Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 3  история возрастной психологии 



страница1/17
Дата29.04.2016
Размер3.73 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования «Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.3

ИСТОРИЯ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

(ШИФР ДИСЦИПЛИНЫ И НАЗВАНИЕ В СООТВЕТСВИИ СО СТАНДАРТОМ И УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ)

Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности




  1. «050703.00-Дошкольная педагогика и психология

  2. с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»

  3. «050703.00-Дошкольная педагогика и психология

  4. с дополнительной специальностью «Социальная педагогика»

  5. «050703.00-Дошкольная педагогика и психология

  6. с дополнительной специальностью «Иностранный язык»















Утверждено на заседании кафедры

психологии факультета

педагогики и психологии

(протокол № 7 от 06 марта 2008 г.)

Зав. кафедрой


  1. ________________И.А. Синкевич








  1. 2008г.











  2. РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.




    1. Автор программы: Иванов А. Н., старший преподаватель кафедры психологии МГПУ.

1.2 Рецензенты:

Недосека О. Н., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии МГПУ.

Зубрицкая Е.М., кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития Мурманского гуманитарного института (МГИ)


    1. Пояснительная записка

Курс “История возрастной психологии” предназначен для студентов очной и заочной форм обучения Мурманского Государственного Педагогического Университета, обучающихся по специальности “050703-Дошкольная педагогика и психология”. Программа курса построена на основе новейших теоретических разработок в области возрастной психологии (психологии развития), акмеологии, социальной педагогики и других смежных наук.

Цель курса: рассмотреть основные закономерности формирования и развития взглядов на психику ребенка на основе анализа различных подходов к пониманию генезиса психики.

Общие задачи курса: 1) познакомить студентов с основными проблемами истории возрастной психологии в контексте будущей профессии; 2) представить роль историко-психологического знания в построении образа психологической науки; 3) помочь студентам увидеть в содержании курса органическую связь с основами общефилософской гуманистической культуры; 4) актуализировать понимание будущими специалистами относительности понятия “прогресс” в приложении к гуманитарному знанию; 5) раскрыть влияние социальных условий на научные взгляды различных направлений и школ.

Студенты должны знать основные школы и направления современной возрастной (детской) психологии, их философско-методологические основы, а также эволюцию этих направлений, связно излагать их основные идеи, в русле которых развивалась возрастная психология в ХІХ – ХХ веках.

Для подготовки программы курса по истории возрастной психологии использовались материалы учебников, учебных пособий, хрестоматий, монографий и научных периодических изданий по данной дисциплине, рекомендованные Министерством Образования РФ, Советом УМО по классическому университетскому образованию и др. Программа разработана с учетом научно-методических работ П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан, Т.Д. Марцинковской, Г. А. Урунтаевой, М.Г. Ярошевского, и др.

В рамках межпредметных знаний программа курса скоординирована с дисциплинами общепрофессионального блока.


    1. Извлечение из ГОС ВПО

Психология

История возрастной психологии. Предмет и задачи истории возрастной психологии. Подход к проблеме психического развития детей в психологических теориях античности, средневековья и эпохи Возрождения. Подход к проблемам возрастной психологии в философских теориях сознания. Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную область психологической науки. Стенли Холл и его концепция педологии. Основные положения педологии, ее связь с другими науками о ребенке и практикой. Подход к проблеме психического развития детей в основных психологических школах. Психоаналитическая концепция детского развития. Подход к психическому развитию как к научению в школе бихевиоризма. Исследования психического развития детей в гештальтпсихологии, генетической психологии, гуманистической психологии. Развитие возрастной психологии и педологии в России в начале 20 века. Формирование и развитие возрастной психологии в 20-40-е годы. Биогенетические и социогенетические концепции психического развития. Подход к ребенку как к активному деятелю в среде в работах Басова. Понятие ВПФ в работах Выготского. Развитие отечественной детской психологии в 50-60-е годы. Основные проблемы и ведущие психологические школы.



    1. Объем дисциплины и виды учебной работы



№п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр


Виды учебной работы в часах




Трудоёмкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа

форма контроля

1.

  1. «050703.00-Дошкольная педагогика и психология

  2. с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»

  3. «050703.00-Дошкольная педагогика и психология

  4. с дополнительной специальностью «Социальная педагогика»

  5. «050703.00-Дошкольная педагогика и психология

  6. с дополнительной специальностью «Иностранный язык»

2

3

40

20

12

8




20

Зачет



    1. Содержание дисциплины.

      1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени



№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам. раб.

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам. раб.

1.

Тема 1. Проблема воспитания ребенка в психологических учениях античности, средневековья и эпохи Возрождения

3

2

1




3

-

-

-

-

-

2.

Тема 2. Подход к проблемам возрастной психологии в философских теориях сознания

6

4

2




6

-

-

-

-

-

3.

Тема 3. Развитие детской психологии в первые десятилетия ХХ века.

4

2

2




4

-

-

-

-

-

4.

Тема 4. Постановка проблемы психического развития в основных психологических школах.

3

2

1




3

-

-

-

-

-

5.

Тема 5. Развитие возрастной психологии в России.

4

2

2




4

-

-

-

-

-




ВСЕГО:

20

12

8

-

20

-

-

-

-

-




      1. Содержание разделов дисциплины.


Тема 1. Проблема воспитания ребенка в психологических учениях античности, средневековья и эпохи Возрождения.

Взгляды философов Древней Греции на развитие человека. Учения Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона и Аристотеля. Идея ведущей роли нравственного воспитания в учении Сократа. Первая периодизация психического развития у Аристотеля, его взгляды на природосообразность воспитания. Понятие “каллокагатия” как гармоническое развитие тела и души в греческой и римской системах воспитания.

Развитие учения о самосознании и познавательной активности души у Августина Аврелия. Схоластическое обучение в период средневековья. Разработка новых принципов обучения ( принципа наглядности и принципа природосообразности) в эпоху Возрождения.
Тема 2. Подход к проблемам возрастной психологии в философских теориях сознания.

Исследования психологического развития детей в Новое время. Взгляды Б. Спинозы на эмоциональность детей и принципы волевой регуляции. Открытие Дж. Локком новых закономерностей в процессе формирования понятий. Идеи Д. Гартли о прижизненном формировании психики и необходимости для педагогов использовать знание о законах психической жизни. Теория “естественного человека” Ж. Ж. Руссо и его периодизация развития ребенка. Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную науку: требования педагогической практики, разработка идеи развития в биологии. появление экспериментальной психологии и разработка объективных методов исследования. Взгляды К. Д. Ушинского на взаимосвязь педагогики и психологии. Идеи И. Ф. Гербарта о динамике представлений и принципах обучения. Книга У. Джеймса “Беседы с учителями о психологии”. В. Прейер как “отец” детской психологии и его дневник развития “Душа ребенка”. Взгляды на роль наследственности и исследования индивидуальных различий Ф. Гальтона.


Тема 3. Развитие детской психологии в первые десятилетия XX века.

Стенли Холл и его концепция педологии. Основные положения педологии, ее связь с другими науками о ребенке и практикой. Труды С. Холла “Юность” и “Проблемы воспитания”. Теория рекапитуляции и создание на ее основе периодизации психического развития Гетчинсоном.

Основные теории детского развития первой трети ХХ века. Ассоцианистский подход Д.Селли. Идеи сенсорного обучения М. Монтессори. Разработка методологических основ обучения детей Э.Мейманом. Описание механизмов психического развития у Э. Клапареда. Экспериментальное исследование развития мышления детей А. Бине. Изучение младенчества и раннего детства А. Гезеллом, изобретение лонгитюдного метода. Исследования эмоционального и нравственного развития ребенка Д. Болдуином. Изучение целостной личности в трудах В. Штерна. Анализ происхождения речи и детских рисунков К. Бюлером. Исследования возрастных кризисов Ш. Бюлер. Проблемы социализации детей в разных культурах в трудах М. Мид.
Тема 4. Постановка проблемы психического развития в основных психологических школах.

Психоаналитическая концепция детского развития. Роль З. Фрейда в становлении новых взглядов на проблемы развития личности. Детский психоанализ А. Фрейд, ее идеи о развитии у детей чувства защищенности. Понятия “стиль жизни”, “комплекс неполноценности”, “компенсация” у А. Адлера, его вклад в психотерапию. Взгляды К. Хорни на развитие самосознания. Периодизация развития человека Э. Эриксона, его учение об идентичности. Теория привязанности Дж. Боулби.

Подход к психическому развитию как научению в бихевиоризме. Экспериментальные исследования Д. Уотсона, Э. Торндайка и Б. Скиннера. Теория фрустрации Д. Долларда. Проблемы коррекции отклоняющегося поведения в трудах А. Бандуры.

Исследования психического развития детей в гештальтпсихологии, генетической психологии и гуманистической психологии. Школа Ж. Пиаже и его исследования развития детского мышления. Теория развития нравственности Л. Кольберга. Открытие новых закономерностей познавательного развития детей Д. Брунером.


Тема 5. Развитие возрастной психологии в России.

Становление отечественной возрастной психологии в начале ХХ века. Педологические работы А. П. Нечаева, Н. П. Румянцева и В. М. Бехтерева. Экспериментальное изучение индивидуальных особенностей детей в лаборатории А. Ф. Лазурского, его идея “естественного эксперимента”. Вопросы сенсомоторного воспитания в трудах П. Ф. Каптерева.

Биогенетические и социогенетические концепции психического развития в 20 — 40-е годы ХХ века. Подход к ребенку как к активному деятелю в среде В. Я. Басова. Учение Л. С. Выготского о развитии высших психических функций. Работы П. П. Блонского о развитии познавательных процессов детей. Развитие отечественной возрастной психологии в 50 — 60-е годы ХХ века. Деятельность учеников и последователей Л. С. Выготского: А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, Л. И. Божович, М. И. Лисиной и др. Основные проблемы возрастной психологии на современном этапе. Возникновение и формирование предметной области акмеологии как науки о вершине человеческого развития.


      1. Темы для самостоятельного изучения.




п/п


Наименование раздела дисциплины. Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во час.

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Проблема воспитания ребенка в психологических учениях античности, средневековья и эпохи Возрождения.

Чтение, конспектирование

3

Опрос, реферат.

2

Подход к проблемам возрастной психологии в философских теориях сознания.

Чтение, составление таблицы

6

Опрос, реферат

3

Развитие возрастной психологии в первые десятилетия ХХ века.

Чтение, составление таблицы

4

Опрос, реферат

4

Постановка проблемы психического развития в основных психологических школах.

Чтение, составление таблицы

3

Опрос, дискуссия, проверочный тест

5

Развитие возрастной психологии в России.

Чтение, конспектирование

4

Опрос, дискуссия




Всего:




20






1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ)



ПЛАНЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1

Тема: Проблема воспитания ребенка в психологических учениях античности, средневековья и эпохи Возрождения

План

  1. Возрастная психология Древней Греции.

  2. Подход к психологическому развитию детей в период эллинизма.

  3. Психологические аспекты обучения и воспитания детей в период средневековья.

  4. Вопросы психологического развития детей в эпоху Возрождения.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. В чем разница взглядов Платона и Аристотеля по вопросу о роли искусства в воспитании детей?

  2. В чем состояли основные принципы обучения в греческих и римских школах?

  3. В чем заключались основные подходы к пониманию и исследованию одаренности у Квинтиллиана?

  4. В чем разница в понимании этически правильного поведения между эпикурейцами и стоиками?

  5. В чем состояли основные недостатки подхода ученых к исследованию психики детей в эпоху Возрождения?

  6. Какие способы психологической помощи детям предлагались в период Средневековья?

  7. Какие основные проблемы детской психологии решались в эпоху Возрождения?


Задание для самостоятельной работы.

Прочитайте, сделайте конспект книги: Якунин В. А. История психологии. — СПб., 1998. Стр. 9-28.



Литература

  1. Дружинин В. Н. Современная психология. — М., 1999. С. 578-588.

  2. Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии. — М., 1997. С. 9-32.

  3. Якунин В. А. История психологии. — СПб., 1998. Стр. 9-28.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2

Тема: Подход к проблемам возрастной психологии

в философских теориях сознания

План

  1. Взгляды Б. Спинозы на эмоциональность детей и принципы волевой регуляции.

  2. Открытие Дж. Локком новых закономерностей в процессе формирования понятий.

  3. Идеи Д. Гартли о прижизненном формировании психики и необходимости для педагогов использовать знание о законах психической жизни.

  4. Теория «естественного человека» Ж. Ж. Руссо и его периодизации развития ребенка.

  5. Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную науку.

  6. Идеи И. Ф. Гербарта о динамике представлений и принципах обучения.

  7. В. Прейер и его книга «Душа ребенка».

  8. Взгляды К. Д. Ушинского на взаимосвязь педагогики и психологии.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Какие проблемы психического развития детей изучались в работах психологов Нового времени?

  2. На чем основывалась рационалистическая концепция о видах познания?

  3. Какие источники познания выделял Д. Локк?

  4. Каким образом обосновывал Д. Локк свою критику теории врожденных идей?

  5. В чем состояли основные различия механизма рефлекса в теориях Декарта и Гартли?

  6. Какой механизм психической жизни был положен в основу первой психологической теории Гартли?

  7. Что явилось предпосылкой выделения детской психологии в самостоятельную область психологического знания?

  8. В каких психологических концепциях нашла отражение эволюционная теория Дарвина?

  9. Каким образом обосновывал Гербарт значение апперцептивной массы в формировании психики детей?

  10. Какие экспериментальные методы исследования психики были предложены Вундтом и Гальюном?

  11. Что явилось основными предпосылками выделения возрастной психологии в самостоятельную область научного знания?

  12. Каким образом обосновывал И. Ф. Гербарт идею о существовании особого параметра представлений – силы представлений?

  13. В каких психологических концепциях нашла отражение эволюционная теория Ч. Дарвина?

  14. Какие экспериментальные методы исследования психики были предложены В. Вундтом и Ф. Гальтоном?

  15. На работы каких философов опирался К. Д. Ушинский, разрабатывая свою теорию психического развития?


Задание для самостоятельной работы.

  1. Подготовить сообщение о теории Ж. Ж. Руссо по книге У. Крэйн «Теории развития». – СПб. , 2002. – С. 30 – 40.

  2. Читать: Марцинковская Т. Д. История детской психологии. – М., 1998. – С. 85 – 105.

  3. Выписать значения следующих понятий : преформированность, эпигенез, эволюция из книги Сапогова Е. Е. Психология развития человека. – М., 2001. – С. 76.


Литература.

  1. Марцинковская Т. Д. История детской психологии. – М., 1998. – С. 85 – 105.

  2. Якунин В. А. История психологии. — СПб., 1998.

  3. Ярошевский М. Г. История психологии: от античности до середины ХХ века. — М., 1997.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Тема: Развитие детской психологии в первые десятилетия XX века.

План

  1. Основные положения педологии, ее связь с другими науками о ребенке и практикой.

  2. Основные теории детского развития первой трети XX века.

  3. Исследования детских рисунков Дж. Селли.

  4. Исследование детской игры К. Гросом.

  5. Идеи сенсорного обучения М. Монтессори.

  6. Описание механизмов психического развития у Э. Клапареда.

  7. Экспериментальное исследование развития мышления детей А. Бине.

  8. Изучение младенчества и раннего детства А. Гезеллом. Исследования эмоционального и нравственного развития ребенка Д. Болдуином.

  9. Изучение целостной личности в трудах В. Штерна.

  10. Исследования возрастных кризисов Ш. Бюлер.

  11. Проблемы социализации детей в разных культурах в трудах М. Мид.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Читать: Марцинковская Т. Д. История детской психологии. – М., 1998. – С. 107 - 133.

  2. Сделать сообщения (по выбору) на темы:

    • Дж. Селли – первый исследователь детских рисунков.

    • А. Гезелл о качественном своеобразии человеческого детства.

    • К. Бюлер о трех ступенях развития поведения животных и человека.

    • Взгляды К. Гроса на детскую игру.

    • Тенденции детского развития в теории В. Штерна.


Литература.

  1. Марцинковская Т. Д. История детской психологии. – М., 1998. – С. 107 - 133.

  2. Психология дошкольника: Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева. – М., 2000. – С. 297 – 322; 362 – 385.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Тема: Постановка проблемы психического развития

в основных психологических школах

План:

  1. Психоаналитические теории детского развития.

  2. Поход к психическому развитию как научению в бихевиоризме.

  3. Исследования психического развития детей в гештальтпсихологии.

  4. Исследования познавательного развития в русле когнитивной психологии.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Какие основные принципы легли в основу теории Фрейда?

  2. Какой критерий выбрал Фрейд для своей периодизации развития личности?

  3. Что такое архетипы и какова их роль в развитии личности?

  4. Как формируется индивидуальный стиль жизни, по мнению Адлера?

  5. В чем причина появления психологической тревоги в концепции Хорни?

  6. Какие изменения внес Эриксон в периодизацию развития личности?

  7. В чем заключается психическое развитие с точки зрения гештальтпсихологии?

  8. Какие законы восприятия были открыты в опытах Коффки и Фолькельта?

  9. Какое объяснение инсайта было предложено Келером?

  10. Какие методы исследования личности были предложены Левиным?

  11. Какие законы научения были открыты Торндайком?

  12. На каком основании бихевиоризм отвергал идею возрастной периодизации?

  13. В чем заключается оперантное научение Скиннера?

  14. Почему теория ролей Мида получила еще название «теория ожиданий»?

  15. Какое объяснение эгоцентрической речи было предложено Пиаже?

  16. Какие этапы развития мышления были описаны в теории Пиаже?

  17. Какие положения теории Пиаже были пересмотрены Брунером?

  18. Какие потребности в структуре личности были описаны Маслоу?

  19. В чем причины нарушения адекватности самооценки, по мнению Роджерса?

  20. Чем различаются подходы к коррекции психического развития в психоанализе и гуманистической психологии?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Читать: Марцинковская Т. Д. История детской психологии. – М., 1998. С. 135 – 219.

  2. Сделать сообщения (по выбору) на темы:

    • Взгляды Дж. Уотсона на воспитании ребенка.

    • Взгляды К. Коффки на сущность психического развития.

    • Ж. Пиаже о главных особенностях детской логики.


Литература

  1. Марцинковская Т. Д. История детской психологии. – М., 1998. – С. 135 – 219.

  2. Психология дошкольника: Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева. – М., 2000. – С. 342 – 362, 385 – 406.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5

Тема: Развитие возрастной психологии в России

План

  1. Становление отечественной возрастной психологии в начале ХХ века.

  2. Биогенетические концепции психического развития в 20 – 30-е годы ХХ века.

  3. Социогенетические концепции психического развития в 20 – 30-е годы ХХ века.

  4. Учение Л. С. Выготского о развитии высших психических функций.

  5. Развитие отечественной возрастной психологии в 50 – 60-е годы ХХ века.

  6. Основные проблемы возрастной психологии на современном этапе.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Сделать таблицу, в которой были бы отражены основные психологические школы и направления ХХ века, ведущие ученые, даты и страны.

  2. Сделать сообщения ( по выбору ) на темы:

      • П. Ф. Каптерев: жизненный и творческий путь.

      • В. М. Бехтерев: жизненный и творческий путь.

      • Л. С. Выготский: жизненный и творческий путь.

      • А. Р. Лурия: жизненный и творческий путь.

      • Д. Б. Эльконин: жизненный и творческий путь.


Литература.

  1. Марцинковская Т. Д. История детской психологии. – М., 1998. – С. 221 – 266.

  2. Никольская А. А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. – Дубна, 1995.

1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература


Основная:

  1. Марцинковская Т. Д. История детской психологии. – М., 1998.

  2. Психология дошкольника: Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева. – М., 2000.


Дополнительная:


  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т, – М., 1982.

Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности. — М., 1997.

  1. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995.

Марцинковская Т. Д. История психологии. — М., 2001.

  1. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира – М., 1996.

  2. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. – Дубна, 1995.

  3. Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии. — М., 1997.

  4. Якунин В. А. История психологии. — СПб., 1998.

  5. Ярошевский М. Г. История психологии: от античности до середины ХХ века. — М., 1997.


1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины. не предусмотрено

1.9.1 Перечень используемых технических средств - не предусмотрено

1.9.2 Перечень используемых пособий - не предусмотрено

1.9.3. Перечень видео- и аудиоматериалов - не предусмотрено


1.10 Примерные зачетные тестовые задания.
Выберите правильный ответ:

    1. Воспитание должно научить человека хорошо говорить, хорошо мыслить и хорошо поступать». Это утверждал:

  1. Сократ;

  2. Платон;

  3. Демокрит;

  4. Аристотель.




    1. «Знание как таковое, без соответствующих поступков, не делает человека нравственным». Эту мысль подчеркивал:

  1. Квинтилиан;

  2. Эпикур;

  3. Сенека;

  4. Аристотель.




    1. «Страх перед учителями, так же как и перед богами, препятствует совершенствованию души». Это говорил:

  1. Марк Аврелий;

  2. Сократ;

  3. Демокрит;

  4. Эпикур.




    1. «Честолюбивые притязания как средства стимулирования обучения вредны для нравственности». Это утверждал:

  1. Августин Аврелий;

  2. Эразм Роттердамский;

  3. Р. Бэкон;

  4. Х. Вивес.

5. «Нельзя осуждать повышенную эмоциональность ребенка и тем более наказывать за нее». Эту мысль высказал:



  1. Фрэнсис Бэкон;

  2. Рене Декарт;

  3. Б. Спиноза;

  4. Г. В. Лейбниц.

6. «Педагоги должны использовать знание законов психической жизни в своих обучающих методах». Эту мысль впервые отчетливо высказал:



  1. Д. Локк;

  2. Д. Гартли;

  3. Ж. Ж. Руссо;

  4. Х. Вольф.

7. Первым ученым, который планомерно осуществлял дневниковые наблюдения за детьми, был:



  1. Т. Тидеман;

  2. В. Прейер;

  3. Ч. Дарвин;

  4. В. Вундт.

8. Педагогический институт им. Руссо в Женеве, ставший международным центром экспериментальных исследований в области детской психологии, был основан:



  1. Г. С. Холл;

  2. Д. Селли;

  3. Э. Мейман;

  4. Э. Клапаред.

9. Понятие «коэффициент интеллекта» предложил:



  1. А. Бине;

  2. В. Штерн;

  3. А. Л. Гезелл;

  4. Д. М. Болдуин.

10. Детские рисунки впервые были выделены как специальный предмет научного исследования:



  1. К. Гросом;

  2. Ш. Бюлер;

  3. М. Монтессори;

  4. Дж. Селли.

11. А. Адлер выделял



  1. один вид компенсации;

  2. два основных вида компенсации;

  3. три основных вида компенсации;

  4. четыре основных вида компенсации.

12. С точки зрения представителей бихевиоризма, понятие «научение» по сравнению с понятием «обучение» является:



  1. синонимичным;

  2. более широким;

  3. более узким;

  4. тавтологичным.

13. Первые в России педологические курсы в Петербурге открылись в 1904 г. под руководством:



  1. П. Ф. Каптерева;

  2. Г. И. Россолимо;

  3. А. П. Нечаева;

  4. Н. Е. Румянцева.

14. «Внутренняя речь возникает, как и внешняя, из слушания других и из внутреннего повторения речи других». Эту точку зрения отстаивал:



  1. Ж. Пиаже;

  2. А. Валлон;

  3. Л. С. Выготский;

  4. П. П. Блонский.

1.11 Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Взгляды древнегреческих философов на развитие человека.

  2. Взгляды древнеримских философов на развитие человека.

  3. Сравнительная характеристика принципов обучения в периоды Средневековья и Возрождения.

  4. Исследования психологического развития детей в Новое время.

  5. Возникновение возрастной психологии как самостоятельной науки в XIX веке.

  6. Идеи И. Ф. Гербарта о динамике представлений и прнципах обучения.

  7. В. Прейер и его книга «Душа ребенка».

  8. Развитие педологии в первой половине ХХ века.

  9. Идеи сенсорного обучения М. Монтессори.

  10. Теория созревания А. Гезелла.

  11. Психоаналитическая теория З. Фрейда и А. Фрейд.

  12. Теория зрелости К. Г. Юнга.

  13. Гуманистическая психология о развитии человека.

  14. Теория когнитивного развития Ж. Пиаже.

  15. Стадии нравственного развития по Л. Кольбергу.

  16. Теории научения в раннем бихевиоризме.

  17. Теория социального обучения А. Бандуры.

  18. Возрастная периодизация и теория идентичности Э. Эриксона.

  19. Теория привязанности Дж. Боулби.

  20. Возникновение и развитие возрастной психологии в России в начале ХХ века.

  21. Теория развития высших психических функций Л. С. Выготского.

  22. Биогенетические теории психического развития в 20-е – 40-е годы ХХ века.

  23. Социогенетические теории психического развития в 20-е – 40-е годы ХХ века.

  24. Исследования психического развития детей в школе Л. С. Выготского.


1.12 Комплект экзаменационных билетов — не предусмотрено
1.13 Примерная тематика рефератов.
1.Сравнительная характеристика подходов к обучению и воспитанию

детей у Платона и Аристотеля.

2.Подход к психическому развитию детей в период эллинизма.

3.Психологические аспекты обучения и воспитания детей в период

средневековья.

4.Вопросы психологического развития детей в эпоху Возрождения.

5.Исследования психологического развития детей в Новое время.

6.Проблема способностей в работах французских просветителей.

7.Выделение детской психологии в самостоятельную область психологической науки.

8.Стенли Холл и его концепция педологии.

9.Основные теории детского развития первой трети XX в.

10.Подход к психическому развитию как к научению в школе бихевиоризма.

11.Исследования психического развития детей в гештальтпсихологии.

12.Стадии нравственного развития по Л. Кольбергу.

13.Подход к психическому развитию в гуманистической психологии.

18.Значение работ В.В. Зеньковского по психологии детства.

14.Становление отечественной детской психологии.

15.Вклад Л.С. Выготского и его теории высших психических функций в отечественную психологическую науку.

16.Формирование и развитие советской детской психологии.

17.Развитие отечественной детской психологии в 50–60-е годы.

19.Взгляды П. П. Блонского на обучение детей.

20.Развитие восприятия и мышления дошкольников в трудах А. В. Запорожца.

21.Проблема развития общения взрослых и детей в работах М.И. Лисиной.

22.Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.




1.14 Примерная тематика курсовых работ— не предусмотрено

1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ— не предусмотрено

1.16 Методики исследования (если есть).
1.17 Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине.
ECTS (Ектс)

Кредиты ECTS

Создается база по студентам:



Баллы

рейтинг

ФИО студентов









Здесь естественно регистрируются традиционные и рейтинговые оценки, которые выставляются преподавателем, а внутри университета принята шкала оценивания (американская система). Все оценки делятся на классы. Всего 7 классов, которые соответствуют четырем оценкам (2-5). Присутствует рейтинговая балльная оценка. В документах вуза закреплено, что соответствует оценкам «отлично»; «хорошо»; «удовлетворительно»; «неудовлетворительно»

По многолетним наблюдениям за распределением оценок студентов было выявлено следующее соотношение: 10% - пятерок; 10% - троек, остальные - четверки, хотя бывает четверок и троек больше, чем пятерок.

По каждой дисциплине вес в кредитах определяется в учебном плане. Для того чтобы определить вес в кредитах в 2002 году министерство выпустило документ и приложении (письмо МИНВУЗа «Методика расчета трудоемкости основных образовательных программ», которое есть в списке раздаточного материала).



Правило пересчета рейтинговых и традиционных оценок успеваемости студентов

Обозначение

Балльно-рейтинговая оценка

Традиционная оценка

определение

А

91-100

отлично

(Превосходно) - глубокие познания с незначительными погрешностями

В

81-90

хорошо

(Очень хорошо) – выше среднего уровня но с некоторыми ошибками

С

71-80

хорошо

(Хорошо) – средний (общий уровень знаний с заметными ошибками

D

56-70

удовлетворительно

(Удовлетворительно) - верно, но со значимыми изъянами

E

41-55

удовлетворительно

(Достаточно) – знания, удовлетворяющие минимальному критерию

FX

31-40

неудовлетворительно

(Не совсем достаточно) –некоторое количество работы необходимо для успешного завершения курса

F

0-30

неудовлетворительно

(Совсем недостаточно) значительный объем работ необходим для успешного завершения курса

По этой методике расчета трудоемкости основных образовательных программ «цена» одной зачетной единицы – 36 часов, продолжительностью по 45 минут.

Кредитные единицы просчитывается по количеству часов, принадлежащих дисциплине, выставляются в учебный план и студенты по определенным дисциплинам получают свое количество кредитов.

Смысл заключается в том, что любой студент должен набрать за полный академический год должен набрать 60 кредитных единиц (вместе с самостоятельной работой) по требованию Болонской декларации.

Студент набирает оценку в баллах по дисциплине «История возрастной психологии» и другим психологическим дисциплинам.



Название дисциплины

Вес в кредитах

Оценка в баллах

Дисциплина 1

4

97

Дисциплина 2

2

75

Дисциплина 3

6

82









Дисциплина 46

5

99

Дисциплина 47

7

91

Далее рассчитывается рейтинг. Оценка в баллах умножается на кредитные единицы, которые студент получил по дисциплинам в семестре, в триместре, за год и умножается на коэффициент, который был утвержден на Ученом совете университета. Таким образом получается рейтинг студента по университету (по вузу).



97х4 + 75х2 + 82х6 + К + 99х5 + 91х7 х 1,07 = 82,942

R = 4 + 2 + 6 + К + 5 + 7


Учебный рейтинг умножается на 1,07 – повышающий коэффициент, сформированный:

Добавлением к 1 в соответствии с Положением университета о студенческом самоуправлении.

0,04 - за научные успехи;

0,02 – за выполнение творческих заданий.

0,03 – за участие в заседаниях круглого стола и др.


Уровень знаний и практических умений, освоенных в процессе изучения курса «История психологии», оценивается по следующей системе:

  1. Активное участие в работе всех семинарских занятий – 10 баллов

  2. Выполнение и сдача тестовых заданий – 10 баллов

  3. Подготовка и сдача заданий по самостоятельной работе – 10 баллов

  4. Написание и защита курсовой работы – 10 баллов


Экзамен (зачет) по курсу «История возрастной психологии».

Проходит в письменной (необычной, нетрадиционной) форме в 2 этапа.



1 этап – вопрос - эссе (проверка знаний) Включает творческое сочинение (эссе) по программе курса. Студент должен ответить на вопрос с использованием ЗУН из дисциплины «Психология художественного творчества».

Отводится 30 минут. За 1 часть – от 0 до 2 баллов получает студент



2 этап – состоит из двух частей.

Первая часть - индивидуальный билет (выполнение творческого задания).

Вторая - тестовая часть. Вопросы в тестовой форме. Тестовые вопросы студенты не знают. Предлагается 4 варианта ответа, один правильный. Отводится 40 минут. Перечень 120 вопросов заранее не дается студентам. Тесты из единой базы. 20 вопросов выносятся на экзамен (на следующий год увеличится до 30).

После экзамена проверяются ответы и выставляются баллы по шкале и объявляются результаты:



1 этап :

Эссе: 0-2

2 этап:

19-20 – «5»;

18-17 – «4»;

16 – «3».

Итак с учетом баллов за вопрос шкала меняется:



22-20 -«5»;

19-18 – «4»;

16-17 – «3».

В течение семестра готовят студентов писать эссе (разработаны критерии оценки.)




РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.
Самостоятельную работу студентов условно можно разделить на следующие виды: контрольная работа; реферат; курсовая работа.

Такие формы самостоятельной учебной деятельности студентов направлены на:



  • совершенствование психологических знаний по отдельным темам, их углубление по интересующей студента проблеме;

  • обучение применению этих знаний для решения прикладных задач;

  • формирование умений и навыков психологического исследования, научно-исследовательской работы;

  • приобретение умений и навыков практической психологической работы.

При написании контрольных, реферативных и курсовых работ студент руководствуется рекомендациями, которые ему предоставляет преподаватель – научный руководитель исследовательской работы. При подготовке дипломного проекта студент может получать консультации не только непосредственного научного руководителя, но и преподавателя-консультанта, который может предложить дополнительные рекомендации, внести незначительные коррективы в программу подготовки исследования.

Контрольная работа по истории возрастной психологии— это краткое изложение содержания прочитанной литературы по той или иной теме, представление итогов изучения научной проблемы на основе обзора небольшого количества источников. Контрольная работа несет определенную совокупность информации, но в ней может содержаться анализ и критика соответствующих научных теорий, концепций, взглядов.

Это может быть краткое изложение книги, статьи по психологии (аннотация источника), или компилятивный обзор нескольких изданий по проблеме, обозначенной в теме. Чаще всего предлагаются тематические контрольные работы, направленные на раскрытие определенного раздела того или иного курса психологии, либо на обращение или обоснование конкретной проблемы психологической науки. В связи с последним замечанием, студенту необходимо продемонстрировать в результате подготовки контрольной работы свое видение рассматриваемого вопроса. Исследовательская составляющая в контрольной работы обычно отсутствует. Оцениваться контрольная работа может двумя основными способами: дифференцированной оценкой или аттестационным обозначением.

Реферат по истории возрастной психологии– форма самостоятельной работы, направленной на детальное знакомство с какой-либо темой в рамках данной дисциплины. Основная задача работы над рефератом по предмету – углубленное изучение определенной проблемы курса, получение более полной информации по какому-либо его разделу. Научно-исследовательский аспект в реферативной работе также обычно не предусматривается. Тема реферата должна быть предложена преподавателем, но может быть сформулирована и самим студентом при условии обоснования ее целесообразности и согласия преподавателя руководить ее выполнением. При подготовке реферата необходимо использование достаточного для раскрытия темы количества источников, непосредственно относящихся к изучаемой теме (книг и публикаций периодических изданий). Работа студента над рефератом получает чаще всего дифференцированную оценку преподавателя.

РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала.
Лекция 1. ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ АНТИЧНОСТИ, СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница