Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Р. 2 Основы социологии основная образовательная программа подготовки специалиста



страница1/8
Дата07.06.2016
Размер1.61 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ГСЭ. Р.2 ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ


Основная образовательная программа

подготовки специалиста

(для педагогических специальностей)


Утверждено на заседании

кафедры философии и социологии социально-гуманитарного факультета

(протокол № 1 от 01.09.2008 г.)

Зав.кафедрой

____________ В.Н.Самородов




РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
Структура программы учебной дисциплины
1.1 Составители: В.П.Рачков-Апраксин, д-р философских наук, профессор;

Голигузов Д.В., старший преподаватель МГПУ
1.2 Рецензенты: В.О. Гошевский, д-р философских наук, профессор (МГТУ);

Л.И.Федорова, к.историч.н., доцент МГПУ



1.3 Пояснительная записка:

Понять человеческое общество и человека, уяснить особенности об­щественного устройства, его структуры и тенденции развития люди пыта­лись с незапамятных времен, с тех пор, когда стали осознавать свою вклю­ченность в некую группу, свою зависимость от отношения и поведения других людей. Но многие до сих пор путаются в лабиринте общественных связей, поскольку тенденции социальной организации известны далеко не каждому.

На протяжении веков только посвященные передавали друг другу тайны обретения и использования власти с помощью специальных прие­мов и методов. Большинство людей при этом оставалось в плену иллюзий относительно подлинного устройства человеческих сообществ и легко поддавалось манипуляции со стороны просвещенных элит. Лишь совре­менная эпоха сделала научные знания о социальной системе более-менее доступными, по крайней мере, для тех, кто получает высшее образование и готовит себя к профессиональному участию в социальном управлении.

Человек не может знать все обо всем. Но он может знать достаточно. Социология, даже в ее усеченном дидактическом воплощении, помогает человеку обрести актуальные знания. Представляя собой обширную, по­стоянно развивающуюся область исследований социальных систем и про­цессов, наука социология совершенствует искусство познания коллектив­ной человеческой природы, строения различных совокупностей и конст­руирования новой общественной реальности.

Социология достигла многого в изучении и объяснении разнообра­зия социального бытия. Но для того чтобы постичь азы, нужны любозна­тельность, критическое мышление, наличие собственного социального опыта и желание “стать достаточно умным, чтобы дураки тобою не коман­довали”.

Чтобы изучать социологию как целостную науку, необходимо сразу же начать с определенного плана ее изучения и таким общим планом, ко­торый затем должен все более детализироваться. В данном пособии пред­лагается структура из трех разделов: “Основные сведения о социологии”, “Предметная область общей социологии”, “Прикладная социология”. Ре­комендованные разделы легко позволяют варьировать примерную струк­туру различных лекционных курсов и их содержательного наполнения. Количество лекционных и семинарских часов определяется в зависимости от специфики и потребностей в социологических знаниях. Избранная структура пособия позволяет продемонстрировать, что социология является, по сути, аналитической и эмпирической наукой, хотя и не чуждой чисто теоретическим проблемам. И, конечно, при изучении социологии следует опираться не только на рекомендованную в пособии литературу, но и ис­пользовать информацию из периодической печати, передач радио и теле­видения, привлекать данные социологических исследований. На такой ин­формационной базе могут стать понятными самые сложные социологиче­ские проблемы социального мира.




  • Цель курса. Целью настоящего курса является рассмотрение обще социологического аспекта развития цивилизации. Очевидно, что неотъемлемой его частью станет ознакомление слушателей с основными теориями, направлениями и научными школами социологии. Реализация поставленной цели приводит к необходимости решения ряда частных задач.




  • Задачи курса.

  1. Сформировать у студентов представления об основных категориях, понятиях и терминах социологии, а также знание общих социальных законов.

  2. Ознакомить студентов с наиболее существенными проблемами цивилизации.

  3. Обсудить ключевые трудности социологии, испытываемые ею при исследовании общества.

  4. Сформировать у студентов навыки самостоятельной оценки и обработки теоретических и эмпирических данных по социологии.

  5. Показать значимость социальных прогнозов для существования цивилизации.




  • Место курса в общей системе подготовки специалиста

Социология представляет собой самостоятельную обществоведческую дисциплину. Предмет и проблемы социологии, связаны с другими изучаемыми студентами социальными науками – историей, философией, политологией, экономикой, психологией и другими. По своему методологическому аппарату социология близка ряду философских наук, которые также изучаются студентами. В тоже время в состав социологии входит ряд дисциплин рассматривающих отдельные предметы в её проблемном поле. Это социология организации, социология семьи и другие. Отрасли социологии формируются на стыках с другими, рекомендованными к изучению студентов, науками и выражают связь предмета социологии с предметами смежных наук.


  • Требования к уровню освоения курса.

  1. Студенты должны иметь представления об основных категориях, понятиях и терминах социологии, а также знать общие социальные законы.

  2. Студенты должны знать наиболее существенные проблемы цивилизации в различных областях.

  3. Студенты должны ориентироваться в ключевых трудностях социологии, испытываемых ею при исследовании общества.

  4. Слушатели должны уметь самостоятельно оценивать и обрабатывать теоретические и эмпирические данные по социологии.

  5. Показать значимость социальных прогнозов для существования цивилизации.


1.4. Извлечение из ГОСВПО
 ГСЭ.Ф.09. СОЦИОЛОГИЯ
История становления и развития социологии. Общество как социокультурная система. Социальные общности как источник самодвижения, социальных изменений. Культура как система ценностей, смыслов, образцов действий индивидов. Влияние культуры на социальные и экономические отношения. Обратное влияние экономики и социально-политической

жизни на культуру. Личность как активный субъект. Взаимосвязь личности и общества. Ролевые теории личности. Социальный статус личности. Социальные связи, действия, взаимодействия между индивидами и группами. Групповая динамика, социальное поведение, социальный обмен и сравнение как механизм социальных связей. Социальная структура, социальная стратификация. Социальные институты и социальная организация. Гражданское общество и государство. Социальный контроль. Массовое сознание и массовые действия. Социальные движения. Источники социального напряжения. Социальные конфликты и логика их разрешения. Социальные изменения. Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире. Социально-культурные особенности и проблемы развития российского общества. Возможные альтернативы его развития в будущем. Методология и методы социологического исследования.


1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):


пп


Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

трудоемкость

всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Самост работа




030500 – профессиональное обучение (дизайн)

3

5

80

56

30

26




24

зачет




040104 Организация работы с молодежью

2

4

110

56

30

26




54

экзамен




030600 – технология и предпринимательство

4

2

60

30

20

10







экзамен




032600 - история

3

2

72

34

18

16




38

экзамен




032900 - русский язык и литература

3

1

72

36

20

16







зачет




350500 – социальная работа

1

2

128

64

34

30







экзамен




030900 - дошкольная педагогика и психология

3

2

56

28

18

10







зачет




350500 – социальная работа

2

1

120

60

40

20







экзамен




031300 – социальная педагогика

3

1

72

36

18

18







экзамен




031000 – педагогика и психология

3

1

72

36

18

18







экзамен




033300 – безопасность жизнедеятельности

4

2

64

32

18

14







зачет




033100 – физическая культура

4

2

64

32

18

14







зачет




031200 – педагогика и методика начального образования

5

1

72

36

20

16







зачет




030800 – изобразительное искусство

3

1

32

16

10

6







зачет




032800 - культурология

3

1

36

18

14

4







зачет




053100 – социально-культурная деятельность, НХТ

4

2

68

34

26

8







зачет




032800 - культурология

4

1

80

40

28

12







экзамен




030700 – музыкальное образование

5

2

72

36

26

10







экзамен




033200 – иностранные языки

3

2

72

36

20

16







зачет




061800 – математические методы в экономике

4

1

64

32

16

16







зачет




030100 – информатика

4

2

48

24

12

12







зачет




032100 – математика

4

2

48

24

12

12







зачет




032200 - физика

4

2

4

24

12

12







зачет




020801 - экология

4

1

100

48

30

18




52

экзамен




020401 - география

4

1

100

56

30

26




44

экзамен




031800 – логопедия

5

1

72

36

20

16







экзамен




032000 – специальная дошкольная педагогика и психология

5

1

72

36

20

16







экзамен




031700 - олигофренопедагогика

5

1

72

36

20

16







экзамен




031900 – специальная психология

5

1

72

36

20

16







экзамен




030601 журналистика




























1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

п/п


Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Всего

аудит.


ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

Раб.


Раздел I.Основные сведения о социологии .

1

Предпосылки возникновения социологии. Классический период в истории развития социологии

2

2




-

4

2

Основные современные социологические концепции

2




2




4

3

Общество и индивид

4

2

2




2

Раздел II.Предметная область общей социологии.

4

Социальные группы

4

2

2

-

2

5

Социальные организации

2

2




-

2

6

Социальные институты

4

2

2

-

4

7

Социальные процессы

4

2

2

-

2

8

Процесс стратификации и социальные конфликты

2




2




2

Раздел III. Прикладная социология.

9

Социальное прогнозирование

2

2




-

2

10

Социологическая информация и её анализ

4

2

2

-

4

11

Технология разработки программы исследования

2




2




4




Всего

32

16

16




32



п/п


Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 2

Всего

аудит.


ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

Раб.


Раздел I.Основные сведения о социологии .

1

Предпосылки возникновения социологии

2

2

-

-

4

2

Классический период в истории развития социологии

4

4

-

-

4

3

Основные современные социологические концепции

6

4

2




6

4

Общество и индивид

4

2

2




4

Раздел II.Предметная область общей социологии.

5

Социальные группы

4

4

-

-

4

6

Социальные организации

4

4

-

-

4

7

Социальные институты

6

4

2

-

4

8

Социальные процессы

6

4

2

-

4

9

Процесс стратификации и социальные конфликты

6

4

2




6

Раздел III. Прикладная социология.

10

Современная цивилизация

2

-

2

-

4

11

Социальное прогнозирование

4

2

2

-

4

12

Социальная информация и её анализ

8

4

4

-

6

13

Технология разработки программы исследования

4

2

2




6







60

40

20




60

1.6.2 Содержание разделов дисциплины.
Раздел I. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СОЦИОЛОГИИ
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница