Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В «актуальные проблемы культуры XX века»



страница1/4
Дата29.04.2016
Размер0.78 Mb.
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ГСЭ. В «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА»
Основная образовательная программа подготовки специалиста
по направлениям подготовки

050716.65 Специальная психология (Семейное консультирование)

050717.65 Специальная дошкольная педагогика (Семейная коррекционная педагогика)

050403.65 Культурология (Музыкальное образование)

Утверждено на заседании кафедры философии и социологии

факультета истории и социальных наук

(протокол №_1_ от 31.08._2012_г.)

Зав.кафедрой _____________________Т.П.Штец




Структура учебно-методического комплекса дисциплины
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
1.1. Авторы (составители) программы: В.Е.Фёдоров, кандидат философских наук, доцент


1.2. Рецензенты: В.В.Васильева, к.пед.н., доцент (МАЭУ);

В.Н.Самородов, кандидат философских наук, доцент


1.3. Пояснительная записка:

Предмет курса: культура ХХ века, рассмотренная через призму социальных закономерностей, объясняющих специфику ее строения, становления, развития; механизмы ее самосохранения и обновления в историческом процессе.

Цель курса: раскрыть актуальные проблемы культуры 20 века, место и роль культуры в системе общества, ее соотнесенность с другими общественными явлениями, ее строение и функционирование в различных слоях, классах и группах общества ХХ века, принципы и методы анализа культуры как общественного явления, цели и возможности социокультурного анализа общества, условия, задачи и границы осуществимости культурной политики.

Задачи курса:

· показать пути изучения феномена культуры, методы научного анализа, теоретического и эмпирического осмысления культуры как общественного явления в ее глубоких и органических взаимосвязях с меняющимся социумом;

· познакомить студентов с основными концепциями культуры 20 века и их приложениями в области социокультурного анализа общества и практического воздействия на него в различных отношениях;

· выявить основные принципы и критерии ценностно-нормативной, структурно-типологической и институциональной организации культуры в современном обществе;

· показать возможности исследования культуры как общественного явления, в изучении общества и социальных процессов, в нем происходящих, через культуру и ее социальные показатели; границы применения полученных данных в формировании культурной политики и управлении культурой, в краткосрочном и долгосрочном прогнозировании тенденций социокультурного развития;

· раскрыть содержание и значение курса как научной дисциплины и учебного предмета, показать место среди других общественных и гуманитарных наук и учебных дисциплин, а также среди наук культурологического цикла.



Студенты должны знать:

Предлагаемый подход предполагает методологический и методический плюрализм, что означает овладение различными социологическими концепциями культуры и соответствующими методами ее изучения, выступающими друг по отношению к другу как взаимодополняющие (применительно к разным целям и задачам социокультурного исследования) и требующие применения различных методологий и методик социологического исследования культуры в зависимости от специфики объекта и конкретной ситуации.

Специфика курса определяется тем, что дисциплина трактуется как одна из культурологических дисциплин в ряду наук о культуре (таких как теория культуры, философия культуры, история мировой культуры, история культуры России, история культурологии и т. п.). Это означает, что на протяжении всего курса нас будут интересовать по преимуществу социологические показатели культуры как таковой и культурологические показатели социума (а не социология и социум сами по себе, в том числе через призму культурных и культурологических атрибутов). Социология составляет в данном курсе лишь метод изучения культуры; предметом же курса является культура, в то время как в рамках социологии культуры (как социологической дисциплины) предметом анализа является социум, а культура представляет лишь удобный материал конкретного эмпирического исследования общества через его культурные срезы (как социологическая дисциплина в ряду социальных наук социология культуры стоит в ряду социологии политики, социологии религии. социологии права, социологии науки, социологии образования, социологии семьи, социологии труда и т. п.).

Студенты должны уметь:

Специализация студентов 5 курса опирается на знания и навыки, полученные в рамках предшествующих базовых и специальных курсов по теории и истории культуры; активно используются сведения из общегуманитарных курсов: истории мировых цивилизаций и истории России, философии, общей социологии, политологии, психологии и других дисциплин этого ряда. Курс социологии культуры рассчитан на свободное использование разнообразных историко-культурных данных в процессе их социологической интерпретации и оценки, на приложение различных методов и методик социологической обработки и осмысления фактов и процессов культурной истории.

Предусмотрены такие формы контроля, как проведение коллоквиумов по отдельным темам, проблемных «круглых столов», обсуждений докладов и сообщений студентов, социологический анализ конкретных текстов культуры по заданию преподавателя, проблемно-творческие разработки отдельных аспектов проблематики курса по выбору студентов, систематизация социологических концептов и ключевых слов курса, проведение контент-анализа конкретных текстов (публицистических, политико-идеологических, художественных, научных), составление библиографических списков по конкретным темам и словников персоналий, проведение письменных блиц-работ, составление социологических анкет и методик проведения социологического исследования определенного рода, самостоятельное проведение пробного социологического исследования культуры в избранном аспекте социокультурной проблематики.

При разработке данного курса были использованы пособия: Культурология: Учебное пособие / Под ред. Г.В.Драча. Ростов-на-Дону, 1995, 2-е изд.-2001.; Культурология: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Н.Марковой. М., 2002.; Гуревич П.С. Культурология: Учебник. М., 2002.




1.4. ГОСВПО по данной дисциплине НЕТ


№ п/п

Шифр и наименование направления с указанием профиля, формы обучения

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость в

часах/ЗЕТ



Всего аудит.

Часов в интеракт.форме. (из ауд.)

ЛК

ПР/ СМ

ЛБ

СР







050716.65 Специальная психология (Семейное консультирование)

5

1


75

(2 семестра)



18




20

16




39

зачёт





050717.65 Специальная дошкольная педагогика (Семейная коррекционная педагогика)

5

9,10


75

(2 семестра)



18




20

16




39

экзамен





050403.65 Культурология (Музыкальное образование)


5

9

75

36




20

16




39

зачет



1.6. Содержание дисциплины:

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени




№№

Название раздела и темы

Количество часов

Форма отчета

Всего

ЛК

ПР, СМ

ЛАБ

Сам.раб.

Зачет

Экзамен

1.

Сущностные черты и особенности культуры 20 века. Основные проблемные поля философии культуры ХХ-ХХI в.в.




4

2




6







2.

Наука в системе культуры ХХ века. Сциентизм и антисциентизм. Человека и техника.




2

2




6







3.

Искусство 20 века. Модерн и постмодерн.




4

4




8







4.

Антропологический поворот в культуре 20 века. Человек в поисках смысла жизни.





4

4




7







5.

Массовая и элитарная культура. Феномен контркультуры.





4

2




6







6.

Основные подходы к пониманию развития культуры в ХХ веке. Культура и глобальные проблемы современности. Клип и кибер-культура.





2

2




6










ВСЕГО




20

16




39






1.6.2. Содержание разделов дисциплины


Раздел 1. Сущностные черты и особенности культуры 20 века. Основные проблемные поля философии культуры ХХ-ХХI в.в.
ХХ век как эпоха окончательной деконструкции классических представлений о культуре. Развитие неклассических культурфилософских идей 19 века в культурологии и философии ХХ века. ХХ век как эпоха кризиса прогрессистских ценностей, идеалов рационализма, европоцентристских представлений.

Особенности культуры ХХ века. «Мозаичность» культуры, отсутствие мировоззренческой доминанты, господство децентрализованного типа организации культуры.

Эволюционные и революционные процессы в культуре ХХ века. Культурный взрыв и механизмы, его обусловливающие в истории культуры (Ю.Лотман). Смена и ломка культурных парадигм. Научные революции. Промышленная, научно-техническая и компьютерная революции с точки зрения философии культуры.

Развитие культурфилософских идей первой половины ХХ в. Социокультурные идеи З.Фрейда, К.Г.Юнга и др. представителей фрейдизма. Антропологическое направление в социологии (М.Шелер, А.Гелен). Социологические концепции Франкфуртской школы в приложении к культуре (М.Хоркхаймер, Э.Фромм, Т.Адорно). Структурный функционализм (Б.Малиновский, А.Радклифф-Браун, Р.Мертон, Т.Парсонс). Символический интеракционизм (Ч.Кули, У.Томас, Дж. Мид и др.). Феноменологическая социология (А.Шюц, Г.Гарфинкель и др.). Теория обмена (Дж. Хоманс).

Дальнейшая эволюция философии культуры во второй половине ХХ в. Структурализм и постструктурализм в социологии культуры (К.Леви-Строс, Л.Гольдман, Р.Барт, Ц.Тодоров, Ю.Кристева, М.Фуко, Ж.Лакан и др.). Поздние социокультурные идеи Франкфуртской школы; неомарксизм (Ч.Р.Миллс, А.Лефевр, М.Хоркхаймер, Г.Маркузе, Т.Адорно). Экзистенциалистские идеи в социологии культуры (А.Камю, Ж.-П. Сартр). Культурфилософские идеи «новых левых». Леворадикальный социологический гиперкритицизм (Э.Гоулднер, М.Мерло-Понти, Ю.Хабермас). Теория постиндустриального общества (Д.Белл, О.Тоффлер). Неофункционализм Н.Лумана. Неопсихологизм в социологии культуры (С.Московичи, А.Маслоу). Теория радикализированного модерна Э.Гидденса. Теория исчерпанности модерна (Ф.Ферраротти).

Раздел 2. Наука в системе культуры ХХ века. Сциентизм и антисциентизм. Человек и техника.

Истоки и генезис новоевропейской науки. Позитивистские представления о роли науки в жизни общества, их кризис на рубеже 19 и 20 в.в. Основные аспекты бытия науки. Классическая и неклассическая наука. Различие между двумя основными формами научного познания – естественнонаучным и гуманитарным (науки о природе и науки о духе (культуре)).

Научная картина мира и её роль в культуре ХХ века. Проблема смены научных парадигм.

Проблема социальной ответственности ученых. Манифест Рассела – Эйнштейна, Пагуошское движение как примеры этической рефлексии и политической активности научного сообщества.

Сциентизм и антисциентизм: основные дискуссионные темы.

Техника как антропологическая и культурфилософская проблема ХХ века. «Миф машины» Л. Мамфорда. «Вопрос о технике» М. Хайдеггера. Н. А. Бердяев о социологии и метафизике техники.

Раздел 3. Искусство 20 века. Модерн и постмодерн.

Многообразие художественных стилей и направлений в художественной культуре ХХ века (экспрессионизм, кубизм, сюрреализм и др.). Основные принципы модернистского искусства: признание произведения искусства не отражением реальности, а самостоятельным миром со своими проблемами и ценностями; переживание как ведущая эстетическая категория, «совпадение» и «несовпадение», проблема выразимости и поиска адекватного художественного языка; предельный индивидуализм, проблема художник и зритель, понятие референтной аудитории; отрицание объективности пространства и времени; отрицание цельности и констатация многоликости человека: Я, анима, самость, тень, персона.

Постмодернистские практики истолкования культуры. Шизоанализ Ж. Делёза и Ф. Гваттари. «Машины желания» и феномен складки. Проблема деконструкции оснований художественных практик. Культура как поле симулякров (Ж. Бодрийар). Ж.Деррида: критика онто-фоно-фалло-логоцентризма культуры эпохи модерна. Грамматология и сюжеты культуры. Ф. Лаку-Лабарт о распаде культуры и манифестации перверсий. Особенности постмодернистского искусства: игровой подход к художественной реальности, намеренные анахронизмы, цитатность, пастиш, использование изобразительных средств массовой культуры и др.

Раздел 4. Антропологический поворот в культуре 20 века. Человек в поисках смысла жизни.

Образ человека в культуре ХХ века. Человек во Вселенной: идеи космизма в культуре ХХ века. Природа человека и смысл его существования. Понятие ценности. Аксиология как учение о ценностях. Нравственные ценности в культуре ХХ века. Эстетические ценности и их роль в жизни человека ХХ века. Религиозные ценности и свобода совести в эпоху секуляризации. Личность: проблемы свободы и ответственности. Насилие и ненасилие. Человек в общественно-техническом мире. Проблема совершенного человека и совершенного общества в культуре ХХ века. Утопия и антиутопия.

Феноменология человеческого бытия (смерть, труд, господство, любовь, игра). Антропологические аспекты сознания и языка. Язык, общение, коммуникация. Духовный опыт человека. Проблема смысла человеческого существования. Абсурд как ключевое понятие экзистенциализма и его отражение в культуре: экзистенциальная философия и литература, театр абсурда.

Раздел 5. Массовая и элитарная культура. Феномен контркультуры.


Понятия «элита» и «масса», генезис элитаристского подхода к культуре. Идеи Ф. Ницще как один из важнейших источников элитарных концепций культуры. Основные факторы формирования в ХХ веке массового общества. Массовое общество и массовая культура. Критическая и апологетическая тенденции в культурфилософском анализе массового общества. Х. Ортега-и-Гассет о проблемах массового общества и элитарного искусства: «Восстание масс», «Дегуманизация искусства». Основные признаки массовой культуры. Специфика функционирования искусства в массовом обществе. Вальтер Беньямин о произведении искусства в эпоху его массовой технической воспроизводимости.

Субкультуры и их взаимодействие между собой в культуре ХХ века. Субкультуры социализированные и функциональные (профессиональные, территориальные, половозрастные, маргинальные и др.). Молодежная субкультура; криминальная субкультура и др. Понятие контркультуры (Т. Роззак). Феминизм как социокультурное движение и субкультура. Субкультуры сексуальных меньшинств. Взаимодействие и конфликты субкультур в рамках национальной культуры.


Раздел 6. Основные подходы к пониманию развития культуры в ХХ веке. Культура и глобальные проблемы современности. Клип-культура и кибер-культура.
Основные концепции развития культуры в ХХ веке. Понятие культуры и цивилизации. «Человек культурный» и «человек цивилизованный». Многомерность культурного пространства и культурного времени. Многообразие культур, цивилизаций, форм социального опыта. Взаимодействие тенденций к этнокультурному обособлению и к универсальному образу жизни по новоевропейской модели. Центры и периферия. Проблема конфликта цивилизаций. Запад, Восток, Россия в диалоге культур.

Формационный и цивилизационный подходы к историческому процессу. Мировая история и современность. Проблема смысла истории. Проблема достоверности познания исторической реальности. Формы единства в современном мире. Единство современного мира и теория конвергенции социальных систем. Феномен глобализации. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Проблема начала и «конца» человеческой истории. Проблемы и перспективы современной цивилизации, будущее человечества. Человечество перед лицом глобальных проблем. Современный терроризм: социально-философский аспект.

Понятие клип-культуры (О. Тоффлер и др.). Кибер-культура.


1.6.3. Темы для самостоятельного изучения


№№

пп


Наименование раздела

Тема

Кол-во часов

Форма самостоятельной работы

Форма контроля самостоятельной работы

1

Сущностные черты и особенности культуры 20 века.

Антропологический поворот и философия культуры ХХ века

6

вопросы для самостоятельного изучения

подготовка докладов к семинарскому занятию

2

Наука в системе культуры ХХ века.

Сциентизм и антисциентизм. Человек и техника.

6

реферат

защита реферата


3

Искусство 20 века. Модерн и постмодерн.

Основные направления искусства.

8

доклады

выступление с докладами

4

Антропологический поворот в культуре 20 века.


Человек в поисках смысла жизни (искусство-религия-философия-наука).

7

вопросы для самостоятельного изучения

подготовка докладов к семинарскому занятию

5

Массовая и элитарная культура. Феномен контркультуры.

Черты массовой и элитарной културы. Молодежь и контркультурные движения.

8

реферат

защита реферата


6

Культура и глобальные проблемы современности.

Культурные процессы в информационном обществе. Клип и кибер-культура.

6

доклады

выступление с докладами




ИТОГО




39









1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница