Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р социальная работа с представителями различных конфессий



Скачать 340.37 Kb.
Дата07.06.2016
Размер340.37 Kb.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования «Мурманский государственный педагогический университет»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД.Р.4. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РАЗЛИЧНЫХ КОНФЕССИЙ

Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности
040101 «Социальная работа»

Утверждено на заседании кафедры

социальной педагогики и социальной

работы социально-гуманитарного факультета

(протокол № 9 от 21 апреля 2008 г.)

Зав. кафедрой _______________Рыбкин В.Р.



СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО

КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ

«Социальная работа с представителями различных конфессий»


РАЗДЕЛ I. Программа учебной дисциплины

Структура программы учебной дисциплины
1.1.Автор-составитель программы:

Грашевская О.В., канд. ист.наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы.


1.2.Рецензенты программы:

Беляев Д.П., доцент, канд. ист. наук, зав.кафедрой «Гуманитарные и социальные науки» Мурманского института экономики Санкт-Петербургской академии управления.

Бардилева Ю.П., канд.ист.наук, доцент кафедры отечественной истории МГПУ

1.3. Пояснительная записка

«Социальная работа с представителями различных конфессий» - учебный курс, адресованный студентам, обучающимся по специальности «040101 – социальная работа» (очная форма).

Несмотря на процессы секуляризации в современном мире, религия, как неотъемлемый элемент духовной культуры любого общества, один из важнейших универсальных социальных институтов, не теряет своего значения.

Современная социально-политическая обстановка в России неразрывно связана с мировоззренческими ориентациями ее граждан. Хотя по вопросу о численности верующих в нашей стране в последнее время развивается бурная полемика, сам по себе рост не вызывает сомнения. Это обуславливает особую роль научных дисциплин, изучающих религию.

Исследование различных религиозных учений необходимо и для социальной работы, так как ее истоки как области практической социальной деятельности лежат в русле религиозной морали. Традиции социальной работы исторически прослеживаются в мировых религиях - христианстве, исламе, буддизме.

Рост числа приверженцев традиционных конфессий, а также и различных деструктивных культов в современной России, обуславливает необходимость для специалистов по социальной работе ориентироваться в религиозной ситуации в стране, понимать психологию верующего человека (возможного клиента социальных служб). Это и представляется главной целью курса «Социальная работа с представителями различных конфессий».



Задачи курса:

- сформировать основные представления о религиозной антропологии.

-раскрыть типологию религиозности;

-сформировать представления о современной религиозной ситуации в стране и в Мурманской области, в частности;

- познакомить с законодательством о свободе совести в современной России;

-раскрыть основные принципы социальной работы как с представителями традиционных конфессий, так и членами деструктивных сект.


Студенты, завершившие изучение данного курса, должны уметь применять полученные знания на практике в работе с клиентом.
Курс «Социальная работа с представителями различных конфессий» связан с курсами социальной психологии, социологии, истории религий, технологий социальной работы.
При составлении программы использовались:

1. Панкин С.Ф. Религиозная антропология. Конспект лекций. – М., 2006. 2. 2. Веремчук В.И. Социология религии. – М., 2004.


1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы



Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Виды итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость

Всего ауд.

ЛК

ПР\СМ

ЛБ

СР

1.

040101 – социальная работа

4

7

65

24

14


10




41

зачет


1.6.Содержание дисциплины

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).

Примерное распределение учебного времени






Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР

СР

1.

Тема 1. Религия в общественной жизни.

2

2




7

2.

Тема 2. Религиозная ситуация в современной России.

4

2

2

6

3.

Тема 3. Основы религиозной антропологии. Представители традиционных религиозных конфессий как возможные объекты социальной работы

8

4

4

10

4.

Тема 4. Представители тоталитарных сект как объект социальной работы

8

4

4

10

5.

Тема 5. Религиозные конфессии и верующие в Мурманской области.

2

2



8



Всего:

24

14

10

41

1.6.2.Содержание разделов дисциплины



Тема 1. Религия в общественной жизни

Религия как неотъемлемый элемент духовной культуры и социальный институт общества.

Социальные функции религии: мировоззренческая, интегративная, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная.

Структура религии: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения, религиозные организации.

Религия и социальная работа. Религия и семья.
Тема 2. Религиозная ситуация в современной России.

Понятие «религиозная ситуация». Факторы, способствующие изменению религиозной ситуации. Религиозные конфессии и верующие в современном российском обществе.

Международные документы по вопросам свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций: Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 г.).

Свобода совести в истории России. Законодательно-правовая основа положения религиозных конфессий в РФ. Конституция РФ (1993 г.). Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (№ 125 ФЗ, 26 сентября 1997 г.).


Тема 3. Основы религиозной антропологии. Представители традиционных религиозных конфессий как возможные объекты социальной работы
Специфика религиозной антропологии. Основы христианской антропологии (православной, католической, протестантской).

Типология религиозности. Критерии религиозности.

Социологические исследования уровня религиозности населения мира.

Социально-демографические характеристики верующих в современной России.

Верующие – представители традиционных конфессий - как возможные объекты социальной работы (православные, мусульмане, иудеи, буддисты).

Тема 4. Представители тоталитарных сект как объект социальной работы
Тоталитарные секты: общие понятия.

Сайентология. «Движение объединения» Сан Мен Муна. Псевдоиндуистские секты.

«Свидетели Иеговы»: секта и или активно развивающаяся конфессия?

Секты отечественного происхождения (постсоветский период): «Богородичный центр», «Белое братство», секта Виссариона и др.

Культы «Новой эры».

Основные принципы работы с представителями тоталитарных сект.


Тема 5. Религиозные конфессии и верующие в Мурманской области
Религиозная обстановка в Мурманской области на современном этапе.

Традиционные религиозные конфессии и деструктивные культы в Мурманской области.

Деятельность «Свидетелей Иеговы» в Кольском Заполярье.

1.6.3. Темы для самостоятельного изучения



Наименование раздела дисциплины. Тема

Форма самостоятельной

работы

Количество часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы




Тема 1. Религия в обществе.

  1. Выписать определения следующих понятий: религия, религиозность, религиозная ситуация, конфессия, деноминация, верующие, церковь, свобода совести, секуляризация, религиозное и секулярное мировоззрение.

  2. Выпишите социальные функции религии; компоненты структуры религии как социальной системы.

  3. В чем сходство морали и религии как явлений культуры?



7

Понятийный диктант





Тема 2. Религиозная ситуация в современной России.

Представьте собственное видение и перспективы развития религиозной ситуации в мире и в современной России, в частности.



6


Представле-ние на практическом занятии.





Тема 3. Основы религиозной антропологии. Представители традиционных религиозных конфессий как возможные объекты социальной работы

1. Выписать определения следующих понятий: религиозная антропология, христианство, православие, католичество, протестантизм, буддизм, иудаизм.

2. Религиозная психология как элемент структуры религии. Что Вы понимаете под психологией верующего человека?

3. Принципы социальной работы с человеком, исповедующим ту или иную религию. Что нужно учитывать в первую очередь? (на примере отдельной конфессии)

10


Понятийный диктант

Обсуждение на практическом занятии






Тема 4. Представители тоталитарных сект как объект социальной работы

1.Выписать определения следующих понятия: секта, тоталитарная секта, культ, деструктивный культ.

2.Перечислите все известные вам религиозные секты. Какие из них, по Вашему мнению, наносят наибольший вред?

3.Как можно оказать помощь человеку, подпавшему под влияние деструктивного культа?


10

Понятийный диктант

Обсуждение на практическом занятии






Тема 5. Религиозные конфессии и верующие в Мурманской области.

Составьте библиографию из материалов региональной периодической печати, характеризующих религиозную обстановку в Мурманской области.

8

Проверка конспектов

Представле-ние на практическом занятии






Итого:




41






7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
Семинар 1

Тема «Религия в общественной жизни»


  1. Социальные позиции религии.

  2. Социальные функции религии.

  3. Структура религии.

  4. Религия и социальная работа.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. По Вашему мнению, какие социальные позиции занимает и может занимать в мире религия?

  2. Что понимается под сакрализацией общественной жизни? Насколько это понятие применимо к характеристике общественной жизни России на современном этапе?

  3. Что понимается под секуляризацией в современном обществе?

  4. Какие функции религии имеют значение для социальной работы?

Литература

Основная

1.Веремчук В.И. Социология религии. – М., 2004.

2.Павловский В.П. Основы религиоведения. – М., 2006.

Дополнительная

1.Гараджа В.И. Социология религии. – М., 1996.

2. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. – М., 1996.

3. Панкин С.Ф. Религиозная антропология. – М., 2006.


Семинар 2

Тема «Религиозная ситуация в современной России»
План


  1. Понятие религиозной ситуации в социологии религии.

  2. Отличительные особенности современной религиозной ситуации в России.

  3. Международные документы по вопросам свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций.

  4. Законодательство о свободе совести в современной России.

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Что Вы вкладываете в понятие «религиозная ситуация»?

  2. Что Вы понимаете под традиционными религиозными конфессиями?

  3. Как Вы относитесь к деятельности западных миссионеров в России?

  4. Каковы основные факторы, определяющие современную религиозную ситуацию в российском обществе?

  5. Каково влияние религиозной ситуации на социально-политические процессы в современной России?

Литература



Основная


  1. Веремчук В.И. Социология религии. – М., 2004.

  2. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 г.).

  3. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.)

  4. Митрохин Л.Н. Религиозная ситуация в современной России//Социс. – 1995. - № 11.

  5. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (№ 125 ФЗ, 26 сентября 1997 г.).


Дополнительная

  1. Бурьянов С.А. Свобода совести. Отношения Российского государства с религиозными объединениями//Закон и право. – 2003. - № 9.

  2. Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.)

  3. Грановская Р.М. Психология веры. – СПб, 2004.

  4. Грашевская О.В. Грашевская О.В. К вопросу о роли религиозного фактора в жизни советского/российского общества в ХХ в.// Европейский Север в судьбе России. ХХ в. (К 80-летию профессора А.А.Киселева). Сб.научных статей. – Мурманск. - 2006. - С.151-160.

  5. Конституция РФ (1993 г.).

  6. Павловский В.П. Основы религиоведения. – М., 2006.

  7. Религия в истории и культуре: Учебник для вузов/Под ред. М.Г.Писманика. – М., 2000.

Семинар 3



Тема «Основы религиозной антропологии. Представители традиционных религиозных конфессий как возможные объекты социальной работы»
Часть 1. Основы религиозной антропологии

План
1.Религиозная антропология. Ее специфика.

2.Христианская антропология в целом.

3. Традиционная христианская антропология (православная и католическая).

4. Протестантская антропология.
Вопросы для коллективного обсуждения

1.В чем основное различие западной и восточной религиозной антропологии?

2.Сравните взгляд на человека в православной и католической антропологии.

3.В чем различие между традиционной христианской и протестантской антропологией?

Литература

Основная
1.Веремчук В.И. Социология религии. – М., 2004.

2.Грановская Р.М. Психология веры. – СПб, 2004.

3.Павловский В.П. Основы религиоведения. – М., 2006.

4. Панкин С.Ф. Религиозная антропология. – М., 2006.


Дополнительная

1. Чеснокова В. Тесным путем. – М., 2005.

2. Кураев А. (диакон). Диспут с атеистом. – М., 2007.

3. Кураев А. (диакон). Почему православные такие? – М.. 2006.


Часть II. Представители традиционных религиозных конфессий как возможные объекты социальной работы
План


  1. Понятие религиозности. Типология религиозности.

  2. Социально-демографические характеристики верующих в современной России.

  3. Религия и семья.

  4. Верующие как возможные объекты социальной работы.

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Что Вы понимаете под религиозностью, религиозной психологией?

  2. Как Вы считаете, сохранены ли в современной российской семье религиозные традиции? Необходимо ли их пропагандировать в социальной работе?

  3. Сопоставьте функции социального работника и священника.

Литература



Основная


  1. Абу аль Маудуди. Образ жизни в исламе. – М., 1993.

  2. Веремчук В.И. Социология религии. – М., 2004.

  3. Ионов А.И. Современный ислам, человек и общество. – М., 1991.

  4. Мчедлов М.П., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. О социальном портрете современного верующего//Социс. – 2002. - № 7.

  5. Писманик М.Г. Светская школа и религия//Социально-гуманитарные знания. – 2000. - № 4.

  6. Писманик М.Г. Светская школа и религия//Социально-гуманитарные знания. – 2000. - № 4.

  7. «Новые православные» в России: тип или стереотип религиозности//Социс. – 2004. - № 5. – С.130-136.

  8. Синелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения//Социс. – 2001. - № 7. – С.89-96.

  9. Форсова В.В.Православные семейные ценности//Социс. – 1997. - № 1.

  10. Элкабян Е.С., Медведко С.В. Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения верующих россиян//Социс. – 2001. - № 8.


Дополнительная


  1. Грановская Р.М. Психология веры. – СПб, 2004.

  2. Красников Н.П. Православная этика: прошлое и настоящее. – М., 1981.

  3. Кураев А. (диакон). Диспут с атеистом. – М., 2007.

  4. Кураев А. (диакон). Почему православные такие? – М.. 2006.

  5. Нравственно-гуманистические истоки социальной работы/Под ред. И.Г.Зайнышева. – М., 1994.

  6. Павловский В.П. Основы религиоведения. – М., 2006.

  7. Панкин С.Ф. Религиозная антропология. – М., 2006.

  8. Религия в истории и культуре: Учебник для вузов/Под ред. М.Г.Писманика. – М., 2000.

  9. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. - М., 2004.

  10. Угринович Д.М. Психология религии. – М., 1986.

  11. Чеснокова В. Тесным путем. – М., 2005.

Семинар 4



Тема «Представители тоталитарных сект как объект социальной работы»
План


  1. Тоталитарные секты и деструктивные культы. Общие понятия.

  2. Тоталитарные секты в современной России.

  3. «Свидетели Иеговы» - секта или религиозная конфессия?

  4. Члены тоталитарных сект как объект социальной работы.

  5. Деятельность социального работника по профилактике сектантства среди молодежи.

  6. Нормативно-правовые документы, препятствующие возникновению и деятельности сектантских групп.


Вопросы для коллективного обсуждения


  1. Что Вы понимаете под тоталитарной сектой, деструктивным культом?

  2. В чем, по Вашему мнению, главное отличие секты от религиозной конфессии?

  3. Как Вы считаете, насколько может быть эффективна социальная работа с членами деструктивных культов?

  4. Какие меры профилактики сектантства среди молодежи вы считаете наиболее эффективными?

  5. Известны ли Вам случаи проявления сектантства и религиозного экстремизма в Мурманской области?

Литература



Основная

  1. Веремчук В.И. Социология религии. – М., 2004.

  2. Дворкин А. Как защитить себя и своих близких от тоталитарных сект. – М., 2006.

  3. Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты. – Нижний Новгород, 2000.

  4. Павловский В.П. Основы религиоведения. – М., 2006.


Дополнительная


  1. Грановская Р.М. Психология веры. – СПб, 2004.

  2. Дворкин А. Десять вопросов навязчивому незнакомцу или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2000.

  3. Митрохин Л.Н. Религии «Нового века». – М.. 1985.

  4. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. - М., 2004.

  5. Чернышев В.М. Сектоведение. – Киев, 2006.



1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1.8.1. Рекомендуемая литература.

Основная


Основная

  1. Веремчук В.И. Социология религии. – М., 2004.

  2. Дворкин А. Как защитить себя и своих близких от тоталитарных сект. – М., 2006.

  3. Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты. – Нижний Новгород, 2000.

  4. Нравственно-гуманистические истоки социальной работы/Под ред. И.Г.Зайнышева. – М., 1994.

  5. Павловский В.П. Основы религиоведения. – М., 2006.

  6. Панкин С.Ф. Религиозная антропология. – М., 2006.

  7. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. – М., 1996.

Дополнительная



  1. Абу аль Маудуди. Образ жизни в исламе. – М., 1993.

  2. Бурьянов С.А. Свобода совести. Отношения Российского государства с религиозными объединениями//Закон и право. – 2003. - № 9.

  3. Грановская Р.М. Психология веры. – СПб, 2004.

  4. Дворкин А. Десять вопросов навязчивому незнакомцу или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2000.

  5. Грашевская О.В. Русская Православная Церковь и религиозная обстановка на Кольском Севере в конце 80-х гг. – начале ХХI века// Ушаковские чтения: Материалы 1-й научно-практической межрегиональной краеведческой конференции памяти профессора И.Ф. Ушакова. – Мурманск, 2004. - С.153–158 .

  6. Грашевская О.В. Религиозная обстановка и положение Русской православной церкви в Кандалакшском районе в советский период (1917-1988 гг.)// Преподобный Феодорит Кольский и его духовное наследие. Материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции «Первые Федоритовские чтения», посвященной 480-летию основания Кандалакши – СПБ, 2007 – С.102-120.

  7. Грашевская О.В. К вопросу о роли религиозного фактора в жизни советского/российского общества в ХХ в.// Европейский Север в судьбе России. ХХ в. (К 80-летию профессора А.А.Киселева). Сб.научных статей. – Мурманск. - 2006. - С.151-160.

  8. Дворкин А. На Север стремятся секты, занимающиеся шпионажем?//Комсомольская правда. – 2007. – 7 ноября. – С.7.

  9. Дворкин А. В секту не приходят, туда приводят//Аргументы и факты на Мурмане. - 2007. - № 46. – С.13.

  10. Ионов А.И. Современный ислам, человек и общество. – М., 1991.

  11. Красников Н.П. Православная этика: прошлое и настоящее. – М., 1981.

  12. Козлов А.А. Социальная работа и проблемы духовности//Российский журнал социальной работы. - № 1996 - № 1.

  13. Кураев А. (диакон). Диспут с атеистом. – М., 2007.

  14. Кураев А. (диакон). Почему православные такие? – М.. 2006.

  15. Митрохин Л.Н. Религии «Нового века». – М.. 1985.

  16. Митрохин Л.Н. Религиозная ситуация в современной России//Социс. – 1995. - № 11.

  17. Мчедлов М.П., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. О социальном портрете современного верующего//Социс. – 2002. - № 7.

  18. На покаяние, к священнику//Литературная газета. – 2006. - № 28. – 12-18 июля. – С.5.

  19. «Новые православные» в России: тип или стереотип религиозности//Социс. – 2004. - № 5. – С.130-136.

  20. Писманик М.Г. Светская школа и религия//Социально-гуманитарные знания. – 2000. - № 4.

  21. Религия в истории и культуре: Учебник для вузов/Под ред. М.Г.Писманика. – М., 2000.

  22. Синелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения//Социс. – 2001. - № 7. – С.89-96.

  23. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. - М., 2004.

  24. Угринович Д.М. Психология религии. – М., 1986.

  25. Форсова В.В.Православные семейные ценности//Социс. – 1997. - № 1.

  26. Чернышев В.М. Сектоведение. – Киев, 2006.

  27. Чеснокова В. Тесным путем. – М., 2005.

  28. Элкабян Е.С., Медведко С.В. Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения верующих россиян//Социс. – 2001. - № 8.

  29. Шаймиев М. Нация и вера – в наших генах//Аргументы и факты. – 2006. - № 37. – С.5.

Международные и отечественные законодательно- правовые акты




  1. Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.)

  2. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 г.).

  3. Конституция РФ (1993 г.).

  4. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.).

  5. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (№ 125 ФЗ, 26 сентября 1997 г.).



1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

DVD: Религиозные секты: свобода от совести. Части 1, III, IV, V. Автор и режиссер А.Егорцев, продюсер Н.Фрицлер. – 2004.



1.10 Примерные зачетные тестовые задания
1. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (№ 125 ФЗ, 26 сентября 1997 г.) признает «особую роль в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры»:

а. буддизма

б. ислама

в. иудаизма

г.православия
2. Под свободой совести понимается:

а. принятие любого вероисповедания

б.атеистические воззрения

в. обеспеченная законом возможность для каждого гражданина добровольного выбора своего отношения к религии: как принятия любого вероисповедания, так и полного неприятия вероисповедания и культа.


3. Православие является в России:

а. государственной религией

б. традиционной конфессией

в. деноминацией


4. Изоляция, социальное групповое давление, страх - приемы, которые используются в :

а. в традиционных церквях

б.деноминациях

в. тоталитарных сектах


1.11. Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Социальные функции религии.

  2. Структура религии.

  3. Религиозная антропология.

  4. Характеристика современной религиозной ситуации в России.

  5. Традиционные религиозные конфессии в современной России.

  6. Законодательство о свободе совести в России.

  7. Понятие о религиозности и религиозной психологии.

  8. Религия и социальная работа.

  9. Религия и семья в современном обществе.

  10. Представители различных конфессий как возможные объекты социальных служб.

  11. Тоталитарные секты и деструктивные культы в современной России.

  12. Представители тоталитарных сект как объект социальной работы.

  13. Деятельность социального работника и социального педагога по профилактике религиозного сектантства в молодежной среде.

  14. Верующие, религиозные конфессии и религиозная ситуация в Мурманской области.


1.13. Примерная тематика рефератов

  1. Роль религии в современном обществе.

  2. Социальные функции религии.

  3. Современная религиозная ситуация в России: проблемы и противоречия.

  4. Гуманистический потенциал мировых религий и его влияние на практику социальной помощи.

  5. Современные верующие: кто они?

  6. Традиционные религиозные конфессии в современной России.

  7. Религиозность и религиозная психология.

  8. Религия и семья в современном обществе.

  9. Представители различных конфессий как возможные объекты социальных служб.

  10. Тоталитарные секты и деструктивные культы в современной России.

  11. Представители тоталитарных сект как объект социальной работы.

  12. Деятельность социального работника и социального педагога по профилактике религиозного сектантства в молодежной среде.

  13. Нравственно-гуманистические истоки социальной работы.

  14. Верующие, религиозные конфессии и религиозная ситуация в Мурманской области.

  15. «Православные: почему они такие?»



РАЗДЕЛ III. Содержательный компонент теоретического материала.
Тема 1. Религия в общественной жизни
План лекции

1. Религия как неотъемлемый элемент духовной культуры и социальный институт общества.

2. Социальные функции религии.

3. Структура религии: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения, религиозные организации.

4. Религия и семья в современном обществе.

5. Религия и социальная работа.


Проблемы для обсуждения и вопросы для самоконтроля:

1. Нравственное значение религиозного мировоззрения.

2. Согласны ли Вы с тезисом: «Мораль порождена религией и неотделима от нее?»

3. Характеристика гуманистического потенциала мировых религий и выделение в нем общечеловеческих начал. Какое влияние оказали религиозные учения на практику социальной помощи?


Литература

  1. Веремчук В.И. Социология религии. – М., 2004.

  2. Козлов А.А. Социальная работа и проблемы духовности//Российский журнал социальной работы. - № 1996 - № 1.

  3. Нравственно-гуманистические истоки социальной работы/Под ред. И.Г.Зайнышева. – М., 1994.

  4. Павловский В.П. Основы религиоведения. – М., 2006.

  5. Панкин С.Ф. Религиозная антропология. – М., 2006.

  6. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. – М., 1996.


Тема 2. Религиозная ситуация в современной России.

План лекции

1. Понятие «религиозная ситуация». Факторы, способствующие изменению религиозной ситуации.

2. Понятие свободы совести. Международные документы по вопросам свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций.

3. Религиозные конфессии и верующие в современном российском обществе.

4. Законодательно-правовая основа положения религиозных конфессий в РФ.

Проблемы для обсуждения и вопросы для самоконтроля:

В чем выражается и с чем связан резкий подъем религиозности в реформируемом российском обществе?

Литература


  1. Бурьянов С.А. Свобода совести. Отношения Российского государства с религиозными объединениями//Закон и право. – 2003. - № 9.

  2. Митрохин Л.Н. Религиозная ситуация в современной России//Социс. – 1995. - № 11.

  3. Писманик М.Г. Светская школа и религия//Социально-гуманитарные знания. – 2000. - № 4.

  4. Синелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения//Социс. – 2001. - № 7. – С.89-96.

  5. Чеснокова В. Тесным путем. – М., 2005.



Тема 3. Основы религиозной антропологии. Представители традиционных религиозных конфессий как возможные объекты социальной работы

Лекция 1. Основы религиозной антропологии

План лекции

1. Специфика религиозной антропологии.

2. Основы христианской антропологии (православной, католической, протестантской).

Проблемы для обсуждения и вопросы для самоконтроля:

1.Сущность религиозной антропологии.

2. Дайте краткую характеристику православной, католической и протестантской антропологии.

Литература


  1. Веремчук В.И. Социология религии. – М., 2004.

  2. Павловский В.П. Основы религиоведения. – М., 2006.

  3. Панкин С.Ф. Религиозная антропология. – М., 2006.

  4. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. – М., 1996.

Лекция 2. Представители традиционных религиозных конфессий как возможные объекты социальной работы


План лекции
1. Типология религиозности. Критерии религиозности.

2. Социально-демографические характеристики верующих в современной России.

3. Представители традиционных конфессий как возможные объекты социальной работы.

Проблемы для обсуждения и вопросы для самоконтроля:

1. Понятие религиозности.

2. Традиционные конфессии в современной России.

3.Что понимается под воцерковленностью?
Литература


  1. Грановская Р.М. Психология веры. – СПб, 2004.

  2. Ионов А.И. Современный ислам, человек и общество. – М., 1991.

  3. Кураев А. (диакон). Почему православные такие? – М.. 2006.

  4. Мчедлов М.П., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. О социальном портрете современного верующего//Социс. – 2002. - № 7.

  5. На покаяние, к священнику//Литературная газета. – 2006. - № 28. – 12-18 июля. – С.5.

  6. «Новые православные» в России: тип или стереотип религиозности//Социс. – 2004. - № 5. – С.130-136.

  7. Синелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения//Социс. – 2001. - № 7. – С.89-96.

Тема 4. Представители тоталитарных сект как объект социальной работы

План лекции


1. Тоталитарные секты: общие понятия.

2. Сайентология.

3. «Свидетели Иеговы»: секта и или активно развивающаяся конфессия?

4. Секты отечественного происхождения (постсоветский период): «Богородичный центр», «Белое братство», секта Виссариона и др.

5. Основные принципы работы с представителями тоталитарных сект.
Проблемы для обсуждения и вопросы для самоконтроля:

1. Понятие тоталитарной, оккультной секты.

2. Наиболее известные тоталитарные секты в мире и в России. Их опасность для общества.

Литература



  1. Дворкин А. В секту не приходят, туда приводят//Аргументы и факты на Мурмане. - 2007. - № 46. – С.13.

  2. Дворкин А. Как защитить себя и своих близких от тоталитарных сект. – М., 2006.

  3. Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты. – Нижний Новгород, 2000.

  4. Чернышев В.М. Сектоведение. – Киев, 2006.

  5. Чеснокова В. Тесным путем. – М., 2005.


Тема 5. Религиозные конфессии и верующие в Мурманской области

План лекции


1. Религиозная обстановка в Мурманской области на современном этапе.

2. Традиционные религиозные конфессии и деструктивные культы в Мурманской области.

3. Деятельность «Свидетелей Иеговы» в Кольском Заполярье
Проблемы для обсуждения и вопросы для самоконтроля:

Почему попытка религиозной организации «Свидетелей Иеговы» построить молельный дом в Мурманске вызвала активное неприятие части населения?


Литература

1.Грашевская О.В. Русская Православная Церковь и религиозная обстановка на Кольском Севере в конце 80-х гг. – начале ХХI века// Ушаковские чтения: Материалы 1-й научно-практической межрегиональной краеведческой конференции памяти профессора И.Ф. Ушакова. – Мурманск, 2004. - С.153–158 .



2.Материалы региональной периодической печати.


РАЗДЕЛ IV. Словарь терминов.
Тема 1. Религия в общественной жизни

Аномия - отсутствие норм в поведении, их недостаточность. Аномия мыслима в двух измерениях. Во-первых, состояние аномии может характеризовать общество, в котором нормативные стандарты поведения, а также существующие в нем убеждения либо серьезно ослаблены, либо отсутствуют. Во-вторых, состояние аномии может характеризовать и отдельное лицо, если оно социально дезориентировано, находится в состоянии тревоги и переживает чувство изолированности от общества.

Взаимодействие социальное - любое поведение индивида, труп­пы индивидов, общества в целом как в данный момент, так и в перспективе. Категория «взаимодействие» выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельно­сти, т.е. отношений, различающихся по своим позициям (статусам) и ролям (функциям).

Государственная религия - положение религии в обществе, которое подразумевает ее использование в качестве государственной идеологии, официально-правовое ее закрепление в качестве господ­ствующей религии. Примером государственной религии может служить на отдельных исторических этапах положение православия в Российской империи.

Деноминация - один из типов религиозных объединений, не подпадающих под традиционные понятия церкви и секты. Обычно рассматривается как промежуточное звено между сектой или церковью или как объединение, находящееся в стадии становления.

Конфессия - вероисповедание; религиозное объединение верую­щих, имеющих свое вероучение, культ, церковную организацию.

Ксенофобия - навязчивый страх перед иностранцами, неприязненное отношение к ним.

Культ - этим понятием обычно обозначают небольшую религи­озную группу, объединяющую людей, стремящихся к собственному мистическому опыту, с неразвитой организационной структурой, имеющую харизматического лидера.

Менталитет - способ мышления, образ мыслей.

Религия - форма мировоззрения, одна из сфер духовной жизни общества, социальных групп, индивидов, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на «земной», воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный.

Секуляризация - процесс освобождения из сферы религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов.

Тема 2. Религиозная ситуация в современной России.

Религиозная ситуация - современные исследователи определяют религиозную ситуацию как разновидность ситуации социальной, понимая под этим такое положение дел в обществе, регионе, на конкретном исследуемом объекте, которое характеризуется наличием, типом (специфическими особенностями) и интенсивностью религиозных проявлений, динамикой и направленностью их изменений, характером и степенью их воздействия на общество, регион и исследуемый объект.

Сакрализация - процесс вовлечения в сферу религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов.

Церковь – сравнительное широкое объединение, принадлежность к которому определяется свободным выбором индивида либо традицией.
Тема 3. Основы религиозной антропологии. Представители традиционных религиозных конфессий как возможные объекты социальной работы

Религиозная антропология – учение о человеке, содержащееся в различных религиях с глубокой древности до наших дней.

Религиозное утешение (в широком смысле) - всякое воздейст­вие религии на человека, способствующее снятию отрицательных эмоций, чувств, переживаний и преодолению внутриличностных конфликтов (например, между чувством самосохранения и воинским долгом).

Религиозность - определенное состояние отдельных людей, их групп и общностей, верующих в сверхъестественное и поклоняющихся ему, их приверженность к религии, принятие ее вероучений и предписаний.

Свобода совести - под свободой совести понимается обеспеченная законом каждому гражданину возможность добровольного выбора своего отношения к религии: как принятия любого вероисповедания, так и полного неприятия вероисповедания и культа.
Тема 4. Представители тоталитарных сект как объект социальной работы
Секта -оппозиционное течение к тем или иным религиозным направлениям; может быть выразителем социального протеста оп­ределенных социальных групп.

Тоталитарные секты - наиболее негативные, фанатичные, антиобщественные религиозные организации, которые используют особые молитвенные и аскетические формы культа.

РАЗДЕЛ V. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций
Пример решения практических ситуаций:

Несовершеннолетний ребенок попал в сек­ту. Ходит на их «службы», читает литературу, представители секты постоянно ему звонят и т.д. Что социальный работник может посоветовать родителям?

Пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» запрещает вовлечение малолетних в ре­лигиозные объединения без согласия родите­лей или лиц, их заменяющих. Если родители такого согласия не давали, они могут написать заявление в прокуратуру по месту жительства и одновременно поставить в известность о происходящем отдел по делам несовершеннолетних ме­стного отделения милиции.


Практические ситуации:

1. Один из супругов попал в секту, отдает ту­да вещи, зарплату (стипендию, пенсию).

2.Жена ходит в секту и, несмотря на нега­тивное отношение мужа, водит туда несовер­шеннолетнего ребенка. Сам ребенок много раз говорил, что ему там неинтересно. Но же­на заявляет, что ей, как матери, виднее.
РАЗДЕЛ VI. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы


Характер изменений в программе

Номер и дата протокола заседания кафедры, на котором было принято данное решение

Подпись заведующего кафедрой, утверждающего внесенное изменение

Подпись декана факультета (проректора по учебной работе), утверждающего данное изменение















РАЗДЕЛ VII. Учебные занятия по дисциплине ведут:


Ф.И.О., ученое звание и степень преподавателя

Учебный год

Факультет

Специальность

Грашевская О.В., канд.ист.наук

2007-2008


социально-гуманитарный

040101 «социальная работа»

Грашевская О.В., к.и.н., доцент кафедры СПиСР

2009-2010

социально-гуманитарный

040101 «социальная работа»

Тишулина С.Г., к.п.н., доцент кафедры СРиОРМ

2010-2011

истории и социальных наук

040101 «социальная работа»

Грашевская О.В.

2012 - 2013

Истории и социальных наук

040101.65 «социальная работа»


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница