источники социального напряжения. Социальные конфликты и логика их разрешения. Социальные изменения. Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире. Социально-культурные особенности и проблемы развития российского общества. Возможные альтернативы его развития в будущем. Методология и методы социологического исследования.


1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):


пп


Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

трудоемкость

всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Самост работа




071401.65 – социально-культурная деятельность

3

5

42

28

18

10




14

зачет

1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

п/п


Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Всего

аудит.


ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

Раб.


Раздел I.Основные сведения о социологии .

1

Предпосылки возникновения социологии. Классический период в истории развития социологии

1

1




-

4

2

Основные современные социологические концепции

4

2

2




4

3

Общество и индивид

4

2

2




6

Раздел II.Предметная область общей социологии.

4

Социальные группы

4

2

2

-

4

5

Социальные организации

2

2




-

4

6

Социальные институты

4

2

2

-

4

7

Социальные процессы

2

2




-

4

8

Процесс стратификации и социальные конфликты













6

Раздел III. Прикладная социология.

9

Социальное прогнозирование

2

2




-

4

10

Социологическая информация и её анализ

4

2

2

-

4

11

Технология разработки программы исследования

2

2







6




Всего

32

18

10




32

6.2 Содержание разделов дисциплины.
Раздел I. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СОЦИОЛОГИИ
Тема 1. Предпосылки возникновения социологии. История становления и развития социологии.
1. Социальная мысль в рамках социальной философии. Социальная мысль есть мысль о социальном мире. Она отличается от обыденного, мифологического и религиозного взгляда на него тем, что акцентирует внимание на специфике социального в мире. Социальная мысль как научная мысль отграничивает себя от мифа и веры тем, что включает в себя стремление к различению понятий и предметов, а также тем, что имеет предельное основание для своих поисков. Современное социологическое мышление формируется на основе представлений о развитии научного познания как исторической цепи раз­вития знаний людей. Если историческая нить развития научной теории и науки прерывается, то теряется не только представление о непрерывности развития социальной жизни общества, но и способность к целостности мышления. С другой стороны, достижения современной научной мысли опираются на научный опыт предшественников, поэтому необходимо со­хранять память о них. Еще П. Сорокин отмечал, что социология уходит своими корнями в глубь веков. Несистематизированные наблюдения и обобщения социологического характера являются столь же древними, сколь и в других общественных науках. С уверенностью можно говорить о социологическом аспекте в трудах ученых Древней Греции, Древнего Рима и Средневековья. Мыслители еще досократовского периода, такие как Со­лон, Парменид, Гераклит и Протагор, выдвигали ряд социологических обобщений. Особенно велик вклад выдающихся римских юристов в струк­турную социологию, а также, говоря современным языком, в институцио­нальную и формальную социологию.

Социальная мысль в религиозных учени­ях св. А. Августина, св. Фомы Аквинского и ряда других мыслителей в некоторой мере определяется их стремлением “разделить” собственно религиозные и нравственно-социальные про­блемы человека и общества, соотнести те и другие понятия с понятиями реального и должного в общественных отношениях. Обращение к мифоло­гиям, в свою очередь, позволяет выявить специфический механизм обра­зования целостного образа в сознании, рассмотреть различные специфиче­ские условия мифологического существования как набор правил поведе­ния человека в обществе, как определенные условия социализации инди­вида и конкретного общественного устройства.



2. От социальной мысли к социологическим конструкциям. Социальная мысль зародилась в глубокой древности и изначально связана с культурой. Разные народы в разные пе­риоды по-разному выражали свои социальные ощущения, поэтому народ­ный эпос, сказания, былины, мифы, поэзию, художественные и научные произведения можно рассматривать как источники социальной информа­ции, а, следовательно, социальной мысли. Даже наскальные рисунки могут выступать как социальная информация, если по ним судить о жизни пер­вобытных людей.

Большую сложность представляет проблема выделения собственно социальной мысли из религиозных учений, которые догматически в отече­ственной литературе принято считать метафизическими абстракциями. Исследования в сфере истории социальной мысли показывают, что средневековые схоласты своими изысканиями накопили значительный багаж знаний об обществе, элементы которого используются современными социальными теориями. С другой стороны, ис­следования в области социологии религии как раз и направлены на то, чтобы определить роль религиозных учений в регулировании социальных взаимодействий. Поэтому, изучая социальную жизнь общества, нельзя не учитывать роли одного из основных социальных институтов – института религии. С глубокими социологическими идеями и обобщениями мы стал­киваемся в философских трактатах Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского и многих других.



3. Роль научных открытий в естествознании для познания социаль­ного мира. Научные открытия в областях естествознания и техники сыгра­ли важную роль при расшире­аб возможностей познания социального мира. Например, изобретение микроскопа, телескопа, печатного станка и других технических средств через увеличение границ познаваемого мира и возможностей передачи знаний о нем, повлияло на изменения представлений о социальном мире. Соци­альные знания о человеческих отношениях становятся все более востребо­ванными и постепенно перерастают в социологические теории – система­тизированные, целостные представления об обществе как особом виде социальной реальности. Вместе с тем, услож­нялись методы познания мира человеческих взаимодействий. Институционализация наук позволила не только более четко выделить предметные об­ласти познания, но одновременно использовать данные разных наук для открытия тайн общества и человека.

Выводы. Таким образом, этапы развития социальной мысли соответствуют этапам социально-исторического развития общества.
Тема 2. Классический период в истории развития социологии
1. От теории общественного развития к социологии: Ш.Л. Монтес­кье, О. Конт, К. Маркс, А. де Токвиль, Г. Спенсер, Дж. Милль. Задолго до введения в научный оборот слова “социология” Ш.-Л. Монтескье в своем труде “О духе законов” разработал метод иссле­дования, который стал одним из основных во всех общественных науках и, в первую очередь, в социологии – метод факторного анализа: он предположил, что общество создается своей историей и окружающей его природой. О. Конт дал название науке об обществе, полагая необходимым отделить её от философии и других сфер знания. Он считал, что создаваемая им новая наука – социология, станет ведущей дисциплиной среди всех наук, поскольку единит в изучаемых ею предметах все их проблемы. О. Конт делил целостную социальную структуру общества, а вслед за ней и социологию, на два относительно самостоя­тельных элемента – социаль­ную статику и динамику. Первый представляет собой структурно-постоянные, а второй - изменяющиеся компоненты общества. Соответствующие им части социологии должны были заниматься таковыми составляющими общества. О. Конт полагал, что в истории человечества имеет место развитие социального сознания человека. Он выделял три этапа – теологический, метафизический и абочееальный (позитивный). В рамках каждого этапа сознание человека находилось на соответствующем уровне развития. О. Конт подходил к абочееям истории общества с эволюционист­ских позиций. Противоположный подход – конфликтологический имеет место в трудах К. Маркса. Социологическая конструкция К. Маркса бы­ла для XIX века революционной, но стоит видеть разницу между марксиз­мом и Марксом, с одной стороны, а с другой – отличать социологическую конструкцию от идеологии. Концепция де­мократии Токвиля, хотя и изложена в труднодоступной форме, представ­ляет собой типичную социологическую конструкцию: в основе демократии лежит свобода, гарантией же и движущей силой свободы выступает нера­венство людей. Свобода – это отсутствие произвола, кото­рого можно избежать лишь при наличии трех основных причин: либераль­ных ценностей, законопослушания, эгалитаристских привычек и нравов (традиции). В последующем наблюдался бурный рост числа последователей Конта, дальнейшая эволюция позитивизма и развитие эмпирического и институционального направлений, связанных с именами Г. Спенсера, Дж. Милля и многих других.
2. Основные социологические направления классического периода: Э. Дюркгейм, В. Парето, М. Вебер, Г. Зиммель. В эту эпоху происходит постепенное смещение акцентов на позитивные ценности. Бога сменяет общество, бог – это общество, в осно­ве которого лежит социальное. Поэтому, по Дюркгейму, необходимо опи­раться на социальные факты и изучать их статистически. Одни социальные факты (самоубийства) Дюркгейм изучал при помощи других социальных фактов (интеграция), всячески избегая ссылки на психологические или фи­зические причины, например, расстройства памяти или рост человека. Именно Дюркгейм заложил современную методологию социологии. Не совсем удачная попытка Парето осуществить социологический синтез ин­дивида и коллектива.

Акцентирование внимания на исследовании индиви­да в концепции Вебера. Главное – индивид и его окружение, его действия в группе и действия самой группы. Идеи Вебера пронизывают все здание со­временной социологии, составляя его фундамент. Социальная реальность включает в себя социальные действия, имеющие четыре основных типа: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффектив­ное. Два последних не входят в предмет социологии, так как человек выпол­няет их либо автоматически, сообразуясь с традициями, либо бессозна­тельно, абочееяясь аффектам (чувствам).

Идеи Зиммеля заложили новое видение социологии, отвечающее новым требованиям нелинейной пара­дигмы. Подчиненное определенному поиску, конструирование Зиммеля распадается на множество объектов без ясной связи между ними. Но зато ярко представлена позиция, которую можно обозначить так: стиль – это социология. Зиммель впервые обращает внимание на молекулярный аспект социологии. Для него индивиды абочяются, как с психической, так и с со­циальной точки зрения, целостной реальностью. В этом отношении он от­личается от Вебера, для которого автономия индивида представляется лишь методологической абстракцией. Особое внимание заслуживает исследование Зиммеля в области такого социального факта, как деньги. Формулу нового человеческого типа Зиммель обнаруживает в деньгах, ко­торые играют сегодня определяющую роль в обмене, производстве и гос­подстве.
3. Основные течения в русской социологической мысли: М.М. Ко­валевский, С.Н. Южаков, Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, Б.А. Кистяковский, А.С. Лаппо-Данилевский, П. Сорокин. На формирование социологии в России важное влияние оказали идей западных мыслителей. Выделяются три фазы эволюции социологии в России.

Первая – сциентистская, характеризуемая господством натуралистических, позити­вистских моделей общества. Ее главные теоретические принципы: эволю­ционизм, социологический реализм, детерминизм, сравнительно-истори­ческий метод, редукционизм.

Вторая фаза – аналитическая, для которой характерны антипозити­вистская реакция, ценностные модели общества и культуры. Главные тео­ретико-методологические принципы: критика эволюционизма, номина­лизм, индетерминизм, норматизм, поиски специфики социального.

Третья фаза – неопозитивистская. Ее характеризует сциентистская программа социологии как науки о поведении, умеренный эволюционизм, акцент на социальные изменения, попытки синтеза реализма и номинализ­ма, эмпирическое обоснование теории, уточнение редукционизма. Каждая из этих фаз представляет собой теоретическую систему, содержащую в се­бе одновременно различные типы исследований.



Выводы. Обобщая изложенный материал, можно констатировать, что социология в целом формировалась разными, а иногда и противопо­ложными школами и направлениями, в разных странах по-разному. Если в США социология поощрялась и бурно расцветала, то в России, после 1917г., она надолго была загнана в подполье. Несмотря на свою изначаль­ную многопредметность, социология сегодня может трактоваться как от­дельная научная дисциплина, у которой большое будущее.
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница