Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 3 Педагогика межнационального общения



Скачать 314.02 Kb.
Дата01.05.2016
Размер314.02 Kb.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Р.3 Педагогика межнационального общения
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
050502.65– Технология и предпринимательство

Утверждено на заседании кафедры

социальной работы и организации работы с молодёжью

факультета истории и социальных наук

(протокол № 1 от 07 сентября 2011г.)

Зав. кафедрой_______ В.Р.Рыбкин


Мурманск


РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Автор составитель программы:

Сапрыкин В.П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Социальной педагогики и социальной работы МГПУ.


1.2 Рецензенты:

Короткова Т.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Культурологии МГПУ;

Крынжина Е.И., зам.директора по учебно-воспитательной и творческой работе детской театральной школы г. Мурманска.
1.3 Пояснительная записка
Цель данной учебной дисциплины является изучение этнокультурных и религиозных различий и их влияние на межнациональное общение.

Задачи учебной дисциплины:

- изучить своеобразие и механизмы проявления национально-психологических особенностей людей и их проявления в межнациональных отношениях;

- изучить социально-психологические аспекты межнационального общения;

- охарактеризовать взгляды выдающихся педагогов на интернациональное воспитание;

- определить специфику учета национально-психологических , культурных и религиозных особенностей в воспитательной работе и межнациональных отношениях.

Данная учебная дисциплина тесно связана с учебными дисциплинами «Педагогика», «Психология» и другими.

В ходе изучения данной дисциплины студент должен знать:

- механизмы проявления национально-психологических особенностей людей;

- национальные, психологические, культурные, религиозные особенности людей с целью использования в воспитательной работе в полиэтническом коллективе.

В ходе изучения дисциплины студент должен владеть навыками и методами воспитательного воздействия в полиэтническом коллективе.

При составлениии программы учебной дисциплины использовались следующие учебные материалы: Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. – М., 1999.; Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. – М., 1999.; Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. – М., 2002.


1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО

-
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы




№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы, в часах


Вид итогового контроля

(форма отчётности)



Труд

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа

1.

050502 – Технология и предпринимательство

4

7

20

10

6

4

-

10

зачет


1.6 Содержание дисциплины
1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени


п/п

Наименование темы


Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/ СМ

Самосто-ят. работа

1

Культурно-антропологические межнациональной коммуникации

2

-

2

2

2

Социально-психологические аспекты межнационального общения

2

2

-

2

3

Проблема интернационального воспитания в истории педагогики

2

-

2

2

4

Учет национально-психологических особенностей в воспитательной работе и межнациональных отношениях в полиэтническом коллективе.

2

2

-

2

5

Практика межнациональной коммуникации в освоении «чужой» культуры

2

2

-

2




Всего:

10

6

4

10



1.6.2 Содержание разделов дисциплины



Тема 1. Культурно-антропологические межнациональной коммуникации.

«Культурный шок» как культурологическая проблема (Ф.Бок). Способы преодоления «культурного шока» в культурной антропологии. Проблема «чужеродности» культуры и этноцентризм. Природа и сущность понятий «свой» и «чужой». Сущность этноцентризма и его роль в межнациональном общении. Ксенофобия и другие формы враждебного отношения. Столкновение культурных ценностей. Понятие «культурная идентичность». Сущность формирования культурной идентичности. Этническая идентичность. Характеристика этносов. Построение системы отношений и действий в различных межэтнических контактах.

Теоретические и методологические основы межнациональной коммуникации. Сущность функционализма и его значение межнациональном общении. Культурный релятивизм как теоретическая и методологическая основа межнациональной коммуникации. Методологические подходы и методы изучения межкультурных ситуаций. Глобализация культуры как интеграция отдельных этнических культур в единую мировую культуру. Новые формы культурной идентичности.
Тема 2. Социально-психологические аспекты межнационального общения.

Механизм развития «культурного шока». «Культурный шок» в освоении «чужой» культуры.

Психологические основы межнационального общения. Основные принципы процесса восприятия. Детерминирующий фактор восприятия (факторы первого впечатления, превосходства, привлекательности, отношения к себе). Влияние культуры на восприятие. Понятие «сущность атрибуции». Межкультурные конфликты и их возникновение. Социальная категоризация и стереотипизация. Природа культурных стереотипов, их функции. Значение стереотипов в межнациональном общении.
Тема 3. Проблема интернационального воспитания в истории педагогики.

Диалектическая связь между народной и классической педагогикой. Взгляды Я.А. Коменского на культуру межнационального общения.

Положения об особенной идее воспитания, идеи человека, идеале человека у каждого народа в работах К.Д. Ушинского. Развитие идей Я.А.Коменского и К.Д. Ушинского в работах отечественных педагогов.

Взгляды А.С.Макаренко на проблему родного языка как центральную проблему педагогики. Интернационализм как основной принцип педагогики А.С.Макаренко.

В.А.Сухомлинский о необходимости возрождения педагогических традиций народа и их внедрении в семью и школу; о принципе интернациональности как об одном из основных направлений в педагогике.
Тема 4. Учет национально-психологических особенностей в воспитательной работе и межнациональных отношениях в полиэтническом коллективе.

Влияние национально-психологических особенностей на эффективность воспитательной работы среди представителей разных народов. Фиксация своеобразия отношений в многонациональном коллективе. Многонациональный коллектив как специфический объект воспитательного воздействия. Требования к педагогу, руководящему многонациональным коллективом. Характеристика воспитательной деятельности с учетом национально-психологических особенностей. Система форм и методов работы.

Многонациональная школа. Проблема и опыт создания многонациональных школ в России. Проблема отбора содержания образования и организация воспитательной работы в многонациональной школе. Комплекс многонационального образования.
Тема 5. Практика межнациональной коммуникации и освоения «чужой» культуры.

Теория освоения «чужой» культуры (М.Беннет). Этапы формирования межкультурной чувствительности. Изучение своеобразия «чужих» культур как метод формирования этики межнациональных отношений. Роль высокого образовательного уровня в построении этики межэтнической коммуникации. Возможности применения практики межпредметных связей в педагогике межнационального общения.

Национально-ориентированные технологии обучения и воспитания.

1.6.3 Темы для самостоятельного изучения

№ п/п


Наименование раздела дисциплины

Тема


Кол-во часов

Форма самостоятельной работы

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Культурно-антропологические межнациональной коммуникации


Проблема чужеродности культуры

2

Реферат

Защита реферата

2

Природа и сущность понятий «свой» и «чужой»

2

Реферат

Защита реферата

3

Современные формы этнокультурной идентичности

2

Реферат

Защита реферата

4

Учет национально-психологических особенностей в воспитательной работе и межнациональных отношениях в полиэтническом коллективе

Психологические основы межнационального общения

2

Реферат

Защита реферата

5

6

Межнациональные конфликты в современном мире

1

Реферат

Защита реферата

Особенности системы национального воспитания

1

Реферат

Защита реферата




Итого:

10









1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
Практическое занятие № 1.

Тема: Культурно-антропологические основы межнациональной коммуникации.
Вопросы для коллективного обсуждения:


  1. Проблема чужеродности культуры и этноцентризм.

  2. Сущность этноцентризма и его роль в межнациональном общении.

  3. Сущность и формирование культурной идентичности.

  4. Трансформация национальных культур в эпоху глобализации.


Литература:

Основная литература:

  1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. – М., 1983.

  2. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. – М., 1999.

  3. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. – М., 1999.

  4. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. – М., 1999.

  5. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. – М., 2000.


Дополнительная литература:

  1. Садохин А.П. Этнология: Учеб.словарь. – М., 2002.

  2. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. – М., 1990.

  3. Быстрова А.Н. Мир культуры и культура мира. – Новосибирск, 1997.


Практическое занятие № 2.

Тема: Проблема интернационального воспитания в истории педагогики.
Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Идея о значении изучения народных традиций воспитания в педагогической системе Я.А.Коменского.

  2. Положение об особенной идее воспитания, идеале человека у разных народов в трудах К.Д. Ушинского.

  3. Проблема разрешения национальных конфликтов в полиэтническом детском коллективе в работах А.С.Макаренко.

  4. Система интернационального воспитания В.А.Сухомлинского.


Литература:

Основная литература:

  1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М., 1999.

  2. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. – М., 1999.

  3. Гончаров Н.К. Педагогическая система К,Д. Ушинского. – М., 1974.

  4. История педагогики / Под ред. Н.А.Константинова, Е.Н.Медынского, М.Ф.Шабаевой. – М., 1982.

  5. История педагогики образования / Под ред. А.И.Пискунова. – М., 2001.

  6. Красновский А.А. Я.А. Коменский. – М., 1953.

  7. Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. – 3-е изд.- М., 1954.



1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины
1.8.1 Рекомендуемая литература
Основная литература:

  1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. – М., 1983.

  2. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. – М., 1999.

  3. Баронин А.С. Этническая психология. – Киев, 2000.

  4. Белик А.А. Психологическая антропология. – М., 1993.

  5. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М., 1999.

  6. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. – М., 1999.

  7. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. – М., 1999.

  8. Гончаров Н.К. Педагогическая система К,Д. Ушинского. – М., 1974.

  9. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. – М., 2000.

  10. История педагогики / Под ред. Н.А.Константинова, Е.Н.Медынского, М.Ф.Шабаевой. – М., 1982.

  11. История педагогики образования / Под ред. А.И.Пискунова. – М., 2001.

  12. Косик В.И. Тревоги и заботы национальной школы. // Педагогика. – 1997. - №1.

  13. Красновский А.А. Я.А. Коменский. – М., 1953.

  14. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. – М., 2002.

  15. Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. – 3-е изд.- М., 1954.

  16. Синкевич З.В. Социология и психология национальных отношений. – СПб., 1999.

  17. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. – М., 1998.


Дополнительная литература:

  1. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. – М., 1990.

  2. Быстрова А.Н. Мир культуры и культура мира. – Новосибирск, 1997.

  3. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. – М., 1988.

  4. Гуревич П.С. Культурология. – М., 2000.

  5. Коул М. Культурно-историческая психология. – М., 1997.

  6. Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. – М., 1999.

  7. Малахов В. Скромное обаяние расизма.- М., 2001.

  8. Садохин А.П. Этнология: Учеб.словарь. – М., 2002.

1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины
1.9.1 Перечень используемых технических средств


  • персональный компьютер (или ноутбук);

  • цифровой проектор;

  • экран;

  • аудиоколонки;

  • интернет-доступ;


1.9.2 Перечень используемых пособий
Используемые пособия:

  1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М., 1999.

  2. История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001.

  3. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения: Курс лекций. – М., 2002.


1.9.3 Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения
-
1.10 Примерные зачетные тестовые задания



  1. Культурный шок – это …

а) состояние культуры в) признак неразвитости культуры

б) психологическое состояние г) конфликт старых и новых культурных

человека норм и правил



  1. Шовинизм – это …

а) философское учение в) форма религиозной практики

б) идеология национальной г) идеология солидарности и

исключительности справедливости


  1. « ….. – форма изолированной культурной среды»

а) ассимиляция в) геттоизация

б) колонизация г) модернизация




  1. Характерные черты представителя полиактивной культуры

а) Терпеливый

б) Общительный

в) Пунктуальный

г) Любопытный

д) Ровный

е) Непоследовательный в реализации плана

ж) Занят своими делами


  1. Характерные черты представителя моноактивной культуры

а) Экстраверт

б) Любит уединение

в) Работает в фиксированное время

г) График непредсказуем

д) Подгоняет факты

е) Опирается на проверенные источники информации

ж)Общительный


  1. Характерные черты представителя реактивного типа культуры

а) Интроверт

б) Любопытный

в) Почтительный

г) Пунктуальный

д) Использует связи

е) Невозмутимый

ж) Эмоционален
7. К представителям моноактивной культуры относятся:

а) Французы

б) Немцы

в) Испанцы

г) Финны

д) Американцы

е) Итальянцы

ж) Японцы


8.«…. - яркие представители реактивной культуры»

а) американцы г) англичане

б) итальянцы д) японцы

в) немцы е) финны




  1. Верно ли говорят, что у австралийцев в деловых отношениях …

а) довольно жесткие правила протокола

б) нормы общения и этикета упрощены

в) обращения и приветствия имеют различные формы

г) сложный ритуал





  1. «Арабский мир славится ...»

а) нетерпимостью к иноверцам в) демократичностью нравов

б) щедростью и гостеприимством г) любезностью и обходительностью




  1. К странам протестантской культуры относятся:

а) Франция г) США

б) Бразилия д) Италия

в) Швейцария е) Нидерланды
12. В таких странах, как … и … большое значение придают ритуалам.

а) Австралии г) Швеции

б) Германии д) Англии

в) Китае е) Испании


Ключ к правильным ответам:
Правильный ответ Количество баллов

  1. г 1

  2. б 1

  3. в 1

  4. б,г,е 3

  5. б,в,е 3

  6. а,в,г,е 4

  7. а,д 2

  8. д,е 2

  9. б 1

  10. б,г 2

  11. в,г,е 3

  12. в,д 2

Итого: 25


За каждый правильный ответ присваивается 1 балл. Сумма баллов за правильные ответы составляет 25 баллов. При количестве баллов от 23 до 25 студент получает оценку «отлично»; при количестве баллов от 22 до 20 – «хорошо»; при количестве баллов от 19 до 17 – «удовлетворительно»

1.12 Комплект экзаменационных билетов

Экзамен по данной дисциплине не предусмотрен.

1.13 Примерная тематика рефератов


  1. Этнические общности и межнациональные отношения.

  2. Функции и свойства национальной психики.

  3. Межэтническое взаимодействие как сфера проявления национально-психологических особенностей людей.

  4. Социокультурные характеристики этнических конфликтов.

  5. Этнопсихология семейных отношений.

  6. Учет национальных особенностей в педагогической деятельности.

  7. Учет религиозных особенностей в педагогической деятельности.

  8. Методы изучения национально-психологических особенностей и межнациональных отношений людей.



1.14 Примерная тематика курсовых работ

Курсовые работы по данной дисциплине не предусмотрены.

1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ

Квалификационные работы по данной дисциплине не предусмотрены.

1.16 Методика исследования

Нет.

1.17 Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине


Используется традиционная система оценивания знаний студентов по четырёхбальной шкале («2»-«5»).

РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов1


  1. Написание реферата.

  2. Самостоятельная работа над текстом.

  3. Подготовка к семинарским занятиям.

1.

Сегодня одной из наиболее актуальных форм индивидуальной работы студента является реферат.



Реферат является обязательным видом контроля по курсу «Педагогика межнационального общения». Реферат представляет собой исследование, связанное с разработкой вопросов теории и практики подросткового досуга.

«Реферат» — (от лат. «reffere» — докладывать, сообщать), согласно «Словарю иностранных слов» (М., 1979), представляет собой:



  1. доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников;

  2. изложение содержания научной работы, книги.

Таким образом, в традиционном “латинском” смысле реферат — это творческий доклад или изложение содержания научной работы. Именно в этом смысле реферат как творческая форма индивидуальной работы студента широко используется во всех гуманитарных науках.

Можно выделить, по крайней мере, следующие типы рефератов:



I. «Реферат — научное исследование» (РНИ)

«Реферат — научное исследование» — наиболее распространенный тип студенческой реферативной работы. Форма и содержание данного типа реферата творчески излагают содержание той или иной темы научного культурологического исследования. Темы предлагаются программой курса и творчески модифицируются в совместной работе преподавателя и студента в зависимости от знаний, интересов, способностей и возможностей студента, его склонности к научному поиску.

Определив тему реферата, автор исследования должен ограничить его предмет. Творчески работающий студент может углубить или развить некоторые идеи разделяемой им точки зрения, существующей в науке, но может дать свою собственную оригинальную трактовку, исходя от противного, т.е. отрицая существующие позиции и предлагая свою интерпретацию проблемы.

Творческий характер подобного типа реферата не столько в самостоятельном гуманитарном научном поиске студента (что очень трудно для первокурсника), сколько в его творческом интересе, самостоятельном выборе темы, том ракурсе изложения иногда общеизвестных положений, который может найти только самостоятельно мыслящий человек.

Выбор темы должен быть объяснен автором. Важную роль в подобном типе реферата играет обзор литературы и его указатель в конце работы. По списку литературы, её новизне и объему можно всецело судить о знаниях, интересах и эрудиции автора, его желании серьезно осмыслить тему. Обзор литературы связывает автора с событиями сегодняшнего дня и позволяет ответить на вопрос — почему исследуется данная тема, что взволновало в ней автора, как он понимает актуальные проблемы сегодняшнего дня.

В «реферате — научном исследовании» обычно распространено широкое цитирование. В этом случае автор в конце страницы дает полное указание на цитируемую литературу. Если цитирование неправильно или небрежно оформлено, реферат вызывает большие сомнения в плане серьезности работы над ним.

Особым видом РНИ является так называемый «компенсаторный реферат». Это небольшая студенческая работа — отчёт по пропущенной или слабоизученной теме. В отличие от РНИ, объем которого составляет 15—20 страниц, реферат, компенсирующий незнание ранее изученного материала, может не носить творчески-поискового характера и иметь меньший объем. Оба типа реферата обычно оформляются либо в распечатанном машинописным текстом, либо в электронном варианте.
II. «Реферат-дискурс» (РД)

«Реферат-дискурс» является особой формой РНИ, предполагающей все основные требования, которые предъявляются к студенческой работе и описаны выше. Особенностью (РД) — «реферата-дискурса» является форма изложения материала, представляющая собой подбор цитат различных мыслителей и ученых по данной теме. Понятие «дискурс», введенное в середине нашего века французскими структуралистами, и обозначает в самом общем виде «речь, беседу». Студент как бы беседует с великими мыслителями по данной проблеме, составляя свою хрестоматию по исследуемой проблеме.

В процессе работы он знакомится с трудами специалистов теоретиков досуга и специалистов, работающих в области детской и подростковой педагогики. Для студента-первокурсника написание реферата-дискурса легче и полезнее постольку, поскольку он ещё не готов к серьезному научному поиску. Для него подобный «реферат-хрестоматия» — первый шаг в науке о культуре, за которым последуют более серьезные шаги через систему авторских комментариев, даваемых многими студентами в своих «рефератах–дискурсах».

Работы типа РД предполагают прочтение большого числа источников, что требует от студента хорошего знания литературы по целому ряду наук о культуре.



Структура реферата.

Как и всякое научное исследование, реферат должен иметь чёткую структуру. В ней должны присутствовать следующие компоненты: титульный лист, оглавление, введение, историческая и теоретическая (при необходимости и практическая) части, заключение, список использованных источников. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, её новизна(при необходимости научная и практическая значимость), выделяется цель, ставятся задачи, объект и предмет творческого исследования (при необходимости указывается гипотеза); рассматриваются основные литературные источники. В теоретической – рассматриваются основные понятия и эволюция взглядов на данную проблему. В практическом разделе реферата дается характеристика объекта изучения, раскрываются его особенности свойств, качеств, действий и пр. В заключении на основании поставленной цели и экспонированных задач приводятся основные выводы, к которым в результате написания реферата пришёл студент (при наличии – гипотезы, приводится подтверждение или опровержение последней). В списке использованных источников указываются источники, с которыми работал студент при написании реферата, они могут быть как литературные, так и интерактивные (электронные). Список использованных источников оформляется в соответствии с существующими библиографическими требованиями.



Критерии оценки реферата:

Оценка «отлично» выставляется за работу, в которой обоснована актуальность избранной темы. Полно и чётко представлены основные теоретические понятия. Соблюдена структура написания реферата. В теоретической части дан полноценный анализ философских, психологических, педагогических исследований по проблеме. В практической части точно и полно раскрыты аспекты, отражающие содержание в соответствии с поставленными задачами. В заключении сформулированы развернутые выводы. Работа грамотно оформлена и представлена к проверке в срок.

Оценка «хорошо» выставляется за работу, в которой во введении раскрыта актуальность темы. В теоретической части представлен круг основной литературы по теме. Во второй части дано описание социально-педагогической практики. В заключении сформулированы общие выводы. Работа тщательно оформлена. Все этапы работы выполнены в срок.

Оценка «удовлетворительно» выставляется за работу, в которой не проработана актуальность темы. Теоретический анализ дан описательно. Библиография ограничена. Практическая часть представлен схематично. В заключении сформулированы общие выводы. Оформление работы соответствует требованиям.


Основные требования к написанию реферата:

1.Реферат выполняется в текстовом редакторе Microsoft Word, формат листа А4.

2.Структура. Реферат (контрольная работа) должен иметь введение, основную часть (2-3 главы), заключение и список использованных источников (книги, журналы, газеты, интернет-публикации, электронные ресурсы и др.).

3.Страница. Нумерация выполняется со 2-ой страницы, внизу («от центра» или «справа»). Размер шрифта: основной – 14, сноски (внизу страницы в автоматическом режиме) – 12. Абзац (красная строка) – отступ – 1,25 см. Межстрочный интервал – полуторный.

4.Объём реферата – 1 печатный лист (40 тыс. знаков с пробелами).

2.

Одним из важнейших элементов освоения студентами курса является изучение учебной литературы. Речь идёт прежде всего об учебниках и учебных пособиях, а также монографиях и статьях в периодических изданиях, позволяющих углубить знания по соответствующим темам, получить навыки работы с научной литературой.



Учебная литература содержит всю необходимую информацию по данному курсу, а дополнительная литература включает значительный объем информации, позволяющий, значительно расширить кругозор студента, помочь увидеть, что педагогика межнационального общения представляет собой активно развивающуюся научную дисциплину, многие темы и проблемы которой органично связаны с содержанием смежных научных дисциплин и направлений: философии, истории, культурологии, социологии, психологии, педагогики и т.д.

Поскольку количество лекционных часов по данному курсу невелико, студент должен особенно продуктивно использовать учебную литературу для более прочного усвоения той информации, которая дается в лекциях. В условиях, когда он может пользоваться различными учебниками и другими источниками, особое значение приобретает умение сопоставлять информацию из различных источников, способность воспринимать аргументацию тех и иных тезисов, теоретических постулатов, зависимость их обоснованности и доказательности от доступных на данный момент эмпирических данных. Поскольку помимо рекомендуемой литературы по курсу студенты широко используют Интернет-ресурсы, в том числе для самостоятельной работы, навыки критической рефлексии, осмысления соответствующей информации (нередко огромной по объему, но плохо систематизированной и структурированной, часто ненадежной) приобретают еще большее значение. Формированию этих навыков существенно способствует работа с литературными источниками.


3.

Одной из форм практических занятий являются семинарские занятия. Семинарские занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем.

Семинарские занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности.

Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.

План семинарских занятий отвечает общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесен с ним в последовательности тем.

Разнообразие семинарских занятий вытекает из собственно практической части. Это могут быть обсуждения рефератов, дискуссии, решение задач, доклады, тренировочные упражнения, наблюдения, эксперименты.

Само слово «семинар» происходит от латинского «seminarium» – рассадник и связано с функциями «посева» знаний, от учителя к ученикам и «прорастающих» в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний.

В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий – обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.

В высшей школе практикуется 3 типа семинаров:


  1. Семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним.

  2. Семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы.

  3. Семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки.


Форма семинарских занятий:

    1. развернутая беседа по заранее известному плану;

    2. небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара.

Метод докладов предполагает обмен мнениями, т. е. момент живой беседы. Семинар – это всегда непосредственный контакт преподавателя со студентами, установление доверительных отношений, продуктивное педагогическое общение.

В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Согласно исследованиям совместной учебной деятельности процесс мышления и усвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а предполагает коллективные усилия. Поэтому семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара. Реализуются общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов.

Каждый из участников семинара должен научиться точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, уметь доказывать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию. Необходимым условием продуктивной работы являются личные знания, которые приобретаются студентами на лекциях и в самостоятельной работе.

Существует особая форма семинарских занятий, семинар-исследование, который, чаще всего, применяется при чтении спецкурса. В начале семинара по предложению преподавателя студенты образуют небольшие группы, 7-9 человек, которые получают список проблемных вопросов по теме занятия. В течение 0,5-0,8 часа студенты обмениваются мнениями, готовят выступление. Подгруппа выделяет докладчика. Остальные студенты подгруппы отвечают на вопросы, заданные преподавателем или студентами других подгрупп. В конце занятия преподаватель подводит итога и оценивает работу студентов.


Работа на семинарских занятиях включает в себя:

• выступление на семинарских занятиях;

• реферат (с защитой);

• рецензирование студентом реферата;

• тестирование;

• контрольные работы.

Подготовительная работа участников семинара заключается в: самостоятельном составлении библиографии (список литературы) к выбранной теме. Литература тщательно просматривается (чтение-просмотр), а затем выборочно читается и фиксируется (аннотация, выписка цитат, тезисы, конспект) все, что представляет интерес для темы. Собранный материал организуется: приводится в систему, определяется его главное содержание, логика движения мыслей (план), подбираются аргументы. В этой работе немалую роль играют индивидуальные особенности докладчика: его склад ума, умение формулировать мысль, умело использовать способы изложения, аргументировано отстаивать свою точку зрения и, конечно же, владеть устной речью.

Способам и приемам выступления с докладом на семинаре можно и нужно учиться. Например, лучше всего сделать сообщение не информационным, а проблемным: не просто в определенном порядке перечислять мысли (скорее всего – заимствованные), а воспроизвести перед слушателями сам процесс рождения мысли, поиск ее доказательств и определение причинно-следственных связей.

Доклад на семинаре, как правило, не должен быть длительным (от десяти до пятнадцати минут). Но он обязательно должен вызвать реакцию со стороны слушателей, заинтересовать их, - только в этом случае можно считать, что ваша цель достигнута.
1В подготовке методических указаний использованы источники:


  1. Папченко Е.В. Методические рекомендации по подготовке студентов к семинарскому занятию по курсу «Культурология». Для студентов всех специальностей. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. – 13с.

  2. Терещенко, Е.Ю. ЭУМК по Культурологии. – Мурманск, 2006.

РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала


Тема 1. Культурно-антропологические межнациональной коммуникации.

«Культурный шок» как культурологическая проблема (Ф.Бок). Способы преодоления «культурного шока» в культурной антропологии. Проблема «чужеродности» культуры и этноцентризм. Природа и сущность понятий «свой» и «чужой». Сущность этноцентризма и его роль в межнациональном общении. Ксенофобия и другие формы враждебного отношения. Столкновение культурных ценностей. Понятие «культурная идентичность». Сущность формирования культурной идентичности. Этническая идентичность. Характеристика этносов. Построение системы отношений и действий в различных межэтнических контактах.

Теоретические и методологические основы межнациональной коммуникации. Сущность функционализма и его значение межнациональном общении. Культурный релятивизм как теоретическая и методологическая основа межнациональной коммуникации. Методологические подходы и методы изучения межкультурных ситуаций. Глобализация культуры как интеграция отдельных этнических культур в единую мировую культуру. Новые формы культурной идентичности.
Тема 2. Социально-психологические аспекты межнационального общения.

Механизм развития «культурного шока». «Культурный шок» в освоении «чужой» культуры.

Психологические основы межнационального общения. Основные принципы процесса восприятия. Детерминирующий фактор восприятия (факторы первого впечатления, превосходства, привлекательности, отношения к себе). Влияние культуры на восприятие. Понятие «сущность атрибуции». Межкультурные конфликты и их возникновение. Социальная категоризация и стереотипизация. Природа культурных стереотипов, их функции. Значение стереотипов в межнациональном общении.
Тема 3. Проблема интернационального воспитания в истории педагогики.

Диалектическая связь между народной и классической педагогикой. Взгляды Я.А. Коменского на культуру межнационального общения.

Положения об особенной идее воспитания, идеи человека, идеале человека у каждого народа в работах К.Д. Ушинского. Развитие идей Я.А.Коменского и К.Д. Ушинского в работах отечественных педагогов.

Взгляды А.С.Макаренко на проблему родного языка как центральную проблему педагогики. Интернационализм как основной принцип педагогики А.С.Макаренко.

В.А.Сухомлинский о необходимости возрождения педагогических традиций народа и их внедрении в семью и школу; о принципе интернациональности как об одном из основных направлений в педагогике.
Тема 4. Учет национально-психологических особенностей в воспитательной работе и межнациональных отношениях в полиэтническом коллективе.

Влияние национально-психологических особенностей на эффективность воспитательной работы среди представителей разных народов. Фиксация своеобразия отношений в многонациональном коллективе. Многонациональный коллектив как специфический объект воспитательного воздействия. Требования к педагогу, руководящему многонациональным коллективом. Характеристика воспитательной деятельности с учетом национально-психологических особенностей. Система форм и методов работы.

Многонациональная школа. Проблема и опыт создания многонациональных школ в России. Проблема отбора содержания образования и организация воспитательной работы в многонациональной школе. Комплекс многонационального образования.
Тема 5. Практика межнациональной коммуникации и освоения «чужой» культуры.

Теория освоения «чужой» культуры (М.Беннет). Этапы формирования межкультурной чувствительности. Изучение своеобразия «чужих» культур как метод формирования этики межнациональных отношений. Роль высокого образовательного уровня в построении этики межэтнической коммуникации. Возможности применения практики межпредметных связей в педагогике межнационального общения.



Национально-ориентированные технологии обучения и воспитания.

РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий)


Тема 1. Культурно-антропологические межнациональной коммуникации

Аккультурация – процесс взаимного влияния культур разных этносов, отличающихся по уровню развития, в результате которого происходит восприятие одной культурой элементов другой культуры

Культурный релятивизм – научное направление, признающее относительный характер всех культурных ценностей и отдельных культур, основывающееся на убеждении, что каждая культура обладает уникальным набором ценностей и потому заслуживает изучения и сохранения

Межкультурная компетенция – комплекс знаний и умений, позволяющих индивиду в процессе межкультурной коммуникации адекватно оценивать коммуникативную ситуацию

Этнический стереотип – совокупность относительно устойчивость представлений какого-либо этноса о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям других этнических общностей

Проксемика – наука, изучающая пространственные взаимоотношения людей в процессе общения
Тема 2. Социально-психологические аспекты межнационального общения

Культурный шок – состояние физического и эмоционального дискомфорта, возникающее в процессе столкновения индивида с иной культурной реальностью

Правила социального взаимодействия – совокупность общепринятых методов и процедур, устанавливающих и регулирующих порядок отношений между участниками взаимодействия

Социализация – процесс усвоения человеком необходимых знаний, культурных ценностей, норм поведения и навыков, позволяющих ему стать полноценным членом общества или определенной этнокультурной группы

Чувства – устойчивое эмоциональное отношение человека к различным явлениям действительности, отражающее значение этих явлений в его жизнедеятельности

Эмпатия – способность понимать и разделять переживания другого человека через эмоциональное сопереживание

Тема 3. Проблема интернационального воспитания в истории педагогики

Интернациональное воспитание - воспитательная концепция советского периода формирования у трудящихся уважения к правам и национальной независимости больших и малых народов, чувства дружбы и равенства народов
Тема 4. Учет национально-психологических особенностей в воспитательной работе и межнациональных отношениях в полиэтническом коллективе

Межнациональное общение – процесс взаимодействия представителей различных национальностей по поводу различных аспектов их жизнедеятельности

Ценностные ориентации – совокупность убеждений и представлений личности об окружающем, позволяющих ей ранжировать все предметы и явления по их значимости для жизни

Этноцентризм – свойство сознания человека воспринимать и оценивать окружающий мир с точки зрения превосходства традиций и ценностей собственной этнической группы над другими
Тема 5. Практика межнациональной коммуникации и освоения «чужой» культуры.

Толерантность – терпимое отношение к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам и идеям

Восприятие – процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных

Межкультурная коммуникация – процесс общения и взаимодействия, осуществляемый между представителями различных культур или культурных сообществ

РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций


Нет.

РАЗДЕЛ 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы


Характер изменений в программе

Номер и дата протокола, заседания кафедры, на котором было принято данное изменение

Подпись заведующего кафедрой, утверждающего внесенное изменение

Подпись декана факультета (проректора по учебной работе), утверждающего внесенное изменение
























РАЗДЕЛ 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:


Ф.И.О., ученая степень и звание преподавателя

Учебный год

Факультет

Специальность

Сапрыкин Василий Павлович – кандидат педагогических наук, доцент




Факультет технологии и дизайна

050502 – Технология и предпринимательство

Матюхина Л.А.

2011-2012

ФХОТиД

050502 – Технология и предпринимательство







База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница