Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 21 Этносоциология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности



страница1/5
Дата01.05.2016
Размер0.92 Mb.
  1   2   3   4   5
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД.Ф.21 ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ


Основная образовательная программа

подготовки специалиста по специальности

040201 «Социология»

Утверждено на заседании

кафедры философии и социологии

социально-гуманитарного факультета

(протокол № 10 от 29.04.2008 г.)

Зав. кафедрой

____________ В.Н.Самородов



Структура учебно-методического комплекса дисциплины
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
Структура программы учебной дисциплины


  1. Автор программы: Голигузов Д. В., к.филос.н., доцент

  1. Рецензенты: В.Е.Федоров , к.филос.н., доц., Р.В.Хацевич, к.филос.н., доц.

  1. Пояснительная записка:

В течении последних десятилетий значимость научных исследований в этнической сфере постоянно возрастает. Тектонические изменения мировой цивилизации – переход от индустриального общества к информационному – порождают соответствующие процессы и проблемы. Глобализация, модернизация, сжатие социального пространства и времени, а также многие другие трудности приводят к тому, что старые противоречия, в том, числе этнического характера, накладываются на новые. Особенно актуальны эти процессы и противоречия для развивающих стран.

Важность данного курса обеспечивается также сложностью позицирования этносов в глобализации, модернизации и демократизации. Они не однозначно влияют на народы мира. Глобализация, с одной стороны заставляет этносы включаться в сложную систему международных отношений, а, с другой, вследствие международного разделения труда, приводит к консервированию традиционных социальных практик. Стратегия этноса во взаимоотношениях с другими определяет тип его модернизационного развития и успех его дальнейшего существования. Модернизация, несмотря на то, что в целом улучшает социально-политическую ситуацию, приводит к расслоению мира на бедные и богатые страны. Третья волна демократизации также не однозначна для этносов по своим результатам и итогам.

Общее усложнение социально-экономической и политической ситуации приводит к активизации этносов во всем мире. Постсоветское пространство естественным образом является ярким примером происходящего с цивилизацией и этносами в последние годы. С 1987г. по 2002г. На территории бывшего советского союза было зафиксировано 6-ть длительных (свыше 6-ти месяцев) региональных этнополитических войн, более двадцати мелких (менее 6-ти месяцев) и около 100 невооруженных этнических конфликта. Актуальность вопросов связанных с этникой в Российской Федерации определена периодом эскалации конфликтов на этнической почве на постсоветском пространстве.

Этнический фактор и в мирных условиях играет существенную роль в трансформационных процессах. С культурными, цивилизационными различиями связывают широту, темпы и формы включения этнических общностей в процессы модернизации, информационные сети.

Изучая традиционно социологическую проблематику – социальную стратификацию, различные виды неравенства, идентичности, старые и новые солидарности, социальные движения, различные виды мобилизации социологи всегда встречаются с их этническим разнообразием. Поэтому курс Этносоциологии нужен не только тем, кто изучает этнические проблемы, межэтнические конфликты, различные виды межэтнических отношений, но и социологам, работающим и в других направлениях, а также политологам, культурологам, этнологам, психологам и даже экономистам, и практикам, работающим в сфере управления.

В курсе обсуждаются предмет, задачи, методология и методы этносоциологии, анализируются основные теории этничности и национализма, рассматриваются вопросы, связанные с построением гражданского общества в многоэтничных государствах, этнической мобилизацией, проблемы этнической идентичности, основные подходы к классификации и анализу этнических конфликтов, концептуальные подходы к пониманию мультикультурализма. В курсе показана роль этничности в становлении социальных неравенств, рассматриваются условия толерантных отношений и установления бесконфликтных межгрупповых связей. Особое внимание в Курсе уделяется процессам глобализации и его влиянию на феномен этничности, характерные социальные траектории формирования гражданской идентичности.



В процессе преподавания курса будет верифицироваться гипотеза, сформированная на основе осознания тех видимых проблем с которыми столкнулась цивилизация. Представляется, что успешность решения этих трудностей, равно как и в целом, успешное дельнейшее развитие мира, будет зависеть от того, каким образом в современные процессы смогут вписаться существующие национальные государства и этносы.

  • Цель курса. Курс имеет своей основной целью рассмотрение социологического аспекта существования народов и попытку определить их место и роль в цивилизационных процессах. Разумеется, обязательным его элементом является ознакомление слушателей с основными теориями и направлениями в этносоциологии, которые связаны с изучением феномена этничности и его приложений в современном мире. Реализация поставленной цели приводит к необходимости решения ряда частных задач.




  • Задачи курса:

  1. Ознакомить слушателей с основными категориями, понятиями и терминами этнической социологии и социологии конфликта. Ознакомить с основными этносами, проживающими на территории Российской Федерации и отношениями между ними.

  2. Показать какую роль играла и играет этническая идентичность в социальных движениях и политической борьбе, особенно на постсоветском пространстве, проанализировать основные современные концепции национализма.

  3. Обсудить основные моменты дискуссии в научном сообществе о возможностях построения демократии в полиэтническом обществе, о роли этнополитических и этнокультурных детерминант в модернизации общества, в экономической и социальной трансформации на постсоветском пространстве.

  4. Показать изменения в социальной стратификации этнических групп, влияние этнокультурных особенностей на процессы интеграции, социальную мобильность, на изменение социальных и культурных дистанций в много этническом обществе.

  5. Рассмотреть основные концепции формирования гражданской идентичности, объясняющие межэтническую напряженность, процесс формирования бинарной дихотомической пары «свой - чужой», «образа врага».

  6. Передать слушателям знания о практических методиках урегулирования межэтнических конфликтов. Привить навыки толерантности в повседневной жизни.

Курс призван показать особенности политики государств в много этнических обществах в прошлом, настоящем, обсудить возможности национальной политики в будущем, обсудить основные принципы политики в отношении этнических меньшинств.


  • место курса в общей системе подготовки специалиста;

Этносоциология и социология конфликта являются дисциплинами в рамках социологии. Они естественным образом в соответствующем аспекте реализуют предметы общей для них науки. Специфические предметы связывают их с целым рядом смежных дисциплин. Ученые, изучающие народы и конфликты между ними, изучают статусные, психологические, политические, экономические, исторические и многие другие черты этносов. Подобные предметы естественно определяют место этносоциологии и социологии конфликтов в системе социогуманитарного образования.

Этносоциологов интересуют, прежде всего, традиционные для социологии предметы – социальные структуры, расслоение, дифференциация, и другие в жизни этносов. Необходимым элементом повседневных социальных практик являются все стороны жизни общества. Следовательно, в их недрах формируется политика и отношение к ней, культура и иные поля для исследования. Например, значительную роль в существовании этносов играет политика. Разумеется, она является предметом политологии, но этносоциологов интересует социальный контекст, последствия влияния властных отношений и многое другое. Без анализа культуры народа в принципе не возможно понять его жизнь. Культура представляет собой сферу исследования другой науки – культурологи, но специфическим интересом этносоциологов является все связанное с этническими чертами культуры. Предметы этносоциологии и социологии конфликтов, а также смежных дисциплин своими краями накладываются друг на друга вследствие близости полей исследования. Таким образом, курс позицируется в области общественных наук и представляет собой рассмотрение общественной жизни в этническом аспекте.

Курс предложен в качестве основного для студентов социологов в рамках соответствующего раздела Госстандарта.


  • требования к уровню освоения содержания дисциплины (должны знать, должны уметь);

  1. Слушатели должны знать основные категории, понятия и термины этнической социологии и социологии конфликтов. Они должны разбираться в основных этносах, проживающих на территории Российской Федерации и отношениях между ними.

    1. Слушатели должны иметь представление о роли этническая идентичность в социальных движениях и политической борьбе, особенно на постсоветском пространстве, а также знать основные современные концепции национализма.

    2. Слушатели должны ориентироваться в узловых моментах дискуссии в научном сообществе о возможностях построения демократии в полиэтническом обществе, и знать значение этнополитических и этнокультурных детерминант в модернизации общества, в экономической и социальной трансформации на постсоветском пространстве.

    3. Слушатели должны иметь представление об изменениях в социальной стратификации этнических групп, о влиянии этнокультурных особенностей на процессы интеграции, социальной мобильности, на изменение социальных и культурных дистанций в много этническом обществе.

    4. Слушатели должны уметь ориентироваться в концепциях формирования гражданской идентичности, объясняющих межэтническую напряженность, процесс формирования бинарной дихотомической пары «свой - чужой», «образа врага».

Слушатели должны знать практические методики урегулирования межэтнических конфликтов, а также иметь навыки толерантности в повседневной жизни.


  • ссылки на авторов и программы, которые использовались в подготовке

При разработке программы в качестве базового использовалось учебное пособие для вузов Арутюняна Ю.В., Дробижевой Л.М., Сусоколова А.А. Этносоциология. – М., 1999.


  1. Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности (направления), включающее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов (выписка)

ОПД.Ф.21

Этносоциология

Предмет и метод этносоциологии как научной дисциплины; этнические факторы социального



 

развития, социальная обусловленность функционирования этнических общностей; самоопределение человека в различных типах этнокультурных систем; социальная культура этнических общностей; этносоциальные проблемы производственной деятельности и социальной мобильности; этнические аспекты миграционных процессов; этносоциология семейно-брачных отношений, культурной и языковой жизни; социальный контекст формирования этнического сознания и самосознания; методы сбора информации и процедуры этносоциологического исследования. (100 часов)



  1. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):




п/п


Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Виды итогового

контроля

(форма

отчетности)



Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа

1

040201 социология

4

7

100

50

30

20

-

50

Экзамен




  1. Содержание дисциплины.

  1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах) Примерное распределение учебного времени:




п/п


Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

аудит.


ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

раб.


Раздел I. Общетеоретические положения.

1

Предмет этносоциологии

4

2

2

-

4

2

Новое в теории этничности.

4

2

2

-

4

3

Современные концепции национализма.

4

2

2

-

4

Раздел II.Общая этносоциология.

4

Этническая идентичность: идеология и поведение. Практика социальных действий.

6

4

2

-

4

5

Этнический стереотип как основной индикатор характерологического своеобразия этнической группы.

5

4

1

-

4

6

Этнокультурная отличительность народов и проблемы этнических границ: исторический опыт и перспективы на рубеже веков.

4

2

2

-

4

7

Социальная стратификация этнических групп. Проблемы этнического неравенства.

4

2

2

-

4

Раздел III.Межэтнические отношения и конфликты.

8

Межэтнические отношения.

3

2

1

-

4

9

Межэтнические конфликты.

5

4

1

-

4

10

Межэтнические конфликты на постсоветском пространстве.

4

2

2

-

4

Раздел IV. Практическая этносоциология.

11

Мультикультурализм: идеология, политика, социальная практика.

4

2

2

-

4

12

Опрос в этносоциологическом исследовании.

3

2

1

-

6




Всего:

50

30

20

-

50
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница