Учебно-методический комплекс дисциплины научная организация труда студента фт



страница1/6
Дата30.04.2016
Размер1.37 Mb.
  1   2   3   4   5   6


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА СТУДЕНТА
ФТД.5

основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению


050200 физико-математическое образование

Утверждено на заседании кафедры

______________________________

_____________________факультета

(протокол №___от_________200_ г.)
Зав.кафедрой

_______________________________



Раздел I. Программа учебной дисциплины.
1.1 Автор программы:

канд. пед. наук, доцент кафедры ППиОТ МГПУ Коган Г. В.


1.2 Рецензенты:

доктор пед. наук, профессор, заведующий кафедрой ППиОТ МГПУ Левитес Д.Г.;

канд. пед. наук, доцент, декан экономического факультета филиала ЧОУ БИЭПП в г.Мурманске Возница В.М.
1.3 Пояснительная записка:

Программа курса «Научная организация труда студентов» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и учебным планом Мурманского государственного педагогического университета.

На начальном этапе обучения студентов наиболее существенным фактором является процесс адаптации к условиям обучения и жизни в вузе. Адаптационный период студента сопровождается сменой социальных ролей, быстрым темпом приращения знаний. Введение курса «Научная организация труда студентов» на начальном этапе обучения позволяет представить студенту целостную картину образовательного процесса в вузе, помогает ориентироваться в потоке поступающей информации, её восприятии и грамотной обработке. Практическая часть программы сориентирована на формирование у студентов умения рационально распределять время в процессе подготовки к занятиям, выработку привычки заниматься науками, как под руководством преподавателя, так и по собственному побуждению.

Цель: «Научная организация труда студента» является вводным профессионально – ориентирующим курсом, призванным уже на начальном этапе обучения знакомить будущих специалистов со спецификой обучения в высшем учебном заведении и формировать познавательную компетенцию (комплекса знаний, умений, отношений), касающихся своевременного обновления поступаемой информации в связи с меняющимися условиями учебы и профессиональной деятельности.

Основные задачи курса:


  • Познакомить будущих специалистов со спецификой и системой подготовки специалиста в высшем учебном заведении.

  • Формировать умения и навыки организации учебной и научной деятельности, самостоятельной работы студентов.

  • Развивать у будущих педагогов культуру мышления, общения, способности к саморегуляции поведения и самоорганизации учебной деятельности, способности к самообразованию.

Цель семинарских занятий: создание у студентов исходной установки на получение знаний, приобретение умений и навыков учебной деятельности в процессе адаптационного периода обучения в вузе. Стимулирование потребности в самоорганизации, посредством формирования организации времени в жизнедеятельности студентов (ОВЖ); выработка умения самостоятельно изучать и анализировать литературу.

В результате изучения дисциплины «Научная организация труда» студенты должны знать:



  • особенности, сущность, специфику образовательного процесса вуза;

  • основные виды и формы организации учебной деятельности студентов университета;

  • сущность и содержание самообразовательной деятельности, компоненты готовности к самообразованию.

должны уметь:

  • пользоваться информационными отделами вуза, самостоятельно подбирать литературу;

  • владеть основами самоподготовки к учебной и научной деятельности, осуществлять выбор рациональных форм, методов и средств организации самообразования.


1.4. Извлечение из ГОС ВПО
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы


№ п/п

Шифр

и наименование специальности



Курс

Се-

местр


Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

работа


1

050200 физико-математическое образование

1

1

56

40

6

34

-

16

зачет


1.6 Содержание дисциплины

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:






Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1




Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1

Система высшего образования





1

6




3
















2

Организация учебной работы студентов






1

8




3
















3

Организация научной работы студентов





1

8




3
















4

Организация работы студентов с учебной и научной литературой





2

6




4
















5

Организация времени в жизнедеятельности студентов





1

6




3






















40

6

34




16

















Примечание : Вариант 1 для направления 050200 физико-математическое образование.
1.6.2 Содержание разделов дисциплины.
Система высшего образования

Элементы системы высшего профессионального образования. Законы и нормативные документы, регулирующие деятельность вузов и организацию образовательного процесса в них. Структура высшего учебного заведения.


Организация учебной работы студентов

Формы учебных занятий в вузе. Самостоятельная работа студентов. Виды и формы контроля учебной деятельности студентов вуза.


Организация научной работы студентов

Сущность понятия «научная работа». Основы подготовки к научной деятельности. Элементы и виды научно-исследовательской деятельности студентов в вузе. Структура, содержание письменной научной работы студентов, требования к оформлению её результатов.


Организация работы студентов с учебной и научной литературой

Виды учебной литературы. Виды научной литературы. Справочно-информационная литература. Способы поиска и подбора литературы для учебной и научной деятельности. Виды библиографических указателей, библиотечных каталогов


Организация времени в жизнедеятельности студентов.

Комплексный характер организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. Особенности психофизиологии и гигиены информационного труда. Основные факторы и условия эффективности информационного труда.


1.6.3.Темы для самостоятельного изучения




Наименование раздела. Тема.

Форма самостоятельной работы

Количество часов

Форма контроля выполнения сам. работы

1.

Система высшего образования


конспектирование

3

проверка конспекта

2.

Организация учебной работы студентов


конспектирование

3

проверка конспекта

3.

Организация научной работы студентов


конспектирование

3

проверка конспекта, таблицы

4.

Организация работы студентов с учебной и научной литературой


конспектирование;

составление библиографии



4

проверка конспекта, библиография

5.

Организация времени в жизнедеятельности студентов


конспектирование

3

проверка конспекта


1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1.

Тема: Информационное обеспечение учебного процесса.
Практическое занятие проходит в форме экскурсии.
Цель: знакомство с информаториями вуза, обеспечивающими образовательный процесс студентов.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Организация вузовских библиотек.

2. Книжные фонды и их структура.

3. Зал периодических изданий, его фонды.

4.Правила пользования абонементами, читальным залом, технология получения книг.

5. Межбиблиотечный абонемент.

6. Справочный аппарат библиотек, библиотечные каталоги.

7. Библиография, ее назначение и принципы. Печатные картотеки другие формы информации.



Практическая работа:

1. Составить карточку с библиографическим описанием авторского произведения;

2. Составить карточку с библиографическим описанием произведения, выполненного коллективом авторов.

3. Составить по 10 библиографических карточек:



  • алфавитного каталога;

  • систематического каталога;

  • предметного каталога.


Литература.основная:

1.Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н. Азбука студента. – М.: ВЛАДОС, 2000.



Литература дополнительная:

1.Пискунов М.У. Организация учебного труда студентов. – Мн.: БГУ, 1982.

2.Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002.

3.Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого – педагогический справочник преподавателя высшей школы. – М.: Педагогическое общество России, 1999.

4. Система организации научно-исследовательской работы в вузах страны // Сборник статей. – М., 1984.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2-3.

Тема: Методы и приемы рационального конспектирования лекционного материала
Цель: формировать умения рационального конспектирования для повышения эффективности информационного труда студентов; умения выработать индивидуальные приемы конспектирования с учетом личностных возможностей моторики и психологических особенностей восприятия информации.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Сущность и роль конспектирования в учебном процессе

2.Основные организационно – методические особенности рационального конспектирования.

3.Организация конспекта.

4. Методы и приемы скоростного конспектирования.

Вопросы для обсуждения:

1. Каким образом организация конспекта влияет на успешность усваиваемой в процессе обучения информации?

2. Какие из предложенных методов, на ваш взгляд, способствуют наиболее эффективному прочтению информации при подготовке к экзамену?

3. Используете ли вы какие-либо способы рационального конспектирования?

4.Прочтите, предложенный текст (Приложение к занятию № 2). Объясните, почему вам удалось его прочесть, существует ли какая-то закономерность в его изложении.

Практическая работа:


    1. Законспектируйте текст с использованием методов и приемов рационального конспектирования:

      • использование сокращений;

      • сжимание слова путем недописывания гласных;

      • сокращение слов путем перерыва в начертании на гласной букве;

      • использование метода кванторизации;

      • словообразования с помощью суффиксов, окончаний;

      • свертывание фразы с использованием контекста;

      • с использованием пространственной записи текста.


Литература основная:

1. Минько Э.В., Минько А.Э. Ускоренное конспектирование и чтение. – СПб.: Питер, 2003.

2. Шаповал В.В., Митрофанов К.Г. Как быстро и правильно написать конспект. Пособие для старшеклассников и студентов. – М.: «Новый учебник», 2001.

Литература дополнительная:

1. Алексеев Д.И. Сокращенные слова в русском языке. – Саратов, 1979.

2. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.- (Психология для всех).

3. Словарь сокращений русского языка. – 3 изд. – М., 1983.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4-5.

Тема: Организация работы студентов с учебной литературой
Цель: закрепить знания и умения студентов в работе с учебной литературой, развивать коммуникативные умения в работе с группой.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Различные способы и приемы чтения: сплошное, выборочное; активное, пассивное; углубленное, поверхностное.

2. Правила чтения: чтение без повторов; чтение без артикуляции; чтение вертикальным движением глаз; чтение с выделением ключевых слов; чтение с запоминанием фраз, мыслей, идеи.

Вопросы для обсуждения:

1. Сколько времени примерно вы затрачиваете на прочтение книги в 300 страниц?

2. Насколько больше времени вы затрачиваете на чтение учебной и научной литературы? В чем, по - вашему, причина этих затрат?

3. Где чаще всего вам приходится читать учебную книгу?

4. Приходится ли вам перечитывать несколько раз текст, чтобы запомнить главную идею?

Практическая работа:

I часть занятия:


  1. Составить план прочитанной книги.

  2. Составить аннотацию на прочитанную книгу.

  3. Дать рецензию на учебное издание. В рецензии отразить:

- все данные об источнике;

- научно-познавательную ценность;

- положительные и отрицательные стороны рецензируемого источника (язык, стиль изложения);

- оценить художественные и технические достоинства (оформление, иллюстрации, чертежи, схемы), их качество и целесообразность;

- отметить, есть ли смысловые ошибки;

- определить круг читателей;

- отметить, насколько источник отвечает запросам и интересам тех, на кого расчитан4

- сделать выводы и заключения по содержанию;

- дать критическую оценку.

II часть занятия:

Проведение дидактической игры «Презентация учебной книги агентом научного издания»

Цель: закрепить умения анализировать учебную литературу, составлять аннотацию, рецензию на учебную книгу.

Ход игры: студенты выступают в роли агента, остальные участники получают от каждого агента бланк заявок на приобретение книги. По окончании «презентаций» подсчитывается количество заявок. Кто больше получил предложений на приобретение книги – тот успешнее справился со своей ролью.

Анализ игры: обсуждение наиболее удачных приемов, используемых в ходе игры.

Литература.основная:


  1. Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н. Азбука студента. – М.: ВЛАДОС, 2000.

Литература дополнительная:

  1. Гецов Г.Г. Как читать книги, журналы, газеты. М., 1989.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6-7.

Тема: Организация работы студентов с информационными источниками
Цель: закрепить знания и умения студентов в работе с периодическими изданиями, развивать коммуникативные умения в работе с группой, познакомиться с периодическими изданиями по специальности.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Периодические издания, их виды.

2. Значение периодических изданий в образовательном процессе студента вуза.

3. Поиск и подбор информационного материала на основе анализа периодических изданий.



Вопросы для обсуждения:

1. Какие виды периодических изданий вы знаете?

2.Каким образом можно проанализировать значительное количество информации периодических источников с минимальной затратой времени.

Практическая работа:

1. Выполнить обзор периодических изданий (на выбор) по специальности.

2. Проанализировать достоинства и недостатки данных изданий.

3. Представить краткий обзор журнала (газеты) аудитории. В обзоре отразить:

- название, специализацию, направленность издания;

- издательство;

- частоту выпусков;

- место издания среди аналогичных выпусков;

- рубрикации, разделы, тематика;

- особенности публикуемых материалов;

- наиболее интересные статьи, их проблематика;

- ваша оценка данного издания.



Литература:

Журналы:


  1. Alma mater.

  2. Вестник психосоциальной и коррекционно – реабилитационной работы.

  3. Вестник высшей школы.

  4. Вопросы психологии.

  5. Высшее образование в России.

  6. Дефектология.

  7. Дошкольное воспитание.

  8. Народное образование.

  9. Обруч.

  10. Педагогика.

  11. Ребёнок в детском саду.

  12. Классный руководитель.

Газеты:

  1. Первое сентября.

  2. Школьный психолог.

  3. Дошкольное образование.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8-9.

Тема: Организация времени в жизнедеятельности студентов.
Цель: формирование действий организации времени.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Показатели умственной работоспособности человека: продуктивность, точность, скорость информационного труда.

2. Динамика и характерные периоды умственной работоспособности: период врабатываемости, период оптимальной работоспособности, период полной компенсации, период неустойчивой компенсации, период прогрессивного снижения работоспособности.

3. Основные факторы и условия эффективности информационного труда.



Вопросы для обсуждения:

  1. Какой вид деятельности занимает у вас большую часть времени суток, не считая сна?

  2. Ощущаете ли вы постоянную нехватку времени?

  3. В чем видите причину?

  4. Какой вид деятельности выпадает у вас на периоды оптимальной работоспособности?

Практическая работа:

1.Графическая система фиксации студентами затрат времени (см. приложение к практическому занятию № 5).

2.Соотнесение личных графиков затраты времени со схемой динамики работоспособности человека в течение суток (см. приложение к практическому занятию № 5).
Литература.основная:

1.Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н. Азбука студента. – М.: ВЛАДОС, 2000.

2.Селевко Г.К., Маркова Н.Н., Левина О.Г. Научи себя учиться. М.: Народное образование, 2001. Серия «Самосовершенствование личности».

3. Формирование учебной деятельности студентов/ Под ред. В.я. Ляудис. – М., 1989.



Литература дополнительная:

1. Айзенк Г. Проверь свои способности. М., 1972.

2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: Т. 3. – М., 1999.

3. Оморокова М.И., Ранопорт И.А. Преодоление трудностей. М., 1990.

4. Рейс Ф. 500 советов студентам/ Пер. с англ. Д.Н.Вылегжанина. – М.: ЮНИТИ, 1996.


    1. Учебно – методическое обеспечение дисциплины

1.8.1 Рекомендуемая литература
Литература.основная:

  1. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад. Выпускную квалификационную работу: учеб. пособие для студ. сред. и высш. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2002.

  2. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования. – М.: Академический Проект, 2005.

  3. Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н. Азбука студента. – М.: ВЛАДОС, 2000.

  4. Контрольные, реферативные, курсовые и дипломные работы по психологии: учебно-методическое пособие / Авт.сост. А.А.Сергеева, И.А. Синкевич, Н.В.Юшина. – Мурманск: МГПУ, 2007.

  5. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты.- М.,1998.

  6. Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика поготовки и оформления. – М., 2006.

  7. Минько Э.В., Минько А.Э. Ускоренное конспектирование и чтение. – СПб.: Питер, 2003.

  8. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. – М, 2003.

  9. Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление её результатов (для студентов и аспирантов). – М.: АПК и ППРО, 2006.

  10. Формирование учебной деятельности студентов /Под ред. В.Я.Ляудис. – М.: Изд.-во Моск. ун-та, 1989.

  11. Шаповал В.В., Митрофанов К.Г. Как быстро и правильно написать конспект. – М.: «Новый учебник», 2001.

Литература дополнительная:

    1. Айзенк Г. Проверь свои способности. М., 1972.

    2. Гецов Г.Г. Как читать книги, журналы, газеты. М., 1989.

    3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: Т. 3. – М., 1999.

    4. Оморокова М.И., Ранопорт И.А. Преодоление трудностей. М., 1990.

    5. Рейс Ф. 500 советов студентам/ Пер. с англ. Д.Н.Вылегжанина. – М.: ЮНИТИ, 1996.


1.9 Материально – техническое обеспечение дисциплины.

Электронное учебное пособие: ЭУМК «НОТ студента» автор Коган Г.В.



1.10 Примерные зачетные тестовые задания.
Определите второстепенную информацию:

Текст 1.

Генерал Скобелев прославился как герой при освобождении Болгарии от турецкого владычества в русско-турецкую войну 1877-1878 годов.


Текст 2.

Семиотика – это современная наука о знаковых системах (системы знаков – это, например, язык, светофор, погоны военнослужащих, деньги, буквы, цифры, шахматы, жесты, дорожные знаки и т.д.)


Текст 3.

996 год – торжественное открытие великим князем киевским Владимиром церкви Успения Богородицы, названной «Десятинной», потому что он отдавал ей «десятую часть богатств своих и своих городов».


Текст 4.

Первая часть Библии (Ветхий Завет) была написана на древнееврейском языке (иврите). Это очень экономное письмо. В нем, как и в арабском, обязательно обозначаются только согласные. Евреи и арабы пишут справа налево.


Расшифруйте сокращенную запись:

Текст 5.

Сист. усл. знаков употр. в разл. областях жизни. Т. наз. инициальн. аббревиатуры употр. б.ч. в кач. сокр. назв. гос-в и орг-ций, напр.: РФ, ООН


Текст 6.

6вие; 7отика; 1ково; е2; раз2ние; нас3ние; 4ногие; за5я.


Текст 7.

По рзелульаттам илссеовадний одонго англигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все – рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.


ПЧМУ БЫ И ВАМ НЕ ИСПЛЬЗВАТЬ ТКОЙ СПСБ СКРЩЕНИЯ В СВОИХ КНСПКТАХ?
1.11 Примерный перечень вопросов к зачету.


  1. Назовите нормативные документы, регулирующие деятельность вузов и организацию образовательного процесса в них.

  2. Охарактеризуйте структуру высшего учебного заведения.

  3. Назовите подразделения вуза, обеспечивающие помощь в самостоятельной работе студентов.

  4. Укажите основные формы занятий в вузе, их специфику.

  5. Назовите компоненты, характеризующие понятие «самостоятельная работа».

  6. Перечислите виды и формы контроля и оценивания качества подготовки студентов в вузе.

  7. Раскройте сущность понятий «научная работа», «научно – исследовательская работа студентов вуза».

  8. Назовите виды и элементы научно-исследовательской деятельности студентов в вузе.

  9. Дайте определение понятия «доклад», перечислите основные требования к докладу.

  10. Дайте определение понятия «реферат», перечислите основные требования к его выполнению и оформлению.

  11. Дайте определение понятия «курсовая работа», перечислите основные требования к её выполнению и оформлению.

  12. Дайте определение понятия «дипломная работа», перечислите основные требования к её выполнению и оформлению.

  13. Дайте определение понятия «проект», перечислите основные условия и требования к его выполнению.

  14. Перечислите основные виды учебной литературы, их специфику и назначение.

  15. Перечислите виды научной литературы, способы работы с ней.

  16. Перечислите виды справочно-информационной литературы, её значение в самостоятельной подготовке студента.

  17. Укажите способы поиска и подбора информации для учебной и научной работы студентов.

  18. Перечислите виды библиографических указателей и охарактеризуйте каждый из них.

  19. Укажите, в чем заключаются особенности психофизиологии и гигиены информационного труда.

  20. Назовите основные факторы и условия эффективности информационного труда.

  21. Перечислите основные требования к оформлению библиографического списка в научной работе.

  22. Назовите методы и приёмы ускоренного конспектирования.

  23. Объясните, каким образом организация конспекта влияет на успешность усваиваемой в процессе обучения информации.

  24. Перечислите основные способы, приемы и правила чтения.

  25. Назовите основные требования к оформлению сносок и ссылок.




    1. Примерный перечень вопросов к экзамену.

Экзамен по данной дисциплине не предусмотрен.
1.13 Примерная тематика рефератов.

Написание рефератов по данной дисциплине не предусмотрено.


1.14 Примерная тематика курсовых работ.

Курсовые работы по данной дисциплине не предусмотрены.


1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ.

Квалификационные (дипломные) работы по данной дисциплине не предусмотрены.


1.16 Методика исследования.

Не предполагается.


1.17. Бально-рейтинговая система.

Бально-рейтинговая система по данной дисциплине не предусмотрена.



Раздел 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.

Заочная форма обучения по данному направлению не предусмотрена.



Раздел 3. Содержательный компонент теоретического материала.
Леция. Тема 1. Система высшего образования
1.1.Государственный образовательный стандарт
ГОС (Государственный образовательный стандарт) — документация, служащая основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования; устанавливается государственным законом, разрабатывается на конкурентной основе и уточняется на той же основе не реже одного раза в 10 лет. Это ут­вержденный Правительством Российской Федерации документ, который устанавливает:

  • обязательный минимум содержания образовательных про­грамм по всем специальностям и направлениям высшего про­фессионального образования;

  • максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

  • требования к уровню подготовки выпускников.

Эти требования в совокупности составляют федеральный компонент государственного образовательного стандарта, ко­торый обязательно должен быть включен каждым вузом в раз­рабатываемую им образовательную программу. Каждый стандарт предусматривает так называе­мый национально-региональный компонент, его содержание определяется самим учебным заведением с учетом местных осо­бенностей и потребностей (национальных, социальных, эконо­мических и др.), а также возможностей вуза.

Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования – это перечень связанных между собой понятий, которые систематизированы, т.е. распределены по определенной системе, и каждому из которых присвоен определенный номер. Часть Государственного образовательного стандарта. Состоит из двух частей: Классификатора направлений и Классификатора специальностей.

Бакалавриат — включает в себя как базо­вый первый уровень и дополняется образовательной программой, которая направлена на освоение студентами общепрофессиональ­ных знаний, необходимых для обучения по всем профилям под­готовки, объединенным данным направлением. Общий срок ос­воения образовательной программы бакалавриата составляет 4 года. По ее завершении проводится итоговая аттестация. Сту­денту, успешно прошедшему итоговую аттестацию, вручается документ установленного образца, свидетельствующий об окон­чании высшего учебного заведения, — диплом о высшем про­фессиональном образовании и присваивается особая разновид­ность квалификации — академическая степень «бакалавр».

Специалитет – подготовка дипломированных специалистов в системе высшего профессионального образования (врачи, учителя, инженеры и т.д.). Срок обучения 5-6 лет, по окончании которого выпускнику присваивается квалификация дипломированный специалист.

Магистратура – один из уровней системы высшего образования Ее специфика заключается в том, что глав­ной задачей магистратуры является подготовка преподавателя высшей и средней профессиональной школы, а поэтому магистер­ская образовательная программа ориентирована на подготовку обучающегося — магистранта — к преподавательской и науч­но-исследовательской деятельности. Срок обучения в магистра­туре составляет не менее 2 лет.

По завершении магистратуры выпускник также получает дип­лом о высшем образовании с присвоением ему академической степени «магистр».



    1. Высшее учебное заведение, структура


Высшее учебное заведение или сокращенно вуз, — это обра­зовательное учреждение, в котором готовятся специалисты выс­шей квалификации для различных отраслей экономики, куль­туры и государственного управления.

В настоящее время в России высшие учебные заведения мо­гут быть:



  • государственными, если они созданы органами государ­ственной власти — Правительством Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (республики, края, об­ласти);

  • муниципальными, если они учреждены органами власти крупных городов;

  • негосударственными, если их учредителями являются част­ные лица, общественные или религиозные организации.

Ректор – руководитель высшего учебного заведения. Имеет заместителей - проректоров. Ректор и проректоры составляют руководящий орган вуза – ректорат.

Образовательная и научная деятельность внутри вуза осуществляется в рамках факультетов.

Руководит работой факультета декан. Он возглавляет особую службу - деканат, которая заниамается всеми организационными вопросами повседневной жизни факультета.

Кафедра – является основным учебным и научным подразделением вуза. Кафедра объединяет преподавателей, ведущих дисциплины, предусмотренные образовательной программой. Возглавляет кафедру заведующий.

Студенты в вузе объединяются в академические группы.

Задания для самостоятельной работы:


  1. Ознакомьтесь с основными правами и обязанностями студентов (Приложение 1).

  2. Ознакомьтесь с основными формами и видами воспитательной деятельности МГПУ (Приложение 2).

Литература.

1.Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н. Азбука студента. – М.: ВЛАДОС, 2000.



Лекция. Тема 2. Организация учебной работы студентов.
2.1. Формы учебных занятий в высших учебных заведениях.

Лекция (от лат. lectio «чтение»)одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины. Преподаватель, излагая материал, помогает студентам формулировать проблемы, осваивать логику познания, делать собственные открытия. Лекции обеспечивают условия для создания студентами или педагогом новых образовательных продуктов, что решается с помощью выбора смысла, целей и структуры лекции.

Виды лекций: инструктивные лекции; лекция-диалог; лекции теоретического конструирования, обобщающие лекции; лекции-презентации; интерактивные лекции и т.д.

Семинар (от лат. seminarium «рассадник»; переносн. «школа») – это особая форма учебно-теоретических занятий, которая, как правило, служит дополнением к лекционному курсу. Семинар обычно посвящен детальному изучению отдельной темы и, в отличие от лекции, проводится в каждой студенческой группе отдельно. Отличительной особенностью семинара как формы учебных занятий является активное участие самих студентов в объяснении вынесенных на рассмотрение проблем, вопросов.

Подготовка к семинару:

  • проанализируйте тему семинара, подумайте о цели и основных проблемах, вынесенных на обсуждение;

  • внимательно прочитайте материал, данный преподавателем по этой теме на лекции;

  • изучите рекомендованную литературу, делая при этом конспекты прочитанного или выписки, которые понадобятся при обсуждении на семинаре;

  • постарайтесь сформулировать свое мнение по каждому вопросу и аргументировано его обосновать;

  • запишите возникшие во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературой вопросы, чтобы затем на семинаре получить на них ответы.

Коллоквиум (от латинского colloquium «собеседование») – вид учебно-теоретических занятий, представляющий собой групповое обсуждение под руководством преподавателя достаточно широкого круга проблем, например, относительно самостоятельного большого раздела лекционного курса. Одновременно это и форма контроля, разновидность устного экзамена, массового опроса, позволяющая преподавателям в сравнительно небольшой срок выяснить уровень знания студентов целой академической группы по данному разделу курса. Коллоквиум проходит обычно в форме дискуссии, в ходе которой студентам предоставляется возможность высказать свою точку зрения на рассматриваемую проблему, учиться обосновывать и защищать ее. Аргументируя и отстаивая свое мнение, студент в то же время демонстрирует, насколько глубоко и осознанно он усвоил изученный материал.

Таким образом, коллоквиум – это такая форма учебных занятий, которая предполагает обязательное активное участие всех присутствующих.



Практическое занятие – это одна из форм учебной работы, которая ориентирована на закрепление изученного теоретического материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в практических, прикладных целях. Особое внимание на практических занятиях уделяется выработке учебных или профессиональных навыков. Такие навыки формируются в процессе выполнения конкретных заданий – упражнений, задач и т.п. – под руководством и контролем преподавателя.

Готовясь к практическому занятию, тема которого всегда заранее известна, студент должен освежить в памяти теоретические сведения, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, подобрать необходимую учебную и справочную литературу. Только это обеспечит высокую эффективность практических учебных занятий.

Чтобы преподаватель имел возможность наблюдать за работой каждого студента, оказывая ему необходимую методическую и консультационную помощь, практические занятия проводятся обычно с небольшими группами учащихся. Иногда для этого академическая студенческая группа разделяется на две подгруппы.

Разновидностью практических занятий является тренинг, который представляет собой систему регулярных упражнений, направленных на развитие и совершенствование определенных навыков. Такая форма учебных занятий используется при обучении по специальностям, требующим не только теоретических знаний, но и хорошего владения какими-либо практическими видами деятельности.



Лабораторные занятия лабораторное занятие — одна из форм учебной работы, которая направлена на освоение уча­щимися отдельных видов, способов и методов проведения эк­спериментальной научно-исследовательской работы. Такая форма учебных занятий требует использования специального оборудования, технических средств и материалов и проводится в учебных лабораториях. Применяется главным образом при изучении дисциплин естественнонаучного и технического профиля. Лабораторные занятия дают возможность студентам научить­ся правильно обращаться с различными приборами и материала­ми, приобрести практические навыки наблюдения за объектами эксперимента, правильного анализа и обобщения полученных результатов, их критической оценки.

Нередко на лабораторных занятиях предусматривается применение комплексных знаний из разных областей науки.

Перед каждым лабораторным занятием, а особенно перед кон­трольными лабораторными работами, необходимо:


  • тщательно ознакомиться с полученным эксперименталь­ным заданием;

  • выделить все теоретические положения, на основе которых оно может быть выполнено;

  • наметить пути осуществления задания;

  • подготовить все рабочие материалы для записи результатов опытной работы: таблицы, формы протоколов, графики и пр.

При проведении лабораторной работы особое значение имеет тщательность выполнения эксперимента и фиксирования ре­зультатов.

Практикум — вид учебных занятий, который применяется главным образом на старших курсах и предусматривает реше­ние комплексных учебных задач, требующих применения с наи­большей полнотой как научно-теоретических знаний, получен­ных студентами ранее при изучении различных учебных курсов и дисциплин, так и практических навыков, приобретенных на практических и лабораторных занятиях.

Таким образом, глав­ное отличие практикума от других форм учебных занятий - это его междисциплинарный и комплексный характер.

Проводится практикум обычно в условиях, приближенных к условиям будущей профессиональной деятельности. Студент дол­жен продемонстрировать владение различными методами науч­ных исследований, умение выбрать наиболее подходящие из них в данной ситуации и успешно применить их на практике. Завер­шается практикум отчетом, в котором дается не только описание проведенной работы, но и делается попытка обобщения получен­ных результатов, формулируются научные выводы.

Практика — важнейший компонент учебной работы в вузе, одна из главных составляющих профессиональной подготовки специалиста, суть которой заключается в том, что студент во время обучения под руководством преподавателя и по опреде­ленной программе непосредственно участвует в том виде профес­сиональной деятельности, к которому готовится. Основная цель практики — помочь студентам лучше усвоить полученные те­оретические знания и научиться применять их в практической деятельности.

Консультация (от лат. consultare «совещаться, сове­товаться») — один из видов учебных занятий, который прохо­дит в форме беседы студентов с преподавателем. Обычно кон­сультация имеет факультативный характер, т. е. не является обязательной для посещения.

Консультация как дополнительная форма учебных занятий предоставляет студентам возможность разъяснить вопросы, воз­никшие на лекции, при подготовке к семинарам или экзаменам, при написании студенческой научной работы, при самостоятель­ном изучении материала. Она может быть индивидуальной, когда преподаватель кон­сультирует одного студента, или групповой, как, например, кон­сультации перед экзаменами.

В любом случае, если вы собрались идти на консультацию:


  • постарайтесь заранее четко сформулировать свой вопрос (или вопросы);

  • задавая вопрос преподавателю, покажите, что вы самостоя­тельно сделали для его разъяснения.

Самостоятельная работа студентов. Практически все виды аудиторных учебных занятий, и даже лекции, требуют от студентов предварительной самостоятель­ной учебной работы. Причем если в школе ученик всегда точно знает, какие конкретные задания он должен выполнить к следу­ющему уроку, то в высшем учебном заведении ему предоставля­ется определенная свобода выбора. Так, обычно для подготовки к семинарским занятиям дается обязательная и дополнительная литература. При этом гораздо большее значение имеет не то, сколько из указанных источников изучил студент, а насколько глубоко он осмыслил изученный материал.

Кроме того, из-за недостатка времени далеко не все темы лек­ционного курса рассматриваются более подробно на семинарских и лабораторно-практических занятиях. Некоторые темы препо­даватель не выносит даже на лекцию, указывая только, к каким источникам студенты должны обратиться. Такой учебный мате­риал остается полностью для самостоятельного изучения.

Таким образом, внеаудиторная самостоятельная работа сту­дента в вузе не менее важна, чем обязательные учебные занятия. Ее успешность во многом определяется тем, насколько умело, рационально сам учащийся сможет организовать свои индиви­дуальные занятия, насколько регулярными и своевременными они будут.

Виды и формы контроля. В высшем учебном заведении основными видами контроля за учебной деятельностью студентов являются текущий, периоди­ческий и итоговый контроль.

Текущий контроль осуществляется преподавателем в ходе повседневной учебной работы, в основном, на семинарах, лабо­раторных и практических занятиях. Этот вид контроля проводится с помощью систематического и планомерного наблюдения преподавателя за работой студен­ческой группы в целом и каждого студента в отдельности, про­верки знаний, умений и навыков, приобретаемых студентами в ходе изучения нового материала, его повторения, закрепления и практического применения. Наряду с наблюдением широко применяются устные, письмен­ные и практические формы контроля. К формам устного конт­роля относятся: устный опрос, ответы на вопросы на семинарских занятиях, выступление с докладом, защита рефератов др. Основными формами письменного контроля являются: диктант, тест, контрольная работа, творческое сочинение, решение различных задач и др. Практический контроль направлен на проверку умений и навыков, приобретенных студентами. Основными его формами являются: решение экспериментальных задач по математике, техническим и естественнонаучным дисциплинам, постановка и проведение несложных опытов, наблюдений, сдача спортив­ных нормативов и др.

Периодический контроль (промежуточная аттестация) прово­дится, как правило, один раз в два месяца, обычно после изуче­ния логически законченной части, раздела дисциплины с учетом данных текущего контроля. Он состоит в проверке учебной дея­тельности студентов по освоению сравнительно большого объема материала.

Итоговый контроль осуществляется в конце каждого семе­стра с обязательным учетом результатов текущего и периодичес­кого контроля и проводится в форме зачетов и экзаменов.

Зачет служит формой проверки успешного выполнения сту­дентами лабораторных и практических работ, усвоения учебно­го материала семинарских занятий, учебных заданий практики, а также выполнения курсовой работы.

Зачеты проводятся во время зачетной недели, как правило, перед началом экзаменационной сессии. Зачеты принимаются преподавателями, руководившими практическими занятиями группы или читающими лекции по данному курсу. Зачеты пред­полагают устные, письменные или практические формы конт­роля.

По гуманитарным наукам зачеты проводятся обычно путем устного опроса студентов. Преподавателю предоставляется пра­во поставить зачет («зачет-автомат») без выполнения процеду­ры опроса только тем студентам, которые активно участвовали в семинарских занятиях на протяжении всего семестра.

Зачеты по практике выставляются преподавателем на осно­ве представленных отчетов, составляемых студентами в соответ­ствии с утвержденной программой практики.

Зачеты по курсовым работам проставляются на основе резуль­татов их защиты студентами.

Результаты сдачи зачетов обычно оцениваются отметкой «зач­тено», однако иногда проводятся зачеты с дифференцированными оценками («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»). Диффе­ренцированные зачеты проставляются, как правило, по курсо­вым работам, практике, а также по некоторым дисциплинам.

При условии сдачи всех зачетов, предусмотренных учебным планом, студенты допускаются до экзаменационной сессии, где им предстоит сдавать курсовые экзамены.

Экзамен преследует цель оценить качество усвоения студен­том теоретических знаний учебной дисциплины, их прочность, развитие творческого мышления, приобретение навыков само­стоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их к решению практических задач.

Экзамены сдаются в периоды экзаменационных сессий, пре­дусмотренных графиком учебного процесса.

Экзамены проводятся по билетам в устной или письменной форме и принимаются, как правило, преподавателем, который читал лекции по данному курсу. Во время экзамена студенты могут пользоваться учебными программами, а также с разреше­ния экзаменатора, справочной литературой. Экзаменатору пре­доставляется право задавать студентам вопросы по всем темам курса, а также, помимо теоретических вопросов, задавать зада­чи и примеры по программе данного курса.

Ответ студента на экзамене определяется следующими оцен­ками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлет­ворительно».

Неявка на экзамен отмечается в экзаменационной ведомости словами «не явился». Если эта неявка была по неуважительной причине, то деканом факультета проставляется неудовлетвори­тельная оценка.

Если студент имеет неудовлетворительные оценки или неза­четы по каким-то учебным дисциплинам, ему предоставляется право их пересдачи. По одному и тому же предмету допускает­ся не более двух пересдач: первый раз — тому же экзаменатору, второй — комиссии, назначенной заведующем кафедрой. Сту­денты, не пересдавшие экзамен или зачет в установленный срок, подлежат отчислению либо, если у них была уважительная при­чина, могут быть оставлены на повторное обучение.

Студенты, успешно сдавшие все зачеты и экзамены, пере­водятся приказом ректора на следующий курс.
2.2. Слушание и восприятие научной информации
Слушание – смысловое восприятие устного высказывания, активный мыслительный процесс, направленный на смысловую обработку речевых сообщений с целью осознания основной мысли высказывания, понимания авторского замысла, глубокого проникновения в содержание услышанного.

На то, как мы воспринимаем услышанную информацию, большое влияние оказывает преобладающий канал получения и переработки информации. Выделяют три канала восприятия: визуальный (зрительные ощущения); аудиальный (слуховые ощущения); кинестетический (основанный на ощущениях тела). От преобладания того или иного канала восприятия зависит словарный состав речи, невербальные реакции, организация межличностного пространства общения.





Виды слушания

 

по способу осуществления

Сосредоточенное, внимательное

Рассеянное

 

Нерефлексивное

Умение внимательно слушать, молчать, не вмешиваясь в речь говорящего своими замечаниями.



Рефлексивное

Активное вмешательство в речь собеседника, оказание ему помощи в выражении своих мыслей и чувств; создание благоприятных условий для общения, что обеспечивает правильное и точное понимание собеседниками друг друга.






    1. План, тезисы, выписки, конспект как важные средства организации умственного труда


План - это своеобразный перечень основных мыслей, положений, расположенных в последовательности, отражающей логику работы.

Назначение плана:

  • отражает последовательность изложения мысли и обобщает;

  • раскрывает содержание текста;

  • восстанавливает в памяти содержание источника;

  • заменяет конспект и тезисы;

  • помогает составлению записей разного рода (доклад, сообщение, отчет);

  • ускоряет проработку источника информации;

  • организует самоконтроль;

  • сосредоточивает внимание и стимулирует знания;

  • используется, чтобы оживить в памяти хорошо знакомый текст.







 





Тезисы – это обобщенное и сжатое изложение основных положений работы. Каждый отдельный тезис формулируется в виде развернутого суждения, для которого характерна категорическая форма. Представляют собой связный, не разорванный на маленькие фрагменты текст, сохраняющий логику работы.

Назначение тезисов:

  • повторяют, сжато формулируют и заключают прочитанное (или излагаемое устно);

  • всегда имеют доказательства;

  • выявляют суть содержания;

  • позволяют обобщить материал;

  • ценны для критического анализа статьи, доклада, диссертации и т.д.














СХЕМА I.

Схема построения высказывания, содержащего тезис:

Почему? Что из этого следует?



Так как, ибо Следовательно,

Потому что… Таким образом, поэтому

СХЕМА II

ВСТУПЛЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ТЕЗИС

МНОГОЧИСЛЕННАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ

ВЫВОД

Т

А

С

Т

А

С

Т

А

С

Т

А

С
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница