Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 03, Опд. Ф. 02, Сд. 2, Опд. Ф. 2, Дпп. Ф. 13, Опд. Ф. 2, Опд. Ф. 01, Опд. Ф. 1  история психологии 



страница1/21
Дата07.06.2016
Размер3.74 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования «Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.03, ОПД.Ф.02, СД.2, ОПД.Ф.2, ДПП.Ф.13, ОПД.Ф.2, ОПД.Ф.01, ОПД.Ф.1

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

(ШИФР ДИСЦИПЛИНЫ И НАЗВАНИЕ В СООТВЕТСВИИ СО СТАНДАРТОМ И УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ)

Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности


«050301 - Иностранный язык с доп. специальностью»

«050716 - Специальная психология с доп. специальностью «Логопедия»

«050716 - Специальная психология»

«050717 - Специальная дошкольная педагогика и психология»

«050720 - Физическая культура»

«050104 - Безопасность жизнедеятельности»

«050711 - Социальная педагогика»

«050403-Культурология с дополнительной специальностью «Иностранный язык»

«050601-Музыкальное образование со специализацией

«Музыкально-компьютерные технологии»

«050203.00-Физика с дополнительной специальностью «Информатика»

«050202-Информатика»

«010501 - Прикладная математика и информатика»

050501 «Профессиональное обучение (дизайн)»

050502 «Технология и предпринимательство»

«050102 -Биология с доп. спец. География»

«050708-Педагогика и методика начального образования»

«050703-Дошкольная педагогика и психология»

«050401 – История»

(код и наименование специальностей)


  1. Утверждено на заседании кафедры

  2. психологии факультета

  3. педагогики и психологии

  4. (протокол № 7 от 06 марта 2008 г.)

  5. Зав. кафедрой

  6. ________________И.А. Синкевич



РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.




Структура программы учебной дисциплины





    1. Автор программы:

Ежова Е.А., канд. фил. наук, ст. преподаватель кафедры психологии МГПУ

Иванов А. Н., старший преподаватель кафедры психологии МГПУ.
1.2 Рецензенты:

Недосека О. Н., к.пс.н., доцент кафедры психологии МГПУ.

Оконешникова О.В., к.пс.н., доцент, профессор, заведующая кафедрой общей психологии и психологии развития МГИ.


    1. Пояснительная записка

Курс “История психологии” предназначен для студентов очной и заочной форм обучения Мурманского государственного педагогического университета, обучающихся по специальности 050301 «Иностранный язык с доп. специальностью», 050716 «Специальная психология», 050716 «Специальная психология с доп. специальностью «Логопедия», 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология», 050720 «Физическая культура», 050104 «Безопасность жизнедеятельности», 050711 «Социальная педагогика», «050403-Культурология с дополнительной специальностью «Иностранный язык», «050601-Музыкальное образование со специализацией «Музыкально-компьютерные технологии», «050203.00-Физика с дополнительной специальностью «Информатика», «050202-Информатика», 010501 «Прикладная математика и информатика», 050501 «Профессиональное обучение (дизайн)», 050502 «Технология и предпринимательство», «050708-Педагогика и методика начального образования», «050703-Дошкольная педагогика и психология».

Учебно-методический комплекс (УМК) “История психологии” предназначен для студентов очного и заочного отделений Мурманского государственного педагогического университета, обучающихся по специальностям: физика, математика, информатика, технология и дизайн. Программа курса построена на основе новейших теоретических разработок в области истории психологии и смежных дисциплин в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего образования РФ по истории психологии. История психологии изложена по единой методологической схеме: наряду с исторической последовательностью развития психологических знаний освещены особенности философско-психологических, естественнонаучных и теологических воззрений ведущих европейских и восточных стран, оказавших наибольшее влияние на развитие мировой психологической мысли.

Цель данного УМК состоит в ознакомлении студентов с хронологией развития представлений о психической реальности от Античности до наших дней в зарубежной и отечественной естественных и гуманитарных областях знания.

Главными задачами курса являются: 1) познакомить студентов с исторической психологической мыслью, анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике, 2) обозначить основные проблемы истории психологии в контексте будущей профессии студентов; 3) рассмотреть основные принципы, подходы и методы к познанию психического и физического в человеке, культивировать у студентов гуманистические традиции естественнонаучного и философского знания; 4) изучить особенности развития отечественной психологии в контексте исторического пути, пройденного Россией, показать своеобразие русской психологической мысли и взаимовлияние отечественной и мировой психологии.

В учебном и дидактическом отношении изучение истории психологии помогает привести и выстроить знания по психологии в единую, логически стройную систему, позволяет производить анализ современных теорий, так как в определенном смысле “любая теория науки есть свернутая и обобщенная ее история” (В. А. Якунин). В рамках межпредметных знаний программа курса скоординирована с дисциплинами общепрофессионального блока.

Студенты должны знать основные школы и направления современной психологии, их философско-методологические основы, а также эволюцию этих направлений, связно излагать их основные идеи, в русле которых развивалась психология в ХІХ – ХХ веках.

Для подготовки программы курса по истории психологии использовались материалы учебников, учебных пособий, хрестоматий, монографий и научных периодических изданий по данной дисциплине, рекомендованные Министерством Образования РФ, Советом УМО по классическому университетскому образованию и др. Программа разработана с учетом научно-методических работ П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан, Т.Д. Марцинковской, В.А. Якунина, М.Г. Ярошевского, А.С. Лучинина и др.




    1. Извлечение из ГОС ВПО

«050301 - Иностранный язык с доп. специальностью»

«050716 - Специальная психология с доп. специальностью «Логопедия»

«050716 - Специальная психология»

«050717 - Специальная дошкольная педагогика и психология»

«050720 - Физическая культура»

«050104 - Безопасность жизнедеятельности»

«050711 - Социальная педагогика»

«050403-Культурология с дополнительной специальностью «Иностранный язык»

«050601-Музыкальное образование со специализацией

«Музыкально-компьютерные технологии»

«050203.00-Физика с дополнительной специальностью «Информатика»

«050202-Информатика»

«010501 - Прикладная математика и информатика»

050501 «Профессиональное обучение (дизайн)»

050502 «Технология и предпринимательство»

«050102 -Биология с доп. спец. География»

«050708-Педагогика и методиканачального образования»

«050703-Дошкольная педагогика и психология»

«050401 – История»

Психология

Общая психология. Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Методология психологии. Проблема человека в психологии. Психика человека как предмет системного исследования. Общее понятие о личности. Основные психологические теории личности. Деятельность. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Общение. Познавательная сфера. Ощущения. Память. Мышление. Мышление и речь. Воображение. Внимание. Эмоции. Чувство и воля. Темперамент. Характер. Способности.

История психологии. Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития психологии. Психологические теории и направления. Основные психологические школы. Постановка и пути решения фундаментальных и практических проблем психологических проблем на разных этапах развития психологии.

Возрастная психология. Предмет, задачи, методы возрастной психологии. Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования. Особенности развития ребенка в разных возрастах:

Педагогическая психология. Предмет и задачи педагогической психологии. Понятие учебной деятельности. Психологическая сущность и структура учебной деятельности. Проблема соотношения обучения и развития. Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости. Мотивация учения. Психологическая готовность к обучению. Психологическая сущность воспитания, его критерии. Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, механизмы. Психология личности учителя. Проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста. Учитель как субъект педагогической деятельности.

Социальная психология. Предмет социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Группа как социально-психологический феномен. Феномен группового давления. Феномен конформизма. Групповая сплоченность. Лидерство и руководство. Стадии и уровни развития группы. Феномен межгруппового взаимодействия. Этнопсихология. Проблемы личности в социальной психологии. Социализация. Социальная установка и реальное поведение. Межличностный конфликт.


    1. Объем дисциплины и виды учебной работы




№п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр


Виды учебной работы в часах




Трудоёмкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа




1.

«050301 –

Иностранный язык с доп. специальностью»



1

1

40

20

10

10

-

20

Зачет

2.

«050401 – История»

1

1

30

20

10

10

-

20

Зачет

3.

«050716 –

Специальная психология»



2

3

136

68

30

38

-

68

Экзамен

4.

«050717 –

Специальная дошкольная педагогика и психология»



1

1

30

16

10

6

-

14

Зачет

5.

«050720 –

Физическая культура»



1

2

40

20

14

6

-

20

Зачет

6.

«050104 –

Безопасность жизнедеятельности»



1

2

40

20

14

6

-

20

Зачет

7.

«050711 –

Социальная педагогика»



5

9

100

58

46

12

-

42

Зачет

10

100

42

30

12

-

58

Экзамен

8.

«050403-Культурология с дополнительной специальностью «Иностранный язык»

1

2

28

20

10

10




8

Зачет

9.

«050601-Музыкальное образование со специализацией «Музыкально-компьютерные технологии»

2

3

26

18

14

4




8

Зачет

10.

«050203.00-Физика с дополнительной специальностью «Информатика»

1

1

40

20

10

10




20

Зачет

11.

«050202-Информатика»

1

1

40

20

10

10




20

Зачет

12.

«050501- Профессиональное обучение (дизайн)»

1

2

20

12

3

3




8

Зачет

13.

«010501-Прикладная математика и информатика»

1

1

40

20

10

10




20

Зачет

14.

«050502 -Технология и предпринимательство»

1

2

20

12

3

3




8

Зачет

15.

«050102 -Биология с доп. спец. География»

1

2

40

20

10

10




20

Зачет

16.

«050708-Педагогика и методика начального образования» со спец. «Обучение информатике в начальной школе»

1

2

60

30

16

14




30

Экзамен

17.

«050708-Педагогика и методика начального образования»с доп. спец. «Иностранный язык»

2

3

40

20

14

6




20

зачет

18.

«050703-Дошкольная педагогика и психология»

4

8

54

26

18

8




8

зачет


    1. Содержание дисциплины.

      1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени



п/п


Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам. раб.

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам. раб.

1

Предмет и задачи истории психологии

2

1

1




2/-




1







-/1/-

2

Теоретико-методологические основания истории психологии

1




1




1







1




-/1

3

Зарождение психологии как науки

2

1

1




2/-




1/-

1




1

4

Психологические воззрения в античную эпоху.

2

1

1




2/-




1







-/1/-

5

Психология Средних веков.

2

1

1




2/-




1/-







1

6

Психология Нового времени.

2

1

1




2/-




1/-







1

7

Развитие психологии в эпоху Просвещения.

1

1







1




1/-

1




-/1/-

8

Становление психологии как самостоятельной науки.

2

1

1




2/-




1







-/1/-

9

Психологические теории и направления

1




1




1







1




-/1

10

Основные психологические школы ХІХ в.

1

1







1




1







-/1

11

Новые направления в психологии в ХХ в.

1

1







1




1







-/1

12

Зарождение отечественной психологии

1




1




1







1




-/1

13

Современное состояние психологической науки.

1

1







1




1







1

14

Постановка и пути решения фундаментальных психологических проблем личности, деятельности, способностей, общения на разных этапах развития психолгии

1




1




1







1




-/1

15

Всего:

20

10

10




20/8

16/12

10/6

6




4/14/8



Примечание:

Вариант 1 для специальности «050301 - Иностранный язык с доп. специальностью», 010501 «Прикладная математика и информатика» , «050403-Культурология с дополнительной специальностью «Иностранный язык», «050203.00-Физика с дополниетльной специальностью «Информатика», «050202-Информатика», «050102 -Биология с доп. спец. География»

Вариант 2 для специальности «050716 - Специальная психология с доп. специальностью «Логопедия», «050716 - Специальная психология», 050501 «Профессиональное обучение (дизайн)», 050502 «Технология и предпринимательство»


п/п


Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам. раб.

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам. раб.

1

Предмет и задачи истории психологии

1/2

1/2







2/-

4/6

2/4

2




4/6

2

Теоретико-методологические основания истории психологии

2/1/4

1/2

1/-/2




1/2

4/6

2/4

2




4/6

3

Зарождение психологии как науки

2/3

1/-/2

1/2/1




2/-

6/9

2/8

4/1




6/9

4

Психологические воззрения в античную эпоху.

1/2

1/-/2

-/2/-




2/-

6/9

2/8

4/1




6/9

5

Психология Средних веков.

1

1







2/-

6/9

2/8

4/1




6/9

6

Психология Нового времени.

1

1







2/-

6/9

2/8

4/1




6/9

7

Развитие психологии в эпоху Просвещения.

2/3/2

1

1/2/1




1/2

4/6

2/4

2




4/6

8

Становление психологии как самостоятельной науки.

1

1







2/-/2

4/6

2/4

2




4/6

9

Психологические теории и направления

2/3/2

1

1/2/1




1/2

4/6

2/4

2




4/6

10

Основные психологические школы ХІХ в.

1

1







1/2

4/6

2/4

2




4/6

11

Новые направления в психологии в ХХ в.

1

1







1/2

4/6

2/4

2




4/6

12

Зарождение отечественной психологии

1/3/2

1

1/2/1




1/2

4/6

2/4

2




4/6

13

Современное состояние психологической науки.

1

1







1/2

4/6

2/4

2




4/6

14

Постановка и пути решения фундаментальных психологических проблем личности, деятельности, способностей, общения на разных этапах развития психолгии

2/1/3/2

1

1/-/2/1




1/2

8/10

4/8

4/2




8/10

15

Всего:

20/18/30/26

14/16/18

6/4/14/8




20/8/30

68/100

30/76

38/24




68/100

Примечание:

Вариант 1 для специальности «050720 - Физическая культура», «050104 - Безопасность жизнедеятельности», «050601-Музыкальное образование со специализацией «Музыкально-компьютерные технологии», «050708-Педагогика и методика начального образования»с доп. спец. «Иностранный язык», «050708-Педагогика и методика начального образования» со спец. «Обучение информатике в начальной школе», «050703-Дошкольная педагогика и психология»

Вариант 2 для специальности «050717 - Специальная дошкольная педагогика и психология», «050711 - Социальная педагогика»


      1. Содержание разделов дисциплины.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница