Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В проблемы гуманитарных наук



Скачать 464.45 Kb.
страница1/3
Дата17.05.2016
Размер464.45 Kb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


ГСЭ. В.1.1. ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

030601 Журналистика


Утверждено на заседании кафедры

культурологии и

межкультурной коммуникации, теории языка

и журналистики

факультета филологии, журналистики и

межкультурных коммуникаций

(протокол № 8 от 01.03.2013г.)


Зав. кафедрой

______________________________ (Иванищева О.Н.)



РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины1.

1.1. Автор – составитель:

  • Паламарчук Максим Леонидович, ассистент кафедры межкультурной коммуникации, теории языка и журналистики.

1.2. Рецензенты:

  • Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка МГПУ Шевченко Н.А.

  • Шеф-редактор ТК «Блиц-ТНТ» Рихтер Н.В.


1.3. Пояснительная записка:

Освоение курса «Проблемы гуманитарных наук» предполагает ознакомление студентов со специфическими особенностями гуманитарных наук в современном динамично меняющемся мире, а также с перспективами их развития и интегративными тенденциями.

Поскольку современное знание обладает междисциплинарным характером, в рамках курса мы прибегнем к некоторому объединению проблемных полей социального и гуманитарного знания, ибо и то, и другое знание изучает человека (человеческую общность, общество) во многих социокультурных аспектах.

Цель курса – формирование системы знаний о социально-гуманитарных науках как некой целостности и освоение содержания фундаментальных научных понятий (проблем) гуманитарного знания.

Задачи курса:


  • дать общее представление о социально-гуманитарных науках, методах познания;

  • изучить подходы к современной социальной действительности;

  • рассмотреть особенности объекта и субъекта гуманитарного познания, фундаментальные ценности гуманитарных наук;

  • освоить основные понятия и проблемы социально-гуманитарных наук: время, пространство, хронотоп, коммуникация, объяснение, понимание, интерпретация, текст, автор и т.д.

  • дать общее представление о междисциплинарных исследованиях в социально-гуманитарных науках.

Место курса в общей системе подготовки специалиста:

Курс «Проблемы гуманитарных наук» является профилирующим для специалистов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика», и читается на третьем курсе в пятом семестре.



1.4. Извлечение из ГОС ВПО

ГСЭ.В.1 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом)




1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):



030601 Журналистика

курс

семе

стр


Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

трудоемкость

Всего аудит

ЛК

ПР

ЛБ

Сам. раб

030601

«Журналистика»



3

5


14

14

10

4






Контрольная работа

зачет

экзамен


Итого:







70

14

10

4




56





1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

№ п/п

наименование раздела, темы

всего аудит.

ЛК

ПР

трудоёмк.

сам.работа

Раздел№1. Общее понятие о гуманитарном знании

1

Социально-гуманитарное знание и подходы к изучению социальной действительности (дисциплины социально-гуманитарного профиля, социально-гуманитарная наука, специфика объекта, предмета и субъекта гуманитарного познания)

2

2







14

Раздел №2. Проблемное поле социально-гуманитарных наук

2

Фундаментальные ценности гуманитарных наук

6

6







16

3

Понятие социального пространства-времени в гуманитарных науках (и явление хронотопа)

4

Проблема истинности в гуманитарных науках (язык, текст, понимание, интерпретация, автор, коммуникация и др.)

2

2







12

Раздел №3. Междисциплинарные исследования в социально-гуманитарных науках

5

Понятие и сущность междисциплинарного исследования, его виды в социально-гуманитарном познании.

4




4




14

6

Итого

14

10







56


1.6.2.Содержание разделов дисциплины.

Раздел 1. Общее понятие о гуманитарном знании

Тема №1. Социально-гуманитарное знание и подходы к изучению социальной действительности (дисциплины социально-гуманитарного профиля, социально-гуманитарная наука, специфика объекта, предмета и субъекта гуманитарного познания).

Процесс формирования гуманитарных и социальных дисциплин (социология, политология, экономика, культурология, журналистика). Классическая, неклассическая и постнеклассическая социально-гуманитарная наука. Основные принципы познания действительности в гуманитарных науках. Объект и предмет в гуманитарных науках. Специфика субъекта гуманитарного познания.

Раздел 2. Проблемное поле социально-гуманитарных наук

Тема №2. Фундаментальные ценности гуманитарных наук.

Проблема ценностей в гуманитарных науках, виды ценностей. Общественные идеалы и нормы. Проблема жизни как категории наук о человеке, обществе и культуре.
Тема №3. Понятие социального пространства-времени в гуманитарных науках (и явление хронотопа).

Физическое и социальное время и пространство. Культурно-историческое время. Пространство города как социокультурный феномен. Понятие «хронотоп».


Тема №4. Проблема истинности в гуманитарных науках (текст, понимание, интерпретация, автор, язык, коммуникация и др.).

Сущность объяснения в социально-гуманитарном знании. Понимание как условие интерпретации текста. Научная коммуникация. Место и роль автора текста в рамках гуманитарных наук. Язык как феномен культуры.


Раздел 3. Междисциплинарные исследования в социально-гуманитарных науках

Тема №5. Понятие и сущность междисциплинарного исследования, его виды в социально-гуманитарном познании.

Вненаучное социально-гуманитарное знание. Системный подход в гуманитарных науках. Междисциплинарные исследования в социально-гуманитарных науках. Научные школы.
1.6.3.. Темы для самостоятельного изучения:





порядок выполнения заданий

модуль №1

Общее понятие о гуманитарном знании



модуль № 2

Проблемное поле социально-гуманитарных наук




модуль №3

Междисциплинарные исследования в социально-гуманитарных науках



итоговый результат

студента



тип задания

составление словаря основных терминов (в электронном виде)

мультимедийная презентация по определённой тематике (в рамках модуля по выбору студента)

составление тестов (по заранее определённому преподавателем блоку дисциплины)




Ф.И.О. студента













вид контроля

проверка преподавателем

(с использованием системы http://www.antiplagiat.ru)



аудиторное представление

проверка преподавателем




сроки проверки

при рассмотрении темы на ЛК занятиях

на зачёте

1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу:

Практическое занятие №1-2. Междисциплинарные исследования в социально-гуманитарных науках (4 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «междисциплинарного исследования», его виды в социально-гуманитарном познании.

2. Вненаучное социально-гуманитарное знание.

3.Системный подход в гуманитарных науках.

4.Междисциплинарные исследования в социально-гуманитарных науках.

5. Сущность термина «Научные школы».


Источники:

  1. Каган, М.С. Системный подход и гуманитарное знание. – СПб., 1991.

  2. Масленников, Е.В. Экспертное знание: Интеграционный подход и его приложение в социологических исследованиях. - М., 2001.

  3. Петровский, В.Ф. Возможно ли общество знания в России? http://www.school.edu.ru/news.asp?ob_no=23706

  4. Фролов, И.Т., Юдин, Б.Г. Этика науки — М., 1986.

  5. Фуко, М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. - Спб., 1994. (http://lib.ru/CULTURE/FUKO/weshi.txt)



  1. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество.–М., 1993, 1999.


1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Основная литература:

http://yanko.lib.ru/books/cultur/encyclopcultXX/all.html - Культурология ХХ век (в 2-х томах), энциклопедия.

  1. Абульханова, К.А., Березина, Т.Н. Время личности и время жизни. – СПб.: Алетейя, 2001. – С.15-53.

  2. Адорно, Т.В. К логике социальных наук// Вопросы философии. – 1992. - №10.

  3. Бак, Д.П. Кузнецова, Н.И. Филатов, В.П. Границы интерпретации в гуманитарном и естественнонаучном знании// Вопросы философии. – 1998. - №5.

  4. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М.,1994.

  5. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.

  6. Бубер, М. Я и Ты. - М., 1993.

  7. Быстрицкий, Е.К. Научное познание и проблемы понимания / Е.К. Быстрицкий. – Киев, 1986

  8. Валлерстайн, И. Конец знакомого мира: Социология XXI века. – М., 1994.

  9. Вико,Дж. Основания новой науки об общей природе наций. - М., 1940.

  10. Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного / Х.-Г. Гадамер. – М., 1991. – 367 с.

  11. Гадамер, Х.Г. Истина и метод. – М., 1988. – С.44-85.

  12. Гайденко, П.П. Давыдов, Ю.Н. История и рациональность. – М., 1991.

  13. Гердер, И. Идеи к философии истории человечества. - М.:Наука, 1977. - 703с. (отрывки http://www.countries.ru/library/texts/gerder.htm )

  14. Герменевтика: история и современность.- М., 1985.

  15. Гусев С.С. Проблема понимания в философии / С.С. Гусев, Г.Л.Тульчинский – М., 1985. – 192 с.

  16. Диалог о диалоге// Вопросы философии. - 1992. - №12.

  17. Дильтей, В. Категории жизни// Вопросы философии. – 1995. - №10.

  18. Золотухина-Аболина, Е.В. Рациональное и ценностное. – Ростов-на-Дону, 1998.

  19. Ильин, В.В. Постнеклассическое обществознание: каким ему быть?// СОЦИС. – 1992. - №10.

  20. Ирза, Н.Д. Хронотоп. Культурология ХХ век: Энциклопедия. Т.2. – С.337-338. http://www.velikanov.ru/culturology/ - Культурология ХХ век (в 2-х томах), энциклопедия

  21. Ищенко, Е.И. Современная эпистемология и гуманитарное познание. – Екатеринбург, 1990.

  22. Каган, М.С. Системный подход и гуманитарное знание. – СПб., 1991.

  23. Кант, И. Антропология с прагматической точки зрения. Соч. в 6-ти томах. Т.6. / Под общ. ред В.Ф. Асмуса и др. – М.: Мысль. – 1966. – 743 с.

  24. Кузнецов, В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. – М., 1991.

  25. Лихачев Д.С. Культура как целостная система // Новый мир, 1994, № 8.

  26. Лотман, Ю.М. Культура и взрыв. – М., 1992.

  27. Лотман, Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. - Спб., 2002.

  28. Масленников, Е.В. Экспертное знание: Интеграционный подход и его приложение в социологических исследованиях. - М., 2001.

  29. Моисеев, Н.Н. Естественнонаучное знание и гуманитарное мышление// Общественные науки и современность. – 1993. - №2.

  30. Объяснение и понимание в социальном познании. – М., 1990.

  31. Петровский, В.Ф. Возможно ли общество знания в России? http://www.school.edu.ru/news.asp?ob_no=23706

  32. Рекомендуемая литература, учебные издания: учебники и учебные пособия, включая (при наличии) их электронные версии:

  33. Рикёр, П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / П. Рикёр – М., 1995.

  34. Риккерт, Э. Науки о природе и науки о культуре. - М.: АСТ, Харвест. - 2000. (http://www.philosophy.ru/library/rickert/k_n.html)

  35. Тайлор, Э. Первобытная культура. - М.: Политиздат, 1989г. - 573 с.

  36. Тойнби, А. Постижение истории. - М.:Айирис — пресс. - 2006. (http://www.kulichki.com/~gumilev/Toynbee/index.html)

  37. Уайт, Л. Избранное: Наука о культуре. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 960 с. (Серия «Культурология. XX век»).

  38. Фролов, И.Т., Юдин, Б.Г. Этика науки — М., 1986.

  39. Фуко, М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. - Спб., 1994. (http://lib.ru/CULTURE/FUKO/weshi.txt)

  40. Хайдеггер, М. Время и бытие. - СПб.: Наука. - 2007.

  41. Хёйзинга, Й. Homo Ludens: в тени завтрашнего дня. - М.: АСТ, -2004. - 941с. (http://lib.ru/FILOSOF/HUIZINGA/huizinga.txt)

  42. Шпенглер, О. Закат Европы. В 2-х т. Т.1. Образ и действительность. Новосибирск: Наука. 1993г. - 592 с.


Дополнительная:

  1. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество.–М., 1993, 1999.

  2. Бергер, П. Лукман Т. Социальное конструирование реальности.–М., 1995.

  3. Виндельбанд, В. Избранное. Дух и история. – М., 1995.

  4. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество.–М., 1992.

  1. Сумерки богов. – М.: Политиздат, 1989. – 398 с.

  2. Бодриар, Ж. Система вещей.–М., 1995, 2000.

1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины

1.9.1 Перечень используемых технических средств:



  • персональный компьютер (или ноутбук);

  • цифровой проектор;

  • экран;

  • аудиоколонки;

  • интернет-доступ;

Перечень используемых пособий:

  • Тарасов, Ю.Н. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. – Воронеж, 2007. – 208 с.

  • Философские проблемы социально-гуманитарных наук: методическое пособие к экзамену кандидатского минимума для аспирантов и соискателей гуманитарных факультетов/ А.Л. Стризое, С.Э. Крапивенский, Н.В. Омельченко, М.П. Бузский, С.Б. Токарева, В.А. Храпова. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. – 100 с.


Интернет-ресурсы:

  1. Мифы народов мира : [фундаментальный науч. труд], [более 3600 статей, 1500 иллюстраций]; [авт. А. Ф. Лосев и др.] - М. : ДиректМедиа Паблишинг : Большая Рос. Энциклопедия : Новый диск, 2006 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ, Классика энциклопедий) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; Windows 95/98/ME/NT/XP/2000 ; CD-ROM ; SVGA, Загл. с контейнера. : цв. - ISBN 5-94865-108-8 : 500-00.

  2. Философская энциклопедия [Электронный ресурс] : [4500 статей] - М. : ДиректМедиа Паблишинг : Болшая Рос. Энциклопедия :Новый диск, 2006. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : цв. - (Электронная библиотека ДМ). - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; MS Windows 95/98/ME/NT/XP/2000 ; CD-ROM ; SVGA; Загл. с контейнера. - ISBN 5-94865-112-6 : 500-00.


Интернет-ресурсы:
http://yanko.lib.ru/gum.html — электронная библиотека Янко Славы (огромная коллекция оцифрованной литературы по культурологии, философии и другим гуманитарным наукам);

http://www.countries.ru/library.htm - сайт для специалистов (студентов, профильных специальностей, преподавателей) в области культурологии и смежных дисциплин);

http://www.auditorium.ru/ - сайт по социально-гуманитарному и политологическому образованию;

http://www.philosophy.ru - сайт института философии Российской академии наук;

http://www.anthropology.ru – сайт по проблемам антропологии и социально-гуманитарному знанию
1.10 Примерные зачетные тестовые задания.

1. К социальным наукам относят:

а) социологию, политологию, право, биологию;

б) политологию, социальную психологию, журналистику, антропологию;

в) право, эстетику, лингвистику, социологию;

г) социологию, этнологию, антропологию, биологию.


2. К гуманитарной области относят науки:

а) историю, антропологию, право, эстетику;

б) философию, эстетику, право, педагогику;

в) культурологию, философию, эстетику, лингвистику);

г)психологию, эстетику, этнологию, право.
3. Классическое социально-гуманитарное знание оформилось в:

а) начале 19 столетия;

б) начале 18 столетия;

в) на рубеже 19-20 веков;

г) 17 — конец 19 столетия.
4. К особенностям неклассической науки относят:

а) сложность и нелинейность, свободу поиска научного знания;

б) простота и стабильность, доминирование эмпирических методов познания;

в) самоорганизацию мировых процессов, бифуркационность и нестабильность мира;

г) новаторство и нестандартность подходов.
5. Известная фраза «Природу мы объясняем, а живую человеческую душу должны понять» принадлежит философу:

а) В.Дильтею;

б) К.Попперу;

в) В.Виндельбанду;

г) О.Конту.
6.Субъект в гуманитарном познании может одновременно являться и:

а) объектом познания;

б) предметом познания;

в) демиургом;

г) ни одним из вышеперечисленных.

7. Под ценностями в гуманитарных науках понимают:

а) образцы и модели поведения;

б) общепризнанные значимости, выраженные через определённую оценку действий человека;

в) меру стоимости произведения искусства;

г) культурные модели существования человека.


8. Абстрактные инварианты (модели) утопического общественного устройства или образцовое (должное) поведение человека в рамках культуры называют:

а) стереотипами;

б) идеалами;

в) прототипами;

г) законами.
9. Назовите философа, который характеризовал жизнь как органическое целое, как «жизненный порыв» в форме интеллекта и инстинкта, способствующие пониманию жизни с целью выживания организмов:

а) Г.Гегель;

б)М.Хайдеггер;

в) А.Бергсон;

г) И.Кант.
10.Выберите две основные характеристики социального времени:

а) личностная значимость;

б) непрерывность;

в) множественность;

г) необратимость.
11. Примерами социального пространства являются:

а) горный ландшафт;

б) иерархическая структура социума;

в) морской берег;

г) межкультурный диалог.
12. Термин «хронотоп» был методологически обоснован и введён в научный оборот учёными:

а) А.Ухтомским и М.Бахтиным;

б) М.Вебером и А.Вебером;

в) Х.-Г. Гадамером и М.Хайдеггером;

г) В.Я.Проппом и Б.Успенским.
13. Истина — это:

а) соответствие наших мыслей нашим высказываниям;

б) соответствие наших суждений реальному положению дел;

в) непротиворечивое высказывание;

г) соответствие наших чувств нашему поведению.
14. Центральной проблемой в гуманитарных науках является проблема:

а) описания действительности;

б) объяснения социальной реальности;

в) понимания социокультурной ситуации;

г) веры.
15. В своей философии Ж.Деррида понимал «культурный текст»:

а) как исторический источник;

б) в самом широком смысле слова, как некий культурный артефакт, как совокупность смыслов;

в) как литературное произведение;

г) человеческий поступок.
16. Главной задачей интерпретатора текста в социально-гуманитарном познании является:

а) воссоздание авторской позиции;

б) производство нового смысла, соответствующего социокультурной ситуации прочтения данного текста;

в) изучение контекста произведения;

г) анализ произведения и формулировка общих выводов.
17. Известная фраза «Язык — дом бытия» принадлежит:

а) М.Хайдеггеру;

б) Р.Барту;

в) М.Фуко;

г) И.Канту.
18. Ко вне-научным видам социально-гуманитарного знания относят:

а) квазинаучное знание;

б) паранаучное знание;

в) обыденное знание;

г) лженаучное знание.
19. Выделите современные тенденции в социально-гуманитарном познании:

а) синергетический подход к явлениям культуры;

б) системный подход в изучении социокультурных процессов и явлений;

в) интеграция наук;

г) натуралистический подход в изучении социальной реальности.
20. Этос науки — это:

а) свод правил, рекомендуемых в исследовательской деятельности учёному;

б) совокупность нравственных черт и особенностей характера современного учёного;

в) научная этика;

г) регламент научного заседания.
21. Основной задачей СМИ в социально-гуманитарном знании является:

а) формирование общественного мнения;

б) классификация знания;

в) накопление, сохранение и трансляция информации по каналам массовой информации;

г) обеспечение общественного порядка.
1.11. Примерный перечень вопросов к зачету.


  1. Социальные и гуманитарные науки: сходства и различия.

  2. Процесс формирования социально-гуманитарного знания.

  3. Классическая гуманитарная наука (характерные черты, временные рамки).

  4. Неклассическая гуманитарная наука (характерные черты, временные рамки).

  5. Постнеклассическая гуманитарная наука (характерные черты, временные рамки).

  6. Основополагающие принципы в социо-гуманитарном исследовании.

  7. Методы познания гуманитарных наук.

  8. Объект и предмет социально-гуманитарного познания.

  9. Индивидуальный субъект гуманитарного познания (специфические особенности).

  10. Ценности: понятие, виды.

  11. Идеалы: модели идеального общества и человека.

  12. Нормирование жизни общества.

  13. Жизнь как социально-гуманитарная проблема.

  14. Содержание понятия «жизнь», проблема соотношения жизни и смерти.

  15. Социальное пространство и время, явление хронотопа в культуре.

  16. Город как социокультурный феномен.

  17. Культурно-историческое время.

  18. Понятие «истины» в науке.

  19. Сущность объяснения в гуманитарном познании.

  20. Понимание в гуманитарном познании.

  21. Текст и его интерпретация.

  22. Проблема автора и текста.

  23. Язык как феномен культуры.

  24. Виды вне-научного знания.

  25. Междисциплинарные исследования в социально-гуманитарном познании.

  26. Системный подход и принцип синергетики.

  27. Научные школы и коммуникация.

  28. Этос науки.

  29. Роль СМИ в социально-гуманитарном знании.

  30. Гуманитарное и естественнонаучное знание.


1.12. Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафед-

рой до начала сессии). Не предусмотрен.
1.13. Примерная тематика рефератов.

Не предусмотрена.



1.14. Примерная тематика курсовых работ.

Не предусмотрена



1.15. Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ.

Не предусмотрена



1.16. Методика(и) исследования (если есть).

Не предусмотрена



1.17. Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для

оценивания знаний студентов по данной дисциплине.


РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница