Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 2 семейное право шифр дисциплины и её название в строгом соответствии



страница1/8
Дата30.04.2016
Размер1.74 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ГСЭ.В.3.2 СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
(шифр дисциплины и её название в строгом соответствии

с государственным образовательным стандартом и учебным

планом)

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ (специальностям)


050602 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

050502 ТЕХНОЛОГИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

(код и наименование специальности/тей)


Утверждено на заседании кафедры

Экономики и права

_________ТиД____________ факультета

(протокол № 1 от 01.09.2008 г.
Зав. кафедрой ____________________

СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1. Автор программы: С.В. Гурин, кандидат педагогических наук, доцент

кафедры экономики и права МГПУ


1.2. Рецензенты: Р.К. Гайнутдинов, доктор юридических наук, доцент,

зав. кафедрой экономики и права МГПУ


А.Н. Писарев, доктор юридических наук, профессор

кафедры государственного и административного права

Московского института международного права и

экономики имени А.С. Грибоедова


1.3. Пояснительная записка
Происходящие социально-политические и экономические процессы в нашей стране выдвигают новые требования к подготовке будущих учителей, в формировании их правовой сознательности, правовой культуры поведения и правовой компетентности. В высших учебных заведениях в соответствии с положениями и требованиями Государственного образовательного стандарта студентам предлагается прослушать курс по выбору «Семейное право». Предлагаемая программа, ориентирует студентов на усвоение знаний по семейному законодательству, необходимых для понимания юридических норм, знаний законов и осознанное их выполнение. Преподавание курса «Семейное право» рассчитано на 44 часа занятий, включая лекции, семинарские (практические занятия, коллоквиумы), самостоятельную работу. При изложении учебного материала рекомендуется знакомить студентов с текстами нормативно-правовых актов, учитывать динамичное обновление законодательства, а при изучении отдельных тем курса желательно предложить студентам решить практические задачи. Завершается изучение данного курса принятием экзамена или зачёта.

Цель курса состоит в овладении студентами знаний в области семейного права, выработке позитивных отношений к нему, в рассмотрении семейных правоотношений с точки зрения социальной реальности, выработанной современным обществом, наполненной идеями гуманизма, добра и справедливости.

Задачи курса состоят в выработке умения изучать и понимать законы и другие нормативно-правовые акты; обеспечивать соблюдение законодательства, принимать решения и совершать иные юридические действия в вопросам семейных правоотношений строго в соответствии с законом; анализировать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе. Данный курс «Семейное право» способствует пониманию содержания неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод человека, выражающихся в том, что семья, материнство, отцовство и детство в России находятся под защитой государства, и никому, по своему усмотрению, не позволено отменять или ограничивать эти права граждан. Будучи непосредственно действующими, права и свободы человека и гражданина, содержание и применение семейного права, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечиваются правовой защитой. Такое правопонимание отвечает идеям демократического правового государства, ибо воспитание правосознания законопослушного гражданина основано на раскрытии не только принудительного потенциала права, сколько на его характеристике как одного из важнейших эталонов цивилизованных отношений между людьми.

В результате изучения курса по выбору «Семейное право» студенты должны приобрести умения и навыки, которые в общем виде могут быть сформулированы следующим образом: студент должен:



обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, правовой культурой, уважением к закону и бережным отношением в вопросах семейных отношений, высоким нравственным сознанием, твёрдостью моральных убеждений, чувством долга и ответственностью за воспитание детей, принципиальностью и настойчивостью по защите прав, свобод и законных интересов детей и их родителей, а так же семейного благополучия как своего так и своих подопечных, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в своей профессиональной деятельности;

понимать сущность, значение и роль семьи (родителей,) в вопросах воспитания детей, взаимодействие семейных правоотношений происходящих в нашем обществе, их взаимосвязь в целой системе правовых знаний и значение для реализации своих прав, роль брака и вытекающие из его понятия права и обязанности всех членов семьи;

знать, что собой представляет семейное право, правовые отношения членов семьи, права и обязанности членов семьи, ответственность родителей в воспитании своих детей, знать основные проблемы правового регулирования сферы своей профессиональной деятельности;

уметь ориентироваться в правовой действительности, определять круг общественных отношений регулируемых семейным законодательством, правильно толковать законы и иные нормативно-правовые акты, ориентироваться в специальной юридической литературе, принимать решения и совершать действия в точном соответствии с законом, применять знания по данному курсу для решения жизненных ситуаций, возникающих на практике.

Изучение курса по выбору «Семейное право» - это не только приобщение к знанию, но и контроль за его усвоением, а также за формированием соответствующих навыков и умений.

Контроль осуществляется в форме выполнения контрольных работ по примерной тематике и в форме тестовых заданий.

В ходе выполнения контрольной работы перед студентом ставятся проблемные как теоретические вопросы так и практические задачи в различных областях семейных отношений, при решении которых он должен проявить навыки и способности творческого применения полученных знаний по данному курсу. Выполнение контрольной работы способствует развитию творческого мышления будущих специалистов, учит их чётко и логично излагать свои мысли, отстаивать выдвинутые положения в ходе публичной полемики.




1.4. Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности (направления), содержащее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов (выписка).
ГОС ВПО по данной дисциплине не предусмотрен

1.5. Объём дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается дисциплина

Шифр и наименование специальности



Курс

Семестр

Виды учебной работы

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. раб.

050602 – изобразительное искусство

4

8




36

20

16







зачет

050502 – технология и предпринимательство

5

9

75

36

20

16




39

зачет


1.6. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени для



№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

(очная форма обучения)



Вариант 2

(заочная форма обучения)



Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам раб.

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. раб

1

Раздел 1. Общие положения семейного права.

5

3

2




7
















2

Раздел 2. Заключение и прекращение брака.

5

3

2




7
















3

Раздел 3. Права и обязанности супругов.

6

3

3




7
















4

Раздел 4. Права и обязанности родителей и детей.

6

3

3




7
















5

Раздел 5. Алиментные обязательства членов семьи.

6

3

3




7
















6

Раздел 6. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

6

3

3




7
















7

Раздел 7. Применение семейного права к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

6

4

2




8



















ИТОГО:

40

22

18




50


















1.6.2. Содержание разделов дисциплины.
Раздел 1. Общие положения семейного права.
Тема 1. Семейное законодательство.

Основные начала семейного законодательства. Отношения, регулируемые семейным законодательством. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права. Применение к семейным отношениям гражданского законодательства. Семейное законодательство и нормы международного права.




Тема 2. Осуществление и защита семейных прав.

Осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей. Защита семейных прав. Применение исковой давности в семейных отношениях.


Раздел 2. Заключение и прекращение брака.
Тема 3. Условия и порядок заключения брака.

Заключение брака. Порядок и условия заключения брака. Брачный возраст. Обстоятельства, препятствующие заключению брака. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак.


Тема 4. Прекращение брака.

Основания для прекращения брака. Ограничение права на предъявление мужем требования о расторжении брака. Порядок расторжения брака в органах ЗАГС и в судебном порядке. Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака. Момент прекращения брака при его расторжении. Восстановление брака в случае явки супруга, объявленного умершим или признанного безвестно отсутствующим.


Тема 5. Недействительность брака.

Признание брака недействительным. Лица , имеющие право требовать признание брака недействительным. Обстоятельства, устраняющие недействительность брака. Последствия признания брака недействительным.


Раздел 3. Права и обязанности супругов.
Тема 6. Личные права и обязанности супругов.

Равенство супругов в семье. Право выбора супругами фамилии.


Тема 7. Законный режим имущества супругов.

Понятие законного режима имущества супругов. Совместная собственность супругов. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов. Собственность каждого из супругов. Признание имущества каждого из супругов их совместной собственностью. Раздел общего имущества супругов. Определение долей при разделе общего имущества супругов.


Тема 8. Договорный режим имущества супругов.

Брачный договор. Заключение брачного договора. Содержание брачного договора. Изменение и расторжение брачного договора. Признание брачного договора недействительным.


Тема 9. Ответственность супругов по обязательствам.

Обращение взыскания на имущество супругов. Гарантии прав кредиторов при заключении, изменении и расторжении брачного договора.


Раздел 4. Права и обязанности родителей и детей.
Тема 10. Установление происхождения детей.

Основание для возникновения прав и обязанностей родителей и детей. Установление происхождения ребёнка. Установление отцовства в судебном порядке. Запись родителей ребёнка в книге записей рождения. Оспаривание отцовства (материнства). Права и обязанности детей, родившихся от лиц, не состоящих в браке между собой.




Тема 11. Права несовершеннолетних детей.

Право ребёнка жить и воспитываться в семье. Право ребёнка на общение с родителями и другими родственниками. Право ребёнка на защиту, выражать своё мнение, на имя, отчество и фамилию. Изменение имени и фамилии ребёнка. Имущественные права ребёнка.


Тема 12. Права и обязанности родителей.

Равенство прав и обязанностей родителей. Права несовершеннолетних родителей. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, по защите их прав и интересов. Осуществление родительских прав и прав родителем, проживающим отдельно от ребёнка. Защита родительских прав. Лишение родительских прав и порядок их лишения. Последствия лишения родительских прав. Восстановление в родительских правах. Ограничение родительских прав и их последствия. Отмена ограничения родительских прав. Участие органа опеки и попечительства при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей.


Раздел 5. Алиментные обязательства членов семьи.
Тема 13. Алиментные обязательства родителей и детей.

Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей. Размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в судебном порядке. Виды заработка и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов. Взыскание и использование алиментов на детей, оставшихся без попечения родителей. Право на алименты нетрудоспособных совершеннолетних детей. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей.


Тема 14. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов.

Обязанности супругов по взаимному содержанию. Право бывшего супруга на получение алиментов после расторжения брака. Освобождение супруга от обязанности по содержанию другого супруга или ограничение этой обязанности сроком.


Тема 15. Алиментные обязательства других членов семьи.

Обязанности братьев и сестёр по содержанию своих несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних братьев и сестёр. Обязанности дедушки и бабушки по содержанию внуков. Обязанности внуков содержать своих фактических воспитателей. Обязанности пасынков и падчериц по содержанию отчима и мачехи.


Тема 16. Порядок уплаты и взысканий алиментов.

Взыскание алиментов по решению суда. Сроки обращения за алиментами. Обязанность администрации организации удерживать алименты. Обязанность сообщать о перемене места работы лица, обязанного уплачивать алименты. Обращение взыскания на имущество лица, обязанного уплачивать алименты.

Ответственность за несвоевременную уплату алиментов. Уплата алиментов в случае выезда лица, обязанного уплачивать алименты, в иностранное государство на постоянное жительство. Прекращение алиментных обязательств.
Раздел 6. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Тема 17. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей.




Тема 18. Усыновление (удочерение) детей.

Дети, в отношении которых допускается усыновление (удочерение). Порядок усыновления ребёнка. Лица, имеющие право быть усыновителями. Разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребёнком. Согласие родителей на усыновление ребёнка, опекунов (попечителей), приёмных родителей, руководителей учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей. Усыновление ребёнка без согласия родителей. Согласие усыновляемого ребёнка на усыновление. Имя, отчество и фамилия усыновлённого ребёнка. Правовые последствия усыновления ребёнка. Права усыновлённого ребёнка. Основания к отмене усыновления ребёнка. Последствия отмены усыновления ребёнка.


Тема 19. Опека и попечительство над детьми.

Дети, над которыми устанавливаются опека или попечительство. Опекуны (попечители) детей. Права детей, находящихся под опекой (попечительством). Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения. Права и обязанности опекуна(попечителя) ребёнка.


Тема 20. Приёмная семья.

Образование приёмной семьи. Договор о передаче ребёнка (детей) на воспитание в семью. Приёмные родители. Содержание ребёнка (детей), переданного в приёмную семью.


Раздел 7. (Тема 21). Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

Заключение брака на территории РФ. Заключение браков в дипломатических представительствах и консульских учреждениях. Признание браков, заключённых за пределами территории РФ и их недействительности. Расторжение брака. Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей. Алиментные обязательства совершеннолетних детей и других членов семьи. Усыновление (удочерение). Установление содержания норм иностранного семейного права. Ограничение применения норм иностранного семейного права.


1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.

а) очная форма обучения

п/п


Наименование раздела дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов*

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.


Раздел 1. Семейное законодательство и нормы международного права.

Контрольная работа

5

Защита контрольной работы

2.

Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права.

Контрольная работа

5

Защита контрольной работы

3.


Раздел 2. Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака.

Контрольная работа

5

Защита контрольной работы

4.


Раздел 3. Ответственность супругов по обязательствам.

Контрольная работа

5

Защита контрольной работы

5.


Раздел 4 Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, по защите их прав и интересов.

Контрольная работа



5

Защита контрольной работы

6.

Права несовершеннолетних детей.



Контрольная работа

6

Защита контрольной работы

7.

Раздел 5. Алиментные обязательства других членов семьи.

Контрольная работа

6

Защита контрольной работы

8.


Раздел 6. Опека и попечительство над детьми

.


Контрольная работа

6

Защита контрольной работы

9.


Раздел 7. Алиментные обязательства совершеннолетних детей.

Контрольная работа



6

Защита контрольной работы






ИТОГО:




50





1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
На семинарских занятиях по дисциплине курса по выбору «Семейное право» предлагается применять следующие методики.

1. Устный опрос и письменный экспресс-контроль с целью определения знаний студентов. Подготовка сообщений (докладов) по отдельным вопросам темы семинара, свободная дискуссия с целью закрепления и углубления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы студентов.

2. Решение ситуационных учебных задач в ходе семинарского занятия с использованием действующих правовых актов с целью активизации мыслительной деятельности студентов.

3. Каждая тема, предлагаемая на семинаре (практическом занятии), начинается с обсуждения теоретических вопросов, то есть с выяснения степени освоения студентами основных понятий и категорий. Методика проведения теоретических знаний такова: обсуждение предложенных вопросов, помимо этого, могут быть назначены докладчики и содокладчики; проведена групповая беседа без предварительного выступления докладчика и т.д.

4. В заключение изучения данного курса, а также на итоговом занятии студентам предлагается ответить на вопросы теста и решить задачи (казусы). Методика решения задач следующая: ознакомившись с условиями конкретной задачи, студент должен, прежде всего, уяснить юридический смысл ситуации, а затем найти необходимые для решения задачи нормы. На этой основе формулируется ответ по поставленный вопрос. Ответ, однако, не должен быть формальным («да» или «нет»), необходимо, чтобы он содержал юридическую мотивировку, то есть ссылку на конкретные нормативно-правовые акты.

5. Методы активизации мыслительной деятельности студентов: разрешение конкретных сложных актуальных ситуаций в малых группах на основе знаний норм семейного права непосредственно на занятии; деловые игры ( заключение брачного договора, рассмотрение споров участников различных видов деятельности).

6. По курсу «Семейного права» студентам в индивидуальном порядке могут быть даны письменные задания (написание рефератов, контрольных работ по темам), которые проводятся вне рамок учебного времени, с учётом заинтересованности студентов в углублении специализации, прохождения практики, а также в будущем создании семьи и воспитании своих детей.

В процессе самостоятельной работы слушатели должны изучать вопросы, которые включены в программу, а также расширять и углублять свои знания по всем остальным вопросам связанным с семейными правоотношениями. Для эффективного прохождения теоретической части дисциплины и приобретения необходимых практических навыков целесообразна и необходима подготовка к занятиям с использованием нормативно-правового и методического материала.

Текущий контроль знаний студентов осуществляется на практических (семинарских) занятиях. Степень усвоения теоретического материала, умение решать ситуационные задачи на основе полученных знаний, а также результаты ответов на тестовые задания учитываются преподавателем для выставления оценок.

Для проверки усвоения дисциплины курса по выбору «Семейное право» учебным планом предусмотрены экзамены и зачёты.


1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ) по предлагаемой схеме:
Тема 1. Заключение и прекращение брака.

  1. Условия и порядок заключения брака.

  2. Прекращение брака ( для коллективного обсуждения).

  3. Недействительность брака ( для самостоятельной работы).


Тема 2. Права и обязанности супругов.

  1. Личные права и обязанности супругов.

  2. Совместная собственность супругов.

  3. Собственность каждого из супругов ( для коллективного обсуждения).

  4. Договорный режим имущества супругов ( для самостоятельной работы).


Тема 3. Права и обязанности родителей и детей.

  1. Права несовершеннолетних детей.

  2. Права и обязанности родителей.

  3. Лишение родительских прав и их последствия ( для коллективного обсуждения).

  4. Ограничение родительских прав и их последствия ( для самостоятельной работы).


Тема 4. Алиментные обязательства членов семьи.

  1. Алиментные обязательства родителей и детей.

  2. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов, а также других членов семьи.

  3. Порядок уплаты и взысканий алиментов (для коллективного обсуждения).

  4. Ответственность за неуплату или не своевременную уплату алиментов (для самостоятельной работы ).


Тема 5. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

  1. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей и защита их прав и интересов.

  2. Усыновление (удочерение) детей.

  3. Опека и попечительство над детьми (для коллективного обсуждения ).

  4. Приёмная семья ( для самостоятельной работы ).


Тема 6. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

  1. Порядок заключения браков и признание браков, заключённых между гражданами РФ и иностранными гражданами или лицами без гражданства.

  2. Установление содержания норм иностранного семейного права и ограничение его применения (для самостоятельной работы ).

  3. Права и обязанности родителей (один из которых гражданин РФ, а другой подданный иностранного государства) и их детей (для коллективного обсуждения ).

Литература:

- Конституция РФ;

- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г., № 223-ФЗ;

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;

- Антокольская М.В. Семейное право. Учебник. М., Юрист, 2004;

- Богданова Г.В. Права и обязанности родителей и детей. М., 2003 ;

- Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. М., 2003;

- Пчелинцева. Семейное право России. М.: Норма, 2002.
1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
1.8.1. Рекомендуемая литература учебные издания: учебники и учебные пособия, включая ( при наличии ) их электронные версии:
Нормативные акты:

1). Конституция Российской Федерации.

2). Семейный кодекс РФ.

3). Гражданский кодекс РФ (части 1, 2 и 3 ).

4). Трудовой кодекс РФ.

5). Уголовный кодекс РФ.

6). Декларация прав и свобод человека и гражданина. М., 1991.

7). Конвенция ООН о правах ребёнка.

8). Указ Президента РФ от 14.09.1995 г.: «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г.). Российская газета. 1995. 21 сентября.
Основная литература:

9). Антопольская М.В. Семейное право. Учебник. М., Юрист, 2004.

10). Макаренко С.Н., Байлов А.В. Правоведение: Курс лекций: Учебное пособие. – М.: Приор, 2000 г.

11). Мирошникова В.А. Основы правоведения: Учебник. – М.: Экмос, 1997 г.

12). Основы права: Учебник под ред. Крылова З.Г., Гаврилов Э.П., Гуреев В.И.: ГУП «Издательство «Высшая школа». М., 2001г.

13).Мухаев Р.Т. Правоведение: Учебник для неюрид. Вузов и ф-тов. – М.: Приор, 2000 г.

14). Мухаев Р.Т. Правоведение. НИТИ., 2007.

15). Малько А.В. Правоведение. КноРус., 2007.

16). Правоведение: Учебник (под ред. С.А. Комарова). М.: Юрист, 2000 г.

17). Правоведение: Учебник (под ред. О.Е. Кутафина). МГЮА. – М.: Юристъ, 2001 г.

18). Шкатулла В.И. и др. Прововедение: Учеб. Пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2001 г.
Дополнительная литература:

19). Анишина В.И. Семейные проблемы: Юридические способы решения. Эксмо-Пресс, 2006.

20). Комаров С.А., Комарова Т.Л. Обществознание. М., 2000 г.

21). Никитин А.Ф.Права человека в школе: Дайджест. М., 1993 г.

22). Никитин А.Ф. Права человека: Учебное пособие для средней школы. М., 1993 г.

23). Ветник МГУ. Серия 11: Право, 1998 г., № 2.

24). Цатурова М.К. Русское семейное право 15-18 в.в.. Шифр в ОНБ 67.624. Ц22.

25). Марышева Н.И., Хлестова И. Правовое положение российских граждан за границей. М., 1994 г.

26). «Человек и закон», 2001 г. № 11.

27). «Юридическая газета», 1997 г., № 11.

28). «Домашний адвокат», 1998 г. № 7.

29). «Ваше право», 1996 № 9, 1998 № 2.

30). Волкова Н.А., Максютина М.В. Наследственное право. ЮНИТИ, 2007.

31). Глмсков А.Г., Забейворота А.И., Самолюк О.В. Права и обязанности несовершеннолетних (комментарии к законодательству о правах несовершеннолетних и защите этих прав). Феникс, 2007.

32). Глисков А.Г., Забейворота А.И. Алиментные отношения: (пособие для граждан). Проспект, 2008.

33). Дворецкий В.Р. Всё о брачном договоре. Гросс Медиа, 2008.

34). Журавлёва О.О. Мовместная собственность супругов: владение, пользование и распоряжение. ЮрИнфор, 2006.

35). Корнеева И.Л. Семейное право Российской Федерации. Юристъ, 2005.

36). Пчелинцева Л.М. Семейное право России: краткий учебный курс. Норма, 2006.

37). Резепов И.Ш. Краткий курс по семейному праву. Окей книга, 2007.

38). Шевчук Д.А. Семейное право. Феникс, 2006.

39). Юридический Энциклопедический словарь. М., 2005.

40). Юридическая Энциклопедия. /Под ред. М.Ю. Тихомирова/. М., 2004.
1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины.


  1. Лекции по семейному праву в блок-схемах и комментариях.

  2. Учебное пособие на компакт-диске: «Учимся работать с системой Консультант Плюс».

  3. Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

  4. Компьютерный класс.

Ресурсы Интернет.


Органы власти Российской Федерации

1. Официальная Россия http://www.gov.ru/

2. Государственная Дума ФС РФ http://www.duma.ru/

3. Совет Федерации ФС РФ http://www.council.gov.ru/

4. Верховный суд РФ http://www.supcourt.ru/

5. Конституционный суд РФ http://ks.rfnet.ru/

6. Система арбитражных судов РФ http://www.arbitr.ru/

7. Министерство иностранных дел http://www.diplomat.ru/

8. МВД России http://www.mvd.ru/

9. Совет Безопасности http://www.scrf.gov.ru/


Информационно-правовые системы.

Системы Гарант

1. Гарант http://www.garant.ru/

2. Правовая система Гарант – WWW http://garant.park.ru/

3. Гарант-Интернэшнл (СПб) http://www.garant.spb.ru/
Системы Кодекс

1. Информационная система «Кодекс» http://www.kodeks.net/

2. Информационно-правовой сервер «ВК-Кодекс» http://www.wkkodex.ru/

3. Полное законодательство России http://kodeks.fintech.ru/


Системы Консультант Плюс

1. Консультант Плюс http://www.consultant.ru/

2. Инфоцентр ЮНОНА http:www.unona.ru/
Базы данных, подборки нормативно-правовых актов:

1. Ваше Право http:www.ist.ru/vp/cgi-bin/request.exe

2. Российское законодательство http://www.laws.ru/

3. ИС «Россия» http://www.cir.ru/

4. Законодательство и право. Инфоарт http://www.infoart.ru/legal/index.htm

5. Правовая система «Референт» http://www.referent.ru/

6. База данных правовой информации «ФОНД» (НЦПИ при Минюсте России) http://www.scli.ru/

7. Сборник российского законодательства http://go.to/zakon



1.10. Примерные зачётные тестовые задания.
Общие методические указания по проведению теста по семейному праву для студентов МГПУ
Настоящие методические указания адресованы студентам МГПУ всех отделений и форм обучения, сдающих экзамен и зачёт по семейному праву. Тестирование проводится по темам, пройденным в рамках курса и основывается на материалах учебников по семейному праву, рекомендуемых к использованию.

Цель тестирования – проверка качества усвоения пройденного материала, наличия у испытуемых определённого программой и учебным планом объёма знаний по изученным темам, проверка качества ориентации учащихся в различных правовых явлениях, правовой грамотности.

При подготовке к экзамену (зачёту) необходимо обратиться к учебной и рекомендованной научной литературе, материалам лекций, Конституции РФ, основным нормативным актам по изученным проблемам.

Приведенные ниже вопросы представляют собой примерный перечень, который будет корректироваться, в том числе и в связи с обновлением законодательства. Поэтому важно подробно ознакомиться со всеми новейшими изменениями закона, вступившими в силу к моменту проведения процедуры экзамена (зачёта), включая не рассмотренные в литературе и в лекциях по хронологическим причинам. Студенты должны убедиться, что они не только усвоили определённый объём теоретических положений, но и могут продемонстрировать свои знания, оперируя законодательными материалами.

Обращение к прилагаемому примерному перечню вопросов показывает, что их формулировки конкретны. Задание сводится к выбору одного варианта ответа из числа прилагаемых. Поэтому важными условиями успешного прохождения тестирования являются внимательное ознакомление с каждым

вопросом и уяснение задания. Для удобства тестируемых в случае, когда задания сформулированы от противного, «не» выделяется более крупным шрифтом.

Прохождение теста возможно на бумажном носителе. При работе с бумажными носителями студентам раздаются формы с заданиями. В каждой форме содержится по 25 – 32 вопроса. В прилагаемой конфигурации студентам предлагается 3 варианта форм. Формы раздаются студентам текстом вниз, после чего они по сигналу преподавателя приступают к работе над тестом. Преподаватель по своему выбору может предложить студентам заполнять непосредственно тестовую форму, либо дать студентам возможность отвечать на задания на собственных листах.

В предложенной конфигурации время, отведённое на решение тестов, составляет 35 - 45 минут. По истечении времени, преподаватель собирает работы и производит проверку в присутствии студента, разъясняя его ошибки. Если студент не отметил ни одного из предложенных вариантов ответа вопроса, ответ на данный вопрос засчитывается как неправильный.

Для получения положительной оценки необходимо правильно ответить на 60% вопросов. При дифференцированной системе , оценке «отлично» соответствует 95% правильных ответов и выше, оценке «хорошо» - 80% правильных ответов и выше, оценке «удовлетворительно» - не менее 60% правильных ответов.

1). Законным режимом имущества супругов признаётся режим ____________ собственности:

а). частной;

б). раздельной;

в). долевой;

г). совместной.
2). В Российской Федерации признаётся ____________ форма брака:

а). юридическая;

б). светская;

в). церковная;

г). гражданская.
3). По общему правилу основанием возникновения родительских правоотношений является:

а). усыновление ребёнка;

б). рождение ребёнка;

в). рождение детей в зарегистрированном браке;

г). установление происхождение детей удостоверенное в установленном законом порядке.
4). На одного ребёнка алименты взыскиваются по:

а). 1/2 (половины) заработка;

б). 1/6 части заработка;

в). 1/3 части заработка;

г). 1/4 части заработка.
5). Добровольное установление отцовства производится по заявлению отца и матери ребёнка:

а). органами ЗАГС;

б). главой администрации;

в). Правительством РФ:

г). судом.
6). Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и т.д.) признаются :

а). собственностью того супруга, который ими пользовался:

б). оцениваются и сумма делится на три части (муж – жена – дети);

в). оцениваются и сумма делится на четыре части (муж – жена – дети – родители мужа и жены);

г). делятся пополам между супругами.
7). Брак заключается между:

а). мужчиной и женщиной при наличии взаимного добровольного согласия и достижения ими брачного возраста;

б). усыновителями и усыновлёнными;

в). близкими родственниками;

г). лицами, из которых одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.
8). Виды заработка или иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, определяются:

а). Семейным Кодексом РФ;

б). Указами Президента РФ;

в). Постановлением Правительства РФ;

г). законами субъектов РФ.
9). При образовании задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты по решению суда, виновное лицо выплачивает …

а). залог;

б). пени;

в). штраф;

г). неустойку.
10). Ответственность супругов за вред, причинённый их несовершеннолетними детьми устанавливается …

а). в отношении супруга, с которым проживает ребёнок;

б). в равных долях между родителями;

в). не устанавливается;

г). в отношении работающего супруга.
11). Брачный договор признаётся недействительным:

а). нотариальной конторой;

б). судом;

в). органом записи гражданского состояния (ЗАГС);

г). в административном порядке.
12). Изменение имени и (или) фамилии ребёнка может быть произведено только с согласия самого ребёнка при достижении им …

а). 18 лет;

б). 14 лет;

в). 10 лет;

г). 16 лет.
13). Односторонний отказ от исполнения соглашения об уплате алиментов…

а). допускается в случае изменения семейного положения;

б). не допускается;

в). допускается в случае существенного изменения материального положения;

г). допускается.
14). Вопрос о порядке осуществления родительских прав решает …

а). суд;


б). администрация;

в). орган опеки и попечительства;

г). суд с участием органа опеки и попечительства.
15). Имущество супругов при наличии брачного договора …

а). делится согласно брачного договора;

б). не делится;

в). делится в равных долях;

г). делится между супругами и их детьми.
16). При отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов, алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются …

а). в административном порядке;

б). судом;

в). нотариальной конторой;

г). органом записи актов гражданского состояния.
17). При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения, право ребёнка на воспитание обеспечивается…

а). судом;

б). органом записи актов гражданского состояния;

в). органом опеки и попечительства;

г). отделом внутренних дел.
18). Выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, не прекращается …

а). при усыновлении (удочерении) ребёнка;

б). по достижении ребёнком совершеннолетия;

в). при переезде лица, обязанного уплачивать алименты в другой город (село, посёлок);

г). смертью лица, получающего алименты или лица, обязанного уплачивать алименты.
19). Брак не может быть расторгнут в суде …

а). в случае смерти одного из супругов;

б). в случае признания судом одного из супругов недееспособным;

в). в случае объявления судом одного из супругов умершим (безвести пропавшим);

г). в случае, если муж изъявил желание расторгнуть брак без согласия жены во время её беременности и в течении года после рождения ребёнка.
20). По общему правилу брачный возраст в Российской Федерации составляет:

а). 18 лет;

б). 21 год;

в). 14 лет;

г) 16 лет.
21). Имущество нажитое супругами во время брака является :

а). их совместной собственностью;

б). их совместной собственностью и собственностью их детей;

в). их совместной собственностью и собственностью их родителей;

г). их совместной собственностью и собственностью их братьев и сестёр.
22). Только в суде брак может быть расторгнут:

а). при согласии супругов;

б). при наличии несовершеннолетних детей;

в). во всех случаях;



г). при наличии совершеннолетних детей.
1.11. Примерный перечень вопросов к зачёту (экзамену).


  1. Основные начала семейного законодательства. Отношения ,регулируемые семейным законодательством.

  2. Осуществление и защита семейных прав.

  3. Условия и порядок заключения брака.

  4. Основания для прекращения брака.

  5. Порядок расторжения брака. Расторжение брака в органах ЗАГС.

  6. Расторжение брака в судебном порядке. Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака.

  7. Признание брака недействительным. Последствия признания брака недействительным.

  8. Личные права и обязанности супругов.

  9. Понятие законного режима имущества супругов. Совместная собственность супругов.

  10. Собственность каждого из супругов. Признание имущества каждого из супругов их совместной собственностью.

  11. Брачный договор. Заключение брачного договора. Содержание брачного договора.

  12. Установление происхождение детей.

  13. Права несовершеннолетних детей.

  14. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и интересов.

  15. Осуществление родительских прав. Защита родительских прав.

  16. Лишение родительских прав. Порядок лишения родительских прав. Последствия лишения родительских прав.

  17. Ограничение родительских прав. Последствия ограничения родительских прав.

  18. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей. Взыскание алиментов на несовершеннолетних детей и их размер.

  19. Взыскание и использование алиментов на детей, оставшихся без попечения родителей.

  20. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей , а также несовершеннолетних братьев и (или) сестёр, дедушек и бабушек.

  21. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов.

  22. Порядок уплаты и взыскания алиментов.

  23. Освобождение от уплаты задолженности по алиментам. Ответственность за несвоевременную уплату алиментов.

  24. Прекращение алиментных обязательств.

  25. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

  26. Дети, в отношении которых допускается усыновление (удочерение). Порядок усыновления ребёнка.

  27. Лица, имеющие право быть усыновителями. Разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребёнком.

  28. Согласие усыновляемого ребёнка на усыновление. Имя, отчество и фамилия усыновлённого ребёнка.

  29. Правовые последствия усыновления ребёнка.

  30. Отмена усыновления ребёнка. Последствия отмены усыновления ребёнка.

  31. Опекуны (попечители) детей. Опека (попечительство) над детьми, находящимися в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения..

  32. Права детей, находящихся под опекой (попечительством).

  33. Права и обязанности опекуна (попечителя).

  34. Приёмная семья. Образование приёмной семьи. Приёмные родители.

  35. Порядок заключения брака на территории Российской Федерации и за её пределами.

  36. Признание браков, заключённых за пределами территории РФ. Недействительность брака.

  37. Установление содержания норм иностранного семейного права. Ограничение применения норм иностранного семейного права.

1.12 . КОМПЛЕКТ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ БИЛЕТОВ ХРАНИТСЯ НА КАФЕДРЕ

1.13. НАПИСАНИЕ РЕФЕРАТОВ НЕ РЕДУСМОТРЕНО

1.14. НАПИСАНИЕ КУРСОВЫХ РАБОТ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО

1.15. НАПИСАНИЕ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО

1.16 МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕТ

1.17 БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ


РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или её разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.
Методические рекомендации для выполнения контрольных работ.
При изучении социальных дисциплин предполагается обязательное написание контрольной работы по одной из выбранных тем.

Контрольная работа – это самостоятельная, письменная работа студента, подготовленная на основе изучения Законов РФ и научной литературы. Научная литература – это авторские статьи, тезисы, монографии. В контрольной работе студент раскрывает исследуемую им тему и в сжатой, можно тезисной форме описывает: постановку проблемы, её сущность, степень изученности (исследования), актуальность для российского общества и делает соответствующий вывод. При написании контрольной работы у студента должны вырабатываться исследовательские навыки, которые помогут избавиться от бесконечного желания «списывать», т.е. в контрольной работе исключается переписывание глав или страниц из учебников, статей, монографий. Изученный материал можно излагать письменно только после творческого его осмысления.

Оформление контрольной работы начинается с титульного листа, где указывается: Министерство образования и науки Российской Федерации; ВУЗ; факультет, кафедра, что это за работа (контрольная работа или реферат), тема работы, кто выполнил (фамилия, имя, отчество студента, группа, курс), кто проверил (должность и фамилия преподавателя), дата сдачи контрольной работы; город, где происходят события.

Структура контрольной работы должна включать следующие составные части: план, введение, основное содержание, заключение и список использованной литературы.

План составляется при изучении литературы заранее, в нём должна быть отражена структура работы, план это «лицо» любого научного труда.

Введение содержит задачи поставленные студентом при исследовании выбранной темы, поясняется её актуальность, степень разработки, перечисление наиболее известных учёных исследующих данную проблематику, а также обосновывается круг рассматриваемых вопросов.

Основная часть контрольной работы состоит не менее чем из двух-трёх разделов или глав, которые должны иметь логическую связь друг с другом. Каждый раздел или глава могут заканчиваться краткими выводами, можно изложить и своё аргументированное мнение по тому или иному вопросу.

Заканчивается контрольная работа небольшим заключением, где формулируются основные выводы работы.

В конце работы указывается список использованной литературы (библиография), в котором: во-первых, должны быть указаны в алфавитном порядке, сначала пишется фамилия, а затем инициалы автора, название работы, где опубликована (указать издательство или журнал, откуда взята статья), год издания и страницы; во-вторых, если в работе студент ссылается на указанную литературу, то для этого в основном содержании, вводной или заключительной части все цитаты или ссылки на кого-либо нумеруются и выставляются при составлении библиографии; в-третьих, для контрольной работы рекомендуется ссылка не менее 5-6 работ или авторов статей.

Объём контрольной работы должен быть в пределах 16 - 18 страниц машинописного текста или его компьютерного варианта (шифр Times New Roman, размер 12, междустрочный интервал – 1,5) или 23-24 страницы, написанные от руки, или одна тетрадь школьного образца, состоящая из 12 листов).

При написании контрольных работ надо использовать помощь библиотек. Изучение монографий можно начать, используя каталоги библиотек, где есть тематические разделы.

Предложенные темы контрольных работ и многочисленные источники к ним дают возможность студентам самостоятельно изучить проблемы связанные с семейными отношениями в области правовой сферы. Кроме того, им представляется возможность при написании контрольных работ познакомиться с современной литературой и изучить действующие нормативно-правовые акты по выбранным ими направлениям.


Раздел 3. Содержательный компонент теоретического материала.
Тезисы лекций.
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница