Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 «Основы специальной дошкольной педагогики и психологии»



страница1/11
Дата30.04.2016
Размер3.06 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД.Ф.25 «Основы специальной дошкольной педагогики и психологии»

Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальностям

050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология» (ОФО и ЗФО)




Утверждено на заседании кафедры

СПиСП ППИ

(протокол № 1 от 09.09.13 г.)

Зав. кафедрой СПиСП

______________Ю.А. Афонькина



РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
1.1 Автор программы: к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и психологии Кузьмичева Т.В.
1.2 Рецензенты: к.п.н., доцент РГСУ г. Мурманск Лопинцева Л.А.; к.псх.н., доцент Афонькина Ю.А.
1.3 Пояснительная записка:
Учебный курс Основы специальной дошкольной педагогики и психологии» знакомит студентов с актуальными проблемами специальной психологии и педагогики, раскрывает общие закономерности отклоняющегося развития.

Цель курса – сформировать у студентов представление о различных видах аномального детского развития, а так же научить их оказывать профессионально грамотную, квалифицированную психолого-педагогическую помощь ребенку с проблемами в развитии.

Задачи курса:

- раскрыть теоретико-методологические положения специальной психологии,

- раскрыть психологические особенности детей с различными отклонениями в развитии,

- познакомить студентов с технологиями психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии.

Учебный курс имеет теоретическую направленность. В нем раскрываются закономерности психического развития детей с отклонениями в развитии, рассматриваются факторы (физиологические, социальные, психологические и педагогические), значимые для психического развития ребенка, принципы психолого-педагогической диагностики отклоняющегося развития и вопросы организации специальной психологической помощи в системе дошкольного образования.

Практическое значение курса состоит в том, что полученные знания помогут студентам более успешно осуществлять коррекционную работу с детьми, имеющими отклонения в развитии, а так же определять основные направления работы с семьей.

Изучение курса предусматривается в форме лекций, семинарских и практических занятий. Перечень изучаемых тем поясняется их кратким содержанием, понятийной основой проблемы и дополняется списком рекомендуемой литературы. Некоторые темы предполагают проведение несложных опытных исследований и выполнение ряда практических заданий.

В результате изучения дисциплины «Основы специальной дошкольной педагогики и психологии» студенты должны знать:

- научные основы специальной дошкольной педагогики и психологии: философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические, психологические;



  • основные категории специальной педагогики и специальной психологии (дефект, нарушения психофизического развития, дизонтогенез, ребенок с особыми образовательными потребностями, коррекция, компенсация, со­циальная адаптация, социальная реабилитация, специаль­ное (коррекционное) образование);

  • основные виды дефектов, психофизические особенности и категории детей с нарушениями развития;

  • законодательные акты, определяющие основные права де­тей и инвалидов;

- технологии, методы, формы, средства специального образования;

- современную систему специальных образовательных услуг;



  • организацию работы психолого-медико-педагогической кон­сультации (ПМПК).

Студенты должны уметь:


Данный курс подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарт и предназначен для студентов педагогических вузов.


1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО
Современные проблемы изучения, воспитания и обучения детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, имеющих разные отклонения в психофизическом развитии: сенсорном (слуховом и зрительном восприятии), моторно-двигательном, интеллектуальном, речевом, эмоционально-личностном развитии и поведении. Специальная дошкольная психология как система психолого-педагогического изучения, психопрофилактики и психокоррекции детей с разными отклонениями в развитии. Отрасли специальной дошкольной психологии: сурдопсихология, тифлопсихология, олигофренопсихология, логопсихология, психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (кинезопсихология) и детей с задержками психического развития (социальная психология). Цели, задачи, условия, приемы и технологии специальной психологии. Психолого-педагогическая характеристика, психодиагностика и психопрофилактика отклонений в развитии у детей. Психокоррекционные приемы и технологии, используемые в процессе преодоления у детей раннего и дошкольного возраста недостатков в познавательной деятельности, эмоционально-волевой сфере, межличностных взаимоотношений и поведении со сверстниками и взрослыми.

Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика как система коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с разными отклонениями в развитии. Отрасли дошкольной (коррекционной) педагогики: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедагогика, педагогика детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (кинезопедагогика) и педагогика детей с задержками психического развития (социальная педагогика). Цели, задачи, условия, средства, приемы и технологии специальной (коррекционной) дошкольной педагогики. Дидактические закономерности, принципы и методики коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница