Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 1 Введение в профессионально-педагогическую специальность



страница1/3
Дата29.04.2016
Размер0.79 Mb.
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД.Ф.1 ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности


050501 Профессиональное обучение (дизайн)

(код и наименование специальности)

Утверждено на заседании кафедры

Изобразительного искусства и дизайна

факультета ХОТиД

(протокол № 2 от 14 сентября 2010 г.)

Зав. кафедрой Т.В. Ашутова

______________________________




1.1 Автор программы: Шадрина Ирина Михайловна

( кандидат педагогических наук, доцент)
1.2. Рецензенты: Стаценко Елена Рудольфовна

(кандидат педагогических наук, доцент)
к.п.н., доцент, зам. директора по УР Мурманского филиала БИЭПП Возница В.М.
1.3. Пояснительная записка:

«Введение в профессионально-педагогическую специальность» (ВвППС) – новый учебный курс, входящий в ОПДФ учебного плана вуза по специальности 030500.04 ОЗО «Профессиональное обучение (дизайн)», введенного с 2000 года. На изучение ВвППС на заочном отделении в течение двух семестров отводится 70 часов (в т.ч. 12 аудиторных). Программа учебного предмета разработана на основе государственных стандартов образования. Произведена перегруппировка предложенных стандартов: введены новые темы в соответствии с поставленными целями и задачами изучения курса ВвППC.


Главные цели курса:

1. Помочь студентам осознать личностную и социальную значимость профессии педагога профессиональной школы;

2. Дать представление о педагогической профессии как профессии сферы образования, являющейся сферой человеческой деятельности и обеспечивающей передачу культурно-исторического опыта от поколения к поколению, а также воспитание личности;
Частные задачи курса ВвППС

Помочь студентам:



  • осознать и принять цели профессиональной подготовки, создать и принять образ «я – педагог», сформировать профессионально-педагогическую направленность;

  • организовать самонаблюдение, самооценку, самовоспитание, воспитать у себя самостоятельность, активность при овладении профессией;

  • сформировать убеждение в собственной ответственности за профессиональное становление и за свое место в обществе;

  • получить представление о ПЗЛК, педагогических способностях педагога, его педагогической технике, важнейших компонентах личности будущего специалиста, способного к социально значимой творческой деятельности и творческому поведению в профессиональной школе.



Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студенты должны знать:



  • о структуре модели личности специалиста-педагога профессиональной школы;

  • о содержании, структуре, формах и методах освоения профессии педагога профессиональной школы;

  • об особенностях специализаций и перспективах профессионально-педагогической профессии.

Студенты должны уметь:

  • характеризовать основные сферы профессионально-педагогической деятельности;

  • применять требования деятельности к личности педагога;

  • использовать личностно ориентированные технологии реализации профессиональных образовательных программ.


Новые темы курса

  • Понятие профессионально-педагогической направленности (ППН) специалиста,

ее компоненты.

  • Проблемы (трудности) педагога, школы, системы образования (в т.ч. профессионального) на современном этапе.

  • Проблемы педагога обусловленные новой парадигмой профессионального образования.

  • B тему «Педагогическая деятельность» введен подраздел «Педагогическая деятельность в педагогической системе. Понятие педагогической задачи. Классификация педагогических задач».

  • Студентам предлагаются разные точки зрения на понимание «педагогической деятельности» – в интерпретации ученых Б.Т. Лихачева, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, Л.Ф. Спирина.

  • Введена также тема «Модель личности специалиста, понятие "Я – концепции"», т.к. она помогает студентам представить конечный результат своей профессиональной подготовки, ориентироваться на него, осуществлять контроль и корректировку профессиональной подготовки.



1.4. Объем дисциплины и виды учебной работы


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)




Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

работа


1

050501-Профессинальное обучение (дизайн)

2

1

70

14

4

10

-

56

зачет


1.5. Содержание дисциплины.

1.5.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.




1


Профессия педагога и ее высокое предназначение в обществе. Специфика труда педагога


1

1







5

2

Спектр педагогических специальностей. Перспективы педагогической специальности


1

1







5

3

Профессионально-педагогическая специальность: ее особенности, перспективы


2

1

1




5

4

Педагогическая деятельность. Педагогическая деятельность как общественное явление.
Педагогическая деятельность в педагогической системе


2

1

1




5

5

Профессионально-педагогическая деятельность: ее структура, содержание


1




1




5

6

Гуманистическая природа педагогической деятельности


1




1




5

7

Требования к личности педагога. Профессионально-педагогическая направленность личности. Проблемы (трудности) учителя, школы, системы профессионального образования на современном этапе развития общества


1




1




5

8

Профессиональное становление педагога. Пути овладения профессией


1




1




5

9

Профессионально-педагогические учебные заведения. Содержание, структура, формы и методы освоения квалификации педагога профессионального обучения


1




1




5

10

Модель «Образ личности специалиста для образовательных учреждений»


1




1




5

11

Профессионально значимые качества – важнейший компонент личности учителя-воспитателя


1




1




3

12

Личностно-ориентированные технологии реализации профессиональных образовательных программ


1




1




3




Итого

14

4

10




56



1.6. Содержание разделов дисциплины

ТЕМА 1. ПРОФЕССИЯ ПЕДАГОГА И ЕЕ ВЫСОКОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ. СПЕЦИФИКА ТРУДА ПЕДАГОГА

Познакомить студентов с целями, задачами, программой курса ВвППС. Формировать у студентов понимание высокого предназначения профессии педагога в обществе. Помочь студентам осознать специфику (особенности) педагогического труда. Развивать у студентов умение вести беседу, аргументировать свои мысли. Побуждать студентов к активному cсамоусовершенствованию личности, готовить себя к педагогической деятельности.



ТЕМА 2. СПЕКТР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ. ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ. ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ.

Познакомить студентов со спектром педагогических специальностей, помочь им представить единую картину многоликой педагогической профессии. Показать, что педагоги разных специальностей вместе формируют у учащихся единую картину мира и реализуют проблему межпредметных связей. Выявить перспективы педагогической профессии; положить начало формированию взгляда на педагогическую профессию как профессию широких и разнообразных возможностей, перспектив для человека, ее избравшего; взгляда на профессию, способную качественно преобразовывать и субъекта деятельности (учителя), и субъекто-объекта труда (ученика).


ТЕМА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ


Помочь студентам осознать, что такое педагогическая деятельность, ее структура, функции и цели (в интерпретации академика Б.Т. Лихачева). Рассмотреть педагогическую деятельность в структуре педагогической системы. Особо выделить специфику профессионально-педагогической деятельности.

ТЕМА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕЕ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ


Познакомить студентов с историей становления системы подготовки преподавателей для учебных заведений профессионального образования. Показать специфический характер профессионально-педагогической деятельности. Охарактеризовать основные сферы профессионально-педагогической деятельности.

ТЕМА 5.ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Помочь студентам осознать понятия «гуманизм», «гуманизация образования», «гуманитарный», «гуманитаризация образования». Проанализировать понятие педагогической деятельности, ее функции и цели, компоненты педагогической системы с позиций гуманизации образования. Помочь студентам осознать, что в основе гуманистической природы педагогической деятельности лежит профессиональная этика. Дать понятие «педагогики ненасилия», ее правовой основы – «Декларации прав ребенка» и «Конвенции о правах ребенка».


ТЕМА 6. ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА. ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ. ПРОБЛЕМЫ (ТРУДНОСТИ) УЧИТЕЛЯ, ШКОЛЫ, СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА


Охарактеризовать требования к личности педагога. Дать представление о ППН личности будущего учителя, компонентах ППН, ее значении для профессионального образования и для будущей деятельности специалиста. Рассмотреть типичные (характерные) трудности учителя, школы, системы образования на современном этапе развития общества как один из компонентов ППН.

ТЕМА 7. МОДЕЛЬ "ОБРАЗ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ"


Познакомить студентов с понятием «модель» и с конкретной моделью личности учителя-воспитателя, ее структурными компонентами. Дать понятие «Я-концепция». Показать ее значение в профессиональном становлении специалиста. Учить студентов создавать схемы (принцип детерминизма – причинной обусловленности). Развивать у них образное мышление. Показать образец разработки конспекта занятия со всем методическим аппаратом в качестве пропедевтической работы к предстоящей педагогической практике. Показать пример самостоятельной работы с текстом: работа с терминологией; выявление материала для обязательного усвоения и материала для ознакомления.

ТЕМА 8. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА - ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ВОСПИТАТЕЛЯ


Дать студентам понятие «ПЗЛК учителя»; раскрыть содержание четырех групп личностных качеств, показать их роль в формировании личности специалиста и в будущей профессиональной деятельности. Познакомить студентов с методикой выявления уровня развитости ПЗЛК учителя. Способствовать развитию у студентов стремления к активному самовоспитанию, саморазвитию личности.

1.5.3. Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Профессия педагога и ее высокое предназначение в обществе. Специфика труда педагога


- вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты,

-анкетирование


5

- анализ анкет,

- защита рефератов,




2

Профессионально-педагогическая специальность: ее особенности, перспективы


- вопросы для самостоятельного изучения

-сочинения



5

-анализ сочинений

-проверка заданий



3

Педагогическая деятельность. Педагогическая деятельность как общественное явление.
Педагогическая деятельность в педагогической системе


- вопросы для самостоятельного изучении

-изготовление проблемных карточек



5

-проверка заданий

-работа с карточками



4

Профессионально-педагогическая деятельность: ее структура, содержание


- вопросы для самостоятельного изучения

-подготовка к коллоквиуму



5

-проверка заданий

-проведение коллоквиума



5

Гуманистическая природа педагогической деятельности


- вопросы для самостоятельного изучения

5

-проверка заданий

6

Требования к личности педагога. Профессионально-педагогическая направленность личности. Проблемы (трудности) учителя, школы, системы профессионального образования на современном этапе развития общества


- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты,

.


5

-проверка задания

-защита рефератов



7

Профессиональное становление педагога. Пути овладения профессией


- вопросы для самостоятельного изучения

-проведения круглого стола по теме



5

-проверка задания

-обсуждение проблемных задач на круглом столе



8

Профессионально-педагогические учебные заведения. Содержание, структура, формы и методы освоения квалификации педагога профессионального обучения


- вопросы для самостоятельного изучения

--индивидуальные вопросы по проблемам семинара




5

-проверка индивидуальных заданий

9

Модель «Образ личности специалиста для образовательных учреждений»


- вопросы для самостоятельного изучения

-мини рефераты

-построение структуры «Я-концепция»


5

-проверка выполнения задания

-разбор структуры «я-концепция»



10

Личностно-ориентированные технологии реализации профессиональных образовательных программ


- вопросы для самостоятельного изучения

.-создание мини конспектов



5

-проверка -выполнения задания

-проверка мини конспектов



11

Спектр педагогических специальностей. Перспективы педагогической специальности


- вопросы для самостоятельного изучения

-законспектировать часть сл.лекции из учебникаБ.Т.Лихачева



6

-проверка выполнения заданий

-сквозной опрос на лекциии












56






1.6. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины


      1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материал планы аудиторной работы студентов по изученному мтериалу (

у (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ)

Практическое задание 1

ПРОФЕССИЯ ПЕДАГОГА И ЕЕ ВЫСОКОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ. СПЕЦИФИКА ТРУДА ПЕДАГОГА.

План

  1. Вступление.

  2. Цели и задачи предмета. Требования к работе студентов.

  3. Древняя, массовая и уникальная профессия:

    • значение понятий «профессия», «учитель», «преподаватель»;

    • школа и учитель периода наших дней;

    • массовая профессия; престижность;

    • уникальная профессия. Почему мы выбираем поприще педагога?

  4. Особенности (специфика) профессии. Знакомство со статьей Сухомлинского В.А. «Что такое призвание к труду учителя и как оно формируется?» (совет 1 из книги «100 советов учителю»).

  5. Полифункционализм деятельности учителя. Особенности профессионального обучения в современных педагогических заведениях: освоение четырех блоков учебных дисциплин.

  6. Анкетирование с целью выявления мотивации выбора профессии.

Вопросами и задания:

    • Как Вы оцениваете роль учителя в современном обществе?

    • Приближается 1 сентября (или День учителя). Вас пригласили на телевидение выступить о профессии учителя. Что бы Вы сказали телезрителям? Каким образом Вы агитировали бы молодых людей поступать в педвуз?

    • Имеются ли, с Вашей точки зрения, противопоказания к профессии учителя (если да, то обоснуйте свой ответ).

    • Докажите, что продуктивность, качество труда и личность учителя во многом зависят от отношения к нему общества.

    • Подберите поговорки, пословицы, высказывания и стихи об учителе и особенностях его труда.

    • В чем видит специфику труда учителя В.А. Сухомлинский? О каких других особенностях труда учителя могли бы рассказать Вы?

    • Что такое полифункциональность труда учителя-воспитателя? Как знание этого фактора проявляется в процессе профессиональной подготовки специалиста и стимулирует его саморазвитие?

    • В чем состоит отличие предмета труда, орудий труда и продукта труда в профессии, например, столяра, токаря и учителя?

    • Проанализируйте схему «Ролевой репертуар Учителя» (по В. Леви) и выявите положительные и отрицательные роли учителя.

    • Проанализируйте условия работы учителей, воспитателей в образовательных учреждениях (ОУ) города. Каковы негативные последствия для учителей и учеников, например, дефицита педагогических кадров в ОУ?

    • Разработайте тестовые задания по 1–4 темам курса «Введение в педагогическую профессию».

Литература

  1. Сухомлинский, В.А. 100 советов учителю/ В.А. Сухомлинский.– Киев, 1979. – Т. 2 (а) Что такое призвание к труду учителя и как оно формируется? – С. 449–454; б) О здоровье и полноте духовной жизни учителя. – С. 454).

  2. Сухомлинский, В.А. Общество и учитель / В.А. Сухомлинский. – Киев, 1979.– Т. 5.– С. 115–129.

  3. Мудрик, А.В. Учитель: мастерство и вдохновение / А.В. Мудрик.– М., 1988.– Гл. «Время выбора и решений».– С. 3–19.

  4. Зязюн, И.А. Основы педагогического мастерства / И.А. Зязюн.– М., 1989.

  5. Елканов, Б.Р. Основы профессионального самовоспитания будущих учителей / Б.Р. Елканов.– М., 1989.– С. 132–142.

  6. Кнебель, О. Поэзия педагогики / О. Кнебель.– М., 1987.

  7. Леви, В. Искусство быть другим / В. Леви.– М., 1988.

  8. Вульфов, Б.З. Основы педагогики в лекциях, первоисточниках / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов.– М., 1997.– Тема 7.– С. 76–88.

  9. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин и др.– М., 1998.– Раздел I.– Гл. 1.– С. 5–11.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2. СПЕКТР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ. ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ.
ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ.

План

  1. Выявить перспективы педагогической профессии;

  2. Положить начало формированию взгляда на педагогическую профессию как профессию широких и разнообразных возможностей, перспектив для человека, ее избравшего; взгляда на профессию, способную качественно преобразовывать и субъекта деятельности (учителя), и субъекто-объекта труда (ученика).

Домашнее задание

  1. Завершить работу по изготовлению проблемной карточки. Подумать, какие проблемы (трудности) имеются у учителя школы как предметника, классного руководителя, как члена методического объединения, а также у всей системы образования.
    Сделать наброски: это могут быть а) свои мысли, б) факты, взятые из средств массовой информации, в) факты интервью у бывших своих учителей (классных руководителей, предметников).

  2. Завершить работу над сочинением (9 тем), принести на проверку преподавателю.

  3. Проработать лекцию: знать термины, схемы, основные положения.

  4. Ознакомиться с перечнем литературы к будущему семинару «Гуманистическая природа педагогической деятельности».

Литература

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Новая школа.– 1992.– Разд. II.– Ст. 20–24.

  2. Положение об аттестации педагогических работников.

  3. О введении в действие государственных образовательных стандартов высшего педагогического образования: Проект.– М., 1995.

  4. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин и др.– М., 1998.– Разд. I: Перспективы педагогической профессии.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
План

Понятие педагогической деятельности.

    1. Структура педагогической деятельности.

    2. Функции педагогической деятельности.

    3. Цели педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность в педагогической системе:

1. Понятие деятельности как совокупности действий.

2. Понятие педагогической системы. Ее структура. Иерархия педагогических систем.

3. Педагогическая задача и ее решение:


а) понятие педагогической задачи, ее компонентов;
б) типы и классификации педагогических задач.
Домашнее задание

  1. Подготовиться к семинару № 1 по темам занятий № 3, 7.

  2. Подготовиться к коллоквиуму по теме № 2.
    Проработать лекцию, знать определение основных понятий темы; схемы.

  3. Подумать над вопросами:

    1. Можно ли разделить педагогическую деятельность на творческую и нетворческую?

    2. В чем, с Вашей точки зрения, состоит гуманность профессии педагога?

    3. Подготовить 2–3 педагогические ситуации. Уметь «перевести» их в педагогические задачи.
Литература

  1. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев.– М., 1996.– С. 28–31; 33, 35–36.

  2. Спирин, Л.Ф. Теория и технология педагогических задач / Л.Ф. Спирин.– М., 1997.– С. 19–27; 35–37.

  3. Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста / В.П. Беспалько.– М., 1989.– С. 7–12.

  4. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент / В.П. Симонов.– М., 1995.– Гл. 5.

  5. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев.– М., 1975.

  6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.– М., 1946.– С. 181.

  7. Зязюн, И.А. Основы педагогического мастерства / И.А. Зязюн.– М., 1989.– С. 7–9.

  8. Казаков, В.А. Самостоятельная работа студента и ее информационное обеспечение / В.А. Казаков.– Киев, 1990.– С. 16–19.

  9. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин и др.– М., 1998.– С. 24–32.

  10. Кухарев, Н.В. На пути к профессиональному совершенству / Н.В. Кухарев.– М., 1990. – С. 123–127.

  11. Вульфов, Б.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов.– М., 1997.– Тема 7.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4 ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕЕ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

План


1. Научиться осуществлять перспективное планирование и предвидеть возможные результаты, разрабатывать педагогические и технические проекты (проектировочные умения)

2. Отбирать, структурировать учебную информацию, конструировать новые педагогические технологии обучения и осуществлять мысленное построение технического объекта, выполнять эскизы, чертежи, составлять операционные и технологические карты на изделия (конструктивные умения) и др.


Литература

  1. Анисимов, О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления / О.С. Анисимов.– М.: Экономика, 1991.– 415 с.

  2. Батышев, С.Я. Подготовка инженеров-педагогов – проблема комплексная / С.Я. Батышев // Профессионально-техническое образование.– 1976.– № 3.– С. 52–53.

  3. Есарева, З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы / З.Ф. Есарева.– Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.– 112 с.

  4. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».– Москва, Кремль, 22 августа 1996 года.– № 125-Ф3.– 66 с.

  5. Зеер, Э.Ф. Психолого-педагогические проблемы инженерно-педагогического образования / Э.Ф. Зеер.– Свердловск: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1986.– 125 с.

  6. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина.– М.: Высш. шк., 1990.– 119 с.

Маленко, А.Т. Подготовка инженерно-педагогических кадров для системы профессионально-технического образования/А.Т. Маленко.– Минск: Высш. шк.,1980.– 166 с.

Самостоятельная работа

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПЕДАГОГИЧСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ПЛАН


1. Примеры гуманистически направленной деятельности педагогов;

2. Сущность понятия «гуманистический характер педагогической деятельности»;

3. Деятельность учителя как постановка и решение профессиональных задач на основе норм
общечеловеческой и педагогической этики;

4. Проблемы гуманизма российской школыи педагогики на современном этапе развити образования. Педагогика ненасилия.


Домашнее задание

  1. После занятия № 7 законспектировать две (на выбор) статьи по педагогике ненасилия (смотреть перечень литературы к занятиям № 7–8).

  2. Подготовиться к семинару по теме «Гуманистическая природа педагогической деятельности» (по вопросам).

  3. Индивидуальные задания по вопросам № 5, 5а семинара.

  4. Сочинения на темы:

    • Нужно ли хвалить детей? (с обоснованием)

    • Почему учитель должен быть добрым? (с обоснованием)

    • Уроки гуманизма.

    • Какой бы вы хотели видеть школу будущего?

    • Разработать моральный кодекс учителя.

  5. Рефераты.
Литература

  1. Спирин, Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач / Л.Ф. Спирин.– Кострома, 1994.

  2. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский // Собрание сочинений.– Киев: Радянська школа, 1980.– Т. 3.

  3. Кочнов, В. Януш Корчак / В. Кочнов // Книга для учителя. – М., 1991.

  4. Зимняя, И.А. Элементарный курс педагогической психологии / И.А. Зимняя.– М., 1992.– С. 3–6.

  5. Народное образование.– 1993.– № 5.– С. 3–9 (статья А.Г. Асмолова).

  6. Лазутова, М. Табу на жестокость пока отсутствует в нашем сознании / М. Лазутова // Педагогический вестник.– 1995.– Май.

  7. Журавлев, В.И. Основы педагогической конфликтологии / В.И. Журавлев.– М., 1995.

  8. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили.– М., 1996.

  9. Новые ценности образования.– М., 1996.– № 6.– Ч. I.

  10. Шнекендорф, З.К. Конвенция о правах ребенка и проблема отношений «учитель – ученик» / З.К. Шнекендорф // Воспитание свободной, независимой, ответственной личности: Сб. матер. 7 Междунар. конф. по педагогике ненасилия.– Ч. I.– СПб., 1994.– С. 13–14.

  11. Ситаров, В.А. Проблема свободы в гуманистической педагогике / В.А. Ситаров / Там же.– С. 14–15.

  12. Лебедева, Л.И. Выбор учителя: «насилие?», «ненасилие» / Л.И. Лебедева / Там же.– С. 30–31.

  13. Иванов, В.Г. Возможно ли обучение и воспитание без насилия над личностью учащихся? / В.Г. Иванов // Там же.– С. 31–33.

  14. Павлова, Л.Н. Методика отношений «ученик – учитель» в соответствии с позицией Конвенции о правах ребенка / Л.Н. Павлова // Там же.– С. 98–99.



Практическое занятие №6. ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ. ПРОБЛЕМЫ (ТРУДНОСТИ) УЧИТЕЛЯ, ШКОЛЫ,СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

план


Понятие профессионально-педагогической направленности личности будущего специалиста, роль ППН в профессиональной подготовке учителя
и его самостоятельной педагогической деятельности.
Домашнее задание

  1. Проработать лекцию, знать схему «Компоненты ППН», термины, ознакомиться с литературой по теме.

  2. Законспектировать часть лекции № 3 (стр. 36–37) из учебника педагогики Б.Т. Лихачева.

  3. Подготовиться к лабораторно-практическому занятию по темам трех лекций.

  4. Ответить на вопрос:
    Какая взаимосвязь между мотивацией выбора профессии и процессом адаптации студентов к условиям вуза?
Литература

  1. Декларация прав ребенка // Начальная школа.– 1995.– № 20.

  2. Спасем духовное и физическое здоровье детей // Педагогический вестник.– 1995.– № 7.

  3. Богуславский, М. Сиреневый туман российского образования / М. Богуславский // Педагогический вестник.– 1995.– № 11.

  4. Портнов, М. Пора разобраться / М. Портнов // Педагогический вестник.– 1995.– № 11.

  5. Портнов, М. Долой перегрузки / М. Портнов // Педагогический вестник.– 1995.– № 10.

  6. Конвенция о правах ребенка // Педагогический вестник.– 1995.– № 10.

  7. Успешное обучение // Педагогический вестник.– 1996.– № 1–2.

  8. Рувинский, Л. Только очень совестливые, мудрые и добрые педагоги / Л. Рувинский // Педагогический вестник.– 1996.– № 3–4.

  9. Базарный, Б. Проблема / Б. Базарный // Педагогический вестник.– 1996.– № 3–4.

  10. Учитель в меняющемся мире // Учительская газета.– 1996.–
    № 41.– С. 6–7.

  11. Основа национальной безопасности. Парламент России обсуждает проблемы образования // Народное образование.– 1997.– № 7.– С. 4–15.

  12. Кениг, Ю.В. Проблема активизации деятельности студентов в процессе обучения на современном этапе / Ю.В. Кениг // Актуальные вопросы содержания и методики преподавания учебных дисциплин в педагогическом вузе: Сб. ст.– Сургут, 1996.– С. 31–33.

  13. Белозерцев, Е.П. К.Д. Ушинский и русская школа / Е.П. Белозерцев.– М., 1994.– С. 3–13.

  14. Университетское педагогическое образование: проблемы и перспективы развития // Изд-во Мордовск. ун-та, 1995.– Гл. 1.– [§ 5].– С. 27–32.

  15. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя.– Ростов н/Д., 1997.– Ч. III.– Гл. 2.– § 5.– С. 202–203.

  16. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин и др.– М., 1998.– Разд. I.– Гл. 2.– С. 35–36; 56–59.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №7 МОДЕЛЬ "ОБРАЗ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ"

ПЛАН

  1. Вступление. Определение задач занятия. Постановка проблемы занятия.

  2. Понятийный аппарат темы.

  3. Модель «Домик» образа личности учителя-воспитателя. Компоненты модели.

  4. «Я-концепция» – средство и способ контроля личностного развития.
Домашнее задание

  1. Освоить терминологию темы, структуру модели личности учителя и «Я-концепции».

  2. Изучать указанную литературу.

  3. Готовиться к практическому занятию по теме: используя составные модели личности учителя «Домик», учитывая логику структуры модели, придумать другие образы.
Литература

  1. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев.– М., 1975.

  2. Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя / Н.В. Кузьмина.– Л., 1967.

  3. Журавлев, В.И. Педагогика в системе наук о человеке / В.И. Журавлев.– М., 1990.

  4. Берне, Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание / Р. Берне.– М., 1986.

  5. Кон, И.С. Открытие «Я» / И. С. Кон.– М., 1978.

  6. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя в процессе профессиональной подготовки / В.А Сластенин.– М., 1976.

  7. Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса профессионального формирования специалиста / В.П. Беспалько.– М., 1989.

  8. Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального самообразования педагога / Г.М. Коджаспирова.– М., 1994.– Гл. 3.

  9. Малиновская, В.Н. Введение в специальность ОПМ / В.Н. Малиновская, А.Л. Смятских.– М., 1991.

  10. Синагатуллин, И.М. Личностно-деятельностный подход в подготовке учителя сельской школы / И.М. Синагатуллин // Формирование личности учителя: Сб. науч. тр.– М., 1995.– С. 92–101.

  11. Данильченко, В.М. Модель индивидуально-творческой подготовки будущего учителя / В.М. Данильченко // Формирование личности учителя: Сб. науч. тр.– М., 1995.– С. 101–108.

  12. Сластенин, В.А. Проблемы формирования содержания педагогического образования на современном этапе / В.А. Сластенин, Л.Г. Семушина // Формирование личности учителя: Сб. науч. тр.– М., 1995.– С. 24–33.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №8. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА - ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ВОСПИТАТЕЛЯ.


ПЛАН

1. ПЗЛК в структуре модели личности специалиста для образовательных заведений

2. Шкала самооценки личностных качеств учителя-воспитателя (КАКОЙ Я?)

Домашнее задание

  1. Знать схему «Домик» и «Я-концепцию».

  2. Повторить материал по психологии о способностях человека.
Литература

  1. Кузьмина, Н.В. Психологическая структура деятельности учителя / Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев.– Гомель, 1976.

  2. Полякова, Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей / Т.С. Полякова.– М., 1983.

  3. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя в процессе профессиональной подготовки / В.А. Сластенин.– М., 1976.

  4. Гоноболин, Ф.Н. Книга об учителе / Ф.Н. Гоноболин.– М., 1965.

  5. Журавлев, В.И. Основы педагогической конфликтологии / В.И. Журавлев.– М., 1995.

  6. Сухомлинский, В.А. Сто советов учителю / В.А. Сухомлинский.– Киев, 1979.– Гл. 1, 4.

  7. Симонов, В.П. Диагностика личности и профессиональное мастерство преподавателя / В.П. Симонов.– М., 1995.– Ч. 2.– Гл. 4.

  8. Вульфов, Б.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. Тема 7: «Педагог»: личность и профессия.– М., 1996. – С. 76–81.

  9. Митина, Л.М. Психологические аспекты труда учителя / Л.М. Митина.– Тула, 1991.– Гл. I.– [§ 5–7]; Гл. II.– [§ 2].

  10. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя.– Ростов н/Д., 1997.– Ч. III.– Гл. 2.– [§ 5]: Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности.

Семинар 1. Педагогическое творчество и новаторство (конференция)

Вопросы:
1. В каком соотношении находятся понятия "педагог", "учитель", "воспитатель"? В чем своеобразие профессии учителя?


2. Что обусловливает возрастание роли учителя в современном обществе?
3. Каковы социальные и профессиональные функции учителя?
4. Раскройте сущность гуманистической функции педагога.
5. Почему профессия учитель относится к разряду творческих?
6. Что такое "педагогическое новаторство?"

Занятие может быть проведено в форме конференции

Литература

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети.-М.,1983.


Как живете, дети.-М.,1986.
Единство цели.-М.,1987.
Размышления о гуманной педагогике.-М.,1996.
2. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки.-М.,1979.,
Педагогическая проза.-М.,1980.
Точка опоры.-М.,1984.
Эксперимент продолжается.-М.,1989.
3. Ильин Е.Н. Искусство общения.-М.,1982.
Рождение урока.-М.,1986.
Путь к ученику.-М.,1988.

Семинар 2 Педагогическое мастерство, педагогическое общение,
педагогическая техника.

Вопросы
1. Педагогическое мастерство и его структура.


2. Общее, специфическое и индивидуальное в педагогическом мастерстве.
3. Педагогическое общение как основа педагогического мастерства.
4. Роль педагогической техники в развитии педагогического мастерства учителя.

Литература

1. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие.-М.: Академия, 1999.- С.3-29.

2. Введ ение в педагогическую деятельность: Учеб.пособие / А.С.Роботова и др.-М.: Академия, 2000.-С.60-127.

3.Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении.-М.,1987.


4. Левитан К.М.Педагогическая деонтология.-Екатеринбург: Деловая книга, 1999.-с.5-78.
5. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность.-Ростов н/Дону: «Март», 2002.- С.45-127.

Семинар 3. Профессионально-личностное становление и развитие педагога.

Вопросы:
1. Цели и задачи педагогического образования?


2. Этапы профессионально-личностного становления и его особенности в студенческом возрасте?
3. Способы профессионального самообразования, самосовершенствования и самовоспитания.

Литература

1. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие.-М.: Академия, 1999.-С.149-164.

2. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. Пособие / А.С.Роботова и др.-М.: Академия, 2000.-с.163-195.

3. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя.-М.: Просвещение, 1989.

4. Левитан К.М. Педагогическая деонтология.-Екатеринбург: Деловая книга,

1999.-с.182-2226.



1.7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.7.1. Рекомендуемая литература:

а) основная литература:

1. Закон РФ "Об образовании"-М.,1992 (1996)


2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.- М.,2000.
3. Введение в педагогическую специальность (лекции-диалоги)-М.:ТУ "Сфера",1996-64с.
4. Введение в педагогическую деятельность: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.С.Роботова и др.-М.: Академия, 2000-208с.
5. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию.-М.: Пед.общ.России, 1999-288с.
6. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учебн. пособ. для студ. Пед. уч. заведений.-М.: Школа-Пресс,1997,гл.2.
7. Кукушин В.С.Введение в педагогическую деятельность.-Ростов н/Дону: МарТ,2002.-224 с.

б) дополнительная литература:

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.-М.,1996.


2. Гильманов С.А., Видт И.Е. Модели современного педагога и диагностический инструмент для выявления его личностного потенциала.-Тюмень, ИПК П.К., 1995-17с.
3. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: Учебн.пособие для студ. пед.вузов.-М.: Просвещение, 1989.-189с.
4. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя.-М.,1985.
5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении.-М.,1987.
6. Кухарев Н.В. Педагог-мастер, педагог-исследователь.-Минск,1992.
7. Леви Л.Н. Искусство быть собой.-М.:Знание,1991-256с.
8. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение: Кн. Для старшеклассников.-М.:Просвещение, 1986-106с.
9. Основы педагогического мастерства / Под ред.Зазюна И.А.-М.: Просвещение, 1989-302с.
10. 10.Профессия-учитель: беседы с молодыми учителями / Под ред. О.Н.Опушкина, Ю.Н.Кулюткина, С.Г.Вершловского.-М.: Педагогика,1987,-192с.
11. Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А.Сластенина.-М.,1993.
12. 12.Симонов В.П.Диагностика личности и профессионального мастерства педагога- М.,1995.
13. Шевченко Л.Л. Педагогическая этика.-М.,1998.

  1.8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

1.8.1. Перечень используемых технических средств: Кадаскоп, Диаскоп,

1.8.2. Перечень используемых пособий:



  • Тесты для микропрактикума (раздаточный материал);

  • Схемы «Функции-роли учителя», «Гуманистическая природа педагогической деятельности»;

  • Схемы –модели «Образ личности учителя»;

  • Раздаточный материал «Я-концепция»;

  • Анкеты.


1. 9. Примерные зачетные тестовые задания.
Т е с т

для контроля остаточных знаний

по циклу дисциплин общепрофессиональной подготовки
Вариант № 1

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница