Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1 Актуальные проблемы преподавания биологии



Скачать 423.31 Kb.
страница1/2
Дата27.04.2016
Размер423.31 Kb.
  1   2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Мурманский государственный педагогический университет

(МГПУ)



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ



ОПД.В.2.1 Актуальные проблемы ПРЕПОДАВАНИЯ биологии

ОПД.В.1.1, ФТД Актуальные проблемы методики

ПРЕПОДАВАНИЯ биологии
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

050102 Биология

050103.00 География с дополнительной специальностью Биология

050102.00 Биология с дополнительной специальностью География

(код и наименование специальности/тей)


Утверждено на заседании

кафедры биологии и химии

естественно-экологического факультета

(протокол № 13 от 02 апреля 2008 г.)

Зав. кафедрой


__________________М.Н. Харламова

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.

1.1. Автор программы: к.б.н., доцент Е.Г. Митина
1.2. Рецензенты: к.б.н. Е.Н. Луппова, директор СОШ № 23, учитель биологии С.Н. Типсина
1.3. Пояснительная записка: Методическая подготовка является важнейшей частью формирования профессиональной компетентности будущего учителя биологии.

Целью курса «Актуальные проблемы методики обучения биологии и экологии» является подготовка студентов к будущей профессионально-педагогической деятельности и позволяет сформировать представление о проблемах современной школьной биологии, путях и способах их решения.

Задачи курса:

- повышение уровня методической подготовки будущего специалиста;

- ознакомление с состоянием и перспективами развития современного биологического образования в нашей стране и за рубежом;

-выявление основных проблем системы школьного биологического образования;

Дисциплина «Актуальные проблемы методики обучения биологии и экологии» читается на 4 и 5 курсах после прохождения студентами учебно-воспитательной педагогической практики. В результате освоения курса студенты должны

знать:


  1. систему современного школьного биологического образования в России

  2. особенности содержания современного биологического образования

  3. пути модернизации системы биологического образования

уметь:

1.характеризовать состояние современного биологического образования

2. называть пути и способы решения проблем биологического образования

3.определять степень актуальности проблем.

В ходе подготовки данной программы использовались программы Н.Д. Андреевой «Актуальные проблемы методики обучения биологии и экологии», А.И. Никишова «Методика преподавания биологии», Е.Г. Митиной «Методика обучения биологии», В.П. Соломин, П.В. Станкевич «Современные проблемы обучения биологии», И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Н.Д. Андреева «Современные проблемы методики обучения биологии».
1.4. Извлечение из ГОС ВПО: изучение данной дисциплины в рамках федерального компонента ГОС ВПО не предусмотрено

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина:


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

работа


1

050102 Биология

5

10

80

30

20

10




50

зачет

3

050103.00 География с доп. специальностью

2

4

160

70

40

20

10

90

зачет

4

050102.00 Биология с доп. специальностью

5

10

80

24

16

8




56

зачет


1.6. Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1

Введение

2

2







2

2

2







10

1

1







6

2

Тенденции развития современного биологического образования

6

4




2

8

12

6

4

2

10

1

1







10

3

Обзор современных проблем методики обучения биологии

6

4




2

8

14

8

4

2

10

6

4

2




10

4

Стандартизация общего биологического образования

4

2




2

8

14

8

4

2

20

4

2

2




10

5

Моделирование программ и образовательного процесса в разных типах школ

6

4




2

14

14

8

4

2

20

6

4

2




10

6

Конструирование деятельности учителя-биолога как один из способов решения проблем методики биологического образования

6

4




2

10

14

8

4

2

20

6

4

2




10







30

20

-

10

50

70

40

20

10

90

24

16

8




56

Примечание: Вариант 1 для специальности 050102 Биология

Вариант 2 для специальности 005013.00 География с дополнительной специальностью

Вариант 3 для специальности 050102.00 Биология с дополнительной специальностью
1.6.2. Содержание разделов дисциплины.

Введение. Цели и задачи методики обучения биологии в современном биологическом образовании. Закономерности и принципы обучения биологии.

Тенденции развития современного биологического образования. Стандартизация, профилизация, дифференциация, экологизация, информатизация и вариативность современного биологического образования.

Обзор современных проблем методики обучения биологии. Виды обучения биологии. Теория и технология обучения. Содержание, методы, формы и средства обучения биологии. Информатизация школьной биологии. Исследовательская работа по биологии. Самостоятельная работа учащихся по биологии. Предпрофильная подготовка и элективные курсы. Углубленное изучение биологии.

Стандартизация общего биологического образования. Понятие образовательного стандарта. Функции стандарта. Требования к содержанию образовательного стандарта. Структура стандарта биологического образования в школе. Стандарты высшего профессионального образования по биологическим специальностям. Требования к подготовке специалистов в области биологического образования.

Моделирование программ и образовательного процесса в разных типах школ. Планирование работы учителя биологии. Особенности образовательного процесса в разных типах школ.

Конструирование деятельности учителя-биолога как один из способов решения проблем методики биологического образования. Профессиограмма учителя биологии. Функции учителя биологии. Личность современного учителя биологии. Самообразование и профессиональная переподготовка учителя биологии.

1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.




№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Тенденции развития современного биологического образования.

Анализ биологического содержания в разных типах общеобразовательных учреждений, в различных авторских программах и учебниках

8

20

12

Составление рецензий и аннотаций

2

Обзор современных проблем методики обучения биологии.

Разработка решений по актуальным проблемам содержания, методов и средств биологического образования

6

10

8

Решение ситуационных задач

3

Стандартизация общего биологического образования

Выполнение индивидуальных заданий к практическим занятиям

6

20

8

Выполнение тестов


4

Моделирование программ и образовательного процесса в разных типах школ.

Рефераты


12

20

8

Защита рефератов


5

Конструирование деятельности учителя-биолога как один из способов решения проблем методики биологического образования.

Анализ научно-методических журналов

8

20

8

Круглый стол


1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
Практическое занятие №1
Дифференциация биологического образования в современной школе

План

1. История становления дифференцированного обучения в школах России

2.Дифференциация и вариативность современного биологического образования

3. Профилизация и дифференциация современного биологического образования

4. Цели и содержание биологического образования в школах различных типов

Литература


  1. И.Э. Уинт Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990

  2. Настольная книга учителя биологии. Г.С. Калинова, В.С. Кучменко – М., 2002

  3. А.В. Марина, В.П. Соломин, П.В. Станкевич. Школьное биологическое образование: проблемы и пути их решения.- СПб., 2000

  4. Комиссаров Б. Д. Методологические проблемы биологического образования - М, 1991

  5. С.В. Алексеев. Дифференциация в обучении предметам естественно-научного цикла. Л, 1991

  6. Н.М. Шахмаев. Дифференциация обучения в средней общеобразовательной школе. М, 1989


Практическое занятие №2
Информатизация школьной биологии

План

1.Понятие программированного обучения

2. Программные продукты в обучении биологии

3. Использование возможностей компьютерных технологий на разных этапах обучения биологии



Литература

  1. С.И. Борис, Н.К. Ханнаннов Возможности использования российских электронных изданий на уроках биологии. Биология ПС, № 6, 2005

  2. Настольная книга учителя биологии. Г.С. Калинова, В.С. Кучменко – М., 2002

  3. А.В. Марина, В.П. Соломин, П.В. Станкевич. Школьное биологическое образование: проблемы и пути их решения.- СПб., 2000

  4. Комиссаров Б. Д. Методологические проблемы биологического образования - М, 1991

  5. В.А. Смирнов. ЭВТ на уроках биологии: учебно-методическое пособие (под ред. В.П. Соломина) – СПб, 1997



Практическое занятие №3
Предпрофильная подготовка в биологическом образовании

План

1. Концепция профильного обучения

2. Значение предпрофильной подготовки

3. Элективные курсы в предпрофильной подготовке учащихся



Литература

  1. Концепция профильного обучения. Биология в школе. № 7, 2003

  2. Настольная книга учителя биологии. Г.С. Калинова, В.С. Кучменко – М., 2002

  1. А.В. Марина, В.П. Соломин, П.В. Станкевич. Школьное биологическое образование: проблемы и пути их решения.- СПб., 2000

  2. Комиссаров Б. Д. Методологические проблемы биологического образования - М, 1991

  3. С.В. Алексеев. Дифференциация в обучении предметам естественно-научного цикла. Л, 1991

6. Проблемы профильного обучения. Биология ПС. №3, 2005
Практическое занятие №4
Проектная деятельность в обучении биологии

План

1. История исследовательского метода обучения

2. Цели обучения исследовательской деятельности

3. Содержание и планирование проектной деятельности учащихся

3. Результаты исследовательской деятельности школьников.

Литература


  1. Е.С. Палат. Новые педагогические технологии: пособие для учителей. М., 1997

  2. Г.И. Лернер. Проектная деятельность. Биология ПС. № 41, 2004

  3. П.И. Третьяков. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Тюмень, 1994

  4. Т.И. Шамова. Технология проектного обучения. В сб.: Реализация новых управленческих и педагогических технологий как средство развития учреждений образования. М, 1998

  5. Г.К. Селевко. Современные технологии обучения// Народное образование., №2, 1998

  6. Русских Г.А. Технология проектного обучения. Биология в школе. № 3, 2003

  7. В.П. Беспалько. Слагаемые педтехнологии. М., 1989


Практическое занятие №5
Углубленное изучение биологии

План

1. Понятие о профильном и углубленном изучении биологии

2.Особенности содержания курса биологии при углубленном обучении

3. Особенности методики обучения биологии в классах с углубленным содержанием учебной дисциплины



Литература

1. Настольная книга учителя биологии. Г.С. Калинова, В.С. Кучменко – М., 2002

2. А.В. Марина, В.П. Соломин, П.В. Станкевич. Школьное биологическое образование: проблемы и пути их решения.- СПб., 2000

3. Б. Д.Комиссаров Методологические проблемы биологического образования - М, 1991

4. А.С. Мамзин. Биология в системе культуры. Спб., 1998

5. Биология в школе. Программы углубленного изучения биологии. Сост. В.И. Сивоглазов. М., 1987.


Практическое занятие №6
Стандартизация биологического образования
План

1. Понятие стандарта общего и высшего профессионального образования

2. Структура образовательного стандарта

3. Функции образовательного стандарта



Литература

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 032400 «Биология» 2000г.

  2. Учебные стандарты школ России. Под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутиной. Книга 2 - М, 1998

  3. Настольная книга учителя биологии. Г.С. Калинова, В.С. Кучменко – М., 2002

  4. А.В. Марина, В.П. Соломин, П.В. Станкевич. Школьное биологическое образование: проблемы и пути их решения.- СПб., 2000

  5. Комиссаров Б. Д. Методологические проблемы биологического образования - М, 1991

  6. И.А. Петрова, Е.В. Маслова. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта по естествознанию. Биология. Программно-методические материалы. Мурманск, 2001



Практическое занятие №7
Моделирование программы и образовательного процесса по биологии

в естественно-научном и гуманитарном профилях

(круглый стол)

Вопросы

1. Анализ содержания программы по биологии для естественно - научного профиля

2. Анализ содержания программы по биологии для гуманитарного профиля

3. Моделирование образовательного процесса для естественно - научного профиля

4. Моделирование образовательного процесса для гуманитарного профиля

5. Сравнительный анализ планируемых результатов обучения в естественно-научном и гуманитарном профилях


Практическое занятие №8
Моделирование программы и образовательного процесса по биологии

в биолого-химическом и физико-математическом профилях

(круглый стол)

Вопросы

1. Анализ содержания программы по биологии для биолого-химического профиля

2. Анализ содержания программы по биологии для физико-математического профиля

3. Моделирование образовательного процесса для биолого-химического профиля

4. Моделирование образовательного процесса для физико-математического профиля

5. Сравнительный анализ планируемых результатов обучения в биолого-химическом и физико-математическом профилях


Практическое занятие №9
Конструирование деятельности учителя-биолога

План

1. Профессиональная подготовка современного учителя биологии

2. Модель современного учителя биологии

3. Планирование деятельности учителя

4. Переподготовка и самообразование учителя биологии

Литература

1. Настольная книга учителя биологии. Г.С. Калинова, В.С. Кучменко – М., 2002

2. А.В. Марина, В.П. Соломин, П.В. Станкевич. Школьное биологическое образование: проблемы и пути их решения.- СПб., 2000

3. Б. Д.Комиссаров Методологические проблемы биологического образования - М, 1991


Практическое занятие №10
Конструирование деятельности учителя-биолога

План

Работа школьного методического объединения учителей биологии

  1. Место МО в структуре школы

  2. Планирование работы школьного методического объединения учителей биологии

  3. Взаимодействие с администрацией школы и другими методическими объединениями

Литература

1. Настольная книга учителя биологии. Г.С. Калинова, В.С. Кучменко – М., 2002

2. А.В. Марина, В.П. Соломин, П.В. Станкевич. Школьное биологическое образование: проблемы и пути их решения.- СПб., 2000

3. Б. Д.Комиссаров Методологические проблемы биологического образования - М, 1991



1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1. Рекомендуемая литература:

  • основная




  1. Актуальные проблемы и перспективы развития биологического и экологического образования : сб. материалов VI междунар. методол. семинара 21-22 нояб. 2006 г., Санкт-Петербург. Вып. 5 / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, фак. биологии ; [науч. ред. В. П. Соломин, Н. Д. Андреева]. - СПб. : ТЕССА, 2006. - 300 с.

  2. Байбородова Л. В. Методика обучения биологии : пособие для учителя / Байбородова Л. В., Лаптева Т. В. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 176 с.

  3. Гуманитарные технологии в биологическом и экологическом образовании: сборник мат. 8 межд. методол. семинара (25-26 ноября 2008 г., г. Санкт-Петербург), Вып. 7. – СПб: Тесса, 2008.

  4. Методика преподавания биологии : учебник для студ. вузов, обуч. по направл. "Биология" и спец. "Биология" / под ред. М. А. Якунчева. - М. : Академия, 2008. - 320 с.

  5. Методические идеи В. М. Корсунской и их развитие в современной теории и методике обучения биологии и экологии : сб. материалов Герценовских чтений, посвящ. памяти В. М. Корсунской 20 апр. 2005 года, Санкт-Петербург : Вып. 4 / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, Фак. биологии, Кафедра методики обучения биологии и экологии. - СПб. : ТЕССА, 2005. - 176 с.

  6. Методологические и методические основы исследований в области биологического и экологического образования : материалы методологического семинара, 12-13 ноября 2002 г., Санкт-Петербург / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, Фак. биологии, Каф. методики биологии и экологии. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. - 220 с.

  7. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии : [сб.] / сост. В. С. Кучменко ; М-во образования РФ. - 4-е изд., стер. - М. : Дрофа, 2002. - 96 с.

  8. Пономарева И. Н. Общая методика обучения биологии : учеб.пособие для студ.пед.вузов / Пономарева И. Н., Соломин В. П., Сидельникова Г. Д. ; под ред. И.Н. Пономаревой. - М. : Академия, 2003. - 272 с.

  9. Проблемы методики обучения биологии и экологии в условиях модернизации образования : материалы науч.-практ. конференции, 21-23 января 2003 года, Санкт-Петербург / РГПУ им. А. И. Герцена ; Фак. биологии ; Кафедра методики обучения биологии и экологии. - СПб. : ТЕССА, 2003. - 186 с.

  10. Проблемы методики обучения биологии и экологии в условиях модернизации образования: материалы II научно-практической конференции, 27-29 января 2004 года, Санкт-Петербург. - СПб.: ТЕССА, 2003, 2004. - 141 с.

  11. Программы общеобразовательных учреждений. Биология. 6-9 классы / [авт. В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова]. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 28, [4] с.

  12. Программы общеобразовательных учреждений. Биология. 10-11 классы / [Г. М. Дымшиц, О. В. Саблина]. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 32, [1] с.

  13. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология : 5-11кл. / сост. В. С. Кучменко ; М-во образования РФ. - 3-е изд., стер. - М. : Дрофа, 2002. - 224 с.

  14. Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии. - М.: Мнемозина, 2002. - 304 с.

  15. Сборник нормативных документов. Биология : федер. компонент гос. стандарта, федер. базисный учеб. план / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев ; М-во образования РФ. - М. : Дрофа, 2006. - 168 с.




  • Дополнительная

Алексеев С.В. Дифференциация в обучении предметам естественно-научного цикла. Л, 1991

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 032400 «Биология» 2000г.

Настольная книга учителя биологии. Г.С. Калинова, В.С. Кучменко – М., 2002

Марина А.В., Соломин В.П., Станкевич П.В. Школьное биологическое образование: проблемы и пути их решения.- СПб., 2000

Мамзин А.С. Биология в системе культуры. Спб., 1998



  1. Шамова Т.И. Технология проектного обучения. В сб.: Реализация новых управленческих и педагогических технологий как средство развития учреждений образования. М, 1998

  2. Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы биологического образования - М, 1991

Смирнов В.А. ЭВТ на уроках биологии: учебно-методическое пособие (под ред. В.П. Соломина) – СПб, 1997

  1. Уинт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990

  2. Учебные стандарты школ России. Под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутиной. Книга 2 - М, 1998


1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
8.1. Видеодвойка, оверхед, мультимедийный проектор

8.2. Перечень используемых пособий

8.3. Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения: 1С Репетитор. Биология, Открытая биология. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. Электронный атлас для школьника: ботаника, зоология. Биология. Анатомия и физиология человека. 1С: Экология.

Видеозаписи уроков биологии из серии «Педагогический Олимп»


1.10 Примерные зачетные тестовые задания:

1. Проблемным обучением не является

А. выполнение лабораторной работы по инструкции

В. подбор материала для реферата

Б. поиск ответов на ответов на вопросы в литературных источниках

Г. конструирование модели объекта

2. Проектом не является

А. моделирование объекта или процесса

В. подготовка и проведение экскурсии

Б. участие в спектакле

Г. создание сайта в Интернете

3. Профильные предметы

А. обязательны для всех учащихся во всех профилях обучения

В. обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы

Б. предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения

Г. предметы федерального компонента образовательного стандарта

4. Элективные курсы

А. обязательны для всех учащихся во всех профилях обучения

В. обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы

Б. предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения

Г. предметы федерального компонента образовательного стандарта

5. Пропедевтический вариативный этап обучения биологии

А. 1-4 класс начальной школы и 5-6 класс основной школы

В. 10-11 класс основной школы

Б. 7-10 класс основной школы

Г. 9 класс основной школы

6. В базисном учебном плане установлено

А. предельно допустимые нагрузки учащихся по классам

В. время, отводимое на изучение, федерального, национально-регионального и школьного компонентов

Б. максимальная недельная нагрузка учащихся

Г. все перечисленное

7. Образовательная программа

А. нормативно-правовой документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса

В. программа обучения биологии

Б. программа совместных действий учителя и ученика

Г. программа развития школы

8. Примерная программа по биологии

А. нормативно-правовой документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса

В. программа обучения биологии

Б. программа совместных действий учителя и ученика в изучении предмета

Г. программа развития школы

9. К частично-поисковым методам относится:

А. рассказ

В.самостоятельное исследование

Б. изложение

Г. эвристическая беседа

10.Компонентом содержания образования не является

А. знания

В.методы обучения

Б. способы деятельности

Г. все перечисленное



1.11. Примерный перечень вопросов к зачету.
1. Методика обучения биологии, как наука и учебный предмет

2. Значение биологического образования в современном мире

3. Стандарт. Функции стандарта.

4.Базисный учебный план. Особенности проекта нового базисного учебного плана.

5. Тенденции современного биологического образования в России.

6. Дифференциация и вариативность, как тенденции современного биологического образования

7. Концепция профильной школы

8. Предпрофильная подготовка

9. Углубленное обучение биологии

10. Модель современного учителя биологии

11. Педагогические технологии в обучении биологии (на примере по выбору студента)

12. Мотивационный компонент в обучении биологии

13.Экологизация школьной биологии

14. Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения биологии

15. Организация исследовательской деятельности школьников в обучении биологии

16. Требования к научному проекту по биологии

17. Учебно-методический комплект по биологии . Критерии выбора УМК

18. Воспитание в процессе обучения биологии

20. Формирование экологической культуры подростков

21. Характеристика национально-регионального компонента ГОС по естествознанию (биология)

22. Интеграция в современном биологическом образовании

23. Особенности содержания курса биологии при углубленном (профильном, дифференцированном) обучении биологии (по выбору)


1.12.Комплект экзаменационных билетов: не предусмотрено учебным планом

1.13. Примерная тематика рефератов


  1. Современные учебно-методические комплексы по биологии

  2. Программные средства обучения биологии

  3. Современный учебник биологии

  4. Профильное обучение в школьной биологии

  5. Исследовательский метод в обучении биологии

  6. Школьная биологическая олимпиада

  7. Организация научно-исследовательской работы в школе

  8. Принцип наглядности в обучении биологии

  9. Сезонные биологические экскурсии

  10. Экскурсия в музей природы

  11. Экологическое воспитание в курсе школьной биологии

  12. Патриотическое воспитание в курсе школьной биологии

  13. Современный учитель биологии

  14. Проектный метод в обучении биологии

  15. Интеграция естественнонаучных знаний в школьном образовании

  16. Модульное обучение в школьном курсе биологии

  17. Стандартизация школьного биологического образования


1.14-15. Примерная тематика курсовых и квалификационных (дипломных) работ.

Не предусмотрены учебным планом


1.16. Методика(и) исследования.

Нет.
1.17. Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине: не предусмотрена




РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или её разделов) и

контрольные задания для студентов заочной формы обучения.
Практическое занятие №1
Дифференциация биологического образования в современной школе

План

1. История становления дифференцированного обучения в школах России

2.Дифференциация и вариативность современного биологического образования

3. Профилизация и дифференциация современного биологического образования

4. Цели и содержание биологического образования в школах различных типов

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Чем отличаются понятия дифференциация, вариативность и профилизация?

2. Чем обусловлена необходимость дифференциации биологического образования в современной школе?

3. В чем сходство и различие программ по биологии в различных профилях?



Задания для самостоятельной работы

  1. Проанализировать одну из авторских программ по биологии для средней школы (по выбору). Составить рецензию.

  2. Подобрать в журнале «Биология в школе» информацию о действующих в школе учебниках. Составьте аннотацию этих статей.

Литература

  1. И.Э. Уинт Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990

  2. Настольная книга учителя биологии. Г.С. Калинова, В.С. Кучменко – М., 2002

  3. А.В. Марина, В.П. Соломин, П.В. Станкевич. Школьное биологическое образование: проблемы и пути их решения.- СПб., 2000

  4. Комиссаров Б. Д. Методологические проблемы биологического образования - М, 1991

  5. С.В. Алексеев. Дифференциация в обучении предметам естественно-научного цикла. Л, 1991

  6. Н.М. Шахмаев. Дифференциация обучения в средней общеобразовательной школе. М, 1989


Практическое занятие №2
Информатизация школьной биологии

План

1.Понятие программированного обучения

2. Программные продукты в обучении биологии

3.Использование возможностей компьютерных технологий на разных этапах обучения биологии



Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Как можно оценить качество программных продуктов?

  2. Каковы возможности использования Интернет-ресурсов в обучении биологии?

  3. В чем преимущества и недостатки использования ПК перед другими средствами обучения?

Задания для самостоятельной работы

1.Ознакомьтесь в компьютерном классе с различными электронными изданиями – электронный учебник, электронный атлас, электронная энциклопедия, виртуальная школа, составьте их краткую характеристику



Литература

  1. С.И. Борис, Н.К. Ханнаннов Возможности использования российских электронных изданий на уроках биологии. Биология ПС, № 6, 2005

  2. Настольная книга учителя биологии. Г.С. Калинова, В.С. Кучменко – М., 2002

  3. А.В. Марина, В.П. Соломин, П.В. Станкевич. Школьное биологическое образование: проблемы и пути их решения.- СПб., 2000

  4. Комиссаров Б. Д. Методологические проблемы биологического образования - М, 1991

  5. В.А. Смирнов. ЭВТ на уроках биологии: учебно-методическое пособие (под ред. В.П. Соломина) – СПб, 1997



Практическое занятие №3
Предпрофильная подготовка в биологическом образовании

План

1. Концепция профильного обучения

2. Значение предпрофильной подготовки

3. Элективные курсы в предпрофильной подготовке учащихся



Вопросы для коллективного обсуждения

1. Чем вызвана необходимость профильного обучения в российских школах?

2. В чем сходство и различие факультативных и элективных курсов?

3. Каковы требования к программе элективного курса?

4. Какие проблемы профильной подготовки обсуждаются в научно-методических газетах и журналах?

Задания для самостоятельной работы


  1. Ознакомьтесь с нормативными документами профильного обучения (приказы Министерства образования и науки, концепция профильного обучения).

  2. Составьте их характеристику

Литература

  1. Концепция профильного обучения. Биология в школе. № 7, 2003

  2. Настольная книга учителя биологии. Г.С. Калинова, В.С. Кучменко – М., 2002

  1. А.В. Марина, В.П. Соломин, П.В. Станкевич. Школьное биологическое образование: проблемы и пути их решения.- СПб., 2000

  2. Комиссаров Б. Д. Методологические проблемы биологического образования - М, 1991

  3. С.В. Алексеев. Дифференциация в обучении предметам естественно-научного цикла. Л, 1991

6. Проблемы профильного обучения. Биология ПС. №3, 2005
Практическое занятие №4
Проектная деятельность в обучении биологии

План

1. История исследовательского метода обучения

2. Цели обучения исследовательской деятельности

3. Содержание и планирование проектной деятельности учащихся

3. Результаты исследовательской деятельности школьников

Вопросы для коллективного обсуждения

1. В чем заключается алгоритм деятельности учителя биологии по организации проектной работы учеников?

2. Каковы требования к оформлению научно-исследовательской работы школьника?

3. Какие умения формируются в процессе проектной деятельности у школьников и каково их значение?

4. Как избежать перегрузки школьника и формального подхода в выполнении проекта?

5. В чем различие между учебным и подлинно научным проектом?

6. Должны ли родители присутствовать на защите проекта их ребенком? Аргументируйте ответ.

Задания для самостоятельной работы


  1. Ознакомьтесь с тематикой научно-исследовательских проектов школьников на региональных конференциях за последние 2-3 года. Сделайте вывод о направлениях научно- исследовательской работы по биологии и экологии в школах региона.

  2. Придумайте 2-3 темы проектов по биологии и спланируйте работу по ним.

Литература

  1. Е.С. Палат. Новые педагогические технологии: пособие для учителей. М., 1997

  2. Г.И. Лернер. Проектная деятельность. Биология ПС. № 41, 2004

  3. П.И. Третьяков. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Тюмень, 1994

  4. Т.И. Шамова. Технология проектного обучения. В сб.: Реализация новых управленческих и педагогических технологий как средство развития учреждений образования. М, 1998

  5. Г.К. Селевко. Современные технологии обучения// Народное образование., №2, 1998

  6. Русских Г.А. Технология проектного обучения. Биология в школе. № 3, 2003

  7. В.П. Беспалько. Слагаемые педтехнологии. М., 1989


Практическое занятие №5
Углубленное изучение биологии

План

1. Понятие о профильном и углубленном изучении биологии

2.Особенности содержания курса биологии при углубленном обучении

3. Особенности методики обучения биологии в классах с углубленным содержанием учебной дисциплины



Вопросы для коллективного обсуждения

1. Каково значение углубленного обучения биологии?

2. Какова взаимосвязь между профильным и углубленным обучением?

3. Каковы возможности интегрированного подхода в классах с углубленным обучением биологии?



Задания для самостоятельной работы

Проанализируйте одну из авторских программ, предназначенных для углубленного обучения биологии по плану. Составьте рецензию.

ПЛАН АНАЛИЗА ПРОГРАММЫ


  1. Авторы программы

  2. Название программы

  3. Объем в часах

  4. Как определяет пояснительная записка цели и задачи данной программы?

  5. Какие научные идеи заложены в содержании программы?

  6. Какие принципы (дидактические и методические) использованы авторами программы?

  7. Какие содержательные блоки включены в данную программу? Какой объем часов запланирован на изучение тем?

  8. Обоснована ли на Ваш взгляд такая последовательность изучения тем?

  9. Какие формы и методы обучения предлагают использовать авторы программы?

  10. На какие компоненты содержания образования ориентирована данная программа и как это отражено в разделе «Результаты обучения»?

  11. Разработаны ли авторами критерии усвоения содержания?

  12. Сколько наименований содержит список литературы?

Литература

1. Настольная книга учителя биологии. Г.С. Калинова, В.С. Кучменко – М., 2002

2. А.В. Марина, В.П. Соломин, П.В. Станкевич. Школьное биологическое образование: проблемы и пути их решения.- СПб., 2000

3. Б. Д.Комиссаров Методологические проблемы биологического образования - М, 1991

4. А.С. Мамзин. Биология в системе культуры. Спб., 1998

5. Биология в школе. Программы углубленного изучения биологии. Сост. В.И. Сивоглазов. М., 1987.


Практическое занятие №6
Стандартизация биологического образования
План

1. Понятие стандарта общего и высшего профессионального образования

2. Структура образовательного стандарта

3. Функции образовательного стандарта



Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Чем вызвана необходимость стандартизации образования?

  2. К каким результатам может привести «всеобщая стандартизация»? Какие проблемы при этом решаются, а какие возникают?

  3. Как решаются проблемы интеграции в стандартах по биологии?

Задания для самостоятельной работы

Охарактеризуйте дидактические единицы, представленные в стандарте, выявите соотношение: факты, понятия, теории, концепции, законы



Литература

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 032400 «Биология» 2000г.

  2. Учебные стандарты школ России. Под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутиной. Книга 2 - М, 1998

  3. Настольная книга учителя биологии. Г.С. Калинова, В.С. Кучменко – М., 2002

  4. А.В. Марина, В.П. Соломин, П.В. Станкевич. Школьное биологическое образование: проблемы и пути их решения.- СПб., 2000

  5. Комиссаров Б. Д. Методологические проблемы биологического образования - М, 1991

  6. И.А. Петрова, Е.В. Маслова. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта по естествознанию. Биология. Программно-методические материалы. Мурманск, 2001


Практическое занятие №7
Моделирование программы и образовательного процесса по биологии

в естественно-научном и гуманитарном профилях

(круглый стол)

Вопросы

1. Анализ содержания программы по биологии для естественно - научного профиля

2. Анализ содержания программы по биологии для гуманитарного профиля

3. Моделирование образовательного процесса для естественно - научного профиля

4. Моделирование образовательного процесса для гуманитарного профиля

5. Сравнительный анализ планируемых результатов обучения в естественно-научном и гуманитарном профилях


Практическое занятие №8
Моделирование программы и образовательного процесса по биологии

в биолого-химическом и физико-математическом профилях

(круглый стол)

Вопросы

1. Анализ содержания программы по биологии для биолого-химического профиля

2. Анализ содержания программы по биологии для физико-математического профиля

3. Моделирование образовательного процесса для биолого-химического профиля

4. Моделирование образовательного процесса для физико-математического профиля

5. Сравнительный анализ планируемых результатов обучения в биолого-химическом и физико-математическом профилях


Практическое занятие №9
Конструирование деятельности учителя-биолога

План

1. Профессиональная подготовка современного учителя биологии

2. Модель современного учителя биологии

3. Планирование деятельности учителя

4. Переподготовка и самообразование учителя биологии

Вопросы для обсуждения


  1. Какие требования предъявляются к современному учителю биологии?

  2. Какие дисциплины и курсы по выбору, по вашему мнению, следует добавить в учебный план подготовки специалиста?

  3. Надо ли планировать работу по самообразованию?

Задания для самостоятельной работы

  1. Ознакомьтесь с учебным планом специальности 032400 «Биология». Какие дисциплины входят в состав федерального и национально-регионального компонентов?

  2. Ознакомьтесь с планом работы ФПК или ИПК на текущий учебный год. Каковы его основные направления?

Литература

1. Настольная книга учителя биологии. Г.С. Калинова, В.С. Кучменко – М., 2002

2. А.В. Марина, В.П. Соломин, П.В. Станкевич. Школьное биологическое образование: проблемы и пути их решения.- СПб., 2000

3. Б. Д.Комиссаров Методологические проблемы биологического образования - М, 1991


Практическое занятие №10
Конструирование деятельности учителя-биолога

План

Работа школьного методического объединения учителей биологии

  1. Место МО в структуре школы

  2. Планирование работы школьного методического объединения учителей биологии

  3. Взаимодействие с администрацией школы и другими методическими объединениями

Вопросы для обсуждения

  1. В чем значение работы методического объединения?

  2. Если бы руководителем школьного методического объединения учителей биологии был я, то как бы я помогал молодому учителю?

Задания для самостоятельной работы

1. Ознакомьтесь с планом работы МО нескольких школ, дайте их сравнительную характеристику



Литература

1. Настольная книга учителя биологии. Г.С. Калинова, В.С. Кучменко – М., 2002

2. А.В. Марина, В.П. Соломин, П.В. Станкевич. Школьное биологическое образование: проблемы и пути их решения.- СПб., 2000

3. Б. Д.Комиссаров Методологические проблемы биологического образования - М, 1991


Лабораторные занятия 1-5 (10 ч)

Анализ уроков биологии (по материалам видеоуроков)

  1   2


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница