Учебно-методический комплекс дисциплины м в. 05 Музыкально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях разных видов и типов



Скачать 402.11 Kb.
Дата07.06.2016
Размер402.11 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

Кафедра музыкального и художественного образования

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

М.2.В.05 Музыкально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях разных видов и типов

Направление подготовки Педагогическое образование

Магистерская программа: Музыка

Аннотация

Данный учебно-методический комплекс (УМК) разработан для магистрантов 2 курса очной формы обучения по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование, магистерская программа Музыка.

Дисциплина М.2.В.05 Музыкально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях разных видов и типов входит в вариативную часть (дисциплины по выбору магистранта) профессионального цикла дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование, магистерская программа Музыка. Общее количество часов - 108, из них 12 ч. - аудиторные занятия и 96 — самостоятельная работа. Трудоемкость составляет 3 зачетных единицы.

Степень (квалификация) выпускника — магистр.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование для очной формы обучения составляет 2 года.

Составными компонентами УМК являются:



  1. Аннотация.

Стр. 1

  1. Рабочая программа учебной дисциплины М.2.В.05 «Музыкально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях разных видов и типов» по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование, магистерская программа Музыка

Стр. 2

2.1. Список рекомендуемой литературы

Стр. 9

2.2. Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся

Стр. 14

2.3. Перечень вопросов к зачету

Стр. 15

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


Утверждаю

Декан ФКИ

Е.А. Каюмова

«01» сентября 2014 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

М.2.В.05 Музыкально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях разных видов и типов

ТРУДОЕМКОСТЬ (В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ) 3

Направление: 050100.68 Педагогическое образование

Магистерская программа: Музыка

Квалификация (степень) выпускника: магистр

1. Цель изучения дисциплины

Цель - изучить специфику музыкального образования в российских учреждениях образования разных видов и типов.

Задачи:

1. Раскрыть сущность концепции музыкально-педагогической деятельности и содержание музыкального образования в России.



  1. Дать понятие об основных современных методологических подходах и методах, разработанных для дошкольного и школьного музыкального образования.

  2. Изложить о педагогических принципах и методах музыкального образования.

2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы

Учебная дисциплина М.2.В.05 Музыкально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях разных видов и типов по направлению подготовки относится к вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы магистратуры направления подготовки 050100.68 Педагогическое образование (магистерская программка: Музыка).

Предпосылками успешного овладения дисциплиной является предваряющее этот курс изучение таких дисциплин модуля как Современные педагогические технологии, Инновационные процессы в образовании, Современные технологии обучения одаренных детей, Создание и использование гуманитарной образовательной среды; а также:Развитие творческого мышления и Педагогическая рефлексия.

3. Требования к уровню освоения программы

После изучения курса магистранты должны знать:

- значение музыкально-педагогической деятельности в образовании;

- различные виды деятельности педагога в использовании средств и методов музыкального образования в учреждениях разных видов и типов,

- значение факторов, влияющих на формирование, развитие и совершенствование музыкального образования в России.

После изучения курса магистранты должны уметь:

- определять характеристики методов образовательного процесса в области музыки;

- осуществлять мероприятия по выработке стратегии и тактики направленной на формирование, развитие и совершенствование музыкального образования в России.

Данная учебная дисциплина способствует формированию у обучающихся следующих компетенций:

общекультурные компетенции (ОК):


  • способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

  • готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

  • способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);

  • способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5).

профессиональные компетенции (ПК):

общепрофессиональными (ОПК):



  • готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1);

  • способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);

в области педагогической деятельности:

  • способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

  • готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);

  • способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);

  • способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4); в области научно-исследовательской деятельности:

  • способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

  • готовностью использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);

  • готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

в области методической деятельности:

  • готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

  • готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта

  • (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);

в области управленческой деятельности:

  • готовностью организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы (ПК-12);

  • готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт (ПК-13);

в области проектной деятельности:

  • готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);

  • способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-15);

  • готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16);

в области культурно-просветительской деятельности:

  • способностью изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17);

  • готовностью разрабатывать стратегии просветительской деятельности (ПК-18);

  • способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19);

  • готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК-20);

  • способностью формировать художественно-культурную среду (ПК-21).

4. Общая трудоемкость дисциплины 3 зачётных единицы и виды учебной работы

Вид учебной работы

Трудоемкость (час)

Распределение по семестрам (час)

1

2

3

4

Аудиторные занятия

12







12




Лекции
















Практические занятия

12







12




Семинары
















Лабораторные работы
















Другие виды аудиторных работы
















Другие виды работ
















Самостоятельная работа

96







96




Курсовой проект
















Реферат
















Расчетно-графические работы
















Формы текущего контроля
















Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

зачет







зачет




5. Содержание программы учебной дисциплины

5.1. Содержание учебной дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Аудиторные часы

Самостоятельная работа (час)

ВСЕГО

лекции

практи-ческие

лабораторные

В т.ч. интерактивные формы обучения (не менее 40%)

1

ВВЕДЕНИЕ

1




1







-

Раздел 1. КОНЦЕПЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



















2

Тема 1.1 Типы и виды образовательных учреждений РФ
















8

3

Тема 1.2 Важнейшие принципы структурирования музыкального образования

1




1




1

8

4

Тема 1.3 Музыкально-педагоги-ческая деятельность дошколь-ников и младших школьников.

1




1




1

8

5

Тема 1.4 Музыкально-педагогическая деятельность в средней школе.

1




1




1

8

6

Тема 1.5 Музыкально-педагогическая деятельность в старших классах.

1




1




1

8

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



















7

Тема 2.1. Цели и задачи современного художественного образования

1




1







2

8

Тема 2.2. Содержание музыкаль-ного воспитания, как единство трех блоков

1




1







2

Раздел 3. ГЛАВА 3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1




1










Раздел 4. ПРИНЦИПЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



















11

Тема 4.1 Закономерности педагогического процесса.

1




1




1

4

12

Тема 4.2 Методики музыкальной педагогики в образовательных учреждениях

1




1




1

4

Раздел 5. МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬ-НОГО ОБРАЗОВАНИЯ



















13

Тема 5.1 Классические методы музыкальной педагогики.

1




1




1

20

Раздел 6. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

1




1




1

22

15

ИТОГО:

12 часов

0,3зач.ед.




20 часов




8 часов (67%)

96 часов

5.2. Содержание разделов дисциплины

Введение. Эстетическое воспитание — важнейший фактор становления личности ребенка, его идеалов, вкусов и потребностей. Музыкальное образование в России. сохранение единого культурного и образовательного пространства. Образование на федеральном и национально-региональном уровнях. Современное состояние преподавания искусств в общеобразовательной школе характеризуется обновлением содержания образования.

Раздел 1. КОНЦЕПЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тема 1.1 Типы и виды образовательных учреждений Российской Федерации.




Образовательные учреждения (виды): государственные, муниципальные и негосударственные. Типы: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения дополнительного образования детей; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Тема 1.2 Важнейшие принципы структурирования музыкального образования Проект новой концепции для двенадцатилетнего обучения. Важнейшие принципы структурирования музыкального образования: единство двух начал: познание природы музыки через импровизационный личный опыт и активное восприятие ее через разнообразные формы лучших образцов музыкального искусства. Возрастание интереса и любви к классической, народной, духовной, современной музыке; способность оценить ее красоту; чувство сопереживания музыкальным образам, воплощенным в произведениях искусства; возникновение музыкально-эстетического отклика на произведения искусства; постижение закономерностей искусства; развитие музыкально-образного мышления, навыков восприятия музыки, способности размышлять о ней в связи с жизнью и с другими видами искусств; творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе слушания, исполнения и сочинения музыки (импровизации), пластического интонирования, музыкально-ритмического движения; становление музыкально-эстетического вкуса, потребности в общении с высокохудожественной музыкой, в музыкальном самообразовании.

Тема 1.3 Музыкально-педагогическая деятельность дошкольников и младших школьников.

В дошкольных образовательных учреждениях и в начальной школе занятия осуществляются на уроках музыки и пластического движения. Последовательное, систематическое постижение ребенком искусства. Формирование умения слышать музыку. Активные занятия, связанные с движением детей под музыку, с созданием художественных образов через движение. Организация оркестра детских музыкальных инструментов. Знакомство с детскими песнями и инструментальными сочинениями на близкую детям тематику, которые музыкальными средствами рассказывают о явлениях окружающей жизни. Постижение лучших образцов классической, народной, духовной и современной музыки. Начальная школа в концепции отечественного музыкального образования.



Тема 1.4 Музыкально-педагогическая деятельность в средней школе.

Активное сочетание индивидуальных и коллективных видов музыкального восприятия и творчества. Современные способы общения с музыкой (компьютерная техника, электронно-музыкальные инструменты и т. д.).



Тема 1.5 Музыкально-педагогическая деятельность в старших классах.

В старших классах музыка включается в исторический контекст. Представления об исторических стилях в музыке и других видах искусства. Ггуманистическая сущность музыки. Восприятие сложных музыкальных произведений как высших достижений человеческого духа. Синтез различных искусств. Акцент на самостоятельную музыкально-образовательную деятельность подростков. Современные способы синтезирования звуков.



Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тема 2.1. Цели и задачи современного художественного образования. Закладывание фундамента музыкальной культуры,. Подготовка ребенка к эмоционально-ценностному отношению к искусству и жизни, в развитии адекватного музыкального восприятия, нравственно-эстетической сущности музыкального искусства, в накоплении опыта музыкально-творческой деятельности. Альтернативные виды современных образовательных программ в области музыкального образования.

Тема 2.2. Содержание музыкального воспитания, как единство трех блоков: содержание искусства, творческая позиция, развитое ассоциативное мышление. Обозначенные блоки в музыкальной педагогике в широком понимании. Опыт эмоционально-нравственного отношения к действительности, воплощенный в музыке: музыкальные знания; музыкальные умения и навыки, проявляющиеся в творческой деятельности школьников. Содержательные блоки музыкально-эстетического воспитания. Знакомство с образцами профессиональной (композиторской) и народной музыки; с ведущими музыкантами — солистами и музыкальными коллективами; различными музыкальными жанрами, формами и стилями; выразительными средствами, используемыми при создании музыкального образа; музыкальными инструментами и оркестрами, певческими голосами и хорами. Музыкальный материал ныне существующих программ.

Тема 2.3 Содержание музыкального образования. Различные пласты музыкальной культуры: фольклор (народная музыка), духовная (церковная) музыка, классическое наследие и произведения современных композиторов. Познание закономерностей возникновения и развития музыкального искусства и музыкального творчества на основе интонационной, жанровой и стилевой природы музыки. Изучение основных средств музыкальной выразительности (мелодия, лад, темп, ритм, динамика, регистр, гармония и т. д.). Деятельностное усвоение музыкального искусства через овладение навыками хорового и инструментального исполнительства, сочинения и импровизации, пластического интонирования музыки и музыкального движения.

Раздел 3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тема 3.1 Рассматриваем цели и задачи: Формирование музыкальной культуры ребенка; развитие музыкальных способностей, обретение духовной автономии; совершенствование детской эмоциональной сферы; становление «национальной широты» музыкального вкуса; приобщение детей к «золотому фонду» народной, классической и современной песни; развитие умения общаться с образцами современной музыки; активизация общественно-полезной направленности музыкальных занятий для использования репертуара, знаний и умений, приобретенных на занятиях и уроках, в деятельности детского коллектива, в собственном быту. Формирование нравственных, эстетических и художественных качеств личности, необходимых юному гражданину, патриоту России.

Раздел 4. ПРИНЦИПЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тема 4.1 Закономерности педагогического процесса. Обусловленность учебно-воспитательного процесса общественными потребностями; соответствие содержания и методики обучения и воспитания детей уровню общественного развития; связь и единство обучения и воспитания с общественной практикой и наукой; комплексность решения задач обучения, воспитания и развития;взаимосвязь цели, содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания; сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности, инициативы и творчества детей; постоянство требований и систематическое повторение действий; обусловленность общего развития личности школьника характером и способами обучения и воспитания.

Тема 4.2 Методики музыкальной педагогики в образовательных учреждениях. Социологические. Коммуникативные. Физиологические. Организационные. Психологические.

Раздел 5. МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тема 5.1 Классические методы музыкальной педагогики. Группы методов: по источнику знаний; по назначению; по характеру познавательной деятельности; по дидактическим целям.

Тема 5.2 Авторские методы: метод наблюдения за музыкой (а не обучения ей); метод не навязывать музыку, а убеждать ею; не развлекать, а радовать; метод импровизации (Б.В. Асафьев); метод сопереживания (Н.А. Ветлугина); методы музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному, размышления о музыке, эмоциональной драматургии (Д.Б. Кабалевский и Э.Б. Абдуллин); метод развития стилеразличения у подростков (Ю. Б.Алиев); метод музыкального собеседования (Л.А. Безбородова); метод интонационно-стилевого постижения музыки и моделирования художественно-творческого процесса (Е.Д. Критская и Л.В. Школяр).

Раздел 6. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Тема 6.1 Педагогические приемы: Движения. Игра в оркестр. Импровизация мелодий. Рисование картинок и др.

5.3. Лабораторный практикум - не предусмотрен.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература по дисциплине




1. Собянина, Ирина В. Художественное воспитание [Текст]:авторская комплексная программа художественного воспитания "Искусство" : учебно-методическое пособие/И. В. Собянина.-М.:Карапуз,2010.

2. Костина, Элеонора П. Камертон [Текст]:программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста/Э. П. Костина.-М.:Линка-Пресс,2009.

3. Абдуллин Э.Б, Николаева Е.В. Теория музыкального образования. АКАДЕМА. М., 2010.

4. Гогоберидзе, Александра Гививна. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст]:учебное пособие для вузов/А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская.-2-е изд., стереотип.-М.: Академия, 2009.



6.2. Дополнительная литература:

  1. Гершунский, Б. С. Философия образования / Б. С. Гершунский. - М. : Флинта, 1998.

  2. Дергач, А. А. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности / А. А. Дергач. - М. : РАГС, 2001.

  3. Дудина, М. Н. Педагогика – долгий путь к гуманистической этике / М. Н. Дудина. – Екатеринбург, 1998.1.

  4. Необычные уроки музыки. 1-4 классы [Текст]/сост. Л. В. Масленникова-Золина.-Волгоград:Учитель,2011.

  5. Музыка. 1-4 классы [Текст]:конспекты уроков, рекомендации, планирование (из опыта работы)/авт.-сост. Г. В. Стюхина.-Волгоград:Учитель,2012.

  6. Музыка. 1-4 классы [Текст]:анализ произведений, ритмические игры, творческие задания/авт.-сост. Е. Н. Арсенина.-Волгоград:Учитель,2011.

  7. Концепция и программная модернизация российского образования до 2015 года. Интернет ресурсы Министерства образования РФ.

  8. Морозов, А. В. Креативная педагогика и психология / А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский. - М., 2004.

  9. Алиев Ю.Б. Эмоционально-ценностная деятельность школьников как дидактическая основа их приобщения к искусству // Современные проблемы образования: Сборник. — Тула, 1997.

  10. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие. — М., 1985.

  11. Осеннева М.С. Л.А. Безбородова. Методика музыкального воспитания младших школьников. АКАДЕМА., М., 2001.

  12. Музыкальное образование в школе. Под ред. Л.В. Школяр. АКАДЕМА, М., 2001.

  13. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. АКАДЕМА, М., 2002.

  14. Дмитриева Л.Г. , Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. Просвещение, М., 1989.

  15. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. - М., 1980.

  16. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.И. Концепция и проект программы общего художественного развития школьников первого года обучения // Искусство в школе. — 1994. — № 2.

  17. Музыка в начальной школе: Методическое пособие для учителей / Под ред. Д.Б. Кабалевского. — М., 1980.

  18. Школяр Л.В. Изучение музыкальной культуры младших школьников // Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие. - М., 1998. - С. 292.

6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины

Следующие электронные источники могут помочь студентам в освоение дисциплины



  1. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

  2. http://www.muz-urok.ru Детям о музыке. Музыкальные уроки. Музыкальное образование детям и родителям. Музыкальная азбука,музыка детям,уроки музыки.

  3. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/

  4. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru

  5. Российский образовательный форум http://www.schoolexpo.ru

Кроме этого в освоении дисциплины студентам помогут:

    • библиотечный фонд библиотеки ТГПУ,

    • учебные тексты, предлагаемые студентам в ходе занятия,

    • научные статьи, статьи научно-практических конференций,

    • графические средства представления информации: таблицы, плакаты, иллюстрации.

6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины

п/п

Наименование раздела

учебной

дисциплины

Наименование

материалов обучения,

пакетов программного

обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов



КОНЦЕПЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Программа презентации Power Point. Электронные учебники.

Научно-популярные информационные ресурсы.



Учебная аудитория, оборудованная мультимедийным комплексом



СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Программа презентации Power Point.

Электронные учебники.

Научно-популярные информационные ресурсы.


Учебная аудитория, оборудованная мультимедийным комплексом



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Программа презентации Power Point.

Электронные учебники.

Научно-популярные информационные ресурсы.

Словари и онлайн-версии

периодической литературы


Учебная аудитория, оборудованная мультимедийным комплексом



ПРИНЦИПЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Программа презентации Power Point.

Электронные учебники.

Научно-популярные информационные ресурсы.

Онлайн-версии

периодической литературы.


Учебная аудитория, оборудованная мультимедийным комплексом



МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Программа презентации Power Point.

Электронные учебники.

Научно-популярные информационные ресурсы.

Словари и онлайн-версии

периодической литературы. Видеофильм


Учебная аудитория, оборудованная мультимедийным комплексом



ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Программа презентации Power Point.

Электронные учебники.

Научно-популярные информационные ресурсы.

Описание деловых игр, учебных ситуаций в работе с детьми

Видеофильмы.


Учебная аудитория, оборудованная мультимедийным комплексом

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

7.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю

В процессе реализации настоящей программы следует акцентировать магистрантов на особенности музыкальной педагогики в Сибирском регионе (национально-региональный компонент образования). Насыщая программу музыкального воспитания национальным и региональным материалом, ее пользователи приближают концептуальную основу, «государственный стандарт» музыкального воспитания, к особенностям и задачам музыкальной работы, проводимой областью, городом, школой или даже школьным классом.

В соответствии с выдвинутой концепцией музыкального образования школьников основная задача занятий музыкой в школе состоит в пробуждении у воспитанников интереса к художественной музыке, в том, чтобы учить их чувствовать, понимать, любить и оценивать музыкальное искусство, наслаждаться им; эмоционально положительно воспринимать музыку, испытывая потребность в систематическом общении с ней.

Наряду с этой воспитательной задачей большое значение имеют задачи образовательные. Необходимо, чтобы дети на любом из этапов их возрастного становления накапливали в своей художественной памяти впечатления от образцов высокого искусства, систематически и последовательно овладевали знаниями о музыке, без которых невозможно ее глубокое и тонкое освоение.



7.2. Методические рекомендации для студентов

При изучении дисциплины предполагается изучение первоисточников как отечественных так и зарубежных авторов. Рекомендованные источники литературы используются при самоподготовке, подготовке к экзамену и написанию рефератов. Необходимо изучение всей рекомендованной литературы для формирования полной картины состояния современного музыкального образования в России.



Методические рекомендации к написанию реферата.

Работа над рефератом требует изучения научной и учебной литературы по соответствующей теме и кратного изложения полученных знаний. Реферат не должен являться простым пересказом прочитанного. Необходимо тщательно проанализировать прочитанную литературу, выделить наиболее важные необходимые для понимания закономерностей положения, концепции, теории, факты и научно обосновать их, акцентируя при этом внимание не только на результате, но и на методологическом обеспечении, используемом при изучении той или иной проблемы. Для этого следует усвоить не только основное содержание той или иной теории, но и способ доказательства, к которому прибегает автор, раскрыть особенности основных точек зрения на вопрос, оценить практическую и теоретическую значимость результатов реферируемой работы, а также отразить собственное отношение к идеям и выводам автора и подкрепить это отношение весомыми аргументами (доводами, высказываниями, доказательствами).

Реферат должен быть написан с соблюдением логики изложения, а следовательно, иметь структуру. Традиционной является следующая структура реферативной работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы. Реферат удобно составлять подразделяя материал на пункты, параграфы, подзаголовки, либо выделяя главы реферируемого источника сохраняя структуру и логику изложения автора научной работы. Возможна и следующая последовательность изложения: введение в состояние изучаемой проблемы, выделение основных и наиболее важных вопросов, целей и задач исследования, используемых в нем методов, результатов, выводов и представлений.

Список использованной литературы, а также ссылки на литературные источники оформляются следующим образом. Фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, общее количество страниц если работа является самостоятельным изданием. Если же работа входи в структуру коллективной монографии, сборника статей, тезисов, научных трудов или является журнальной статьей, то после названия работы ставятся две косые линии, после которых указывается название источника структуру которого входит реферируемая работа, место и год издания, страницы на которых напечатана работа, либо год выхода периодического издания, его номер и страницы которые занимает статья.

Требования к оформлению реферативной работы.

Текст набирается на компьютере в текстовом редакторе гарнитурой Times New Roman, межстрочный интервал 1.5, размер шрифта 12 или 14, Работа печатается на одной стороне листа белой бумаги форматом А4. На каждой странице работы соблюдаются поля, левое 30 мм, правое 15 мм, верхнее 20 мм, нижнее 20 мм. Абзацный отступ составляет пять знаков или 15 мм. Порядковый номер страницы ставится в правом нижнем углу страницы. На первой странице номер не ставится.

Приветствуется подготовка реферата в электронном виде без распечатывания на бумаге в программе электронной верстки по выбору студента, с предоставлением окончательного результата в файле формата Adobe Acrobat с расширением *.pdf, с внедрением в текст необходимых графических и табличных файлов.

Цитируемая литература оформляется в виде списка в конце работы. Ссылки приводятся в порядке следования по тексту в квадратных скобках. Объем реферата от 15 до 25 страниц.



8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

    1. Тематика рефератов (докладов, эссе)

  1. Общее художественное образование в России.

  2. Профессионально-методическая подготовка специалистов — будущих учителей музыки.

  3. Эффективное развитие системы художественного образования и эстетического воспитания детей. Музыкальное образование в поекте новой концепции для двенадцатилетнего обучения.

  4. Подходы и пути воспитания музыкальной культуры детей.

  5. Важнейшие принципы структурирования музыкального образования в России.

  6. Постижение закономерностей музыкального искусства.

  7. Методы развития музыкально-образного мышления.

  8. Формы и виды музыкальных занятий.

  9. Концепции дошкольного музыкального образования.

  10. Начальная школа в концепции отечественного музыкального образования.

  11. Музыкальное образование в основной школе.

  12. Сочетание индивидуальных и коллективных видов музыкального восприятия и творчества.

  13. Музыкальное образование в подростковый период.

  14. Современные способы общения с музыкой: компьютерная техника, электронно-музыкальные инструменты.

  15. Музыкальное образование в старших классах.

  16. Самостоятельная музыкально-образовательная деятельность подростков.

  17. Современные учебники и учебные пособия по музыке.

  18. Закладывание фундамента музыкальной культуры.

  19. Подготовка ребенка к эмоционально-ценностному отношению к искусству

  20. Классические виды современных образовательных программ в области музыкального образования.

  21. Альтернативные виды современных образовательных программ в области музыкального образования.

  22. Познание закономерностей возникновения и развития музыкального искусства и музыкального творчества.

  23. Деятельностное усвоение музыкального искусства через овладение навыками хорового и инструментального исполнительства.

  24. Формирование нравственных, эстетических и художественных качеств личности ребенка.

  25. Соответствие содержания и методики обучения и воспитания детей уровню общественного развития.

  26. Комплексность решения задач обучения, воспитания и развития.

8.2. Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся

  1. Эстетическое воспитание — важнейший фактор становления личности ребенка, его идеалов, вкусов и потребностей.

  2. Музыкальное образование в России. сохранение единого культурного и образовательного пространства.

  3. Образование на федеральном и национально-региональном уровнях.

  4. Современное состояние преподавания искусств в общеобразовательной школе характеризуется обновлением содержания образования.

  5. Проект новой концепции для двенадцатилетнего обучения.

  6. Важнейшие принципы структурирования музыкального образования.

  7. Возрастание интереса и любви к классической, народной, духовной, современной музыке.

  8. Возникновение музыкально-эстетического отклика на произведения искусства.

  9. Постижение закономерностей искусства.

  10. Становление музыкально-эстетического вкуса, потребности в общении с высокохудожественной музыкой, в музыкальном самообразовании.

  11. Последовательное, систематическое постижение ребенком искусства.

  12. Формирование умения слышать музыку.

  13. Знакомство с детскими песнями и инструментальными сочинениями.

  14. Музыкально-педагогическая деятельность в средней школе.

  15. Музыкально-педагогическая деятельность в старших классах.

  16. Цели и задачи современного художественного образования.

  17. Закладывание фундамента музыкальной культуры.

  18. Развитие адекватного музыкального восприятия.

  19. Развитие нравственно-эстетической сущности музыкального искусства.

  20. Альтернативные виды современных образовательных программ в области музыкального образования.

  21. Опыт эмоционально-нравственного отношения к действительности, воплощенный в музыке.

  22. Содержательные блоки музыкально-эстетического воспитания.

  23. Музыкальный материал ныне существующих программ.

  24. Пласты музыкальной культуры: фольклор (народная музыка), духовная (церковная) музыка, классическое наследие и произведения современных композиторов.

  25. Познание закономерностей возникновения и развития музыкального искусства и музыкального творчества на основе интонационной, жанровой и стилевой природы музыки.

  26. Изучение основных средств музыкальной выразительности (мелодия, лад, темп, ритм, динамика, регистр, гармония и т. д.).

  27. Деятельностное усвоение музыкального искусства через овладение навыками хорового и инструментального исполнительства, сочинения и импровизации, пластического интонирования музыки и музыкального движения.

  28. Формирование музыкальной культуры ребенка.

  29. Развитие музыкальных способностей ребенка.

  30. Совершенствование детской эмоциональной сферы.

  31. Становление «национальной широты» музыкального вкуса, приобщение детей к «золотому фонду» народной, классической и современной песни.

  32. Формирование нравственных, эстетических и художественных качеств личности, необходимых юному гражданину, патриоту России.

  33. Методики музыкальной педагогики в образовательных учреждениях.

  34. Классические методы музыкальной педагогики. Группы методов: по

  35. Авторские методы музыкального образования.

  36. Педагогические приемы музыкального образования.

8.3. Перечень вопросов для промежуточной аттестации (к зачету)

  1. Виды образовательных учреждений

  2. Типы образовательных учреждений.

  3. Проект новой концепции для двенадцатилетнего обучения.

  4. Единство двух начал в музыкальном образовании.

  5. Методы развития музыкально-образного мышления и навыков восприятия музыки.

  6. Связь музыки с жизнью и с другими видами искусств.

  7. Методы развития творческих музыкальных способностей.

  8. Становление музыкально-эстетического вкуса ребенка.

  9. Последовательное, систематическое постижение ребенком искусства.

  10. Активные занятия, связанные с движением детей под музыку, с созданием художественных образов через движение.

  11. Организация оркестра детских музыкальных инструментов.

  12. Начальная школа в концепции отечественного музыкального образования.

  13. Активное сочетание индивидуальных и коллективных видов музыкального восприятия и творчества.

  14. Представления об исторических стилях в музыке и других видах искусства в музыкальном образовании.

  15. Гуманистическая сущность музыки.

  16. Современные способы синтезирования звуков.

  17. Закладывание фундамента музыкальной культуры.

  18. Подготовка ребенка к эмоционально-ценностному отношению к искусству и жизни.

  19. Альтернативные виды современных образовательных программ в области музыкального образования.

  20. Обозначенные блоки в музыкальной педагогике в широком понимании.

  21. Содержательные блоки музыкально-эстетического воспитания.

  22. Знакомство с образцами профессиональной (композиторской) и народной музыки.

  23. Методы знакомства ребенка с ведущими музыкантами — солистами и музыкальными коллективами.

  24. Знакомство с различными музыкальными жанрами, формами и стилями.

  25. Знакомство детей с выразительными средствами, используемыми при создании музыкального образа.

  26. Методы знакомства с музыкальными инструментами и оркестрами, певческими голосами и хорами.

  27. Музыкальный материал ныне существующих программ.

  28. Различные пласты музыкальной культуры: фольклор (народная музыка), духовная (церковная) музыка, классическое наследие и произведения современных композиторов.

  29. Познание закономерностей возникновения и развития музыкального искусства и музыкального творчества на основе интонационной, жанровой и стилевой природы музыки.

  30. Преподавание основных средств музыкальной выразительности (мелодия, лад, темп, ритм, динамика, регистр, гармония и т. д.).

  31. Принципы деятельностного усвоения музыкального искусства через овладение навыками хорового и инструментального исполнительства, сочинения и импровизации, пластического интонирования музыки и музыкального движения.

  32. Основы формирования музыкальной культуры ребенка; развитие музыкальных способностей, обретение духовной автономии; совершенствование детской эмоциональной сферы.

  33. Становление «национальной широты» музыкального вкуса; приобщение детей к «золотому фонду» народной, классической и современной песни.

  34. Формирование нравственных, эстетических и художественных качеств личности ребенка.

  35. Соответствие содержания и методики обучения и воспитания детей уровню общественного развития.

  36. Обусловленность общего развития личности школьника характером и способами обучения и воспитания.

  37. Методики музыкальной педагогики в образовательных учреждениях: Социологические. Коммуникативные. Физиологические. Организационные. Психологические.

  38. Классические методы музыкальной педагогики.

  39. Авторские методы музыкальной педагогики.

  40. Педагогические приемы в музыкальной педагогике.

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 050100.68 Педагогическое образование (магистерская программка: Музыка).

Рабочую программу учебной дисциплины составлена:

доцентом

каф. музыкального и художественного образования В.Н. Царевым

Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры музыкального и художественного образования протокол №_1_от «29» августа 2014 года

Зав. кафедрой П.Л. Волк

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией факультета культуры и искусств

протокол № 1от «29» августа 2014 года



Председатель методической комиссии Л.Г. Тимошенко



Согласовано:

Декан ФКИ Е.А. Каюмова


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница