Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) сд



страница1/12
Дата29.04.2016
Размер2.22 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
СД (М).Ф.З Теории и технологии дошкольного образования (ИЗО)

Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра)
по направлению подготовки бакалавриата

050700 – Педагогика. Бакалавриат

Профиль – Технологии подготовки специалиста дошкольного образования


Утверждено на заседании кафедры

социальной педагогики,

дошкольного и начального образования

психолого-педагогического института

протокол № 2 от 18 октября 2011 г.

Зав. кафедрой_______ А.А. Смага


РАЗДЕЛ 1. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



1.1. Автор программы: Веселова Е.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры МО, СКД и НХТ МГГУ

1.2. Рецензенты:
1.3. Пояснительная записка

Учебный курс «Теории и технологии дошкольного образования (ИЗО)» является одной из профилирующих дисциплин в подготовке специалиста дошкольного образования.

Целями освоения дисциплины «Теории и технологии дошкольного образования (ИЗО)» является изучение современного состояния эстетического образования дошкольников на основе ознакомления с искусствоведческими и психолого-педагогическими основами теории и методики детского изобразительного творчества, результатами научных исследований в области создания художественно-эстетической развивающей среды.

В лекционном курсе раскрывается понятие детского изобразительного творчества, рассматриваются искусствоведческие и психолого - педагогические основы теории и методики развития изобразительной деятельности дошкольников, проблемы создания художественно- эстетической среды, влияния произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуру на развитие личности ребенка и его самостоятельную художественно-творческую деятельность. Особое внимание уделяется восприятию детьми произведений искусства и формированию эстетического отношения к ним, раскрывается методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями искусства, рассматриваются виды и своеобразие детской изобразительной деятельности, содержание и методы обучения рисованию, лепке, аппликации, конструированию в разных возрастных группах; проблемы развития творчества дошкольников; индивидуального и дифференцированного подхода к развитию творческих способностей ребенка. Подчеркивается преемственность творчества дошкольников и младших школьников, рассматриваются вопросы методического руководства развитием художественно-творческой деятельности в ДОУ. Отражены особенности отечественных и зарубежных подходов к эстетическому воспитанию детей, освещены современные научные исследования в области арт-терапии, особенности диагностики развития творческих способностей, применения рисуночных тестов.

Семинарские занятия проводятся с целью приобщения студентов к научной работе, формирования и постепенного совершенствования умения составлять план научного доклада, выделять теоретические основы темы в процессе анализа литературы, разрабатывать серию занятий с детьми, обобщать их результаты, оформлять доклад, иллюстрируя его коллекцией детских работ.

Практические занятия организуются для более глубокого изучения некоторых тем курса, обучения студентов грамотному искусствоведческому анализу произведений изобразительного искусства и творчества отдельных художников и последующей адаптации анализируемого материала для восприятия детей дошкольного возраста. В процессе практических занятий студенты учатся отбирать произведения искусства, доступные дошкольникам по содержанию и средствам художественной выразительности, используя их не только для оформления детского caда, но и для формирования эстетического восприятия детей. Пристальное внимание уделяется конспектированию, аннотированию и рефератированию педагогической литературы, анализу программы детского сада, составлению конспектов занятий по различным видам изобразительной деятельности с детьми разных возрастных групп.

Цель лабораторных занятий в практическом ознакомлении студентов с выразительными средствами искусства. В процессе лабораторных работ происходит развитие художественно-творческих способностей, вырабатывается система изобразительных навыков и умений в рисовании, вырезывании, пластической деятельности, конструировании.

Курсом предусматриваются экскурсии в Художественный музей, Музей художественных ремесел, Детскую школу искусств, творческие мастерские художников для получения более полного представления о региональном изобразительном искусстве и разнообразии детской изобразительной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать:

Современную концепцию художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, требования программ нового поколения.

Особенности работы педагога с детьми разных возрастных групп ДОУ по методике изобразительной деятельности.

Направления в художественном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.

Элементы теории (композиция, перспектива, светотень, цвет и т.п.).

2) Уметь:

использовать различный художественный материал и приемы в работе с дошкольниками в рисовании, художественном труде, конструировании, в обработке нетрадиционного материала, давать грамотный искусствоведческий анализ произведений искусства, адаптированный для восприятия детей дошкольного возраста

Владеть:

владеть теориями и технологиями дошкольного образования;

владеть цветом как средством передачи натуры, приемами и последовательностью выполнения акварельной живописи, техникой работы гуашью, приёмами декоративного рисования и изготовления эскизов, оформления учебных пособий;

умением создавать образ в изображении, подчеркнув идейный замысел, смысловые связи в рисунке;



выполнять сюжетный рисунок в процессе работы над композицией на заданную тему.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница