Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 12 Социальная экология



страница1/3
Дата29.06.2016
Размер0.72 Mb.
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД.Ф.12 СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

040201 «СОЦИОЛОГИЯ»

(код и наименование специальности/тей)

Утверждено на заседании кафедры

географии и экологии

естественно-географического факультета

(протокол № 1 от 09.09.2011 г.)

Зав. кафедрой ______________

/А.В. Николаев /




РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.


1.1 Автор программы: кандидат ветеринарных наук, доцент кафедры географии и экологии Николаев А.В.
1.2 Рецензенты:

- кандидат биологических наук, доцент кафедры географии и экологии Лештаев А.А.;

- доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой микробиологии МГТУ Перетрухина А.Т.
1.3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  • цель курса: подготовка студентов к формированию экологической культуры на основе принципов социальной экологии, развитие знаний, умений и ценностных ориентаций в области охраны окружающей среды.

  • задачами курса являются:

- мотивация изучения экологических проблем различного ранга;

- всестороннее изучение глобальных социально-экологических проблем;

- изучение основ экологической психологии, культуры и этики;

- выработка у студентов понимания взаимосвязи в системе человек- общество-природа;

- изучение теоретических знаний в области охраны окружающей среды в сочетании с раскрытием их практического применения на всех уровнях;


  • место курса в общей системе подготовки специалиста: социальная экология – наука, сформировавшаяся на стыке гуманитарных и естественных дисциплин (история, философия, психология, социология, культурология). Возникновению социальной экологии способствовали факторы, названные позднее глобальными социально-экологическими проблемами: перенаселение Земли, ресурсный и энергетический кризис, разрушение ландшафтных систем в связи с антропогенной деятельностью, возрастание агрессивности окружающей среды, урбанизация и т.д.

Социальная экология является одной из составляющих экологического образования, помогает формировать экологическую культуру студентов.

Данный момент является наиважнейшим, т.к. в сложившейся ситуации, самым худшим является то, что большинство населения не понимает угрозы тотальной экологической катастрофы для себя и своих потомков и не задумывается о путях выхода из экокризиса. Особую актуальность в связи с этим приобретает задача подготовки специалистов, передающих полученные знания мировому кругу молодого населения, способствующих формированию таких важных черт будущих поколений как рациональное отношение к природе, экологическая этика, экологическое сознание и экологическая культура.



После окончания курса студенты должны знать:

- особенности взаимодействия общества и природы на различных исторических этапах;

- основные глобальные социально-экологические проблемы и пути их решения;

- основные структурные составляющие среды обитания человека и принципы взаимодействия в системе человек – общество – природа;

- важность роли мировоззрения и средств его формирования в выстраивании отношений между природой и обществом;

- основные принципы охраны окружающей среды.



Студенты должны уметь:

- использовать полученные знания в курсе социальной экологии знания в процессе экологического образования учащихся;

- давать хозяйственную оценку природных ресурсов;

- выявлять причины экологических кризисов;

- находить возможные пути решения социально-экологических проблем;

- проводить оценку воздействия промышленности на компоненты окружающей среды.


В основе содержания программы положены исследования ученых: Ситарова В. А., Пустовойтова В. В., Лосева А.В., Провадкина Г.Г., Малофлева В.И., Марковича Д.Ж., Реймерса Н.Ф., Анучина В.А. и др.

1.4 Извлечение из ГОС ВПО.



ОПД.Ф.12

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ



Экология как научная и учебная дисциплина, ее предмет и задачи; значение экологии в связи с производственной и непроизводственной деятельностью человека; методы оценки состояния окружающей среды; особенности социальной экологии; общие принципы и способы защиты окружающей среды; экологическая токсикология, ее виды и влияние на образ жизни и здоровье человека; служба экологического контроля и мероприятия по охране окружающей среды; контроль за соблюдением регламентов содержания химических, биологических, радиационных и других элементов окружающей среды; роль научных и общественных организаций, объединений, движений в защите окружающей среды; понятие "экологическая культура", значение соблюдения правил личной гигиены, уровня культуры индивидуума, его нравственных устоев в профилактике загрязнения окружающей среды на производстве и в быту.



120 ч.



1.5 ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчётности)

Трудо-ёмкость

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа

1.

040201 «Социология»

3

V

70

50

30

20

-

20

экзамен


1.6 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


      1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ (В ЧАСАХ) ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ


040201 «Социология», очное отделение

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов




Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.

раб.





1.

Введение, история становления социальной экологии. Предмет и функции социальной экологии

2

2

-




-




2.

Основные принципы социальной экологии. Взаимодействие с другими науками

2

2

-




2




3.

Человек, общество и среда обитания как субъекты социально-экологического взаимодействия

4

2

2




2




4.

Жизненная среда

2

2

-




2




5.

Поведение человека в естественной и социальной среде

4

2

2




-




6.

Глобальные социально-экологические проблемы и пути их решения

6

4

2




2




7.

Элементы экологической психологии

4

2

2




2




8.

Взаимодействие природы, человека и общества на различных исторических этапах

4

2

2




2




9.

Элементы экологической этики

4

2

2




2




10.

Экологическая культура и проблемы ее формирования

4

2

2




2




11.

Биосфера и её составляющие

4

2

2




2




12.

Охрана природы и окружающей среды

10

6

4




2




ВСЕГО

50

30

20




20

2



1.6.2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Введение. История становления социальной экологии. Предмет и функции социальной экологии.

Предпосылки возникновения социальной экологии. Проблемы выделения социальной экологии в самостоятельную ветвь науки. Вопрос определения предмета социальной экологии в работах Р. Парка, Е. Берджеса (1921), Р. Мак-Кензила (1927), Д.Ж. Марковича (1991), Т. А. Акимовой и В.В. Хаскина (1998) и т.д. Определение и характеристика функций социальной экологии.


Раздел 2. Основные принципы социальной экологии. Взаимодействие с другими науками.

Характеристика основных принципов и положений социальной экологии (принцип целостного рассмотрения явлений, принцип 1% и 10%; принцип оптимальности и т.д.).


Раздел 3. Человек, общество и среда обитания как субъекты социально-экологического взаимодействия.

Модель матрицы человечества как многоуровневой системы. Характеристики человека как субъекта социально-экологического взаимодействия: адаптивность, адаптированность, механизмы адаптации, потребности. Среда человека и классификация компонентов среды. Адаптации человека к окружающей среде и ее изменениям.


Раздел 4. Жизненная среда.

Составляющие жизненной среды человека. Их характеристика, взаимосвязь, компоненты. Взаимодействие человека с элементами жизненной среды.


Раздел 5. Поведение человека в естественной и социальной среде.

Поведение человека. Составляющие поведения – активность и реактивность. Уровни регуляции поведения. Потребности как источник активности личности. Характеристика потребностей. Факторы, характеризующие особенности поведения человека в естественной и социальной среде. Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях.


Раздел 6. Глобальные социально-экологические проблемы и пути их решения.

Рост численности населения, демографическая и биосферная емкость Земли. Кризис почв и минеральных ресурсов, энергетический кризис, возрастание агрессивности окружающей среды, их взаимосвязь. Воздействие на генофонд: мутагенез, дрейф генов, естественный отбор.


Раздел 7. Элементы экологической психологии.

Причины возникновения экологической психологии как науки. Субъективное отношение к природе: его составляющие и разновидности. Субъективное восприятие природы, специфика субъективного восприятия. Различные формы экологического сознания: антропоцентризм, натуроцентризм, экоцентризм.


Раздел 8. Взаимодействие человека, общества и природы на различных исторических этапах.

Этапы становления взаимодействия человек-общество-природа; охотничье-собирательная культура (неолитическая революция, античность, феодализм), индустриальная культура.



Раздел 9. Элементы экологической этики.

Предмет экологической этики. Природа как ценность с точки зрения антропоцентризма, натуроцентризма и экоцентризма. Ненасилие как нравственный принцип и как форма отношения к природе. Этика благоговения перед жизнью А. Швейцера. Ненасильственное отношение к природе в различных религиозных учениях.


Раздел 10. Экологическая культура и проблемы ее формирования.

Понятие и составляющие экологической культуры. Материальная и духовная составляющие экологической культуры. Экологическая культура как взаимосвязь компонентов экологического сознания, экологических отношений и экологической деятельности. Формирование экологической культуры.


Раздел 11. Биосфера и ее составляющие.

Биосфера как саморегулируемая и саморазвивающаяся система, созданная живым веществом. Уравновешенность процессов ассимиляции и диссимиляции в глобальном масштабе в истории Земли. Признаки нарушения баланса в современную эпоху. Парниковый эффект. Пределы емкости биосферы.

Природные системы, составляющие биосферу. Разнообразие типов природных систем, как условие сохранения экологического равновесия. Структура и свойства природных систем (целостность, устойчивость, способность к саморегулированию, иерархичность и др.). Экосистемы и место в них человека. Несущая способность экосистем, опустынивание, обезлесение и др. примеры их деградации. Системы созданные движение неживого вещества, речные и озерно-речные геосистемы, их разрушение в результате чрезмерного использования стока. Социально-экономические функции природных систем и их оценка.
Раздел 12. Охрана природы и окружающей среды

Понятие об охране природы, как необходимом условии рационального природопользования. Принципы охраны природы. Нормативное обеспечение природоохранной деятельности. Охрана природы в процессе ее использования. Заповедание и его назначение. Основные формы охраняемых территорий. Экономический механизм охраны окружающей среды. Экологическая токсикология, ее виды и влияние на образ жизни и здоровье человека.





      1. Темы для самостоятельного изучения.


040201 «Социология», очное отделение

№ п/п

Наименование раздела дисциплины.

Тема.


Вопросы для самостоятельной работы

Коли-чество часов

Форма контроля

1.

Основные принципы социальной экологии. Взаимодействие с другими науками

Основные положения социальной экологии.

Взаимодействие с социальными науками.

Взаимодействие с экологическими науками.

Основные принципы.



2

Опрос на занятии


2.

Человек, общество и среда обитания как субъекты социально-экологического взаимодействия

Перспективы развития взаимоотношений человеческого общества и природы.

Адаптации человека к окружающей среде и её изменениям.



2

Опрос на занятии


3.

Жизненная среда

Характеристика жизненной среды человека.

Социальные патологии городского населения.

Экология городов и других поселений.


2

Опрос на занятии


4.

Глобальные социально-экологические проблемы и пути их решения

Рост численности населения – причины, последствия, пути решения проблемы.

Естественные мутагены эволюции человека.

Техногенные мутагены. Влияние на генофонд человека.

Значение мутаций.



2

Реферат

5.

Элементы экологической психологии

Экологическое сознание и его структура.

Формы экологического сознания.

Специфика субъективного восприятия природы.


2

Опрос на занятии

6.

Взаимодействие человека, общества и природы на различных исторических этапах

История развития использования природных ресурсов человеком.

Собирательство и промысел как вид хозяйственной деятельности первобытного человека.



2

Опрос на занятии

7.

Элементы экологической этики

Ненасилие как форма отношения к природе.

Нравственные принципы экологической этики.

Экологическая этика и религия.


2

Опрос на занятии

8.

Экологическая культура и проблемы ее формирования

Экологическая культура народов Крайнего Севера.

Природоохранная направленность как принцип экологической культуры

Экологические ценностные ориентации как компонент экологической культуры.

Влияние экологических ценностных установок на поведение человека.



2

Опрос на занятии

9.

Биосфера и её составляющие

Структура биосферы.

Место человека в биосфере.

Антропогенез и биосфера.

Воздействие человека на перераспределение вещества и энергии на разных этапах своего развития.

Экологический риск.

Экологический кризис.



2

Опрос на занятии


10.

Охрана природы и окружающей среды

Воспитательное значение природоохранной деятельности.

Законодательство РФ по охране окружающей среды.

Нормативы состояния окружающей среды.

Концепция устойчивого развития.




2

Конспект законов

Опрос на занятии















Направления управленческой деятельности в природопользовании.

Механизмы реализации экологической политики.

Природоохранная деятельность Мурманской области.

Региональные эколого-ресурсные проблемы.

Экологическая паспортизация территорий.

Зоны экологических бедствий и катастроф.










1.7 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.7.1 ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

(ПР, СМ, ЛБ ) ПО ИЗУЧЕННОМУ МАТЕРИАЛУ
План последовательного проведения
практических занятий.

Практическое занятие 1. Человек, общество и среда обитания как субъекты социально-экологического взаимодействия.

План:


- основные характеристики человека в социально-экологических исследованиях

- среда и ее составляющие

- свойства среды

- социально-экологическ5ое взаимодействие и его аспекты

Вопросы для коллективного обсуждения:

- взаимодействие в системе человек-общество-среда

Задание для самостоятельной работы:

- перспективы развития взаимоотношений человеческого общества и природы.

Литература:


    1. Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная. – М.,2000.

    2. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В.Социальная экология: Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Академия, 2000.


Практическое занятие 2.

Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях.

План:


- определение и характеристика критических ситуаций;

- характеристика вариантов поведения человека;

- определение и характеристика экстремальных ситуаций;

- особенности влияния факторов экстремальных ситуаций на поведение человека.

Вопросы для коллективного обсуждения:

- оптимальный вариант повеления человека в критических и экстремальных ситуациях. Обоснование.

Задание для самостоятельной работы:

- возможные последствия действия на человека условий экстремальной ситуации.

Литература:


  1. Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П., Экология человека. – М.: 2001.

  2. Александровский Ю.А. Психогении в экстремальных ситуациях. – М.: 2003.


Практическое занятие 3.

Современный экологический кризис и пути его преодоления.

План:


- экологический кризис: миф и реальность;

- предпосылки возникновения экологического кризиса;

Вопросы для коллективного обсуждения:

- доля антропогенного воздействия в возникновении экологического кризиса.

Задание для самостоятельной работы:

- пути преодоления экологического кризиса

Литература:

1. Уайт Л. Исторические корни нашего экологического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М.,1990.

2. Атфилд Р. Этика экологической ответственности. – М., 1990.

3. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М.,1992.


Практическое занятие 4.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница