Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 02 Музыкальная психология и психология музыкального образования



Скачать 230.15 Kb.
Дата26.06.2016
Размер230.15 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)
Кафедра художественного образования

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.02 МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 030700 (050601.65) Музыкальное образование

Аннотация
Данный учебно-методический комплекс (УМК) разработан для студентов 3 курса очной формы обучения по специальности 030700 (050601.65) Музыкальное образование.

Дисциплина «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050601.65 Музыкальное образование. Общее количество часов - 72, из них 32 ч. - аудиторные занятия и 40 — самостоятельная работа.

Квалификация выпускника - учитель музыки.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя музыки по специальности 030700 Музыкальное образование при очной форме обучения - 5 лет.

Составными компонентами УМК являются:

  1. Аннотация.

Стр. 1

  1. Рабочая программа дисциплины ОПД.Ф.02 МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по специальности 050601.65 Музыкальное образование

Стр. 2

2.2. Список рекомендуемой литературы

Стр. 9

2.3 Перечень примерных заданий для самостоятельной работы студентов

Стр. 10

2.4 Примерный перечень заданий к зачету и экзамену

Стр. 10


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



ОПД.Ф.02

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

И ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Цели и задачи преподавания дисциплины

Данный курс поднимает вопросы о психологической сущности музыкального искусства, о музыкальности и природе человека, о порождении смыслов музыкальных феноменов в человеческой психике, о вкладе музыкальной культуры в психическую эволюцию человечества. Инструментарий психологической науки на современном этапе дает возможность осмыслить скрытые движущие силы смены стилистических парадигм, процессов музыкального творчества, функционирование психологических систем музыкального гнозиса, выявить оптимальные способы музыкального воспитания и обучения, музыкально-психического развития целостной личности.

Цель курса: оснащение педагогов-музыкантов специальными психологическими знаниями, открывающими специфическую природу музыки, сознания и самосознания homo-musicus, музыкального опыта и особенностей передачи этого опыта в музыкальной педагогике.

Задачи курса: дать исторические и теоретические знания в области музыкальной психологии и психологии музыкального образования, научить методам практической музыкальной психологии для решения педагогических и личностных проблем будущих музыкантов-педагогов, интегрировать полученные прежде знания в области теории истории музыки, анализа музыкальных форм, общей, возрастной, педагогической психологии и музыкальной педагогики в устойчивой самореализующейся личности. Базой для усвоения дисциплины «Музыкальная психология» являются психология, педагогика, музыкознание.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

По окончании изучения курса студент должен:

Знать: психологическую сущность музыкального искусства, порождение смыслов музыкальных феноменов в человеческой психике, о вкладе музыкальной культуры в психическую эволюцию человечества. Выявление оптимальных способов музыкального воспитания и обучения, музыкально-психического развития целостной личности.

Уметь: применять на практике исторические и теоретические знания в области музыкальной психологии и психологии музыкального образования, свободно пользоваться методами практической музыкальной психологии для решения педагогических и личностных проблем будущих музыкантов-педагогов, интегрировать полученные прежде знания в области теории истории музыки, анализа музыкальных форм, общей, возрастной, педагогической психологии и музыкальной педагогики в устойчивой самореализующейся личности.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

6

Общая трудоемкость дисциплины

72

72

Аудиторные занятия

32

32

Лекции

16

16

Практические занятия

16

16

Семинары

-

-

Лабораторные работы

-

-

И (или) другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

40

40

Курсовая работа

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

И (или) другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля:

экзамен

экзамен

4. Содержание дисциплины

Содержание дисциплины по ГОС

Музыкальная психология и психология музыкального образования как области науки и как учебные предметы. Антропологический подход к их изучению. Музыкальное сознание общества и личности. Психологическое содержание понятия “музыкальность”. Структура музыкальных способностей и особенности их развития на разных возрастных этапах. Музыкальные потребности личности и мотивация в музыкально-образовательном процессе. Особенности эмоционально-волевой сферы и психомоторных актов музыканта. Музыкально-познавательные процессы психики личности. Психологические особенности личности и музыкальной деятельности учащихся и учителя музыки. Психологические механизмы творчества личности в процессе музыкальной деятельности. Психологическая сущность индивидуальности ребенка и проявлений музыкальности, творческих способностей в процессе музыкальных занятий. Развитие восприятия музыки, музыкального мышления и эмоциональной сферы учащихся в процессе музыкальных занятий. Психологические основы обучения музыкальному языку. Музыкальная психосемантика и этномузыкальные аспекты музыкального образования. Психологическое триединство музыкального воспитания, обучения музыке и музыкально-психического развития личности. Психология музыкально-педагогического общения. Психологические особенности организации музыкально-педагогического процесса, психолого-диагностические методы в музыкально-образовательном процессе.



4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

п/п


Разделы дисциплины

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

1

Становление и структура предметного пространства музыкальной психологии и психологии музыкального образования

2

2




2

Музыкальное сознание: понятие, исторические формы и уровни функционирования

2

2




3

Музыкальность и музыкальные способности личности

2

2




4

Музыкально-познавательные процессы

2

2




5

Эмоции и интуиция в музыкально-психических процессах

2

2




6

Психология музыкально-педагогического общения

2

2




7

Психология и язык музыки

2

2




8

Психологические методы диагностирования успешности и коррекции преподавательской деятельности педагога-музыканта

2

2




4.2. Содержание разделов дисциплины

Лекции


Тема 1. Становление и структура предметного пространства музыкальной психологии и психологии музыкального образования.

Основные тенденции становления взглядов на психологическую значимость обучения музыке и музыкально-воспитательное воздействие на личность.

Выделение в проблемном пространстве сквозных линий курса: психологической значимости музыкальных явлений; становление музыкального сознания; соотношение музыкального сознания и музыкальной деятельности; музыкальное сознание личности и его развитие; психологические основы овладения музыкальным языком (его содержанием и формой); музыкально-психологические аспекты музыкального образования.
Тема 2. Музыкальное сознание:

понятие, исторические формы и уровни функционирования

«Музыкальное сознание» общества и личности. Исторические формы музыкального сознания: архаическое, ритуальное и художественное МС, их характерные особенности. Генезис музыкального сознания и его связь с определенными историческими формами и динамикой их смены.

Взаимодействие музыкального сознания и музыкальной деятельности.

Психология музыкальной деятельности. Виды музыкальной деятельности: композиторская, исполнительская, слушательская. Специфический синтез видов деятельности в музыкальной педагогике. Подвиды: дирижерская, сольно-исполнительская и так далее. Психологические особенности различных видов музыкальной деятельности. Основные аспекты проявления личности в выборе конкретной музыкальной деятельности: продуктивный и репродуктивный. Самостоятельная отработка самооценки и саморегуляции собственной музыкальной деятельности в форме рефлексирующих сочинений студентов. Тестирование на склонность к определенной музыкальной деятельности (модифицированный тест Петрушина В.И.), связь с типами творческой реализации.


Тема 3 . Музыкальность и музыкальные способности личности

Психологическое содержание и формы понятия музыкальности. Оценка и самооценка музыкальности личности. Музыкальность, как направленность психики человека на удовлетворение потребностей музыкального сознания: а) на уровне организма (сенсорно-перцептивные потребности активации посредством музыки и вообще, звуков как вибрации волн в определенном диапазоне), б) на уровне социального индивида (потребность в признании, общении, удовлетворение чувства причастности к культуре обществе, этноса, большой или малой группы, гипотетическим «избранным»), в) на уровне личности (эмоциональное и интеллектуальное самопознание и рефлексия, проекция личности в интонационную среду, самовыражение и самореализация, самооценка и саморегуляция собственной музыкальной деятельности, потребность в музыкально-психологическом развитии, потребность в непосредственной «отработке», оттачивании личностных смыслов, минуя вербальное мышление).

Анализ природы возникновения мотивации к музыкальной деятельности как одной из составляющих музыкальности в динамике к развитию. Иерархия музыкально-мотивационной сферы личности.

Музыкальность как форма функционирования эмоционально-аффективной природы личности.

Динамика музыкального самосознания как показатель развивающейся музыкальности в структуре личности.

Теория музыкальных способностей по Ревешу и Сишору. Концепция Б.М.Теплова. Экспериментальное исследование эмоционального слуха как компонента музыкальных способностей (Морозов В.М.). Способности и одаренность. Диагностика и развитие способностей. Онтогенез музыкальных способностей (Тарасова К.В.). Диагностика особенностей бессознательного восприятия музыки детьми (Торопова А.В.).Психическое воздействие музыки на состояние личности. Музыка как фактор изменения состояний сознания (на основе шкал Фишера) через расслабляющее или активизирующее воздействие. Основы музыкальной психотерапии.


Тема 4. Музыкально-познавательные процессы

Психологические системы и механизмы функционирования музыкально-познавательных процессов психики. Подсистема активации познавательных процессов психики «внимание-воля». Психологические системы (Л. Выготский) и механизм функционирования музыкального сознания. Внимание и воля как подсистема активации музыкально-познавательных процессов. Функции внимания: селективная, регулятивная и стабилизирующая в контексте музыкальной психологии и педагогики. Свойства внимания: фокус /концентрация и объём/, устойчивость, распределение и переключение, их учет в практике музыкального образования. Произвольное и непроизвольное внимание, его взаимосвязь с музыкальностью личностью. Экстериоризованное и интериоризованное внимание в структуре музыкального сознания, «круги» внимания по К. Станиславскому. Тренинги внимания в работе с детьми. Музыкально-педагогические упражнения на внимание Л. Баренбойма.



Сенсорно-перцептивная система.

Сенсорно-перцептивная система: музыкальные ощущения и восприятие. Первичные эмоции. Виды перцептивных процессов: сукцессивные, саккадические и симультанные. Их функции в музыкальном восприятии. Основные свойства: зонная природа, предметность, целостность, константность, категориальность. Сознательный и бессознательный компоненты восприятия музыки.



Когнитивная система.

Когнитивная система: восприятие-мышление в музыке и музыкой. Механизм движения от физического слышания через переживание к пониманию и оценке музыкально-личностного смысла. Эстетические эмоции как сопровождение акта музыкального мышления. Онтологическая функция музыкального гнозиса. Синхронное действие системы на сознательном и бессознательном уровнях. Моторное, интонируемое, осмысленное и творческое восприятие музыки. Регистрирующие и прогнозирующее восприятие мышление /система В. Брайнина/.

Основные виды и операции мышления в музыкальном сознании личности. Музыкальная логика; мышление и воля; мышление и память. Специфика музыкальной памяти и методы ее развития. Психомоторика (Сеченов И.) как основа развития мышления музыканта-исполнителя. Тренинг креативности.

Личностные и возрастные особенности функционирования музыкально-познавательных процессов

Личностные и возрастные особенности функционирования музыкально-познавательных процессов. Динамика сознательного и бессознательного в возрастном развитии. Архетипическое восприятие музыки. Проекция личности в способ реализации психических процессов и диагностика особенностей личности. Психологические типы творческой реализации личности (по К. Ленгарду, В. Петрушину и др.). Возрастные особенности обучения музыке (по Г. Тарасову, К. Тарасовой, Н. Ветлугиной, К. Орфу и др.).


Тема 5. Эмоции и интуиция в музыкально-психических процессах

Ценностная система

Ценностная система: музыкальное восприятие-чувства-эмоции. Аксиологическая функция музыкального гнозиса. Чувства - энергия души. Архетипия чувств: чувство жизни, чувство свободы, чувство «несвободы»: любви или страха. Чувства и эмоции в музыке. Базовые и эстетические эмоции. Объективность чувств и субъективность эмоций.

Связь и отношения онтологической и аксиологической функции восприятия музыки. «Просветленное слышание» как «энерговзрыв». Слушание и слышание как высвобождение энергии чувств, значимость энерговыигрыша для индивидуальной психики.

Система психологических процессов творчества.

Система психологических процессов музыкального творчества: воображение-интуиция. Смыслопорождение-смыслооформление. Рациональный и иррациональный пути творчества. Дивергентный и конвергентный тип мышления. Онтологизм и аксиологизм творчества. Творческое восприятие, апперцепция.

Творчество как атрибутивное свойство человеческой психики. Модель Гилфорда. Значение интуиции в творческом процессе. Творчество как «энерговыигрыш» (В.Е.Вифляев) организма.
Тема 6. Психология музыкально-педагогического общения

Три аспекта психологии музыкального образования: индивидуально-личностный, составляющий психологию музыкального воспитания и музыкально-психологического развития личности; социокультурный, составляющий психологию социального, этнического и общечеловеческого значений музыкального образования; гностический, реализующий познание музыки, познание себя через музыку, познание законов Бытия посредством музыки. Психологический результат музыкального образования - музыкальное сознание и самосознание личности ребенка - в динамике нерасчленим. Акцент на каком-либо аспекте определяет психологический тип музыкального образования. Психологические основания дидактических задач музыкального образования.

Психология (преимущества и сложность) музыкально-педагогического общения. Метакоммуникация целостностей: личности ученика, личности учителя музыки как целостной и отчужденной сущности. Педагогические стили и уровни общения: конвенциональный, примитивный, манипулятивный, стандартизированный, игровой, деловой, духовный (по А.Б.Добровичу). Полифоничность общения. Виды формального общения и стремление к его преодолению. Самораскрытие и самопредъявление педагога как психологический фактор процесса обучения (по А.Болотовой). Особенности личности педагога-музыканта. Трансактный анализ вариантов взаимоотношений ученик-учитель. Тренинг трансакций на уроке музыки, направленный на реализацию установки любви к детям. Понятие и возможность, трансфера и контрасфера в педагогике (по К.Г.Юнгу).

Особенности индивидуальных занятий, занятий с группой и смешанной, индивидуально-групповой формы обучения музыки.

Влияние группового контекста на творческую самореализацию личности. Особенности индивидуальных занятий, занятий с группой смешанной, индивидуально-групповой формы обучения музыке. Влияние группового контекста на творческую самореализацию личности. Конформность и конфликтность личности в контексте обучения искусству.
Тема 7. Психология и язык музыки

Психологические основы обучения музыкальному языку. Уровни музыкальной психосемантики. Психосемантика музыкального языка как теоретический конструкт и практическая модель. Многоуровневость пространства музыкальной психосемантики. Выделение трех основных пластов на срезе «музыкального вещества культуры».

I-уровень архаичных форм музыкального сознания, выраженных и закрепленных в универсалиях музыкального языка.

II-уровень конвенциональных форм бытия музыкального сознания, транслируемых через стилистические языковые нормы.

III-уровень устоявшихся семиотических формул или мифологем музыкального сознания и языка. Синхронизм развития музыкального сознания в онто- и филогенезе. Методики обучения музыкальному языку на основе психосемантики.
Тема 8. Психологические методы диагностирования успешности и коррекции преподавательской деятельности педагога-музыканта

Психологические и психосоматические проблемы учащихся, музыкально-педагогическая диагностика и коррекция. Психологические методы диагностирования успешности и коррекции преподавательской деятельности педагога-музыканта. Анкетирование и беседа. Психологический комфорт в освоении профессиональной деятельности и общественного статуса педагога-музыканта. Психологический аспект профессиональной рефлексии учителя музыки (по Э.Б. Абдуллину и Т.С. Колышевой).

Диагностические методики в музыкальном образовании: содержание и методы.

Психологические и психосоматические проблемы учащихся, музыкально-педагогическая диагностика и коррекция. Выявление психологических защит личности в процессе музыкального образования. Диагностика музыкальной одаренности.


Практические занятия

Занятие 1. (2 часа)

Тема: Введение в музыкальную психологию и психологию музыкального образования

Основные тенденции становления взглядов на психологическую значимость обучения музыке и музыкально-воспитательное воздействие на личность. (Рассмотреть актуальность этой проблемы в современном образовании и воспитании).

Форма проведения – семинар.

Занятие 2. (4 часа)

Тема: Сознание и самосознание музыкальной культуры общества и личности

1.Правомерно ли, на ваш взгляд, употребление понятия «музыкальное сознание»?

2.Каковы условия и способы функционирования музыкального сознания?

3.Существует ли динамика музыкального сознания в онто- и филогенезе?

4.Можно ли говорить о «сознательном» или «бессознательном» в музыкальном сознании общества?

5.Развивается ли музыкальность в личности?

6.Каковы взаимоотношения музыкальности и мотивации личности?

7.Как соотносятся понятия музыкальных способностей и одаренности?

8.Самостоятельная отработка самооценки и саморегуляции собственной музыкальной деятельности в форме рефлексирующих сочинений студентов. Тестирование на склонность к определенной музыкальной деятельности (Модифицированный тест Петрушина В.И.), связь с типами творческой реализации.

Форма проведения – семинар, тестирование.



Занятие 3. (2 часа)

Тема: Музыкально познавательные процессы психики личности

1.Какую из психологических систем «обслуживает» функция восприятия?

2.Существует ли разница между выражениями «восприятие музыки» и «музыкальное восприятие»?

3.Каким системам соответствуют такие аспекты восприятия как подпороговое, экстрасенсорное, архетипическое, осознанное восприятие музыки?

4. Какова роль внимания в действии музыкально-познавательных процессов?

5.Каково значение бессознательного в процессе музыкального творчества:

а) композитора, б) исполнителя, в) слушателя?

6.Правомерно ли выражение «творчество слушателя»?

7.Как проявляется апперцепция в актах общения с музыкой?

8.Какова специфика музыкальной памяти и сущность методов ее развития?

9.Тренинг креативности.

Форма проведения – семинар, практическое занятие.



Занятие 4. (4 часа)

Тема: Музыкально-педагогическая психология

1.Как вы понимаете «музыкально-психологическое развитие личности»?

2.В чем вы видите разницу между «самораскрытием» и «самопредъявлением» личности педагога?

3.Можно ли, на ваш взгляд, отслеживать и регулировать возникающие уровни общения (по Добровичу) с учениками, администрацией, коллегами по работе в школе?

4.Можно ли на уроках музыки в школе учитывать многоуровневость музыкальной психосемантики?

Форма проведения – семинар.



Занятие 5. (4 часа)

Тема: Практическая психология в музыкальном образовании

Практические занятия и тренинги:

а) саморегуляции педагогической деятельности (релаксационный тренинг);

б) межличностных отношений по Э. Берну;

в) психосинтетический по Р. Ассаджиоли;

г) синхронизации самосознания музыканта при подготовке к выступлению;

д) педагогического общения (по Добровичу, Болотовой, Старобинскому);

е) по развитию внимания, памяти, воли и т.д.

Форма проведения – практические занятия и тренинги.

5. Лабораторный практикум не предусмотрен.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература:



  1. Овсянкина, Г. П. Музыкальная психология: учебник для факультетов музыки / Г. П. Овсянкина — СПб. : Союз художников, 2007. - 240 с.

  2. Петрушин, В. И. Музыкальная психология : учебное пособие для вузов / В. И. Петрушин. - 2-е изд. - М. : Академический Проект; Трикста, 2008. - 400 с.

  3. Кирнарская, Д. К. Музыкальная психология и психология музыкального образования : теория и практика. Учебник для студентов музыкальных факультетов учреждений высшего педагогического профессионального образования / Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова. - Изд-во : Академия, 2011.

б) дополнительная литература:

  1. Психология музыкальной деятельности : Теория и практика: учебное пособие для вузов / Д. К. Кирнарская [и др.] - М. : Академия, 2003.

  2. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю. Б. Алиев. - М. : Владос, 2003. - 334 с.

  3. Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей детей : учебное пособие для вузов / В. П. Анисимов. - М. : Владос, 2004. - 127 с.

  4. Зинченко, В. П. Человек развивающийся / Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. - М., 1994. - 333 с.

  5. Ланкин, В. Г. Музыка и развитие личности ребенка / В. Г. Ланкин, Е. Е. Ланкина, И. Р. Хох. - Томск : Издательство ТГПУ, 2005. - 174 с.

  6. Петрушин, В. И. Музыкальная психология: Для студентов средних и высших музыкальных учебных заведений / В. И. Петрушин. - М. : Владос, 1997. - 383 с.

  7. Психология музыкальной деятельности : Теория и практика : учебное пособие / ред. Г. М. Цыпин. - М. : Академия, 2003. - 366 с.

  8. Чередниченко, Т. В. Музыка в истории культуры / Т. В. Чередниченко. - Долгопрудный, 1994. - 173 с.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Компоненты учебно-методического комплекса как основное средство обучения.

Не технические вспомогательные средства: таблицы, наглядные пособия.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Наличие средств звукозаписи (проигрыватель, магнитофон, музыкальный центр), видеомагнитофона, аудио- и видеозаписи.


8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

    1. Методические рекомендации преподавателю

Поставленные цель и задачи учебной дисциплины «Музыкальная психология» предусматривают адекватные методы и средства обучения, а также способы учебной деятельности, которые обусловлены Учебным планом и рабочей программой курса.

Типы и виды лекций:



1. Информационные лекции:

  • вводные – установочные лекции;

  • обзорно-повторительные – лекции на закрепление материала;

  • обзорные – лекции, которые проводятся по определенным темам.

2. Проблемные лекции.

Проблемные лекции могут быть использованы преподавателем на заключительных этапах освоения.



3. Лекция-визуализация. Вышеуказанные лекции проводятся при прохождении тем, требующих визуального контекста и восприятия.

4. Интегративная лекция. Подобные лекции служат цели прохождения комплексной циклической темы.

5. Лекция-консультация. Данный тип лекций проводится непосредственно перед экзаменом и подразумевает вопросно-ответную форму работы.

6. Лекция-пресс конференция. Такая форма лекций удобна при проведении защиты самостоятельной работы студентов.

Практические занятия представляют собой различные формы закрепления знаний и контроль над усвоением материала. С этой целью планируется проведение семинарских занятий или коллоквиумов по каждой теме рабочей программы.

Самостоятельная работа студентов заключается в изучении основной и дополнительной литературы (согласно списку рабочей программы), а также ее конспектирование и реферирование.

8.2. Методические указания для студентов

Перечень примерных вопросов и заданий для самостоятельной работы:



  1. Какие вы знаете гипотезы происхождения музыкального искусства?

  2. Какие психологические основания содержатся в этих гипотезах?

  3. Какие формы и уровни музыкального сознания можно выделить?

  4. Проанализируйте различные подходы к проблеме музыкальности личности.

  5. Продумайте различные подходы к диагностике особенностей музыкальности личности.

  6. На какие группы делят музыкальные способности изученные вами исследования?

  7. Чей подход кажется вам предпочтительней для музыкальной педагогики?

  8. Каково влияние бессознательного личности на проявление музыкальных способностей?

  9. Ведут ли музыкальные эмоции к чувствам и активности ценностного восприятия или уводят от чувств?

  10. Каковы способы развития различных видов перцептивных процессов личности на уроках музыки в школе?

  11. Что есть творчество: свойство человеческой психики, особенности личности или энерговыгодная функция?

  12. Отрефлексируйте возникновение комфортной для себя ситуации в обучении музыке: это индивидуальные занятия или занятия в группе?

  13. В чем состоят три аспекта психологии музыкального образования: индивидуально-личностный; социокультурный; гностический.

  14. Раскройте психологические основы обучения музыкальному языку.

  15. В чем состоят психологические и психоматические проблемы учащихся, музыкально-педагогическая диагностика и коррекция.

  16. Подготовка к занятию «Диагностические методики в музыкальном образовании».

Примерные вопросы к экзамену:

  1. Предмет музыкальной психологии и психологии музыкального образования.

  2. Основные взгляды на психологическую значимость обучения музыке и музыкально-воспитательное воздействие на личность.

  3. Психологическая значимость музыкальных явлений.

  4. Становление музыкального сознания.

  5. Соотношение музыкального сознания и музыкальной деятельности.

  6. Музыкальное сознание личности и его развитие.

  7. Психологические основы овладения музыкальным языком /его содержанием и формой/.

  8. Музыкально-психологические аспекты музыкального образования.

  9. «Музыкальное сознание»: понятие, исторические формы и уровни функционирования.

  10. «Музыкальное сознание» общества и личности. Исторические формы музыкального сознания.

  11. Генезис музыкального сознания и его исторические формы.

  12. Психологические системы музыкально-познавательных процессов психики.

  13. Психологических процесса творчества в музыкальной деятельности.

  14. Индивидуально-личностный; социокультурный; гностический аспекты психологии музыкального образования.

  15. Оценка и самооценка музыкальности личности.

  16. Музыкально-мотивационная сферы личности.

  17. Музыкальность структуре личности.

  18. Музыкальные способности личности.

  19. Психология музыкальной деятельности. Психологические особенности различных видов музыкальной деятельности.

  20. Сознательный и бессознательный компоненты восприятия музыки.

  21. Чувства и эмоции в музыке.

  22. Музыкальное творчество. Рациональный и иррациональный пути творчества.

  23. Личностные и возрастные особенности функционирования музыкально-познавательных процессов.

  24. Психологические основания дидактических задач музыкального образования.

  25. Психология музыкально-педагогического общения.

  26. Психологические основы обучения музыкальному языку. Уровни музыкальной психосемантики.

  27. Диагностические методики в музыкальном образовании: содержание и методы.

  28. Психологические и психосоматические проблемы учащихся, музыкально-педагогическая диагностика и коррекция.

  29. Диагностика музыкальной одаренности.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030700 (050601.65) «Музыкальное образование».


Программу составила: доцент кафедры художественного образования

Е.Е. Ланкина

Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры художественного образования протокол № 1__ от «_30_» августа 2011 г.


Зав. кафедрой П.Л. Волк

Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ИК ТГПУ




Председатель методической комиссии ИК О.А. Батурина


Согласовано:



Директор института культуры Е.А. Каюмова


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница