Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 2 нормы современной русской речи



страница1/3
Дата30.04.2016
Размер0.56 Mb.
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ГСЭ.В.3.2 НОРМЫ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ РЕЧИ
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
050102.00 Биология с дополнительной специальностью «География»
(код и наименование специальности/тей)

ГСЭ.В.4.1 НОРМЫ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ РЕЧИ
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
040101 Социальная работа

(код и наименование специальности/тей)



ФТД. НОРМЫ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ РЕЧИ
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
050703.00 Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью Педагогика и психология

(код и наименование специальности/тей)

Утверждено на заседании кафедры

русского языка

факультета филологии и журналистики

(протокол № 9 от 27.03.2008 г.)


Зав. кафедрой

______________________________

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ГСЭ.В.3.2 НОРМЫ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ РЕЧИ
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
050102.00 Биология с дополнительной специальностью «География»,

040104 Организация работы с молодежью

(код и наименование специальности/тей)



ГСЭ.В.4.1 НОРМЫ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ РЕЧИ
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
040101 Социальная работа

(код и наименование специальности/тей)



ФТД. НОРМЫ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ РЕЧИ
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
050703.00 Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью Педагогика и психология

(код и наименование специальности/тей)

Утверждено на заседании кафедры

русского языка

факультета филологии и журналистики

(протокол № 12 от 19.06.2009 г.)


И.о. зав. кафедрой

______________________________


Структура учебно-методического комплекса дисциплины




РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.



Структура программы учебной дисциплины
1.1 Автор программы:

Панычева О.Н., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка факультета филологии и журналистики МГПУ

1.2 Рецензенты:

Шевченко Н.А., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка факультета филологии и журналистики МГПУ;

Дмитриева З.И., учитель русского языка и литературы гимназии № 2 Октябрьского округа г. Мурманска, учитель высшей квалификационной категории, отличник народного просвещения, Заслуженный учитель школы РСФСР.

1.3 Пояснительная записка:


Курс по выбору «Нормы современной русской речи» включен в учебный план студентов, обучающихся на дневном отделении, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к содержанию и уровню подготовки дипломированных специалистов нефилологических специальностей. Под понятием «речевая культура» понимается культура языковой личности, культура сознательного и грамотного пользования неисчерпаемой сокровищницей языка, культура корректного и эффективного речевого поведения. Одним из непреложных условий формирования речевой культуры является знание норм литературного языка. Курс по выбору «Нормы современной русской речи» и призван систематизировать и углубить знание нормативной стороны современной русской речи и сформировать у студентов потребность осознанного соблюдения требований, предъявляемых к речи. Изучение нормативного аспекта культуры устной и письменной речи предполагает коммуникативно-стилистический подход, концентрирующий особое внимание на проблеме вариантности и эффективности выбора в разных условиях коммуникации.

Цель курса по выбору – способствовать повышению уровня культуры владения современным русским языком, нормами речевого общения.

Задачи курса:

заложить теоретические основы для разграничения таких явлений, как языковая норма, кодификация и нормализация;

систематизировать, углубить, а в некоторых случаях и сформировать навыки сознательного использования лексических и грамматических единиц в речи;

способствовать формированию навыков вузовской работы с учебником и научной литературой;

формировать навыки самостоятельного анализа, истолкования и интерпретации с помощью лингвистической терминологии фактов русской речи.

Место курса в общей системе подготовки специалиста: знание норм современной русской речи и выработанные навыки речевой культуры, обогащенные знанием основ русского языка, культуры речи, риторики, психолингвистики, логики, философии, призваны обеспечить формирование интеллектуально и нравственно развитой личности. Этим определяется актуальность изучаемого курса и его место в общей системе подготовки специалиста.



Студенты должны знать:

понятие о литературном и общенародном языке;

понятие языковой нормы и некоторые аспекты истории ее развития;

понятие варианта нормы;

основные черты современной акцентологической и произносительной нормы;

теоретические сведения по грамматике русского языка и грамматические нормы современного русского языка;

нормы письменной речи;

понятия стиля, функциональные стили и стилистические нормы русского языка.



Студенты должны овладеть (уметь):

- соблюдать акцентологические и орфоэпические нормы в практике устной речи;

- сознательно отбирать и использовать лексические и грамматические единицы речи с учетом конкретных условий коммуникации;

применять и соблюдать орфографические, пунктуационные и грамматические нормы в практике письма;

знать и придерживаться принятого в обществе речевого этикета;

пользоваться справочной литературой, регламентирующей речевую норму.



1.4. Извлечение из ГОС ВПО специальности. Дисциплина в ГОС ВПО не представлена.
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:

п/п


Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной деятельности в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.

работа


1.

050102.00 Биология с доп. специальностью география

3

5

72

36

20

16

-

36

3ачет

2.

040101 Социальная работа

4

8

80

40

22

-

18

40

Зачет

2.

0401040 Организация работы с молодежью

2

4

80

40

22

18

-

40

Зачет

1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


п/п


Наименование раздела

Дисциплины, темы



Количество часов

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего аудит.


ЛК

ПР

Сам. раб.


Всего аудит.


ЛК

ПР/ЛБ

Сам. раб.



1.

Современная коммуникация и правила речевого общения

6

4


2

6

6

4


2

6

1.1

Современная речевая ситуация и культура языковой личности

2

2

-

2

2

2

-

2

1.2

Словари и речевая культура

4

2

2

4

4

2

2

4


2.

Нормы современной русской речи

30

16


14

30

34

18


16

34

2.1

Русский литературный язык и общенародный язык

2

2

-

2

2

2

-

2

2.2

Языковая норма как важнейший признак речевой культуры

2



2



-

2

2



2



-

2

2.3

Основные черты современной произносительной нормы

4



2



2

4

4



2



2

4

2.4

Словообразование и правильность речи

6

3

3

6

8

4

4

8

2.5

Синтаксические нормы современного русского языка

6

3

3

6

8

4

4

8

2.6

Этические аспекты грамматических норм

4

2

2

4

4

2

2

4

2.7

Нормы письменной речи

6

2



4

6

6

2



4

6

3.

Всего:

36

20

16

36

40

22

18

40


Примечание:

Вариант 1 для специальности 050102.00 Биология с дополнительной специальностью география

Вариант 2 для специальности 040101 Социальная работа, 0401040 Организация работы с молодежью

1.6.2 Содержание разделов дисциплины.




Раздел 1. Современная коммуникация и правила речевого общения


Роль языка в жизни общества. Язык и речь. Понятие языковой личности. Языковая способность. Языковая среда, речевая культура и факторы, влияющие на их состояние. Характерные черты речевой ситуации в России на рубеже ХХ и ХХI веков.

Понятие о лексикографии. Лексикография в системе наук. Типы лингвистических словарей и особенности их строения. Энциклопедические и толковые словари русского языка. Основные способы объяснения понятия и толкования лексического значения слов. Роль словарей различных типов в формировании речевой культуры.

Активный и пассивный словарный запас современного носителя русского языка. Агнонимы («слова, которых мы не знаем») в лексиконе языковой личности, способы их характеристики в словарях.

Раздел 2. Нормы современной русской речи

Русский литературный язык и его основные признаки.

Общенародный язык и его составляющие: диалекты, жаргон, просторечие – и области их функционирования.

Понятие языковой нормы, варианта нормы и вариативности нормы. Роль языковой нормы в становлении и функционировании литературного языка. Свойства языковой нормы. Уровни языка и структурно-языковые типы норм. Пуризм в лингвистике.

Понятие об орфоэпии и орфоэпическая норма. История становления и развития русской орфоэпической нормы и отражение этого процесса в орфоэпических словарях. Произношение безударных гласных. Произношение согласных. Произношения сочетаний гласных и согласных. Диалектные и просторечные черты в произношении. Ударение и характеристика русского ударения. Нормы ударения в современном русском языке.

Основные понятия словообразования. Понятие нормы в словообразовании. Зоны словообразовательных трудностей в современном русском языке. Лексикографическое представление словообразовательных норм в словарях разных типов.

Синтаксическая норма. Понятие синтаксической нормы и синтаксической трудности. Согласование подлежащих и сказуемых. Порядок слов в русском языке и ошибки, возникающие при расположении слов в высказывании.

Русский речевой этикет и грамматические нормы. Респективность (вежливость) как прагматическая категория в русском языке. Употребление местоимений в этикетных конструкциях. Выражение респективности в формах русского глагола. Синонимия синтаксических конструкций в этикетных речевых ситуациях.

Понятие орфографии. Из истории правописания. Понятие орфограммы. Правила и принципы русской орфографии. Исключения и тенденции в развитии современных орфографических норм.

Понятие пунктуации. Особенности современной русской пунктуации. Связь пунктуации с орфографией. Функции пунктуации. Знаки препинания и их функции в письменной речи. Понятие пунктуационный знак. Из истории знаков препинания. Принципы русской пунктуации. Понятие пунктограммы.



1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.

Вариант 1 для специальности 050102.00 Биология с дополнительной специальностью география



п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во

часов


Форма контроля выполнения

самостоятельной работы



1.

Современная коммуникация и правила речевого общения




6




1.1

Современная речевая ситуация и культура языковой личности

Конспектирование статьи Е.Н. Ширяева «Что такое культура речи?» // Русская речь. – 1991. - № 4. Стр. 51 – 57.

2

Проверка конспекта на ПЗ;

Обсуждение статьи.



1.2

Словари русского языка и речевая культура

Анализ структуры словарных статей в Энциклопедическом словаре, толковых словарях В.И. Даля и С.И. Ожегова.

4

Обсуждение на ПЗ

2.

Нормы современной русской речи

30




2.1

Русский литературный язык и общенародный язык
Подготовка ответа на вопрос: отличие литературного языка от языка художественной литературы; отличие литературного языка от общенародного языка.

2

Обсуждение на ПЗ; ответы на зачете

2.2

Языковая норма как важнейший признак речевой культуры

Обзор статьи академика Ю.Д. Апресяна «О состоянии русского языка» // Русская речь. - 1992. - № 2.

2

Анализ ответов на поставленный вопрос: С каких позиций и на основе каких критериев подходит ученый к оценке уровня речевой культуры общества?

2.3

Основные черты современной произносительной нормы

Реферативный обзор материалов, опубликованных в журнале «Русский язык в школе»: Тимофеева Г.Г., Отражение развития произносительной нормы в орфоэпических словарях русского языка // Русский язык в школе. - 1991. - №№ 1, 3, 4.

4

Выступление на ПЗ

2.4

Словообразование и правильность речи
Образование сложносокращенных слов. Словари русских сокращений и аббревиатур

6

Выступление на ПЗ, ответы на экзамене, интернеттести-ровании.

2.5

Синтаксические нормы современного русского языка
Подготовка ответа «Цитирование. Правила оформления цитат»

6

Обсуждение на ПЗ, выполнение тренировочных упражнений.

2.6

Этические аспекты грамматических норм
Национальные особенности русского речевого этикета

4

Написание и защита реферата

2.7

Нормы письменной речи
Выполнение тренировочных и тестовых заданий по орфографии и пунктуации

6

Проверка в аудитории, анализ выполнения.

3.

Всего:

36



Вариант 2 для специальности 040101 Социальная работа, 0401040 Организация работы с молодежью



п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во

часов


Форма контроля выполнения

самостоятельной работы



1.

Современная коммуникация и правила речевого общения




6




1.1

Современная речевая ситуация и культура языковой личности

Конспектирование статьи Е.Н. Ширяева «Что такое культура речи?» // Русская речь. – 1991. - № 4. Стр. 51 – 57.

2

Проверка конспекта на ПЗ;

Обсуждение статьи.



1.2

Словари русского языка и речевая культура

Анализ структуры словарных статей в Энциклопедическом словаре, толковых словарях В.И. Даля и С.И. Ожегова.

4

Обсуждение на ПЗ

2.

Нормы современной русской речи

34




2.1

Русский литературный язык и общенародный язык
Подготовка ответа на вопрос: отличие литературного языка от языка художественной литературы; отличие литературного языка от общенародного языка.

2

Обсуждение на ПЗ; ответы на зачете

2.2

Языковая норма как важнейший признак речевой культуры

Обзор статьи академика Ю.Д. Апресяна «О состоянии русского языка» // Русская речь. - 1992. - № 2.

2

Анализ ответов на поставленный вопрос: С каких позиций и на основе каких критериев подходит ученый к оценке уровня речевой культуры общества?

2.3

Основные черты современной произносительной нормы

Реферативный обзор материалов, опубликованных в журнале «Русский язык в школе»: Тимофеева Г.Г., Отражение развития произносительной нормы в орфоэпических словарях русского языка // Русский язык в школе. - 1991. - №№ 1, 3, 4.

4

Выступление на ПЗ

2.4

Словообразование и правильность речи
Образование сложносокращенных слов. Словари русских сокращений и аббревиатур

8

Выступление на ПЗ, ответы на экзамене, интернеттести-ровании.

2.5

Синтаксические нормы современного русского языка
Подготовка ответа «Цитирование. Правила оформления цитат»

8

Обсуждение на ПЗ, выполнение тренировочных упражнений.

2.6

Этические аспекты грамматических норм
Национальные особенности русского речевого этикета

4

Написание и защита реферата

2.7

Нормы письменной речи
Выполнение тренировочных и тестовых заданий по орфографии и пунктуации

6

Проверка в аудитории, анализ выполнения.

3.

Всего:

40



1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.
Тема 1. Словари русского языка и речевая культура

План


Понятие о словаре. Типология словарей.

Лексикография в системе наук.

Информация о слове в толковых и энциклопедических словарях.

Способы толкования лексического значения слова.

Связь лексического и грамматического в значении слова, способы отражения этой связи в словаре.

Агнонимы в лексиконе языковой личности, способы их характеристики в словарях.

«Словарь живого великорусского языка» В.И. Даля как факт национальной культуры.

Вопросы для коллективного обсуждения


Почему Вольтер назвал словарь «Вселенной в алфавитном порядке»?

Задания для самостоятельной работы

Подготовьте презентационную характеристику современных словарей иностранных слов (на выбор).

Подготовьте презентационную характеристику современных словарей трудностей русского языка (на выбор).

Литература основная


Арбатский Д.И. Основные способы толкования значений слов // Русский язык в школе. 1970. - № 4.

Козырев В.А., Черняк В.Д. Вселенная в алфавитном порядке. – СПб., 2000.

Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. – М., 2002.

Литература дополнительная

Ошибки в толковании значений слов и пути их устранения // Русский язык в школе. 1976. № 4.

Григорьев В.П. Самовитное слово и его словарное представление // Изв. РАН. Т. 53. 1994. № 4.

Кожевникова Н.А., Петрова З.Ю. Словарь метафор и сравнений русской литературы ХIХ – ХХ в.в. // Изв. РАН. Т. 53. 1994. № 4.

Денисова М.А. Словарь как связь слов с жизнью // Русский язык в школе. – 2000. - № 1.

Емельянова О.Н. О «пассивном словарном запасе языка» и «устаревшей лексике» // Русская речь – 2004. - № 1.

Тема 2. Основные черты современной произносительной нормы

План


Нормы ударения в современном русском языке.

Произношение безударных гласных.

Произношение согласных.

Произношение некоторых сочетаний согласных и согласных и гласных.

Диалектные и просторечные черты в произношении.

Орфоэпические словари русского языка.


Вопросы для коллективного обсуждения


Каковы закономерности постановки ударения в именах существительных?

Каковы закономерности постановки ударения в глаголах и глагольных формах?


Задания для самостоятельной работы


Подготовьте реферативный обзор материалов, опубликованных в журнале «Русский язык в школе»: Тимофеева Г.Г. Отражение развития произносительной нормы в орфоэпических словарях русского языка // Русский язык в школе. – 1991. - №№ 1, 3, 4.

Подготовьте реферативный обзор статей:

Дерябина А.С. Лавровый, лавровый // Русская речь. – 1992. - № 6.

Дерябина А.С. Сливовый или сливовый // Русская речь. – 1990. - № 6.

Крысин Л.П. Йогурт или йогурт? // Русская речь – 1998. - № 1.

Литература основная


Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1985. Стр. 3 – 7; 11 – 12; 659 – 660; 660 – 667.

Основы русской орфоэпии // Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д.Черняк. – М., 2002. Стр. 137 – 139. Стр. 139 – 142.


Литература дополнительная


Бондарко Л.В. и др. Стили произношения и типы произнесения. – Вопросы языкознания. – 1974. - № 2.

Дерябина А.С. Лавровый, лавровый // Русская речь. – 1992. - № 6.

Дерябина А.С. Сливовый или сливовый // Русская речь. – 1990. - № 6.

Крысин Л.П. Йогурт или йогурт? // Русская речь – 1998. - № 1.

Стилистический энциклопедический словарь русского языка. – М., 2003. Стр. 307 – 310.

Тимофеева Г.Г. Отражение развития произносительной нормы в орфоэпических словарях русского языка // РЯШ. 1991. №№ 1, 3, 4.

Тема 3. Словообразование и правильность речи

План


Понятие о словообразовании и способах образования слов в русском языке.

Словообразовательные словари русского языка.

Словообразовательный тип, словообразовательное значение.

Внутренняя форма слова.

Окказионализмы.

Вопросы для коллективного обсуждения


Найдите в современной газетной публицистике слова, появившиеся в последнее время. По какому образцу они образованы и какое имеют значение?

Образование русских слов от заимствований.

Языковая игра на словообразовательном уровне.

Задания для самостоятельной работы

Подготовьте реферативный обзор статей:

Граудина Л.К. Как назвать жительницу Санкт-Петербурга? // Русская речь. 1992. - № 3.

Дерибас В.М. СПИД и ВИЧ // русская речь. – 1999. - № 6.

Козловская Т.Л. «Хочу сказать о языке сахарном, сладеньком, сусальном» // Русская речь – 1992. - № 3.

Кривенко Б.В. Из жизни окказионализмов // Русская речь. – 1994. - № 2.



Литература основная

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2001. С.300 – 309.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., Любой год издания.

Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2003. Стр. 324 – 330.

Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. – М., 2002. Стр. 164 – 259.

Литература дополнительная

Граудина Л.К. Как назвать жительницу Санкт-Петербурга? // Русская речь. 1992. - № 3.

Дерибас В.М. СПИД и ВИЧ // Русская речь. – 1999. - № 6.

Козловская Т.Л. «Хочу сказать о языке сахарном, сладеньком, сусальном» // Русская речь – 1992. - № 3.

Кривенко Б.В. Из жизни окказионализмов // Русская речь. – 1994. - № 2.



Тема 4. Синтаксические нормы современного русского языка


План

Понятие синтаксической нормы и синтаксической трудности.

Согласование подлежащих и сказуемых.

Порядок слов в русском языке и ошибки, возникающие при расположении слов в высказывании.


Вопросы для коллективного обсуждения


В каких случаях обособленные члены предложения вызывают трудности употребления?

Задания для самостоятельной работы


Приведите примеры нарушений синтаксической нормы. Определите суть и причины ошибок.

Литература основная


Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1985.

Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. – М., 2002. С. 243 – 256.


Литература дополнительная


Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М., 1996 (Глава «Чему учит синтаксис).

Тема 5. Этические аспекты грамматических норм


План

Русский речевой этикет и грамматические нормы.

Респективность (вежливость) как прагматическая категория в русском языке.

Употребление местоимений в этикетных конструкциях.

Выражение респективности в формах русского глагола.

Синонимия синтаксических конструкций в этикетных речевых ситуациях.


Вопросы для коллективного обсуждения


Междометия речевого этикета.

Задания для самостоятельной работы

Подготовьте сообщения на темы:

Употребление форм глагола извинить / извиниться.

Употребление местоимений сам, самый.


Литература основная

Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2003. Стр. 73 – 94.

Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высш. шк.; С.-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2002. Стр. 375 – 387.


Литература дополнительная


Акишина А.Я., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. – М., 1994.

Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. – М., 2000.

Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. – СПб., 2000.

Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет. – М., 2000.

Храковский В.С. О правилах выбора вежливых императивных форм: (Опыт формализации на материале русского языка) // Изв. АН СССР. Лит. и яз. 1985. Т. 39. № 3. С. 269 – 278.
Тема 6. Нормы письменной речи

План


Графика и орфография (происхождение и толкование терминов, значения понятий).

Характеристика русского алфавита (определение алфавита, его назначение, структура, названия букв, значения букв).

Орфография и пунктуация (происхождение и толкование терминов, значения понятий).

Слоговой принцип русской графики.

Понятие пунктограммы. Принципы русской пунктуации.

Вопросы для коллективного обсуждения

Какие факты из истории русского правописания, касающиеся реформирования графики и орфографии, вам известны?

Задания для самостоятельной работы

Применяя алгоритм поиска орфограмм и пунктограмм, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Литература основная

Бычкова О.И., Клюева Н.П. Графика и орфография. – Мурманск, 1991.

Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. М., 1976. С. 5.

Панычева О.Н., Шевченко Н.А. Практикум по русскому языку и культуре речи: Сборник упражнений и справочные материалы по орфографии, пунктуации и грамматике русского языка. – Мурманск: МГПУ, 2003.

Литература дополнительная

Валгина Н.С. Знаки препинания – зачем они? // Русская речь. - 1968. - № 5.

Пасько Э.В. Роман со знаками препинания / Эльмира Пасько. – Мурманск: Кн. изд-во, 2007.


1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература:



Основная


Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2003.

Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. – М., 2002.



Дополнительная

Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: Попытка системного описания // Вопросы языкознания. - 1995. - № 1.

Апресян Ю.Д. О состоянии русского языка // Русская речь. - 1992. - № 2.

Бутакова Л.О. О причинах неправильного словоупотребления // Русский язык в школе. -1989. - № 1.

Бычкова О.И., Клюева Н.П. Графика и орфография. – Мурманск, 1991.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-н/Д., 1995 (или другой год издания).

Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно! – М., 2000.

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2001.

Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993.

Граудина Л.К., Дмитриева О.Л., Новикова Н.В., Ширяев Е.Н. Мы сохраним тебя, русская речь! – М., 1995.

Граудина Л.К. Беседы о русской грамматике. – М.: Знание, 1983.

Громов С.А. Русский язык: Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов. – М.: Московский лицей, 2002.

Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов н/Д, 2001.

Дунев А.И. Ресурсы словообразования на острие языкового вкуса // Слово. Словарь. Словесность. – СПб., 2004.

Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. М., 1976.

Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. – СПб.: «Норинт», 2000.

Козырев В.А., Черняк В.Д. Правильно ли мы говорим? Краткий словарь-справочник трудностей русского языка. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006.

Козырев В.А., Черняк В.Д. Образовательная среда. Языковая ситуация. Речевая культура: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.

Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. – СПб., 1999.

Колесов В.В. Культура речи – культура поведения. – Л., 1988.

Крысин Л.П. Изучение современного русского языка под социальным углом зрения // Русский язык в школе. – 1991. - № 5.

Крысин Л.П. Современная литературная норма и ее кодификация // Русский язык в школе. – 2002. - № 2.

Крысин Л.П. Проблемы лексикографического представления новых иноязычных заимствований // Проблемы речевой коммуникации. – Саратов, 2003.

Культура устной и письменной речи делового человека. – М., 1997.

Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. – М., 1976.

Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Друзьям русского языка. – М., 1982.

Мучник Б.С. Культура письменной речи. – М., 1994.

Панычева О.Н., Шевченко Н.А. Практикум по русскому языку и культуре речи: Сборник упражнений и справочные материалы по орфографии, пунктуации и грамматике русского языка. – Мурманск: МГПУ, 2003.

Пасько Э.В. Роман со знаками препинания / Эльмира Пасько. – Мурманск: Кн. изд-во, 2007.

Правильно ли мы говорим? Тестовые задания по культуре речи. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006.

Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М., 1996.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., Любой год издания.

Семенюк Н.Н. Норма языковая // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Яранцева. – М., 1998. С. 337 – 338.

Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. – М., 1996.

Скворцов Л.И. Норма // Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. – М., 1998. С. 270 – 272.

Скрижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – Л., 1990.

Современная социокультурная ситуация / Под ред. проф. В.Д. Черняк. – СПб, 2006.

Стернин И.А., Новичихина М.Е. Культура делового общения. – Центрально-Черноземное книжное издательство, 2001.

Тимофеева Г.Г. Отражение развития произносительной нормы в орфоэпических словарях русского языка // РЯШ. 1991. №№ 1, 3, 4.

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989.

Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М, 1982.

Ширяев Е.Н. Типы норм и вопрос о культурно-речевых оценках // Культурно-речевая ситуация в современной России. – Екатеринбург, 2000.

Шкатова Л.А. Качество языковой среды // Проблемы речевой коммуникации. – Саратов, 2003.

Ярышева Н.В. Об эволюции произносительных норм современного русского языка // Актуальные вопросы изучения русского языка и литературы в школе и вузе: Сборник научных работ преподавателей кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания в начальной школе МГПИ. – Вып. 1. – Мурманск: МГПИ, 2001.



1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины.

1.9.1 Перечень используемых технических средств:

- мультимедийный проектор;

- компьютерные мультимедийные презентации.

1.9.2 Перечень используемых пособий:

- раздаточный текстовый материал;

- практикумы по орфографии и пунктуации.

1.9.3 Перечень видео- и аудиоматериалов, программного обеспечения: видеотека учебных фильмов по проблемам культуры речи, орфографии и пунктуации, электронные версии тестовых заданий.


1.10 Примерные зачетные тестовые задания.

Задание 1. Правильно поставлено ударение в словах:

шампурЫ


избАлованный

каталОг


позвонИт

тортЫ


Задание 2. Два нормативных ударения имеют слова:

обеспечение

щавель

творог


апостроф

мышление



Задание 3. Ударение на последний слог падает в словах:

столяр


благовест

эксперт


пломбировать

блюда


Задание 4. Соответствуют литературной норме предложения:

1) Оказалось непросто написать хорошую рецензию на учебник.

2) Трогательный своей беспомощностью ребёнок.

3) После объяснения преподавателя все поняли о требованиях к заданиям.

Кандидат недобрал голосами для перехода во второй тур.

5) Нам бы хотелось отметить о преимуществах этого метода.



Задание 5. Склоняются имена и фамилии:

Эльдар Рязанов

Андре Моруа

Эдит Пиаф

Николь Кидман

Чарльз Дарвин



Задание 6. Согласный перед Е произносится твердо:

пюре


кофе

темп


патент

термин


Задание 7. Форма множественного числа на –а / -я образуется у слов:

клапан


директор

почерк


крем

тренер


Задание 8. Правильным является написание слов:

дуршлаг


экскорт

интриган

юристконсульт

флюорография



Задание 9. Правильным является написание слов:

перрон


балласт

атракцион

програмный

галерея


Задание 10. Правильным является написание:

пол-апельсина

в пол голоса

пол Атлантики

пол-фруктового сада

пол-листа



Задание 11. Правильно образована форма родительного падежа множественного числа существительных:

чулок


носок

полотенец

блюдцев

туфель


Задание 12. Тавтологическими являются сочетания:

период времени

запретительное вето

авторитетный лидер

сильнейшие мытарства

экспонаты выставки



Задание 13. Не являются названиями современных профессий слова:

пресс-релиз

продюсер

модератор

гуру

дизайнер.



Задание 14. Соответствует норме произношение слов:

дивиде[нт]ы

д[вук]ратный

преце[нд]ент

заве[ды]вать

це[рк]овь.


1.11 Примерный перечень вопросов к зачету.

Особенности современной речевой ситуации.

Понятие о словаре. Типология словарей.

Информация о слове в толковых и энциклопедических словарях.

Способы толкования лексического значения слова.

Связь лексического и грамматического в значении слова, способы отражения этой связи в словаре.

Агнонимы в лексиконе языковой личности, способы их характеристики в словарях.

Нормы ударения в современном русском языке.

Произношение безударных гласных.

Произношение согласных.

Произношение некоторых сочетаний согласных и согласных и гласных.

Диалектные и просторечные черты в произношении.

Орфоэпические словари русского языка.

Понятие о словообразовании и способах образования слов в русском языке.

Словообразовательные словари русского языка.

Окказионализмы.

Понятие синтаксической нормы.

Трудные участки синтаксической нормы.

Согласование подлежащих и сказуемых.

Порядок слов в русском языке и ошибки, возникающие при расположении слов в высказывании.

Русский речевой этикет и грамматические нормы.

Респективность (вежливость) как прагматическая категория в русском языке.

Междометия речевого этикета.

Употребление местоимений в этикетных конструкциях.

Выражение респективности в формах русского глагола.

Синонимия синтаксических конструкций в этикетных речевых ситуациях.

Графика и орфография (происхождение и толкование терминов, значения понятий).

Орфография и пунктуация (происхождение и толкование терминов, значения понятий).

Слоговой принцип русской графики.

Понятие орфограммы. Принципы русской орфографии.

Понятие пунктограммы. Принципы русской пунктуации.
1.12 Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафедрой до начала сессии). Нет

1.13 Примерная тематика рефератов.

Раздел «Нормы речевого этикета»

Азбука вежливости (особенности и нормы речевого этикета русских).

Жесты и мимика в русской речи.

Советы бесконфликтного общения.

К вопросу об обращениях, используемых при общении с разными людьми.

Устойчивые формулы общения в ситуациях знакомства, прощания, приветствия, поздравления и др.

Этикетная роль невербальных средств общения.

Интонация и правила речевого этикета.

Национальные особенности русского коммуникативного поведения, или Особенности русского общения.

Речевой этикет как действенное средство снятия агрессии.

Этикет и правила речевого этикета.

Раздел «Уместность речи. Стилистические нормы»


«Слово – не воробей…» (особенности устной речи).

Канцеляризмы и штампы. Сфера их применения. Особенности правописания.

Пословицы и поговорки в речи.

Штампы: мода или необходимость?


Раздел «Чистота речи»


Почему мы так говорим (из истории слов и выражений)?

Употребление иноязычных слов: обогащение или оскудение языка?

Употребление диалектных слов.

Жаргонизмы и бранные слова: к проблеме общения в современном обществе.

Слова-паразиты в нашей речи.

О проблеме сквернословия.

К проблеме экологии речи.

Раздел «Точность и ясность речи»


Правильно ли мы говорим? (обзор некоторых проблемных участков языковой нормы).

Паронимы и их особенности употребления в речи.

Омонимы и их особенности употребления в речи.

Синонимы и их особенности употребления в речи.

Антонимы и их особенности употребления в речи.

Раздел «Правильность речи»


Числительное даты: письменная и устная норма употребления числительного даты.

Из истории становления русского произношения.


1.14 Примерная тематика курсовых работ. Нет
1.15. Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ. Нет
1.16 Методика исследования (если есть). Нет

1.17 Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине.

Таблица 1


Технологическая карта дисциплины





Наименование дисциплины

Статус дисциплины в рабочем учебном плане

Количество зачетных единиц – кредитов

Нормы современной русской речи

Курс по выбору

21

Таблица 2



Технологическая карта текущей аттестации аудиторной и внеаудиторной работы студента


Виды текущей аттестации работы студента

Количество аттестационных мероприятий

Максимальное количество баллов

Посещение лекционных занятиий

10

10

Посещение практических занятий

8

8

Выполнение конспектов

2

10

Подготовка реферативных обзоров статей по проблематике курса

1

5

Выполнение обязательных письменных заданий к практическому занятию

4

20

Подготовка и выступление с рефератом-докладом

1

21


Работа на практическом занятии: дополнения

8

8

Работа на практическом занятии: монологический ответ на вопрос

8

8

Итого:




902


Раздел 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения. Дисциплина для студентов заочной формы обучения не читается.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница