Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 03 «Методология и методика социологического исследования»



страница1/24
Дата17.05.2016
Размер1.51 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.03
«Методология и методика

социологического исследования»




Основная образовательная программа

подготовки специалиста по специальности

040201 «СОЦИОЛОГИЯ»

Утверждено на заседании

кафедры философии и социологии

социально-гуманитарного факультета

(протокол № 10 от 29.04.2008 г.)

Зав. кафедрой

____________ В.Н.Самородов



Структура учебно-методического комплекса

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
Структура программы учебной дисциплины

1.1 Автор программы:

В.Р. Цылев, канд. филос. наук, старший преподаватель МГПУ


1.2 Рецензенты:

В.Н.Самородов, канд.филос.наук, доцент МГПУ

В.Ф. Марарица, канд. филос. наук, директор СЗСНИЦ «Социум»

1.3 Пояснительная записка:


Учебный курс «Методология и методика социологического исследования» предназначен для студентов специальности «Социология» кафедры философии и социологии Мурманского государственного педагогического университета. Курс читается на 4 – 5 семестрах.

Цель курса - обучение студентов - социологов методологическим, методическим, технологическим и организационным основам проведения социологического исследования, направленного на получение знания о состоянии, закономерностях функционирования и развития массовых социальных явлений и процессов.

Задачами дисциплины являются:

показать место и роль социологических исследований в социологической науке, основные их этапы и методологические основания;

раскрыть структуру программы социологического исследования, содержание ее основных частей и процедуру ее составления;

дать понимание теоретических основ и особенностей процесса измерения в социологическом исследовании, раскрыть способы построения показателей, индикаторов, шкал и индексов;

дать понимание теоретических основ построения выборочной совокупности и методов её проектирования в социологическом исследовании;

раскрыть содержание и процедуру выполнения отдельных видов социологического исследования, возможности и ограничения их применения;

дать понимание системы методов анализа и обработки данных социологического исследования, возможности и ограничения в их применении;

раскрыть способы, используемые для обобщения и представления данных социологического исследования, структуру и логику разработки научного отчета;

раскрыть существенные особенности, возможности и ограничения количественного и качественного подходов в социологическом исследовании на этапах сбора и анализа данных;

раскрыть особенности организационных процедур социологического исследования, их содержание и последовательность проведения.

Данный курс относится к базовым дисциплинам специализации. Он основывается на предварительном изучении таких дисциплин как «Общая социология», «История социологии» и «Математические методы в социологии». Знания, полученные в данном курсе, предназначены для дальнейшей конкретизации в дисциплинах: «Теория измерения в социологии» и «Анализ данных социологического исследования».

В результате изучения дисциплины студент должен:



знать:

  1. методологические основы социологических исследований;

  2. структуру социологического исследования и содержание всех его этапов.

  3. содержательные характеристики и функциональные возможности современных методов социологических исследований;

  4. специфику применения методов в эмпирических исследованиях;

  5. современные подходы к обработке собранных данных и анализу полученных результатов;

уметь:

  1. разрабатывать программу социологического исследования;

  2. осуществлять выбор и обоснование методов исследования в соответствии с изучаемой проблемой;

  3. разрабатывать инструментарий для сбора информации;

  4. подбирать адекватную технологию сбора и обработки информации и применять ее в эмпирических исследованиях,

  5. проводить анализ полученных результатов, давать им интерпретацию и оформлять результаты исследования в отчет.

В ходе изучения дисциплины студенты знакомятся с теоретическими положениями, изложенными в лекциях, и получают возможность самостоятельного анализа материала и решения практических задач в ходе семинарских, практических и лабораторных занятий. Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется при помощи контрольных вопросов на семинарских и практических занятиях, по результатам самостоятельной работы на практических и лабораторных занятиях и по успешности выполнения контрольной работы. После четвертого семестра проводится зачет. Итоговая аттестация по курсу завершается экзаменом.

При составлении учебной программы курса были использованы следующие программы и учебно-методические пособия:



  • Аверин Ю.П., Костюченко Л.Г., Квиткина Л.Г., Масленников Е.В. Методология и методика социологического исследования. Программа курса для специальности «Социология». МГУ, 2002.

  • Васильева Е.Г. Методика и техника конкретного социологического исследования. Программа курса для специальности «Социология». Волгоградский государственный университет, 2002;

  • Витковская М.И., Пузанова Ж.В. Методология и методика социологического исследования. Программа курса для специальности «Социология». РУДН, 2003.

  • Латыпова Ф.Б., Подольская Л.Ю. Методика и техника социологических исследований. Планы семинарских, практических и лабораторных занятий для специальности «Социология». Башкирский государственный университет, Уфа, 2000.

  • Мягков А.Ю. Методология и методика социологических исследований. Учебно-методическое пособие для специальности «Социология». Ивановский государственный университет, 1996.

  • Тихомиров Б.И. Методика и техника социологических исследований. Программа курса для специальности «Социология». СПбГУ, 2002.

Также были использованы следующие учебные пособия для вузов:

  • Анурин В.Ф. Эмпирическая социология. – М., 2003.

  • Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики.   М., 2004.

  • Горшков М.К., Шереги Ф.З. Прикладная социология.   М., 2003.

  • Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности.   М., 2003.


1.4 Извлечение из ГОС ВПО


ОПД.

Ф.03


Методология и методика социологического исследования

Социологическое исследование как отрасль социологической науки; предмет и метод социологического исследования; понятие социологического исследования;. методологическая роль теории в социологическом исследовании; виды социологического исследования; программа социологического исследования; концептуальная и операциональная модели объекта и предмета социологического исследования; переменные в социологическом исследовании; гипотезы социологического исследования; измерение в социологическом исследовании; cоциальные показатели и индикаторы в социологическом исследовании; шкалы и индексы в социологическом исследовании; выборка в социологическом исследовании; методика, техника и процедура в социологическом исследовании; количественные и качественные методы в социологическом исследовании; анализ документов; метод наблюдения; метод опроса; метод интервью; метод экспертных оценок; социометрия; социальный эксперимент; метод фокус-групп; метод исследования случая (case study); биографический метод; анализ и обработка данных в социологии; многомерные методы анализа данных; обобщение данных и представление результатов; подготовка и представление научного отчета. (280 часов)





  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница