Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология» сд



страница1/5
Дата19.05.2016
Размер1.33 Mb.
  1   2   3   4   5
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.Ф.20

ОПД.Р.2 «Невропатология»

СД.Ф.23

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям
050717 Специальная дошкольная педагогика и психология

050716 Специальная психология

050715 Логопедия

050104 Безопасность жизнедеятельности

Утверждено на заседании кафедры


БЖД и ОМЗ
Факультета ФК и БЖД

(протокол №_______от ________200 г.)

Зав.кафедрой БЖД и ОМЗ Мещерова И.А.



Раздел 1. Программа учебной дисциплины.
1.1.Авторы программы:

Михейкина И.Н., ст. преподаватель кафедры БЖД и ОМЗ;
1.2.Рецензенты:
1.3. Пояснительная записка.


Программа учебной дисциплины «Невропатология» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2005 г. и требованиями к обязательному минимуму и уровню подготовки выпускников.

Цель изучения дисциплины – овладеть теоретическими знаниями в области анатомии и физиологии нервной системы, патологических нарушений деятельности нервной системы детей и подростков.

Задачи курса:


  • создать у студентов убеждение в необходимости изучения курса «невропатология»;

  • изучить особенности строения и физиологии нервной системы детей и подростков;

  • изучить заболевания нервной системы, наиболее часто встречающиеся в детском возрасте;

  • выработать навыки раннего выявления патологии нервной системы у школьников;

  • выработать убежденность в необходимости обследования, лечения и реабилитации учащихся, имеющих патологию нервной системы.

По окончании изучения курса «Невропатология» студенты должны


иметь представление:


  • об анатомии центральной и периферической нервной системы ;

  • о функциях различных отделов нервной системы;

  • о наиболее часто встречающихся неврологических синдромах;

  • о клинике нарушений высших корковых функций;


знать:


  • клинические проявления двигательных нарушений;

  • клинические проявления нарушения чувствительности;

  • основные группы болезней нервной системы и их проявления;


должны уметь:


  • правильно интерпретировать выявленные симптомы;

  • определить уровень поражения;

  • связать отклонения в развитии детей с поражением конкретных структур нервной системы;

  • оказывать первую помощь при травмах, ранах, кровотечениях;

  • проводить простейшие реанимационные мероприятия.

Программой предусмотрено изучение дисциплины на лекциях, практических занятиях и в процессе самостоятельной внеаудиторной работы студентов. В лекциях раскрываются теоретические основы всех направлений дисциплины. На практических занятиях систематизируются и закрепляются теоретические знания, отрабатывается новый, самостоятельно изученный материал. Внеаудиторная работа студентов предусматривает самостоятельное изучение отдельных вопросов изучаемого курса дисциплины, подготовку рефератных сообщений, анализ ситуаций и информации, получаемой из повседневной жизнедеятельности во взаимосвязи с учебными вопросами изучаемого материала. Промежуточный контроль знаний осуществляется путем проведения контрольных работ. Итоговый контроль знаний по изученному курсу дисциплины осуществляется путем проведения зачета или экзамена.


1.4. Извлечение из ГОС ВПО. Значение курса невропатологии для специальной педагогики. Эволюция нервной системы. Строение и функции нервной системы человека. Возрастная эволюция мозга. Понятие о системогенезе. Структура нервной системы: головной и спинной мозг. Строение спинного и головного мозга. Особенности строения чувствительной и двигательной нервной клетки. Понятие о синапсе. Проводящие пути. Цитоархитектоника коры головного мозга. Три блока в структуре нервной системы. Общие представления о болезнях нервной системы. Основные неврологические синдромы. Болезни нервной системы. Неврологические основы патологии речи. Расстройства речи, обусловленные нарушениями слуха, зрения, интеллекта. Учение о высшей нервной деятельности. Понятие о сигнальных системах. Значение биоритма для жизнедеятельности организма. Значение стресса в детском возрасте. Физическое развитие и внешняя среда, их значение для умственного развития ребенка. Медико-психолого-педагогическое консультирование. Раннее выявление детей с отклонениями в развитии. Лечебно-педагогический комплекс. Динамика наблюдений.
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс


Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудоемкость

Всего

аудит.


ЛК

ПР/

СМ


Сам.

раб.


1.


050717 Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией

1

2


98

54

30

24

44

экзамен

2.

050716

Специальная психология



1

2


94

54

30

24

40

экзамен

3

050715 Логопедия

1

2


94

54

30

24

40

экзамен

4

050104

Безопасность жизнедеятельности

ДФО


3

1

30

16

10

6

14

зачет

5

050104

Безопасность жизнедеятельности

ЗФО


3

5,6

42

10

6

4

32

экзамен




    1. Содержание дисциплины.

      1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).

Вариант 1

050717 Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика




п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего аудит.

ЛК

ПР

Самост. работа

1.

Значение курса невропатологии для специальной педагогики. Строение и функции нервной системы человека.

4

2

2


4

2.

Эволюция нервной системы. Возрастная эволюция мозга. Понятие о системогенезе.

4

2

2


4

3.

Строение нервной клетки. Понятие о синапсе. Строение спинного мозга.

6

4

2


4

4.

Строение головного мозга. Цитоархитектоника коры головного мозга. Проводящие пути. Три блока в структуре нервной системы.

6

4

2


6


5.

Основные неврологические синдромы. Синдромы нарушений высших корковых функций.

8

4

4


4

6.

Неврологические основы патологии речи. Общие представления о болезнях нервной системы.

6

2

4


6


7.

Наследственно-органические и инфекционные заболевания нервной системы.

6

4

2


4

8.

Травматические и интоксикационные заболевания нервной системы. Детский церебральный паралич.

4

2

2


4

9.

Учение о высшей нервной деятельности. Понятие о сигнальных системах. Значение биоритма для жизнедеятельности организма. Значение стресса в детском возрасте.

6

4

2

4


10.

Физическое развитие и внешняя среда, их значение для умственного развития ребенка. Медико-психолого-педагогическое консультирование. Раннее выявление детей с отклонениями в развитиии. Лечебно-педагогический комплекс.

4

2

2


4




ИТОГО

54

30

24

44

Вариант 2

050716 Специальная психология с дополнительной специальностью Логопедия


п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего аудит.

ЛК

ПР

Самост. работа

1.

Значение курса невропатологии для специальной педагогики. Строение и функции нервной системы человека.

4

2

2


4

2.

Эволюция нервной системы. Возрастная эволюция мозга. Понятие о системогенезе.

4

2

2


4

3.

Строение нервной клетки. Понятие о синапсе. Строение спинного мозга.

6

4

2


4

4.

Строение головного мозга. Цитоархитектоника коры головного мозга. Проводящие пути. Три блока в структуре нервной системы.

6

4

2


4


5.

Основные неврологические синдромы. Синдромы нарушений высших корковых функций.

8

4

4


4

6.

Неврологические основы патологии речи. Общие представления о болезнях нервной системы.

6

2

4


4


7.

Наследственно-органические и инфекционные заболевания нервной системы.

6

4

2


4

8.

Травматические и интоксикационные заболевания нервной системы. Детский церебральный паралич.

4

2

2


4

9.

Учение о высшей нервной деятельности. Понятие о сигнальных системах. Значение биоритма для жизнедеятельности организма. Значение стресса в детском возрасте.

6

4

2

4


10.

Физическое развитие и внешняя среда, их значение для умственного развития ребенка. Медико-психолого-педагогическое консультирование. Раннее выявление детей с отклонениями в развитиии. Лечебно-педагогический комплекс.

4

2

2


4




ИТОГО

54

30

24

40

Вариант 3

050104 Безопасность жизнедеятельности ДФО


п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего аудит.

ЛК

ПР

Самост. работа

1.

Значение курса невропатологии для специальной педагогики. Строение и функции нервной системы человека.

2

2







2.

Эволюция нервной системы. Возрастная эволюция мозга. Понятие о системогенезе.

2

2


2

3.

Строение нервной клетки. Понятие о синапсе. Строение спинного мозга.

2

2







4.

Строение головного мозга. Цитоархитектоника коры головного мозга. Проводящие пути. Три блока в структуре нервной системы.

2

2




2


5.

Основные неврологические синдромы. Синдромы нарушений высших корковых функций.

2

2







6.

Неврологические основы патологии речи. Общие представления о болезнях нервной системы.

2


2


2


7.

Наследственно-органические и инфекционные заболевания нервной системы.

2

2




2

8.

Травматические и интоксикационные заболевания нервной системы. Детский церебральный паралич.

2


2


2

9.

Учение о высшей нервной деятельности. Понятие о сигнальных системах. Значение биоритма для жизнедеятельности организма. Значение стресса в детском возрасте.







2


10.

Физическое развитие и внешняя среда, их значение для умственного развития ребенка. Медико-психолого-педагогическое консультирование. Раннее выявление детей с отклонениями в развитиии. Лечебно-педагогический комплекс.








2




ИТОГО

16

10

6

14

Вариант 4

050104 Безопасность жизнедеятельности ЗФО


п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего аудит.

ЛК

ПР

Самост. работа

1.

Значение курса невропатологии для специальной педагогики. Строение и функции нервной системы человека.








2

2.

Эволюция нервной системы. Возрастная эволюция мозга. Понятие о системогенезе.







2

3.

Строение нервной клетки. Понятие о синапсе. Строение спинного мозга.

2

2




2

4.

Строение головного мозга. Цитоархитектоника коры головного мозга. Проводящие пути. Три блока в структуре нервной системы.

2

2




2


5.

Основные неврологические синдромы. Синдромы нарушений высших корковых функций.

2

2




4

6.

Неврологические основы патологии речи. Общие представления о болезнях нервной системы.

2


2


4


7.

Наследственно-органические и инфекционные заболевания нервной системы.








4

8.

Травматические и интоксикационные заболевания нервной системы. Детский церебральный паралич.

2


2


4

9.

Учение о высшей нервной деятельности. Понятие о сигнальных системах. Значение биоритма для жизнедеятельности организма. Значение стресса в детском возрасте.







4


10.

Физическое развитие и внешняя среда, их значение для умственного развития ребенка. Медико-психолого-педагогическое консультирование. Раннее выявление детей с отклонениями в развитиии. Лечебно-педагогический комплекс.








4




ИТОГО

10

6

4

32



      1. Содержание разделов дисциплины.

Тема 1. Значение курса невропатологии для специальной педагогики. Строение и функции нервной системы человека.
Задачи невропатологии. Взаимосвязь невропатологии и педагогики в повседневной практике. Строение и важнейшие функции нервной системы человека. Соматическая и вегетативная нервная системы. Роль нервной системы в деятельности различных органов и систем.
Тема 2. Эволюция нервной системы. Возрастная эволюция мозга. Понятие о системогенезе.
Эволюция нервной системы. Развитие нервной системы от низших животных к высшим. Нервная система беспозвоночных и позвоночных. Возрастная эволюция мозга. Особенности развития нервной системы у детей. Критические периоды развития. Понятие о функциональных системах. Системогенез. Важнейшие принципы системогенеза.
Тема 3. Строение нервной клетки. Понятие о синапсе. Строение спинного мозга.
Особенности строения чувствительной и двигательной нервной клетки. Понятие о синапсе. Механизм передачи возбуждения. Строение спинного мозга. Понятие о рефлексе. Общие закономерности рефлекторной деятельности. Рефлекторная дуга.
Тема 4. Строение головного мозга. Цитоархитектоника коры головного мозга. Проводящие пути. Три блока в структуре нервной системы.
Продолговатый мозг. Мозжечок. Средний мозг. Промежуточный мозг. Большие полушария головного мозга. Оболочки мозга. Кровоснабжение головного мозга. Желудочки мозга. Цитоархитектоника коры головного мозга. Черепно-мозговые нервы. Проводящие пути (нисходящие и восходящие). Три блока в структуре нервной системы (энергетический, гностический, программирования и мотивации деятельности).

Тема 5. Основные неврологические синдромы. Синдромы нарушений высших корковых функций.
Центральный и периферический параличи. Нарушения чувствительности. Симптомы поражения экстрапирамидной системы. Синдромы нарушений высших корковых функций: агнозии, апраксии. Расстройства памяти. Расстройства мышления. Олигофрения.
Тема 6. Неврологические основы патологии речи. Общие представления о болезнях нервной системы.
Неврологические основы патологии речи: афазии, алалии, дислексии и дисграфии, расстройства темпа и ритма речи, заикания. Общие представления о болезнях нервной системы. Классификация болезней нервной системы. Понятие об этиологии, патогенезе.
Тема 7. Наследственно-органические и инфекционные заболевания нервной системы.
Понятие об органическом поражении врожденного или приобретенного характера и функциональных расстройствах нервной деятельности.

Этиология, классификация и клинические проявления наследственно-органических заболеваний. Наследственные нервно-мышечные заболевания: прогрессирующие мышечные дистрофии, миотония, пароксизмальная миоплегия. Наследственные дефекты обмена, сопровождающиеся поражением нервной системы. Факоматозы.

Этиология, классификация, клиника инфекционных заболеваний нервной системы. Менингиты, энцефалиты, арахноидиты. Полиомиелит. Невриты и полиневриты.
Тема 8. Травматические и интоксикационные заболевания нервной системы. Детский церебральный паралич.
Травматические поражения центральной нервной системы. Черепно-мозговая травма. Закрытые и открытые черепно-мозговые травмы. Клинические проявления, общемозговые и очаговые симптомы. Травмы позвоночника и спинного мозга.

Поражение нервной системы при интоксикациях. Профессиональные и бытовые нейротоксикозы. Клинические проявления при интоксикации свинцом, ртутью, мышьяком. Клиника острых отравлений барбитуратами. Неврологические формы поражения при алкоголизме. Метилово-спиртовой коллапс и амавроз.

Детский церебральный паралич. Этиология. Классификация ДЦП. Клинические проявления. Тактика лечения и обучения детей, страдающих ДЦП.
Тема 9. Учение о высшей нервной деятельности. Понятие о сигнальных системах. Значение биоритма для жизнедеятельности организма. Значение стресса в детском возрасте.
Понятие о безусловных и условных рефлексах. Механизм образования условного рефлекса. Возбуждение и торможение – неразрывно связанные друг с другом формы проявления нервной деятельности. Определение высшей нервной деятельности. Индивидуальные особенности высшей нервной деятельности. Учение о двух сигнальных системах.

Понятие о биологических ритмах. Классификация биологических ритмов. Основные типы циркадианной ритмичности организма. Десинхроноз у детей и подростков. Факторы, его вызывающие. Влияние десинхроноза на состояние нервной системы. Способы устранения десинхронизирующих влияний на растущий организм.



Тема 10. Физическое развитие и внешняя среда, их значение для умственного развития ребенка. Медико-психолого-педагогическое консультирование. Раннее выявление детей с отклонениями в развитии. Лечебно-педагогический комплекс.
Развитие корковых центров под влиянием внешней среды. Биологическая программа развития мозга. Значение обучения и воспитания для психического развития ребенка. Медико-психолого-педагогическая консультация, ее задачи и функции. Задачи педагога в преодолении задержки развития функций нервной системы. Абилитация и реабилитация больных с поражением нервной системы на основе использования резервных возможностей мозга. Взаимодействие врача и педагога в интересах больного.

1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.



№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Тема

Кол-во часов

Форма самостоятельной работы

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Значение курса невропатологии для специальной педагогики. Строение и функции нервной системы человека.

История возникновения и развития невропатологии

Строение и функции вегетативной нервной системы



4

Рефераты

Вопросы для самостоятельного изучения



Защита рефератов

Проверка контрольных работ



2.

Эволюция нервной системы. Возрастная эволюция мозга. Понятие о системогенезе.

История развития теории системогенеза

4


Рефераты

Защита рефератов

Проверка контрольных работ



3.

Строение нервной клетки. Понятие о синапсе. Строение спинного мозга.

Механизм передачи импульса. Медиаторы нервной системы.

4

Вопросы для самостоятельного изучения

Защита рефератов

Проверка контрольных работ



4.

Строение головного мозга. Цитоархитектоника коры головного мозга. Проводящие пути. Три блока в структуре нервной системы.

Локализация основных функций в коре головного мозга

4

Рефераты

Защита рефератов

Проверка контрольных работ



5.

Основные неврологические синдромы. Синдромы нарушений высших корковых функций.

Вегетативные нарушения

Симптомы поражения мозжечка



4

Вопросы для самостоятельного изучения

Рефераты


Защита рефератов

Проверка контрольных работ



6.

Неврологические основы патологии речи. Общие представления о болезнях нервной системы.

Расстройства речи, обусловленные нарушением зрения, слуха, интеллекта.

6

Рефераты

Защита рефератов

Проверка контрольных работ



7.

Наследственно-органические и инфекционные заболевания нервной системы.

Поражения нервной системы при хромосомных заболеваниях.


6

Вопросы для самостоятельного изучения

Защита рефератов

Проверка контрольных работ



8.

Травматические и интоксикационные заболевания нервной системы. Детский церебральный паралич.

Ушиб и сдавление головного мозга

4

Рефераты

Защита рефератов

Проверка контрольных работ



9.

Учение о высшей нервной деятельности. Понятие о сигнальных системах. Значение биоритма для жизнедеятельности организма. Значение стресса в детском возрасте.

Теория стресса и общего адаптационного синдрома Г.Селье. Стрессоры, механизмы патогенеза стрессорных реакций. Влияние стресса на состояние нервной системы детей.


4

Вопросы для самостоятельного изучения

Рефераты


Защита рефератов

Проверка контрольных работ



10.

Физическое развитие и внешняя среда, их значение для умственного развития ребенка. Медико-психолого-педагогическое консультирование. Раннее выявление детей с отклонениями в развитиии. Лечебно-педагогический комплекс.

Принципы реабилитации детей с задержкой речевого развития, с заиканием. Принципы реабилитации слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих детей

4

Рефераты

Защита рефератов

Проверка контрольных работ






    1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

      1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.


Тема 1 (2 часа)
Практическое занятие № 1

Значение курса невропатологии для специальной педагогики. Строение и функции нервной системы человека.

План

  1. Определение науки невропатологии.

  2. Задачи невропатологии.

  3. Обзор строения нервной системы.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Задачи педагога в работе с детьми, имеющими неврологические нарушения.

  2. Отделы нервной системы: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная, симпатическая и парасимпатическая.

  3. Функции нервной системы и ее роль в поддержании постоянства внутренней среды и адаптации организма к изменениям внешней среды.


Задания для самостоятельной работы

  1. История возникновения и развития невропатологии.

  2. Строение и функции вегетативной нервной системы.


Литература

Основная

  1. Бадалян Л.О. Детская неврология. Москва, Медицина, 1975 г.

  2. Бадалян Л.О. Невропатология. Москва, Просвещение. 1987 г.


Дополнительная

  1. Доскин В.А. Морфофункциональные константы детского организма. М., Медицина, 1997 г.


Тема 2 (2 часа)
Практическое занятие № 2

Эволюция нервной системы. Возрастная эволюция мозга. Понятие о системогенезе.
План

  1. История развития нервной системы в процессе эволюции живой природы.

  2. Возрастная эволюция головного и спинного мозга.

  3. Понятие о функциональных системах.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Строение нервной системы беспозвоночных.

  2. Особенности нервной системы позвоночных, принцип построения нервной системы.

  3. Внутриутробное развитие головного и спинного мозга.

  4. Понятие о функциональных системах, принципы системогенеза.


Задания для самостоятельной работы

1. История развития теории системогенеза.


Литература
Основная

1. Бадалян Л.О. Детская неврология. Москва, Медицина, 1975 г.



  1. Бадалян Л.О. Невропатология. Москва, Просвещение. 1987 г.


Дополнительная

  1. Руководство практического психолога. Под. Ред. И.В.Дубровиной, М., издательский центр «Академия», 1997 г.

  2. Цукер М.Б. Клиническая неврология детского возраста. Москва, Медицина 1986 г.


Тема 3 (2 часа)
Практическое занятие № 3

Строение нервной клетки. Понятие о синапсе. Строение спинного мозга.
План

  1. Нервная клетка.

  2. Синаптический способ передачи нервных импульсов.

  3. Спинной мозг.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Строение нервной клетки, классификация.

  2. Способы передачи возбуждения, механизм синаптической передачи возбуждения.

  3. Строение спинного мозга.

  4. Рефлекс и рефлекторная дуга.


Задания для самостоятельной работы

  1. Механизм передачи импульса.

  2. Медиаторы нервной системы.


Литература

Основная

  1. Бадалян Л.О. Детская неврология. Москва, Медицина, 1975 г.

  2. Бадалян Л.О. Невропатология. Москва, Просвещение. 1987 г.


Дополнительная

  1. Самусев Р.П., Селин Ю.М. Анатомия человека. М., Медицина, 1995 г.

  2. Уманский К.Г. Невропатология для всех. М., Фабула, 1995 г.

  3. Физиология человека. Под ред. Г.И.Косицкого. М., Медицина, 1985 г.


Тема 4 (2 часа)
Практическое занятие № 4

Строение головного мозга. Цитоархитектоника коры головного мозга. Проводящие пути. Три блока в структуре нервной системы.
План

  1. Строение головного мозга.

  2. Цитоархитектоника коры головного мозга. Клеточные поля по Бродману.

  3. Обзор основных проводящих путей.

  4. Три блока в структуре нервной системы.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Строение головного мозга.

  2. Функции различных отделов головного мозга.

  3. 12 пар черепно-мозговых нервов.

  4. Проводящие пути, их классификация и функции.

  5. Три блока в структуре нервной системы.


Задания для самостоятельной работы

  1. Локализация основных функций в коре головного мозга: центры речи, зрения, слуха, двигательные и чувствительные зоны.


Литература

Основная

  1. Бадалян Л.О. Детская неврология. Москва, Медицина, 1975 г.

  2. Бадалян Л.О. Невропатология. Москва, Просвещение. 1987 г.

  3. Хомутов А.Е. Кульба С.Н. Анатомия центральной нервной системы. Ростов-на-Дону, Феникс. 2006 г.


Дополнительная

  1. Доскин В.А. Морфофункциональные константы детского организма. М., Медицина, 1997 г.

  2. Руководство практического психолога. Под. Ред. И.В.Дубровиной, М., издательский центр «Академия», 1997 г.


Тема 5 (4 часа)
Практическое занятие № 5

Основные неврологические синдромы.
План

  1. Нарушения двигательной функции.

  2. Расстройства чувствительности.

  3. Поражение экстрапирамидной системы.

  4. Расстройства равновесия.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Понятие о параличах и парезах.

  2. Центральный и периферический параличи.

  3. Симптомы поражения стриарной системы.

  4. Симптомы поражения паллидума.


Задания для самостоятельной работы

  1. Нарушение деятельности симпатической вегетативной нервной системы.

  2. Нарушение деятельности парасимпатической нервной системы.

  3. Симптомы поражения мозжечка


Литература

Основная

  1. Бадалян Л.О. Детская неврология. Москва, Медицина, 1975 г.

  2. Бадалян Л.О. Невропатология. Москва, Просвещение. 1987 г.

  3. Доскин В.А. Морфофункциональные константы детского организма. М., Медицина, 1997 г.

  4. Мартынов Ю.С. Нервные болезни. М., Медицина, 1988 г.


Дополнительная

  1. Руководство практического психолога. Под. Ред. И.В.Дубровиной, М., издательский центр «Академия», 1997 г.

  2. Цукер М.Б. Клиническая неврология детского возраста. Москва, Медицина 1986 г.


Практическое занятие № 6

Синдромы нарушения высших корковых функций
План

  1. Гнозис и его расстройства.

  2. Праксис и его расстройства.

  3. Нарушения памяти.

  4. Расстройства мышления.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Классификация и клинические проявления агнозии и апраксии.

  2. Классификация и клиника расстройств памяти и мышления.


Задания для самостоятельной работы

  1. Методы исследования праксиса.

  2. Методы исследования гнозиса.


Литература

Основная

  1. Бадалян Л.О. Детская неврология. Москва, Медицина, 1975 г.

  2. Бадалян Л.О. Невропатология. Москва, Просвещение. 1987 г.

  3. Доскин В.А. Морфофункциональные константы детского организма. М., Медицина, 1997 г.

  4. Мартынов Ю.С. Нервные болезни. М., Медицина, 1988 г.


Дополнительная

  1. Руководство практического психолога. Под. Ред. И.В.Дубровиной, М., издательский центр «Академия», 1997 г.

  2. Цукер М.Б. Клиническая неврология детского возраста. Москва, Медицина 1986 г.


Тема 6 (4 часа)
Практическое занятие № 7

Неврологические основы патологии речи. Общие представления о болезнях нервной системы.
План

  1. Речь и ее расстройства.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Понятие о речи, механизм осуществления речевой функции.

  2. Классификация патологии речи.

  3. Причины нарушений речи, клинические проявления.

  4. Нарушения речи в различные возрастные периоды.


Задания для самостоятельной работы

  1. Расстройства речи, обусловленные нарушением зрения, слуха, интеллекта.

  2. Функциональные расстройства речи.

  3. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата.


Литература

Основная

  1. Бадалян Л.О. Детская неврология. Москва, Медицина, 1975 г.

  2. Бадалян Л.О. Невропатология. Москва, Просвещение. 1987 г.

  3. Мартынов Ю.С. Нервные болезни. М., Медицина, 1988 г.


Дополнительная

  1. Михеев В.В., Мельничук П.В. Нервные болезни. Москва, Медицина, 1981 г.

  2. Цукер М.Б. Клиническая неврология детского возраста. Москва, Медицина 1986 г.


Практическое занятие № 8

Общие представления о болезнях нервной системы.
План

  1. Представление и болезнях нервной системы.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Классификация болезней нервной системы.

  2. Описание основных классов заболеваний

  3. Сравнительная характеристика органических и функциональных нарушений.


Задания для самостоятельной работы

  1. Выделить основные болезни разных возрастных периодов.


Литература

Основная

  1. Бадалян Л.О. Детская неврология. Москва, Медицина, 1975 г.

  2. Бадалян Л.О. Невропатология. Москва, Просвещение. 1987 г.

  3. Мартынов Ю.С. Нервные болезни. М., Медицина, 1988 г.


Дополнительная

  1. Михеев В.В., Мельничук П.В. Нервные болезни. Москва, Медицина, 1981 г.

  2. Цукер М.Б. Клиническая неврология детского возраста. Москва, Медицина 1986 г.

Тема 7 (2 часа)
Практическое занятие № 9

Наследственно-органические и инфекционные заболевания нервной системы.
План

  1. Наследственные дефекты обмена, сопровождающиеся поражением нервной системы.

  2. Наследственные заболевания нервной системы.

  3. Нейроинфекции.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Отличие функциональных расстройств от органических поражений нервной системы.

  2. Классификация и клинические проявления нервно-мышечных заболеваний, их последствия и влияние на физическое и интеллектуальное развитие детей.

  3. Фенилкутонурия и врожденный гипотиреоз, возможность компенсации нарушенных функций, актуальность раннего выявления дефектов.

  4. Взаимосвязь поражения нервной системы и кожи при факоматозах с точки зрения эмбриогенеза.

  5. Классификация воспалительных заболеваний нервной системы, этиология, патогенез, клиника, основные вопросы лечения и реабилитации.


Задания для самостоятельной работы

1. Поражения нервной системы при хромосомных заболеваниях (синдром Дауна, Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера).


Литература

Основная

  1. Бадалян Л.О. Невропатология. Москва, Просвещение. 1987 г.

  2. Мартынов Ю.С. Нервные болезни. М., Медицина, 1988 г.

  3. Михеев В.В., Мельничук П.В. Нервные болезни. Москва, Медицина, 1981 г.


Дополнительная

  1. Попова Л.М., Соколов. Стресс жизни. М.,Медицина, 1994 г.

  2. Попова Л.Т. Память и ее нарушения при очаговых поражениях мозга. М., Медицина, 1972 г.

  3. Цукер М.Б. Клиническая неврология детского возраста. Москва, Медицина 1986 г.


Тема 8 (2 часа)
Практическое занятие № 10

Травматические и интоксикационные заболевания нервной системы. Детский церебральный паралич.
План

  1. Травмы головного мозга.

  2. Травмы спинного мозга.

  3. Детский церебральный паралич.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Этиология, патогенез и клиника детского церебрального паралича.

  2. Задачи педагога в обучении детей, страдающих ДЦП.

  3. Сотрясение головного мозга, клинические проявления в зависимости от тяжести, особенности лечения, отдаленные последствия.

  4. Травматические поражения позвоночника, профилактика травм головного и спинного мозга, роль педагога в профилактике травматизма.

  5. Симптомы поражения нервной системы при отравлении алкоголем, никотином.


Задания для самостоятельной работы

  1. Ушиб и сдавление головного мозга.

  2. Поражение нервной системы при интоксикации свинцом, ртутью, мышьяком.


Литература

Основная

  1. Бадалян Л.О. Детская неврология. Москва, Медицина, 1975 г.

  2. Бадалян Л.О. Невропатология. Москва, Просвещение. 1987 г.

  3. Мартынов Ю.С. Нервные болезни. М., Медицина, 1988 г.

  4. Михеев В.В., Мельничук П.В. Нервные болезни. Москва, Медицина, 1981 г.


Дополнительная

  1. Цукер М.Б. Клиническая неврология детского возраста. Москва, Медицина 1986 г.


Тема 9 (2 часа)
Практическое занятие № 11

Учение о высшей нервной деятельности. Понятие о сигнальных системах. Значение биоритма для жизнедеятельности организма. Значение стресса в детском возрасте.
План

  1. Понятие о высшей нервной деятельности.

  2. Биоритмы и их значение для организма.

  3. Понятие о стрессе.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Механизм образования условных рефлексов.

  2. Виды процессов торможения.

  3. Первая и вторая сигнальные системы.

  4. Биологические ритмы, классификация, влияние биологических ритмов на состояние нервной системы.


Задания для самостоятельной работы

  1. Теория стресса и общего адаптационного синдрома Г.Селье.

  2. Стрессоры, механизмы патогенеза стрессорных реакций.

  3. Влияние стресса на состояние нервной системы детей.


Литература

Основная

  1. Бадалян Л.О. Детская неврология. Москва, Медицина, 1975 г.

  2. Доскин В.А. Морфофункциональные константы детского организма. М., Медицина, 1997 г.

  3. Доскин В.А., Куинджи Н.Н. Биологические ритмы растущего организма. М., Медицина, 1989 г.

  4. г.

  5. Попова Л.М., Соколов. Стресс жизни. М.,Медицина, 1994 г.


Дополнительная

  1. Руководство практического психолога. Под. Ред. И.В.Дубровиной, М., издательский центр «Академия», 1997 г.


Тема 10 (2 часа)
Практическое занятие № 12

Физическое развитие и внешняя среда, их значение для умственного развития ребенка. Медико-психолого-педагогическое консультирование. Раннее выявление детей с отклонениями в развитии. Лечебно-педагогический комплекс.
План

  1. Физическое и умственное развитие детей.

  2. Медико-психолого-педагогическое консультирование.

  3. Лечебно-педагогический комплекс.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Медико-психолого-педагогическая консультация.

  2. Роль педагога в абилитации и реабилитации детей с поражением нервной системы.

  3. Резервные возможности мозга и их значение в реабилитации детей с поражением нервной системы.


Задания для самостоятельной работы

  1. Принципы реабилитации детей с задержкой речевого развития, с заиканием.

  2. Принципы реабилитации слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих детей.


Литература

Основная

  1. Бадалян Л.О. Детская неврология. Москва, Медицина, 1975 г.

  2. Доскин В.А. Морфофункциональные константы детского организма. М., Медицина, 1997 г.

  3. Руководство практического психолога. Под. Ред. И.В.Дубровиной, М., издательский центр «Академия», 1997 г.


Дополнительная

  1. Цукер М.Б. Клиническая неврология детского возраста. Москва, Медицина 1986 г.



1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1. Рекомендуемая литература.


Основная

  1. Бадалян Л.О. Детская неврология. Москва, Медицина, 1975 г.

  2. Бадалян Л.О. Невропатология. Москва, Просвещение. 1987 г.

  3. Доскин В.А. Морфофункциональные константы детского организма. М., Медицина, 1997 г.

  4. Доскин В.А., Куинджи Н.Н. Биологические ритмы растущего организма. М., Медицина, 1989 г.

  5. Мартынов Ю.С. Нервные болезни. М., Медицина, 1988 г.

  6. Михеев В.В., Мельничук П.В. Нервные болезни. Москва, Медицина, 1981 г.

  7. Попова Л.М., Соколов. Стресс жизни. М.,Медицина, 1994 г.

  8. Попова Л.Т. Память и ее нарушения при очаговых поражениях мозга. М., Медицина, 1972 г.

  9. Руководство практического психолога. Под. Ред. И.В.Дубровиной, М., издательский центр «Академия», 1997 г.

  10. Цукер М.Б. Клиническая неврология детского возраста. Москва, Медицина 1986 г.

  11. Хомутов А.Е., Кульба С.Н. Анатомия центральной нервной системы. Ростов-на-Дону, Феникс. 2006 г.


Дополнительная


  1. Богомолова Ф.А., Кутафин Ю.Ф. Особенности развития и воспитания детей раннего возраста. М., Издательство университета Дружбы народов, 1988 г.

  2. Гебель. Ребенок от младенчества к совершенству. М., АСТ «Энигма», 1988 г.

  3. Доскин В.А., Лаврентьева Н.А. Ритмы жизни. М., Медицина, 1991 г.

  4. Самусев Р.П., Селин Ю.М. Анатомия человека. М., Медицина, 1995 г.

  5. Уманский К.Г. Невропатология для всех. М., Фабула, 1995 г.

  6. Физиология человека. Под ред. Г.И.Косицкого. М., Медицина, 1985 г.


1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Таблицы, рисунки, муляжи.



1.10. Примерные зачетные тестовые задания.

1. У мультиполярного нейрона:

а) один аксон и много дендритов;

б) много аксонов и один дендрит;

в) много аксонов и много дендритов;

г) один аксон и один дендрит.

2. Униполярный нейрон находится:

а) в подкорковых ядрах;

б) в спинальных ганглиях;

в) нервной трубке зародыша;

г) в узлах симпатического ствола.

3. Астроциты — это:

а) разновидность глиальных клеток;

б) разновидность нервных клеток;

в) клетки с длинными отростками;

г) клетки с короткими отростками.

4. Белое вещество в нервной ткани образовано:

а) нервными клетками;

б) глиальными клетками;

в) отростками клеток;

г) телами клеток.

5. К псевдоуниполярным нейронам относятся:

а) мотонейроны;

б) нейроны спинальных ганглиев;

в) нейроны вегетативных ганглиев;

г) нейроны без дендритов;

д) нейроны без аксонов.



6. Самое глубокое расположение имеет:

а) твердая оболочка;

б) мягкая оболочка;

в) паутинная оболочка.



7. Шейный отдел спинного мозга включает:

а) 5 сегментов;

б) 12 сегментов;

в) 7 сегментов;

г) 8 сегментов;

д) 31 сегмент.



8. Пучок Бурдаха, проводник проприоцептивной чувствительности, находится:

а) в передних столбах спинного мозга;

б) в задних столбах спинного мозга;

в) в передних рогах спинного мозга;

г) в задних рогах спинного мозга.



9. Отметьте восходящие пути спинного мозга:

а) пучок Голля, (суставно-мышечное чувство);

б) пучок Бурдаха;

в) путь Флексига, (задний спинно-мозжечковый);

г) путь Говерса, (передний спинно-мозжечковый).

10. Передине корешки спинного мозга содержат аксоны:

а) нейронов спинальных ганглиев;

б) нейронов вегетативных ядер;

в) мотонейронов;

г) нейронов собственных ядер.

11. Теменно-затылочная борозда отчетливо видна:

а) на выпуклой поверхности мозга;

б) на внутренней поверхности мозга;

в) на нижней поверхности мозга;

г) под долями больших полушарий.

12. Информация от рецепторов в ЦНС поступает по:

а) афферентным путям;

б) эфферентным путям;

в ) комиссуральным путям;

г) ассоциативным путям.

13. Продолговатый мозг содержит:

а) ядра Голля;

б) ядра шатра;

в) красные ядра;

г) ядра Бурдаха.

14. Перекрест пирамидных путей формируется:

а) на уровне промежуточного мозга;

б) на уровне продолговатого мозга;

в) на уровне заднего мозга;

г) на уровне среднего мозга.

15. Нижние оливы — это структура:

а) спинного мозга;

б) продолговатого мозга;

в) моста;

г) мозжечка;

д) среднего мозга;

е) промежуточного мозга;

ж) переднего мозга.



16. От продолговатого мозга отходят:

а) слуховой нерв;

б) блуждающий нерв;

в) тройничный нерв;

г) блоковый нерв;

д) языкоглоточный нерв;

е) лицевой нерв;

ж) зрительный нерв.

17. От заднего мозга отходят:

а) слуховой нерв;



б) блуждающий нерв;

в) тройничный нерв;

г) блоковый нерв;

д) языкоглоточный нерв;

е) лицевой нерв;

ж) зрительный нерв.



18. Зубчатое ядро — это структура:

а) спинного мозга;

б) продолговатого мозга;

в) моста;

г) мозжечка;

д) среднего мозга;

е) промежуточного мозга;

ж) переднего мозга.



19. Нижние ножки мозжечка содержат:

а) восходящие пути;

б) нисходящие пути;

в) восходящие и нисходящие проводники;



20. Ретикулярная формация это:

а) белое вещество ствола мозга;

б) сеть нейронов в стволе мозга;

в) слой коры мозжечка;

г) сплетения вегетативной нервной системы;

д) серое вещество спинного мозга.

21. Червь — это структура:

а) спинного мозга;

б) продолговатого мозга;

в) моста;

г) мозжечка;

д) среднего мозга;

е) промежуточного мозга;

ж) переднего мозга.



22. Ромбовидная ямка — это полость:

а) спинного мозга;

б) продолговатого мозга;

в) заднего мозга;

г) среднего мозга;

д) промежуточного мозга;

е) переднего мозга.
23. Сильвиев водопровод — это полость:

а) спинного мозга;

б) продолговатого мозга;

в) моста;

г) мозжечка;

д) среднего мозга;

е) промежуточного мозга;

ж) переднего мозга.



24. Черная субстанция — это структура:

а) спинного мозга;

б) продолговатого мозга;

в) моста;

г) мозжечка;

д) среднего мозга;

е) промежуточного мозга;

ж) переднего мозга.



25. Четверохолмие это структура:

а) спинного мозга;

б) продолговатого мозга;

в) моста;

г) мозжечка;

д) среднего мозга;

е) промежуточного мозга;

ж) переднего мозга.



26. Промежуточный мозг возникает из:

а) переднего мозгового пузыря;

б) среднего мозгового пузыря;

в) заднего мозгового пузыря.



27. Функциями гипоталамуса являются:

а) регуляция водно-солевого обмена;

б) регуляция кровяного давления;

в) влияние на эмоциональную сферу;

г) регуляция иммуногенеза;

д) регуляция равновесия.



28. Полостью промежуточного мозга является:

а) I -й желудочек;

б) 2-й желудочек;

в) 3-й желудочек;

г) 4-й желудочек.

29. Структурами промежуточного мозга являются:

а) зрительный бугор;

б) ножки мозга;

в) четверохолмие;

г) сосцевидные тела;

д) гиппокамп;

е) мозолистое тело.

30. В состав надбугорной области (эпиталамуса) входит:

а) гипофиз;

б) эпифиз;

в) сосцевидные тела;

г) коленчатые тела.

31. Гипофиз является структурой:

а) субталамуса;

б) метаталамуса;

в) эпиталамуса;

г) гипоталамуса.

32. Конечный мозг состоит из:

а) 4 долей;

б) 5 долей;

в) 6 долей.



33. Структурами конечного мозга являются:

а) красное ядро;

б) хвостатое ядро;

в) четверохолмие;

г) сосцевидные тела;

д) гиппокамп;

е) мозолистое тело.

34. Центральная борозда разделяет:

а) зрительную и височную доли;

б) лобную и височную доли;

в) зрительную и теменную доли;

г) лобную и теменную доли;

д) теменную и височную доли.



35. Первичное зрительное поле находится:

а) в лобной доле;

б) в лимбической доле;

в) в затылочной доле;

г) в височной доле;

д) в теменной доле.



36. Первичная слуховая кора находится:

а) в лобной доле;

б) в лимбической доле;

в) в затылочной доле;

г) в височной доле;

д) в теменной доле.

37. Соматосенсорная кора находится:

а) в лобной доле;

б) в лимбической доле;

в) в затылочной доле;

г) в височной доле;

д) в теменной доле.



38. Островок — это область коры, ответственная:

а) з а память;

б) за осязание;

в) за зрение;

г) за вкус;

д) за слух.



39. К подкорковым ядрам относятся:

а) хвостатое ядро;

б) зубчатое ядро;

в) чечевицеобразное ядро;

г) миндалевидное ядро;

д) черная субстанция.



40. Полиморфный слой коры больших полушарий:

а) 1-й слой;

б) 2-й слой;

в) 3-й слой;

г) 4-й слой;

д) 5-й слой;

е) 6-й слой.

41. Кора больших полушарий имеет:

а) один слой;

б) три слоя;

в) четыре слоя;

г) шесть слоев.

42. К обонятельному мозгу относятся:

а) лобная кора;

б) височная кора;

в) гиппокамп;

г) зубчатая извилина;

д) угловая извилина.



43. Цитоархитектонических полей по Бродману:

а) 42;


б) 52;

в) 62;


г) 32.

44. Речедвигательная зона находится:

а) в лобной коре;

б) в височной коре;

в) в теменной коре.



45. В переднем мозге нейроны сосредоточены:

а) в коре;

б) в мозолистом теле;

в) в базалъных ганглиях.



46. Нервные волокна, отходящие от шейного отдела симпатического ствола, идут:

а) к сердцу;

б) печени;

в) желудку;

г) легким.

47. Парасимпатический нерв иннервирует:

а) сердце;

б) печень;

в) желудок;

г) легкие.

48. Наружное коленчатое тело — это структура:

а) зрительной системы;

б) слуховой системы;

в) тактильной системы;

г) вкусовой системы;

д) обонятельной системы.



49. Слуховой нерв образован:

а) отростками слуховых рецепторов;

б) волосковыми клетками;

в) нейронами кохлеарных ядер;

г) нейронами спиральных ганглиев;

д) нейронами верхних бугров четверохолмия.



50. Восприятие горького вкуса осуществляется:

а) на кончике языка;

б) на основании языка;

в) на боковой поверхности языка;



г) на всей поверхности языка.
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница