Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд семейные конфликты и способы их разрешения



страница1/4
Дата28.04.2016
Размер0.72 Mb.
  1   2   3   4
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования «Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.В.3.1., ФТД


Семейные конфликты и способы их разрешения

(ШИФР ДИСЦИПЛИНЫ И НАЗВАНИЕ В СООТВЕТСВИИ СО СТАНДАРТОМ И УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ)



Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности
«040101-Социальная работа»
(код и наименование специальностей)
Утверждено на заседании кафедры

психологии факультета

педагогики и психологии

(протокол № 7 от 06 марта 2008 г.)

Зав. кафедрой

________________И.А. Синкевич

2008 г.
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.


    1. Автор программы:

Г.И. Горлов, канд. психол. наук, доцент

И.А. Синкевич, канд. пед. наук, доцент


    1. Рецензенты:

О.Н.Недосека, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии (МГПУ)

Е.М.Зубрицкая, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития, проректор по научной работе Мурманского гуманитарного института (МГИ)


    1. Пояснительная записка

На современном этапе развития общества в нашей стране, за рубежом социально приемлемым является воспитание детей в семье. Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Для общества вопрос о знании этих социальных институтов и умении направлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от их состояния в значитель­ной мере зависит воспроизводство населения, создание и передача духовных ценностей.

Значение, которое в эпоху цивилизации семья приобрела в обще­ственной и личной жизни людей, обусловило сравнительно рано за­родившийся и устойчивый интерес к ее изучению. При этом в течение длительного времени (примерно до середины XIX века) семья рассмат­ривалась как изначальная и по самой своей природе моногамная ячейка общества, исходный пункт его развития и его миниатюрный «прооб­раз».

В настоящее время в нашем обществе происходит переход от пред­ставлений о семье как о ячейке общества к пониманию ее самоценно­сти. Однако следует заметить, что, по данным научно-исследователь­ского центра Института молодежи, российская семья сейчас находит­ся в состоянии кризиса, социальной деградации. На протяжении последних лет существует устойчивые тенденции:



  • ухудшения материального положения семьи;

  • роста числа неполных семей;

  • снижения интереса к рождению детей;

  • роста отчужденности детей от семьи;

  • падения авторитета родителей по сравнению с авторитетом
    сверстника, устроившегося в жизни;

  • повышения уровня подростковой девиантности.

В связи с этим необходима программа семейной социализации и воспитания жизнеспособной личности в современных условиях. Та­ким образом, значение исследования семейной проблематики в со­временных условиях не уменьшается, а, скорее, все более возрастает. Преподавание психологии семьи для студентов педвузов является актуальным, так как множество проблем в этой облас­ти ждет своих исследователей.

В курсе «Семейные конфликты и способы их разрешения» обобщены результаты многолетней работы психологов, соци­ологов, демографов в области семейных отношений, рассматривают­ся различные стороны этой многогранной темы.



Цель курса состоит в том, чтобы ознакомить студентов с основными про­блемами современной семьи, с тенденциями развития семейно-брачных отношений, а также с методами изучения и коррекции семейных проблем.

На практических занятиях студенты осваивают методы изу­чения семьи, обучаются приемам определения причин и разрешения супружеских конфликтов, обсуждаются приемы ведения безобвинитель­ного общения.

В связи с вышесказанным целью дисциплины “Семейные конфликты и способы их разрешения” является помочь спе­циалистам в области психологии овла­деть знаниями, навыками и умениями, сформулировать нравственную позицию, необходимую для работы с семьей.

Задачи курса “Семейные конфликты и способы их разрешения”:


  1. Дать представление общие представления о конфликтах в семье, методах их изучения.

  2. Познакомить студентов с основными понятиями семейных конфликтов.

  3. Сформировать научное мировоззрение, широкий профессиональный кругозор и нравственную позицию специалиста по от­ношению к семьям.

  4. Ознакомить с различными принципами, программами и системой помощи семье в конфликтной ситуации.

  5. Представить студентам информацию о семьях группы риска.

  6. Ознакомить студентов с методами изучения семьи, психотерапии в коррекционной работе с детьми и их родителями на различ­ных этапах семейного цикла.

  7. Дать представление об основных направлениях и формах взаимодействия психолога с членами семьи.

В программе нашли отражение различные теоретические направления отечественной и зарубежной психологии, наиболее яркие теории и методы диагностики семейных отношений.

В списке литературы студентам предложены работы, опубликованные в последние годы. Разработанные практические занятия позволяет организовать самостоятельную работу студентов.

В процессе изучения дисциплины студенты должны овла­деть следующими знаниями, умениями, навыками и уметь ис­пользовать их на практике.

В результате изучения дисциплины “Семейные конфликты и способы их разрешения” студенты должны знать:



  • теоретические основы психологии семьи, модели семьи, теории семейного кризиса;

  • основные категории и понятия психологии семьи;

  • основные направления, подходы в психологии семьи;

  • задачи, этапы и конкретные формы воспитания де­тей в семье;

  • модели семьи и теории семейного кризиса;

  • методы психотера­пии в психокоррекционной работе с семьями.

Студенты должны быть готовы решать практические коррекционно-педагогические задачи, непременно используя знания, полученные в ходе изучения курса “Семейные конфликты и способы их разрешения”. Для этого они должны уметь:

владеть методами семейной психологии и адекватно использовать их;



  • использовать на практике методы психотера­пии в психокоррекционной работе с семьями;

  • осуществлять по­мощь родителям в семьях группы риска;

  • отстаивать и проводить в жизнь четкую нравственную позицию по отношению к семьям;

  • анализировать собственную деятельность с целью совершенствования и эффек­тивности для каждого конкретного случая.

УМК по курсу “Семейные конфликты и способы их разрешения” составлен в соответствии с требованиями Го­сударственного образовательного стандарта высшего професси­онального образования по специальности «040101-Социальная работа».


    1. Извлечение из ГОС ВПО — не предусмотрено


    1. Объем дисциплины и виды учебной работы




№п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр


Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчётности)

Трудоёмкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа

1.

«040101-Социальная работа»

4

8

100

30

18

12




70

Зачет


    1. Содержание дисциплины.

      1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).

Примерное распределение учебного времени



№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1 (040101)

Вариант 2

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам. раб.

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам. раб.

1.

Современное понятие семьи,ее структура и классификация.

2.5

2

0.5




7
















2.

Семья как малая группа

2.5

2

0.5




7
















3.

Психологическая готовность к браку

3

2

1




7
















4.

Основные кризисы супружеских отношений; развод и его стадии

3

2

1




7
















5.

Понятие конфликта,его структура и классификация.

3

2

1




8
















6.

Психологические особенности личностных конфликтов.

4

2

2




8
















7.

Личностные кризисы зрелого возраста:30;40 лет

4

2

2




8
















8.

Трансактный анализ Э.Берна в семейной психотерапии

4

2

2




9
















9.

Семейная психотерапия по В.Сатир

4

2

2




9



















всего

30

18

12




70


















      1. Содержание разделов дисциплины.


Тема 1. Современное понятие семьи, ее структура, классификация семей

Классическое определение семьи как группы людей, связанных близким родством. Современное понимание семьи как союза двух людей: мужчины и женщины.Основные подструктуры семьи: супружеский холон; родительский холон; братскосестринский холон.

Классификации семей: С.И.Голод; Е.А.Личко; М.Мид; В.Сатир.

Литература


  1. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб.пособие. – СПб: Речь, 2005.

  2. Бендас Т.В. Генндерная психология. - СПб., 2006

  3. Дружинин В.Н. Психология семьи.- СПб., 2007

  4. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейно консультирования. – М., 2006.

  5. Кон И.С. Введение в сексологию.- М., 1999

  6. Роджерс К. Брак и его альтернатива. – М., 2006

  7. Сатир В. Как надо строить себя и свою семью. - М.,1990

  8. Фромм Э. искусство любить. - СПб.,2001.



Тема 2. Семья как малая группа

Определение «малая группа»; неформальные лидеры в семье; динамика семьи как малой группы. Формальные и неформальные группы (гражданские браки, их виды).

Композиция (состав) группы: численный, половой, возрастной состав. Основные количественные и качественные характеристики малой группы. Законы динамики малой группы. Стадии и уровни развития малой группы, срок жизни малой группы.

Структура малой группы: социометрическая, коммуникативная и структура власти. Структура коммуникации: централизованные и децентрализованные коммуникативные сети.

Несовпадение понятий «позиция» и «роль». Осознание личной идентичности и принадлежности группе как необходимые компоненты зарождения малой группы.

Литература


  1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990.

  2. Андреева Т.В. Семейная психология. – СПб, 2005.

  3. Андреева Г.М. Социальная психология. - Учебник для высших учебный заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000.

  4. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред.В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2003.

  5. Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.

  6. Майерс Д. Социальная психология. - СПб: Питер, 2000.

  7. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. - М.: Прогресс, 1988.

  8. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. - М.: Академия, 2002.

  9. Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов /Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2000.



Тема 3. Психологическая готовность к браку.

Понятие и уровни совместимости

Психологическая готовность к браку: период ухаживания; социальные роли «жених», «невеста». Совместимоть: физиологическая, психологическая, социальная.

Понятие пробного брака.

Межличностные отношения. Чувство как аналитическая единица определения межличност­ных отношений. Социальные функции чувств. Типо­логия чувств. Филогенетическое и онтогенетическое раз­витие чувств. Переживание как фактор социальной адап­тации.



Литература

  1. Андреева Т.В. Семейная психология. – СПб, 2005.

  2. Бендас Т.В. Гендерная психология.- СПб, 2006

  3. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейно консультирования. – М., 2006.

  4. Кон И.С. Введение в сексологию. - М.,1999

  5. Шапиро Б.Ю. От знакомства к браку. - М.,1990.

  6. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. - М., 2000.



Тема 4. Основные кризисы супружеских отношений. Развод, его стадии

Понятие кризиса. Кризис становления молодой семьи (1,5-3г.); кризис» эмоциональной утомляемости» (5-9л.); кризис «пустое гнездо» (15л.).

Развод: его значение для супругов; стадии развода: эмоциональная; экономическая; юридическая. Понятие «цивилизованный развод».

Литература:


  1. Авдеев В.В. психология решений проблемных ситуаций. - М., 1992

  2. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб.пособие. – СПб., 2005.

  3. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб., 2000

  4. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейно консультирования. – М., 2006.

  5. Хорни К. Женская психология. - СПб.,1993



Тема 5. Понятие конфликта, его структура и классификация

Бытовое и научное понимание конфликта. Научная парадигма о конфликте как сложной системе. Классификации конфликта: Н.В.Гришиной. Основные типы поведения в конфликтной ситуации (Томас)

Кооперация и конкуренция как два основных типа взаимодействия. Согласие (ассоциация) и конфликт (диссоциация). Ассертивное поведение. Конфликт: функции, структура, виды, динамика. Последствия конфликтов. Источники семейных конфликтов. Стратегия поведения в конфликте и методы их изучения.

Мотивы взаимодействия (кооперация, личный мотив, конкуренция, альтруизм, агрессия, равенство). Пять стратегий поведения (противодействие, избегание, уступчивость, компромисс, сотрудничество).



Литература:

  1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М., 1999.

  2. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб.пособие. – СПб., 2005.

  3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология. - М., 2006

  4. Бызова В.М. Психология этнических различий: проблемы менталитета, отношений, понимания. - СПб.,1989

  5. Вейнингер О. Пол и характер. - М.,1991

  6. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейно консультирования. – М., 2006.



Тема 6. Психологические особенности личностных конфликтов.

Понятие «когнитивный диссонанс»

Определение личностного конфликта; особенности его разрешения. Виды личностных конфликтов. Кризисы личности по Э.Эриксону.

Когнитивный диссонанс: механизмы его преодоления.

Литература:


  1. Авдеев В.В. Психология решения проблемных ситуаций. - М.,1992

  2. Аккерман Н. Теория семейной динамики. - СПб., 2000

  3. Берн.Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - СПб.,1992

  4. Берн Э. Секс в человеческой любви. - М.,1990.

  5. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейно консультирования. – М., 2006.



Тема 7. Личностные кризисы зрелого возраста: 30; 40 лет

Особенности кризисов зрелого возраста. Кризис 30лет: причины возникновения и механизмы конструктивного разрешения.

Кризис 40 лет: причины возникновения, особенности протекания и механизмы разрешения.

Литература:


  1. Авдеев В.В. Психология решения проблемных ситуаций. - М.,1992

  2. Бендас Т.В. Гендерная психология. - СПб., 2006

  3. Гришина Н.В. психология конфликта. - СПб., 2000

  4. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейно консультирования. – М., 2006.

  5. Люшер М. Сигналы личности. – Воронеж,1993

  6. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. - СПб., 2000



Тема 8. Основы семейной психотерапии: трансактный анализ Э.Берна

Понятие эго-состояний; эго-состояния в общении; психологические игры со скрытым сценарием; анализ скрипт.

Психологическая совмести­мость. Акт и трансакция как функциональные единицы взаимодействия. Анализ взаимодействия по Э.Берну (Родитель – Взрослый – Дитя). Стратегии взаимодействия. Уровни общения по А.Б.Добровичу (примитивный, манипулятивный, конвенциональный, стандартизированный, игровой, деловой, духовный).

Литература:


  1. Алешина Ю.Е. индивидуальное и семейное консультирование. - М., 2000

  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - СПб., 1992.

  3. Боулби Д. привязанность. - М., 2003

  4. Ковалев С.В. основы нейролингвистического программирования. - М., 1999

  5. Люшер М.Сигналы личности. – Воронеж,1993

  6. Хьелл Л.,Д.зиглер. Теории личности. – СПб, 1997.



Тема 9. Семейная психотерапия по В.Сатир

Структура супружеских отношений (адекватная самооценка, открытые коммуникации, семейные ценности, открытость семьи).

Понятия социально благополучной и социально неблагополучной семьи.

Техники работы с семьями.



Литература:

  1. Антонов А.И. Микросоциология семьи. М., 1998

  2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное консультирование. - М., 2000

  3. Авдеев В.В. Психология решения проблемных ситуаций. - М., 1992

  4. Дружинин В.Н. Психология семьи. - СПб., 2007

  5. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия/справочник практического психолога/М.2006

  6. Сатир В.Как надо строить себя и свою семью. – М., 1990

  7. Шерман Р.,Н.Фредман. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. - М., 1997

  8. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. - М.,1996

  9. Эйдемиллер Э.Г., И.В.Добряков, И.М.Никольская. Семейный диагноз и семейная психотерапия. - СПб., 2003.



      1. Темы для самостоятельного изучения.






п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во час.

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Современное понятие семьи, ее структура и классификация.

Конспект занятий:

Понятия, термины.



7

Аудиторное

Семинарское занятие.



2.

Семья как малая группа

Конспект понятий, характеристика групповой динамики

7

Аудиторное семинарское занятие

3.

Психологическая готовность к браку

Конспект понятий: психологической и социальной зрелости; социальные роли

7

Доклады: психологическая готовность к браку; супружеские роли.

4.

Основные кризисы супружеских отношений; развод и его стадии

Конспект-классификация кризисов.

Конспект и характеристика стадий развода



7

Доклады: основные супружеские кризисы. Развод и его стадии.

5.

Понятие конфликта,

его структура и классификация.



Конспект: научная парадигма конфликтов, классификация конфликтов.

8

Доклады: бытовое и научное понимание конфликта. Классификации конфликтов.

6.

Психологические особенности личностных конфликтов.

Конспект понятия личностного (внутриличностного) конфликта. Классификация личностных конфликтов по Леви.

8

Аудиторное семинарское занятие

7.

Личностные кризисы зрелого возраста:30;40 лет

Определение понятий: «кризис», «зрелость».

Характеристика (план ответа): кризиса 30 лет; кризиса 40 лет.



8

Круглый стол: «Кризисы и личностные конфликты зрелого возраста».

8.

Трансактный анализ Э.Берна в семейной психотерапии

Конспект занятий.

9

Аудиторное семинарское занятие.

9.

Семейная психотерапия по В.Сатир

Конспект занятий.

9

Аудиторное семинарское занятие.




Всего




70





1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

  1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ)


Практическое занятие 1-2.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница