Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 16 Биология размножения и развития



Скачать 403.58 Kb.
Дата06.06.2016
Размер403.58 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД.Ф.16 Биология размножения и развития


Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
020201 Биология

(код и наименование специальности/тей)

Утверждено на заседании кафедры

биологии и химии

факультета ЕФКиБЖД

(протокол № 6 от 09 февраля 2012 г.)


Зав. кафедрой

________________М.Н. Харламова




РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.

1.1 Автор программы: Крыштоп В.А., к.п.н., доцент кафедры биологии и химии МГГУ

1.2 Рецензенты:

1.3 Пояснительная записка:

        Цель курса - изучение студентами биологических специальностей университетов закономерностей онтогенеза. Предмет курса охватывает процессы как эмбрионального, так и постэмбрионального развития.

        Задачи курса: изучение механизмов реализации наследственной информации в ходе онтогенеза; анализ процессов формообразования, клеточной дифференцировки и роста в индивидуальном развитии; применение достижений биологии развития для целей сельского хозяйства и медицины.

        Место курса в профессиональной подготовке выпускника. В настоящее время биология индивидуального развития, наряду с другими общебиологическими дисциплинами, составляет фундамент современной биологии, и изучение этой науки дает возможность получить целостное представление о строении и функционировании живых систем. Изучение биологии индивидуального развития основывается на экспериментальном подходе к природным процессам и явлениям, поэтому данный курс способствует формированию научного мировоззрения у студентов.

        Требования к уровню освоения курса. Биология индивидуального развития изучается студентами университетов на основе уже полученных ими базовых знаний по зоологии, ботанике, анатомии и физиологии. Построение курса предусматривает тесную связь этих предметов. Значительное внимание уделено использованию методов цитологии, генетики и молекулярной биологии для исследования механизмов онтогенеза. Изучение биологии индивидуального развития поможет освоению данных дисциплин.

  доктор биологических наук, профессор М.И.Гордеев, кандидат биологических наук С.В.Власов, МГОУ



1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности (направления), содержащее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов (выписка).
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)













Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

работа





1

020201 Биология

3

6

85

50

30

-

20

35

экзамен


1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов







Вариант 1

Вариант 2







Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам. раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам. раб.

1.

Эмбриология. Введение

2

2







2
















2.

Гаметогенез и оплодотворение

6

4




2

4
















3.

Дробление, образование бластулы

2

2







2
















4.

Дробление и закладка осевых органов

4

2




2

2
















5.

Молекулярные и клеточные механизмы эмбриогенеза

4

4







4
















6.

Основные черты эмбриогенеза анамний

8

4




4

6
















7.

Основные черты эмбриогенеза амниот

12

6




6

7
















8.

Развитие производных зародышевых листков

4

2




2

4
















9.

Особенности развития человека

8

4




4

4



















Всего

50

30

-

20

35

















Примечание: Вариант 1 для специальности (шифр, название специальности).

Вариант 2 для специальности (шифр, название специальности).


1.6.2 Содержание разделов дисциплины.
I. Основы эмбриологии

Введение
Предмет эмбриологии, ее место в системе биологических наук. Методы биологии индивидуального развития.

Онтогенез. Периоды развития. Прямое и непрямое развитие. Взаимосвязь онтогенеза и филогенеза.


1. Гаметогенез и оплодотворение
Гаметогенез. Современные представления о происхождении половых клеток в онтогенезе. Образование, миграция, дифференцировка, структура и функция половых клеток.

Сперматогенез и оогенез, особенности, сравнительная характеристика.



Оплодотворение. Общая характеристика, виды и значение. Стадии оплодотворения. Активация яйца.

Естественный и искусственный партеногенез. Искусственное осеменение. Влияние внешних и внутренних факторов.


2. Дробление, образование бластулы

Общая характеристика процесса дробления. Виды дробления, влияние количества и распределения желтка на дробление. Механизмы дробления.

Виды бластул. Строение бластулы у животных с разным типом дробления. Карты презумптивных закладок зародышевых листков.
3. Гаструляция и закладка осевых органов
Общая характеристика процессов гаструляции. Образование зародышевых листков. Сравнительная характеристика процессов гаструляции у ланцетника, амфибий, рыб, птиц и млекопитающих.

Морфогенетические движения: инвагинация, эпиболия, иммиграция, деламинация.

Способы образования мезодермы. Закладка хорды, образование нервной трубки и детерминация ее отделов. Дифференцировка и сегментация мезодермы, образование и вторичной полости тела. Формирование первичной и вторичной кишки.

Влияние внешней и внутренней среды на процессы гаструляции и закладки осевых органов.


4. Основные черты эмбриогенеза анамний
Развитие ланцетника. Строение яйца, оплодотворение, дробление, образование гаструлы, гаструляция, закладка осевых органов, органогенез и формирование личинки.

Развитие рыб и амфибий. Особенности оогенеза и строения яйцеклетки. Дробление, гаструляция, закладка осевых органов и формирование личинки.

Черты сходства и различия в эмбриогенезе анамний. Влияние среды обитания на процессы развития, приспособления к развитию в водной среде.


5. Основные черты эмбриогенеза амниот
Общие признаки развития амниот, приспособления к развитию в наземных условиях и к внутриутробному развитию. Формирование и основные функции внезародышевых органов: амнион, желточный мешок, аллантоис, сероза, хорион.

Особенности развития рептилий и птиц. Строение яиц, характер дробления и гаструляции, образование осевых органов, развитие и функции внезародышевых органов.

Развитие млекопитающих. Особенности размножения и развития яйцекладущих и плацентарных млекопитающих. Приспособление плацентарных млекопитающих к внутриутробному развитию и живорождению. Особенности строения яйцеклеток, оплодотворения, дробления, образования бластулы, гаструляции. Образование внезародышевых и осевых органов.

Трофобласт, его виды, образование и функция. Имплантация зародыша в стенку матки и формирование плаценты. Типы плацент.


6. Развитие производных зародышевых листков
Общая характеристика развития производных экто-, энто- и мезодермы. Взаимодействие зародышевых листков в формировании органов и тканей.

Развитие производных эктодермы, энтодермы и мезодермы.


7. Особенности развития человека
Эмбриональное развитие человека. Периоды беременности. Особенности ранних стадий развития зародыша. Формирование и особенности функции внезародышевых органов. Характеристика плодного периода. Функциональная система мать – плод. Критические периоды в развитии плода.

1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.




№ п/п

Наименование раздела

дисциплины. Тема.



Форма самостоятельной

работы


Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Введение

История учения об индивидуальном развитии и онтогенезе.



- основоположники описательной и сравнительной анатомии;

- неопреформизм и неоэпигенез;

- значение достижений БИР


2

рефераты

2.

Гаметогенез и оплодотворение

Влияние факторов на гаметогенез.





- эндокринных;

- уровень организации животных;

- факторы внешней среды.


4

- выполнение тестов,

- контрольная работа



3.

Дробление, образование бластулы

-влияние факторов внешней среды на дробление и формирование бластулы

2

- коллоквиум

4.

Гаструляция

-влияние факторов внешней среды на дробление и формирование гаструлы

2

Защита лабораторной работы

5.

Молекулярные и клеточные механизмы эмбриогенеза

- детерминация, цитодифференцировка и морфогенез;

- влияние внешних факторов



4

рефераты

6.

Основные черты эмбриогенеза амниот

- особенности процесса эмбриогенеза у млекопитающих различных систематических групп;


4

- защита лабораторных работ

7.

Развитие производных зародышевых листков

- морфологические преобразования и клеточные процессы органогенезов

6

Рефераты

8.

Особенности эмбриогенеза человека

- пороки развития, причины, меры профилактики;

- связь эмбриологии человека с медицинскими и социальными проблемами



7

Круглый стол




1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) по предлагаемой схеме:



  • тема;

  • план;

  • вопросы для коллективного обсуждения;

  • задания для самостоятельной работы;

  • литература (основная, дополнительная).

Темы контрольных работ:

1. Половые клетки. Гаметогенез

2. Развитие ланцетника

3. Эмбриогенез амфибий, птиц и млекопитающих

4. Эмбриогенез человека



Лабораторная работа № 1

Гаметогенез. Сперматогенез. Овогенез.

Оплодотворение.

Необходимый исходный уровень знаний

  1. Понятие об эмбриогенезе, онтогенезе, филогенезе.

  2. Строение половых клеток, функциональные и генетические свойства.

  3. Принципы классификации яйцеклеток.

  4. Основные этапы эмбрионального развития, присущие всем видам животных.

  5. Оплодотворение, его биологическая сущность.

Объекты изучения

I. Микропрепараты для самостоятельного изучения



  1. Сперматозоиды быка

  2. Сперматозоиды человека

  3. Яйцеклетка млекопитающего

II. Электронные микрофотографии

  1. Сперматозоиды петуха и морской свинки

  2. Общий вид половых клеток человека

  3. Яйцевая клетка человека

III. Таблицы и схемы

  1. Яйцеклетка млекопитающего

  2. Схема строения растущего фолликула

  3. Схема оплодотворения

  4. Оплодотворение яйца морской звезды

  5. Схема овуляции, оплодотворения, дробления и имплантации

Задания и ориентировочные действия

№ п/п

задание

объект

программа действия

1.

Научиться определять мужские половые клетки и их структурные компоненты

Препарат – сперматозоиды морской свинки

Найти при большом увеличении: 1. головку, в ней а) ядро, б) акросому, 2. связывающую часть, 3. хвостик. Зарисовать, обозначить отделы

2.

Знать ультраструктуру мужской половой клетки

Электронная микрофотография головки сперматозоида

Найти: 1. головку, в ней а) ядро, б) акросому; 2. связующий отдел; 3. хвостик

3.

Научиться определять яйцеклетки олиголецитального типа

Препарат – яйцеклетка млекопитающего

Найти при малом увеличении: 1. фолликул и в нем при большом увеличении 2. яйцеклетку; 3. ядро; 4. цитоплазму; 5. прозрачную зону; 6.фолликулярные эпителиоциты; 7. лучистый венец. Зарисовать, обозначить

4.

Знать ультраструктуру яйцеклетки млекопитающего

Электронная микрофотография яйцеклетки человека, схема строения растущего фолликула

Найти: 1. яйцеклетку и в ней 2. ядро; 3. ядрышко; 4. желточные зерна в цитоплазме; 5. прозрачную зону; 6. фолликулярные эпителиоциты; 7. лучистый венец

5.

Научиться различать виды яйцеклеток различных животных

Таблица. Виды яйцеклеток и виды дробления (по Флориану)

Перечертить таблицу (кроме грф, относящихся к теме дробление)

6.

Изучить процесс оплодотворения

Схемы овуляции, оплодотворения, дробления и имплантации

Зарисовать схему оплодотворения, уметь рассказать процесс оплодотворения, пользуясь схемой

Примерные контрольные вопросы:

  1. Какая из половых клеток является активно подвижной? Ответ поясните.

  2. Какие различают части в сперматозоиде?

  3. Что такое акросома и какую роль она играет?

  4. Расскажите последовательность периодов сперматогенеза.

  5. По каким признакам классифицируют яйцеклетки и какие типы яйцеклеток существуют?

  6. К какому типу относится яйцеклетка человека?

  7. Где чаще всего происходит оплодотворение у человека?

Лабораторная работа № 2

Дробление. Бластула. Гаструляция.

Необходимый исходный уровень знаний

  1. Основные этапы эмбрионального развития, присущие всем видам животным.

  2. Дробление, типы дробления зародыша у различных позвоночных.

  3. Бластула, виды бластул.

  4. Определение понятия «гаструляция».

  5. Основные способы протекания гаструляции.

  6. Зародышевые листки и их дифференцировка.

Объекты изучения

I. Электронные микрофотографии



  1. Дробление яйца морского ежа

  2. Дробление яйца лягушки

  3. Бластула лягушки

  4. Ранняя гаструла лягушки

  5. Поздняя гаструла лягушки

II. Таблицы и схемы

  1. Типы дробления яйцеклеток

  2. Дробление яйца ланцетника

  3. Дробление яйца лягушки

  4. Дробление диска яйца курицы

  5. Первые стадии спирального дробления

  6. Типы бластул

  7. Типы гаструляции

  8. Гаструляция у лягушки

  9. Типы образования мезодермы

Задания и ориентировочные действия

№ п/п

задание

объект

программа действия

1.

Изучить характер дробления зародыша в зависимости от типа яйцеклетки

Эл. микрофотографии: дробление яйца морского ежа и лягушки


Рассмотреть, определить тип дробления по схеме, записать

2.

Изучить типы дробления яйцеклеток

Схема типов дробления, таблица с видами дробления (по Флориану)

Зарисовать схемы различных типов дробления, привести примеры животных организмов к каждому типу, закончить заполнение таблицы

3.

Сравнить дробление яйцеклетки различных животных Типа хордовых

Схемы типов дробления яиц ланцетника, лягушки, курицы

Зарисовать схемы различных типов дробления

4.

Изучить строение бластул различных типов

Схема типов бластул

Зарисовать схемы различных типов бластул, привести примеры животных организмов к каждому типу

5.

Изучить образование бластулы в зависимости от характера дробления

Эл. микрофотография бластулы лягушки

Рассмотреть

6.

Изучить типы гаструляции

Схема типов гаструляции

Зарисовать схемы различных типов гаструляции, привести примеры животных организмов к каждому типу

7.

Изучить образование гаструлы на примере лягушки

Микрофотографии ранней и поздней гаструлы лягушки, схема гаструляции у лягушки

Рассмотреть

8.

Изучить формирование зародышевых листков

Схема типов образования мезодермы

Зарисовать схемы различных типов образования мезодермы, привести примеры животных организмов к каждому типу

Примерные контрольные вопросы:

  1. Что такое дробление? В чем состоит отличие дробления зародыша от митотического деления клетки?

  2. Какие типы дробления характерны для птиц, млекопитающих? Чем обусловлены различия в типах дробления?

  3. Что такое бластула и какие различают виды бластул?

  4. Какие части различают в зародыше на стадии бластулы?

  5. Что такое гаструла и какие различают типы гаструляции?

  6. Какие зародышевые листки вам известны?

  7. В чем состоит теория зародышевых листков?

  8. Что вы понимаете под нейруляцией?



Лабораторная работа № 3

Развитие ланцетника.

Дробление, бластула, гаструляция, закладка осевых органов.

Необходимый исходный уровень знаний

  1. Общая характеристика анамний и амниот.

  2. Особенности эмбриогенеза анамний.

  3. Особенности строения ланцетника, как представителя типа хордовых.

  4. Оплодотворение и дробление ланцетника.

  5. Особенности протекания гаструляции у ланцетника.

  6. Закладка осевых органов у ланцетника.

Объекты изучения

I. Электронные микрофотографии



  1. Ланцетник (поперечный срез в области глотки)

  2. Яйцеклетка в яичнике лягушки

  3. Дробление яйца лягушки

  4. Бластула лягушки

  5. Ранняя гаструла лягушки

  6. Поздняя гаструла лягушки

II. Таблицы и схемы

  1. Дробление яйца ланцетника

  2. Зародыш ланцетника на стадии бластулы, гаструлы и на стадии обособления эмбриональных зачатков.

  3. Схематический рисунок гаструлы ланцетника.

  4. Икринка лягушки после оплодотворения.

  5. Гаструляция у лягушки

Задания и ориентировочные действия

№ п/п

задание

объект

программа действия

1.

Изучить характер дробления яйцеклетки ланцетника

Схема дробления яйца ланцетника


Рассмотреть, определить тип дробления по схеме, зарисовать

2.

Изучить строение зародыша ланцетника на разных стадиях развития

Схема зародыша ланцетника на стадии бластулы, гаструлы и обособления эмбр. зачатков

Зарисовать схемы различных этапов развития

3.

Рассмотреть внутреннее строение ланцетника

Эл. микрофотография ланцетника (поперечный срез в области глотки)

Рассмотреть, обратить внимание на расположение органов

4.

Изучить характер дробления яйцеклетки лягушки

Эл. микрофотография яйцеклетки лягушки, схема изменения икринки лягушки после оплодотворения

Рассмотреть, зарисовать схему изменения яйцеклетки

5.

Изучить строение зародыша лягушки на разных стадиях развития

Эл. микрофотографии зародыша лягушки на стадии бластулы, гаструлы .

Схема гаструлы лягушки



Рассмотреть, обратить внимание на расположение органов

Зарисовать, обозначить осевые органы



Примерные контрольные вопросы:

  1. Чем отличаются анамнии от амниот?

  2. Типы яйцеклеток и характер их дробления у ланцетника и лягушки?

  3. Типы бластул. Расположение презумптивных зачатков в бластодерме.

  4. По какому типу происходит гаструляция у ланцетника и амфибии?

  5. Нейрула и осевой комплекс зачатков.

  6. Отличительные особенности в развитии амфибий.

Лабораторная работа № 4

Развитие птиц.

Дробление, бластула, гаструляция, закладка осевых органов.

Необходимый исходный уровень знаний

  1. Общая характеристика анамний и амниот.

  2. Особенности эмбриогенеза амниот.

  3. Оплодотворение и дробление птиц.

  4. Особенности протекания гаструляции у птиц.

  5. Закладка осевых органов у птиц.

Объекты изучения

I. Электронные микрофотографии



  1. Поперечный разрез зародыша цыпленка в области первичной полоски

  2. Зародыш курицы на стадии первичной полоски

  3. Тотальный препарат зародыша курицы 21 ч инкубации

  4. Поперечный разрез зародыша курицы на стадии образования нервной трубки, сомитов и хорды.

  5. Зародыш курицы на стадии 10 сомитов (36 ч)

  6. Поперечный разрез зародыша курицы более позднего срока инкубации -48-54 ч

  7. Поперечный разрез зародыша курицы (96 ч)

II. Таблицы и схемы

  1. Продольный разрез куриного яйца

  2. Дробление яйца курицы в яйцеводе

  3. Поперечный разрез зародыша курицы на стадии первичной бороздки

  4. Продольный разрез зародыша курицы

  5. Поперечный разрез куриного зародыша на стадии открытой нервной пластинки

  6. Образование зародышевых оболочек у птиц

  7. Развитие зародыша курицы

Задания и ориентировочные действия

№ п/п

задание

объект

программа действия

1.

Изучить характер дробления яйцеклетки птиц

Схема дробления яйца курицы в яйцеводе


Рассмотреть, определить тип дробления по схеме, зарисовать

2.

Изучить строение зародыша курицы на разных стадиях развития

Схема зародыша курицы на стадии первичной бороздки и открытой нервной пластинки

Зарисовать схемы различных этапов развития

3.

Рассмотреть внутреннее строение куриного яйца

Рисунок продольного разреза куриного яйца

Рассмотреть, зарисовать

4.

Рассмотреть внутреннее строение зародыша курицы

Эл. микрофотография (поперечный разрез), влажный препарат

Рассмотреть, обратить внимание на расположение внутренних органов, изменение внешнего облика зародыша

5.

Изучить положение зародыша в яйце

Схема развития зародыша курицы

Рассмотреть, зарисовать схему положения зародыша в яйце

Примерные контрольные вопросы:

  1. Чем отличаются анамнии от амниот?

  2. Типы яйцеклеток и характер их дробления у птиц?

  3. Как у зародыша птиц происходит формирование первичной полоски?

  4. Типы бластул. Расположение презумптивных зачатков в бластодерме.

  5. По какому типу происходит гаструляция у птиц?

  6. Нейрула и осевой комплекс зачатков.

  7. Отличительные особенности в развитии птиц.

Лабораторная работа № 5

Развитие млекопитающих.

Дробление, бластула, гаструляция, закладка осевых органов.

Необходимый исходный уровень знаний

  1. Общая характеристика анамний и амниот.

  2. Оплодотворение и дробление млекопитающих.

  3. Особенности протекания гаструляции у млекопитающих.

  4. Закладка осевых органов у млекопитающих.

Объекты изучения

I. Электронные микрофотографии



  1. Ланцетник (поперечный срез в области глотки)

  2. Яйцеклетка в яичнике лягушки

  3. Дробление яйца лягушки

  4. Бластула лягушки

  5. Ранняя гаструла лягушки

  6. Поздняя гаструла лягушки

II. Таблицы и схемы

  1. Дробление яйца ланцетника

  2. Зародыш ланцетника на стадии бластулы, гаструлы и на стадии обособления эмбриональных зачатков.

  3. Схематический рисунок гаструлы ланцетника.

  4. Икринка лягушки после оплодотворения.

  5. Гаструляция у лягушки


Задания и ориентировочные действия

№ п/п

задание

объект

программа действия

1.

Изучить характер дробления яйцеклетки человека

Схема овуляции, оплодотворения, дробления и имплантации яйца человека


Рассмотреть, определить тип дробления по схеме, зарисовать

2.

Изучить строение зародыша кошки на разных стадиях развития

Схема зародыша кошки на стадии бластулы, гаструлы и обособления эмбр. зачатков

Зарисовать схемы различных этапов развития

3.

Рассмотреть внутреннее строение зародыша

Эл. микрофотография ланцетника (поперечный срез в области глотки)

Рассмотреть, обратить внимание на расположение органов

4.

Изучить характер развития внезародышевых образований у зародышей млекопитающих

Схема развития внезародышевых образований у зародышей млекопитающих

Рассмотреть, зарисовать схему

5.

Изучить типы плацент млекопитающих

Схема типов плацент

Рассмотреть, зарисовать, обозначить

Примерные контрольные вопросы:

  1. Типы яйцеклеток и характер их дробления у различных млекопитающих?

  2. Как происходит дробление зиготы человека?

  3. По какому типу происходит гаструляция у млекопитающих и человека?

  4. Когда и как происходит имплантация бластоцисты?

  5. Отличительные особенности в развитии зародыша человека.

  6. Типы плацент, особенности строения.

  7. Как осуществляется связь зародыша с материнским организмом?

  8. Из каких источников формируется амнион, аллантоис и желточный мешок у млекопитающих?


1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература учебные издания: учебники и учебные пособия, включая (при наличии) их электронные версии:



  • Основная

  1. Александровская О.В., Радостина Т.Н., Козлов Н.А. Цитология, гистология и эмбриология. – М.: Агропомиздат, 1987.

  2. Алмазов И.В., Сутулов Л.С. Атлас по гистологии и эмбриологии. – М., 2000.

  3. Белоусов Л.В. Основы общей эмбриологии. – М., 1993.

  4. Гистология / Под ред. Ю.А. Афанасьева, Н.А. Юриной.. – М.: Медицина, 1989.

  5. Заварзин А.А. Основы сравнительной гистологии. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.

  6. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии/ Под ред. Ю.А. Афанасьева. – М.: Высшая школа, 1990.

  7. Мануилов Н.А. Гистология с основами эмбриологии. М., «Просвещение», 1973.

  8. Мяделец О.Д. Основы цитологии, эмбриологии и общей гистологии. – М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Изд-во НГМА, 2002.

  9. Самусев Р.П. Атлас по цитологии, гистологии и эмбриологии: Учеб. пособие для студентов высш. мед. учеб. заведений/Р.П. Самусев, Г.И. Пупышева, А.В. Смирнов; Под ред. Р.П. Самусева. – М.: ООО»Издательский дом «ОНИКС 21 век»:: ООО «Мир и образование», 2004. – 400 с.

  10. Юрина Н.А., радостина А.И. Гистология: Учебник. – М.: Медицина, 1995. – 256 с.




  • Дополнительная

1. Газарян К.Г., Белоусов Л.В. Биология индивидуального развития. – М.: Изд-во МГУ, 1983.

2. Гилберт С. Биология развития: В 3-х т. – М.: Мир. Т.1 - 1993; Т.2 - 1994; Т.3 -1995.

3. Карлсон Б. Основы эмбриологии по Пэттену. М.: Мир, 1983.

4. Кнорре А.Г. Краткий очерк эмбриологии человека. Л.: Медицина, 1967.

5. Основы эмбриологии.

6. Савченко Ю.И., Лобынцев К.С. Очерки физиологии и морфологии функциональной системы мать-плод. – М.: Медицина, 1980.

7. Станек И. Эмбриология человека. – Братислава, 1977.

8. Юрина Н.А., Торбек В.Э., Румянцева Л.С. Основные этапы эмбриогенеза позвоночных животных и человека. – М., 1984.


1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины (учебные и учебно-методические средства дистанционного обучения: специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями, электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-теститирующие комплекты, учебные видеофильмы, аудиозаписи, иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи).

1.9.1 Перечень используемых технических средств.

1. Микроскоп

2. Оверхет

3. Мультимедийная доска

4. Персональный компьютер


1.9.2 Перечень используемых пособий.

1. Таблицы

2. Микропрепараты

3. Раздаточный дидактический материал

4. Микрофотографии
1.9.3 Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения.

1.9.4 ….


….

1.10 Примерные зачетные тестовые задания.

Спермато- и овогенез. Оплодотворение.

Процесс образования половых клеток называется:

1)мейозом;

2)митозом;

3)эмбриогенезом;

4)гаметогенезом;

5)филогенезом.

 

В сперматогенезе выделяют последовательные стадии



1) размножения, созревания, формирования;

2) митоза, мейоза, созревания, роста;

3) размножения, роста, созревания, формирования;

4) митоза, роста, формирования, созревания;

5) размножения, роста, созревания.

 

В фазе формирования сперматогенеза происходит



1) митотическое деление сперматогоний;

2) мейотическое деление сперматогоний;

3) преобразование сперматид в зрелые спермии;

4) митотическое деление сперматоцитов;

5) увеличение в размерах сперматоцитов I и их вступление в мейоз.

 

В оогенезе выделяют последовательные стадии:

1)размножения, роста, созревания, формирования;

2)размножения, роста, овуляции;

3)размножения, роста, созревания;

4)митоза, роста, созревания;

5)митоза, мейоза, формирования.

 

В фазе роста оогенеза происходит:

1) увеличение в размерах ооцитов I и их вступление в мейоз;

2) митотическое деление оогоний;

3) мейотическое деление оогоний;

4) мейотическое деление ооцитов;

5) увеличение в размерах оогоний и их вступление в мейоз.

 

При первом делении созревания оогенеза образуются:



1) ооцит II и первое полярное тельце;

2) ооцит I и первое полярное тельце;

3) два ооцита тельца;

4) ооцит I и второе полярное тельце;

5) ооцит II, первое и второе полярные.

 

Основные структурные компоненты головки спермия:



1)диплоидное ядро и акросома ;

2)гаплоидное ядро и акросома;

3)гаплоидное ядро и митохондрии;

4)диплоидное ядро и митохондрии;

5)гаплоидное ядро, акросома и митохондрии.

 

Акросома спермия локализована в



1) связующей части хвостика;

2) головке;

3) промежуточной части хвостика;

4) главной части хвостика;

5) терминальной части хвостика.

 

Митохондрии спермия локализованы в:



1) головке;

2) промежуточном отделе хвостика;

3) связующем отделе хвостика;

4) главном отделе хвостика;

5) промежуточном и главном отделах хвостика.

 

Центриоли спермия локализованы в:



1)промежуточном отделе хвостика;

2)головке;

3)главном отделе хвостика;

4)связующем отделе хвостика;

5)связующем и промежуточном отделах хвостика.

 

Желточные гранулы ооцитов – это:



1) мембранные пузырьки, содержащие ферменты;

2) немембранные структуры, образованные двумя субъединицами;

3) мембранные пузырьки, содержащие вителлогенин, липиды, полисахариды;

4) немембранные структуры, образованные микротрубочками;

5) мембранные структуры, содержащие пигмент липофусцин.

 

Оболочки ооцита млекопитающих:



1) первичная, вторичная, третичная;

2) прозрачная оболочка, клетки яйценосного бугорка - лучистый венец;

3) прозрачная оболочка, перивителлиновое пространство;

4) слизистая, мышечная, серозная;

5) гранулезная, тека.

 

В ооплазме обнаруживаются:



1) акросомы, лизосомы, желточные гранулы;

2) кортикальные гранулы, желточные гранулы;

3) акросомы, лизосомы, кортикальные гранулы;

4) азурофильные гранулы, кортикальные гранулы;

5) кортикальные гранулы, желточные гранулы, информосомы.

 

При оплодотворении локальному растворению оболочек ооцита способствует:



1) кортикальная реакция яйцеклетки;

2) акросомальная реакция спермиев;

3) капацитация спермиев;

4) внедрение зародыша в стенку матки;

5) слияние мужского и женского пронуклеусов.

 

Вследствие проникновения спермия в ооплазму происходит



1) акросомальная реакция;

2) капацитация;

3) овуляция и образование первого полярного тельца;

4) гаструляция;

5) кортикальная и зональная реакции.

 

При кортикальной реакции происходит



1) разрушение акросомы спермиев и выделение гидролитических ферментов;

2) экзоцитоз кортикальных гранул и образование оболочки оплодотворения;

3) проникновение спермиев в прозрачную оболочку;

4) блокирование рецепторов на поверхности прозрачной оболочки;

5) внедрение зародыша в стенку матки.

 

У большинства животных при оплодотворении полиспермии препятствует



1) кортикальная и зональная реакции;

2) акросомальная реакция;

3) капацитация и кортикальная реакция;

4) овуляция;

5) гаструляция.

 

Капацитация - это процесс



1) приобретения спермиями подвижности;

2) слияния спермия с яйцеклеткой;

3) прикрепления спермия к яйцеклетке;

4) приобретения спермиями способности к оплодотворению яйцеклетки;

5) выделения спермием ферментов при оплодотворении яйцеклетки.

 

 



Дробление, бластуляция, гаструляция.

 

По распределению желточных включений различают следующие типы яйцеклеток



1) центролецитальные, олиголецитальные, полилецитальные;

2) алецитальные, олиголецитальные, полилецитальные;

3) алецитальные, телолецитальные, полилецитальные;

4) центролецитальные, изолецитальные, телолецитальные;

5) телолецитальные, центролецитальные, алецитальные.

 

Яйцеклетка насекомых по количеству и распределению желточных включений



1) олиголецитальная, телолецитальная;

2) олиголецитальная, вторично изолецитальная;

3) полилецитальная, центролецитальная;

4) алецитальная, изолецитальная;

5) полилецитальная, вторично изолецитальная.

 

Яйцеклетка амфибий по количеству и распределению желточных включений



1) олиголецитальная, телолецитальная;

2) олиголецитальная, изолецитальная;

3) полилецитальная, телолецитальная;

4) алецитальная, изолецитальная;

5) полилецитальная, изолецитальная.

 

Яйцеклетка птиц по количеству и распределению желточных включений



1) олиголецитальная, телолецитальная;

2) полилецитальная, крайнетелолецитальная;

3) олиголецитальная, изолецитальная;

4) алецитальная, изолецитальная;

5) полилецитальная, изолецитальная.

 

Яйцеклетка млекопитающих по количеству и распределению желточных включений



1) олиголецитальная, телолецитальная;

2) полилецитальная, телолецитальная;

3) олиголецитальная, изолецитальная;

4) алецитальная, изолецитальная;

5) полилецитальная, изолецитальная.

 

Тип дробления зиготы зависит от



1) количества кортикальных гранул;

2) места оплодотворения;

3) времени оплодотворения;

4) количества желтка в яйцеклетке;

5) наличия белка в яйцеклетке.

 

Итогом дробления зиготы является стадия



1) гаструлы;

2) морулы;

3) нейрулы;

4) зиготы;

5) бластоцисты.

 

Дробление у насекомых



1) частичное, дискоидальное;

2) полное, радиальное;

3) полное, чередующееся;

4) частичное, поверхностное;

5) полное, спиральное.

 

Дробление у амфибий



1) частичное, дискоидальное;

2) радиальное, равномерное;

3) частичное, поверхностное;

4) полное, спиральное;

5) радиальное, неравномерное.

 

Дробление у млекопитающих



1) частичное, дискоидальное;

2) полное, радиальное;

3) полное, чередующееся;

4) частичное, поверхностное;

5)полное, спиральное.

 

Механизмы гаструляции



1) инвагинация, иммиграция, имплантация, эпиболия;

2) инвагинация, иммиграция, имплантация, деламинация;

3) иммиграция, имплантация, деламинация, эпиболия;

4) инвагинация, иммиграция, деламинация, эпиболия;

5) инвагинация, эпиболия, имплантация, деламинация

 

В гаструляции у амфибий преобладает механизм



1) деламинации и инвагинации;

2) эпиболии и инвагинации;

3) иммиграции и деламинации;

4) инвагинации и имплантации;

5) имплантации и иммиграции.

 

 



Нейрогенез. Органогенез.

 

Последовательные этапы эмбриогенеза



1) оплодотворение, зигота, дробление, гаструляция, органогенез;

2) дробление, обособление зачатков, органогенез и гистогенез;

3) зигота, дробление, гаструляция, нейруляция;

4) зигота, дробление, гаструляция, обособление зачатков органов и тканей, гистогенез и органогенез;

5) гаметогенез, оплодотворение, обособление зачатков органов и тканей, гистогенез и органогенез.

 

Стенка желточного мешка зародыша млекопитающих образована



1) внезародышевой энтодермой и внезародышевой мезодермой;

2) комплексом пупочных сосудов, слизистой тканью и амниотической оболочкой;

3) тяжами трофобласта;

4) внезародышевой мезодермой и трофобластом;

5) внезародышевой эктодермой и внезародышевой мезодермой.

 

Производными энтодермы являются



1) тонкий и толстый кишечник;

2) почки и половые железы;

3) хорда и мышцы;

4) нервная трубка и органы чувств;

5) протоки пищеварительных желез.

 

При дифференцировке мезодермы образуются следующие зачатки



1) эктодерма, энтодерма;

2) сомит, нефротом, спланхнотом;

3) эпибласт, гипобласт;

4) эмбриобласт, трофобласт;

5) сомит, нефротом, нервная пластинка.

 

Компоненты нейрального зачатка



1) нервная трубка, мезодерма, хорда;

2) нервная пластинка, нервные гребни, плакоды;

3) нервная пластинка, плакоды, мезодерма;

4) нервная трубка, нервные гребни, плакоды;

5) нервная трубка, нервные гребни, мезодерма.

 

Производными нервного гребня являются:



1) пигментные клетки;

2) хрусталик;

3) висцеральные хрящи;

4) перепончатый лабиринт;

5) жировые клетки.

 

Производными висцерального листка мезодермы являются



1) сердце, стенки целома, кровеносные сосуды;

2) мускулатура конечностей, сердце, кровеносные сосуды;

3) сердце, кровеносные сосуды, клетки крови;

4) стенки целома, мускулатура конечностей, сердце;

5) клетки крови, кровеносные сосуды, мускулатура конечностей.

 

Начало поперечно-полосатой мускулатуре дает



1) хордомезодерма;

2) мезодерма мезодерма;

3) мезодерма сомитных ножек;

4) мезенхима головы;

5) мезодерма боковых пластинок.

 

При дифференцировке сомита образуются следующие зачатки



1) дерматом, миотом, спланхнотом;

2) дерматом, миотом, нефрогонотом;

3) дерматом, миотом, склеротом;

4) дерматом, миотом, склеротом, нефротом;

5) миотом, склеротом, спланхнотом.
1.11 Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену).


  1. История развития эмбриологии, как науки

  2. Половые клетки, особенности строения

  3. Последовательность периодов сперматогенеза.

  4. Классификация яйцеклеток, типы яйцеклеток

  5. Процесс оплодотворения, его биологическая сущность

  6. Основные этапы эмбрионального развития животных.

  7. Дробление. Типы дробления. Различия в типах дробления

  8. Бластула, виды бластул

  9. Гаструла, типы гаструляции

  10. Нейрула, особенности периода

  11. Зародышевые листки. Дифференцировка зародышевых листков.

  12. Теория зародышевых листков

  13. Эмбриогенез ланцетника

  14. Эмбриогенез амфибий

  15. Эмбриогенез птиц

  16. Эмбриогенез млекопитающих

  17. Типы плацент

  18. Особенности эмбриогенеза человека


1.12 Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафедрой до начала сессии)

1.13 Примерная тематика рефератов.

1. Проблемы клонирования животных.

2.     Гомеобоксы. Роль гомеобокссодержащих генов в развитии.

3.     Трансдетерминация и ее природа.

4.     "Эгоистичная" ДНК.

5.     Химерные животные.

6.     Роль гетерохроматина в эволюции.

7.     Понятие "Расширенный фенотип".

8.     Компенсация дозы генов.

9.     Апоптоз.

10.  Диминуция хроматина в онтогенезе.

11.  Взаимодействие индуктора и компетентной ткани.

12.  «Гены-господа» и «гены-рабы».

13.  Гормоны роста.


1.14 Примерная тематика курсовых работ.

1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ.

1.16 Методика(и) исследования (если есть).

1.17 Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине.
РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или её разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.
РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала.

Теоретический (лекционный) материал предлагается представить схематично, в виде:



  • наименование темы лекции;

  • план лекции;

  • основных понятий и положений;

  • тезисов;

  • схем;

  • графиков;

  • таблиц;

  • набора компьютерных слайдов;

  • электронных конспектов лекций (презентаций);

  • проблемы для обсуждения и вопросы для самоконтроля;

  • ссылки на литературные источники по теме, приведенные в рабочей программе курса.


РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий).

В данном разделе термины учебной дисциплины должны быть сгруппированы по алфавиту и темам учебного курса.


РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации).

Данный раздел должен включать в себя:



  • примеры решения задач (практических ситуаций) по темам, на которые предложены аналогичные задания в экзаменационных (зачетных) билетах.

  • тексты задач (практических ситуаций) для самостоятельного решения при подготовке к итоговой аттестации (не более 2-х).


РАЗДЕЛ 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.


Характер изменений в программе

Номер и дата протокола заседания кафедры, на котором было принято данное решение

Подпись заведующего кафедрой, утверждающего внесенное изменение

Подпись декана факультета (проректора по учебной работе), утверждающего данное изменение














РАЗДЕЛ 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:


Ф.И.О., ученое звание и степень преподавателя

Учебный год

Факультет

Специальность

Крыштоп В.А., к.п.н.

2011-2012

ЕФКиБЖД

020201 Биология


























База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница