Учебно-методический комплекс дисциплины опд. 1 «особенности урока иностранного языка на старшей ступени»



Скачать 465.16 Kb.
страница1/2
Дата29.04.2016
Размер465.16 Kb.
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.В3.1 «ОСОБЕННОСТИ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ»

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ



050303.65 Иностранный язык с дополнительной специальностью очная форма обучения

ОПД.В1.1 «ОСОБЕННОСТИ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ»
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

050303 Иностранный язык (Английский язык) очно-заочная форма обучения


Утверждено на заседании

кафедры иностранных языков

факультета ФЖ и МК

протокол № 7 от 25 февраля 2013 г.


Зав. кафедрой

_________________________С..А.Виноградова



РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1. Автор программыТ.Н. Лисицына, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков МГГУ

1.2. Рецензенты:

М.М. Лукина – кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков МГГУ;

С.В. Кускова – кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой английского языка ФИЯ НОУ МГИ;

Л. М. Путистина – заместитель директора по учебной работе гимназии № 2 г. Мурманска, заслуженный учитель РФ.
1.3. Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по учебной дисциплине «Особенности урока иностранного языка на старшей ступени» предназначена для студентов, обучающихся по специальности 050303 «Иностранный язык с дополнительной специальностью», и призвана помочь студентам расширить свои теоретические знания, а также овладеть практическими навыками и умениями по курсу, в котором отражены основные особенности современного урока иностранного языка на старшей ступени.


В рабочую программу входит:

  • примерное содержание курса

  • вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

  • вопросы к зачету по курсу

  • список рекомендованной литературы


Целью курса является - ознакомление студентов с основными особенностями урока иностранного языка на старшей ступени, овладение студентами практическими навыками и умениями организации учебной деятельности учащихся старших классов на уроке и во внеурочное время и формирование в этой связи соответствующих методических навыков и умений, что в совокупности должно заложить основы для формирования у них методической компетенции, которая является одной из составляющих профессиональной компетенции будущих учителей иностранного языка.
Основными задачами являются:

  • формирование системы знаний об основных особенностях урока иностранного языка на старшей ступени, типичных трудностях и стандартных способах их преодоления, об уровне сформированности практических навыков и умений владения иностранным языком учащихся старших классов;

  • выработка практических навыков и умений у студентов организации учебной деятельности учащихся старших классов на уроке и во внеурочное время.

Курс по выбору «Особенности урока иностранного языка на старшей ступени» является одной из составляющих частей профессиональной общепедагогической подготовки будущих учителей иностранного языка. Он имеет тесные многоплановые преемственные связи с такими учебными дисциплинами как: с базовым курсом теории и методики преподавания иностранных языков в школе, курсом педагогики, с курсом «Современные технологии в обучении иностранным языкам», в которых также рассматриваются методы педагогической деятельности учителя в качестве предметника на уроке и в качестве классного руководителя на уроке и во внеурочное время.

Данный курс имеет преемственные связи также с дисциплинами, в которых изучаются вопросы межкультурной коммуникации и лингвострановедения. Выполнение практических заданий – решение методических задач предполагает достаточно высокий уровень культуры речи на иностранном языке, благодаря чему максимально актуализируются связи не только с практическим курсом иностранного языка, но с и учебными курсами родного языка.
К уровню освоения изучаемого материала предъявляются следующие требования:


  • студенты должны овладеть понятийным аппаратом современной методической теории, знать ее основные положения, понимать сущность важнейших подходов к решению ее ключевых проблем;

  • студенты должны иметь представление об особенностях урока иностранного языка на старшей ступени согласно методической действительности в целом, об особенностях обучения старшеклассников всем видам речевой деятельности и особенностях развития ранее сформированных лексико-грамматических навыков;

  • студенты должны свободно ориентироваться в доступных справочных материалах и эффективно ими пользоваться.

В процессе подготовки данной программы, наряду с ГОС ВПО, использовались следующие материалы:

  • программа по базовому курсу «Теория и методика обучения иностранным языкам» для студентов, обучающихся по специальности 050303 «Иностранный язык (с дополнительной специальностью)», разработанная к.п.н., доцентом Лисицыной Т.Н.;

  • учебные руководства по курсу теории и методики обучения иностранным языкам (особенно исследования Е.В. Борзовой, В.В. Сафоновой, Е.Н. Солововой).


1.4. Извлечение из ГОС ВПО (ксерокопия прилагается).

Примечание: Прилагаемая ксерокопия дает краткую аннотацию базового курса «Теория и методика обучения иностранному языку» - ОПД.Ф.04. Количество часов 392. Учебная дисциплина «Особенности урока иностранного языка на старшей ступени» является курсом по выбору и призвана расширить и углубить теоретические знания, а также практические навыки и умения студентов с целью совершенствования их методической компетенции, как одной из основных составляющих профессиональной компетенции.
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы.

№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итого вого контроля (форма отчетн.)

Трудоемкость

Всего

аудит.


ЛК

ПР

/СМ


Сам. раб.

1.

050303

«Иностранный язык с доп. спец.» ОФО



4


8

40

20

20

-

20

зачет

2.

050303

«Иностранный язык (Английский язык)» ОЗО



3

5

80

10

4

6

70

зачет




    1. Содержание дисциплины.

1.6.1Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени.

п/п


Наименование раздела, темы

Вариант 1

Количество часов



Вариант 2

Количество часов



Всего

ЛК

ПР


Сам. раб.

Всего

ЛК

ПР


Сам. раб.

1.


Введение. Достижения ХХ века в теории развития методики обучения ИЯ.

1


1


-


2











4

2.


Особенности современного урока ИЯ в старших классах средней школы.

1


1


-


4


2

1

1

6

3.


Обучение старшеклассников лексической стороне иноязычной речи.

4


4


-


2


2

1

1

10

4.

Обучение грамматической стороне речи.

4

4

-

2

2

1

1

10

5.

Обучение устной речи.

4

4

-

2

2

1

1

10

6.

Обучение чтению.

2

2

-

2

1




1

10

7.

Обучение письму.

2

2

-

2

1




1

10

8.

Планирование цикла уроков и отдельного урока.

2

2

-

4










10




Итого:

20

20




20

10

4

6

70

1.6.2. Содержание разделов дисциплины


Введение. 1 час.

Цели и задачи курса. Достижения ХХ века в теории развития методики обучения ИЯ. ХХ век - первый век самостоятельного развития методики обучения ИЯ, ее быстрого обновления, стремительной смены одного метода обучения другим. Четко обозначилось движение российской методической науки к интеграции идей европейской школы. Движение к личности ученика, ориентация на ее развитие. Проявление взаимосвязи коммуникативно-когнитивного, гуманистического и социокультурного подходов к обучению ИЯ во всех компонентах учебного процесса:



  • на уровне целей;

  • на уровне содержания;

  • на уровне приемов обучения (технологии).

Реализация лингвострановедческого, компетентностного и коммуникативно-интерактивного подходов в обучении ИЯ на старшей ступени в средней школе.
Особенности урока иностранного языка

в старших классах средней школы. 1 час.

Большинство методических исследований сосредоточились на обучении ИЯ на начальной и средней ступенях (см работы М.Л. Вайсбурд, И.Н. Верещагиной, Н.П. Каменецкой, Т.Б. Клементьевой, Е.А. Ленской, Г.В. Роговой и др.). Посещение уроков ИЯ в старших классах показывает, что в методике обучения ИЯ учащихся данного возраста существуют значительные проблемы, особенно на уровне содержания и использования приемов обучения. Использование аутентичных источников не является панацеей от всех проблем. Недостатки УМК, изданных в странах изучаемого языка. Возросший интерес учащихся к изучению ИЯ, понимание важности изучения ИЯ для будущей жизнедеятельности. Основные принципы обучения ИЯ на старшей ступени.


Обучение старшеклассников лексической стороне

иноязычной речи. 4 часа.

Недостатки в лексической стороне устной речи старшеклассников:



  • бедность используемой лексики;

  • ненормативные паузы;

  • лексические ошибки, обусловленные как деавтоматизацией навыков, так и интерференцией (межъязыковой и внутриязыковой).

Основные направления работы с лексической стороной речи. Подготовка учителя к уроку должна включать обязательное прогнозирование возможных высказываний учащихся. Особенности развития коммуникативной компетенции у старшеклассников: на уровне введения лексики по теме /проблеме; организации тренировочных упражнений при работе с лексикой; возрастание объема самостоятельной работы; использование приема mindmapping.Примеры и образцы заданий и упражнений.



Обучение грамматической стороне речи. 4 часа.

Трудности обучения грамматике на старшей ступени. Причины деавтоматизации грамматических навыков (субъективные и объективные). Характеристика методических мероприятий, необходимых для предотвращения деавтоматизации. Анализ отечественных и зарубежных УМК для учащихся старших классов с точки зрения их эффективности обучения грамматической стороне речи. Примеры заданий и упражнений с грамматической направленностью для организации фронтальной, парной, групповой работы, работы по кругу. Использование тестирования для совершенствования грамматических навыков и контроля уровня их сформированности.


Обучение устной речи.4 часа.

Специфика совершенствования и развития умений иноязычной устной речи на старшей ступени: усложнение содержания речи; расширение набора речевых задач, которые могут решаться учащимися с помощью ИЯ; увеличение объема парных и групповых форм работы без непосредственного контроля со стороны учителя. Типичные ошибки учителей при организации учебной деятельности учащихся. О необходимости включения в план урока парных и групповых режимов работы. Организация работы в парах сменного состава, работы в стабильных парах, работы по кругу с разговорными текстами. Организация индивидуальной работы. Примеры заданий и упражнений.


Обучение чтению. 2 часа.

Специфика обучения чтению на старшей ступени: расширение активного лексического запаса учащихся, развитие рецептивных и продуктивных грамматических навыков, развитие языковой догадки, совершенствование механизмов чтения, создание мотивации к домашнему чтению – все это находит продолжение в самостоятельной домашней работе и затем на следующем уроке при осуществлении контроля понимания прочитанного. Проблемы, с которыми сталкиваются учителя на данном этапе при обучении чтению. Примеры заданий и упражнений. Общие приемы контроля понимания. Приемы работы с художественными, научно-популярными, публицистическими страноведческими текстами.


Обучение письму. 2 часа.

Необходимость обучения письму как виду речевой деятельности. Трудности обучения письму в условиях средней школы. Ограничение форм письменных высказываний необходимых для усвоения учащимися: составление письменных высказываний для себя; записи для других. «Коммуникативно достаточный уровень владения письмом на ИЯ» (С.Ф. Шатилов).Усложнение заданий на старшей ступени: за счет степени самостоятельности учащихся, характеристики действий учащихся, языковых единиц. Примеры заданий и упражнений: на уровне слова, на уровне предложения, на уровне текста.


Планирование цикла уроков

и отдельного урока. 2 часа.

При планировании учебного процесса следует руководствоваться основными принципами обучения ИЯ на старшей ступени:



  • принцип четкого осознания, учета и развития ближних и дальних перспектив изучения ИЯ старшеклассниками;

  • принцип организации содержательного, личностно-значимого общения;

  • принцип развития комбинационной свободы в использовании усваиваемых языковых средств;

  • принцип организации адекватной деятельности учащихся;

  • принцип взаимосвязанности всех компонентов учебного процесса;

  • принцип учета взаимодействия 2-х культур.

Тематическое планирование и его особенности в современных условиях обучения с учетом специфики аутентичных УМК. Примеры заданий и упражнений.

Виды уроков на старшей ступени.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения

п/п


Наименование раздела дисциплины. Тема.

Форма сам. раб.

Кол-во часов

Форма контроля выполнения сам. раб.

1.

Особенности современного урока ИЯ в старших классах средней школы

2



  • коллоквиум

2.

Обучение лексической стороне иноязычной речи

  • вопросы для самостоятель ного изучения;

  • разработка проектов

2


  • коллоквиум

  • презентация-защита проектов

3.

Обучение грамматической стороне речи

  • вопросы для самостоятель ного изучения;

  • разработка проектов

2


  • коллоквиум

  • презентация-защита проектов

4.

Обучение устной речи

  • вопросы для самостоятель ного изучения;

  • разработка проектов

2

коллоквиум

  • презентация-защита проектов




5.


Обучение чтению

  • вопросы для самостоятель ного изучения;

  • разработка проектов

2


  • коллоквиум

  • презентация-защита проектов

6.

Обучение письму

  • вопросы для самостоятель ного изучения;

  • разработка проектов

2


  • презентация-защита проектов.




7.

Планирование цикла уроков и отдельного урока

  • вопросы для самостоятель ного изучения;

разработка проектов

2

презентация своего плана




1.7. Методические рекомендации для студентов по организации изучения дисциплины.
Цель настоящего учебно-методического комплекса – оптимизировать работу студента по усвоению курса по выбору «Особенности урока иностранного языка на старшей ступени», предоставив в его распоряжение ряд материалов, способных облегчить восприятие лекционного курса, самостоятельную работу с учебной и научной литературой, подготовку рефератов и презентаций, а также повторение материала в ходе подготовки к контрольным работам (тестовым заданиям), в процессе решения методических задач и зачету, как итоговой форме контроля по данной учебной дисциплине.

Составитель УМК рекомендует студентам прежде всего познакомиться с программой данной учебной дисциплины, составить представление о ее целях и задачах, о характере, объеме и тематическом спектре материала, подлежащего усвоению, об объеме теоретических знаний и уровне сформированности практических навыков и умений организации учебно-воспитательного процесса по предмету «Иностранный язык» на старшей ступени в школе (как общеобразовательной, так и гимназии с углубленным изучением иностранного языка), что и ожидается в качестве результата работы над учебной дисциплиной.

Работа над теоретическими аспектами данной учебной дисциплины предполагает усвоение материала лекций, а также весьма значительный объем самостоятельной работы как в плане углубления знаний по темам, освещенным в лекционном курсе (изучение материала учебников и монографий, написание рефератов), так и в плане самостоятельного освоения ряда тем. Представленный в данном УМК материал должен рассматриваться лишь как минимум, а заинтересованному студенту настоятельно рекомендуется, не ограничиваясь этим минимумом, познакомиться также и с соответствующими разделами других работ, упомянутых в библиографическом списке УМК.

В связи с многообразием вопросов, которые составляют предмет учебной дисциплины «Особенности урока иностранного языка на старшей ступени», аудиторных часов, отводимых на его изучение студентами, оказывается недостаточно для получения желаемого результата. В этих условиях необходимость самостоятельного изучения студентами некоторых тем и самостоятельного углубленного изучения ряда аспектов тем, освещенных в лекционном курсе, не вызывает сомнения, тем более что за последние годы появились многочисленные интересные и доступные публикации по теории и методике обучения иностранным языкам, как в виде книг и статей, так и в сети Интернет, что, как представляется, облегчает студенту изучение того или иного вопроса даже без помощи преподавателя (при любых затруднениях, однако, имеет смысл проконсультироваться с преподавателем). Таким образом, теоретический материал курса осваивается также и в ходе подготовки рефератов и работы над темами, предложенными для самостоятельного изучения. Здесь следует прежде всего внимательно изучить библиографический список УМК, посетить сайты сети Интернет, посвященные методической тематике, отобрать работы, тематика которых соответствует избранной, при необходимости можно обратиться за консультацией к преподавателю, причем можно также задать вопросы по содержанию и трактовке изучаемого самостоятельно материала. В случае вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение, рекомендуется составлять краткие конспекты изученного материала. Требования к оформлению рефератов представлены на кафедре, наряду с другими информационными материалами кафедры английского языка и английской филологии.

В ходе подготовки к зачету следует выполнить контрольные тесты, выявить и устранить замеченные недостатки в знаниях и умениях, проверяемых тестом. Следует иметь в виду, что нередко ошибки касаются практических заданий на решение методических задач. Примерно за две недели до окончания работы над данной учебной дисциплиной стоит провести общее повторение материала с опорой на вопросы, выносимые на зачет. Разумеется, все пробелы в знаниях, выявленные при таком повторении, необходимо ликвидировать.
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.

Практические, семинарские, лабораторные занятия по данной учебной дисциплине не предусмотрены.


1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
1.8.1. Рекомендуемая литература:


  • Основная:

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат - М., 2000.

  2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). – СПб: «Златоуст», 1999. – 472 с.

  3. Борзова Е.В. Урок иностранного языка в старших классах средней школы: Учебное пособие. – Петрозаводск: КГПУ, 2001. – 100 с.

  4. Дикая Н.А. Внедрение технологии критического мышления посредством чтения и письма на уроках иностранного языка в средней школе.//Лингвистика и методика обучения иностранным языкам: Сборник научных трудов. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – Выпуск 2.- С.42 – 48.

  5. Еремин Ю.В. Педагогическое общение в условиях урока иностранного языка как отражение уровня профессиональной подготовки учителя.// Лингвистика и методика обучения иностранным языкам: Сборник научных трудов. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – Выпуск 2.- С.48 – 55.

  6. Мгвеладзе М.В. Комплексность в методике преподавания иностранных языков. Лингвистика и методика обучения иностранным языкам: Сборник научных трудов. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – С.88 – 94.

  7. Учебник – ученик – учитель. Всероссийская научно-практическая конференция. Материалы конференции. М., 2003. – 358 с.

  8. Английский язык. Современные методы обучения/А.В. Конышева.- Минск: ТетраСистемс, 2007. – 352 с.

  9. Современные теории и методы обучения иностранным языкам. – М.:Издательство «Экзамен», 2006. – 86 с.

  10. Воровщиков С.Г. Учебно – познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент. Монография. – АПК и ППРО, 2006.-160 с.




  • Дополнительная:

  1. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика. Под ред. Е.С.Полат - М., 2000

  2. Бухаркина М.Ю. Мультимедийный учебник: что это? // ИЯШ №4, 2001.

  3. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого? // ИЯШ №1, 2000.


1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
1.9.1. Перечень используемых технических средств:

  • Мультимедийное оборудование для презентаций в Power Point;

  • Видеомагнитофон;

  • Аудиомагнитофон;

  • Overhead projector.

1.9.2. Перечень используемых пособий



    1. Борзова Е.В. Урок иностранного языка в старших классах средней школы: Учебное пособие. – Петрозаводск: КГПУ, 2001. – 100 с.

    2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 192 с. (Метод. биб-ка).

    3. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей. – М.: АРКТИ, 2002. – 176 с. Метод. биб-ка).

    4. Практикум к базовому курсу методики обучения иностранным языкам: Учеб. пособие для вузов/ Соловова Е.Н. –М.: Просвещение, 2004. – 192 с.

    5. Практический курс методики преподавания иностранных языков: Учеб. пособие/ П.К. Бабинская, Т.П. Леонтьева, И.М. Андреасян, А.Ф. Будько, И.В. Чепик. – 3-е изд., дополн. и перераб. – Мн.: ТетраСистемс, 2005. – 288 с.

    6. Методики обучения иностранным языкам в средней школе: (Отв. Ред. М.К. Колкова) – СПб.: КАРО, 2006. – 224 с. – (Модернизация общего образования).

    7. Обучение иностранным языкам: (отв. ред. М.К. Колкова) – СПб.: КАРО, 2003. – 320 с. – (Материалы для специалиста образовательного учреждения).

    8. Teaching English Through English. A Course in Classroom Language and Techniques. – Jane Willis.- Longman. -190 p.

    9. Learning Teaching. A Guidebook for English Language Teachers. – Jim Scrivener. – Heinemann. - 216 p.

    10. Teaching Practice Handbook. – Roger Gower, Diane Phillips, Steve Walters. – Macmillan Books for Teachers. - 214 p.

    11. The Teaching Knowledge Test Course. – Mary Spratt, Alan Pulverness, Melanie Williams. – Cambridge University Press. – 186 p.

    12. Learning to Learn English. A Course in Learner Training. – Gail Ellis, Barbara Sinclair. - Cambridge University Press. – 118 p.

1.9.3. Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения:



  • Видеозаписи уроков иностранного языка с конкурса «Учитель года» (г. Мурманск и Мурманская обл.), начиная с 1999 года;

  • Видеоматериалы « English Language Teaching. A Training Programme for Teachers and Teacher Trainers» (The Bell Educational Trust Longman ELT. Longman ELT Video);

  • Learning to Learn English. A Course in Learner Training. – Gail Ellis, Barbara Sinclair. - Cambridge University Press. –audio supplement.


1.10. Примерные зачетные тестовые задания.
1). В истории развития науки ХХ век был:

а) первым веком самостоятельного развития методики обучения ИЯ;

б) временем активного использования информационных технологий;

в) периодом перехода российской системы образования на позиции Болонской декларации.


2). Целью обучения иностранным языкам на современном этапе развития теории и методики является:

а) обучение грамматике с использованием АВСО;

б) формирование коммуникативной компетенции и ее неотъемлемых компонентов – лингвистической и социокультурной – в их единстве на коммуникативно – достаточном уровне;

в) формирование языковой личности.


3). Методика ХХ! века это:

а) интеграция российской методической науки к идеям еврошколы;

б) развитие аудиолингвального метода;

в) использование перевода как цели обучения в процессе преподавания иностранных языков в средней школе.


4). Одним из «генераторов» идей личностно – ориентированного подхода в методическую «школу» является:

а) А. А. Леонтьев;

б) Г.А. Китайгородская;

в) Е. И. Пассов.


5). Личностно – ориентированный подход в методике предполагает синтез (взаимосвязь) следующих ведущих направлений:

а) культурного, деятельностного и коммуникативного;

б) информативного, аудиолингвального и коммуникативного;

в) гуманистического, деятельностного/коммуникативного и социокультурного.


6). Готовность (способность) учащихся к «диалогу культур» предполагает:

а) создание атмосферы учебного общения на уроках ИЯ;

б) умение пользоваться информационными технологиями при обучении иностранным языкам;

в) не только воспринимать и понимать «чужую» культуру, но и быть носителем своей культуры посредством ИЯ.


7). Одной из особенностей обучения ИЯ на старшей ступени является:

а) понимание учеником личностной и общественной значимости предмета «иностранный язык»;

б) использование аутентичных УМК;

в) использование информационных технологий.


8). Одним из основных принципов обучения ИЯ на старшей ступени является:

а) использование информационных технологий на уроках ИЯ;

б) развитие у учащихся комбинационной свободы в использовании языковых средств;

в) обучение чтению как ведущему виду речевой деятельности.


9). Одним из основных недостатков в лексической стороне устной речи старшеклассников является:

а) бедность используемой лексики, ее многократные повторы;

б) нечеткое осознание учащимися перспектив в изучении ИЯ;

в) незнание реалий страны изучаемого языка.


10). Развитие коммуникативной компетенции предполагает:

а) высокую мотивацию учащихся к изучению ИЯ;

б) использование аудио/видео материалов в учебном процессе;

в) наличие у говорящего потребности в выражении определенной мысли и, соответственно, в использовании тех слов, которые передают ее.


11). Специфика старшей ступени обучения ИЯ при работе с лексикой проявляется и при организации тренировочных упражнений, что выражается в следующем:

а) большинство упражнений имеет речевой характер, когда форма слова тренируется в неразрывной связи с личностно – значимым содержанием;

б) в использовании АВСО при выполнении упражнений;

в) в использовании большого количества фразовых глаголов.


12). Одной из трудностей обучения грамматике на старшей ступени является:

а) абстрактный характер грамматических категорий;

б) боязнь учащихся употреблять грамматические категории соответствующие данной ступени обучения в речи из-за их незнания;

в) мнение о второстепенной роли грамматики при изучении ИЯ.


13). Причины возникновения деавтоматизации грамматических навыков на старшей ступени обучения в школе делят на объективные и субъективные. К одной из объективных причин относят:

а) отсутствие специальных методических мероприятий в старших классах, направленных на закрепление сформированных ранее связей;

б) низкую мотивацию учащихся к овладению ИЯ как средством межкультурной коммуникации;

в) недостаточно высокий уровень профессиональной подготовки учителей.


14). К субъективным причинам деавтоматизации грамматических навыков на старшей ступени можно отнести следующее:

а) низкую мотивацию к овладению конкретно грамматической стороной устной речи;

б) неинтересные, по мнению учащихся, лексические темы, в рамках которых развивается грамматический навык;

в) невладение рациональными приемами запоминания информации и сохранения ее в памяти, умениями учебного труда и самообразования, отсутствие самоконтроля.


15). Еще одной особенностью обучения грамматике в старших классах является:

а) проведение дополнительных консультаций с учащимися;

б) использование информационных технологий в тренировочных упражнениях;

в) широкое использование тестирования.


Ключи к тесту:

1-а, 2-б, 3-а, 4-а, 5-в, 6-в, 7-а, 8-б, 9-а, 10 -в, 11 - а, 12 - а, 13 -а, 14 -в, 15 -в.



1.11. Примерный перечень вопросов к зачету:
1.Чем отличаются:

а) обучение ИЯ в средней общеобразовательной школе и гимназии с углубленным изучением ИЯ?

б) обучение ИЯ на старшей ступени от обучения на других ступенях в школе (по различным навыкам и всем видам речевой деятельности)

в) уровень владения ИЯ выпускника школы от уровня владения носителя языка?

2. Проанализируйте варианты постепенного усложнения:

а) условий обучения внутри цикла уроков;

б) внутри отдельного урока;

в) внутри комплекса упражнений для обучения: грамматике, диалогической и монологической речи, чтению, аудированию, письму.

3. Проанализируйте один из учебников ИЯ для старшей ступени:

а) какой метод обучения ИЯ использует автор и насколько последовательно он реализуется;

б) рассмотрите содержание учебника, насколько оно соответствует интересам старшеклассников, может вызвать их эмоциональный отклик и побудить к его обсуждению;

в) как организуется обучение лексико-грамматическим навыкам и различным умениям и насколько оно может быть эффективным, почему вы так считаете, приведите примеры;

г) что вы предлагаете добавить в данный учебник и почему;

д) следует ли что-нибудь изменить в данном учебнике при работе с учащимися с низким /высоким уровнем обученности.

4. В группах разработайте тематические планы для обучения какой-либо теме.

5. Подготовьте презентацию своего плана.

6. Прорецензируйте планы другой группы.
1.12. Комплект экзаменационных билетов – не предусмотрен, так как по данной учебной дисциплине проводится зачет.
1.13. Примерная тематика рефератов.


  1. Современный учебник иностранного языка для старшеклассников: традиции, опыт, перспективы.

  2. Серия учебных пособий издательства «Макмиллан. Експресс-паблишинг»: расширение, внедрение, перспективы.

  3. Современный учебный словарь и способы его применения при обучении иностранным языкам в школе на старшей ступени.

  4. Основные направления модернизации языкового образования в современной России.

  5. Роль учебника в реализации преемственности в обучении иностранному языку в системе: школа-вуз.

  6. Обучение чтению старшеклассников через Интернет.

  7. Особенности отбора учебного (языкового и речевого) материала в современных условиях.

  8. Реклама и язык: стратегии самообразования.

  9. О начальном уровне развития социо -культурной компетенции в базовом учебнике по иностранному языку.

  10. Способы работы с текстами для чтения при личностно – ориентированном обучении в старших классах.

  11. Учебные словари нового поколения и их потенциальные возможности в обучении иноязычной лексике.

  12. Внедрение современных информационных технологий в процесс обучения иностранным языкам в старших классах школы.



1.14. Примерная тематика курсовых работ – не предусмотрена.
1.15. Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ – не предусмотрена.
1.16. Методика исследования – нет.
1.17. Бально - рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине.

  1   2


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница