Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 12 Организация, управление и администрирование в социальной работе



страница1/4
Дата01.05.2016
Размер1.13 Mb.
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.12 – Организация, управление

и администрирование в социальной работе



Основная образовательная программа подготовки специалиста
по специальности


040101.65 – Социальная работа

Утверждено на заседании кафедры

социальных наук

факультета истории и социальных наук

(протокол № 6 от 11 февраля 2013 г.)

Зав. кафедрой

______________ Л.И. Геращенко
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.12 – Организация, управление и администрирование в социальной работе

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ


040101 – «Социальная работа»

Утверждено на заседании кафедры

социальной педагогики и социальной работы

социально-гуманитарного факультета

протокол № 9 от 21 апреля 2008 г.

Зав. кафедрой_______ В.Р. Рыбкин


Мурманск

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
1.1. Автор программы: М.И. Сидорова, к.п.н., ст. преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы.
1.2. Рецензенты:

к.ф.н., доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы

Рыбкин В.Р.

к.ф.н., директор Санкт-Петербургского промышленно-экономического колледжа (Мурманский филиал) Милиев В.А.


1.3. Пояснительная записка
Организация, управление и администрирование в социальной работе — особый вид профессиональной деятельности, который сводится не только к достижению целей, организации, но и явля­ется средством поддержания целостности любой сложной соци­альной системы, ее оптимального функционирования и развития. Такая деятельность необходима для повышения эффективности функционирования системы социальной защиты населения, и, как следствие, роста благосостояния, обеспечения нормальных усло­вий жизни различных групп и категорий клиентов социальной службы.

Программа курса «Организация, управление и администрирование в социальной работе» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «социальная работа».



Цель курса - ознакомить студентов с основами социального управления, показать роль различных школ, теорий социального управления, организационных структур социальных служб, осветить функции управления социальной работой на разных уровнях, методы администрирования, сформировать знания в области управления персоналом.

Реализация содержания курса предполагает решение следующих задач:



  • Способствовать формированию у студентов представлений о системе научно-методического, методологического, нормативно-правового и технологического обеспечения управления социальной работой;

  • Формировать у студентов прочную систему знаний об особенностях менеджмента в организациях, учреждениях и службах системы социальной работы;

  • Развивать профессиональную рефлексию, системное и комплексное мышление студентов, необходимое для формирования профессиональной компетентности.

Место курса в общей системе подготовки специалиста.

Основные аспекты менеджмента - организация, управление и администрирование в социальной работе представляют собой содержание учебной дисциплины «Организация, управление и администрирование в социальной работе», которая является составной частью государственного стандарта высшего профессионального образования и учебных планов подготовки кадров системы социальной защиты населения.

Овладение теорией, методологией и механизмами социального управления позволит будущим специалистам по социальной работе вести организационно-управленческую и административную работу в различных организациях системы социальной защиты населения.

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:



  • методологические и теоретические основы социального управления;

  • принципы построения и функционирования социальной организации, мотивационные теории трудовой деятельности;

  • пути повышения эффективности управления в организациях, учреждениях и службах социальной защиты населения;

  • специфику регулирования социальной работы и ее контроля.

уметь:

  • применять известные стили руководства в соответствующей ситуации, методы разрешения конфликтов;

  • организовывать и координировать социальную работу с различными категориями граждан;

  • управлять трудовыми ресурсами.


1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО


ОПД.Ф12

Организация, управление и администрирование в социальной работе.

Принципы, структура, функции и методы управления в системе социальной работы на общефедеральном и региональном уровнях. Администрирование в социальных службах.

Особенности менеджмента в организациях, учреждениях и службах системы социальной работы.

Регулирование и контроль в системе социальной работы. Пути повышения эффективности управления в организациях, учреждениях и службах социальной работы.

Проблемы управления персоналом в системе социальной работы.

Организация труда в социальных учреждениях. Права социальных работников. Профессиограмма специалистов социальной работы и пути повышения их профессиональной компетентности.




162


1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы


п/п

Шифр и наиме­нование специ­альности


Курс


Семестр


Виды учебной работы в часах

Вид итого-­

Трудо­емкость

Всего аудит.
ЛК

ПР/

СМ


СР

вого контроля (фор­ма отчетно-

сти)


1.

040101 – Социальная

работа


4

8

162

70

40

30

92

экзамен


1.6 Содержание дисциплины
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах) Примерное распределение учебного времени




Наименование раз­дела, темы

Количество часов

всего

ауд.

Лк

Пр/

СМ

ЛБ

СР

Раздел 1. Становление и развитие научного менеджмента

1.1

Эволюция теории менеджмента

5

4

2

-

6

1.2.

Концепции управления

5

2

-

6

Раздел 2. Организация в социальной работе

2.1

Организация как социальная система

4

2

4

-

6

2.2

Коммуникационный процесс и управленческие решения

4

2

-

6

Раздел 3. Управление в социальной работе

3.1

Понятие управления в социальной работе

8

4

4

-

6

3.2

Планирование как функция управления

6

4

2

-

6

3.3

Организация как функция управления

6

4

2

-

6

3.4

Мотивация как функция управления

6

4

2

-

8

3.5

Контроль как функция управления

6

4

2

-

6

3.6

Лидерство, власть, влияние

2

2




-

6

3.7.

Личность и авторитет руководителя

2

2




-

6

Раздел 4. Администрирование в социальной работе

4.1

Управление персоналом

6

2

4

-

8

4.2

Методы управления

6

2

4

-

8

4.3

Делопроизводство в учреждениях социальной сферы

6

2

4

-

8

Итого:

70

40

30

-

92


1.6.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Становление и развитие научного менеджмента
Тема 1.1 Эволюция теории менеджмента

Школа научного управления. Теория научного управления Ф. Тейлора. Тейлоризм. Г. Эмерсон «Двенадцать принципов производительности».

Классическая (административная школа). А. Файоль, 14 принципов управления.

Школа человеческих отношений и поведенческих наук. М. Фоллет «Новое государство». «Хоторнские эксперименты» Э. Мэйо. Школа «поведенческих наук».

Наука управления или количественный подход.
Тема 1.2. Концепции управления

Процессный подход к управлению.

Системный подход к управлению.

Ситуационный подход к управлению.



Раздел 2. Организация в социальной работе
Тема 2.1. Организация как социальная система

Понятие и значение организации. Характеристики организаций: ресурсы, зависимость от внешней среды, горизонтальное и вертикальное разделение труда, подразделения. Структурные и контекстные характеристики организаций.

Внутренняя среда организаций. Внутренние переменные: цели, структура, задачи, технологии, люди. Взаимосвязь внутренних переменных.

Внешняя среда организаций. Внешние факторы прямого и косвенного воздействия.


Тема 2.2. Коммуникационный процесс и управленческие решения

Значение информации. Виды коммуникаций: коммуникации между организацией и ее средой, коммуникации внутри организации, формальные и неформальные коммуникации. Этапы коммуникационного процесса.

Межличностные и организационные коммуникации. Преграды при осуществлении межличностных и организационных коммуникаций.

Коммуникации в социальной работе. Фазы коммуникационного процесса. Факторы достижения взаимопонимания между клиентом и социальным работником.

Понятие и классификация управленческих решений. Требования к управленческим решениям. Подходы к принятию решений.

Раздел 3. Управление в социальной работе
Тема 3.1. Понятие управления в социальной работе

Управление и уровни управления. Понятие управления, объекта, субъекта в управлении социальной работой.

Министерство здравоохранения и социального развития: функции, цели, задачи, структура. Федеральные службы и федеральные агенства.

Управление социальной защиты населения администрации Мурманской области: общие положения, задачи и функции деятельности, права управления, руководство управлением.


Тема 3.2. Планирование как функция управления

Сущность функции планирования. Социальное планирование. Этапы стратегического планирования. Основные компоненты формального планирования:

Программно-целевое управление. Управление процессом разработки программы и управление процессом ее реализации. Содержание программно-целевого управления.
Тема 3.3. Организация как функция управления

Понятие организационной деятельности. Направления организационной деятельности. Принципы построения организационных структур.

Нормы управляемости.

Взаимоотношения полномочий. Делегирование полномочий. Централизация и децентрализация организации. Линейные и аппаратные полномочия.

Построение организации. Типы организационных структур: бюрократическая, функциональная, продуктовая, региональная. Адаптивные структуры: проектная, матричная.
Тема 3.4. Мотивация как функция управления

Основные понятия: мотивация, стимулы, потребности.

Содержательные теории мотивации. Теория потребностей А. Маслоу. Двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга. Теория потребностей Д. Маклелланда. Теория Альдерфера.

Процессуальные теории мотивации. Теория ожиданий В. Врума. Теория справедливости и равенства С. Адамса. Теория постановки целей (Тейлор, Лок).

Формы признания и оценки результатов труда.
Тема 3.5. Контроль как функция управления

Понятие управленческого контроля, его виды: предварительный, текущий, заключительный.

Этапы процесса контроля: установление нормативов, определение эффективности деятельности, корректировка отклонений.

Контроль в социальной работе.


Тема 3.6. Лидерство, власть, влияние

Группы и значение неформальных организаций. Влияние неформальных групп на эффективность организации. Факторы, влияющие на повышение интенсивности труда (Э. Мейо).

Характеристики группы. Набор групповых ролей. Причины вступления людей в неформальные группы. Механизм функционирования неформальных групп.

Формы власти и влияния. Классификация основ власти.


Тема 3.7. Личность и авторитет руководителя

Направления изучения образа руководителя: ролевое, личностное, поведенческое, ситуационное.

Стили управления: авторитарный, демократический, либеральный, анархический.
Раздел 4. Администрирование в социальной работе
Тема 4.1. Управление персоналом

Формирование трудовых ресурсов. Принципы работы с персоналом. Кадровая политика. Этапы формирования трудовых ресурсов: планирование трудовых ресурсов, набор персонала, отбор, определение заработной платы и льгот.

Развитие трудовых ресурсов. Этапы управления трудовыми ресурсами: профориентация и отбор, обучение, оценка трудовой деятельности, подготовка руководящих кадров.

Адаптация персонала, этапы процесса. Типы кадрового резерва. Этапы работы с резервом.


Тема 4.2. Методы управления

Административные методы управления, их специфика. Преимущества и недостатки использования.

Экономические методы: налогообложение, госзаказ, хозрасчет.

Социально-психологические, правовые, морально-этические методы управления.


Тема 4.3. Делопроизводство в учреждениях социальной сферы

Подготовка и оформление управленческих документов. Стандартизация и унификация.

Распорядительные документы. Приказы. Требования к их оформлению.

Организационные документы: устав, положения, инструкции. Информационно-справочные документы.

Организация работы с документами.

1.6.3. Темы для самостоятельного изучения




п/п

Наименование раздела

дисциплины, тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во

часов

Форма контроля

выполнения самостоя-

тельной работы

1.

1.1. Эволюция теории менеджмента


Подготовка к практическому занятию, работа с основной и дополнительной литературой


6

Практическое

занятие,


выполнение

тестов


2.

1.2. Концепции управления


Подготовка к практическому занятию, работа с основной и дополнительной литературой

2


Практическое занятие, выполнение тестов

3.

2.1. Организация как социальная система

Подготовка к практическому занятию, работа с основной и дополнительной литературой

6

Практическое занятие, выполнение тестов

4.

2.2. Коммуникационный процесс и управленческие решения

Подготовка к практическому занятию, работа с основной и дополнительной литературой

6

Практическое занятие, выполнение тестов

5.

3.1. Понятие управления в социальной работе

Подготовка к практическому занятию, работа с основной и дополнительной литературой

6

Практическое занятие, выполнение тестов

6.

3.2. Планирование как функция управления

Подготовка к практическому занятию, работа с основной и дополнительной литературой

6

Практическое занятие, выполнение тестов

7.

3.3. Организация как функция управления

Подготовка к практическому занятию, работа с основной и дополнительной литературой

6

Практическое занятие, выполнение тестов

8.

3.4. Мотивация как функция управления

Подготовка к практическому занятию, работа с основной и дополнительной литературой

8

Практическое занятие, выполнение тестов

9.

3.5. Контроль как функция управления

Подготовка к практическому занятию, работа с основной и дополнительной литературой

6

Практическое занятие, выполнение тестов

10.

3.6. Лидерство, власть, влияние

Работа с основной и дополнительной литературой


6

Выполнение тестов

11.

3.7. Личность и авторитет руководителя

Работа с основной и дополнительной литературой


6

Выполнение тестов

12.

4.1. Управление персоналом

Подготовка к практическому занятию, работа с основной и дополнительной литературой

8

Практическое занятие, выполнение тестов

13.

4.2. Методы управления

Подготовка к практическому занятию, работа с основной и дополнительной литературой

8

Практическое занятие, выполнение тестов

14.

4.3. Делопроизводство в учреждениях социальной сферы

Подготовка к практическому занятию, работа с основной и дополнительной литературой

8

Практическое занятие, выполнение тестов


1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
Практическое занятие №1 (2 часа)

Тема: Становление и развитие научного менеджмента
План:


  1. Эволюция теории менеджмента.

  2. Концепции управления.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Кто является основателем теории современного менеджмента и системы научного управления?

  2. Опишите вклад представителей школы научного управления.

  3. Перечислите принципы, сформулированные Эмерсоном.

  4. В чем заключается заслуга Тейлора и его современников?

  5. Назовите цель классического или административного менеджмента.

  6. Каков вклад Файоля в теорию управления?

  7. Назовите представителей школы человеческих отношений и бихевиористской школы.

  8. Раскройте суть науки управления или количественного подхода.

  9. Как рассматривается управление при процессном подходе?

  10. Опишите управление как процесс.

  11. Что в настоящее время считается универсальной методологией менеджмента?

  12. Раскройте сущность системного подхода.

  13. Приведите методологию ситуационного подхода.


Задания для самостоятельной работы:

Составьте сравнительную таблицу «Концепции научного управления»:



Различные подходы к управлению

Содержание














Основная литература:

  1. Менеджмент социальной работы: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Комарова, А.И. Войтенко. – М., 1999.

  2. Организация, управление и администрирование в социальной работе: Учебное пособие / Под ред. П.В. Палехова. – М., 2008.

  3. Социальный менеджмент / Под ред. Д.В. Валового. – М., 1999.


Дополнительная литература:

  1. Коротков Э.М. Концепция менеджмента: Учебное пособие. – М., 1996.

  2. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. – М., 1996.


Практическое занятие №2 (4 часа)

Тема: Организация в социальной работе
План:

  1. Организация как социальная система.

  2. Коммуникации в социальной работе.

  3. Понятие и классификация управленческих решений.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Каково определение понятия «организация»?

  2. Какой вид организаций сложился в системе социальной защиты?

  3. Приведите общие характеристики организаций.

  4. Перечислите структурные и контекстные характеристики организаций.

  5. Назовите внутренние переменные организации.

  6. Какие Вы знаете характеристики внешней среды?

  7. Приведите факторы среды прямого и косвенного воздействия на социальную службу.

  8. Раскройте сущность коммуникационного процесса в социальной работе.

  9. Назовите классификацию управленческих решений.

  10. Какие требования предъявляются к управленческим решениям?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Составьте методические рекомендации для специалистов по социальной работе, проводящих интервьюирование клиентов.

  2. Назовите требования, предъявляемые к управленческим решениям.


Основная литература:

  1. Менеджмент социальной работы: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Комарова, А.И. Войтенко. – М., 1999.

  2. Ладанов Д.И. Практический менеджмент. – М., 1995.

  3. Организация, управление и администрирование в социальной работе: Учебное пособие / Под ред. П.В. Палехова. – М., 2008.

  4. Социальный менеджмент / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М., 1998


Дополнительная литература:

  1. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. – М., 2000.

  2. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. – М., 1007.

  3. Ременников Б.Б. Разработка управленческого решения. – М., 2000.

Практическое занятие №3 (4 часа)

Тема: Понятие управления в социальной работе
План:

  1. Управление и уровни управления.

  2. Министерство здравоохранения и социального развития.

  3. Управление социальной защиты населения администрации Мурманской области.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Что вкладывается в понятие «управление»?

  2. Назовите уровни управления.

  3. Перечислите специфические черты управления в социальной работе.

  4. Какие подразделения включает в себя Министерство здравоохранения и социального развития РФ?

  5. Чем отличается Федеральная служба от Федерального агенства?

  6. Какие функции выполняет Управление социальной защиты населения администрации Мурманской области?


Задания для самостоятельной работы:

    1. Дайте определение основным понятиям темы: управление, управление социальной работой, субъект управления, объект управления в социальной работе.

    2. Опишите полномочия, которые имеют органы государственного управления.


Основная литература:

  1. Менеджмент социальной работы: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Комарова, А.И. Войтенко. – М., 1999.

  2. Организация, управление и администрирование в социальной работе: Учебное пособие / Под ред. П.В. Палехова. – М., 2008.

  3. Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации / Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №321.

Дополнительная литература:

  1. Концепция развития социальной службы в Российской Федерации. – М., 1993.

  2. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. Л.С. Алексеева. – М., 1997.

  3. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. – М., 1007.

  4. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. – М., 1995.


Практическое занятие №4 (2 часа)

Тема: Планирование как функция управления
План:

    1. Сущность функции планирования.

    2. Этапы стратегического планирования.

    3. Программно-целевое управление.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Раскройте сущность функции планирования.

  2. Для чего вырабатывается миссия организации?

  3. Какими должны быть цели организации?

  4. Как реализуется стратегический план?

  5. Назовите стратегическую и тактическую цели социальной работы.

  6. Раскройте содержание программно-целевого управления в социальной работе.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Заполните таблицу:

Ценностные ориентации, воздействующие на принятие управленческих решений

Ценностные ориентации

Категории ценностей

Типы предпочитаемых целей

1. Теоретические

Истина, знания, рациональное мышление

Долгосрочные исследования и разработки

2. Экономические

?

?

3. Политические

?

?

4. Социальные

?

?

5. Эстетические

?

?




  1. Опишите этапы анализа и выбора стратегических альтернатив.


Основная литература:

  1. Ларионов И.К. Стратегия социального управления. – М., 2004.

  2. Менеджмент социальной работы: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Комарова, А.И. Войтенко. – М., 1999.

  3. Организация, управление и администрирование в социальной работе: Учебное пособие / Под ред. П.В. Палехова. – М., 2008.


Дополнительная литература:

  1. Аверин А.Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации: Учебное пособие. – М., 2004.

  2. Барков С.А. Социология организаций: Учебное пособие. – М., 2004.

  3. Касьяненко Г.В. Проектирование, прогнозирование и моделирование в социальной работе. – М., 2005.

  4. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учебное пособие. – М., 2002.


Практическое занятие №5 (2 часа)

Тема: Организация как функция управления

План:


  1. Понятие организационной деятельности.

  2. Нормы управляемости.

  3. Взаимоотношения полномочий.


Вопросы для коллективного обсуждения:

      1. Назовите аспекты, диктующие необходимость организационной деятельности.

      2. Какие направления можно выделить в организационной деятельности?

      3. Перечислите принципы, лежащие в основе построения организационных структур.

      4. Какие виды полномочий Вам известны?

      5. Перечислите типы организационных структур, отметьте их отличия друг от друга.

      6. Какие организационные структуры применяются в управлении социальной работой?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Дайте определения основным понятиям темы: делегирование, ответственность, обязательства, полномочия.

  2. Из учебного пособия «Менеджмент социальной работы» под ред. Е.И. Комарова, А.И. Войтенко (стр. 31-33) перерисуйте схемы основных разновидностей организационных структур управления.


Основная литература:

  1. Менеджмент социальной работы: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Комарова, А.И. Войтенко. – М., 1999.

  2. Организация, управление и администрирование в социальной работе: Учебное пособие / Под ред. П.В. Палехова. – М., 2008.

  3. Франчук В.И. Основы посторенние организационных систем. – М., 1991.


Дополнительная литература:

  1. Методы и модели совершенствования организационных структур / Лагоша Б.А. и др. – М., 19888.

  2. Комаров Е.И. Организационные структуры управления: Учебно-методическое пособие. – М., 1993.

  3. Глущенко В.В. Системы управления организационно-административными непроизводственными структурами. – СПб., 1996.



Практическое занятие №6 (2 часа)

Тема: Мотивация как функция управления
План:

  1. Содержательные теории мотивации.

  2. Процессуальные теории мотивации.

  3. Формы признания и оценки результатов труда.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Охарактеризуйте содержательные теории мотивации.

  2. Опишите процессуальные теории мотивации.

  3. Назовите задачи признания труда работников.

  4. Что понимается под оценкой труда работников?

  5. Раскройте основные формы признания труда работников

  6. Перечислите методы индивидуальной оценки труда работников.

  7. Раскройте содержание методов групповой оценки труда.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Дайте определения основным понятиям темы: мотивация, стимул, потребность, побуждение, вознаграждение.

  2. Опишите процесс аттестации (оценку персонала).


Основная литература:

  1. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 1988.

  2. Менеджмент социальной работы: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Комарова, А.И. Войтенко. – М., 1999.

  3. Соломандина Т.О. Управление мотивацией персонала: Учебное пособие. – М., 1995.


Дополнительная литература:

  1. Толкунова В.Н., Гусов К.Н. Трудовое право России: Учебное пособие. – М., 1996.

  2. Сарно А.А. Поддержка и регулирование мотивационных процессов в сфере трудовых отношений. – СПб., 1997.

  3. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие. – М. – Новосибирск, 2000.

  4. Управление персоналом организации: Учебник для вузов / Под ред. А.Я. Кибанова. – М., 1999.


Практическое занятие №7 (2 часа)

Тема: Контроль как функция управления
План:

  1. Понятие и виды управленческого контроля.

  2. Этапы процесса контроля.

  3. Контроль в социальной работе.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Раскройте понятие и цель контроля.

  2. Какие условия необходимы для осуществления контроля в организации?

  3. Перечислите основные требования к системе контроля.

  4. Какие виды управленческого контроля Вам известны?

  5. Охарактеризуйте этапы процесса контроля.

  6. Обоснуйте значение контроля в социальной работе.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Дайте определения основным понятиям темы: контроль, объект контроля, контроль в социальной работе.

  2. Приведите примеры осуществления предварительного, текущего и заключительного контроля в социальной работе.


Основная литература:

  1. Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России: Учебное пособие для вузов. – М., 1995.

  2. Менеджмент социальной работы: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Комарова, А.И. Войтенко. – М., 1999.

  3. Организация, управление и администрирование в социальной работе: Учебное пособие / Под ред. П.В. Палехова. – М., 2008.


Дополнительная литература:

  1. Гечикова Н.Н. Менеджмент. – М.., 1995.

  2. Социальный менеджмент / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М., 1998.

  3. Менеджмент в социальной сфере: Учебное пособие. – СПб., 1998.


Практическое занятие №8 (4 часа)

Тема: Управление персоналом
План:

  1. Формирование трудовых ресурсов.

  2. Развитие трудовых ресурсов.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. В чем заключается цель управления персоналом?

  2. Обоснуйте необходимость планирования трудовых ресурсов.

  3. Опишите этапы набора и отбора персонала.

  4. Как осуществляется определение заработной платы?

  5. Для чего необходимо проводить профессиональную ориентацию и адаптацию сотрудников в коллективе?

  6. Как осуществляется подготовка руководящих кадров?

  7. Дайте профессиональную характеристику деятельности специалиста по социальной работе.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Дайте определения основным понятиям темы: кадры, социальный работник, специалист по социальной работе, кадровый менеджмент, профессиограмма специалиста.

  2. Ответьте на следующие вопросы: 1) Какие права имеет социальный работник? 2) Специалист по социальной работе – это профессия или призвание?


Основная литература:

  1. Менеджмент социальной работы: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Комарова, А.И. Войтенко. – М., 1999.

  2. Организация, управление и администрирование в социальной работе: Учебное пособие / Под ред. П.В. Палехова. – М., 2008.

  3. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. – М., 1997.

  4. Холостова Е.И. Социальная работа. – М.. 2006.



Дополнительная литература:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации. – М., 2002.

  2. Хохлов А.А. Кадровые процессы в системе государственной власти: социологический анализ. – М., 2000.

  3. Шапиров С.А. Основы управления персоналом в современных организациях: уникальный подход, обеспечивающий эффективную работу компании. – М.. 2005.

  4. Прием и увольнение работников. – М.. 1996.

  5. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации: Учебно-практическое пособие. – М., 1996.

  6. Психологические аспекты подбора и проверки персонала. – М., 1996.

  7. Топчий Л.В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. – М., 1997.


Практическое занятие №9 (4 часа)

Тема: Методы управления
План:


  1. Административные методы.

  2. Правовые методы.

  3. Экономические методы.

  4. Социально-психологические методы.

  5. Морально-этические методы.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Назовите классификацию методов управления.

  2. Раскройте сущность правовых методов управления.

  3. Отметьте достоинства и недостатки административных методов управления.

  4. На каких уровнях применяются экономические методы управления?

  5. Для чего предназначены социально-психологические и морально-этические методы управления?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Дайте определения основным понятиям темы: методы, методы управления, регламентирование, нормирование.

  2. Приведите примеры использования административных, правовых, экономических, социально-психологических и морально-этических методов в социальной работе.


Основная литература:

  1. Менеджмент социальной работы: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Комарова, А.И. Войтенко. – М., 1999.

  2. Организация, управление и администрирование в социальной работе: Учебное пособие / Под ред. П.В. Палехова. – М., 2008.

  3. Методы и модели совершенствования организационных структур. – М., 1988.

  4. Кураков Л.П. Управление социальной сферой. – М., 1997.


Дополнительная литература:

  1. Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России: Учебное пособие для вузов. – М., 1995.

  2. Менеджмент в социальной сфере: Учебное пособие. – СПб., 1998.

  3. Социальный менеджмент. – М., 1999.


Практическое занятие №10 (4 часа)

Тема: Делопроизводство в учреждениях социальной сферы
План:

  1. Подготовка и оформление управленческих документов.

  2. Распорядительные документы.

  3. Организационные документы.

  4. Информационно-справочные документы.

  5. Организация работы с документами.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Что представляет собой систра документации?

  2. Как осуществляется адресование документов?

  3. Опишите процесс согласования документов.

  4. Как утверждается документ?

  5. Что такое резолюция?

  6. Раскройте сущность приказа по основной деятельности.

  7. Раскройте сущность приказа по личному составу.

  8. Как оформляется протокол?

  9. В чем заключается организация работы с документами.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Составьте словарик «Организация работы с документами», используя основные понятия темы.

  2. Опишите технологию и организацию делопроизводства в учреждениях социальной сферы.


Основная литература:

  1. Менеджмент социальной работы: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Комарова, А.И. Войтенко. – М., 1999.

  2. Стенюков М.В. Документы. Делопроизводство. – М., 1996.

  3. Документоведение и документационное обеспечение управления: Учебное пособие. – М., 1997.


Дополнительная литература:

  1. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. – М., 1990.

  2. Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения. – М., 1991.

  3. Васильев Д.В. Делопроизводство на компьютере. Практические рекомендации. – М.. 1996.

  4. Андреева В.И. Образцы документов делопроизводства. – М.. 1996.

  5. Стенюков М.В. Справочник по делопроизводству. – М., 1997.



1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
1.8.1. Рекомендуемая литература (основная)


  1. Гордон В.Э. Социальное программирование: Учебное пособие. - СПб., 1996.

  2. Документоведение и документационное обеспечение управления: Учебное пособие. – М., 1997.

  3. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 1988.

  4. Коротков Э.М. Концепция менеджмента: Учебное пособие. - М.,1996.

  5. Кураков Л.П. Управление социальной сферой. – М., 1997.

  6. Ладанов Д.И. Практический менеджмент. – М., 1995.

  7. Ларионов И.К. Стратегия социального управления. – М., 2004.

  8. Леванков В.А. и др. Менеджмент в социальной сфере. Учебное пособие. - СПб., 1998.

  9. Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России: Учебное пособие для вузов. – М., 1995.

  10. Менеджмент социальной работы: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Комарова, А.И. Войтенко. – М., 1999.

  11. Методы и модели совершенствования организационных структур. – М., 1988.

  12. Организация, управление и администрирование в социальной работе: Учебное пособие / Под ред. П.В. Палехова. – М., 2008.

  13. Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации / Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №321.

  14. Соломандина Т.О. Управление мотивацией персонала: Учебное пособие. – М., 1995.

  15. Социальный менеджмент / Под ред. Д.В. Валового. – М., 1999.

  16. Социальный менеджмент / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М., 1998

  17. Стенюков М.В. Документы. Делопроизводство. – М., 1996.

  18. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. – М., 1997.

  19. Франчук В.И. Основы посторенние организационных систем. – М., 1991.

  20. Холостова Е.И. Социальная работа. – М., 2006.


Рекомендуемая литература (дополнительная).

  1. Аверин А.Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации: Учебное пособие. – М., 2004.

  2. Андреева В.И. Образцы документов делопроизводства. – М.. 1996.

  3. Барков С.А. Социология организаций: Учебное пособие. – М., 2004.

  4. Васильев Д.В. Делопроизводство на компьютере. Практические рекомендации. – М.. 1996.

  5. Гечикова Н.Н. Менеджмент. – М.., 1995.

  6. Глущенко В.В. Системы управления организационно-административными непроизводственными структурами. – СПб., 1996.

  7. Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения. – М., 1991.

  8. Касьяненко Г.В. Проектирование, прогнозирование и моделирование в социальной работе. – М., 2005.

  9. Комаров Е.И. Организационные структуры управления: Учебно-методическое пособие. – М., 1993.

  10. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. – М., 1995.

  11. Концепция развития социальной службы в Российской Федерации. – М., 1993.

  12. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. – М., 2000.

  13. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие. – М. – Новосибирск, 2000.

  14. Менеджмент в социальной сфере: Учебное пособие. – СПб., 1998.

  15. Методы и модели совершенствования организационных структур / Лагоша Б.А. и др. – М., 19888.

  16. Прием и увольнение работников. – М.. 1996.

  17. Психологические аспекты подбора и проверки персонала. – М., 1996.

  18. Ременников Б.Б. Разработка управленческого решения. – М., 2000.

  19. Сарно А.А. Поддержка и регулирование мотивационных процессов в сфере трудовых отношений. – СПб., 1997.

  20. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учебное пособие. – М., 2002.

  21. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. – М., 1990.

  22. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. – М., 2007.

  23. Социальный менеджмент. – М., 1999.

  24. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. Л.С. Алексеева. – М., 1997.

  25. Стенюков М.В. Справочник по делопроизводству. – М., 1997.

  26. Толкунова В.Н., Гусов К.Н. Трудовое право России: Учебное пособие. – М., 1996.

  27. Топчий Л.В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. – М., 1997.

  28. Трудовой кодекс Российской Федерации. – М., 2002.

  29. Управление персоналом организации: Учебник для вузов / Под ред. А.Я. Кибанова. – М., 1999.

  30. Хохлов А.А. Кадровые процессы в системе государственной власти: социологический анализ. – М., 2000.

  31. Шапиров С.А. Основы управления персоналом в современных организациях: уникальный подход, обеспечивающий эффективную работу компании. – М.. 2005.

  32. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации: Учебно-практическое пособие. – М., 1996.

  33. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. – М., 1996.


1.9.Материально-техническое обеспечение дисциплины:
1.9.1. Перечень используемых технических средств

  • Аудио- видеоаппаратура;

  • мультимедийная техника.


1.9.2. Перечень используемых пособий

  • ЭУМК «Организация, управление и администрирование в социальной работе» для студентов ЗФО;

  • контрольно-тестирующие комплекты (бланочное тестирование);

  • сравнительные таблицы;

  • схемы;

  • графики.


1.9.3 Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения
1.10 Примерные зачетные тестовые задания:
1. Автором работы «Принципы управления» является:

а) Г. Форд

б) Ф.У. Тейлор

в) Г. Эмерсон.


2. Создание классического (административного) менеджмента предписывается:

а) Д. Гилберту

б) А. Файолю

в) Г. Гранту.


3. «Хоторнские эксперименть» провел:

а) Э. Мейо

б) М.-П. Фоллет

в) Дж. Томпсон.


4. К внутренним переменным, влияющим на функционирование организации не относятся:

а) Цели, структура;

б) Задачи, технологии, люди;

в) Социокультурные, экономические и политические факторы.


5. Объектами управления в социальной работе выступают:

а) Руководящий состав служб и учреждений социальной защиты и формируемые органы управления, наделенные управленческими функциями;

б) Социальные работники, сотрудники служб, а также вся система взаимоотношений, складывающихся между людьми при оказании социальной помощи населению.
6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности называется:

а) Федеральное агенство;

б) Федеральная служба.
7. Программно-целевое управление – это управление, предполагающее:

а)выработку способов и осуществление плановых управленческих решений, основанных на комплексном анализе проблемы и построения совокупности мер и действий (в форме программы, проекта), направленных на достижение поставленной цели;

б)выработку детального всестороннего комплексного плана, предназначенного для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей;

в) выработку целей, задач и темпов развития социальных процессов.


8. К адаптивным организационным структурам не относится:

а) Проектная структура;

б) Продуктовая структура;

в) Матричная структура.


9. В число содержательных теорий мотивации не входит:

а) Теория потребностей А. Маслоу;

б) Двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга;

в) Теория ожиданий В. Врума;

г) Теория потребностей Д. Макклелланда.
10. Реакция на сообщение, которая помогает отправителю, источнику информации определить, воспринята ли отправленная им информация, носит название:

а) Внутренняя связь;

б) Обратная связь.
11. Способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации, называется:

а) Лидерство;

б) Влияние;

в) Власть.

12. В перечень этапов формирования трудовых ресурсов не входит:

а) Планирование трудовых ресурсов;

б) Набор персонала;

в) Отбор персонала;

г) Маркетинг рынка труда;

д) Определение заработной платы и льгот.


13. К методам управления не относятся:

а) Административные методы;

б) Правовые методы;

в) Экономические методы;

г) Мотивационно-стимулирующие методы;

д) Социально-психологические методы;

е) Морально-этические методы.

14. Правовой акт, издаваемый руководителем органа управления, действующим на основе единоначалия, для разрешения как основных, так и оперативных задач его деятельности называется

а) Указ;

б) Приказ;

в) Служебная записка.

15. К организационным документам не относятся:

а) Уставы;

б) Акты;


в) Положения;

г) Инструкции.



1.11 Примерный перечень вопросов к экзамену


  1. Менеджмент в социальной работе и его значения.

  2. Подходы к управлению на основе выделения различных школ.

  3. Процессный, системный и ситуационный подходы к управлению.

  4. Общие характеристики организаций.

  5. Уровни управления и управление социальной работой.

  6. Законы и принципы социального управления.

  7. Внутренние переменные организации и их взаимосвязь.

  8. Влияние внешней среды на организацию.

  9. Коммуникации в социальной работе.

  10. Понятие и классификация управленческих решений.

  11. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.

  12. Подходы к принятию решений.

  13. Моделирование и прогнозирование в социальной работе.

  14. Этапы стратегического планирования социальной работы.

  15. Нормы управляемости.

  16. Взаимоотношение полномочий.

  17. Построение организаций. Организационные структуры в социальной работе.

  18. Сущность функции планирования, этапы стратегического планирования.

  19. Содержательные теории мотивации.

  20. Процессуальные теории мотивации.

  21. Мотивация труда социальных работников.

  22. Формы признания и оценка труда.

  23. Виды и этапы процесса контроля.

  24. Неформальные организации и управление ими.

  25. Формы власти и влияния.

  26. Методы управления.

  27. Современные методы повышения эффективности социального управления.

  28. Ролевое и личностное направление изучения образа руководителя.

  29. Роль администрирования в общественном развитии и его значение.

  30. Управление персоналом в социальной работе.

  31. Кадровое обеспечение социальной работы.

  32. Делопроизводство в учреждениях социальной сферы.



  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница