Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Введение в педагогическую деятельность учителя начальных классов



Скачать 335.01 Kb.
Дата27.04.2016
Размер335.01 Kb.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД. Ф.11 Введение в педагогическую деятельность учителя начальных классов
ОПД. Ф.2.1 Введение в педагогическую деятельность
ОПД. Ф.10 Введение в педагогическую деятельность учителя

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности


«050708 – Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью»
Утверждено на заседании кафедры

ДиНО факультета ПиП

(протокол № от ________200__г.)
Зав. кафедрой:

_________________Смага А.А.




РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Автор программы: Федченко А.С., доцент кафедры дошкольного и начального образования.
1.2 Рецензенты:

- Л.М. Родимова, заместитель директора по УВР прогимназии № 61 г. Мурманска, учитель высшей категории;

- А.А. Смага, декан факультета ПиП, зав. кафедрой ДиНО МГПУ, к.п.н., доцент.
1.3 Пояснительная записка

Цель курса «Введение в педагогическую деятельность» - обеспечить становление начальных ориентаций студентов в области современной педагогики, понимание ее роли и места в социокультурном образовательном процессе, осознание значимости профессии педагога в обществе и развитие на этой основе у студентов мотивов личностного продвижения в системе педагогического образования по специальности



  • 050708 педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью (со специализацией).

Образовательные задачи курса «Введение в педагогическую деятельность» подразделяются на три взаимосвязанных блока.

Первый блок задач связан с освоением студентами нового образовательного содержания и должен:

  • обеспечить первоначальное вхождение первокурсников в мир педагогической реальности, создать основы для многогранного видения педагогики как феномена культуры, науки, практики;

  • способствовать осознанию студентами своеобразия области явлений, изучаемых педагогикой, специфики ее предмета, основных педагогических понятий, гуманистической направленности педагогической науки и практики;

  • сформировать представление о сущности педагогической профессии, понимание современной педагогической реальности как непрерывного исследовательского поиска и творческого самовыражения педагогов-практиков.

Второй блок задач связан с овладением студентами умениями:

  • работать самостоятельно с педагогической литературой;

  • описывать и анализировать педагогические факты, ситуации, явления;

  • публично выступать и дискутировать на педагогические темы.

Третий блок направлен на развитие личности студента и включает в себя следующие задачи:

  • способствовать пробуждению интереса к педагогическим проблемам, к творчеству в данной области;

  • побуждать к активному самопознанию и саморазвитию личности с позиции предстоящей деятельности в области образования.

В основу отбора содержания курса положены следующие принципы:

    1. Принцип научности, предполагающий освещение содержания курса с позиций современной науки, раскрытие сущности педагогики и ее понятийного аппарата в развитии, в сопоставлении разных научных подходов.

    2. Принцип интегративности, предполагающий отражение педагогики в системе широкого взаимодействия с другими науками: философией, историей, психологией, социологией и др.

    3. Принцип культурно-исторической преемственности прогрессивных традиций педагогической науки и практики, предполагающий рассмотрение педагогики во взаимодействии с культурой, с ее ценностными основаниями, раскрытие роли педагогики в историческом процессе и в современной социокультурной ситуации.

Методические аспекты преподавания курса «Введение в педагогическую деятельность» определяются следующими принципами:

  1. Принцип диалогичности как постоянный диалог преподавателя и студентов на занятиях, обращение к жизненному опыту, обмен мнениями по обсуждаемым педагогическим вопросам.

  2. Принцип личностной ориентированности содержания, предусматривающий взаимосвязь обсуждаемых педагогических вопросов с личностными перспективами, профессиональными планами студентов в связи с получением педагогического образования.

  3. Принцип развивающе-творческой направленности обучения, состоящий в создании творческих ситуаций, мобилизующих самостоятельность и творческий поиск студентов в решении педагогических задач.

  4. Принцип личностных образовательных инициатив, предполагающий возможность гибкого структурирования образовательного содержания и форм обучения с учетом предложений и образовательных потребностей студентов.

Курс «Введение в педагогическую деятельность» изучается на установочной сессии. Общий объем времени, отведенного на его изучение, составляет 36 часов (для 1 курса по специальности «Педагогика и методика начального образования» со специализацией «Обучение информатике в начальной школе»). Указанный объем времени предоставлен такими видами учебных занятий: лекции – 10 часов, практические занятия – 8 часов, самостоятельная работа студентов - 18 часов.

Форма отчетности по курсу – зачет. Для получения зачёта необходимо:



  • проработать две темы для самостоятельного изучения;

  • прочитать книгу педагога-новатора;

  • подготовить реферативное сообщение, раскрывающее новаторский опыт педагога, отразив в нем следующие моменты:

  • новаторская идея педагога;

  • наиболее яркие приёмы, раскрывающие новаторскую идею;

  • собственное отношение к этому педагогическому опыту.


1.4 Извлечение из ГОС ВПО

Госстандарт 2000 г.

Введение в педагогическую деятельность. Общая характеристика педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога. Общая и профессиональная культура педагога. Требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога. Профессионально-личностное становление и развитие педагога.



Госстандарт 2005 г.

Введение в педагогическую деятельность учителя начальных классов. Педагогика начального образования как наука о воспитании, образовании и развитии младших школьников. Личность младшего школьника как объект и субъект педагогического воздействия. Профессиональные знания и умения учителя начальной школы.


1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы


Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудо

емкость

Всего аудитор

Лекции

ПР/СМ

ЛБ

Сам. Раб

050708.00

Педагогика и методика начального образования со специализацией


1

1

36

18

10

8

-

18


зачёт


1.6 Содержание разделов дисциплины
1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

050708.00

Педагогика и методика начального образования со специализацией




Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

Лекции

ПР/СМ

Сам. работа

1

Педагогика в системе наук о человеке

6

2

2

2

2

Методы и логика педагогического исследования

5

-

-

5

3

Личность как объект и субъект воспитания


9

2

2

5

4

Педагогическое взаимодействие


6

2

2

2

5

Педагог: профессия и личность

4

4

-

-

6

Инновационные поиски в современной педагогике начального образования


6

-

2

4




И Т О Г О

36

10

8

18

1.6.2 Содержание разделов дисциплины.


Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке

Возникновение и развитие педагогики. Гуманистические идеи о воспитании и образовании в трудах известных педагогов. Предмет педагогики как науки. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценносте­й. Общее понятие о гуманистических концепциях воспитания. Принципы личностно-ориентированного воспитания. Основные категории педагогики: воспитание, развитие, формирование, социализация, обучение, образование. Структура педагогической науки. Ведущие отрасли педагогики. Связь педагогики с философией, социологией, историей, психологией, медициной и другими науками. Взаимодействие педагогической науки и практики, их взаимообогащение. Педагогика как наука и искусство. Новаторский педагогический опыт. Задачи педагогической науки на современном этапе ее развития.



Тема 2. Методы и логика педагогического исследования

Основные характеристики научно-педагогического исследования. Технология педагогического исследования. Программа научно-педагогического исследования. Этапы организации исследовательского процесса в педагогике, их содержание. Теоретические и экспериментальные методы педагогического исследования.



Тема 3. Личность как объект и субъект воспитания

Человек как существо природное и социальное. Теории развития личности, их характеристика. Развитие личности как процесс. Движущие силы развития. Становление как результат развития. Факторы, влияющие на развитие личности и их взаимовлияние. Соотношение развития и воспитания.

Понятие активности. Виды и уровни активности. Общение как особый вид деятельности. Различные виды деятельности. Условия благоприятного протекания деятельности и ее положительного влияния на личность ребенка.

Понятие возрастной периодизации. Периодизации детского возраста. Значение возрастных периодизаций для педагогики. Понятие акселерации. Закономерности развития личности. Возрастное развитие и сензитивность. Понятие возрастного кризиса.



Тема 4. Педагогическое взаимодействие

Понятие о педагогическом общении как профессиональном взаимодействии. Функции педагогического общения. Структура и стили педагогического общения. Характеристика типичных барьеров, препятствующих общению. Влияние стиля общения на активность ребенка, его поведение.



Тема 5. Педагог: профессия и личность

Социальная полезность учительской профессии. Возможности профессии учителя для самореализации каждого, кто ее выбирает. Характеристика профессиограмм учителя И.А. Зязюна, В.А. Крутецкого, А.В. Мудрика. Особенности педагогической деятельности учителя начальных классов. Требования к личности учителя начальных классов. Уровни профессиональных деформаций личности учителя.



Тема 6. Инновационные поиски в современной педагогике начального образования

Особая роль начальной школы в системе непрерывного образования. Современные проблемы начальной школы. Педагогическая наука и учитель начальной школы. Инновационные варианты современного начального образования.


1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.
График самостоятельной работы по курсу


п/п



Сроки

выполнения



Содержание задания




1.




Написать размышление:

  • Во время обучения на факультете ПИМНО я знаю, что хочу….

  • В моей будущей профессии мне нравиться…

  • В моей профессии мне нравится…

2.




Подготовить подробный конспект статьи Спицина Н.П. Коды общения учителя с родителями. // Начальная школа. – 1993. -№ 10.

3.




1. Изучить тему «Методы и организация педагогического исследования». Сделать опорный конспект, отразив в нем следующие моменты:

  • определение МПИ

  • группы МПИ

  • характеристика МПИ (виды, технология, достоинства и недостатки)

  • этапы исследования

Литература (по выбору):

  • Педагогика / Педагогические теории, системы, технологии/ Под ред. С.А. Смирнова. – М., 1999. (гл.1, раздел 1.5, с.17-23)

  • Подласый И.П. Педагогика. – М., 1990. Гл. 1.

  • Харламов И.Ф. Педагогика. –М., -1990. Гл.1

  • Педагогика. / Под редакцией П.И. Пидкасистого. – М., 1996. Гл.1

  • Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986.

2. Подготовить конспект статьи Руденко К. Анкета и интервью в педагогическом исследовании. // Педагогика. – 2002. -№ 10.

4.




Написать отзыв на прочитанную книгу ( по выбору).

  • В. Леви Нестандартный ребенок. – М., 1992.

  • М. Ибука После трех поздно. –М., 1986.

  • Г. Данаилов Не убить Моцарта. –М., 1986.

  • М. Гриднер, Л. Ллойд НЛП в педагогике. –М., 2001.

  • В. Слуцкий Элементарная педагогика, или как управлять поведением человека. – М., 1992.

Кумекер Л., Шейн Дж. С. Свобода учиться, свобода учить. – М., 1994.

5.




Подготовить рабочие записи по статье Н.Е. Щурковой Диалогичность воспитания. //Воспитание школьников. – 1996. № 3.

6.




Прочитать книгу педагога – новатора, подготовить устное реферативное сообщение, раскрывающие новаторский опыт педагога, отразив в нем следующие моменты:

  • новаторская идея педагога;

  • наиболее яркие приемы, раскрывающие новаторскую идею;

  • ваше собственное отношение к этому педагогическому опыту.






1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изучаемому материалу:
Практическое занятие №1:

Педагогическая наука как основа профессиональной педагогической деятельности
Вопросы для коллективного обсуждения
1. Гуманитарный характер профессии педагога.

2. Социальные и нравственные функции педагога в современном обществе.

3. Профессионально значимые качества личности педагога. Составьте рейтинг семи самых важных профессионально значимых качеств личности педагога.

4. Противоречия в профессиональной педагогической деятельности.

5. Подберите 2-3 примера из художественной литературы, фильмов, произведений искусства, где действующим лицом был бы педагог (воспитатель, учитель, гувернер). Какими качествами наделили художники, режиссеры, писатели своих героев? Почему? Проанализируйте примеры.
Рекомендуемая литература:
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2000 г.

Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. А.С.Роботовой. – М., 2004.

Мижериков .А., Юзефавичус Т.А. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2003.

Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика.- М., 2006.

Орлов А.А., Агафонова А.С. Введение в педагогическую деятельность: Практикум. – М., 2004.
Практическое занятие №2:

Образование как основная сфера педагогической деятельности.
Вопросы для коллективного обсуждения


  1. Образование как целостный педагогический процесс. Раскройте понятия «модернизация образования», «образовательный стандарт», «социализация».

  2. Английский ученый М.Садлер писал: «Когда речь заходит об образовании, немец спрашивает, что будет знать, француз – какие экзамены, американец – что будет уметь, англичанин – какой будет карьера». А какой вопрос задали бы вы? Почему?

  3. В законе «Об образовании» (ст.14) утверждается: «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределение личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства». Каким образом эта идея может быть реализована при подготовке учителей начальных классов?

  4. Назовите и охарактеризуйте уровни российской системы образования.

  5. Как реализуется на практике концепция непрерывного педагогического образования?


Рекомендуемая литература:
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2000 г.

Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. А.С.Роботовой. – М., 2004.

Мижериков .А., Юзефавичус Т.А. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2003.

Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика.- М., 2006.

Орлов А.А., Агафонова А.С. Введение в педагогическую деятельность: Практикум. – М., 2004.

Об образовании. Закон Российской Федерации. – М., 2006.

Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. – М., 1998.

Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. – М, 2004.

Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы, наследия, векторы развития. – М., 2000.
Практическое занятие №3:

Педагогическая деятельность учителя начальных классов

(практическое занятие на базе образовательных учреждений)
1. Посетите урок учителя начальных классов.

2. Проанализируйте коммуникативную деятельность учителя с помощью памятки.


Тестовая карта оценки стиля коммуникативной деятельности учителя


Доброжелательность

3 2 1 0 1 2 3

Недоброжелательность

Заинтересованность

3 2 1 0 1 2 3

Безразличие

Поощрение инициативы обучающихся

3 2 1 0 1 2 3

Подавление инициативы

Открытость

(свободно выражает свои чувства, нет «маски»)



3 2 1 0 1 2 3

Закрытость (стремится не выходить за рамки социальной роли, боится возможных недостатков, беспокоится за престиж)

Активность

(стремится постоянно быть в общении, держать обучающихся в тонусе)



3 2 1 0 1 2 3

Пассивность (пускает общение на самотек)

Гибкость

(легко схватывает и разрешает возникающие проблемы, конфликты)



3 2 1 0 1 2 3

Жесткость

(не видит возникающие проблемы, не умеет заметить начинающегося конфликта)



Дифференцированность в общении

3 2 1 0 1 2 3

Отсутствие дифференциации в общении


Протокол коммуникативной деятельности учителя и обучающегося




Форма коммуникативного воздействия

Количество

1

Вопросы всему классу




2

Вопросы отдельным обучающимся




3

Прямые указания по организации работы (требования, задания)




4

Дополнения к ответу обучающихся




5

Поправка к ответу обучающихся




6

Одобрительная оценка (оценочное суждение)




7

Отрицательная оценка (оценочное суждение)




8

Вопросы обучающихся учителю




9

Ответ обучающегося по собственной инициативе




10

Побуждение учителем обучающихся к деятельности




11

Дисциплинарное замечание




12

Шутка с целью снять напряженность, разрешить конфликтную ситуацию





Лабораторная работа №1-2:

Культура педагогического общения
1. Соблюдение спокойного, доброжелательного тона в общении.

2. Стремление к установлению зрительного контакта.

3. Умение заинтересовать, увлечь выступлением, рассказом, сообщением.
2. Конкурс «Лучший урок». Для конкурса студенты самостоятельно готовят урок, проводят его на базе образовательного учреждения. С помощью показателей данной диагностической карта выявляется победитель.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата ____________ Предмет __________________ Класс __________ Школа ___________


Учитель _____________________________________________________________________
0 – показатель отсутствует на уроке

1 – проявлялся частично

2 – проявлялся в полной мере


1. Деятельностный подход

1.1. Задействованность каждого учащегося на каждом этапе урока

1.2. Организация активного восприятия материала

1.3. Организация индивидуальной самостоятельной работы

1.4. Организация самостоятельной работы в группах

1.5. Организация самоконтроля и самооценки


0 1 2


0 1 2

0 1 2


0 1 2

0 1 2


2. Индивидуальный подход

2.1. Учет особенностей восприятия учащихся

2.2. Постановка индивидуализированных целей

2.3. Реализация индивидуализированных целей

2.4. Индивидуальные занятия для самостоятельной работы

2.5. Индивидуальные задания для контроля

2.6. Индивидуальные домашние задания

0 1 2


0 1 2

0 1 2


0 1 2

0 1 2


0 1 2

3. Развивающее обучение

3.1. Работа с материалом в зоне ближайшего развития

3.2. Проблемные вопросы, задания, ситуации

3.3. Организация рефлексивного обсуждения

3.4. Межпредметные связи (культурологический подход)

0 1 2


0 1 2

0 1 2


0 1 2

4. Работа с мотивацией учащихся

4.1. Постановка перед учащимися целей

4.2. Мотивация через отбор содержания и интеллектуальные приемы

4.3. Мотивация ср-вами внешней организации деятельности учащихся

4.4. Мотивация средствами пед. общения, эмоциональными приемами

4.5. Мотивация средствами обучения


0 1 2


0 1 2

0 1 2


0 1 2

0 1 2


5. Работа над общеучебными умениями и навыками

0 1 2

6. Использование кабинета на уроке

0 1 2

7. Общие показатели

7.1. Соответствие структуры урока его типу

7.2. Система контроля и его объективность

7.3. Психологический микроклимат

7.4. Работа с учебником

0 1 2


0 1 2

0 1 2


0 1 2



Практическое занятие №4:

Источники педагогических идей.

(занятие в библиотеке)

Научная педагогическая литература. Современная педагогическая публицистика. Роль педагогических газет, журналов в деятельности учителя начальных классов. Исследовательская деятельность учителя.

Интернет – источники. Способы обработки информации: аннотирование, конспектирование, реферирование, составление картотек и др. Самообразование как источник педагогических идей.
Дополнительная литература:
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат. – М.,2003.

Сводный каталог Корпорации библиотек Северо-Запада RUSLANet htt//www.ruslan:8001/rus/z3950/rcls.html

Герценовская электронная библиотека htt://lib.herzen.spb.ru

Российская национальная библиотека htt://vss.nlr.ru/

Министерство образования и науки РФ informika.ru

Российский образовательный портал school.edu/ruьностьлов в деятельности учителя начальных классоворы развития. бщества; укрепление и совершенствовани



1.8. Учебно – методическое обеспечение дисциплины.
1.8.1 Рекомендуемая литература:
Основная:


  1. Айдарова Л.И. Маленькие школьники и родной язык. – М., 1983.

  2. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. – М., 1980.

  3. Бардин К.В. Как научить детей учиться. – М., 1987.

  4. Бардин К.В. Ваш ребенок не хочет учиться. – М., 1980.

  5. Беспалько В.Г. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.

  6. Бондаренко С.М. Учите детей сравнивать. – М., 1981.

  7. Винокурова Н.К. Магия интеллекта, или книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых. – М., 1994.

  8. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить школьников работать с учебником. – М., 1987.

  9. Грицевский И.М., Грицевская С.Э. От учебника – к творческому замыслу урока. – М., 1990.

  10. Доналдсон М. Мыслительная деятельность ребенка. – М., 1985.

  11. Дусавицкий А.К. Дважды два – икс. - М., 1982.

  12. Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес. – М., 1984.

  13. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. – М., 1996.

  14. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.,1991.

  15. Зак В.В. Развитие умственных способностей младших школьников. – М., 1995.

  16. Зайцев В.Н. Практическая дидактика. – М., 2000.

  17. Кабанова-Меллер Е.И. Учебная деятельность и развивающее обучение. – М., 1981.

  18. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М., 1981.

  19. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М., 1980.

  20. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. – Рига, 1995.

  21. Костылёв Ф.В. Учить по-новому: нужны ли оценки-баллы. – М., 2000.

  22. Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться. – М., 1983.

  23. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. – М., 1986.

  24. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. – М., 1975.

  25. Лукоянов Ю.Е. Если вашему ребенку трудно учиться. – М., 1980.

  26. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М. 1990.

  27. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1984.

  28. Пономарев Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. – М., 1967.

  29. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников. – М., 1999.

  30. Развитие творческой активности школьников/ Под ред. А.М. Матюшкина. – М., 1991.

  31. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М., 2000.

  32. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование учебных умений у учащихся. – М., 1987.

  33. Хамблин Д. Формирование учебных навыков. – М., 1986.

  34. Шубинский В.С. Педагогика творчества учащихся. – М., 1988.

  35. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе. – М., 1985.

  36. Цукерман Г.А., Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. – Томск, 1992.

  37. Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М., 1979.

  38. Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. – М., 1985.

Дополнительная:




  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. – М., 1988.

  2. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети. – М., 1986.

  3. Амонашвили Ш.А. Единство цели. – М., 1987.

  4. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996.

  5. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. – М., 1998.

  6. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. – М., 1982.

  7. Волков И.П. Учим творчеству. – М., 1988.

  8. Волков И.П. Цель одна – дорог много. – М., 1990.

  9. Гончарова Т.И. Уроки истории – уроки жизни. – М., 1986.

  10. Ильин Е.Н. Путь к ученику. – М., 1987.

  11. Ильин Е.Н. Искусство общения. – М., 1987.

  12. Караковский В.А. Любимые мои ученики. – М., 1987.

  13. Караковский В.А. Директор, учитель, ученик. – М., 1982.

  14. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. – М., 1990.

  15. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. – М., 1986.

  16. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. – М., 1967.

  17. Макаренко А.С. Флаги на башнях. – М., 1972.

  18. Макаренко А.С. Книга для родителей. – М., 1975.

  19. Никитин Б.П., Никитина Е.А. Резервы здоровья наших детей. – М., 1990.

  20. Потапова Е.Н. Радость познания. – М., 1990.

  21. Рябцева С.Л. Диалог за партой. – М., 1989.

  22. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1988.

  23. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М., 1971.

  24. Сухомлинский В.А. Как воспитывать настоящего человека. – М., 1990.

  25. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. – Минск, 1989.

  26. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. – М., 1979.

  27. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. – М., 1980.

  28. Шаталов В.Ф. Точка опоры. – М., 1987.

  29. Шаталов В.Ф. За чертой привычного. – Донецк, 1988.

  30. Щетинин М.Н. Объять необъятное. – М., 1987.

  31. Педагогика наших дней. – Краснодар, 1989.


1.9 Материально – техническое обеспечение дисциплины – не предусмотрено

1.10 Примерные зачетные тестовые задания – не предусмотрены

1.11 Примерный перечень вопросов к зачету
Вопросы к зачету (экзамену)


  1. Проблемы современного образования и учителя.

  2. Карта личности будущего учителя.

  3. Понятие педагогического мастерства.

  4. Педагогические способности.

  5. Педагогическая ситуация и педагогическая задача.

  6. Схема решения педагогических задач.

  7. Элементы педагогической техники.

  8. Типичные ошибки в педагогической технике.

  9. Язык и речь как формы языковой деятельности учителя.

  10. Речь как средство общения учителя с учащимися.

  11. Общее значение культуры речи в педагогической деятельности.

  12. Нормированность литературного языка

  13. Культура письменной и публичной речи учителя.

  14. Качества воздействующей речи.

  15. Педагогическое общение, его педагогические функции и структура.

  16. Коммуникативное обеспечение урока.

  17. Стили профессионально-педагогического взаимодействия.

  18. Организация учебного диалога.

  19. Убеждение как основной способ коммуникативного воздействия.

  20. Внушение как способ педагогического воздействия.

  21. Педагогика сотрудничества в школьном классе.

  22. Мастерство учителя в руководстве познавательной деятельностью учащихся.

  23. Роль педагогической морали в работе учителя.

  24. Нравственные нормы, регулирующие отношение учителя к своему труду.

  25. Педагогический такт: принципы, условия и стадии его формирования.

  26. Барьеры взаимопонимания в педагогической деятельности.

  27. Конфликты, их причины и пути выхода из конфликтов.


Контрольная работа:
Прочитать книгу педагога – новатора, подготовить письменное реферативное сообщение, раскрывающие новаторский опыт педагога, отразив в нем следующие моменты:

  • новаторская идея педагога;

  • наиболее яркие приемы, раскрывающие новаторскую идею;

  • ваше собственное отношение к этому педагогическому опыту.



1.12 Комплект экзаменационных билетов

Билет №1.

  1. Проблемы современного образования и учителя.

  2. Организация учебного диалога.


Билет № 2.

  1. Карта личности будущего учителя.

  2. Убеждение как основной способ коммуникативного воздействия.


Билет № 3.

  1. Понятие педагогического мастерства.

  2. Внушение как способ педагогического воздействия.


Билет № 4.

  1. Педагогические способности.

  2. Педагогика сотрудничества в школьном классе.


Билет № 5.

  1. Педагогическая ситуация и педагогическая задача.

  2. Мастерство учителя в руководстве познавательной деятельностью учащихся


Билет № 6.

  1. Схема решения педагогических задач.

  2. Роль педагогической морали в работе учителя.


Билет № 7.

  1. Элементы педагогической техники.

  2. Нравственные нормы, регулирующие отношение учителя к своему труду


Билет № 8.

  1. Типичные ошибки в педагогической технике.

  2. Педагогический такт: принципы, условия и стадии его формирования.


Билет № 9.

  1. Язык и речь как формы языковой деятельности учителя.

  2. Барьеры взаимопонимания в педагогической деятельности.


Билет № 10.

  1. Речь как средство общения учителя с учащимися.

  2. Конфликты, их причины и пути выхода из конфликтов.


Билет № 11.

  1. Общее значение культуры речи в педагогической деятельности.

  2. Организация учебного диалога.


Билет № 12.

  1. Нормированность литературного языка

  2. Убеждение как основной способ коммуникативного воздействия.


Билет № 13.

  1. Культура письменной и публичной речи учителя.

  2. Внушение как способ педагогического воздействия.


Билет № 14.

  1. Качества воздействующей речи.

  2. Педагогика сотрудничества в школьном классе.


Билет № 15

  1. Педагогическое общение, его педагогические функции и структура.

  2. Мастерство учителя в руководстве познавательной деятельностью учащихся.


Билет № 16.

  1. Коммуникативное обеспечение урока.

  2. Роль педагогической морали в работе учителя.


Билет № 17.

  1. Стили профессионально-педагогического взаимодействия.

  2. Нравственные нормы, регулирующие отношение учителя к своему труду.


1.13 Примерная тематика рефератов – не предусмотрена
1.14 Примерная тематика курсовых работ – не предусмотрена
1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ– не предусмотрена
1.16 Методика исследования– не предусмотрена
1.17 Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине– не предусмотрена
РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения Дисциплина читается для студентов очной формы обучения
РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала
Лекция №1:

Педагогика в системе наук о человеке

План
Предмет педагогики, ее основные категории.

Взаимосвязь педагогики с другими науками.

Структура педагогической науки. Ведущие отрасли педагогики.

Педагогическая наука и педагогическая практика. Педагогика как наука и искусство.

Роль и значение педагогики в жизни общества.


Литература

Журавлев В.И. Связь педагогики с другими науками // Советская педагогика. – 1990. – №4.

Лихачев Б.Т. Основные категории педагогики // Педагогика. – 1999. – №1.

Никандров Н.Д. Педагогика в системе наук // Педагогика. – 1998. – №6.

Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1990. - Гл. 1.

Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996. – Гл. 1. – С. 6–10, 24–27.

Сластенин В.А. Педагогика. – М., 1997. – С. 83–87.

Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993. – Т. 1; М., 1999. – Т. 2.

Фридман Л.М., Кулагин И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1991.

Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы: Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. – М., 1986.


Задания

Опираясь на литературу по основному списку [2, 4-9], составить рабочий словарь основных педагогических понятий: индивид, личность, субъект, объект, индивидуальность, развитие, формирование, воспитание, обучение, образование, социализация.

На основе работ Н.Д. Никандрова и В.И. Журавлева сделать выписки о связи педагогики с другими науками; ведущих отраслях педагогики.

Законспектировать работу К.Д. Ушинского [с. 220–232]. Продумать ответы на вопросы:

Является ли педагогика самостоятельной наукой?

Что составляет предмет педагогики?

Почему автор полагает, что педагогику нельзя считать наукой в строгом смысле слова?

В чем польза педагогической литературы?


Лекция №2:

Педагогическое взаимодействие

План
Понятие о педагогическом общении как профессиональном.

Функции педагогического общения.

Структура педагогического общения.

Стили педагогического общения.
Литература

Основная

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.

Кан-Калик В.А., Никандров Н.А. Педагогическое творчество. – М., 1990.

Лещинский В.М., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми. – М., 1995.

Осухова Н.Г. Современные учителя о воспитании или прошлое в настоящем // Педагогика. – 1995. – №3.

Дополнительная

Коломенский Я.Я. Изучение педагогического взаимодействия // Советская педагогика. – 1991. – №10.

Макаренко А.С. Лекции о родительском авторитете // Соч.: В 8 т. т. 4. – М., 1984.

Максакова В.И., Мудрик А.В. Воспитательная работа с учащимися: возрастной подход // Советская педагогика. – 1986. – №10.

Задания

Сделать выписки о структуре педагогического общения, используя работу В.А. Кан-Калика и Н.А. Никандрова [с. 88–105].



На основе работы В.М. Лещинского и С.В. Кульневич [гл. 1] выделить основные факторы, влияющие на успешность вступления в первичный контакт учителя с учащимися и их родителями.

Пользуясь работой В.А. Кан-Калика, сделать выписки о стилях педагогического общения [с. 96–105].

Проанализировать таблицу из статьи Н.Г. Осуховой и попытаться ее прокомментировать. Сделать рабочие записи.

Лекция №3-4: Педагог: профессия и личность(схема лекции).

П
Педагогическая направленность личности



Нравственные

качества
ПППп


Интересы и духовные потребности


Саморегуляция



Развитое педагогическое мышление

Выбор и обоснование собственной педагогической деятельности

Информационные умения

Педагогическая

техника


Постановка цели

Организаторские

Коммуникативные

Анализ и

самоанализ



Анализ и

самоанализ



Планирование учебной

деятельности



Морально-волевая

саморегуляция




Культура

поведения и общения


Отношение к педагогическому труду



Профессиональные

знания

Методологические

Теоретические

Методические



Технологические



Профессиональные умения

Прикладные



умения

РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий)
Авторитет – влияние, которое оказывает на кого-либо отдельное лицо или социальный институт в силу своих заслуг, интеллектуальных, нравственных, деловых качеств.
Гражданская грамотность – комплекс базовых способностей, необходимых для участия в «демократическом образе жизни», таких, как готовность адекватно участвовать в демократических процедурах, критически мыслить, действовать в условиях плюрализма, прислушиваться к другим и помогать им.
Гуманность – уважение личности каждого человека, его достоинства, прав и свобод, признание личностного роста главной ценностью и приоритетной целью в работе преподавателей.
Демократичность – учет интересов всех участников ОП, демократические формы принятия решений, возможность для самоуправления и выборов по значимым вопросам, а также ответственность за эти выборы для каждого.

Имидж человека – это мнение об этом человеке у группы людей в результате сформированного в их психике образа этого человека, возникшего вследствие прямого их контакта с этим человеком или вследствие полученной об этом человеке информации от других людей.
Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданная человечеством в процессе общественно-исторической практики.
Культура речи – совокупность умений и навыков использования в речи нормативно маркированных языковых единиц, отобранных в соответствии с целями общения и изучаемых в особом разделе филологической науки.
Мастер педагогического труда – это высоко компетентный в психолого-педагогической и в собственно предметной области специалист, умеющий репродуцировать на высоком уровне профессиональные знания, умения, навыки.
Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный различными потребностями и включающий в себя обмен информацией, принятие совместного решения, восприятие и понимание другого человека.
Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.
Педагогическое мастерство – высокое и постепенно совершенствуемое искусство воспитания и обучения.
Педагогическое мастерство – синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса. В педагогическом мастерстве можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:


Педагогические способности – качество личности, выражающееся в склонностях к работе с учениками, любви к детям, получению удовольствия от общения с ними:

  • организаторские,

  • дидактические,

  • рецептивные,

  • коммуникативные,

  • исследовательские,

  • научно-познавательные.

Ведущие педагогические способности – педагогическая зоркость, дидактические, организаторские, экспрессивные.
Педагогическое общение – это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения.
Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися (А.А. Леонтьев).
Педагогическое общение – совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.
Педагогическая функция – предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений.

Главная педагогическая функция - управление процессами обучения, воспитания, развития.


Правовая культура – знание и уважение правовых основ общественной жизни, понимание права как важнейшего механизма регулирования социальных и межличностных отношений собственно человеческим способом, готовность и компетентность жить и работать в «правовом поле».
Профессиограмма – связка знаний о профессии и о системе требований, предъявляемых к человеку той или иной специальностью, профессией.

Профессиограмма включает описание



  • технико-экономических,

  • социальных,

  • психологических,

  • социально-психологических,

  • санитарно-гигиенических характеристик трудовой деятельности.


Профессиональные качества – владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологией педагогического труда, организаторские умения, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство, трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда.
Профессиональная речь – коммуникация, осуществляемая с помощью специальных профессионально маркированных (отмеченных) средств языка.
Профессиональное самоопределение – нахождение личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности.
Речь педагога – часть профессиональной культуры, которая в свою очередь, является культурой общечеловеческой.
Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – процесс познания человеком самого себя, своего внутреннего мира; анализ собственных мыслей и переживаний; размышление о самом себе; осознание того, как воспринимают и оценивают человека окружающие люди.
Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, необходимых для определенного рода деятельности. Способности развиваются в процессе воспитания, самовоспитания и в процессе профессиональной деятельности человека.
Учитель – человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью.
Фасилитатор – тот, кто способствует становлению и росту (facilitate – облегчать, содействовать, продвигать).

Фасилитативная способность:

  • искусство уважения

  • искусство понимания

  • искусство помощи и поддержки

  • искусство договора

  • искусство быть собой



Экологичность – создание атмосферы безопасности, уважения к индивидуальным возможностям ребенка, отказ от жестких требований и давления, защита здоровья и психологическое благополучие – как детей, так и учителей.
Эмпатия – способность эмоционально воспринимать другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами.

РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций – не предусмотрен

РАЗДЕЛ 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.


Характер изменений в программе

Номер и дата протокола заседания кафедры, на котором было принято данное решение

Подпись заведующего кафедрой, утверждающего внесенное изменение

Подпись декана факультета (проректора по учебной работе),

утверждающего данное изменение






































РАЗДЕЛ 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:


ФИО, ученое звание и степень преподавателя

Учебный год

Факультет

Специальность

Федченко А.С.

2007/08

2008/09


ПиП

ПиМНО с дополнительной специальностью

Богаевская О.Н.

2009/2010

ПиП

ПиМНО с дополнительной специальностью





База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница