Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 2 Общая социология



страница1/4
Дата21.05.2016
Размер0.98 Mb.
  1   2   3   4


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.2 Общая социология

Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности
040201 «Социология»

Утверждено на заседании

кафедры философии и социологии

социально-гуманитарного факультета

(протокол № 10 от 29.04.2008 г.)

Зав. кафедрой

____________ В.Н.Самородов
Структура учебно-методического комплекса дисциплины
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
1.1 Авторы (составители) программы: Рачков-Апраксин В.П., Федоров В.Е.
1.2. Рецензенты:

Гавриленко Н.И., к. экономич. н., доцент ИМПЭ

Цылев В.Р., к.филос.н., доцент МГПУ

1.3. Пояснительная записка:

В соответствии со стандартом представленная программа по общей социологии включает в себя темы, обязательные для студентов гуманитарных специальностей. Среди гуманитарных и общественных наук социология выделяется сложностью предмета изучения, огромным объемом изучаемого материала, что связано в первую очередь со сложностью исследуемого объекта – современного общества. По этой причине для изучающих социологию важно знать прежде всего основные положения, концепции и определения, которые составляют каркас этой науки. Эти знания в дальнейшем будут углубляться в других курсах и пригодятся будущим специалистам в различных областях деятельности, ориентированных на взаимодействие с социальными группами, организациями, институтами и отдельными индивидами, т.к. обеспечивают глубокое проникновение в мир социальных связей, позволяют увидеть мир глазами социолога, понять взаимоотношения с другими науками.



Цель курса – ознакомить студентов, специализирующихся в области социологии, с социальными явлениями и процессами в контексте целостного представления об обществе и соотнести их с картиной исторического развития, показать структуру и особенности предмета современной социологии.

Задачи курса логично вытекают из поставленной цели:

  • определить основные этапы развития социологической науки, раскрыть принципиальные теоретические и методологические различия отдельных школ и концепций;

  • рассмотреть особенности предмета, методологии и методов современной социологии, показать принципиальное отличие общей социологии от частных социологических концепций;

  • структурировать основные разделы общей социологии, дать современные представления об их содержательном наполнении – социальных группах, организациях, институтах, процессах и системах, индивиде и личности в системе социальных взаимосвязей.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Данный курс занимает ведущее место в профессиональной подготовке социолога, служит основой для дальнейшей профессиональной специализации студентов, самостоятельного изучения им различных проблем теоретической социологии и проведения специальных научных исследований. Кроме того, данный курс позволяет увидеть не только специфику социологии, но и ее место среди других дисциплин.

Требования к уровню освоения содержания курса. Студенты должны знать весь объем материала, излагаемого в течение года, свободно владеть понятиями и категориями, освоить особенности предмета социологии, ее роли и функций в современном обществе, структуры и методологического аппарата социологической теории, уметь видеть мир глазами социолога.

При подготовке данного курса авторы опирались на программы, подготовленные на социологическом факультете МГУ имени М.В.Ломоносова в рамках примерных программ дисциплин федерального компонента цикла ОПД ГОС ВПО второго поколения и на программы, подготовленные в Российском университете дружбы народов.


1.4.

ОПД.Ф.02

Общая социология

Теоретико-методологические основы развития социологии в России. Формы институализации науки. Научные теории в понимании объекта и предмета социологии. Понятийный аппарат, его роль в концептуализации предметной области. Социальные структуры и социальные системы, общество как социокультурная система. Личность как социальная система: субъект и продукт социальных отношений. Социальные общности как формы социальной организации индивидов и источник социальных изменений. Социальные связи, взаимодействие между индивидами, группами, общностями. Социальные институты и институциональные отношения; оценки и ценностные ориентации в структуре личности и культуры. Массовое сознание и массовые действия, социальные изменения, источники социального напряжения. Глобализация социальных процессов в современном мире. Социокультурные особенности развития российского общества. 200 чсов





1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы




п/п


Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Виды итогового

контроля

(форма

отчетности)



Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам. работа

1

040201

Социология



1

1,2

200

100

60

40

-

100

Зачет

Экзамен




1.6. Содержание дисциплины
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница