Учебно-методический комплекс дисциплины кпв «Методы и приемы в логопедической работе»



страница1/3
Дата01.05.2016
Размер0.55 Mb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


КПВ «Методы и приемы в логопедической работе»


Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

050715.65 «Логопедия»

Утверждено на заседании кафедры

______________________________

_____________________факультета

(протокол №___от_________2013 г.)


Зав.кафедрой

_______________________________


РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1. Автор программы: Вакуленко Любовь Сергеевна, к.п.н., старший преподаватель кафедры СПиП МГПУ.
1.2. Рецензенты:

Лобанова Ольга Васильевна, старший преподаватель кафедры СПиП МГПУ.

Воронина Лариса Павловна, учитель-логопед ДОУ №152 г. Мурманска.

1.3. Пояснительная записка

Курс разработан для студентов V курса очного отделения, получающих профессиональную подготовку по специальностям 031800 «Логопедия», 031800 «Логопедия» с дополнительной специальностью «Олигофренопедагогика».

Логопедическая работа с детьми строится на основе логопедии –специальной педагогической науки о предупреждении и преодолении несовершенств речи. Логопедия пользуется как общепринятыми методами развития речи, так и своими, специфическими приемами исправления ее недостатков. Специфика этих приемов наиболее ярко выступает в патологических случаях.

Цель логопеда состоит в помощи нормальному формированию речи ребенка, а следовательно, и полноценному развитию его мышления.

Для того, чтобы эффективно осуществлять процесс коррекции речевой патологии, логопеду нужно хорошо знать родной язык, особенно фонетику, иметь определенные сведения из физиологии и психологии речи и из медицины.

За годы обучения в ВУЗе студенты-будущие логопеды имели возможность познакомиться с теорией и практикой преодоления различных речевых расстройств.

Данный курс имеет своей целью систематизацию, уточнение и расширение знаний, умений и навыков студентов в сфере логопедической работы.

Задачи курса:

- закрепление, систематизация у студентов представлений о методах и приемах коррекции различных речевых расстройств;

- вооружение студентов навыками логопедической работы с детьми раннего возраста, дошкольниками и школьниками, имеющими речевой дефект;

- формирование способности выбрать верную стратегию в преодолении речевого нарушения.

В процессе изучения дисциплины студенты должны овла­деть следующими знаниями, умениями и навыками:


  • Знать основные методы и приемы коррекции речевых нарушений;

  • Уметь применять полученные знания в практике своей работы.

Курс рассчитан на 22 лекционных часа, 22 часа практических занятий, проводится зачет.

На самостоятельную работу по освоению дисциплины отводится 44 часа.

Курс базируется на теоретических и практических разработках Р.И. Лалаевой, О.В. Правдиной, М.Е. Хватцева, А.В. Ястребовой и др.
1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности. Данная программа составлена на основе методических указаний Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.


1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

работа


1.

03 18 00

«Логопедия»


4


8

100

36

18

18




64

зачет

2.

031800.00 «Логопедия» с дополнительной специальностью «Олигофренопедагогика»

V


10

88

44

22

22




44

зачет


1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1.

Методы и приемы выявления и преодоления нарушений речи в раннем возрасте.

12

6

6




22

12

6

6




12

2.

Организация и методы логопедической работы в детском саду.

12

6

6




20

20

10

10




20

3.

Особенности организации логопедической работы в условиях школы.

12

6

6




22

12

6

6




12




ИТОГО

36

18

18




64

44

22

22




44

Примечание: Вариант 1 для специальности 03 18 00 «Логопедия»;

вариант 2 для специальности 031800 .00 «Логопедия» с дополнительной специальностью «Олигофренопедагогика»


1.6.2 Содержание разделов дисциплины.
Тема 1. Методы и приемы выявления и преодоления нарушений речи в раннем возрасте.

Стадии развития речи ребенка.

Обследование речи ребенка в возрасте до трех лет.

Коррекционная помощь логопеда при ТНР в раннем возрасте.

Рекомендации родителям по развитию речи детей.

Игры, упражнения и пособия по речевому развитию детей раннего возраста.


Тема 2. Организация и методы логопедической работы в детском саду.

Учение И.П. Павлова как методологическая основа.

Развитие речи ребенка дошкольного возраста в норме.

Организация и методы логопедической работы. Устранение недостатков речи патологического происхождения. Организация дифференцированной по времени логопедической работы.

Учебный речевой материал и пособия.

Связь с семьей, школой и медицинскими работниками.

Приемы индивидуальных занятий в сложных случаях.

Профилактика расстройств письменной речи.



Тема 3. Особенности организации логопедической работы в условиях школы.

Работа логопеда в условиях школьного логопункта: специфика коррекции письменной и устной речи.

Работа логопеда в речевой школе (V вида): специфика коррекции письменной и устной речи.

Игры и пособия по коррекции и развитию речи детей школьного возраста.




1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.

№п/п


Наименование раздела дисциплины

Тема

Количество часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

I.Подготовка к аудиторным семинарским (практическим) занятиям

30




1.

Методы и приемы выявления и преодоления нарушений речи в раннем возрасте.

Коррекционная помощь логопеда при ТНР в раннем возрасте.

Игры, упражнения и пособия по речевому развитию детей раннего возраста.




10

  • Конспектирование источников:

1.Рожкова Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики. //Логопед. – 2005. - №1.

2.Самойлова И.М. Организация работы логопеда с детьми 1-3 лет в условиях дошкольного логопедического пункта. //Логопед. – 2005. - №2.

3.Янушко Е.А. Логопедические занятия с неговорящими детьми 2-3 лет. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. - №5,6.


  • Изготовление дидактической игры или пособия.

2.

Организация и методы логопедической работы в детском саду.

Учебный речевой материал и пособия.

Связь с семьей, школой и Приемы индивидуальных занятий в сложных случаях.

Профилактика расстройств письменной речи.


10

  • Конспектирование 2 источников на выбор студента из списка основной литературы к ПР№2.:

  • Изготовление дидактической игры или пособия.

3.

Особенности организации логопедической работы в условиях школы.

Работа логопеда в условиях школьного логопункта: специфика коррекции письменной и устной речи.

Работа логопеда в речевой школе (V вида): специфика коррекции письменной и устной речи.

Игры и пособия по коррекции и развитию речи детей школьного возраста.


10

  • Конспектирование 2 источников на выбор студента из списка основной литературы к ПР№3.:

  • Изготовление дидактической игры или пособия.

II. Темы для самостоятельного изучения

0




III. Контрольные вопросы и задания







1.

Методы и приемы выявления и преодоления нарушений речи в раннем возрасте.

Обследование речи ребенка в возрасте до трех лет.

4

Аудиторная контрольная работа

2.

Организация и методы логопедической работы в детском саду.

Учение И.П. Павлова как методологическая основа.

4

Аудиторная контрольная работа

3.

Особенности организации логопедической работы в условиях школы.

Работа логопеда в условиях школьного логопункта: специфика коррекции письменной и устной речи.

Работа логопеда в речевой школе (V вида): специфика коррекции письменной и устной речи.



4

Аудиторная контрольная работа

IV.Практическая работа студентов исследовательского характера

1

Написание рефератов, курсовых, дипломных работ

V.Зачетные тестовые задания по всему курсу

1




1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.
Планы практических занятий.

Тема 1. Методы и приемы выявления и преодоления нарушений речи в раннем возрасте.

План:


I. Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Стадии развития речи ребенка.

  2. Обследование речи ребенка в возрасте до трех лет.

  3. Коррекционная помощь логопеда при ТНР в раннем возрасте.

  4. Рекомендации родителям по развитию речи детей.

  5. Игры, упражнения и пособия по речевому развитию детей раннего возраста.

II. Просмотр логопедического занятия и анализ его по приведенной наже схеме.


СХЕМА АНАЛИЗА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В РЕЧЕВОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА



  1. Тема, логопедические и педагогические цели занятия.

  2. Соответствие этапу коррекционной работы и возрасту детей.

  3. Принципы построения занятий.

  4. Разделы занятия.

  5. Направленность каждого раздела на развитие и коррекцию речевой и других психических функций детей.

  6. Использование индивидуального подхода к детям.

  7. Наглядно-дидактическое оформление занятий.

  8. Оформление материала и проведение занятий в едином сюжете.

  9. Использование на занятии различных игровых ситуаций и логоритмических средств.

  10. Манера поведения логопеда: владение собой, детским коллективом, отношение к детям и т.д.

  11. Заключение о коррекционной результативности занятия.

Задания для самостоятельной работы:



  1. Конспектирование источников из списка основной литературы.

  2. Изготовление дидактической игры или пособия.

Литература

Основная:


  1. Рожкова Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики. //Логопед. – 2005. - №1.

  2. Самойлова И.М. Организация работы логопеда с детьми 1-3 лет в условиях дошкольного логопедического пункта. //Логопед. – 2005. - №2.

  3. Янушко Е.А. Логопедические занятия с неговорящими детьми 2-3 лет. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. - №5,6.

Дополнительная:



  1. Логопедия: методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Власовец. – М., 2003.

  2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1998.

  3. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1988.

  4. Правдина О.В. Логопедия. – М.: Просвещение, 1969.

  5. Хватцев М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. – Спб.: Дельта-Каро, 2004.


Тема 2. Организация и методы логопедической работы в детском саду.

План:


I. Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Учение И.П. Павлова как методологическая основа.

  2. Развитие речи ребенка дошкольного возраста в норме.

  3. Организация и методы логопедической работы. Устранение недостатков речи патологического происхождения. Организация дифференцированной по времени логопедической работы.

  4. Учебный речевой материал и пособия.

  5. Связь с семьей, школой и медицинскими работниками.

  6. Приемы индивидуальных занятий в сложных случаях.

  7. Профилактика расстройств письменной речи.

II. Просмотр логопедического занятия и анализ его по приведенной ниже схеме.

СХЕМА АНАЛИЗА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ.
1. Место данного занятия в системе занятий по теме. Соответствие материала занятия программе, речевым и возрастным особенностям детей данной группы. Объем материала и его доступность для детей. Подготовленность данного занятия предыдущим обучением и связь с последующим.

2. Правильность постановки цели и задач занятия. Соответствие цели и задач теме и содержанию занятия. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Адекватность выбора речевого материала задачам занятия.

3. Организация занятия: количество детей, поведение; эстетическое оформление занятия, используемое оборудование, качество наглядных пособий и дидактического материала.

4. Структура занятия: основные этапы, их логическая последовательность, четкость перехода от одного этапа к другому, продолжительность занятия и его этапов; соотношение времени, отведенного на фронтальную и индивидуальную работу, соотношение речевых и неречевых заданий (по количеству и отведенному времени), высказываний логопеда и детей. Соответствие фактического хода занятия запланированному, отступления от конспекта, их причины.

5. Анализ этапов занятия. Содержание этапов, подготовка детей к предстоящему этапу. Реализация дидактических принципов обучения. Методы и приемы, используемые на отдельных этапах, их соответствие целям занятия. Разнообразие, взаимосвязь, обоснованность методов и приемов обучения. Особенности применения методических приемов логопедом, знание материала занятия, владение методами и приемами работы на занятии, осуществление коррекционных приемов обучения, умение использовать методические пособия. Характеристика применяемых методических приемов (приемы привлечения внимания, приемы активизации познавательной деятельности и др.), использование разнообразных форм активности детей (двигательной, зрительной, слуховой) с целью предупреждения утомляемости детей. Обеспечение положительного эмоционального фона в процессе занятия и интереса дошкольников к заданиям. Сочетание индивидуальных и фронтальных форм работы. Использование воспитательных моментов занятия, использование специальных методических приемов. Контроль за речью детей, исправление допущенных детьми ошибок. Адекватность предъявляемых требований с учетом речевых возможностей и личностных особенностей каждого ребенка. Доступность и четкость инструкций и вопросов логопеда, использование различных видов вопросов (наводящие, альтернативные и др.). Включение элементов рациональной психотерапии на занятии. Подведение итогов занятия, оценка деятельности детей.

6. Особенности речевой и неречевой деятельности, поведения детей на занятии; активность, проявление интереса, степень сформированности структуры деятельности, уровень сосредоточенности на заданиях, устойчивость внимания в начале занятия и на отдельных его этапах, возможности переключения внимания от одного к другому заданию, причины отклонений в деятельности и поведении детей, качество знаний, умений и навыков, полученных или закрепленных детьми на занятии.

7. Характеристика логопеда. Возможности контакта с группой детей, умение владеть вниманием детей и организовать их для работы, владение приемами повышения активности, интереса и внимания детей дошкольного возраста, практическое осуществление индивидуального подхода к детям с учетом их личностных особенностей, настойчивость в достижении цели, проявление педагогического такта. Речь логопеда (доступность, логичность, мелодико-интонационная выразительность и эмоциональность, особенности дикции, силы, голоса, темпа и ритма). Внешний вид логопеда, его поведение в процессе общения с детьми.

8. Результаты занятия. Достижение цели, выполнение намеченного плана, эффективность использованных методов и приемов. Оценка занятия в соответствии с возможностями детей. Характер деятельности детей в процессе занятия (степень самостоятельности, уровень активности, темп работы).

9. Педагогические выводы, пожелания к совершенствованию занятия.
Задания для самостоятельной работы:


  1. Конспектирование 2 источников на выбор студента из списка основной литературы.

  2. Изготовление дидактической игры или пособия.

Индивидуальное задание:

Презентация книги Августовой Р. Говори! Ты это можешь. – М.: Олимп, 2002.

Литература



Основная:

  1. Акименко В.М. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с применением моделей артикуляции звуков. //Логопед. – 2005. - №2.

  2. Акименко В.М. Применение моделей артикуляции звуков при коррекции фонематического недоразвития речи у дошкольников. //Логопед. – 2005. - №1.

  3. Борисова Е.А. Развитие мимической и интонационной выразительности речи у заикающихся дошкольников. //Логопед. – 2005. - №1.

  4. Брежнева Е.А. В каком пособии нуждаются логопеды? // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. - №4.

  5. Брежнева Е.А. Из опыта логопеда. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. - №2.

  6. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие /Сост. И.Ю. Кондратенко. – М.: Айрис-пресс, 2005.

  7. Глаголева Е.А. Как говорит ваш ребенок. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. - №3.

  8. Духовная И. Как я знакомлю детей с профессиями.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. - №6.

  9. Жукова С.Н. Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками. //Логопед. – 2005. - №2.

  10. Зикеев А.Г. Работа над пониманием и употреблением сложноподчиненных предложений с придаточными определительными младшими школьниками с отклонениями в развитии. // Дефектология. – 2004. - №5.

  11. Зикеев А.Г. Формирование и коррекция речевых навыков и умений в употреблении сложносочиненных предложений младшими школьниками с нарушениями в развитии. //Дефектология. – 2004. - №1.

  12. Кондрашова Т.М. Использование театрализованной игры в работе с дошкольниками с ОНР 3-го уровня.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. - №1.

  13. Коновалова С.Н. К вопросу о формировании предикативной лексики с старших дошкольников с общим недоразвитием речи. // Дефектология. – 2004. - №5.

  14. Ларина О.Д., Резниченко Т.С. Обучение чтению дошкольников методом целых слов. Жукова С.Н. Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками. //Дети с проблемами в развитии. – 2004. - №3.

  15. Лиманская Н.Н. Использование картинок-образов на логопедических занятиях.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. - №2.

  16. Микляева Ю.В. Рекомендации по развитию речи детей с ОНР 2-го уровня.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. - №4.

  17. Михайлова М.П. Игры и занимательные задания, используемые на уроках обучения грамоте. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. - №4.

  18. Моторина И.Н. Формирование предметного словаря у детей с общим недоразвитием речи. //Логопед. – 2005. - №2.

  19. Преснова О.В. Логопедические занятия в подготовительной группе детей с общим недоразвитием речи. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. - №5.

  20. Преснова О.В. Логопедические занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. - №3.

  21. Путкова Н.М. Формирование вопросительных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. //Логопед. – 2005. - №1.

  22. Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. //Логопед. – 2005. - №1.

  23. Суслова Е.Н. Коррекционно-логопедическая работа с детьми с полиморфными нарушениями речи. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. - №3.

  24. Хватцев М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. – Спб.: Дельта-Каро, 2004.

  25. Чернякова В.Н. Стихотворно-игровые комплексы для дошкольников с недостатками речи. //Логопед. – 2005. - №2.

Дополнительная:


  1. Логопедия: методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Власовец. – М., 2003.

  2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1998.

  3. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1988.

  4. Правдина О.В. Логопедия. – М.: Просвещение, 1969.



Тема 3. Особенности организации логопедической работы в условиях школы.

План:


I. Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Работа логопеда в условиях школьного логопункта: специфика коррекции письменной и устной речи.

  2. Работа логопеда в речевой школе (V вида): специфика коррекции письменной и устной речи.

  3. Игры и пособия по коррекции и развитию речи детей школьного возраста.

II. Просмотр логопедического занятия и анализ его по приведенной в Теме 1 схеме.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Конспектирование 2 источников на выбор студента из списка основной литературы.

  2. Изготовление дидактической игры или пособия.

Литература



Основная:

  1. Безруких М.М. Организация помощи детям с трудностями освоения навыка письма. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. - №2.

  2. Вихрова И.Н., Шарикова И.Н. Коррекция речи и мелкой моторики в процессе рисования методом «штрих». // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. - №6.

  3. Глаголева Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. - №4.

  4. Грибова О.Е., Носкова Т.А. Формирование словообразовательных навыков у учащихся общеобразовательной школы в условиях логопедического пункта. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. - №1.

  5. Елецкая О.В. Формирование навыка правописания безударной гласной в корне слова у школьников с нарушениями письменной речи. //Логопед. – 2005. - №1.

  6. Зикеев А.Г. Работа над пониманием и употреблением сложноподчиненных предложений с придаточными определительными младшими школьниками с отклонениями в развитии. // Дефектология. – 2004. - №5.

  7. Зикеев А.Г. Формирование и коррекция речевых навыков и умений в употреблении сложносочиненных предложений младшими школьниками с нарушениями в развитии. //Дефектология. – 2004. - №1.

  8. Колегова И.И. Игровые упражнения для коррекции письменной речи в начальных классах.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. - №1.

  9. Кукушкина О.И. Новые средства развития письменной речи детей. //Дефектология. – 2004. - №1.

  10. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. –М.: Владос, 1999.

  11. Ларионова И.А., Осипова Т.А. Формирование у младших школьников представлений о тексте как типе устного связного высказывания.

  12. Михайлова М.П. Игры и занимательные задания, используемые на уроках обучения грамоте. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. - №4.

  13. Прядильщикова Ю.В. Из опыта работы логопеда в классах КРО. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. - №6.

  14. Самодурова А.А. Комплексный подход к коррекционной работе с учащимися, страдающими дислексией. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. - №5.

  15. Толмачева Г.А., Торгашева В.И., Борисова Е.В. Развитие устной и письменной речи младших школьников классов КРО. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. - №6.

  16. Туманова Т.В. К проблеме развития процесса словообразования у младших школьников с ОНР. // Дефектология. – 2004. - №5.

  17. Туманова Т.В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников с ОНР. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. - №6.

Дополнительная:


  1. Логопедия: методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Власовец. – М., 2003.

  2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1998.

  3. Правдина О.В. Логопедия. – М.: Просвещение, 1969.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница