Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 5 «введение в педагогическую деятельность»



страница1/4
Дата30.04.2016
Размер0.65 Mb.
  1   2   3   4
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.5 «ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»


(шифр дисциплины и её название в строгом соответствии с государственным образовательным стандартом и учебным планом)

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

(специальностям)



050502 Технология и предпринимательство


(код и наименование специальности/тей)

Утверждено на заседании кафедры

______________________________

_____________________факультета

(протокол №___от_________200_ г.)
Зав.кафедрой

_______________________________



РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
1.1 Автор программы: Стаценко Е.Р.

(к.п.н., доцент кафедры Т иД)


1.2 Рецензенты:

К.п.н., доцент, начальник отдела аттестации обл. комитета по образованию Сергеева И.А.



К.п.н., доцент, декан факультета Т и Д МГПУ Шадрина И.М.
1.3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель курса «Введение в педагогическую деятельность» - обеспечить становление началь­ных ориентации студентов в области современной педагогики, понимание ее роли и места в социокультурном образовательном процессе, осознание зна­чимости профессии педагога в обществе и развитие на этой основе у студен­тов мотивов личностного продвижения в системе многоуровнего педагоги­ческого образования.

Образовательные задачи курса «Введение в педагогическую деятельность» подразделя­ются на три взаимосвязанных блока.

Первый блок задач связан с освоением студентами нового образова­тельного содержания и должен:

  • обеспечить первоначальное вхождение первокурсников в мир пе­дагогической реальности, создать основы для многогранного видения педагогики как феномена культуры, науки, практики;

  • способствовать осознанию студентами своеобразия области яв­лений, изучаемых педагогикой , специфики ее предмета, основных педаго­гических понятий, гуманистической направленности педагогической нау­ки и практики;

сформировать представление о сущности педагогической про­фессии, понимание современной педагогической реальности как непре­рывного исследовательского поиска и творческого самовыражения педаго­гов-практиков.

Второй блок задач связан с овладением студентами умениями:

  • работать самостоятельно с педагогической литературой;

  • описывать и анализировать Педагогические факты, ситуации, явления;

- публично выступать и дискутировать на педагогические темы.
Третий блок задач направлен на развитие личности студента и включает в себя следующие задачи:

  • способствовать пробуждению интереса к педагогическим про­блемам, к творчеству в данной области;

  • побуждать к активному самопознанию и саморазвитию личности
    с позиции предстоящей деятельности в области образования.

В основу отбора содержания курса положены следующие принципы:

  1. Принцип научности, предполагающий освещение содержа­ния курса с позиций современной науки, раскрытие сущности педаго­гики и ее понятийного аппарата в развитии, в сопоставлении разных научных подходов.

  2. Принцип интегративности, предполагающий отражение пе­дагогики в системе широкого взаимодействия с другими науками: фи­лософией, историей, психологией, социологией и др.

  3. Принцип культурно-исторической преемственности про­грессивных традиций педагогической науки и практики, предполагающий рассмотрение педагогики во взаимодействии с культурой, с ее ценностными основаниями, раскрытие роли педагогики в историче­ском процессе и в современной социокультурной ситуации.

Методические аспекты преподавания курса «Введение в педагогическую деятельность» определяются следующими принципами:

  1. Принцип диалогичности как постоянный диалог преподава­теля и студентов на занятиях, обращение к жизненному опыту, обмен мнениями по обсуждаемым педагогическим вопросам.

  2. Принцип личностной ориентированности содержания, предусматривающий взаимосвязь обсуждаемых педагогических вопросов с личностными перспективами, профессиональными планами студен­тов в связи с получением педагогического образования.

  3. Принцип развивающе-творческой направленности обуче­ния, состоящий в создании творческих ситуаций, мобилизующих само­стоятельность и творческий поиск студентов в решении педагогиче­ских задач,

  4. Принцип личностных образовательных инициатив, предпо­лагающий возможность гибкого структурирования образовательного содержания и форм обучения с учетом предложений и образователь­ных потребностей студентов.

При подготовке учебной программы использовался опыт работы факультета начального образования РГПУ им. А.И.Герцена.


1.4 ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ГОС ВПО

Общая характеристика педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога. Общая и профессиональная культура педагога. Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к личности и профессиональной компетентности педагога.


1.5 ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудо-емкость

Всего ауди

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

СР

1.

050502 Технология и предпринимательство

1

1

24

20

16

4




16

зачёт



1.6 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


п/п


Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

СР

1.

Педагогика в системе наук о человеке

6

4

2




2

2.

Общая характеристика педагогической профессии

4

4







2

3.

Личность как объект и субъект воспитания

4

4







4

4.

Педагогическое взаимодействие

6

4

2




8




ИТОГО:

20

16

4




16



1.6.2 Содержание разделов дисциплины.
Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке

Возникновение и развитие педагогики. Гуманистические идеи о воспи­тании и образовании в трудах известных педагогов. Предмет педагогики как науки. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценно­стей. Общее понятие о гуманистических концепциях воспитания. Принципы личностно-ориентированного воспитания. Основные категории педагогики: воспитание, развитие, формирование, социализация, обучение, образование. Структура педагогической науки. Ведущие отрасли педагогики. Связь педа­гогики с философией, социологией, историей, психологией, медициной и другими науками. Взаимодействие педагогической науки и практики, их взаимообогащение. Педагогика как наука и искусство. Новаторский педаго­гический опыт. Задачи педагогической науки на современном этапе ее разви­тия. Методы педагогических исследований.


Тема 2. Общая характеристика педагогической профессии
Специфика педагогического труда. Предназначение учителя. Сущность педагогической деятельности. Содержание, методы и формы педагогической деятельности. Организация педагогической деятельности. Научная организация труда учителя. Эстетика в деятельности учителя. Педагогическая деятельность и эргономика.

Тема 3. Личность как объект и субъект воспитания

Человек как существо природное и социальное. Теории развития лич­ности, их характеристика. Развитие личности как процесс. Движущие силы развития. Становление как результат развития. Факторы, влияющие на разви­тие личности и их взаимовлияние. Соотношение развития и воспитания.

Понятие активности. Виды и уровни активности. Общение как особый вид деятельности. Различные виды деятельности. Условия благоприятного протекания деятельности и ее положительного влияния на личность ребенка.

Понятие возрастной периодизации. Периодизации детского возраста (педагогическая и психологическая). Значение возрастных периодизаций для педагогики. Понятие акселерации. Закономерности развития личности. Воз­растное развитие и сензитивность. Понятие возрастного кризиса.



Тема 3. Педагогическое взаимодействие

Понятие о педагогическом общении как профессиональном взаимодей­ствии. Функции педагогического общения. Структура и стили педагогического общения. Характеристика типичных барьеров, препятствующих обще­нию. Влияние стиля общения на активность ребенка, его поведение.



Тема 4. Педагог: профессия и личность.

Профессиональная деятельность и личность педагога. Общая и профессиональная культура педагога. Социальная полезность учительской профессии. Возможности профес­сии учителя для самореализации каждого, кто ее выбирает. Характеристика профессиограмм учителя И.А. Зязюна, В.А. Крутецкого, А.В. Мудрика. Требо­вания ГОСт к личности и профессинальной компетентности педагога. Уровни профессиональных деформаций личности учителя. Профессионально-личностное становление и развитие педагога.



1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.



Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Педагогика в системе наук о человеке

вопросы для самостоятельного изучения

2

выполнение тестов


2.

Общая характеристика педагогической профессии

2

3.

Личность как объект и субъект воспитания

рефераты

4

защита рефератов

4.

Педагогическое взаимодействие

Педагогические ситуации

8

Дидактическая игра










16






1.7 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1

Тема «Педагогика в системе наук о человеке»

План:

  1. Предмет педагогики, ее основные категории.

  2. Взаимосвязь педагогики с другими науками.

  3. Структура педагогической науки. Ведущие отрасли педагогики.

  4. Педагогическая наука и педагогическая практика. Педагогика как
    наука и искусство.

  5. Роль и значение педагогики в жизни общества.

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Опираясь на литературу по списку, составьте рабочий словарь основных педагогических понятий: индивид, личность, субъект, объект, индивидуальность, развитие; формирование, воспитание, обучение, образование, социализация.

  2. Используя работу В.В.Краевского «Сколько у нас педагогик?»,
    привести подтверждение положения; о том, что педагогика – это средство педагогизации о том, что педагогика - это средство педагогизации общества.

Задания для самостоятельной работы

  1. На основе работ В.В. Краевского, Н.Д. Никандрова, В.И.Журавлева, указанных в списке дополнительной литературы, подготовить реферативное сообщение о связи педагогики с другими науками.

  2. Законспектировать работу К.Д. Ушинского (с.220-232).
    Продумать ответы на вопросы:




  • Является ли педагогика самостоятельной наукой?

  • Что составляет предмет педагогики?

  • Почему автор полагает, что педагогику нельзя считать наукой в
    строгом смысле слова?

Основная литература

  1. Краевский В.В. Сколько у нас педагогик? //Педагогика. - 1997. - №4

  2. Лихачев Б.Т. Основные категории педагогики //Педагогика. - 1999. -№1

  3. Педагогика/ Под ред. Ю.К.Бабанского. - М., 1988. - Гл. 1, п. 1.

  4. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасинстого. - М., 1996. - Гл.1. - С.6-10, 24-27


Дополнительная литература

  1. Корчак Я. Воспитание личности. М., 1992.

  2. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитание. М., 1991.

  3. К6чубей В.И. Мужчина и ребенок. М.: серия «Педагогика и психоло­гия», 1990.

  4. Куценко В.Г. Пути самосовершенствования личности. М., 1979.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

Тема «Педагог: профессия и личность»

План:

  1. Основные требования к личности педагога.

  2. В чем состоит искусство воспитания и педагогический талант?

  3. Определение педагогической ситуации.

Вопросы для коллективного обсуждения

Изучить и обсудить:



  • сущность понятия «такт», его общественные функции, особенности тактичного человека;

  • соотношение понятий «такт» и «педагогический такт»;

  • нравственно-психологические качества личности учителя как предпосылки педагогического такта.

Задания для самостоятельной работы

Проанализировать ситуации и решить задачи по педагогическому такту, описанные ниже, а также зафиксированные в дневниках психолого-педагогических наблюдений подобранные самостоятельно из периодической печати. Желательно использовать материалы постоянно действующего педагогического практикума из газеты «Радянська освита».



Основная литература

  1. Основы педагогического мастерства /Под ред.И.А.Зязюна. - К.: Вища школа, 1987. - С. 38-43

  2. Синица Й.Е. О такте и мастерстве. - К.: Рад.школа, 1976. - С. 165-167

  3. Сухомлинский В.А. Письмо о педагогической этике /Избр.произв. - В 5 т. - Т. 5. - К.: Рад.школа, 1979. - С. 623-628


Дополнительная литература


  1. 0 человеческом в человеке / Под ред. И.Т.Фролова. М., 1991.

  2. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М., 1987.

  3. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.

  4. Ильин Е.Н. Искусство общения. М., 1987.

1.8 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.8.1 Рекомендуемая литература:
Основная литература

  1. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. М., 1982.

  2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. М., 1983.

  3. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. М., 1986.

  4. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети. М., 1986.

  5. Амонашвили Ш.А. Единство цели. М., 1987.

  6. Амонашвили Ш.А. Размышление; о гуманной педагогике. М, 1986.

  7. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. М., Воро­неж, 1998.

  8. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М., 1982.

  9. Волков И.П. Учим творчеству. М., 1988.

  10. Волков И.П. Цель одна - дорог много. М., 1990.

  11. Гончарова Т.И. Уроки истории - уроки жизни. М., 1986.

  12. Ильин Е.Н. Путь к ученику. М., 1987.

  13. Ильин Е.Н. Искусство общения. М., 1987.

  14. Н.КараковскийВ.А. Любимые мои ученики. М., 1987.

  15. Караковский В.А. Директор, учитель, ученик. М, 1982.

  16. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. М., 1986.

  17. П.Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. М, 1986.

  18. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. М., 1967.

  19. Макаренко А.С. Флаги на башнях. М., 1972.

  20. Макаренко А.С. Книга для родителей. М., 1975.

  21. Никитин В.П., Никитина Л.А. Резервы здоровья наших детей. М., 1990.

  22. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. М., 1994.

  23. Корчак Я. Воспитание личности. М., 1992.

  24. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитание. М., 1991.

  25. Кочубей В.И. Мужчина и ребенок. М.: серия «Педагогика и психоло­гия», 1990.

  26. Кроник А., Кроник Е.В. В главных ролях: вы, мы, ты, он, я. М., 1989.

  27. Куценко В.Г. Пути самосовершенствования личности. М., 1979.

  28. Кемпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М., серия «Педагоги­ческий факультет», 1990.

  29. Кумекер Л., Шейн Дж.С. Свобода учиться, свобода учить. М., 1994.

  30. ЛевиВ. Нестандартный ребенок. М., 1992.

  31. Леви В. Искусство быть собой. М., 1991.

  32. Леви В.Разговор в письмах. М., 1993.

  33. Леви В.Исповедь гипнотизера. М.,1993.

  34. Лещинский В.М., Кульневич СВ. Учимся управлять собой и детьми. М., 1995.

  35. Лиханов А. Драматическая педагогика. М., 1986.

  36. Матейчик 3. Родители и дети. М., 1992.

  37. 0 человеческом в человеке / Под ред. И.Т.Фролова. М., 1991.

  38. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М., 1987.

  39. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.

  40. Прихожан A.M., Толстых К.И. Дети без семьи. М., 1990.

  41. Прихожан A.M., Толстых К.И. Подросток в учебнике и жизни. М., 1998.

  42. Прутцманн П. Дружный класс - маленькая планета. СПб, 1998.

  43. Ротенберг B.C., Бондаренко СМ. Мозг. Обучение. Здоровье. М.,1989.

  44. Скотт Д.Г. Конфликты. Пути их преодоления. Киев, 1991.

  45. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М., 1991.

  46. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционная программа, 1995.

  47. Толстых А.В. Взрослые и дети: парадоксы общения. М., 1988.

  48. Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И. Рувинского. М., 1987.

  49. Учимся общаться с ребенком. М., 1983.

  50. Фрадкин Ф.А. Педология: мифы и действительность. М., серия «Пе­дагогика и психология», 1991.

  51. Филатова Е. Соционика для вас. Сибирь, 1994.

  52. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., J990.

  53. Хоментаускас Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. 1986. - № 1.

  54. Харчев А.Г. Социология воспитания. М., 1990.

  55. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. М., 2001.

  56. Шабалина З.П. Твой первый класс, учитель. М., 1993.

  57. Потапова Е.Н. Радость познания. М., 1999

  58. Рябцева С.Л. Диалог за партой. М., 1989

  59. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1988.
    Сухомлинский В.A.^Рождение Гражданина. M., 1971.

  60. Сухомлинский В.А. Как воспитывать настоящего человека. М., 1990. Сзосомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. - Минск, 1989.

  61. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М., 1979.

  62. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. М., 1980.

  63. Шаталов В.Ф. Точка опоры. - М., 1987.

  64. Шаталов В.Ф. За чертой привычного. Донецк, 1988.

  65. Щетинин М.Н. Объять необъятное. М., 1987.

  66. Педагогика наших детей. - Краснодар, 1989.

  67. Содружество ученого и учителя. М., 1991.


Дополнительная литература

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.

  2. Безруких М.М., Ефимова СП. Знаете ли вы своего ученика. М, 1991.

  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1989.

  4. Бестужев-Лада И.В. В школе 21 века. М., 1989.

  5. Блага К. Я - твой ученик. Ты - мой учитель. М., 1991.

  6. Воронов В.В. Технология воспитания. М., 2000.

  7. Гильбух Ю.З. Психодиагностика' в школе. М., серия «Педагогика и психология», 1989.

  8. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М.: серия «Педагогика и
    психология», 1991.

  9. Голованова Н.Ф. Ребенок. Школа. Жизнь. М., 1989.

  10. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.

  11. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М., 1988.

  12. Жуховицкий Л.А. Помоги своей судьбе. М., 1979.

  13. Жуховицкий Л.А. Счастливыми не рождаются. М, 1983.

  14. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1993

  15. Кан-Калик В.А. Грамматика обучения. М., 1995.

  16. Каппони В., Новак Т. Сам себе взрослый, ребенок и родитель. СПб, 1995.

  17. Каппони В., Новак Т. Как делать все по-своему. СПб, 1995.

1.9 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Для проведения лекционных и практических занятий необходима аудитория оборудованная техническими средствами обучения, позволяющими использовать видео и мультимедийное обеспечение дисциплины.

1.10 ПРИМЕРНЫЕ ЗАЧЁТНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница