Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 15,Опд. Ф. 4 Опд. Ф. 17 Теория и методика обучения физической культуре



страница1/3
Дата26.06.2016
Размер0.62 Mb.
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ГОУВПО МГГУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД.Ф.15,ОПД.Ф.4

ОПД.Ф.17 Теория и методика обучения

физической культуре

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности


050720 «Физическая культура»

ОЧНАЯ / ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Утверждено

на заседании кафедры ФКиС

факультета ЕФКиБЖД

(протокол № 2_ от 28.09.__2011_г.)

Зав. кафедрой

_________________О.Г.Киевская

Раздел 1. Программа учебной дисциплины
1.1 Автор программы: А.Ф. Щербина, канд. пед. наук, доцент кафедры ТиМФВиС МГПУ

1.2 Рецензенты: к.п.н., ст. преподаватель Страхов В.В.,

к.п.н., профессор Шелков М.В.



1.3. Пояснительная записка:

Курс «Теория и методика обучения «Физической культуре» предназначен для студентов, обучающихся по специальности "Физическая культура» и рассматривается как неотъемлемая часть учебного процесса.


Цель – обеспечить готовность студентов к преподаванию предмета «Физическая культура» в образовательных учреждениях общего образования.

Задачи курса:

  • формирование знаний о специфике, содержании и методах обучения по предмету «Физическая культура»;

  • интеграция теоретических знаний, методических навыков и умений, приобретенных студентами в процессе изучения предметных дисциплин в опорные структуры профессионально-педагогического мастерства учителя физической культуры;

  • формирование готовности студентов к педагогической практике в учреждениях общего образования.

Место курса в общей системе подготовки специалиста

Дисциплина «Теория и методика обучения «Физической культуре»» направлена на освоение студентами методики обучения предмету, способствует повышению уровня профессиональной подготовленности будущих педагогов по физической культуре.

Курс непосредственно связан с дисциплинами «Теория и методика физической культуры», «Физиология», «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование».

Работа со студентами проводится в форме лекционных, аудиторных практических занятий. На лекционных занятиях излагаются основные научно-теоретические сведения, элементы опыта педагогической практики. На практических занятиях анализируются и оцениваются отдельные аспекты обучения предмету «Физическая культура», формируются методические основы деятельности студента.


Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Студент должен знать:

  • научно-методические основы дисциплины;

  • сущность общеобразовательной направленности содержания и методов преподавания предмета;

  • возрастные закономерности развития двигательных качеств и формирования двигательных навыков, их дифференцирование по половой принадлежности учащихся;

  • цель, задачи и содержание школьной физической культуры как элемент педагогической системы учебного предмета;

  • теорию и методику урока физической культуры;

  • методы и средства регулирования физической нагрузки на уроках физической культуры.


Студент должен уметь:

  • изложить содержание предмета для конкретного образовательного учреждения;

  • осуществлять отбор учебного материала, отвечающего целям и задачам предмета;

  • обеспечить взаимосвязь обучения и развития двигательных качеств на уроке;

  • обеспечить взаимосвязь образовательных и воспитательных задач в процессе урока физической культуры;

  • осуществить индивидуальный подход к учащимся на уроке.


1.4 Излечение из ГОС ВПО специальности:
ОПД.Ф. Теория и методика обучения физической культуре (230 ч.)

Цель, содержание и формы организации учебного процесса. Методы их реализации. Технологии преподавания. Специфика физического воспитания и особенности преподавания предмета «физическая культура» в образовательных учреждениях. Общие и частные методики. Способы построения уроков физической культуры. Виды деятельности. Способы оценивания результатов обучения. Инновационные технологии в области преподавания физической культуры. Методика преподавания физической культуры на базовом и профильном уровнях. Предпрофильная подготовка. Современные основы преподавания физической культуры и организация спортивно-оздоровительной работы.

Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологии в учебном процессе.


1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:




Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудоемкость

Всего аудит

ЛК

ПР

ЛБ

Сам.

работа

1.

050720 Физическая культура(ОФО)

4, 5

7, 8, 9

230

100

54

46




130

экзамен

4

7




38

20

18

-




зачет

4

8

30

20

10

-

-

5

9

32

14

18

-

зачет

2.

050720 Физическая культура(ЗФО)

4,5




182

14

10

4




168

зачет


1.6 Содержание дисциплины
1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах. Примерное распределение учебного времени:

ОФО



Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

Сам. работа

1.

«Физическая культура» как учебный предмет в содержании общего и профессионального образования

8

4

4



8

2.

Содержание предмета «Физическая культура» в педагогической системе

4

2

2



8

3.

Дидактические процессы в предмете «Физическая культура»

6

4

2



10

4.

Дидактические принципы предмета «Физическая культура»

6

2

4



10

5.

Урок в дидактической системе предмета «Физическая культура»

6

4

2



12

6.

Технология и методика реализации педагогической системы предмета «Физическая культура»

10

6

4



12

7.

Целеполагание в технологии обучения предмету «Физическая культура»

8

4

4



10

8.

Программирование в технологии учебно-воспитательного процесса по физической культуре

12

6

6



12

9.

Дидактическое взаимодействие учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе на уроке физической культуры

12

6

6



12

10.

Анализ урока физической культуры в школе

8

4

4



12

11.

Педагогический контроль в технологии учебно-воспитательного процесса на уроках физической культуры

10

6

4



12

12.

Оценочно-аналитический компонент технологии учебно-воспитательного процесса в предмете «Физическая культура»

10

6

4



12

Итого:

100

54

46



130

ЗФО



Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

Сам. работа

1.

«Физическая культура» как учебный предмет в содержании общего и профессионального образования

8

1






14

2.

Содержание предмета «Физическая культура» в педагогической системе

4

1






14

3.

Дидактические процессы в предмете «Физическая культура»

6

1

1



14

4.

Дидактические принципы предмета «Физическая культура»

6

1

1



14

5.

Урок в дидактической системе предмета «Физическая культура»

6

1

1



14

6.

Технология и методика реализации педагогической системы предмета «Физическая культура»

10

1






14

7.

Целеполагание в технологии обучения предмету «Физическая культура»

8

1






14

8.

Программирование в технологии учебно-воспитательного процесса по физической культуре

12

1






14

9.

Дидактическое взаимодействие учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе на уроке физической культуры

12

1






14

10.

Анализ урока физической культуры в школе

8




1



14

11.

Педагогический контроль в технологии учебно-воспитательного процесса на уроках физической культуры

10

1






14

12.

Оценочно-аналитический компонент технологии учебно-воспитательного процесса в предмете «Физическая культура»

10









14

Итого:

14

10

4



168

1.6.2 Содержание разделов дисциплины
«Физическая культура» как учебный предмет в содержании общего и профессионального образования

Физическое воспитание как компонент содержания общего образования. Основная форма организации преподавания в школах и других типах учебных заведений, учреждений общего образования. Предмет «Физической культуры», отличительные особенности. Этапы развития предмета.

Основные аспекты, обуславливающие место и значение предмета «Физическая культура» в содержании общего образования. Специфические функции физической культуры в содержании образования.

Современное состояние учебно-воспитательного процесса по физической культуре в общеобразовательной школе, оценка его результативности.

Основные направления совершенствования основ организации и осуществления учебно-воспитательного процесса по предмету.
Содержание предмета «Физическая культура» в педагогической системе

Государственный стандарт общего образования. Структура содержания образования по физической культуре: блоки, разделы, темы, учебные единицы.

Характеристика блоков: системы знаний, двигательных навыков и умений, системы двигательных и волевых качеств, системы норм и требований, системы видов физкультурной деятельности.

Вариативность содержания образования по предмету. Дифференцирование содержания образования предмета по ступеням общеобразовательной школы и годам обучения. Базовый и региональные компоненты содержания образования.

Пути модернизации содержания образования по предмету.
Дидактические процессы в предмете «Физическая культура»

Взаимосвязь дидактических процессов с другими элементами педагогической системы предмета. Функции дидактических процессов системы.

Особенности дидактических процессов. Специфика дидактических процессов. Психолого-педагогические и педагогические основы дидактических процессов.

Типовая структура и механизмы действия дидактических процессов в предмете «Физическая культура».


Дидактические принципы предмета «Физическая культура»

Значение дидактических принципов в учебно-воспитательном процессе. Принципы организации педагогического процесса и руководства деятельностью обучаемых. Изучение дидактических принципов.

Характеристика дидактических принципов.
Урок в дидактической системе предмета «Физическая культура»

Становление и развитие форм организации учебного процесса по предмету. Место урока в структуре дидактических процессов. Урок как ограниченная во времени единица функционирования дидактических процессов. Отличительные признаки урока от других форм организации занятий физической культурой в школе. Особенности школьного урока физической культуры. Классификация уроков. Содержание и структура урока физической культуры.

Деятельность педагога и деятельность учащихся на уроках физической культуры во взаимосвязи. Формы организации деятельности педагога и учащихся на уроках физической культуры: фронтальная, групповая. Части и элементы урока физической культуры, требования к современному уроку физической культуры.
Технология и методика реализации педагогической системы предмета «Физическая культура»

Состояние научно-технической разработанности технологического подхода к организации учебно-воспитательного процесса применительно к предмету. Развитие идей педагогической технологии в РФ.

Технология и методика преподавания физической культуры в школе, понятийно-терминологические проблемы. Сущность технологического подхода к учебному процессу по дисциплине, общая характеристика основных компонентов технологии учебного процесса: целеполагания; отбора и обоснования оптимальных содержания и методов обучения воспитания и развития; программирования; мотивации и стимулирования непосредственно взаимодействия учителя и учащихся; контроля и коррекции, оценки и анализа результатов взаимодействия, обоснования рекомендаций для начала нового цикла дидактического взаимодействия педагога и учащихся. Взаимосвязь компонентов педагогической технологии.
Целеполагание в технологии обучения предмету «Физическая культура»

Роль и значение целеполагания в педагогической деятельности. Состояние целеполагания в практике работы педагогов физической культуры. Целеполагание, целеопределение, целеконкретизация, целевыдвижение. Соотношение педагогической цели и педагогических задач и их роль в технологии преподавания физической культуры.

Процедура целеполагания в технологии преподавания физической культуры в общеобразовательных учреждениях, источники целеполагания по циклам технологии учебного процесса.

Виды целей в технологии преподавания предмета. Характеристика перспективных, тактических, оперативных и текущих целей в преподавании данной дисциплины. Требования к формулировке целей и задач по циклам дидактических процессов по предмету.



Программирование в технологии учебно-воспитательного процесса по физической культуре

Сущность программирования в технологии учебно-воспитательного процесса по предмету. Программирование и планирование в технологии: общее и особенное.

Содержание программирования. Состояние вопроса в теории и методике обучения предмету. Программирование в практике преподавания физической культуры в общеобразовательной школе.

Функции программирования в технологии учебной работы. Виды программирования. Документы программирования. Характеристика документов перспективного, оперативного и текущего программирования дидактических процессов: названия документов, их назначение. Требования к документам программирования учебной работы по предмету.

Содержание и структура деятельности педагога физической культуры по подготовке к организации дидактических процессов в форме урока физической культуры.
Дидактическое взаимодействие учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе на уроке физической культуры

Сущность и содержание опосредованного и непосредственного взаимодействия педагога и учащихся.

Формы организации взаимодействия учителя и учащихся на уроках физической культуры; фронтальная, групповая, индивидуальная, круговая тренировка.

Взаимодействие деятельностей преподавания (педагога) и учения (учащихся) с учетом специфики формы организации взаимодействия учения и преподавания с учетом особенностей возраста учащихся, цели, задач, содержания урока, материально-технической оснащенности и других факторов.

Содержание и структура технологии подготовки учителя к уроку физической культуры. Конструирование урока физической культуры.
Анализ урока физической культуры в школе

Цели и методы анализа урока физической культуры в школе. Характеристика методов анализа урока.

Схема анализа урока физической культуры.
Педагогический контроль в технологии учебно-воспитательного процесса на уроках физической культуры

Сущность контроля в педагогической деятельности. Развитие контрольного компонента деятельности учителя физической культуры и его современное состояние.

Функции контроля в технологии учебного процесса по физической культуре. Цель контроля на уроках физической культуры. Проектирование, подбор и обоснование контрольного материала, его осуществление по циклам технологии учебного процесса. Получение текущей информации, ее обработка. Обоснование корректирующих воздействий. Сущность и содержание контроля учащихся за результатами своей учебной деятельности. Взаимоконтроль учащихся в процессе выполнения учебных заданий.

Взаимосвязь контроля педагога, самоконтроля и взаимоконтроля учащихся на уроках физической культуры.


Оценочно-аналитический компонент технологии учебно-воспитательного процесса в предмете «Физическая культура»

Сущность оценочно-аналитического компонента, его место и значение в технологии учебно-воспитательного процесса по предмету.

Термины «оценка» и «отметка». Различие в подходах к процессу оценки результатов учебной деятельности на уроках физической культуры. Критерии оценок. Процедура выведения оценочных суждений в микро-, мезо-, макроциклах технологии учебно-воспитательного процесса – отметок текущего, периодического и итогового учета успеваемости. Зачеты и экзамены по предмету.

Методы оценки сформированности знаний, двигательных и инструктивных навыков и умений, видов физкультурных навыков и умений, видов физкультурной деятельности, развития двигательных качеств (норм).

Обработка текущей, этапной, итоговой информации, полученной в ходе реализации контрольно-коррекционной деятельности. Методики анализа фактической информации: сопоставление фактических результатов с плановыми и определение отклонений; корреляционный анализ, факторный анализ.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения:


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.



Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

«Физическая культура» как учебный предмет в содержании общего и профессионального образования

вопросы для самостоятельного изучения

8

опрос

2.

Содержание предмета «Физическая культура» в педагогической системе

вопросы для самостоятельного изучения

8

опрос

3.

Дидактические процессы в предмете «Физическая культура»

вопросы для самостоятельного изучения

10

проверка письменной работы

4.

Дидактические принципы предмета «Физическая культура»

вопросы для самостоятельного изучения; реферат

10

защита реферата

5.

Урок в дидактической системе предмета «Физическая культура»

вопросы для самостоятельного изучения, реферат

12

защита реферата

6.

Технология и методика реализации педагогической системы предмета «Физическая культура»

вопросы для самостоятельного изучения

12

опрос

7.

Целеполагание в технологии обучения предмету «Физическая культура»

вопросы для самостоятельного изучения

10

опрос

8.

Программирование в технологии учебно-воспитательного процесса по физической культуре

вопросы для самостоятельного изучения

12

проверка письменной работы

9.

Дидактическое взаимодействие учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе на уроке физической культуры

вопросы для самостоятельного изучения; реферат

12

защита реферата

10.

Анализ урока физической культуры в школе

вопросы для самостоятельного изучения, реферат

12

защита реферата

11.

Педагогический контроль в технологии учебно-воспитательного процесса на уроках физической культуры

вопросы для самостоятельного изучения

12

опрос

12.

Оценочно-аналитический компонент технологии учебно-воспитательного процесса в предмете «Физическая культура»

вопросы для самостоятельного изучения

12

опрос

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница