Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 6, Опд. Ф. 11 Психолого-педагогический практикум



страница1/6
Дата30.04.2016
Размер1.18 Mb.
  1   2   3   4   5   6
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.Ф. 2.6, ОПД.Ф. 11 ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

050104 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Экологическая безопасность и охрана труда

Очная / Заочная форма обучения

Утверждено на заседании кафедры

__БЖДиОМЗ____________________________

______факультета ФКиБЖД

(протокол №7 от 06.03.2008_ г.)
Зав. кафедрой Сивков Е.П.


Раздел I. Программа учебной дисциплины.

Автор программы:

канд. пед. наук, доцент кафедры БЖДиОМЗ Мещерова И.А.



Рецензенты:

канд. пед. наук, доцент, заведующая кафедрой психологии МГПУ Синкевич И.А.

доктор пед. наук, профессор, заведующий кафедрой ППиОТ МГПУ Левитес Д.Г.;
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Практикум является частью профессиональной практической подготовки студентов в педагогическом университете, разрабатывается в русле содержания лекционного материала учебных педагогических дисциплин.

Практикум как особый вид учебных занятий имеет целью практическое усвоение изучаемых дисциплин, отработку умений в конкретной области деятельности. Он предназначен для тренировки (отработки) основных профессионально-педагогических умений на основе специально разработанных упражнений, заданий, тренингов, педагогических ситуаций, ролевых игр и т.д.

Практикум является наиболее творческой формой взаимосвязи теории и практики в процессе подготовки студентов, как по основной образовательной программе, так и по её части, связанной с овладением профессией.

Практикум создает условия для перехода учебной (познавательной) деятельности студентов в профессиональную с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств, предмета и результата.

Специфика психолого – педагогического практикума состоит в том, что, наряду с базовыми профессионально – педагогическими умениями, традиционно выделяемыми в отечественных исследованиях, большое внимание в нем уделено формированию самосознания, профессиональной педагогической рефлексии студентов, позволяющих обеспечить самостоятельное профессиональное развитие. Это предполагает использование стратегий обучения, ориентированных на личность студента, ориентацию на исследовательский характер педагогической деятельности, выстраивание индивидуального стиля деятельности, профессиональную самореализацию в разных областях педагогического труда.



Цель психолого-педагогического практикума заключается в выработке и практическом усвоении умений и навыков, являющихся основой профессионально-педагогической деятельности учителя.

По окончании курса «Психолого-педагогический практикум» студент должен знать:



  • существенные признаки диагностического этапа и психолого-педагогические методики диагностики;

  • разновидности педагогических моделей, существенные признаки моделирования и способы моделирования педагогических объектов;

  • существенные признаки проектирования. Принципы педагогического проектирования;

  • процесс организации конструирования и примеры педагогических конструктов.

уметь:

  • владеть методиками психолого-педагогической диагностики;

  • составлять общий алгоритм педагогического проектирования;

  • составлять планы, конспекты уроков, сценарии мероприятий, планы профессионального саморазвития;

  • решать психолого-педагогические задачи, направленных на формирование аналитических, проективных, конструктивных умений педагога;

  • анализировать и оценивать уровень развития, обученности и воспитанности детей школьного возраста;

  • анализировать педагогические ситуации, педагогическую деятельность;

  • проектировать развитие деятельности и личности воспитанника и коллектива группы на длительный период времени; отбирать формы, методы, средства, обеспечивающих реализацию поставленных целей и задач;

  • грамотно конструировать педагогический процесс;

  • разрабатывать и обосновывать планы проведения занятий разных видов деятельности.


Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины
Психолого-педагогический практикум. Решение психолого-педагогических задач, конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности, моделирование образовательных и педагогических ситуаций. Психолого-педагогические методики диагностики, прогнозирования и проектирования, накопления профессионального опыта. Развитие интеллектуально-творческого, диагностического, коммуникационного, мотивационно-профессионального потенциала личности педагога.
Объем дисциплины и виды учебной работы

№ п/п

Шифр

и наименование специальности



Курс

Се-

местр


Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР

ЛБ

Сам.

работа


1

050104

Безопасность жизнедеятель-

ности


2

3

20

10

2

8




10

зачет

050104

Безопасность жизнедеятель-

ности (ЗФ)


2

3

24

4

2

2




20

зачет


Содержание дисциплины

Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени.





Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 3

050104


Безопасность жизнедеятель-

ности (ЗФ)



Вариант 4

050104


Безопасность жизнедеятель-

ности (ОФ)



Всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

Сам. раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

Сам.

раб.

1

РАЗЕЛ 1. Диагностический этап психолого – педагогической деятельности учителя.

Тема 1. Сущность и функции педагогической диагностики.

Тема 2. Организационно – педагогические требования к проведению диагностических процедур.

Тема 3. Использование методов диагностики для оптимизации учебно-воспитательного процесса.



1

1







6

2




2




3

2

РАЗЕЛ 2. Моделирование в деятельности учителя.

Тема 1. Разновидности педагогических моделей.

Тема 2. Признаки и способы моделирования педагогических объектов.


1

1







6

3

1

2




3

3

РАЗЕЛ 3. Проектирование в деятельности учителя

Тема 1. Понятие педагогического проектирования

Тема 2. Метод проектов, его цели.

Тема 3. Принципы педагогического проектирования.

Тема 4. Алгоритм педагогического проектирования.

Тема 5. Этапы и формы педагогического проектирования.

Тема 6. Типология проектов.


1




1




4

3

1

2




3

4

РАЗЕЛ 4. Конструирование в деятельности учителя.

Тема 1. Планирование в работе учителя.

Тема 2. Конструирование системы занятий. Технологическая карта.

Тема 3. Технологический алгоритм воспитательных мероприятий.



1




1




4

2




2




2




Итого:

4

2

2




20

10

2

8




10


Содержание разделов дисциплины.




Наименование раздела, темы

1.

РАЗЕЛ 1. Диагностический этап психолого – педагогической деятельности учителя.

Тема 1. Сущность и функции педагогической диагностики.

Тема 2. Организационно – педагогические требования к проведению диагностических процедур.

Тема 3. Использование методов диагностики для оптимизации учебно-воспитательного процесса.



2.

РАЗЕЛ 2. Моделирование в деятельности учителя.

Тема 1. Разновидности педагогических моделей.

Тема 2. Признаки и способы моделирования педагогических объектов.


3.

РАЗЕЛ 3. Проектирование в деятельности учителя

Тема 1. Понятие педагогического проектирования

Тема 2. Метод проектов, его цели.

Тема 3. Принципы педагогического проектирования.

Тема 4. Алгоритм педагогического проектирования.

Тема 5. Этапы и формы педагогического проектирования.

Тема 6. Типология проектов.


4.

РАЗЕЛ 4. Конструирование в деятельности учителя.

Тема 1. Планирование в работе учителя.

Тема 2. Конструирование системы занятий. Технологическая карта.

Тема 3. Технологический алгоритм воспитательных мероприятий.





Темы для самостоятельного изучения

* Количество часов соответствует номеру варианта специальности.






Наименование раздела. Тема.

Форма самостоятельной работы

Количество часов*

Форма контроля

1

2

3

4

5

6

7

1.

РАЗЕЛ 1. Диагностический этап психолого – педагогической деятельности учителя.

Тема 3. Использование методов диагностики для оптимизации учебно-воспитательного процесса.



Изучение литературы; составление конспекта;

3

2

2

2

2

3




Проверка конспекта

2.

РАЗЕЛ 2. Моделирование в деятельности учителя.

Тема 1. Разновидности педагогических моделей.




Изучение литературы; составление конспекта;

3

2

2

2

2

3




Проверка конспекта

3.

РАЗЕЛ 3. Проектирование в деятельности учителя

Тема 6. Типология проектов.



Изучение литературы; составление проекта

3

3

3

3

3

3




Защита проектов

4.

РАЗЕЛ 4. Конструирование в деятельности учителя.

Тема 2. Конструирование системы занятий. Технологическая карта.

Тема 3. Технологический алгоритм воспитательных мероприятий.


Изучение литературы; составление КТД;

конспектов уроков



3

3

3

3

3

3




Защита КТД;

конспектов уроков












12

10

10

10

10

12









Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Методические рекомендации по изучению дисциплины

     Мы приступаем к изучению науки, которая исследует современные образовательные технологии. В настоящее время, когда образование рассматривается как путь развития личности, перед учителем стоит важная задача – быть педагогически грамотным специалистом, для чего, и предназначен данный учебно-методический комплекс.

     Наш студент сможет получить не только научное обоснование понятий педагогическое моделирование и проектирование, но и представление о различных трактовках, многогранности и сложности этих проблем.

     Позвольте объяснить Вам, как составлен наш УМК, как организовать самостоятельную работу.

     Обучение строится по классической схеме изложения материала с последующим закреплением и контролем качества усвоения. Для этого темы разделены на блоки: информационные, практические и блоки самоконтроля, коррекции. Блок представляет собой отрывок информации и умственных действий, вызывающих заранее намеченное развитие познавательного процесса. Основные сведения курса изложены в информационных блоках, темы излагаются конспективно, но так, чтобы был виден основной каркас исходных положений, новых тенденций и принципов систематизации педагогических технологий.

     Все темы завершаются контрольными вопросами, заданиями и списком литературы для самообразования.

     Блоки самоконтроля и коррекции предназначены для проверки правильности и понимания главных идей, обеспечения прочности усвоения учебного материала.

     Успех в изучении данной дисциплины во многом определяется глубиной проработки рекомендуемой литературы. Основная литература охватывает практически все темы и является общедоступной. Однако ее изучение не дает исчерпывающего и глубокого знания по каждой тем. Поэтому необходимо уделить, по возможности, большее внимание изучению дополнительной литературы.



Лекции по дисциплине «Психолого – педагогический практикум»
Раздел 1. Диагностический этап психолого-педагогической деятельности учителя.

Тема 1. Сущность и функции педагогической диагностики.

Тема 2. Организационно-педагогические требования к проведению диагностических процедур.

Тема 3. Использование методов диагностики для оптимизации учебно-воспитательного процесса.


Литература:

1. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. – М.: Педагогика, 1989.

2. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. – М.: Академия, 2002.

3. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. – М.: Просвещение, 1988.


Раздел 2. Моделирование в деятельности учителя.

Тема 1. Разновидности педагогических моделей.

Тема 2. Признаки и способы моделирования педагогических объектов.
Литература:


  1. Левитес Д.Г. Автодидактика: теория и практика конструирования собственных технологий обучения. – Москва-Воронеж, 2003.

  2. Педагогическое мастерство и педагогические технологии./ Под ред. Л.Б.Гребенкиной, Л.А.Байковой. – М., 2000.

  3. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб.: Питер, 2003.


Раздел 3. Проектирование в деятельности учителя.

Тема 1. Понятие педагогического проектирования.

Тема 2. Метод проектов, его цели.

Тема 3. Принципы педагогического проектирования.

Тема 4. Алгоритм педагогического проектирования.

Тема 5. Этапы и формы педагогического проектирования.

Тема 6. Типология проектов.
Литература:


  1. Левитес Д.Г. Автодидактика: теория и практика конструирования собственных технологий обучения. – Москва-Воронеж, 2003.

  2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.

  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2003.

  4. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб.: Питер, 2003.


Раздел 4. Конструирование в деятельности учителя.

Тема 1. Планирование в работе учителя.

Тема 2. Конструирование системы занятий. Технологическая карта.

Тема 3. Технологический алгоритм воспитательных мероприятий.


Литература:

  1. Левитес Д.Г. Автодидактика: теория и практика конструирования собственных технологий обучения. – Москва-Воронеж, 2003.

  2. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб.: Питер, 2003.

Практические занятия

по дисциплине «Психолого – педагогический практикум»

Практическое занятие 1.
Психолого – педагогическая диагностика в деятельности учителя.
Основные понятия: психолого – педагогическая диагностика, критерии: валидность, надежность, точность, воспитывающая ситуация.

План.

1. Сущность, функции и задачи психолого – педагогической диагностики.

2. Структура диагностического исследования.

3. Диагностика и прогнозирование.

4. Аналитические методы прогнозирования.

5. Экспертные методы прогнозирования.

6. Психодиагностическая культура учителя.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Какие критерии диагностики вам известны?

2. Как осуществляется психолого-педагогическая диагностика?

3. Что такое проблемная воспитывающая ситуация?



Задания для самостоятельной работы:

1. Подобрать, объяснить (цель, содержание, обработка результатов) методику и организовать её проведение (если это тесты разработать и приготовить для всей группы.)

  1. Подобрать методику изучения процесса и результатов развития личности учащихся.

  2. Подобрать методику диагностики коллектива учащихся.

  3. Подобрать методику исследования удовлетворенности родителей организацией учебно – воспитательного процесса.

  4. Подобрать методику исследования удовлетворенности учащихся организацией учебно – воспитательного процесса.

5. Разработайте 3 примера проблемных воспитывающих ситуаций. Что (какое качество или состояние) позволяют оценить выбранные вами ситуации?

Литература основная:

1. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. – М.: Педагогика, 1989.

2. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. – М.: Академия, 2002.

3. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. – М.: Просвещение, 1988.



Литература дополнительная:

    1. Изучение личности учащегося и составление его характеристики (метод. Реком.) /Сост. Урунтаева Г.А., Цикина О.И. – Мурманск, 1987. – 32 с.

    2. Ковалева С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.

    3. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.

    4. Педагогическая диагностика //Школьные технологии. – 2002. - № 4
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница