Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 05 Безопасность жизнедеятельности дн



страница1/4
Дата29.04.2016
Размер0.65 Mb.
  1   2   3   4
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД. Ф 05 Безопасность жизнедеятельности

ДН (М) Р.4.

ФТД.3.

ДН (М). Ф.9
Основная образовательная программа подготовки бакалавра по специальности

____________________________________________________________________________
050300 Филологическое образование

050200 Физико-математическое образование

071300 (531100) Народная художественная культура

050600 Художественное образование (профиль «Дизайн и компьютерная графика)»

Утверждено на заседании кафедры БЖД и ОМЗ


ЕФК и БЖД _____факультета

(протокол № _1_ от _16 сентября 2010 г.)

Зав. кафедрой БЖД и ОМЗ Г.В. Коган


Раздел 1. Программа учебной дисциплины


    1. Автор программы: Рябых Л.Н.

1.2 Рецензенты: И.Н. Михейкина, врач высшей категории Мурманского областного

консультативно- диагностического центра;

Ф.А Щербина, д.б. наук, профессор кафедры БЖД и ОМЗ (МГПУ)
1.3 Пояснительная записка

Программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по бакалавриату «филологическое образование», «физико-математическое образование», «народная художественная культура», «художественное образование (профиль «Дизайн и компьютерная графика)».

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» играет важную роль в подготовке бакалавров, профессиональная деятельность которых будет тесно связана с безопасностью детей. Содержание программы позволит студентам получить необходимый объем знаний, навыков и представлений в области безопасности жизнедеятельности. В программе рассматриваются теоретические вопросы безопасности жизнедеятельности, опасности различного происхождения, правила, принципы и средства безопасного поведения. Также освещены вопросы общественного и индивидуального здоровья, здорового образа жизни, факторов риска для здоровья.
Задачи курса:


  • Раскрыть теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Дать понятие о культуре безопасности жизнедеятельности.

  • Дать классификацию чрезвычайных ситуаций.

  • Дать понятие о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

  • Дать понятие о гражданской обороне и ее задачах, организации защиты населения.

  • Познакомить с современными средствами поражения, коллективными и индивидуальными средствами защиты.

  • Раскрыть структуру организации ГО в образовательных учреждениях.

  • Изучить действия учителя при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.

  • Изучить опасные ситуации природного характера и порядок защиты населения от их последствий.

  • Изучить опасные ситуации техногенного характера и порядок защиты населения от их последствий.

  • Изучить чрезвычайные ситуации социального характера, криминогенную опасность и порядок защиты населения.

  • Оценить зоны повышенной опасности в повседневной жизни, опасности транспорта и научить безопасному поведению.

  • Дать основы пожарной безопасности. Обучить правильным действиям при пожаре, применению средств тушения пожаров.

  • Раскрыть проблемы национальной и международной безопасности РФ, общественную опасность экстремизма и терроризма.

  • Изучить организацию антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении, действия по снижению риска и смягчению последствий террористических актов.

  • Дать понятие о здоровье, критериях индивидуального и общественного здоровья.

  • Дать понятие о здоровом образе жизни.

  • Сформировать представление о факторах, влияющих на здоровье в различные возрастные периоды.

По окончании изучения курса студенты должны



иметь представление:

  • о путях формирования и свойствах личности безопасного типа поведения;

  • о принципах действий в опасных ситуациях различного характера;

знать:

  • принципы действий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

  • опасности, возникающие в повседневной жизни;

  • государственную политику в области подготовки и защиты населения от опасных, чрезвычайных ситуаций, терроризма;

  • права и обязанности граждан по обеспечению безопасности жизнедеятельности;

  • единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, её структуру и задачи;

  • характеристики опасностей природного, техногенного и социального происхождения;

  • принципы, правила и требования безопасного поведения и защиты в различных условиях и чрезвычайных ситуациях;

  • средства и методы личной и коллективной защиты.

  • мотивации здоровья и здорового образа жизни;

  • педагогические средства формирования здорового образа жизни учащихся;

  • факторы, определяющие здоровый образ жизни;

  • принципы и методы формирования здорового образа жизни учащихся;

  • факторы риска в формировании здоровья человека и общества;

уметь:

  • применять полученные теоретические знания на практике, в повседневной жизни;

  • применять практические навыки обеспечения безопасности в опасных ситуациях, возникающих в учебном процессе и повседневной жизни;

  • организовать спасательные работы в условиях чрезвычайных ситуаций различного характера;

  • грамотно организовывать работу с родителями по вопросам поведения детей в быту;

  • формировать у учащихся психологическую устойчивость поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • способствовать социализации, формированию общей культуры личности учащихся;

  • вести индивидуальную и коллективную работу по формированию здорового образа жизни;

  • формировать у учащихся психологическую устойчивость поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • способствовать социализации, формированию общей культуры личности учащихся.

владеть:

Курс «Безопасность жизнедеятельности» изучается в третьем семестре. Он представлен следующими видами учебных занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов.

Самостоятельная работа студентов предусматривает конспектирование изученной литературы, составление выписок, пометок, выполнение заданий, заполнение таблиц, подготовку реферативных сообщений.

Форма отчетности по курсу «Безопасность жизнедеятельности» - зачет.


1.4 Извлечение из ГОС ВПО

Понятие «здоровье ребенка». Критерии здоровья. Факторы, влияющие на уровень здоровья детей, подростков и юношей в современном обществе.

Специфика формирования представления о здоровом образе жизни у детей, подростков и юношей.

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности. Классификация чрезвычайных ситуаций. Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и защита населения от их последствий. Действия учителя при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях. Гражданская оборона и ее задачи. Современные средства поражения. Средства индивидуальной защиты. Защитные сооружения гражданской обороны. Организация защиты населения в мирное и военное время. Приборы радиационной и химической разведки, дозиметрический контроль. Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях. Средства и способы защиты.


1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы


№ п/п

Шифр и

наименование

специальности


Курс


Се-местр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудо-

емкость


Всего

ауд.


ЛК

ПР


ЛБ

Сам. раб.

1

050300 филологическое образование

2


3


76

18

10

8

-

58

зачет


2

050200 физико-математическое образование

2


3


76

18

10

8

-

58

зачет


3

071300 (531100) народная художественная культура


2


3


100

36

18

18

-

64

зачет


4

050600 Художественное образование (профиль «Дизайн и компьютерная графика)»


2


3


36

18

10

8

-

18

зачет




1.6 Содержание дисциплины

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)


п/п

Наименование раздела темы

Количество часов

вид итогового

контроля


Всего аудит.

ЛК

ПР

Самост. работа

зачет

Семестр 2

М.1. Образ жизни и здоровье

М.2. Безопасность жизнедеятельности


8
10




4
6

4
4



30
28



Всего




18

10

8

58





1.6.2. Содержание разделов дисциплины
Образ жизни и здоровье

Триединая сущность человека. Определения понятия «здоровье» (ВОЗ, БМЭ, В.П.Казначеев). Критерии оценки индивидуального здоровья. Группы здоровья. Общественное здоровье, основные критерии. Основные показатели здоровья – медико-демографические, показатели заболеваемости и инвалидности.

Образ жизни, его составляющие. Здоровый образ жизни, его компоненты. Мотивации здорового образа жизни. Факторы риска для здоровья, их связь со смертностью и инвалидностью. Профилактические программы и их эффективность. Возможности воздействия на факторы риска в различных возрастных и социальных группах.

Определение понятия «саморазрушающее поведение». Причины, основные формы саморазрушающего поведения. Стадии аддикции. Психологические особенности подросткового возраста. Физиологические особенности подросткового возраста. Группы риска по саморазрушающему поведению. Основные направления профилактики саморазрушающего поведения.



Безопасность жизнедеятельности

Исторический аспект безопасности. Становление науки и безопасности. Опасности, их характеристика. Риск, управление риском. Принципы обеспечения безопасности. етоды

и средства обеспечения безопасности.

Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности. Классификация чрезвычайных ситуаций. Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайные ситуации – определение понятия, характеристика. Чрезвычайные ситуации природного характера – классификация, закономерности. Факторы, влияющие на последствия ЧС природного характера. ЧС техногенного характера – классификация, причины, характеристика. ЧС социального характера – определение понятия, причины, классификация.

Действия учителя при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.

Гражданская оборона и ее задачи. Современные средства поражения. Средства индивидуальной защиты. Защитные сооружения гражданской обороны. Организация защиты населения в мирное и военное время. Приборы радиационной и химической разведки, дозиметрический контроль. Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях. Средства и способы защиты.



1.6.3 Темы для самостоятельного изучения

№ п/п

Наименование раздела

Тема

Кол-во часов

Форма самост. раб.

Форма контроля

1

Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп


Физиологические пробы определения здоровья.

Особенности оздоровительной работы со школьниками на Кольском Севере.

Меры воздействия на факторы риска здоровью в общеобразовательных учреждениях.

.Профилактика первичная, вторичная и третичная.

Роль учителя в профилактике патологии школьников.

Влияние наследственных факторов на физическое и психическое развитие ребенка.

Роль семьи в формировании образа жизни детей.

Влияние социальной активности, культурного и образовательного уровня на формирование образа жизни.

Значение физической культуры в формировании здорового образа жизни.


8

Изучение литературы, написание рефератов

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита рефератов. Выполнение тестовых заданий

2

Профилактика саморазрушающего поведения

Роль родителей, воспитателей и учителей в профилактике вредных привычек.

Группы риска по саморазрушающему поведению.

Роль школы и семьи в профилактике наркомании и токсикомании.


4

Изучение литературы, написание рефератов

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита рефератов.

Выполнение тестовых заданий



3

Экологический аспект безопасности

Загрязнение и защита атмосферы. Загрязнение и защита литосферы. Загрязнение и защита гидросферы.

4

Изучение литературы, написание конспектов и рефератов

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита рефератов.

Выполнение тестовых заданий.



4

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

Исторические аспекты изучения безопасности человека.

Модель безопасности жизни и деятельности человека.




4

Изучение литературы, написание рефератов

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита рефератов.

Выполнение тестовых заданий.



5

Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них

Землетрясение, защита населения.

Ураган, защита населения.

Наводнение, защита населения.

Вероятные опасности природного характера в Мурманской области.

Прогноз природных опасностей на территории России в 21-м веке.


8

Изучение литературы, написание рефератов

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита рефератов.

Выполнение тестовых заданий.



6

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них

Охрана окружающей среды от негативных факторов техносферы.

Классификация, виды, поражающие факторы и предупреждение взрывов.

Возможные ЧС техногенного характера в Мурманской области.

Чернобыльская катастрофа и ее последствия.

Системы безопасности атомных электростанций.

Радиационная обстановка в Мурманской области – мифы и реальность.

Рекомендации по спасению оказавшихся в завале после взрыва.


8

Изучение литературы, написание рефератов

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита рефератов.

Выполнение тестовых заданий.



7

Гражданская оборона

Современные средства поражения. Средства индивидуальной защиты. Защитные сооружения гражданской обороны. Организация защиты населения в мирное и военное время. Приборы радиационной и химической разведки, дозиметрический контроль. Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях. Средства и способы защиты.


4

Изучение литературы, написание рефератов

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита рефератов.

Выполнение тестовых заданий.



8

Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них

Правовые аспекты и правила самообороны.

Средства самозащиты и их использование.

Информационная безопасность.

Информационный терроризм.

Биотерроризм.

Ядерный терроризм.

Терроризм и религиозный экстремизм.


6

Изучение литературы, написание рефератов

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита рефератов.

Выполнение тестовых заданий.



8

Государственная система защиты в ЧС

Международно-правовая регламентация деятельности граж­данской обороны.

Мероприятия по повышению устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения в военное время и в чрезвычайных ситуациях.

Порядок обеспечения населения средствами индивидуальной защиты.

Порядок подготовки убежищ и приема населения в убежища.




4

Изучение литературы, написание рефератов

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита рефератов.

Выполнение тестовых заданий.



10

Психологическая помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях


Рекомендации для оказавшихся в заложниках. Особенности психологической помощи детям в ЧС.

Стресс и дистресс. Влияние стресса на детский организм, его роль в возникновении отклонений в состоянии здоровья.

Формирование личности безопасного типа поведения.


6

Изучение литературы, написание рефератов

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита рефератов.

Выполнение тестовых заданий.



1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов
Практическое занятие № 1

Тема: Чрезвычайные ситуации природного характера

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Определение понятия «ЧС природного характера».

2. Классификация ЧС природного характера.

3. Общие закономерности ЧС природного характера.

4. Факторы, влияющие на последствия ЧС природного характера.

5. Землетрясение – характеристика, рекомендации для населения.

6. Меры по ликвидации разрушительных последствий землетрясения.

7. Наводнение - характеристика, рекомендации для населения.

8. Ураган - характеристика, рекомендации для населения.

9. Природные пожары – причины, характеристика, рекомендации для

населения.

Литература основная

1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. - М., 2003.

2. Безопасность жизнедеятельности. /Под ред. Л.А. Михайлова. - М., 2005.

3. Локтионов Н.И., Дудко М.Н., Юртушкин В.И. Безопасность в

чрезвычайных ситуациях. - М., 2000.

4. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности. –

СПб., 2000.

Дополнительная


  1. Алексеев В.А. Лесные экосистемы и атмосферное загрязнение. - Л., 1990.

  2. Алексеев Н.А. Стихийные явления в природе. - М., 1988.

  3. Астероидная опасность - 96. Тезисы докладов международной конференции. - СПб., 1996.

  4. Болт Б. Землетрясения. - М., 1981.

  5. Величковский Б.Т. Здоровье человека и окружающая среда. - М., 1997.

  6. Владимиров А.М., Ляхин Ю.И., Матвеев Л.Т. Охрана окружающей среды. - Л., 1991.

  7. Гусев В.Г. Пожары над страной //Жизнь и безопасность. – 1996. - № 3, с. 127-134.

  8. Санкин В.В. Экология и охрана природы. Словарь-справочник. - М., 2000.


Задания для самостоятельной работы:

1. Опираясь на указанную в списке литературу, составьте словарь понятий:

«буря», «землетрясение», «наводнение», «обвал», «оползень», «сель»,

«смерч», «снежная лавина», «тайфун», «ураган».

2. Пользуясь литературой, разработайте алгоритм действий населения в

условиях возникновения:

- лесного пожара;

- наводнения;

- урагана;

- землетрясения;

- снежной лавины.

3. Составьте алгоритм действий водителя и пассажиров в условиях

снежного заноса.

Форма контроля самостоятельной работы: обсуждение на практическом занятии.
Практическое занятие № 2

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница