Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В. 2 «история русской политической философии»



Скачать 436.86 Kb.
страница1/2
Дата07.06.2016
Размер436.86 Kb.
  1   2


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


ГСЭ.В.2 «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ

ФИЛОСОФИИ»



Основная образовательная программа

подготовки специалиста

по педагогическим специальностям

Утверждено на заседании

кафедры философии и социологии

социально-гуманитарного факультета

(протокол № ___ от______200___ г.)

Зав.кафедрой

____________ В.Н.Самородов



Структура учебно-методического комплекса

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины


Структура программы учебной дисциплины
1. 1 Автор-составитель программы:

Штец Т. П. к.ф.н., доцент кафедры философии и социологии МГПУ

1. 2. Рецензенты:

Н.А.Лебедева, к.филос.н., доцент МФ РГСУ

Д.А.Рзаев, к.филос.н., профессор МГПУ

1. 3. Пояснительная записка
Русская философия – одна из важнейших частей как отечественной, так и мировой культуры. В ней воплотились творческие поиски русского народа, проявились своеобразные черты национального характера и мышления. Этим и определяется важность учебного курса по выбору «История русской философии», его место в системе общегуманитарной подготовки студентов. Данный курс, как и систематический курс философии, направлен на формирование культуры мышления и целостного представления студентов о мире, видения ими проблем существования человека, формирование гражданской позиции и ответственности.

Целью учебной дисциплины «История русской философии» является: выработка на основе знакомства студентов с философским творчеством наиболее интересных русских мыслителей мотивации к изучению отечественной философской мысли и воспитание чувства уважения к отечественной культуре, к ее глубоким и своеобразным корням.

Выше названной целью определяются следующие задачи:

во-первых, раскрыть своеобразие русской философии, выделить основные этапы развития философии в России, определить место русской философии в истории мировой философской мысли;

во-вторых, представить материалистическое и идеалистическое направления в русской философии. Показать, что борьба между ними является естественным стимулом развития философской мысли и что искусственное устранение одного из направлений неизбежно приводит к снижению уровня, вульгаризации философского мышления;

в-третьих, познакомить с жизнью и творчеством наиболее крупных представителей различных направлений в русской философии; показать историософскую, социальную и этическую проблематику русской мысли.

Следует иметь в виду, что у многих философов была сложная эволюция взглядов, и жесткая их классификация, отнесение к тому или иному направлению не всегда себя оправдывает. Например, Н.Бердяев отнесен к «русскому экзистенциализму», но он в то же время – персоналист и т. д. Поэтому неизбежна определенная условность классификации, и в процессе изложения материала необходимо это учитывать.

К концу изучения курса студенты должны:

1. уметь выделять черты своеобразия русской философии;

2. знать этапы развития русской философии и проблему ее «начала»;

3. уметь выделять узловые проблемы русской философской мысли;

4. овладеть основными философскими категориями, которыми оперирует русская философия;

5. знать философское творчество наиболее крупных представителей русской философии как идеалистического, так и материалистического направлений;

6. видеть связь русской философии с мировой философией;

7. уметь сочетать полученные знания со своей будущей профессиональной деятельностью.

При подготовке данной программы использовались программа и методические указания по курсу «История русской философии» преподавателей кафедры философии МГТУ.

1.4. ГОСВПО по данной дисциплине нет

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы


Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудо-

емкость


Всего

аудит.


ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

работа


050703 Дошкольная педагогика и психология» с доп.спец. «педаг.и психология» (ГОСВО 2005)

1

2

75

36

20

16




39

зачет


1.6. Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:






Наименование

раздела, темы



Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ


Сам.

раб.


1.

Русская философия и круг проблем ее истории.

Основные черты и этапы развития.



4

2

2

2

2.

Философская мысль Древней и Средневековой Руси.

4

2

2

4

3.

Философская и социальная мысль России ХVII – ХVIII вв.

4

-

4

4

4.

Историософские взгляды П.Я.Чаадаева.

2

2







5.

Философия славянофилов и западников.

2

2




2

6.

Философские взгляды русских революционных демократов.

2

2




4

7.

Философия марксизма в России: становление и идейные тенденции.

2

2




4

8.

Социально-философские воззрения Н.Я.Данилевского, К.Н.Леонтьева.

2

2




2

9.

Философия всеединства Вл.Соловьева.

4

2

2

2

10.

Идеалистическая философия Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого

2

2




2

11.

Русская философия конца ХIХ и начала ХХ вв.: С.Н.Булгаков, Л.П.Карсавин, С.Л.Франк.

2

2




4

12.

В.В.Розанов и его философские взгляды.

2

2







13.

Философские взгляды Н.А.Бердяева.

4

2

2

2

14.

Философские взгляды И.А.Ильина.

2

2




2

15.

Философия русского космизма.

4

2

2

2

16.

Философская мысль в СССР.

2

2




4

17.

Русская идея как форма русской философии.

2




2

4




Итого:

46

30

16

44



1.6..2. Содержание разделов дисциплины.
1. Русская философия и круг проблем ее истории. Основные черты и этапы развития.

Проблема «начала» русской философии.

Периодизация, сквозные и узловые темы, традиции русской философско-социологической мысли. Проблема человека – ядро русской философии.

Духовно-интеллектуальное своеобразие русской философии и Русская идея.


2. Философская мысль Древней и Средневековой Руси.

Славяно-русское языческое представление о месте человека в мире. Древнерусское православие: формирование мировоззренческого синкретизма (двоевластие), столкновение мистико-аскетического византизма и эмпиризма. Роль неоортодоксальной (еретической) мысли в становлении философского знания древнекиевской Руси.

Мистика православия и идеологизированная схоластика в московской централизации. Иосифлянство и нестяжательство: истоки, сущность, особенности.
3. Философская и социальная мысль России ХVII – ХVIII вв.

Зарождение нового направления русской философии – школьной схоластики (Русская схоластическая философия ХVII в.: особенности, три составные части) логика, схоластическая натурофилософия и метафизика, воззрения Симона Полоцкого, братьев Лихуды, Фиофилана Допатинского.

Философия и социология русского Просвещения (сущность, общее и особенное).

Ф.Прокопович, В.Н.Татищев, А.Д.Кантемир – первые пропагандисты науки о философии нового времени России.

Естественно-научный материализм и историко-социологические идеи М.В.Ломоносова. Утверждение философии как светской науки во второй половине ХVIII в.

Политические и научно-философские взгляды А.Н.Радищева.



4. Историософские взгляды П.Я.Чаадаева.

П.Я.Чаадаев как уникальная личность в истории русской культуры. Идеализм Чаадаева. Христианский модернизм философа. Размышления о месте России в историческом процессе и о ее отношении с Европой. «Философические письма» и историософская провиденциолистская концепция мыслителя.

Покаяние как развитие идеи национального самоосуждения
5. Философия славянофилов и западников.

Формирование политических течений и идеологических систем славянофильства и западничества в 30-е годы ХIХ века.

Славянофильство как направление политической и философской мысли ХIХ века. Эволюция, основные историко-социологические и религиозно-философские идеи, персонажи.

Западничество – философия русского либерализма середины ХIХ в.

Органические теории развития человечества Т.Н.Грановского.
6. Философские взгляды русских революционных демократов.

Социальные и духовные предпосылки формирования философии русских революционных демократов.

Философия истории В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, Д.И.Писарева: основные концепции и идеи, особенности и отличия.

А.И.Герцен как идейный вождь западничества. Эволюция взглядов Герцена от западничества к социализму. Концепция русского социализма А.И.Герцена.


7. Философия марксизма в России: становление и идейные тенденции.

Отношение к идеям марксизма в России 40-60 гг. ХIХ века.

Народничество и марксизм. Начало освоения марксизма в России. Плеханов Г.В., от народничества к революционному марксизму, материализм и интерпретация материалистической диалектики.

«Легальный марксизм» и его эволюция в направлении «конкретного» идеализма (веховство). Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.Б.Струве, М.И.Туган-Барановский.


8. Социально-философские воззрения Н.Я.Данилевского, К.Н.Леонтьева.

Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского в работе «Россия и Европа». Естественно-научные принципы в анализе истории общества. Критика европоцентризма. Историческое своеобразие славянских народов и русского народа.

К.Леонтьев и его работа «Византизм и славянство». Идея трехстадийного развития культур. Византизм как ядро социальной концепции К.Леонтьева. Критическая оценка Европы и ее культуры.
9. Философия В.Соловьева.

Социальные и идейные истоки философии В.С.Соловьева.

Философия «всеединства» как попытка создания всеобъемлющего мировоззрения.

Софийность в философии Вл. Соловьева. София как связующее звено между творцом и творением в философской системе мыслителя.

Учение В.Соловьева о человеке как едином целом. Историософские взгляды мыслителя. Русская идея. Вселенская теократия.

Эволюция философских взглядов мыслителя. Духовный кризис В.Соловьева.


10. Философские взгляды Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого.

Формирование социально-политических и философских взглядов Ф.М.Достоевского. Категория добра и зла.

Проблема личности и общества в творчестве Ф.М.Достоевского.

Влияние Достоевского Ф.М. на мировую и отечественную философию.

Основные этапы формирования и эволюции философского мировоззрения. Противоречия религиозных взглядов. Критика церковного христианства. Попытка создания нового религиозного учения «Отношения бога и человека». Теория непротивления злу насилием, место религии в системе общественных отношений. Проблема гуманизма и смысла жизни.

Взгляды Л.Н.Толстого на русскую революцию и социализм. Своеобразие анархизма Толстого.

Значение Л.Н.Толстого для развития русской философии и литературы.
11. Русская философия конца ХIХ и начала ХХ вв.: С.Н.Булгаков, Л.П.Карсавин, С.Л.Франк.

  1   2


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница