Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В социология молодежи основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050403 Культурология с дополнительной специальностью «Музыкальное образование»



страница1/3
Дата26.06.2016
Размер0.62 Mb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ГСЭ.В.3.2. СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ


Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности


050403 Культурология с дополнительной специальностью «Музыкальное образование»

Утверждено на заседании кафедры

социальных наук

факультета ИиСН

(протокол № _____ от ________20___ г.)

Зав.кафедрой _______________Л.И. Геращенко

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
1.1. Автор программы - В.Е.Фёдоров, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии МГПУ;

1.2. Рецензенты: Т.П.Штец, к.филос.н., доцент

В.Н.Васильева, д.соц.н., профессор (МГТУ)



1.3. Пояснительная записка:
Целью данного курса является изучение и анализ статуса молодежи в социальной системе, её сущностных черт и особенностей в современном мире; изучение основных философских и социологических концепций молодежи и молодежных движений; а также формирование представлений о её основных понятиях и проблемах. Это даёт возможность лучшей ориентации студентов в условиях современного меняющегося общества и позволит более чётко формулировать проблематику социологических исследований.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач:

- анализ идейно-теоретических и социально-культурных предпосылок становления молодежных сообществ;

- изучение типологии и динамики молодежи на макро и микроуровне;

- обоснование и систематизация основных понятий и смыслов молодежных движений;

- сравнительный анализ методов изучения молодежной субкультуры;

- раскрытие теоретических подходов при исследовании молодежных сообществ в разных направлениях;

- изучение особенностей современного подхода к исследованию молодежи;

- выделение и обоснование существующих в молодежных сообществах и движениях базовых идей, понятий и проблем;

- рассмотрение ключевых факторов, определяющих специфику молодежи в современном обществе.
В результате изучения курса, студенты должны знать:

- сущностные черты, особенности и структуру молодежных сообществ;

- основные концепции молодежных движений как на Западе, так и в России;

- особенности современного подхода к исследованию молодежи;

- различные подходы к типологизированию молодежных сообществ;

- динамические процессы в молодежных сообществах на макро и микроуровне;

- ключевые понятия, категориальный аппарат, методы исследования.

В результате изучения курса студенты должны уметь:

- анализировать теоретические, социально-культурные и исторические предпосылки становления молодежи как особой социально-демографической общности;

- сравнивать и анализировать методы исследования молодежных сообществ в различных школах;

- анализировать особенности современного подхода к исследованию молодежи;

- выделять сущностные характеристики молодежных сообществ и движений;

- соотносить понятия «молодежная культура», «молодежная субкультура» и «культура для молодых»;

- видеть динамику взаимодействия молодежных сообществ и базовой культуры общества;

- ориентироваться в общей типологии молодежных сообществ и движений. Из вышесказанного следует, что курс «Социология молодежи» представляет особый интерес для изучения и позволит лучше ориентироваться студентам в условиях меняющегося мира и общей социальной проблематике.

При подготовке пособия использовались: Молодежная субкультура: Учебное пособие / С.И.Левикова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004; Исламшина Т.Г. Социология молодежи: учеб. пособие. – Казань, 1997; Омельченко Е.Л. Социология молодежи. – М., 2000.

1.4. Извлечение ГОСВПО - НЕТ
1.5. Объём дисциплины и виды учебной работы:


№№ п/п

Шифр и наименование специальности

ККурс

ССеместр

Виды учебной работы, в часах


Вид итогового контроля

(форма отчётности)



Трудо-ёмкость

Всего аудит.

ЛК

ПР

ЛБ

Сам. работа

1.

050403.65 Культурология с дополнительной специальностью «Музыкальное образование»

5

9

75

36

18

18

-

39

зачет



































































1.6. Содержание дисциплины
1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

ЛК

ПР

СРС




36

18

18

39

1.

Понятия «молодежь» и «молодежные сообщества»; смысловое содержание понятий «молодежная культура», «молодежная субкультура» и «культура для молодых».

2

2




4

2.

Основные концепции молодежных сообществ. Особенности современного подхода к исследованию феномена молодежи.

4

2

2

4

3.

Проблема генезиса молодежных сообществ и конфликт поколений.

4

2

2

4

4.

Молодежная субкультура и молодежные движения.

2




2

4

5.

Молодежная движения и контркультура: проблема «симбиоза». Социально-исторические и теоретические основания контркультуры.

4

2

2

4

6.

Молодежные сообщества как способ самоидентификации и социализации.

4

2

2

4

7.

Типология молодежных сообществ и движений. Различные подходы к типологизированию молодежных сообществ.

4

2

2

2

8.

Динамика молодежных сообществ. Динамика взаимодействия молодежных сообществ и базовой культуры общества.

4

2

2

2

9.

Молодежные сообщества и культура наркотиков.

2




2

4

10

Молодежные религиозные культы и сектантство.

2

2




4

11

Молодежные сообщества и движения России.

4

2

2

2


1.6.2 Содержание разделов дисциплины
Программа курса.
Тема 1. «Понятия «молодежь» и «молодежная субкультура»». Субкультура как научное и социально-философское понятие. Различные толкования понятия «субкультура». Сущностные характеристики субкультуры. История формирования понятия «молодежь». Молодежь как биосоциальное понятие. Биологизаторские и социологические концепции молодежи. Ш.Бюлер, Р.Бергиус, С.Эйзенштадт о критериях понятия «молодежь». Соотношение понятий «юность», «отрочество», «молодость». Теория peer group (групп равных). «Молодежь» как конкретно-историческое понятие. Ф.Тенбрук и К.Манхейм о молодежной субкультуре. Социокультурные смыслы и содержание феномена молодежной субкультуры. Сущностные характеристики молодежной субкультуры. Молодежная субкультура как «элитарная» культура, нацеленная на включение молодых людей в общество. Молодежная субкультура и «информационное» общество.

Тема 2. «Основные концепции молодежной субкультуры». Биологизаторские концепции молодежной субкультуры. Проблема молодежи в социал-дарвинизме. С.Холл: молодежная субкультура как время «второго рождения». Ш.Бюлер и Р.Бергиус о проявлениях молодежной субкультуры и неформальных молодежных объединениях. Психоанализ о специфике молодежной субкультуры. Молодежная субкультура как форма агрессии, нигилизма и протеста против общественных табу. Проблема девиантного поведения.

Социологические концепции молодежной субкультуры. Л.Розенмайер и Г.Гризе о молодежной субкультуре как социокультурном феномене. Образование как основной критерий юности. Социологическая концепция С.Эйзенштадта: уровни культуры и молодежная субкультура. Г.Шельский и Ф.Тенбрук о молодежной субкультуре как промежуточной стадии между ролью ребенка и ролью взрослого. Теория молодежи как потенции К.Манхейма.

Феноменологическая трактовка молодежной субкультуры: проблема символов и знаков. Субкультура как интерсубъективный мир. Структурализм о молодежной субкультуре. Молодежная субкультура как пространство дискурсивных практик; субкультура и власть. Постмодернистское прочтение молодежи: молодежная субкультура как эклектизм и интертекстуальность. Проблема методов исследования молодежной субкультуры: деконструкция и шизоанализ. Молодежная субкультура как культура кочевья и де-центрации; многомерность феномена молодежной субкультуры. Молодежная субкультура и контркультура. Особенности современного подхода к исследованию молодежной субкультуры.

Тема 3. «Проблема генезиса молодежной субкультуры». Истоки генезиса молодежной субкультуры: переход социальных систем от статики к динамике. Индустриальное общество и появление молодежной субкультуры. Проблема молодежи в информационном обществе. Становление молодежной субкультуры и конфликт поколений. Теории конфликта поколений: З.Фрейд, Д.Аусубель, Л.Фойер, К.Дэвис, А.Сови. М.Мид о социокультурологическом варианте теории конфликта поколений. Проблема «отцов» и «детей» в современном обществе. Сущностные характеристики генезиса молодежной субкультуры; проблема социализации и инкультурации. Феномен «социального детства».

Тема 4. «Молодежная субкультура и культура для молодых». Индустриально развитые общества и развитие молодежной субкультуры. Массовая культура и ее нацеленность на молодежь. Сущностные характеристики массовой культуры. Массовая культура как подмена молодежной. Стандартизация и урбанизация молодежной субкультуры. Роль техники в становлении молодежной субкультуры. Проблема соотношения массовой и элитарной культуры. «Общество потребления» и статус молодежи. Молодежная субкультура как оппозиция массовой культуре (на примере 60-х годов). Массовая культура и молодежная субкультура в современном обществе.

Смысловое содержание понятий «молодежная культура» и «молодежная субкультура»: проблема разграничения. Молодежная субкультура как peer culture. Попытка разведения понятий «молодежная культура» и «молодежная субкультура» в научной литературе 90-х годов XX века. Подмена понятий в современном обществе. Соотношения понятий «молодежная субкультура» и «культура для молодых». Сущностные черты и особенности «культуры для молодых». «Культура для молодых» и проблема социализации.

Тема 5. «Молодежная субкультура и контркультура: проблема «симбиоза». Понятие «контркультура». Классическая и неклассическая трактовки контркультуры. Социально-исторические и теоретические основания контркультуры. Роль науки и техники в развитии контркультуры. Основные концепции контркультуры. Проблема понимания контркультуры в учении Г.Маркузе и Э.Фромма. Цели и задачи контркультуры. Молодежь как носитель контркультурной революции. «Великий Отказ» и «диалектика культуры» Г.Маркузе. Теория контркультурной революции Ч.Рейча; три типа Сознания (книга «Зеленеющая Америка»). Контркультура и наркофилософия. «Метафизика» контркультуры Т.Рожака: общество «показного потребительства» и молодежный протест (книга «Создание контркультуры»). Теория ситуативных групп.

«Симбиоз» контркультуры и молодежной субкультуры (на примере Студенческой революции в США 60-х годов); сущностные характеристики. Д.Янкелович об основных контркультурных ценностях и приоритетах. Контркультура и молодежная субкультура в современном социокультурном дискурсе. Контркультура как бунт и молодежная субкультура: механизмы формирования. Контркультура и молодежная субкультура: общее и различие. Соотношение досуга, контркультуры и молодежной субкультуры. Ж.Фридман и Г.Хардин о «цивилизации досуга».

Контркультурные движения в России (60-90-е годы): неформальное искусство и пространство метафоры; движение «итьков»; академическая и «маргинальная» философия.

Тема 6. «Молодежная субкультура как способ самоидентификации и социализации). Период образования как условие возникновения молодежной субкультуры. Массовое образование и феномен «социального детства». Специфика появления молодежной субкультуры в США (50-е годы XX века). Peer group и неформальные молодежные объединения. Проблема самоидентификации молодежи в современном (=информационном) обществе: выбор ценностных ориентиров и экзистенциальных моделей поведения.

Основные функции молодежной субкультуры. Частичная передача социализирующей функции семьи peer groups. Л.Розенмайер и Д.Аусубель о положительных функциях молодежной субкультуры. Традиционный и нетрадиционный пути социализации молодежи. Основные факторы и предпосылки появления молодежной субкультуры. Молодежная субкультура и «группы риска».

Тема 7. «Типология молодежной субкультуры». Множественность типологий молодежной субкультуры: по принадлежности (ингруппы и аутогруппы); по взаимоотношениям (первичные и вторичные); по степени общения (малые и большие); по направлениям деятельности; по соотношению «молодежных миров»; по степени конформности. Возможные подходы к типологизированию молодежных субкультур. Типологии по доли участия молодежи в той или иной субкультуре; по экономическому фактору. Значимость экономического фактора для молодежной субкультуры. Возможность «тусоваться» как фактор объединения молодежи. Внешние формы поведения и символика молодежных субкультур.

Тема 8. «Динамика молодежной субкультуры». Динамические процессы в молодежной субкультуре на микроуровне. Динамика молодежной субкультуры на личностном уровне. Понятие лиминантного периода (В.Тернер). Динамика молодежной субкультуры на микроуровне peer groups и неформальных молодежных объединений. Линейные и циклические модели молодежных субкультур. Молодежные субкультуры как синергетические динамические модели.

Динамические процессы в молодежной субкультуре на макроуровне. Внешние и внутренние факторы динамики. Зависимость динамики молодежной субкультуры от политических и экономических факторов. Роль техники в динамике молодежной субкультуры на макроуровне. Динамика взаимодействия молодежной субкультуры и базовой культуры общества.

1.6.3 Темы для самостоятельного изучения:



№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Тема

Кол-во

часов


Форма самостоятельной работы

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Понятия «молодежь» и «молодежные сообщества».

Смысловое содержание понятий «молодежные сообщества», «молодежная субкультура» и «культура для молодых».

4

Написание рефератов;

решение тестовых заданий



Выполнение тестов;

проверка рефератов



2

Основные концепции молодежи и молодежных сообществ.

Западные и отечественные концепции молодежи; проблема методов исследования; особенности современного подхода к исследованию молодежных сообществ и движений

4

Конспектирование первоисточников;

решение тестовых заданий



Выполнение тестов;

проверка конспектов



3

Проблема генезиса молодежных сообществ.

Социально-исторические условия и причины возникновения молодежных сообществ.

4

Написание рефератов;

решение тестовых заданий



Выполнение тестов; проверка рефератов

4

Молодежная субкультура и молодежные движения.

Сущностные характеристики молодежной субкультуры и молодежных движений.

4

Ответы на контрольные вопросы; решение тестовых заданий

Проверка ответов; выполнение тестов

5

Молодежные движения и контркультура.

Проблема «симбиоза» контркультуры и молодежных движений.

4

Конспектирование первоисточников;

решение тестовых заданий



Выполнение тестов;

проверка конспектов



6

Молодежные сообщества как способ самоидентификации и социализации.

Социальные функции молодежных сообществ; молодежь и базовая культура общества: проблема взаимоотношения.

4

Написание рефератов; решение тестовых заданий

Проверка рефератов; выполнение тестов

7

Типология молодежных сообществ и движений.

Различные подходы к типологизированию молодежных сообществ.

4

Конспектирование первоисточников;

решение тестовых заданий



Выполнение тестов;

проверка конспектов



8

Динамика молодежных сообществ.

Динамические итьковсы в молодежных сообществах на макро и микроуровне.

4

Ответы на контрольные вопросы; решение тестовых заданий

Проверка ответов; выполнение тестов

9

Молодежные сообщества и культура наркотиков.

Основные концепции наркофилософии и наркокультуры.

4

Конспектирование первоисточников;

решение тестовых заданий



Выполнение тестов;

проверка конспектов



10

Молодежные религиозные культы и сектантство.

Основные направления и школы сектантства в современном обществе.

2

Написание рефератов; решение тестовых заданий

Проверка рефератов; выполнение тестов

11

Молодежные сообщества и движения России.

Ведущие тенденции в современной молодежной среде России.

1

Написание рефератов; решение тестовых заданий

Проверка рефератов; выполнение тестов

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница