Учебно-методический комплекс дисциплины информационные технологии в управлении образовательным учреждением



Скачать 368.35 Kb.
страница1/2
Дата15.05.2016
Размер368.35 Kb.
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»


(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ

Информационные технологии в управлении образовательным учреждением


Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)

050202.65 Информатика (ОПД.В.2)

050202.65 Информатика с доп.спец. (ОПД.В.1.2)
030401.65 История (ЕН.В.1)



Утверждено на заседании кафедры

физики, информатики и ИТ

факультета физико-математического образования,
информатики и программирования

(протокол №11 от «24» апреля 2013 г.)


Зав. кафедрой физики, информатики и ИТ
___________________Н.Ю.Королева


РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.

    1. Автор программы: Суханова Надежда Тимофеевна, канд. пед. наук, доцент кафедры информатики и ОТД




    1. Рецензенты: Безух Н.Н. – канд. геогр. наук, доцент кафедры информатики и ОТД

Кириченко А.Э. – канд. техн. наук, доцент кафедры информационных систем и прикладной математики, МГТУ

    1. Пояснительная записка:

Цель курса - сформировать у будущих учителей систему знаний, умений и навыков в области использования информационных и коммуникационных техно­логий в обучении и образовании, составляющие основу формирования компетентности специалиста по применению информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе.

Задачи:

  1. Раскрыть взаимосвязи дидактических, психолого-педагогических и методических основ применения компьютерных технологий для решения задач обучения и образования.

  2. Сформировать компетентности в области использования возможностей современных средств ИКТ в образовательной деятельности.

  3. Обучить студентов использованию и применению средств ИКТ в профессиональной деятельности специалиста, работающего в системе образования.

  4. Ознакомить с современными приемами и методами использования средств ИКТ при проведении разных видов учебных занятий, реализуемых в учебной и внеучебной деятельности.

Место курса в общей системе подготовки специалиста.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен:



  • знать приемы и методы использования средств ИКТ в различных видах и формах учебной деятельности;

  • уметь использовать средства ИКТ в своей профессиональной деятельности;

  • владеть методикой использования ИКТ в предметной области;

  • обладать навыками разработки педагогических технологий, основанных на применении ИКТ;

  • иметь представление о возможностях практической реализации личностно-ориентированного обучения в условиях использования мультимедиа технологий, систем искусственного интеллекта, информационных систем, функционирующих на базе компьютерных технологий, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления, обработки, передачи, оперативного управления информацией;

  • уметь использовать телекоммуникационные технологии в образовательных целях.


Ссылки на авторов и программы, которые использовались в подготовкенет.


    1. Извлечение из ГОС ВПО специальности 050202 Информатика – вузовский компонент.




    1. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):




№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Се-местр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудоем

кость


Всего ауд.

ЛК

ПР/ СЕМ

ЛБ

Сам. раб.

1.

050202.65 Информатика

4

8

60

30

10

8

12

30

Зачет

2.

050202.65 Информатика с доп.спец.

4

8

55

30

10

10

10

25

Зачет

3.

030401.65 История

5

9

20

16

-

16

-

4

Зачет

    1. Содержание дисциплины:

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

п/п


Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего

ауд.


ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

раб.


Всего

ауд.


ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

раб.


1

Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования.

1

1







4

4










4

2

Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании.

5

1

2

2

4

6




2




4

3

Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении.

6

2

2

2

6

10




4




6

4

Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся.

6

2

2

2

6

8




2




6

5

Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.


4

2




2

6

6




4




2

6

Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения.

4




2

2

4

2




2







7

Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологии в школе.


4

2




2

6

4




2




2




Итого:

30

10

8

12

30

20




16




4


Примечание: Вариант 1 для специальности 050202 Информатика.

Вариант 2 для специальности 030401 История.


1.6.2. Содержание разделов дисциплины.

1. Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования.

Информатизация общества как социальный процесс и его основные характеристики. Гуманитарные и технологические аспекты информатизации. Влияние информатизации на сферу образования. Изменение механизмов функционирования и реализации системы общего среднего образования в условиях информатизации.


2. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании.

Понятие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Эволюция информационных и коммуникационных технологий. Дидактические свойства и функции информационных и коммуникационных технологий. Формирование информационной культуры как цель обучения, воспитания и развития учащихся.

Образовательные задачи внедрения ИКТ в учебный процесс. Развивающие задачи внедрения ИКТ в учебный процесс. Воспитательные задачи внедрения ИКТ в учебный процесс.
3. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении.

Влияние ИКТ на педагогические технологии. Методы построения информационно-деятельностных моделей в обучении.

Компьютерные технологии, реализующие способы доступа, поиска, отбора и структурирования информации из электронных баз данных информационно-справочного и энциклопедического значения. Компьютерные технологии, использующие различные уровни интерактивного доступа к учебной информации и управления траекторией обучения.

Электронные средства учебного назначения. Методические цели использования электронных средств учебного назначения. Решение дидактических и методических задач с помощью электронных средств учебного назначения.

Электронные материалы учебного назначения и инструментальные средства их разработки. Методика использования электронных учебных материалов.
4. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся.

Использования мультимедиа и коммуникационных технологий как средства для реализации активных методов обучения. Телеконференции и проекты образовательного и учебного назначения, их типология, структура, содержание, основные этапы проведения.


5. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

Теория и практика создания тестов для системы образования. Компьютерные технологии, реализующие диагностические процедуры. Педагогическая информационная система мониторинга качества образования. Методы сортировки и классификации данных опроса и мониторинга.


6. Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения.

Оценка и сертификация электронных дидактических средств. Критерии оценки дидактических, эргономических, психолого-педагогических, технологических качеств электронных средств учебного назначения. Экспертные и аналитические методы оценки электронных средств учебного назначения.


7. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологии в школе.

Методы оценки дидактической целесообразности и эффективности применения ИКТ в обучении. Принципы сочетания традиционных и компьютерно-ориентированных методических подходов к изучению учебного предмета.



Педагогические программные средства как способ решения дидактических и методических задач обучения.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Тема

Кол-во часов

Кол-во часов

Форма самостоя-тельной работы

Форма контроля выполнения самостоят. работы

Вар. 1

Вар. 2

1

Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования.

Понятие информационных и коммуникационных технологий. Эволюция информационных и коммуникационных технологий. Основные направления внедрения средств информационных и коммуникационных технологий в образование.

4




рефераты

защита рефератов

2

Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании.

Дидактические свойства и функции информационных и коммуникационных технологий. Необходимость формирования информационной компетенции учащихся и учителей.

4




рефераты

защита рефератов

3

Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении.

Различные подходы к использованию информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе (утилитарный, технократический, инновационный). Методы поиска учебной информации в Интернет. Методы проведения урока с применением информационных технологий и ресурсов Интернет.

6

2

рефераты

защита рефератов

4

Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся.

Характеристика метода проектов. Классификация учебных телекоммуникационных проектов. Этапы проведения учебного телекоммуникационного проекта.

4

2

рефераты

защита рефератов

5

Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.


Классификация тестов. Вербальные и невербальные тесты. Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные и практические тесты. Тесты интеллекта, тесты способностей, тесты личности, тесты достижений, тесты отдельных психических функций. Тесты скорости, тесты результативности и смешанные тесты. Индивидуальные и групповые тесты. Устные и письменные тесты. Компьютеризированные и компьютерные тесты. Нормативно-ориентированные и критериально-ориентированные тесты. Гомогенные и гетерогенные тесты. Традиционные и нетрадиционные тесты. Стандартизированные и нестандартизированные тесты. Объективные и проективные тесты. Широкоориентированные и узкоориентированные тесты. Вступительные, текущие, тесты промежуточной и итоговой аттестации.

4




рефераты

защита рефератов

6

Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения.

Критерии оценки учебно-методического пакета. Составить методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинета информатики в образовательном учебном заведении. Экспертно-аналитическая деятельность по оценке качества программных средств учебного назначения.

4




рефераты

защита рефератов

7

Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологии в школе.


Использование ИКТ в изучении предметов гуманитарного цикла. Использование ИКТ в изучении предметов естественно-научного цикла.

4




рефераты

защита рефератов




Итого:

30

4






Примечание: Вариант 1 для специальности 050202 Информатика.



Вариант 2 для специальности 030401 История.


    1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.




      1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу:

  1. Поиск информации образовательного назначения на заданную тему в распределенном ресурсе сети Интернет.

  2. Разработка фрагмента электронного учебника по заданной теме школьного курса.

  3. Разработка учебно-методических материалов для реализации учебного телекоммуникационного проекта на базе распределенного информационного ресурса с использованием инструментальных программных средств.

  4. Разработка теста по заданной теме школьного курса с использованием инструментальных программных средств.

  5. Оценка возможностей различных инструментальных программных средств в области разработки электронных средств учебного назначения.

  6. Оценка качества программного средства учебного назначения (в том числе реализованного на CD - ROM).

  7. Разработка учебно-методических материалов по определенной теме данного общеобразовательного предмета с использованием компьютерных технологий.




    1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

      1. Рекомендуемая литература:

  • Основная:

  1. А.В. Могилёв, Н.И. Пак., Е.К. Хеннер Информатика: Учебн. Пособие для студ. Пед. Вузов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000

  2. Симонович С.В. Информатика базовый курс. Учебник для Вузов, С-Пб., Питер, 1999.

  3. Н.В. Апатова Информационные технологии в школьном образовании. М.: ИОШ РАО, 1994.

  4. М.И. Башмаков Информационная среда обучения/ М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.А. Резник. СПб.: СВЕТ, 1997.

  5. Л.Х. Зайнутдинова Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин). Астрахань: ЦНТЭП, 1999.

  6. А.Н. Степанов Информатика: учебник для Вузов. – СПб: Питер, 2003.

  7. Ю.А. Шафрин Информационные технологии, Москва, ООО Лаборатория базовых знаний, 1998.

  8. С.А. Орлов Технологии разработки программного обеспечения. – СПб.: ПИТЕР, 2002.

  9. С.Ю. Власенко Microsoft Word 2002. – СПб.: БХВ Петербург, 2002.

  10. В.А. Долженков, Ю.В. Колесников Microsoft Excel 2002. – СПб.: БХВ, 2002

  11. С.И. Петров Пакет приложений Microsoft Office XP для операционной системы Microsoft Office XP. – М.: 2002.

  12. С.Ю. Кузнецов Внутри Internet. Методы поиска информации. М.: Познавательная книга плюс, 2001.

  13. М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер Методика преподавания информатики. М.: изд. Центр Академия, 2001.

  14. М.П. Петров, В.П. Молочков Компьютерная графика. Учебное пособие. СПб.: ПИТЕР, 2003.

  15. В.Л. Бройдо Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. СПб.: ПИТЕР, 2003.

  16. М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева, В.С. Кукушкин, Г.В. Сучков Педагогические технологии. Учебное пособие. М.: ИКЦ МарТ; Ростов н/Д: изд. Центр МарТ, 2004.

  17. Е.С Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров, Ю.П. Гоподарик, Б.А. Ланин, М.Ю. Бухаркина, Т.В. Куклина Интернет в гуманитарном образовании: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Е.С. Полат.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

  18. Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров/ Под ред. Е.С. Полат.- 2-е изд., стер.- М.: Издат. Центр Академия, 2005.

  19. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999.

  20. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М: МПСИ, 2002.

  21. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллект-центр. 2002.

  22. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. М., 1999.

  23. Педагогико - эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования. / Разработано в Институте информатизации образования РАО под науч. рук. Роберт И.В. // Информатика и образование, №№ 4, 5, 7, 2000 г., 1, 2001.


Дополнительная:

    1. Венделева М. А. Информационные технологии управления : учеб. пособие для бакалавров : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. менеджмента и управления] / Венделева М. А., Вертакова Ю. В. - М. : Юрайт, 2011. - 462 с.

    2. Информационные технологии в экономике и управлении : [учебник для студ. вузов и ссузов, обуч. по экон. спец.] / Трофимов В. В., Ильина О. П., Барабанова М. И., Кияев В. И., Трофимова Е. В. ; под ред. В. В. Трофимова ; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - М. : Юрайт, 2011. - 478 с

    3. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования.- М.: Интеллект-центр, 2002.

    4. Мануйлов В.Г. Разработка тестирующих интерактивных презентаций// Информатика и образование № 5, 2002, с.18-29.

    5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Полат Е.С. М., 1999.

    6. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994

    7. Смолякова О.Г. Мультимедиа для ученика и учителя// Информатика и образование №», 2002, с. 48-54.

    8. Тарасов В.А. Проектирование компьютерных тестов с открытыми ответами// Информатика и образование №1, 2003, с.72-76.

Периодические журналы:

«Информатика и образование»;

«Педагогическая информатика»;

«Компьютерные инструменты в образовании»;

«Компьютер в школе».




    1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

      1. Для обеспечения дисциплины необходимы:

  • специально оборудованные аудитории и компьютерные классы;

  • персональные компьютеры;

  • локальное сетевое оборудование;

  • выход в сеть Интернет;

  • различные технические и аудиовизуальные средства обучения.




      1. Перечень используемых технических средств.

1. Инструментальные средства разработки программных средств учебного назначения, в том числе реализующие возможности интернет и мультимедиа технологий.

2. Программные средства учебного назначения по школьному предмету.

3. Электронные средства образовательного назначения, реализованные на CD - ROM, по школьному предмету.

4. Программные средства автоматизации создания учебно-методических материалов для реализации дистанционного обучения.

5. Учебные и методические пособия (учебники, учебно-методические пособия, пособия для самостоятельной работы, сборники упражнений и др.).


    1. Примерные зачетные тестовые задания – не предусмотрено.




    1. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену).

1. Информатизация общества как социальный процесс и его основные характеристики.

2. Влияние информатизации на сферу образования.

3. Цели и задачи внедрения информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс.

4. Основные направления внедрения средств информационных и коммуникационных технологий в образование.

5. Дидактические свойства и функции информационных и коммуникационных технологий.

6. Факторы интенсификации обучения, реализуемые при использовании средств информационных и коммуникационных технологий.

7. Влияние ИКТ на педагогические технологии.

8. Электронные средства учебного назначения. Программно-методическое обеспечение. Педагогическая целесообразность использования электронных средств учебного назначения.

9. Типология электронных средств учебного назначения по функциональному назначению.

10. Типология электронных средств учебного назначения по методическому назначению.

11. Инструментальные программные средства для разработки электронных материалов учебного назначения.

12. Требования к электронным средствам учебного назначения.

13. Система средств обучения на базе информационных и коммуникационных технологий.

14. Информационно-предметная среда со встроенными элементами технологии обучения.

15. Учебно-материальная база обеспечения процесса информатизации образования.

16. Средства автоматизации информационно-методического обеспечения учебного заведения.

17. Перспективные направления разработки и использования средств информационных и комуникационных технологий в образовании.

18. Виды информационно-учебного взаимодействия при работе в компьютерных сетях.

19. Телеконференции образовательного и учебного назначения.

20. Использование Интернет-ресурсов для организации учебно-образовательной деятельности.

21. Учебные телекоммуникационные проекты (УТП). Типология УТП.

22. Организация выполнения учебных телекоммуникационных проектов. Координация проектной деятельности при работе в компьютерной сети.

23. Возможности реализации личностно ориентированного обучения с помощью средств информационных и коммуникационных технологий.

24. Психолого-педагогическая диагностика на основе информационных и коммуникационных технологий.

25. Педагогическая информационная система мониторинга качества образования.

26. Экспертные и аналитические методы оценки электронных средств учебного назначения.

27. Принципы сочетания традиционных и компьютерно-ориентированных методических подходов к изучению учебного предмета.

28. Изменения в организации и методах обучения при введении информационных и коммуникационных технологий.




    1. Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафедрой до начала сессии) не предусмотрено

    2. Примерная тематика рефератов.

1. Исторический обзор процесса внедрения информационных и коммуникационных технологий в образование.

2. Влияние процесса информатизации общества на развитие информатизации образования.

3. Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование.

4. Педагогико-эргономические требования к созданию и использованию программных средств учебного назначения, в том числе реализованных на базе технологии Мультимедиа.

5. Основные положения теории информационно-предметной среды со встроенными элементами технологии обучения, примеры реализации в образовании.

6. Педагогико-эргономические условия эффективного и безопасного использования средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий в кабинете информатики общеобразовательной школы.

7. Учебно-методический комплекс на базе средств информационных технологий.

8. Перспективы использования систем учебного назначения, реализованных на базе мультимедиа технологии.

9. Реализация возможностей систем искусственного интеллекта при разработке обучающих программных средств и систем.

10. Реализация возможностей экспертных систем в образовательных целях.

11. Зарубежный опыт применения информационных и коммуникационных технологий в образовании.


    1. Примерная тематика курсовых работ – не предусмотрено

    2. Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ – не предусмотрено

    3. Методика(и) исследования (если есть) – не предусмотрено

    4. Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине – не используется


РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения - не предусмотрена
РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала.

1. Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования.

1.1. Основные понятия информатизации образования.

1.2. Определение предметной области информатизации образования.


2. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании.
  1   2


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница