Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 16 Психология журналистики



Скачать 320.44 Kb.
Дата30.04.2016
Размер320.44 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ»)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД. Ф. 16 ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

030601 Журналистика.

Утверждено на заседании кафедры

культурологиии и

межкультурной коммуникации, теории языка

и журналистики

факультета филологии, журналистики и

межкультурных коммуникаций

(протокол № 8 от 01.03.2013г.)
Зав. кафедрой

______________________________ (Иванищева О.Н.)




    1. Автор программы: доктор филологических наук, профессор Иванищева О.Н.;

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры КиМКТЯиЖ Садохова М.В.
1.2. Рецензенты:
Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка МГПУ Шевченко Н.А.

Шеф-редактор ТК «Блиц-ТНТ» Рихтер Н.В.


1.3. Пояснительная записка

Курс имеет целью сформировать у студентов совокупность специальных знаний и навыков, развить личностных качеств, обеспечивающих успешность деятельности в качестве журналиста.



Задачи курса:

  • дать представление о психологических аспектах функционирования массовой информации в обществе;

  • представить психологические составляющие функций СМИ;

  • выявить психологическую типологию текстов СМИ;

  • показать закономерности восприятия массово-информационных текстов.

Курс «Психология журналистики» является основным в системе подготовки специалистов по специальности 021400 «Журналистика».


Студенты должны знать:

  • психологические закономерности формирования общественного мнения;

  • основные психологические закономерности социальной перцепции и влияния;

  • психологические факторы эффективности журналистской деятельности;

  • социально-психологические условия совершенствования профессиональной деятельности: развитие индивидуальных творческих способностей и потенциала журналистских коллективов, совершенствование эффективности социального взаимодействия с читателями, коллегами, обществом и государством.


Студенты должны уметь:

  • определять социально- психологический профиль аудитории;

  • проводить социально-психологический анализ результативности профессиональной деятельности.

Данная программа составлена на основе государственного образовательного стандарта по специальности 021400 «Журналистика» (2000 г.).


1.4. Извлечение из ГОС ВПО

ОПД.Ф.16 (72 часа)

Психологические и социально-психологические аспекты функционирования массовой информации в обществе. Психологические и социально-психо-логические теории и журналистика.

Психологическая и социально-психологическая составляющие функций СМИ (информационных, коммуникационных, социально-ориентирующих, организационно-управленческих и т.д.). Собственно психологические и социально-психологические функции СМИ.

Психологическая типология текстов СМИ: информационно-фактографических и оценочных, рационально-убеждающих и эмоционально-побужда-ющих, монологичных и диалогичных (полилогичных), реалистических и мифологических, деловых и гедонистических и т.д.

Особенности и закономерности восприятия массово-информационных текстов. Аудитория печати, телевидения, радио, сетевых СМИ, ее социально-психологическая структура. Процессы массовизации и индивидуализации потребления массовой информации. Психологические потребности, интересы, мотивы. Социально-психологические особенности различных групп аудитории. Социально-психологические методы ее изучения. Позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты массовой информации. Информационное давление, манипулирование, виртуализация, мифологизация, стереотипизация, имиджмейкерство, эпатажность, сенсационность. Психологические и социально-психологические аспекты информационной безопасности.

Психология личности журналиста и ее типология. Типы личности, темперамент, характер. Особенности психических процессов (память, внимание). Профессионально-психологические качества. Имидж и амплуа журналиста.

Психология журналистского мышления и творчества, профессиональных методов и приемов.

Психология журналистского общения с источниками информации, героями публикации, представителями различных социальных институтов, в том числе властью, с владельцами и учредителями СМИ, руководителями редакций и коллегами. Психопрограммирование и психорегуляция.

Психологические особенности и проблемы функционирования редакционного коллектива.
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы


030601 Журналистика

курс

семе

стр


Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

трудоемкость

Всего аудит

ЛК

ПР

ЛБ

Сам. раб

030601

«Журналистика»



2

4


72

40

20

20

-

32

зачет



Итого:







72

40

20

20

-

32





1.6. Содержание дисциплины.
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий. Примерное распределение учебного времени.





Наименование раздела темы

Количество часов

ЛК


ПР

ЛБ

сам

раб


всего

1

Предмет и методы психологии журналистики как прикладной отрасли психологии

4

4

-

6

12

2

Средства массовой информации и массовое сознание

4

4

-

4

16

3

Регуляция социального поведения групп людей

4

-

-

6

12

4

Изучение аудитории как условие успешности журналистской деятельности

4

-

-

4

12

5.

Психология журналистского труда и творчества

2

6

-

4

10

6.

Эффективность журналистского общения

2

6

-

8

10




ВСЕГО:

20

20

-

32

72

1.6.2. Содержание разделов дисциплины.

Психология журналистики как прикладная отрасль психологической науки

Объект, предмет и задачи психологии журналистики. Взаимосвязь психологии журналистики с другими психологическими дисциплинами. Психологические и социально-психологические теории и журналистика. Социально-психологическая характеристика журналистики как деятельности и социальной структуры. Массовая информация и массовая коммуникация. Особенности массовой коммуникации: социальная направленность, организованный и институциональный характер, опосредованность, нормативность. Характеристики массовой информации: публичность, универсальность, социальная актуальность, периодичность. Межгрупповое общение. Информационная, перцептивная и интерактивная стороны общения в массовой коммуникации. Психологические и социально-психологические аспекты функционирования массовой информации в обществе. Психологическая и социально-психологическая составляющие функций СМИ (информационных, коммуникационных, социально-ориентирующих, организационно-управленческих и т.д.). Собственно психологические и социально-психологические функции СМИ. Проблема эффективности массовой коммуникации. Направления и методы исследования в психологии журналистики.



Средства массовой информации и массовое сознание

Социальная перцепция и социальное познание. Имплицитная концепция мира в обыденном сознании. Смысл и значение как составляющие образа социального восприятия. Теории когнитивного соответствия. Процессы категоризации, каузальной атрибуции. Конструктивистский подход в современной социальной психологии. Проблема «объективности» журналистского творчества. Когнитивная дифференцированность сознания. Особенности восприятия каналов массовой коммуникации. Общественная психология и массовое сознание. Менталитет. Исследования общественного сознания. Психолингвистика и её роль в журналистике. Знак и символ. Структура и функции речевой деятельности. Язык как главная «об­разующая» образа мира человека. Психологическая типология текстов СМИ: информационно-фактографических и оценочных, рационально-убеждающих и эмоционально-побуждающих, монологичных и диалогичных (полилогичных), реалистических и мифологических, деловых и гедонистических. Особенности и закономерности формирования и восприятия массово-информационных текстов. Психолингвистика речевого воздействия. Психологический анализ жаргона и юмора.



Регуляция социального поведения групп людей

Виды психологического влияния и противодействие им. Психопрограммирование. Аспекты применения технологий нейролингвистического программирования. Позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты массовой информации. Влияние СМИ на поведение, психологические качества и состояния реципиентов. Специфика влияния печати, радио, телевидения, сети Интернет. Механизмы психологической защиты при восприятии человеком информации. Информационное давление, манипулирование, виртуализация, мифологизация, стереотипизация, имиджмейкерство, эпатажность, сенсационность. Психологические и социально-психологические аспекты информационной безопасности. Роль СМИ в современных психологических операциях и войнах. Уровни психологических операций. Направления и средства психологических операций. Использование закономерностей восприятия в ходе психологических операций. Пути противодействия психологическим операциям.



Изучение аудитории как условие успешности журналистской деятельности

Аудитория печати, телевидения, радио, сетевых СМИ, ее социально-психологическая структура. Психологические механизмы формирования масс и больших социальных групп. Процессы массовизации и индивидуализации потребления массовой информации. Понятие группы в социальной психологии. Виды больших социальных групп. Психологические потребности, ценности и интересы аудитории. Подходы к психологической типологии аудитории. Выявление и работа с лидерами мнений. Мотивы обращения к каналам массовой коммуникации. Изучение и учет особенностей восприятия аудитории. Образ большой группы в материалах СМИ. Основные характеристики аудитории. Социально-психологические особенности различных групп аудитории. Социально-психологические методы ее изучения. Социальные стереотипы, установки и общественное мнение. Изучение и учет общественного мнения в журналистике.



Психология журналистского труда и творчества

Психологический анализ деятельности журналиста. Психология личности журналиста и ее типология. Влияние особенностей темперамента и характера. Профессионально-значимые психологические качества. Образ коммуникатора и его влияние на восприятие сообщения. Имидж и амплуа журналиста. Способы журналистского познания действительности. Особенности психических процессов (память, внимание). Профессиональные особенности восприятия. Психология журналистского мышления. Влияние когнитивных предубеждений на журналистскую деятельность. Фундаментальная ошибка атрибуции и эффект ложного консенсуса. Психология журналистского творчества, профессиональных методов и приемов. Индивидуальные характеристики творческой личности. Изучение и формирование творческого мышления и воображения журналиста. Проблема свободы в журналистике.



Эффективность журналистского общения

Психологические условия эффективности коммуникации. Вербальные и невербальные средства общения. Особенности общения с источниками информации, героями публикации, представителями различных социальных институтов, с представителями органов государственного и местного управления, с руководителями редакций и коллегами. Психологические условия предотвращения и разрешения конфликта. Особенности общения должностных лиц информационных структур с журналистами. Построение публичного выступления. Особенности общения по телефону. Психологические аспекты поведения в ситуации интервью и пресс-конференции. Имидж издания, телерадиостудии. Саморегуляция психологического состояния журналиста. Психологические особенности и проблемы функционирования редакционного коллектива. Характеристика творческого климата в коллективе.


1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.

№№

пп


Наименование раздела дисциплины. Тема


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Психологические особенности и проблемы функционирования редакционного коллектива

конспектирование литературы, интервьирование редакторов

8

отчет на собеседовании


1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
Тематика практических занятий:
Тема 1: Методы психологии журналистики как прикладной отрасли психологии
План:

  1. Контент-анализ с использованием различного рода доминант

  2. Методы работы в фокус-группах

  3. Эксперименты как метод оценки


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Каковы методы психологии журналистики как прикладной отрасли психологии?

  2. Какие методы анализа массово-коммуникационной практики используется в журналистике?


Задания для самостоятельной работы:

Проведите оценку содержания героев региональных СМИ с помощью контент-анализа.


Литература:

Основная литература:
1. Олешко В. Ф. Психология журналистики: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006. С. 28.

Дополнительная литература:
1. Мельникова Л. И. Главный герой ТВ: штрихи к портрету // Журналистика в 2007 году: СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2008. С.176-177.

2. Олешко В. Ф. Социожурналистика: Прагматическое моделирование технологий массово-коммуникационной деятельности. Екатеринбург, 1996.


Тема 2: Медиапсихология как фактор адаптации личности к социальной среде
План:

1. Эвфемизация в языке СМИ как манипулирование общественным сознанием

2. Психологическое воздействие теле- и радиопередач на различные сегменты аудитории
Вопросы для коллективного обсуждения:


  1. Что относят к критериям манипуляции?

  2. Почему эвфемизмы способны манипулировать реципиентом?

  3. Что такое «культура страха»?

  4. К чему имеет тяготение телевизионная картина?

  5. В чем разница между ТВ и радио в структурировании элементов системы коммуникаций, где доминирует страх?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализируйте эвфемизмы чеченская кампания, зачистка, либерализация цен с точки зрения манипулирования реципиентом.

  2. Оцените словосочетание дачная амнистия с точки зрения этической лингвистики.

  3. Приведите примеры элементов системы коммуникаций, где доминирует страх, на региональном радио.


Литература:

Основная литература:


  1. Беляева И. В. Эвфемизация в языке СМИ: политкорректность или манипулирование ? // Журналистика в 2007 году: СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2008. С.332-333.

  2. Ильченко С. Н. Фобии современного телеэфира: устрашающие коммуникации // Журналистика в 2007 году: СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2008. С. 173-175.

  3. Родченко А. В. Эвфемия как фактор успешного диалога // Россия и мир: вчера, сегодня, завтра: Образование и средства массовой информации в современную эпоху. М.: МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2005. С. 112-121.


Дополнительная литература:


  1. Бредемайер К. Черная риторика: Власть и магия слова; Пер. с нем. 3-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

  2. Карнеги и др. Ваше преуспевание – в ваших руках / Д. Карнеги, Л. Дж. Питер, С. Н. Паркисон, А. Блох: Перевод. М.: Республика, 1993.


Тема 3: Профессиональная деформация и ее психологические причины
План:

1. Профессиональная деформация журналиста: взгляд психолога

2. Синдром «профессионального выгорания» в журналистике

3. Фактор страха и его влияние на начинающих журналистов


Вопросы для коллективного обсуждения:

1. В чем, с точки зрения психологии, состоит профессиональная деформация?

2. Каковы признаки «синдрома выгорания» в журналистике?

3. Каковы причины возникновения страха у начинающих журналистов?

4. Насколько необходим постоянный мониторинг психологического состояния журналистов всех СМИ?
Задания для самостоятельной работы:

1. Проведите опрос среди студентов-журналистов и начинающих журналистов и проанализируйте ответы на вопрос: «Готовы ли Вы уклониться от освещения темы любой степени скользкости?»

2. Проанализируйте фазы синдрома «эмоционального выгорания», данные в книге В. В. Бойко (Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб., 1999), и проведите опрос среди мурманских журналистов. Выясните, на какой стадии «синдрома выгорания» они находятся, объясните причины такого положения.
Литература:

Основная литература:
1. Аполлонова Л. П. Синдром выгорания в журналистике // Журналистика в 2007 году: СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2008. С.331-332.

2. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб., 1999.

3. Дзюба О. И. Фактор страха и его влияние на начинающих журналистов // Журналистика в 2007 году: СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2008. С. 337.
Дополнительная литература:
1. Олешко В. Ф. Психология журналистики: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006.
Тема 4: Особенности общения с источниками информации

План:


  1. Психологические трудности общения и пути их преодоления

  2. Поведенческие стилистические приемы журналистов в различных жанрах

  3. Слушание как условие поддерживающего поведения


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Каковы психологические причины трудностей общения?

  2. Какие поведенческие приемы используют журналисты во время интервью?

  3. Какие типы слушания существуют?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Проведите интервью, используя разные поведенческие приемы

  2. Проанализируйте типы слушания с точки зрения их использования в журналистской работе


Литература:

Основная литература:


  1. Бодалев А. А. Психология общения. Избранные психологические труды: 3-е изд., перераб. и допол. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. С. 126-129.

  2. Лукина М. М. Технология интервью: Учеб. пособие для вузов: 2-е изд., доп. М.: Аспект Пресс, 2008. С. 13-15.

  3. Межличностное общение / Сост. и общ. ред. Н. В. Казариновой, В. М. Погольши. СПб.: Питер, 2001. С. 330-340.


Дополнительная литература:


  1. Бредемайер К. Черная риторика: Власть и магия слова; Пер. с нем. 3-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

  2. Паршина О. Н. Российская политическая речь: Теория и практика: 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. С. 20-33.


Задания по теме для самостоятельной работы:
Тема 1: Психологические особенности и проблемы функционирования редакционного коллектива
План:

  1. Стратегия редакционной работы с журналистами: психологический аспект

  2. Методы и приемы управления главного редактора


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Следует ли критиковать хороших сотрудников?

  2. Как вести себя редактору, если уходят сотрудники?

  3. Чем отличается хороший директор от плохого?

  4. Какие методы регулируют службу департамента главного редактора?


Задания для самостоятельной работы:

конспектирование литературы, интервьирование редакторов


Форма контроля за выполнением самостоятельной работы:

отчет на собеседовании


Литература:

Основная литература:


  1. Головко Б. Н. Информационный менеджмент массовой коммуникации: Учебное пособие. М.: Академический Проект; Трикста, 2005.

  2. Слободской С. Менеджмент современных печатных СМИ // Из опыта современной российской журналистики: мастер-класс. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008. С. 135-146.

  3. Третьяков О. А. Моя стратегия успешной газеты. Самоучитель главного редактора. М.: Вершина, 2007. С. 126-132.

Дополнительная литература:
1. Олешко В. Ф. Психология журналистики: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006.
1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
Мультимедийные разработки:

Словари:

  1. Душков Б. А., Смирнов Б. А., Королев А. В. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности: Словарь / Под ред. Б. А. Душкова: 3-е изд. М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005.

  2. Цейтлин С. Н., Погосян В. А., Еливанова М. А., Шапиро Е. И. Язык. Речь. Коммуникация: Междисциплинарный словарь: Лингвистам, преподавателям иностранных языков, методистам по развитию речи, учителям-словесникам, логопедам и студентам. СПб.: КАРО, 2006.

Учебные пособия:

  1. Олешко В. Ф. Психология журналистики: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006.

  2. Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества: Учебное пособие. М.: КДУ, 2006.


Интернет-ресурсы:

www.library.cjes.ru

www.journ.msu.ru
1.10. Примерные зачетные тестовые задания
Тест по курсу «Психология журналистики»
1. Основная цель психологии журналистики как научно-практической дисциплины – это

а) изучение методов манипулирования аудиторией СМИ

б) помощь руководителям масс-медиа и журналистам в выборе и принятии эффективных управленческих решений

в) подготовка специалистов-универсалов

г) расширение кругозора журналистов
2. Функции СМИ и их психологический аспект находят выражение прежде всего

а) в витальном измерении человеческого бытия

б) при описании социальной стороны индивида как субъекта отношений

в) в реализации манипулятивных технологий

г) при подготовке материалов развлекательного характера
3. Среди основных методов психологических исследований в сфере масс-медиа можно выделить

а) анкетирование аудитории

б) контент-анализ, эксперименты, работу в фокус-группах

в) индивидуальное интервьюирование

г) беседы с родственниками и знакомыми
4. В число современных психологических теорий средств массовой коммуникации не входит

а) теория социального научения

б) теория установления повестки дня

в) теория игрореализации

г) теория использования и удовлетворения
5. Творчество - это

а) синоним термина «креативность»

б) набор любых действий человека

в) «одухотворенное действие»

г) работа на перспективу
6. Адаптация личности к продукции СМИ проявляется в двух формах

а) статистическая и качественная

б) статистическая и динамическая

в) синтаксическая и стилистическая

г) совокупная и ситуационная
7. Первопричиной психологических конфликтов в коллективе СМИ чаще всего являются

а) плохие климатические условия

б) условия труда (например, отсутствие личного кабинета для работы)

в) ограничения творческого характера

г) зависть коллег
8. В число специфических характеристик журналистского мышления, как правило, не включают

а) рассеянность

б) способность к «сцеплению»

в) цельность восприятия

г) алогичность
9. Аудитория СМИ определяется прежде всего как

а) все без исключения граждане того или иного государства

б) только те, кто постоянно общается со СМИ

в) стихийное, никем и ничем не регулируемое образование

г) массово-коммуникативная общность
10. Среди основных функций имиджа журналиста можно выделить

а) номинативную

б) позитивную

в) негативную

г) рекреативную
11. Как организовать еженедельные опросы аудитории СМИ

а) нужно встретиться со всеми людьми, желающими участвовать в опросе

б) нужно выделить только известных всей аудитории людей

в) опросы проводятся по репрезентативной выборке аудитории

г) опросы лучше проводить методом «случайной» выборки
12. Восприятие любых текстов зависит в первую очередь от

а) субъективных желаний и ощущений человека

б) объективных биологических законов развития нашего организма

в) времени суток

г) от объема данных текстов

1.11. Примерный перечень вопросов к зачету.


  1. Психология журналистики как прикладная отрасль психологической науки

  2. Психологические основы функционирования массовой информации в обществе

  3. Собственно психологические функции СМИ

  4. Психологическая типология текстов СМИ

  5. Особенности и закономерности восприятия массово-информационных текстов

  6. Аудитория СМИ

  7. Психологические эффекты массовой информации

  8. Психологические аспекты информационной безопасности

  9. Психология личности журналиста

  10. Психология журналистского мышления

  11. Психология журналистского общения с источниками информации

  12. Психологические особенности и проблемы функционирования редакционного коллектива

1.12. Комплект экзаменационных билетов

1.13. Примерная тематика рефератов.


  1. Война на телеэкране: психологический контекст

  2. Имидж власти на телеэкране

  3. Насилие на телеэкране

  4. Психологические особенности аудитории региональных СМИ

  5. Мифологизация власти на страницах региональной прессы

  6. Явление имиджмейкерства в России

  7. Психопрограммирование и психорегуляция: вгзляд журналиста XXI века


1.14. Примерная тематика курсовых работ –

1.15. Примерная тематика дипломных работ –

1.16. Методика исследования –

1.17. Бально-рейтинговая система
РАЗДЕЛ 3:

Тематика лекционных занятий
Тема 1: Предмет и методы психологии журналистики как прикладной отрасли психологии
План:

  1. Объект, предмет и задачи психологии журналистики. Взаимосвязь психологии журналистики с другими психологическими дисциплинами.

  2. Психологическая и социально-психологическая составляющие функций СМИ

  3. Направления и методы исследования в психологии журналистики.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Каков объект, предметы и задачи психологии журналистики?

  2. Можно ли считать психологию журналистики самостоятельной дисциплиной?

  3. В чем состоит взаимосвязь психологии журналистики с другими психологическими дисциплинами?

  4. В чем суть психологической и социально-психологической составляющей функций СМИ (информационных, коммуникационных, социально-ориентирующих, организационно-управленческих и т.д.)?

  5. Каковы методы исследования в психологии журналистики?


Задания для самостоятельной работы:

Оцените эффективность методов психологических исследований в СМИ.


Литература:

Основная литература:


  1. Иванов В. Ф. Условия функционирования массовой коммуникации // Журналистика в 2007 году: СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2008. С. 29-30.

  2. Олешко В. Ф. Психология журналистики: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006.

  3. Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества: Учебное пособие. М.: КДУ, 2006. С. 7-25.


Дополнительная литература:


  1. Ахмадулин Е. В. Основы теории журналистики: Учебное пособие. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2008. С. 211-242.

  2. Володина М. Н. СМИ как форма «общественного диалога» // Язык современной публицистики: Сб. статей / Сост. Г. Я. Солганик: 2-е изд., испр. М.: Флинта: Наука, 2007. С. 31-43.

  3. Кашкин В. Б. Основы теории коммуникации: Краткий курс: 3-е изд., перераб. и доп. М.: АСТ: Восток-Запад, 2007.


Тема 2: Средства массовой информации и массовое сознание
План:

  1. Особенности восприятия каналов массовой коммуникации.

  2. Психологическая типология текстов СМИ.

  3. Особенности и закономерности формирования и восприятия массово-информационных текстов.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Какие теории восприятия речи существуют в науке?

  2. Каковы психологические типы текстов СМИ?

  3. В чем особенность средств воздействия в журналистском тексте?

  4. В чем суть модели когнитивно-речевого взаимодействия коммуникантов в сфере массовой газетной коммуникации?

  5. Какие социально-психологические варианты речевого поведения выделяются в коммуникации?


Задания для самостоятельной работы:

Сделайте обзор статей из научных журналов за 2006-2007 год по теме лекции.


Литература:

Основная литература:


  1. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий: 3-е изд. М.: Издательство ЛКИ, 2007. С. 108-157.

  2. Курбацкая Т. Б. Идиосинкратическое воздействие продуктов масс-медиа // Журналистика в 2007 году: СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2008. С. 50-51.

  3. Мельник Г. С., Тепляшина А. Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб.: Питер, 2008. С. 47-74.

  4. Чернышова Т. В. Тексты СМИ в ментально-языковом пространстве современной России: 2-е изд., перераб. М.: Издательство ЛКИ, 2007.


Дополнительная литература:


  1. Бутырина М. В. Масс-медиа как среда функционирования стереотипов массового сознания // Журналистика в 2007 году: СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2008. С. 9-10.

  2. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики: Учебное пособие. М.: Лабиринт, 2004. С. 68-113.

  3. Глухов В. П. Основы психолингвистики: Учебное пособие для студентов педвузов. М.: АСТ: Астрель, 2005. С. 177-192.

  4. Коростина П. В. Влияние СМИ на массовое политическое сознание россиян в период избирательной кампании // Журналистика в 2007 году: СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2008. С. 40-41.

  5. Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. М.: Книга, 1972. С. 9-46.

  6. Рязанова Н. Ю. Массовое сознание и массовая коммуникация // Россия и мир: вчера, сегодня, завтра: Проблемы психологии и межкультурной коммуникации. М.: МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2007. С. 187-199.


Тема 3: Регуляция социального поведения групп людей
План:

  1. Виды психологического влияния и противодействие им.

  2. Психологические и социально-психологические аспекты информационной безопасности.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Какова суть психопрограммирования?

  2. В чем позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты массовой информации?

  3. В чем состоит влияние СМИ на поведение, психологические качества и состояния реципиентов?

  4. Какова специфика влияния печати, радио, телевидения, сети Интернет?

  5. Каковы позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты массовой информации?

  6. Что такое информационное давление, манипулирование, виртуализация, мифологизация, стереотипизация, имиджмейкерство, эпатажность, сенсационность?

  7. Каковы психологические и социально-психологические аспекты информационной безопасности?


Задания для самостоятельной работы:

Проанализируйте манипулятивные стратегии в региональной журналистике.


Литература:

Основная литература:


  1. Вакурова Н. В. Манипулятивные стратегии в журналистике // Журналистика в 2007 году: СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2008. С. 11.

  2. Олешко В. Ф. Психология журналистики: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006. С. 146-163.


Дополнительная литература:

1. Халтурина М. Л. Манипуляция в местной прессе // Журналистика в 2007 году: СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2008. С. 277-278.


Тема 4: Изучение аудитории как условие успешности журналистской деятельности
План:

  1. Социально-психологическая структура аудитории печати, телевидения, радио и сетевых СМИ.

  2. Психологические потребности, ценности и интересы аудитории.

  3. Мотивы обращения к каналам массовой коммуникации.

  4. Изучение и учет общественного мнения в журналистике.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. В чем специфика взаимоотношения СМИ с аудиторией?

  2. Какова социально-психологическая структура аудитории печати, телевидения, радио и сетевых СМИ?

  3. В чем специфика ценностей и интересов аудитории СМИ?

  4. Каковы мотивы обращения аудитории к каналам массовой информации?

  5. Каковы методы изучения общественного мнения в журналистике?


Задания для самостоятельной работы:

Проведите экспресс-опрос на улицах своего города по поводу одной из местных радиостанции, проанализируйте мотивы обращения аудитории к данной радиостанции.


Литература:

Основная литература:
1. Валеева Е. С. Влияние СМИ на формирование общественного мнения // Журналистика в 2007 году: СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2008. С. 12-13.

2. Олешко В. Ф. Психология журналистики: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006. С. 71-78.


Дополнительная литература:
1. Блинова Э. В. Социально-психологический диалог ТВ и аудитории в разговорных передачах на региональном экране // Журналистика в 2007 году: СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2008. С. 159-160.

2. Кудинова Л. В. Характер взаимоотношений СМИ с аудиторией // Журналистика в 2007 году: СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2008. С. 46-47.


Тема 5: Психология журналистского труда и творчества
План:

  1. Психология личности журналиста и ее типология.

  2. Психология журналистского мышления.

  3. Психология журналистского творчества, профессиональных методов и приемов.

  4. Имидж и амплуа журналиста.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Какова типология личности журналиста?

  2. Как связаны парадигмы мышления и стили творчества?

  3. Что такое творческая деятельность?

  4. В чем суть творческого мышления журналиста?

  5. Каковы уровни протекания творческого журналистского процесса?

  6. Каков имидж журналиста в России и за рубежом?

  7. Что такое амплуа журналиста?


Задания для самостоятельной работы:

Проанализируйте имидж регионального журналиста в региональной прессе


Литература:

Основная литература:


  1. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2003.

  2. Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества: Учебное пособие. М.: КДУ, 2006. С. 26-365.

  3. Олешко В. Ф. Психология журналистики: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006. С. 76-78.

  4. Усольцева Я. В. Специфика ролевого поведения ведущих утреннего радиошоу (на примере радиостанции «Европа Плюс») // Журналистика в 2007 году: СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2008. С. 187-188.


Дополнительная литература:


  1. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982.

  2. Грановская Р. М., Крижановская К. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994.

  3. Сергеенко А. А. Социально-психологический портрет журналиста глазами студентов // Россия и мир: вчера, сегодня, завтра: Проблемы психологии и межкультурной коммуникации. М.: МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2007. С.211-217.


Тема 6: Эффективность журналистского общения
План:

  1. Психологические условия эффективности коммуникации

  2. Психологические условия предотвращения и разрешения конфликта.

  3. Построение публичного выступления.

  4. Особенности общения по телефону.

  5. Психологические аспекты поведения в ситуации интервью и пресс-конференции


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Каковы психологические условия эффективности коммуникации?

  2. Каковы пути преодоления вербальной агрессии?

  3. В чем особенность построения публичного выступления?

  4. В чем специфика общения по телефону, в ситуации интервью и пресс-конференции?


Задания для самостоятельной работы:

Проанализируйте разные способы общения по телефону людей различных профессий


Литература:

Основная литература:


  1. Бодалев А. А. Психология общения. Избранные психологические труды: 3-е изд., перераб. и допол. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.

  2. Горянина В. А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  3. Межличностное общение / Сост. и общ. ред. Н. В. Казариновой, В. М. Погольши. СПб.: Питер, 2001.

  4. Щербинина Ю. В. Вербальная агрессия. М.: КомКнига, 2006.


Дополнительная литература:


  1. Бредемайер К. Черная риторика: Власть и магия слова; Пер. с нем. 3-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

  2. Карнеги и др. Ваше преуспевание – в ваших руках / Д. Карнеги, Л. Дж. Питер, С. Н. Паркисон, А. Блох: Перевод. М.: Республика, 1993.



РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов

Глоссарий
Тема 1: Предмет и методы психологии журналистики как прикладной отрасли психологии
Контент-анализ - перевод в количественные показатели массовой информации (текстовой, аудиовизуальной, цифровой) с последующей статистической обработкой.

Коммуникация – важнейших фактор совместной деятельности людей, преполагающий активность его участников

Эксперимент – один из основных методов системного познания современной практики, отличающего от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта – отдельного потребителя продукции СМИ или аудиторной группы
Тема 2: Средства массовой информации и массовое сознание
Манипуляция – психологическое воздействие, которое производится скрыто, осуществляется с применением особых технологий, имеет своей целью внушение реципиенту полезных для отправителя речи идей и эмоций.

Мотивационное привнесение – формирование «искусственных» потребностей и мотивов для изменения поведения в интересах инициатора манипулятивного воздействия
Тема 3: Регуляция социального поведения групп людей
Информационно-психологическая безопасность – состояние защищенности индивидуальной, групповой и общественной психологии и социальных субъектов различных уровней общности, масштаба и организации от воздействия информационных факторов, вызывающих дисфункциональные социальные процессы.
Тема 4: Изучение аудитории как условие успешности журналистской деятельности
Аудитория СМИ – специфическая социально-коммуникативная общность

Коммуникатор – безличный (группа лиц, СМИ в целом) или индивидуальный (отдельное лицо, творческая личность) инициатор коммуникативных/информационных связей

Стереотип – упрощенное, схематичное представление (мнение) о действительности или части действительности
Тема 5: Психология журналистского труда и творчества
Творческая деятельность – тип деятельности, которая предполагает обязательное внесение новизны в продукт деятельности

Творческое мышление журналиста – мышление, одним из элементов которого является профессиональное самосознание журналиста, которое содержит устойчивые представления об определенной профессиональной, политической, социальной, психологической и нравственной идентичности членов группы, о ее свойствах как целого

Тема 6: Эффективность журналистского общения
Вербальная агрессия – словесное выражение негативных чувств, эмоций, намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме

Восприятие другого человека – процесс, в котором происходит отражение его внешних признаков, соотнесение их с личностными свойствами воспринимаемого индивида и осуществление на этой основе понимания его внутреннего мира и поведения

Интервью – межличностное вербальное общение для получения информации и производства нового знания в целях удовлетворения информационных потребностей общества

Невербальная коммуникация – выразительные движения, жесты, использование предметов

Непродуктивное общение – общение, проявляющееся в разнообразных формах директивной, манипулятивной, агрессивной, угрожающей, силовой моделях подавляющей стратегии контакта, основанной на стремлении «захватить» пространство партнера, подавить его активность, а также в многочисленных формах отвержения, потери, прерывания, беспомощности, ухода – моделях избегательной стратегии контакта, основанной на стремлении замкнуться в своем собственном пространстве или найти защиту у вышестоящих авторитетов

Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый их потребностями в совместной деятельности

РАЗДЕЛ 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.

Характер изменений в программе

Номер и дата протокола заседания кафедры, на котором было принято данное решение

Подпись и дата заведующего кафедрой

Подпись декана факультета (проректора по учебной работе), утверждающего данное изменение













РАЗДЕЛ 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:

ФИО, ученое звание и степень преподавателя

Учебный год

Факультет

Специальность


Горбань Л. В., ст. преподаватель

2008/09

ФиЖ

Журналистика

Садохова М.В., к.ф.н., ст. преподаватель

2009/10

ФЖиМК

Журналистика

Садохова М.В., к.ф.н., ст. преподаватель

2010/11

ФЖиМК

Журналистика

Садохова М.В., к.ф.н., ст. преподаватель

2011/12

ФЖиМК

Журналистика

Садохова М.В., к.ф.н., ст. преподаватель

2012/13

ФЖиМК

Журналистика


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница