Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1, Д. С. 4, Сд психология общения



страница1/10
Дата30.04.2016
Размер1.74 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования «Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

        1. ОПД.В.2.1, Д.С.4, СД


ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности
«040101-Социальная работа»

«050104-Безопасность жизнедеятельности»

«050201.00-Математика с доп. специальностью «Физика»

«050706-Педагогика и психология»

«050708-Педагогика и методика начального образования»
(код и наименование специальностей)


  1. Утверждено на заседании кафедры

  2. психологии факультета

  3. педагогики и психологии

  4. (протокол № 7 от 06 марта 2008 г.)

  5. Зав. кафедрой

  6. ________________И.А. Синкевич

2008г.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ



Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования «Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.Р.3

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ



Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности
«050703-Дошкольная педагогика и психология»

(код и наименование специальностей)


  1. Утверждено на заседании кафедры

  2. психологии факультета

  3. педагогики и психологии

  4. (протокол № 7 от 06 марта 2008 г.)

  5. Зав. кафедрой

  6. ________________И.А. Синкевич

2008г.

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
1.1. Авторы-составители программы: Синкевич И.А., канд. пед. наук, доцент, Тузова О.Н., канд. психол. наук, старший преподаватель

1.2. Рецензенты:

О.Н.Недосека, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии (МГПУ)

Е.М.Зубрицкая, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития, проректор по научной работе Мурманского гуманитарного института (МГИ)

1.3. Пояснительная записка

Психология является структурообразующей, фундаментальной научной дисциплиной для системы педагогического образования. Любые знания создает, сохраняет, воспроизводит, при­нимает только реальный живой человек, его конкретная психика. Поэтому чем больше мы будем знать о человеческой психике, чем грамотнее и гуманнее учитывать в образовательном процес­се ее феноменологию, закономерности и механизмы, тем эффективнее и человечнее будет це­ленаправленный учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении и вузе.

Программа курса по выбору «Психология общения» составлена в соответствии с Государственным образовательным стан­дартом высшего профессионального образования по специальностям «050104-Безопасность жизнедеятельности», «040101-Социальная работа», «050201.00-Математика с доп. специальностью «Физика», «050706-Педагогика и психология», «050703 - Дошкольная педагогика и психология» с учетом традиционных вопросов и актуальных проблем со­циальной психологии и данных, осмысленных в современ­ных методологических и прикладных аспектах.

Эффективность педагогической деятельности во многом зависит не только от его профессиональной компетентности, но и от способности учитывать ре­альные социально-психологические условия в образовательном учреждении и обществе в целом, от ориентировки в социально-психологических осо­бенностях общения внутри детского коллектива.

Основные задачи курса:


  • дать студенту общие представления о проблемах психологии общения, методах их изучения;

  • познакомить студентов с фундаментальными понятиями психологии общения, основными теорети­ческими направлениями и подходами;

  • сформировать научное мировоззрение и широкий профессиональный кругозор студента;

  • познакомить студентов с основными проблемами общения в психологии;

  • способствовать пробуждению, сохранению или развитию интереса к психологии общения, желания работать с детьми, умения создавать благоприятные условия для их когнитивного разви­тия и личностного роста и др.

В программе нашли отражение различные теоретические направления отечественной и зарубежной психологии, наиболее яркие теории и гипотезы.

В списке литературы студентам предложены работы, опубликованные в последние годы. Семинарские и практические занятия позволяет оптимально организовать самостоятельную работу студентов.

В результате изучения дисциплины «Психология общения» студенты должны знать:


  • основные категории и понятия психологии общения;

  • закономерности общения и взаимодействия людей;

  • социально-психологическую сущность, специфику и основные компоненты педагогической деятель­ности.

Студенты должны быть готовы решать практические педагогические задачи, непременно используя психологические знания, полученные в ходе изучения психологии.

Для этого они должны уметь:



  • учитывать в своей профессиональной деятельности социально-психологические особен­ности взаимодействия и общения внутри учебного коллектива и управлять динамикой групповых процессов;

  • осуществлять по­мощь родителям в деле семейного воспитания;

  • анализировать собственную деятельность, межличностные отношения в педагогическом коллективе и личностные особенности с целью их совершенствования.

Основное содержание программы по курсу выбору «Психология общения» отвечает всем требованиям государственного образовательного стандарта к современным программам педагогических вузов.
1.4. Извлечение из ГОС ВПО

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емк.

Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

раб.


1.

«050104-Безопасность жизнедеятельности»

3

6

45

34

10

24




11

Зачет


2.

«050201.00-Математика-физика»

3

6

40

20

-

20




20

Зачет

3.

«040101-Социальная работа»

3

5-6

120

60

30

30




60

Зачет

4.

«050706-Педагогика и психология»

3

5

90

40

18

22




50

Зачет



ФПиП

№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емк.

Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

раб.


1.

«050703 - Дошкольная педагогика»

5

10

40

20

14

6




20

Экзамен


1.6.Содержание дисциплины

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).

Примерное распределение учебного времени:


№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам. раб.

Всего аудит

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам. раб.

Раздел 1. Введение в психологию общения































1.

Психология общения как отрасль социальной психологии

4

2

2




4

4

2

2




1/2

2.

Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)

6

4

2




6

4

2

2




1/2

3.

Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)

6

4

2




6

4

2

2




1/2

4.

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

4

2

2




4

4

2

2




1/2

5.

Конфликт как неэффективное общение

4

2

2




4

4

2

2




1/2

Раздел 2. Эффективные технологии общения































6.

Технология беспроблемного общения Т. Гордона

4

2

2




4

2




2




1/2

7.

Технология спонтанности Ф.Перлза

6

2

4




6

2




2




1/2

8.

Технология подлинного общения Э.Берна

4

2

2




4

2




2




1/2

9.

Технология моделирования успеха в общении Р. Бэндлера и Дж.Гриндера

4

2

2




4

2




2




1

10.

Технология идеального общения Ч.Тойча и Дж.Тойч

4

2

2




4

2




2




1

11.

Психологическая коррекция стиля общения

4

2

2




4

2




2/-




1

12.

Рефлексия, доверие, ответственность как потенциал плодотворного общения

6

2

4




6

2




2/-




-/1




Всего

60

30

30




60

34

10

24/20




11/20


Примечание:

Вариант 1 для специальности «040101-Социальная работа».

Вариант 2 для специальности «050104-Безопасность жизнедеятельности», «050201.00-Математика-физика».


№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам. раб.

Всего аудит

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам. раб.

Раздел 1. Введение в психологию общения































1.

Психология общения как отрасль социальной психологии

2

2







4

2

2







2

2.

Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)

4

2

2




4

4

2

2




4

3.

Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)

4

2

2




4

1

1







1

4.

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

4

2

2




4

3

1

2




3

5.

Конфликт как неэффективное общение

4

2

2




5

3

1

2




3

Раздел 2. Эффективные технологии общения































6.

Технология беспроблемного общения Т. Гордона

4

2

2




5

1

1







1

7.

Технология спонтанности Ф.Перлза

3

1

2




4

1

1







1

8.

Технология подлинного общения Э.Берна

3

1

2




4

1

1







1

9.

Технология моделирования успеха в общении Р. Бэндлера и Дж.Гриндера

3

1

2




4

1

1







1

10.

Технология идеального общения Ч.Тойча и Дж.Тойч

3

1

2




4

1

1







1

11.

Психологическая коррекция стиля общения

3

1

2




4

1

1







1

12.

Рефлексия, доверие, ответственность как потенциал плодотворного общения

3

1

2




4

1

1







1




Всего

40

18

22




50

20

14

6




20



Примечание:

Вариант 1 для специальности «050706-Педагогика и психология».

Вариант 2 для специальности «050703 - Дошкольная педагогика и психология».

1.6.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Введение в психологию общения
Тема 1. Психология общения как отрасль социальной психологии

Предметная область, цель и задачи психологии общения. Объект исследований психологии общения.

Смежные области науки: общая психология, социология, культурная антропология, этно­графия, этнология, идеология, философия, теория управления, политология, и пр.; их взаимо­проникновение.



Методологические основания психологии общения. Методы психологии общения: исследовательские, коммуникационные, порождающие, транслирующие, воздействующие, тренинговые, игровые, оргдеятельностные и пр.

Актуальные проблемы психологии общения. Социально-психологические представления о человеке, индивиде, индивидуальности и личности. Проблемы непредсказуемости социальной динамики в условиях трансформаций. Проблема информационного взаимодействия. Массовое сознание в экстремальных ситуациях (экологические, соци­альные, военные, финансовые потрясения и катастрофы). Проблема общественных, моральных ценностей. Психология рели­гиозного сознания.

Понятие и сущность общения. Функции, виды, уровни общения. Общение в системе общественных и межличностных отношений. Единство общения и деятельности. Структура общения: коммуникация, перцепция, интеракция.



Основная литература

  1. Андреева Г. М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000.

  2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебный заведений. - М.: Аспект Пресс, 2006.

  3. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.

  4. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред.В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2003.

  5. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию /Пер. с англ. М.А.Ковальчука под ред. В.С.Магуна. - М.: Аспект Пресс, 1999.

  6. Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов.-СПб.: Питер, 2006.

  7. Майерс Д. Социальная психология. - СПб: Питер, 2000.

  8. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. - М.: Академия, 2002.

  9. Станкин М.И. Психология общения: курс лекций: - М.: Институт практической психологии, 1996.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница